Алвар аалто концертный зал финляндия в хельсинки. Дворец «Финляндия» (арх


Алвар Аалто

Алвар Аалто является ярчайшим представителем скандинавского направления стиля функционализм. Визитной карточкой архитектора стали удобные, эстетичные и функциональные здания, гармонично сочетающиеся с окружающим ландшафтом.

Алвар Аалто появился на свет 3 февраля 1898 года. В 1916 году Алвар поступает в Политехнический институт в Гельсингфорсе. Через два года он уходит солдатом на войну за независимость Финляндии. После войны он продолжает учебу, заканчивает институт и получает диплом архитектора.

В самом начале творческого пути Аалто искал новые конструктивные формы, отдавая предпочтение естественным материалам. В начале тридцатых годов архитектор переезжает в столицу, открывает фирму по выпуску предметов интерьера.

Здание газетной редакции в Турку

Первые здания были построены по проектам финского архитектора в Турку в конце двадцатых годов прошлого столетия. Постройки не отличались от иных массовых проектов — были спроектированы в форме параллелепипеда с ровными рядами окон.

Однако проект первого собственного дома, который был построен в 1934 в столице отличается наличием характерных признаков скандинавского направления функционального стиля.

Среди проектов Аалто наиболее интересными считаются следующие:

Дом культуры в Хельсинки, построенный в пятидесятые

Дом в Мунккиниеми

Дом в Мунккиниеми со стороны белой башни

Дом в Мунккиниеми, по соседству с Хельсинки, выполнял функцию студии и жилую одновременно. Между функциональными частями было четкое разграничение. Башня из белого кирпича была для работы, жилая часть располагалась на нижних этажах.

Дворец «Финляндия»

Дворец «Финляндия»

Дворец «Финляндия», являющийся наиболее известным проектом архитектора, образцом скандинавского функционализма. Это светлое строгое здание с мраморной отделкой с просторными залами.

Спроектированные в функциональном стиле здания являются яркими примерами конструкций для жизни. Они четко разделены на блоки, отвечающие конкретным функциональным задачам — работа, отдых и переходы. Скандинавский функционализм отличался тем, что всегда учитывал окружающие условия, кроме того эстетика занимала в проектировании не последнее место.

Аалто особое внимание уделял единству архитектуры и окружения здания. В проектах Алвара вы не найдете элементов декора. Если и есть какие-либо украшения, то на них возложена определенная функциональная нагрузка. В основном декоративными элементами служат технические детали такие как вентсистемы, оборудование для освещения.

Ярко выражен функционализм в проектах Аалто для постройки домов отдыха и больниц. Такие здания рассматривались архитектором как инструменты для отдыха и оздоровления.

Туберкулезный санаторий в Паймио в провинции Варсинайс-Суоми

Стоит отметить, что большое значение Аалто придавал комфортности внутренних помещений. Например система бестеневого освещения залов и библиотек. Разворачивая веером помещение к свету, архитектор компенсировал его недостаток в климате страны. Свет являлся фактором формообразования. Читальные залы, каталоги и абонементы не отгорожены друг от друга. Они образуют единое пространство, которое делится на зоны с помощью освещения. Залы выдачи и чтения книг спроектированы без окон — стены заняты книжными полками. В активе архитектора 10 неосуществленных и 12 осуществленных проектов библиотек.

Библиотека в Выборге

Интересен проект библиотеки г. Выборга. В данном проекте Аалто реализовал волнообразный поток пластин из дерева, который отличался уникальными акустическими характеристиками. Для того, чтобы книги освещались со всех сторон, Алвар сделал в библиотеке стеклянные стены и окна в потолке.

Скандинавский функциональный стиль Аалто был близок к органическому архитектурному стилю. Архитектор одновременно раскрывает свойства природных материалов и органично вписывает архитектуру в окружающую природу.

Излюбленная волнообразная форма используется Аалто повсеместно. Финскому архитектору принадлежит идея о том, что здание является продолжением пространства, а природа и архитектура являются единым целым. Его проектам характерно точное соответствие формы каждого строения его назначению, при этом здания органически сочетаются с ландшафтом.

Муниципальный центр Сяюнятсало

Творчество скандинавского архитектора отмечено созданием большого количества крупных проектов общественных зданий: это муниципальный центр Сяюнятсало, Управление пенсионного обеспечения, Дом культуры рабочих, дом северных стран в Рейкьявике. Среди культовых сооружений церковь Трех крестов в Вуоксенниска, приходские центры. Проектировал также промышленные сооружения, жилые дома и выставочные павильоны.

Церковь Трех крестов в Вуоксенниска

    Похожие записи

Авторские дома, в которые создатели вкладывали частичку своей души, всегда будут вызывать интерес и привлекать внимание, несмотря на переменчивость моды. Сегодня наш рассказ – об одном из талантливых архитекторов, творивших в прошлом веке.

Творческие эксперименты Alvar Aalto позволили его шедеврам финского архитектурного модернизма удостоиться многочисленных наград.

Наряду с Frank Lloyd Wright, финский архитектор Alvar Aalto обладал очень индивидуальным стилем, сочетающим традиции и современность. Но, в отличие от Wright, который родился через десять лет после окончания Гражданской войны 1861-1865 годов и свои ранние работы создал в США в том же веке, Aalto (1898-1976) начал свою карьеру как представитель течения модернизма, распространённого в Европе.

Первые здания архитектора были созданы в стиле нордического классицизма, но Aalto быстро перешёл к функционализму – версии европейского модернизма в Скандинавии. В дальнейшем он минимизировал строгость функционализма и разработал собственную, особенную концепцию современной архитектуры, вдохновение для которой он черпал в истории и финских пейзажах.

Villa Mairea – не первый проект, созданный в таком ключе, но это первый особняк, построенный для клиента (его собственный дом 1936 года постройки). Он стал одним из шедевров архитектуры среди жилых зданий ХХ века. Особенности этого здания не заметны с первого взгляда, дизайн не отличается ни строгой упорядоченностью, как у других современных построек, ни стилистическими намёками на традиционную архитектуру. Создавая этот проект, автор опирался на собственный опыт и настроение. А результат удостоился множества заслуженных наград.

И архитектор, и клиент видели дом как воплощение их нереализованных идей, которые могли бы быть применены к типовым проектам массового жилья. А этим были озабочены многие архитекторы в период между мировыми войнами. Aalto чувствовал, что массовой застройке не хватает отдельных штрихов, которые сделают её живой и индивидуальной, а не стерильной и безликой.

С этой позиции дом выглядит ещё более современным, чем аналогичные здания, поскольку функциональность (основа ранней модернистской архитектуры) в нём важнее стиля и концепции.

Немного о Villa Mairea

  • год постройки: 1939;
  • архитектор: Alvar Aalto;
  • местоположение: Ноормаркку (Noormarkku), Финляндия.

Aalto встретил Maire Gullichsen, жену промышленника Harry Gullichsen, благодаря своему помощнику, Nils-Gustav Hahl, в 1935 году. Maire и Harry Gullichsen, желающие построить виллу в Noormarkku, стали клиентами архитектора уже после того, как была открыта совместная с Nils-Gustav и Maire Gullichsen компания Artek по производству мебели. И по сей день она производит стулья и посуду, дизайн которых разработал Aalto. А особняк стал результатом дружбы, основой которой послужили близкие взгляды на искусство и общество.

Проект был воплощён в реальность благодаря стремлению к новизне и либерализму семьи Gullichsen. В одном из интервью они рассказали, что предложили архитектору рассматривать проект в качестве экспериментального и обещали не предъявлять никаких претензий в случае неудачи.

Одним из ранних дизайнерских решений была схема с консолями, как в проекте виллы Fallingwater от Frank Lloyd Wright. Aalto увидел её в журнале в 1937 году, когда начал работу над Villa Mairea.

Перед тем, как обратить внимание на вариант в стиле Fallingwater, архитектор рассматривал идеи финских крестьянских домов. В дальнейшем он не оставил изначальную разработку, а доработал её, спроектировав здание традиционной для Скандинавии Г-образной планировки. Таким образом строили особняки аристократов, что вполне соответствовало богатству семьи Gullichsens. Как правило, такого рода здания обладают просторными дворами. Здесь приусадебная территория была отведена под бассейн и сауну, соединённую с домом крытым переходом.

После разработки вариант был согласован с клиентом, но, уже на этапе строительства этого дома в лесу, Aalto не раз вносил изменения в проект. Это наглядно подтверждает, что и сам стиль Aalto, сочетающий в себе старое и новое – то, что называют живописным коллажем, – может быть разнообразным и изменчивым.

На первый взгляд особняк выглядит простой белой коробкой среди леса, но, если присмотреться вблизи, станет заметна необычность его конфигурации. В первую очередь привлекает внимание деревянная пристройка к фасаду с большими высокими окнами – там Harry оборудовал библиотеку и гостиную, – а также оригинальные скошенные окна на втором этаже и асимметричный навес над крыльцом. Он также обшит натуральной древесиной, которая выразительно контрастирует с белыми стенами дома.

Если сравнить фасад Villa Mairea с другим известным домом – Gropius House в штате Массачусетс, – то можно увидеть определённое сходство. Оба имеют навесы и винтовую лестницу, но техника декорирования Aalto более мягкая по сравнению с суровостью Gropius. Удивительно, но экстерьеры зданий, созданных Aalto, очень гармоничны и не выглядят перегруженными, несмотря на обилие функциональных и декоративных элементов.

Осмотр с другого ракурса позволяет нам увидеть ещё больше деталей, которые удивительно подходят друг к другу. Деревянная обшивка стен гостиной гармонирует с основанием дома из тёмного камня и тонкой решёткой террасы, куда можно выйти из спальни. За полукруглой стеной на втором этаже, обшитой тёмными фактурными досками, скрывается студия Maire. Такое решение придаёт тыльному фасаду особняка впечатляющий объём.

Прежде чем поговорить о заднем дворе, обратим внимание на ещё пару деталей экстерьера. Большие окна с деревянными рамами в гостиной оборудованы стальными стержнями для раздвижных ставней. Угол дома, где расположена кухня, декорирован тонкими вертикальными планками из тёмного дерева – это метафорический образ леса вокруг дома. С ними перекликаются и другие вертикали – колонны, флюгер и другие конструкции внутри и снаружи дома. За угловым окошком спрятана детская спальня.

Тыльный фасад особняка выглядит проще, чем главный. Здесь преобладают ровные белые поверхности, дополненные панорамными окнами столовой и гостиной. При этом студия из тёмной древесины, которую мы уже видели с другого ракурса, придаёт этой части дома оригинальный и стильный вид.

Под студией расположен зимний сад, куда можно войти со двора. Сама студия своими изгибами и отделкой из тёмного дерева напоминает рояль. А белые несущие конструкции выглядят, словно стволы светлых деревьев, продолжая тему леса.

На фото слева, на дальнем плане, виднеется сауна.

Внутри дома метафора леса выглядит ещё более выразительно, особенно если говорить о колоннах и неструктурных опорах, которые напоминают не только деревья, но и кусты. Они привлекают внимание гостей и функционально разделяют пространство дома. Поэтому интерьер выглядит скорее как некое переплетение поверхностей и линий, в отличие от привычных строгих конструкций, часто встречающихся в современном дизайне.

Взглянем ещё раз на изображённую на фото комнату. Справа расположен вход, слева виднеется лёгкая лестница, а возле неё – переход к столовой. Изнутри дом выглядит не менее интересно, чем снаружи. Необычные элементы – деревянная отделка, изогнутая белая стена у входа, меняющаяся высота потолков – кажутся эклектичными, но вместе создают гармоничный и цельный дизайн. Это именно тот случай, когда целое – больше, чем просто сумма частей.

Если повернуться на 180°, мы увидим гостиную с угловым камином. Снаружи за белой кирпичной стеной находится зимний сад, и, возможно, поэтому она больше похожа на внешнюю стену дома. На переднем плане – одна из самых известных деталей интерьера: две колонны, обвитые ротангом и делящие пространство комнаты на три части. Во всём доме такие цилиндрические колонны обвиты ротангом.

Хороший способ описать дом – это создать серию эпизодов о нём. Хотя многие из помещений особняка – в частности, первый этаж – едины, здесь повсеместно встречаются уникальные материалы, текстуры, детали и аксессуары, которые не повторяются, но вместе сочетаются очень гармонично. Элементы народной скандинавской архитектуры в модернистском интерьере – это ещё один способ создать цельный, продуманный интерьер. Кстати, таким же образом Aalto создавал и два финских павильона для международных выставок примерно в то же время, когда строился и этот дом.

Ещё пара таинственных аксессуаров – оригинальные ручки и маленькие застеклённые «иллюминаторы» на входной двери. И, конечно, нельзя не обратить внимания на деталь, которую чертёжники называли «уши Aalto» – изящное отверстие на камине в гостиной. Такие детали иллюстрируют влияние искусства на архитектуру и особый талант автора к сочетанию различных элементов, создавая цельный и гармоничный дизайн, который выглядит современным, не будучи стандартным и предсказуемым.

На вилле Mairea создан музей Alvar Aalto и вы, уважаемые читатели, можете посетить его, предварительно забронировав дату и время. Тем, кому интересна архитектура дома, предлагается посетить сайт музейной экспозиции, где представлена подробная информация о доме, а также множество чертежей и фотографий.

Хельсинки: «Дом и ателье Алвара Аалто»


К северо-западу от центра финской столицы находится район Мунккиниеми / Munkkiniemi, вошедший в состав Большого Хельсинки в начале 20-го века. В 1914-м году из центра Хельсинки в Мунккиниеми была проложена трамвайная линия, но строительство на новых городских территориях надолго остановила война и последовавшие за ней события. Освоение района продолжилось лишь во второй половине 1920-х.


В 1935-м году Алвар Аалто, переехавший двумя годами раньше в столицу из Турку, купил для своей семьи в Мунккиниеми участок земли для постройки собственного дома. Ровно через год после покупки земли дом уже был полностью готов для проживания, и Алвар Аалто с женой, дочерью и сыном переехал из съёмной квартиры в свой собственный дом.



Первоначально архитектор планировал выстроить здесь только жилой дом, но очень скоро Аалто пришёл к решению совместить семейное жилище и своё бюро, при этом чётко разделив рабочее и приватное пространства.


Двухэтажный дом имеет форму латинской буквы «L».




При этом в более коротком «основании» буквы расположен офис, а длинную верхнюю часть занимает собственно жилая квартира.




Внешние стены дома представляют собой комбинацию из грубо оштукатеренного, выкрашенного в белый цвет кирпича и очень тёмного дерева.




Главный вход в дом ведёт непосредственно с улицы. При этом на открытом уличном фасаде находятся всего два окна: одно - лестничное, второе - комнаты секретарши.




Частная территория закрыта от глаз прохожих глухим кирпичным забором.




В этот глухой двор в сторону улицы выходит только окно кухни.




Дом с трёх сторон окружён небольшим садом, и сад по максимуму связан со всеми помещениями дома.




Сам дом стоит на вершине холма, под которым находится большое спортивное поле, обустроенное ещё в начале 20-го века для находившейся по соседству кадетской школы. Придомовый сад семьи Аалто имеет два уровня.




На верхнем уровне обустроено небольшое патио, на которое можно выйти непосредственно из комнат первого этажа.




Сбоку от патио находится крытая лоджия. На втором этаже дома есть ещё и большая открытая терраса.




В доме имеется сразу несколько входов: главный, несколько выходов непосредственно в сад и отдельная дверь для прислуги, устроенная не по причине снобизма хозяев, а исключительно ради заботы о соблюдении приватности жизни прислуги.


За главной входной дверью находится прихожая, из которой дверь справа вела в кабинет секретарши (сейчас там касса музея). Из секретарского кабинета сотрудники бюро, а их в разное время было от 10 до 20 человек, попадали непосредственно на свои рабочие места.




Большое и светлое помещение ателье занимает в высоту два этажа.




Рабочие места сотрудников освещаются большим окном, поднятым на верхний уровень.




Для себя маэстро обустроил уголок, освещённый двумя окнами, выходящими в сад.




Ателье обогревалось большим камином, перед которым стоит спроектированный Аалто диван.




Короткая лесенка слева от камина ведёт в маленькую комнатку, служившую библиотекой.



Ещё одна лестница ведёт на галерею, по которой можно пройти на открытую верхнюю террасу, а через неё попасть на второй этаж жилой части дома.




Третья узенькая лестница в углу ателье ведёт вниз, в находящуюся в цоколе здания сауну.


Широкая сдвижная деревянная перегородка отделяет рабочее ателье от гостиной семьи Аалто.




Попасть в гостиную можно и из прихожей.




Огромные панорамные окна комнаты обращены в сад. На этой же стене есть дверь, ведущая в прилегающее к дому патио.


Противоположная от окна стена выложена крашеным белой краской кирпичом. Да, оказывается, и модные кирпичные стены, и сдвижные перегородки, впрочем, как и многое другое, придумали уже задолго до нас.



Алвар Аалто во всех своих постройках, начиная от частных жилых домов и заканчивая огромными общественными зданиями, всегда выступал не только как архитектор, но и как дизайнер интерьеров. Он сам придумывал мебель, светильники, сантехнику. Изготовлялись все предметы интерьера на созданной Аалто фабрике «Артек», кстати, существующей и поныне.






При этом работы Аалто никогда не были просто бестолковыми арт-объектами, ему всегда удавалось совместить эстетику, функционал и комфорт.






Постоянным партнёром по дизайну была его первая жена, тоже архитектор по профессии, Айно Аалто. Её главным увлечением было стекло. Айно умерла в 1949-м году в возрасте 55 лет, а созданные ею вазы и стаканы стали классикой дизайна и до сих пор выглядят актуально и стильно.


Естественно, в собственном доме Айно и Алвар по максимуму использовали свои собственные творения.






Сейчас очень многие предметы мебели и светильники активно копирует небезызвестный шведский концерн, но вот только качеством материалов и исполнением ему до подлинников, увы, как до Луны.




Стены гостиной украшают полотна, подаренные Аалто его друзьями-художниками.


Гостиная плавно переходит в небольшую столовую, центральное место в которой занимает стол.



Вокруг стола стоят старые итальянские стулья, которые Айно и Алвар купили в Венеции во время свадебного путешествия.




Эти стулья и рояль в гостиной, пожалуй, единственные предметы, созданные не самими хозяевами дома.


Одну стену столовой занимает большое окно, обращённое в сторону сада.




А вот противоположную стену заменяет хитроумной конструкции двусторонний буфет, в полки и ящики которого можно залезть и со стороны столовой, и со стороны кухни. Кроме того, в буфете есть сдвижная перегородка, закрывающая или открывающая сквозное окошко.




Дверь рядом с буфетом выходит в узкий коридорчик, который ведёт из прихожей в хозяйственную часть дома. По другую от столовой сторону коридорчика расположена кухня, а за ней две комнаты для прислуги.




Узкая лестница ведёт из прихожей на второй этаж.



Лестница приводит в проходное помещение, служившее семье исключительно приватной общей комнатой.



Общая комната второго этажа не имеет входной двери и представляет собой просто открытое пространство.




В этой комнате члены семьи любили читать, дети здесь часто делали домашние задания.




Всю внешнюю стену занимает большое окно. В правой стене находится дверь, ведущая на террасу второго этажа.



Напомним, что на эту же террасу можно попасть с галереи ателье.






В стене слева находятся две двери, ведущие в комнаты дочери и сына. Изначально это была одна большая детская, но когда дети немного подросли, родители решили обеспечить каждого из детей личным пространством.




Левая половина бывшей детской была оборудована в комнату дочери.




Правая половина досталась сыну.












В углу этой же левой стены расположен вход в спальню супругов.







К спальне примыкает небольшая гардеробная.



Справа от лестницы, тоже в углу, находится вход в гостевую комнату.








Мы уже говорили, что общая комната второго этажа представляет собой открытое пространство. Лишь камин и экран из деревянных планок отделяет комнату от узкого прохода, в котором расположены две двери, ведущие в ванную и туалет.




Ванная комната оборудована ванной, двумя раковинами и биде.




Кстати, форму раковин Алвар Аалто разработал сам несколькими годами раньше для построенного им санатория в Паймио. Благодаря такой непривычной, по крайней мере, в то время, форме льющаяся вода не создаёт шума.





Алвар Аалто прожил в созданном им самим доме 40 лет вплоть до своей смерти в 1976-м году. В этом доме выросли его дети, сюда через три года после смерти жены Айно он привёл свою вторую жену Элиссу, которая, кстати, тоже была архитектором.


Видимо Аалто был полностью доволен «своей крепостью», так как ни о каком новом жилище он не помышлял, да и в этом доме никаких существенных перестроек не затевал. Его дом и на самом деле получился удобным, функциональным и, несмотря на минималистичные интерьеры, а может как раз благодаря им, производит впечатление уютного семейного дома.


Алвар Аалто умер в 1976-м году. До 1994-го года в доме продолжала проживать его вторая жена Элисса Аалто. После её смерти дом стал собственностью Фонда Аалто. В начале 2000-х в здании провели капитальный ремонт, и в 2002-м году в бывшем доме именитого финского архитектора открыли мемориальный Дом-музей.


Музей расположен по адресу Riihitie 20. Добраться до музея от Сенатской площади можно за 20 минут на трамвае номер 4.

Дворец «Финляндия» - единственный реализованный объект из ряда запланированных Аалто в парке Гесперия в составе генерального плана нового центра Хельсинки, грандиозный замысел которого в творческой карьере архитектора воплотился в 1959-1964 годах.

По его концепции столичный центр должен был разместиться между двумя главными транспортными артериями города на треугольной по конфигурации территории, занимаемой товарной станцией железной дороги. Естественно, товарная станция, оказавшаяся с течением времени в самом сердце Хельсинки, не соответствовала тому градостроительному потенциалу, которым обладала в силу своей «центральности». Предлагалась новая скоростная магистраль под железнодорожными путями, а старой общегородской магистрали отводилась роль районной. На их пересечении планировалась трехуровневая площадь в виде расширяющихся к заливу террас, под которыми предусматривалась стоянка для 400 автомобилей.

Вдоль западной береговой линии Тёёлёнлахти предполагалось разместить новые крупные общественно-культурные сооружения: академию, зал конгрессов, концертный зал, оперный театр, музей искусств, городскую библиотеку, - и зарезервировать территорию для дальнейшего развития. Аалто, оставляя в неприкосновенности историческое ядро города со своеобразным Акрополем - Сенатской площадью, и учитывая общую тенденцию роста города на север, проектирует новый общественно-культурный центр на берегу залива Тёёлё, образуя начало линейной системы, дающей возможность развиваться городскому ядру параллельно с ростом всего Хельсинки.

«При взгляде на новый центр взору открывается интерьер города; его внутренний кратер как бы открыт, что для большого города является очень редким случаем. Под этим я подразумеваю долину, в которой расположены городские районы Тёёлё и Каллио и залив Тёёлёнлахти. Это дает возможность создать центр, поистине обладающий характером метрополии и являющий собой противоположность закрытой площади, где довлеющим является сам пейзаж», - пишет Аалто в пояснительной записке к проекту.

Анализ топографии Хельсинки, имеющего дельтообразную форму плана, оказал решающее влияние на выбор места для новой публичной зоны. Использована возможность создания городского ансамбля по открытому типу. Обрамляя фасадами береговую линию залива, здания были призваны составить новый ансамбль, объединяющий исторический парк и воду, что придало бы уникальность новому центру столицы.

Но вернемся к дворцу «Финляндия» - одной из последних построек Аалто. В нем аккумулировались многие идеи, заложенные в многочисленных зрелищных сооружениях архитектора предшествующих лет. Приемы органического формообразования здесь приобрели некоторую академичность. Возведенное в 1971 году, оно включает универсальный зал на 1750 человек, малый концертный зал на 350 человек, ресторан на 300 мест, несколько фойе и служебные помещения. В 1975 году дворец был расширен крылом с залами для конгрессов, конференций и других мероприятий подобного рода, части сооружения могут функционировать как вместе, так и отдельно.

Расположенное на берегу озера Тёёлё и почти на одном с ним уровне здание вытянуто своим протяженным фасадом вдоль его набережной. По удачному образному сравнению Ю. И. Курбатова, «Финляндия» напоминает утес, нависший над побережьем, покоряющий просторы залива. А еще он ассоциируется с многопалубным океанским лайнером, величественным и технически совершенным.

Фасад разрезают узкие вертикальные окна в два яруса, связывающие интерьер с окружением. Крупнорасчлененный монолит главного зрительного зала, мощно возвышающийся над горизонтальным корпусом, доминирует в силуэте сооружения.

Монументальную трактовку фасадов, как и отделочные материалы - белый каррарский мрамор, черный гранит и медь, предопределила задача создания объекта столичного уровня. Белый мрамор придает возвышенную торжественность и акцентирует силуэт сооружения на фоне темно-красной башни национального музея при восприятии с противоположной стороны.

Залы дворца оборудованы мобильными экранами, которые позволяют корректировать в помещении звучание различных музыкальных инструментов или голосов. Характерный для Аалто асимметричный амфитеатр большого зала исключительной красоты облицован деревом и белым мрамором. В малом зале акустические отражатели на потолке изготовлены из красного дерева.

На рубеже XX-XXI веков территория сортировочных станций в Тёёлёнлахти напротив парламента начала осваиваться. Появившиеся за последние 20 лет общественные здания созданы в русле работы Аалто по стратегическому развитию территории береговой полосы Тёёлё - это и театр, и музей современного искусства, и Хельсинкский дом музыки, композиционно оформившие залив с юга.


Специализированный музей дизайна и архитектуры отца северноевропейского модернизма Алвара Аалто в городе Ювяскюля – один из интереснейших музеев этого города. Чтобы познакомиться с работами этого великого архитектора и дизайнера, можно не только посетить музей, расположенный по адресу Alvar Aallon katu 7, но и совершить прогулку по Ювяскюля: более 20 зданий в этом городе построены по его проектам.

Посетить музей Алваро Аалто можно во время поездки в Финляндию. Многие уже проверили на себе тот факт, что Финляндия на выходные – идеальное место отдыха. Тем более, что добраться до самых красивых мест Финляндии, в том числе до Ювяскюля, можно всего за несколько часов на поезде, автобусе или автомобиле из Санкт-Петербурга, или даже на самолете из Хельсинки. Также до Ювяскюля можно доехать всего за 3 часа на скоростном поезде из Хельсинки или напрямую на автобусе из Санкт-Петербурга всего за 10 часов.

Основная экспозиция этого удивительного музея под названием «Алвар Аалто. Архитектор» познакомит с жизнью Алвара Хуго Хенрика Аалто, замечательного человека, талантливого архитектора и дизайнера, которая пришлась на нелегкое время борьбы Финляндии за независимость, а также Первую и Вторую мировые войны. Прожил архитектор 78 лет с 1898 до 1976 года. Алвар Аалто с детства полюбил природу, старался относиться к ней трепетно, так как вырос архитектор в окружении финской природы, в семье лесника. Дерево стало его любимым материалом для творчества.

Большая часть его творений воплощена в жизнь в Ювяскюля.В 1923 году Алвар Аалто, через 2 года после окончания университета, путешествия по Европе и участия в выставке в Тампере, открыл в Ювяскюля свою проектную мастерскую. Одной из его первых и самых ярких работ в стиле неоклассицизма стал Рабочий клуб в Ювяскюля, возведенный первые годы работы его творческой мастерской, в 1923-1925 годах.

В творчестве Алвара Аальто выделяют так называемые «красный» и «белый» периоды. Архитектор всегда искал возможность гармонизировать все элементы своих строений с природой, долго выбирал световое оформление интерьеров. Его здания «белого» периода считаются настоящим воплощением «духа Севера», а красные здания особенно эффектно смотрятся зимой, радостно и ярко наполняя собой пространство, в которое они всегда органично вписаны автором. Алвар Аалто работал также и в стиле фукционализма, проектируя общежития, «минимальное» жилье, также по его проектам в Ювяскюля построено больше десяти гостиниц, загородные коттеджи и кемпинги. Одним из самых необычных творения Алвара Аалто в Ювяскюля является спроектированная и построенная им совместно со своей женой дача - Экспериментальный дом в Мууратсало, куда три раза в неделю можно попасть с экскурсией, по предварительной записи.

Здания, спроектированные Алваром Аальто вы можете встретить в Хельсинки, в Выборге, в США. Одним из самых известных его творений стал белоснежный дворец «Финляндия» в Хельсинки, по форме схожий с роялем.

Увидеть со стороны творения Алвара Аальто мало, ведь архитектор проектировал здания полностью: и снаружи и изнутри, все до мелочей, включая светильники, мебель, вазы и пепельницы. Производство осветительных приборов Алвара Аальто работает и сейчас, а фильм об этом производстве можно увидеть в кинозале музея.

Кроме постоянной экспозиции, в музее всегда можно ознакомиться с работами других дизайнеров на временных экспозициях, событиями современного мира дизайна и архитектуры. Экскурсии по музею проводятся не только на финском, но и русском, испанском и английском языках, по пожеланию группы. Кроме экскурсии по музею, можно всегда заказать экскурсию на другие Аалто-объекты.

Время работы музея: с 11 до 18 часов в будние дни.