Береговой трамвай - самый длинный маршрут в мире. Самые необычные трамвайные маршруты Трамвай курортника

Береговой трамвай в Бельгии самая длинная трамвайная линия в мире, проходит вдоль бельгийского побережья Северного моря.

История Берегового трамвая

Береговой трамвай в Бельгии появился как железная дорога с шириной колеи 1000 мм между городами Остенде и Ньивпорт в 1885 году, позже, в 1890 году была достроена часть Остенде — Кнокке. Дорога использовалась, в основном, для пассажирских перевозок. В 1912 году дорога была полностью электрифицирована постоянным током на 600 вольт, с этого же времени её можно рассматривать как трамвайную линию. В годы войны дорога пришла в упадок и просуществовала в таком состоянии до 70-х годов, когда была проведена масштабная реконструкция.

Существует проект продления маршрута до Брескенса в Нидерландах и Дюнкерка во Франции, однако даже приблизительные сроки его воплощения неизвестны.

Характеристика береговой трамвайной линии

Длина линии берегового трамвая - 67 километров (в некоторых источниках указано - 68 километров). Центром всей системы можно назвать Остенде.

Часть пути находится на выделенном полотне и напоминает железнодорожную линию, часть путей находится в одном уровне с автодорогой и выглядит как обычный трамвай. На пересечении с автодорогами стоят автоматические шлагбаумы, закрывающиеся при проезде трамваев.

Интервал движения - от 15 минут до 1 часа. Трамваи следуют строго по расписанию, а на остановках вывешены табло, информирующие о приходе ближайшего трамвайного поезда.

Депо трамвая находятся в городах Де-Панне, Остенде, Кнокке.

Остановки Берегового трамвая

Всего на маршруте 69 остановок, поездка по всей линии занимает 2:21.

Крупнейшие населённые пункты и остановки в них:

  1. Де-Панне
  2. Коксийде
  3. Остдюнкерке
  4. Ньивпорт
  5. Ломбардсийде — Вестенде
  6. Мидделкерке
  7. Домейн Раверсийде
  8. Остенде
  9. Бредене
  10. Де Хаан
  11. Вендуине
  12. Бланкенберге
  13. Зеебрюгге
  14. Хейст
  15. Кнокке

Начиная с 2013 года по Санкт-Петербургу курсирует специальный экскурсионный ретро-трамвай. Этим увлекательным и необычным видом транспорта уже сумели воспользоваться сотни петербуржцев и любознательных гостей города. Этот скромный по размерам вагон, но невероятно милого вида радует горожан уже который сезон подряд. Вполне вероятно, что такое хорошее начинание станет доброй традицией в городе на Неве.

Сам вагон был изготовлен еще в довоенное время, и когда он движется по городу, то неизменно привлекает к себе взоры прохожих, вызывая улыбки на их лицах и естественное желание его сфотографировать. Как правило, ежедневные поездки на таком трамвае начинаются 18 апреля, а заканчиваются 2 ноября. Чтобы сохранить такую старинную технику, трамвайное депо решило отказаться от зимних поездок. К тому же туристы не так часто приезжают с Санкт-Петербург зимой.

Надо сказать, что маршрут такого трамвая сориентирован главным образом на гостей города, поэтому они с большим удовольствием любуются городскими достопримечательностями через окна ретро-трамвая. А по дороге гиды с увлечением рассказывают об истории развития транспорта в Санкт-Петербурге. Маршрут этого трамвая проходит от Васильевского острова, затем он следует к Тучкову мосту, затем по Петроградскому острову и к Троицкому мосту, а далее движется по Садовой улице вплоть до площади Тургенева, на которой он разворачивается и отправляется в обратный путь.

Трамвай отправляется в путь от Среднего проспекта на Васильевском острове, остановка возле музея Городского Электротранспорта. Кстати, интересующиеся также могут посетить этот музей. До площади Тургенева трамвай движется со всеми остановками, так что на него можно подсесть в любом месте по маршруту следования.

Буквально до недавнего времени Санкт-Петербург считался чуть ли не самой трамвайной столицей мира, но в последнее время отдал свою пальму первенства Мельбурну. Но все же и до сегодняшнего дня в городе имеется несколько интереснейших маршрутов, прокатившись на которых, можно за символическую плату познакомиться с замечательными местами северной столицы.

Маршрут № 36. Единственный на сегодняшний день городской трамвай, следующий до пригорода Санкт-Петербурга. Любой петербуржец или гость города может сесть на этот трамвай на Оборонной улице и, проехав, почти 20 километров, минуя по пути множество остановок, сойти на конечной остановке в самой Стрельне. А дальше можно пройти и посетить русский Версаль. Кстати, маршрут трамвая №36 проходит по Ораниенбургской электролинии протяженностью 66 километров, которая по праву считается самой первой в городе линией пригородного сообщения.

Маршруты №5 и №6. Один из них следует с острова Голодай на Волковское кладбище, а второй – с этого же острова на Красненькое кладбище. Дело в том, что благодаря этим давним маршрутам в блокадном Ленинграде даже бытовала такая фраза – «поголодаю и на кладбище». Такой вот черный блокадный юмор. Хотя, вы сейчас вряд ли найдете на карте города остров Голодай, поскольку этот остров, находящийся в дельте Невы и входящий в состав Василеостровского района, носит название острова Декабристов. Однако, начиная с 1775 года у него было другое название – Галладай, и только позднее и вплоть до 1926 года местные жители упрощенно называли его Голодай.

Маршрут №77. Считается самым длинным маршрутом в городе. Следует от проспекта Солидарности и до самого своего кольца на улице Коммуны. Длина его маршрута составляет целых 23 километра. По пути своего следования минует два моста – мост Александра Невского и Володарский. Так что по пути можно осмотреть множество прекрасных зданий и исторических мест.

Маршрут №3. Считается самым коротким маршрутом в городе, его протяженность составляет всего лишь 2,5 километра, а по пути он делает всего лишь 7 остановок. Но зато по пути своего следования от площади Репина до Сенной площади он провозит пассажиров по очень интересной исторической части города.


Береговой трамвай - самый длинный трамвайный маршрут в мире. Первая часть маршрута была проложена в 1885 году как железная дорога. Сейчас это 67-километровый маршрут, который пролегает вдоль всего бельгийского побережья Северного моря.


В настоящее время маршрут начинается в Кнокке, у границы с Голландией и заканчивается в De Panne, у французской границы.

Сейчас на линии около 70 остановок, находящихся в 15 зонах-городах. Стоимость проезда делится "до 2 зон" и "3 и более зон". На схеме номерами обозначены автобусы и трамваи, на которые можно осуществить пересадку.

Цена билета 1,2 евро за 2 зоны или 2 евро за неограниченную поездку. Если вы собираетесь сделать несколько поездок на трамвае, то выгодно купить дневной билет. 5 евро - и катайся на трамвае хоть целый день по всем городам побережья. Что мы и сделали. Правда билет у нас ни разу не проверили:)

Трамвайный вокзал в Остенде. Касса внутри и табло с расписанием снаружи. Oostende station - крупный остановочный пункт посредине пути. Часть трамваев по расписанию могут ходить "до Остенде".
Для обслуживания 1000мм-колейной трассы берегового трамвая используются специально сделанные для неё ещё в 80-х вагоны. В 2000-х все вагоны прошли модернизацию. Вид трамвайного вагона спереди:

Вид трамвайного вагона сзади:

Часть маршрута пролегает через городские кварталы.

Часть - вдоль морского побережья.

Вот забавный участок, с одной стороны - пляж, с другой - пушки и артиллерийские орудия времён 2 мировой войны (открытый музей "Атлантическая стена")

Трамвай движется довольно быстро. На пересечении с автодорогами стоят автоматические шлагбаумы, закрывающиеся при подъезде трамваев.

Часть пути выглядит так:

Там где трамваи делят полосу движения с автобусами, полотно выглядит так:

По ходу движения очень много перемычек между путями и резервных колец, благодаря которым возможен объезд сломавшихся трамваев или сокращение маршрута.

Пешеходно-велосипедный переход через трамвайный путь.

Трамвайные пути можно ремонтировать и менять круглый год. Одна колея меняется, а трамваи, пускают через перемычки по колее противоположного движения.

Трамваи ходят чётко по расписанию. Расписание можно взять на трамвайном вокзале или прочитать на остановках. На каждой остановке - табло со временем прибытия ближайших трамваев и автобусов.

0 - это береговой трамвай. Интервал движения трамваев осенью был 15 минут. Летом трамваи ездят через каждые 10 минут. В расписании написаны период его действия и все часы-минуты отправления на каждой остановке по дням недели.
Остановка трамвая в Ньюпорте (Ньивпорт):

Лавочки на остановках не просто доски.
На них изображены исторические фотографии берегового трамвая. Так что ожидание трамвая можно скоротать, разглядывая не только рекламу.

Вот так выглядел трамвай на этой линии в середине прошлого века.

Внутри трамваев - специальные компостеры. Главным отличием их являются кнопки с количеством зон, на которые пробивается билет.

Салон вагонов берегового трамвая объединён. Часть салона - низкопольная.

Пассажиры берегового трамвая.

Над дверями, как в метро, висит схема линии.

Трамвай подъезжает к остановке в Koksijde.

Есть остановки по требованию прямо посреди трассы между городами. На пляж:)

В салоне:

Из окна какого ещё трамвайного маршрута в мире можно увидеть такой пейзаж?

Остенде. Справа - стоянка яхт. Слева - гостиница.

Если будете в Бельгии, непременно прокатитесь на береговом трамвае!

Чуть больше месяца как в Петербурге начал курсировать ночной ретро-трамвай. Пока, лишь эксперементальный, однако власти утверждают, что маршрут станет регулярным.
«Собака.ru» изучил действующие пути следования городских трамваев и выяснил, как устроить себе экскурсию за 25 рублей. Интересные трамвайные маршруты - самый короткий, самый длинный, исторически важный, единственный загородный и самый живописный.

№3. Площадь Репина - Сенная площадь

(Площадь Репина - Лоцманская улица (обратно: проспект Римского-Корсакова) - набережная реки Фонтанки - Садовая улица - площадь Тургенева - Садовая улица - Сенная площадь)

3-й маршрут - самый короткий в городе. Его путь состоит из семи остановок, и 2,5 километра путей. Тройка появилась еще в 1907 году и двигалась от Балтийского вокзала до Новой Деревни. Со временем длина пути сокращалась, да и сам маршрут закрывали четыре раза. В марте 2013-го он появился снова, связав площадь Репина и станцию метро Сенная площадь. Сегодня на путях работают новые челночные трамваи с двумя кабинами, способные разгоняться до 80 км/ч.

№9. Ж/Д станция Ручьи - метро «Удельная»

(Проспект Науки - Тихорецкий проспект - проспект Культуры - проспект Луначарского - проспект Энгельса - Енотаевская улица)

Еще один исторический маршрут. Он также действует с 1907 года, в этом году была открыта первая в Петербурге трамвайная полоса. На маршруте движение приостанавливалось лишь в 1941 году, когда во всем городе прервалась подача электроэнергии. В 1950 году его маршрут возобновили с некоторыми изменениями и увеличением длины путей. Попасть на исторический маршрут легко: сегодня девятый трамвай ходит с интервалом в 10-15 минут.

№100. Придорожная аллея - Ж/Д станция Ручьи

(Придорожная аллея - проспект Энгельса - проспект Просвещения - улица Руставели)

В 2007 году, в честь столетия со дня открытия сухопутного электрического трамвая в Петербурге, был запущен 100-й трамвай. Вернее, в сотый переименовали 57-й маршрут. Но изменения коснулись не только номера: по путям пустили первый скоростной трамвай. От станции «Придорожная аллея» до проспекта Луначарского была организована «зеленая волна» (синхронизация светофоров для безостановочного движения), а пути реконструированы. Сегодня маршрут продлен до станции «Ручьи» и работает в обычном режиме. Что касается 57-го трамвая - его маршрут появился снова в 2009 году, работает и сегодня.

№36. Оборонная улица - поселок Стрельна

(Улица Трефолева - улица Маршала Говорова - улица Новостроек - Кронштадтская улица - проспект Стачек - Петергофское шоссе - Санкт-петербургское шоссе)

Единственным трамваем, который следует в пригород сегодня остается 36-й. Его маршрут проходит по бывшей 66-километровой Ораниенбургской электролинии, которая, по сути, является первой линией пригородных поездов в Петербурге. Изначально 36-й соединял завод имени Ломоносова с Петергофской площадью, а в 2006 году получил свой окончательный вид: почти 20 километров путей, которые начинаются на Оборонной улице и заканчиваются на станции «Стрельна».

№77. Проспект Солидарности - улица Коммуны

(Проспект Солидарности - улица Дыбенко - Дальневосточный проспект - Новочеркасский проспект - Якорная улица - Среднеохтинский проспект - Большая Пороховская улица - Ириновский проспект)

Cамый длинный маршрут, длится 23 километра. Маршрут проходит вдоль Невы через два моста: Володарский и Александра Невского. Начинается на станции «проспект Солидарности» и заканчивается кольцом улицы Комунны.

Текст: Евгений Строков

Многие линии общественного в Москве могут удивить своей историей и красотой маршрутов. Сегодня мы расскажем вам про трамвайные маршруты.

Самый популярный маршрут

Трамвай № А «Аннушка»

Маршрут: Калужская площадь — метро «Чистые пруды».

Это самый известный маршрут трамвая в Москве, запущенный в 1911 году и ласково прозванный москвичами «Аннушкой». Маршрут трамвая пролегал по Бульварному кольцу «А», про которое в свое время писал Паустовский: «Линия была нарядная, театральная и магазинная, и пассажир был иной — интеллигентный и чиновный». Вся красота златоглавой проносилась перед глазами пассажиров «Аннушки». В 1936 году «кольцо А» разомкнули, и путь трамвая изменился навсегда, а в 1991 году ликвидировали и вовсе. На празднование 850-летия Москвы в 1997 году трамвайный маршрут, ставший настоящим символом столицы, был восстановлен.

Самый старинный маршрут

Трамвай № 27

Маршрут: метро «Войковская» — метро «Дмитровская»

Самый старый сохранившийся, пусть и частично, трамвайный маршрут находится на севере Москвы. Его возраст — целых 113 лет. Он начинался как маршрут городской конно-железной городской дороги (конки). Ее эксплуатация была невыгодна. По вечерам лошадей и вагоны приходилось отправлять в депо за восемь километров. В дождливую погоду лошади застревали среди полей в грязи, а вагоны конки были холодными. И уже в 1891 году конку было решено заменить на паровой трамвай.

Самый первый электрический маршрут

Трамвай № 6

Маршрут: Братцево — метро «Сокол».

Именно по трамвайному маршруту № 6 пустили первый электрический трамвай в 1899 году. На торжественное открытие съехался весь город. Первый блестящий вагон, украшенный лентами и флажками, выехал по маршруту, проходившему от любимого городанами Петровского парка к Савеловскому вокзалу. Уже через 12 лет в столице не останется ни одной конно-железной дороги, все линии будут электрифицированы. Маршрут много раз менялся, полностью отменялся и вводился снова. Более-менее близкий к нынешнему состоянию путь следования трамвай № 6 получил в 1944 году.

Маршрут с оборотом в тупике

Трамвай № 9

Маршрут: МИИТ — метро «Белорусская».

На этом маршруте работают двусторонние поезда, которые состоят из двух сцепленных вагонов с пятью дверьми на каждой стороне. Он был запущен в 2012 году. И именно из-за большого количества людей и машин в центре, застройки трамвайного кольца офисами пришлось использовать челночную систему «тяни-толкай», по которой вагоны, как в метро, не разворачиваются, а едут взад-вперед, так как в качестве конечной используется оборотный тупик.

Самый туристический маршрут

Трамвай № 39

Маршрут: Чистые пруды — метро «Университет».

Это одна из самых красивых трамвайных линий, поэтому ее и прозвали туристической. Маршрут не менялся с момента его открытия в 1963 году. Проезжая по этому маршруту можно увидеть очень много достопримечательностей Москвы — старинные усадьбы и домики, Донской и Свято-Данилов монастыри, Ломоносовский и Ленинский проспекты с их сталинскими постройками. А на конечной можно пешком может дойти до МГУ.

Самый инновационный маршрут

Трамвай № 17

Маршрут: Останкино — Медведково

Этот маршрут из Останкино в Медведково проходит по изолированному от автомобилей полотну и имеет самый большой пассажиропоток в столице. Поэтому власти всячески стараются улучшить условия его работы. Там сделала изоляция полотна от автомобильного транспорта, применена новая технология скрепления рельс и шпал, платформы для посадки и ступенька трамвая сделаны на одном уровне. Планируется, что именно на этом маршруте будет применена современная система управления движением, когда вагоны будут управлять светофорами, обеспечивая себе «зеленую волну».

Единственный кольцевой маршрут

Трамвай № 4

Маршрут: метро «Сокольники» — метро «Бульвар Рокоссовского».

Единственный кольцевой маршрут в Москве примечателен еще и тем, что имеет два названия: 4л и 4пр, что объясняется стороной движения трамваев по кольцу. Протяженность маршрута чуть более 12 километров. От Сокольнической заставы до Ростокинского проезда это единственный маршрут трамвая, и часть пути он идет через парк. Говорят, тут можно испытать ощущение сказки — в окна стучатся ветки деревьев и проникает настоящий лесной аромат.

Маршруты будущего

Самые быстрые трамваи городские власти планируют запустить в 2017 году. Это будут новые линии со скоростным движением от метро «Пражская» в районы Бирюлёво Западное и Бирюлёво Восточное, а также вдоль шоссе Энтузиастов до района Ивановское. Они будут построены по самым современным стандартам, с использованием новейших конструкций трамвайного пути. Средняя маршрутная скорость движения по этим линиям составит 30 км/ч.