Что относится к архитектурному ансамблю. Что такое архитектурный ансамбль

История Москвы ведет свое начало от 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий собрал на пир союзников во главе с новгород-северским князем на берегу Москвы-реки. Через девять лет он приказал заложить на том месте новую крепость. С этого времени и началась история кремлевского ансамбля - самого крупного и важного архитектурного ансамбля России.

До основания Кремля

Кремлевский архитектурный ансамбль находится в сакральном месте - здесь еще во 2-м тысячелетии до нашей эры находилось языческое ритуальное место, а вокруг - древнейшие поселения и погост, на котором хоронили волхвов. Возвышенность, на которой возникло первое укрепление при Юрии Долгоруком много веков назад, называлась Ведьминой горой и располагалась в месте впадения реки Неглинной в Москву-реку. Позже возвышенность получила название Боровицкий холм. Именно здесь сейчас находится уникальный архитектурный ансамбль столичного Кремля.

Начало формирования ансамбля

Итак, на первом этапе формирования в Москве архитектурного ансамбля Кремль представлял собой всего лишь земляной вал и защищавший его извне ров. По иным сведениям? часть укреплений была деревянной.

У Москвы-реки территории в те времена были вполне обжитыми, ведь здесь проходили важные торговые пути, хоть эти земли и были окраиной и пограничным пунктом Ростово-Суздальского княжества. Все поселения возле реки и Боровицкого холма принадлежали боярину Кучке. Незадолго до возведения первых крепостных укреплений Долгорукий казнил Кучку. Причины, побудившие его к этому, доподлинно неизвестны.

Рядом с Кремлем были возведены княжеские палаты. Возникли новые поселения переселенцев. Все села объединились вокруг Боровицкого холма под защитой крепостных стен в единое городское формирование. Новый город первоначально был назван Кучковым, но потом поменял свое название на Москву, что было обусловлено его местонахождением.

Слабое укрепление, построенное не по традициям древнерусского оборонного зодчества? было захвачено и разрушено монгольскими ордами, но при Иване Калите в первой половине XIV века среди прочих была восстановлена и Москва. Постепенно Московское княжество укрепляло свои позиции среди других крупных русских княжеств, и даже стало соперничать с Тверским, Суздальско-Нижегородским и Рязанским, причем наиболее серьезно с первым из трех. Все княжества боролись в Орде за престижный ярлык великого князи Владимирского, владение которым давало огромные преимущества, прежде всего, власть над другими княжествами и особые привилегии в Орде. Иван Калита при помощи дипломатии, хитростей и подкупов сумел обзавестись этим ярлыком, в результате чего смог на долгое время освободить русские земли от ордынского ига. Будучи князем московским, он присоединил к своему княжеству и прочие, объединив тем самым многие русские земли. Москва стала центром нового княжества. Случилось это после того, как Иван Калита уговорил владимирского митрополита Петра перенести свою резиденцию на берега Москвы-реки. С этого момента Москва стала и церковным центром всех русских земель. Началось быстрое возвышение Москвы над другими городами.

Иван Калита отстраивает деревянный Кремль - из дуба, но как он выглядел, неизвестно. В течение последующих 25 лет Кремль многократно страдал от пожаров, и в 1366 году князьями Дмитрием Донским и Владимиром Андреевичем он перестраивается в камне. Но по непонятным причинам вскоре разрушится. Следующая версия крепостного укрепления будет возведена по указу Ивана III. В течение нескольких веков Кремль достраивался, возводились его башни. Современный вид Кремль получил лишь в правление Иоанна Грозного.

Строение Кремля

Форма кремлевской территории напоминает неправильный многоугольник, и ограничена Красной площадью, Кремлевской набережной и Александровским садом. Стены и башни выложены из красного кирпича. Высота стен - 5-19 м, башен - 16,7 м - 80 м. Всего на кремлевской стене 20 башен.

Начало формирования архитектурного ансамбля Соборной площади

История Соборной площади началась гораздо раньше, чем принято считать. Еще в 1272 году, согласно преданию, в этом месте князь Даниил Александрович повелел возвести небольшую деревянную церковь и освятить как церковь Спаса на Бору. В летописях упоминается, что вокруг этой церкви в XIV веке располагался мужской монастырь. Сын его, Иван Калита, вместо деревянной церкви возвел каменный собор. Случилось это в 1330 году.

В архитектурном ансамбле московского Кремля начала XX века храм занимал важное место, однако в 1933 году по указу Президиума КПСС был снесен.

За четыре года до сооружения Иваном Калитой Спаса на Бору им же был заложен рядом первый храм архитектурного ансамбля Соборной площади. Речь идет об Успенском соборе, в озведенн ом в память об усопшем единоутробном брате Ивана Юрии Даниловиче , убитом тверским князем в Орде .

Предполагают, что ранее здесь уже также располагался деревянный храм. Согласно неподтвержденной информации, неподалеку, здесь же, на Боровицком холме, находился и еще один деревянный храм, построенный сыном Александра Невского Андреем Александровичем в 1291 году. В начале XV века его расширили и укрепили.

В 1333 году среди прочих храмов на Боровицком холме на месте скромной деревянной церкви XIII века была возведена белокаменная Архангельская церковь, в которой по указу Ивана Калиты оборудовали княжескую усыпальницу. Захоронения по традиции продолжались до смерти Петра II, а усыпальница сохраняется как памятное место и сейчас в новом храме.

Архангельский собор

Новый храм на месте церкви святого Архангела Михаила строился здесь в начале XVI века архитектором Алевизом Новым. Начали его строительство при жизни Ивана III, а закончили уже после его смерти. Храм по древнерусской традиции имеет крестово-купольную конструкцию, а своды его покоятся на шести столпах. Пятикупольный храм богато декорирован снаружи: фасады членятся на равные части лопатками с причудливыми капителями, а сверху оформлены закомарами. Декор дополнен белокаменной резьбой и сложным карнизом с высокими узкими окнами. Фресковые росписи времен Иоанна Грозного внутри храма не сохранились - в XVII веке они были заменены росписями Симона Ушакова, Иосифа Казанцева и Сидора Поспелова.

Успенский собор

Иван III на месте прежнего собора возводит новый, архитектором которого становится болонский мастер Аристотель Фиораванти. Происходит это через 153 года после постройки первого храма Успения.

Собор строится по образу Успенского Владимирского собора. Архитектура его, однако ж, не похожа на древнерусскую. Храм вытянут в длину и имеет шесть столпов круглой и квадратной формы, разделяющих собор на три одинаковой ширины нефа. Крестовые своды ребрами в плане образуют крест. С восточной стороны имеет три апсиды, две боковые из них - сдвоенные. Храм венчают пять куполов на барабанах. Центральный - крупнее и выше. Вся купольная конструкция намеренно сдвинута к востоку.

Снаружи храм имел привычные для русского церковного зодчества формы: лопатки делят фасады на равномерные части и завершаются полукруглыми закомарами. Вместо окон - щелевидные отверстия, частично заходящие в область закомар. Декора почти нет, лишь колончатый пояс. Вход оформлен вертикально вытянутыми порталами.

Внутреннее пространство храма полностью расписано фресками. Считается, что в работе над росписями участвовал древнерусский иконописец Дионисий.

Благовещенский собор

"Каменная" история храма начинается с конца XV века, и связана с именем объединителя русских земель Ивана III. Старый собор был разобран. Построен новый, белокаменный. Имел он всего одну апсиду и один массивный столп, на который опирались арки сводов.

Современный облик собор получил лишь в 1560-х годах. Собор имеет форму пирамиды, увенчан девятью золотыми куполами. Входы с севера и с запада оформлены фигурными порталами из белого резного камня, выполненными итальянскими мастерами. Основными мотивами резьбы стали изображения ваз, дельфинов, сфинксов. Возможно, они имели многоцветную окраску. Сейчас (с XVIII века) - двуцветную. Галереи, которыми они украшены, имели полы, выложенные в виде узоров плиткой из керамики, но позже заменены на резные белокаменные с черным орнаментом. Полы же в самом храме выложены кремниевыми плитками. Они разных размеров и оттенков. Примечательны и тяжелые двустворчатые деревянные двери, ведущие в храм. Они обиты листами меди с вычеканенными сценами библейских сюжетов. С юго-востока к собору пристроено крыльцо из резного белого камня.

Уникальные фресковые росписи были сделаны замечательными иконописцами Феофаном Греком и Андреем Рублевым. В этом соборе находилась и личная молельня Иоанна Грозного.

Колокольня Ивана Великого

В правление Ивана Калиты была построена на Боровицком холме и церковь для колокола. Ее архитектором был Иван Лествичкин. Она простояла здесь 179 лет и была снесена, а на ее месте итальянский архитектор Бон Фрязин соорудил каменную церковь в память об Иване III. Чуть меньше чем через четверть века была построена звонница, а к расположенному на третьем ярусе храму - лестница. Через 68 лет церковь была увеличена за счет дополнительного яруса цилиндрической формы, в начале XVII века при Михаиле Федоровиче Романове - Филаретова пристройка. Именно с этого времени церковь начинает использоваться только в качестве колокольни-звонницы. Во время сожжения Москвы Наполеоном церковь сгорела, уцелела лишь колокольня. А звонница и Филаретова пристройка были реконструированы через семь лет.

Сейчас сооружение оборудовано 21 колоколом, они подвешены на металлических балках взамен старых - деревянных.

Церковь Ризоположения

Церковь располагается в архитектурном ансамбле Московского Кремля рядом с Митрополичьим дворцом, связана с ним крытыми переходами и ранее являлась дворцовой церковью митрополитов. Она возведена в честь удивительного события, связанного с победой над ордынским войском, подошедшим к Кремлю в 1451 году и пытавшимся его захватить. Согласно летописям, произошло это в Дени Обретения Ризы Пресвятой Богородицы. Монгольское войско, ночью стоявшее в осаде, вдруг увидело огромную рать, двигавшуюся на подмогу кремлевским защитникам, и в панике бежало. Митрополитом Ионой было принято решение о строительстве памятной церкви. А в конце века храм был снесен и на его месте возведена новая каменная церковь.

Однокупольный храм на высоком подклете с крыльцом, ведущим к одному из входов, увенчан шлемовидной главкой на высоком барабане. С восточной стороны располагаются по древнерусской традиции три равновеликие апсиды. В оформлении фасадов использованы членения лопатками, резные белокаменные ленточные колончатые орнаменты, кокошники, узкие вертикальные полуарочные окна, порталы, завершающиеся формой кокошника на витых столбиках-колоннах, перекликающиеся с орнаментальным декором.

Многократно страдавшая от пожаров, в Смутное время церковь была разграблена, уничтожены почти все интерьеры. После восстановления была передана во владение Царскому двору и соединена переходами с палатами царицы и царевен, и долгое время выполняла функцию домового храма царской семьи. К церкви была пристроена часовня Печерской Богоматери. Вход в храм украшает горельеф с изображением Георгия Победоносца, аллегорически напоминающий о победах русского войска над монголо-татарами.

Памятники на кремлевской территории и вокруг

В архитектурный ансамбль московского Кремля также входят два памятника - Царь-Колокол и Царь-Пушка, а также Митрополичий двор, Большой Кремлевский дворец, Грановитая палата, Теремной дворец, здания Арсенала и Оружейной палаты, Сенат и Государственный Кремлевский дворец, Тайницкий сад.

К Кремлю примыкают и историко-культурные памятники Красной площади - Собор Василия Блаженного и памятник Минину и Пожарскому, здание Исторического музея, Большие (ГУМ) и Малые Торговые ряды, "лобное место" и Мавзолей В. И. Ленина. А также некрополь в Кремлевской стене и Мемориал "Могила Неизвестного Солдата" со стороны Александровского сада.

Московский Кремль - один из красивейших и мощнейших архитектурных ансамблей Москвы и Российской Федерации и визитная карточка нашей Родины.

(франц. ensemble - совокупность, стройное целое) группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения. * * * взаимная согласованность, стройное единство частей, образующих нечто целое, напр архитектурный ансамбль. Петербург - город ансамблей. Лучшие из них - Петропавловская крепость, стрелка Васильевского острова, Дворцовая пл., Сенатская пл., ансамбль Александрийского театра. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)


Смотреть значение Ансамбль в других словарях

Ансамбль — м. франц. худож. общность, совместность, общее согласие картины, музыки; взаимное соответствие, стройная полнота.
Толковый словарь Даля

Ансамбль — ансамбля, м. (фр. ensemble). 1. Стройное объединение, согласованность всех частей какого-н. целого (книжн.). Архитектурный ансамбль. 2. Художественно согласованное, дружное исполнение........
Толковый словарь Ушакова

Ансамбль М. — 1. Художественная согласованность, стройность исполнения драматического, музыкального и т.п. произведения несколькими артистами. // Музыкальное произведение или его........
Толковый словарь Ефремовой

Ансамбль — -я; м. [франц. ensemble].
1. Взаимная согласованность в исполнении несколькими артистами драматического, музыкального и т.п. произведения. Достигнуть ансамбля в игре.
2.........
Толковый словарь Кузнецова

Ансамбль — (франц. ensemble - совокупность - стройное целое),..1) всценическом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля,подчиненных единому замыслу...2) Группа исполнителей,........

Ансамбль Народного Танца — под руководством И. А. Моисеева - крупнейшийхореографический коллектив, создан в 1937 в Москве; с 1965 академический.Исполняет танцы народов мира.
Большой энциклопедический словарь

Ансамбль Народного Танца Грузии — хореографический коллектив, создан в1945 в Тбилиси Н. Ш. Рамишвили и И. И. Сухишвили; с 1971 академический С1985 художественный руководитель Рамишвили и Т. И. Сухишвили.
Большой энциклопедический словарь

Ансамбль Песни И Пляски — дважды Краснознаменный им. А. В. Александрова -крупнейший армейский художественный коллектив, создан в 1928 в Москве; с1978 академический. Организатор и художественный........
Большой энциклопедический словарь

Берлинер Ансамбль — (Berliner Ensemble) - немецкий драматический театр.Основан в 1949 в Берлине Б. Брехтом и Е. Вейгель как театр антифашистскойи антимилитаристской направленности. Включает в репертуар........
Большой энциклопедический словарь

Милнера-хэбба Клеточный Ансамбль — (Р. М. Milner, совр. амер. физиолог) гипотетическая структура в коре головного мозга, представляющая собой совокупность клеток, связанных в результате обучения и возбуждающихся........
Большой медицинский словарь

Нейронный Ансамбль — совокупность нейронов, составляющих функциональную группу в высших отделах мозга.
Большой медицинский словарь

Камерный Ансамбль — группа исполнителей камерной музыки (трио, квартети др.), выступающая как единый художественный коллектив. 2) Музыкальноепроизведение, написанное для небольшого состава участников.
Большой энциклопедический словарь

Канонический Ансамбль — Гиббса - статистический ансамбль длямакроскопической системы, находящейся в тепловом равновесии с окружающейсредой заданной температуры. Если при этом система обменивается........
Большой энциклопедический словарь

Красноярский Ансамбль Танца Сибири — хореографический ансамбль. Основан в1960. Художественный руководитель - М. С. Годенко (с 1963).
Большой энциклопедический словарь

Мемориальный Ансамбль — архитектурный художественный комплекс,воздвигнутый в честь павших героев, выдающихся деятелей и событий. объединяет в архитектурно организованномпространстве сооружения,........
Большой энциклопедический словарь

Микроканонический Ансамбль — Гиббса - статистический ансамбль длямакроскопической энергетически изолированной системы с постоянным числомчастиц.
Большой энциклопедический словарь

Статистический Ансамбль — совокупность большого числа невзаимодействующиходинаковых физических систем - "копий" данной системы, находящихся водинаковых макроскопических, но разных микроскопических........
Большой энциклопедический словарь

Ансамбль — «Выступает Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии... Танцевальный ансамбль «Березка»... скрипачей Большого театра...» Такое вы, наверное, слышали........
Музыкальный словарь

Ансамбль — (от франц. ensemble - вместе).
1) Группа исполнителей, выступающих совместно. К А. относят гл. обр. немногочисл. составы, в к-рых каждую партию исполняет один музыкант (т.н.........
Музыкальная энциклопедия

Ансамбль песни и пляски Советской Армии — (Дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова) - крупнейший армейский художеств. коллектив Советского........
Музыкальная энциклопедия

Ансамбль советской оперы — (Ансамбль советской оперы Всероссийского театрального общества). Работал в 1934-62 в Москве. Основатели ансамбля - К. М. Попов и Е. Б. Лигин. А. с. о. пропагандировал произв.........
Музыкальная энциклопедия

Камерный ансамбль — 1) Группа артистов, выступающих как единый художеств. коллектив с исполнением камерной музыки. Наибольшим распространением пользуются камерные инстр. ансамбли и в их........
Музыкальная энциклопедия

Краснознамённый имени А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской армии — см. Ансамбль песни и пляски Советской Армии.
Музыкальная энциклопедия

Гиббса Статистический Ансамбль — совокупность большого числа одинаковых статпстич. систем, к-рые характеризуются одними и теми же значениями термодинамич. параметров, но могут находиться в различных........
Математическая энциклопедия

Статистический Ансамбль — - принятое в статистич. физике название фазового пространства (пространства состояний) какой-нибудь физич. системы вместе с нек-рым способом усреднения физич. величин (т.
Математическая энциклопедия

Ми́лнера - Хэ́бба Кле́точный Анса́мбль

Архитектурный ансамбль представляет собой гармоничное и целесообразное расположение зданий, инженерных сооружений, памятников и произведений монументального искусства на отдельно взятом участке городской застройки.

Целостный архитектурный ансамбль успешно формируется исключительно при условии единого пространственного решения комплекса.

Слово » ансамбль» произошло от французского » ensemble», что в переводе означает » единство», » связность», » целостность». Таким образом, ансамбль в архитектуре подразумевает создание единой, целостной и гармоничной композиции.

Понятие ансамбля в архитектуре весьма емкое и многогранное, ведь для его успешного формирования зодчие должны учитывать множество факторов, среди которых можно назвать следующие:

  • Рельеф местности
  • Особенности ландшафта
  • Наличие природных водоемов

Некоторые архитектурные ансамбли создаются единовременно, то есть сразу формируется целостная композиция зданий, технический коммуникаций, инженерных сооружений и садово — паркового дизайна.

Однако большинство ансамблей в — это процесс длительного, многолетнего творчества многих зодчих, каждый из которых дополняет композицию таким образом, чтобы новые элементы гармонично сочетались со старыми постройками.

Такое понимание ансамбля проливает свет на ту исключительную роль, которую играет в его формировании время. Не случайно наиболее значительные архитектурные ансамбли прошлого создавались на протяжении многих десятилетий и даже столетий.

Формируется с конца XIII по конец XV века — то есть в течение почти двухсот лет. С тех пор ее облик практически не изменился.


Не менее знаменитая площадь Святого Марка в Венеции в своих нынешних очертаниях существует с 1150 года, а окончательное завершение ее ансамбль получил в 1810 году. Время формирования ансамбля занимает 660 лет.


Площадь и собор Сан — Марко в Венеции

Ансамбль в Риме и прилегающей к нему площади складывается с 1506 года, когда к решению этой задачи приступил великий итальянский зодчий Браманте, и приобрел свой сегодняшний вид в 1667 году. За 161 год над ним успели поработать Рафаэль, Микеланджело и Бернини.


Центральный ансамбль Лувр — Тюильри в Париже активно формировался почти триста лет — с середины XVI до середины XIX столетий, — 150 лет (с начала XVII по вторую половину XVIII века).


Даже при очень высоких темпах градостроительной активности ансамбль Дворцовой площади в Петербурге потребовал для своего завершения более 80 лет (1753 — 1834 годы), и участия таких знаменитых и разноплановых , как В. Растрелли, Ю. Фельтен, К. Росси, О. Монферран.


Дворцовая площадь в Санкт — Петербурге

Именно время выкристаллизовывает ансамбль, давая ему возможность неторопливо добавлять одно здание к другому, продумывать элементы декора и особенности .

Зачастую важными составляющими архитектурной композиции выступают не только здания и элементы ландшафта, но и монументы, памятники или скульптурные группы. Ярким примером может служить Исакиевская площадь в Санкт — Петербурге , на которой был установлен памятник Николаю I.


Ансамбль Исакиевской площади в Санкт — Петербурге

На Сенатской площади в Санкт — Петербурге также установлен памятник русскому царю — реформатору Петру I. Он играет роль центрального элемента архитектурного ансамбля Сенатской площади , которая является одной из самых старых площадей северной столицы.


Сенатская площадь в Санкт — Петербурге

Поэтапное развитие ансамбля делает его объектом коллективного творчества нескольких архитекторов, каждый из которых вносит в него свое видение и собственную изюминку. Это обстоятельство помогает создавать удивительные по своей красоте архитектурные шедевры, которые остаются в веках в качестве эталонов творческой мысли, воплощенной в камне.


Типы архитектурных ансамблей

В теории архитектуры существует специальная система классификации типов архитектурных композиций, среди которых можно назвать следующие:

  • Ансамбль площади — примером могут служить композиции площадей, расположенных практически в каждом крупном городе. Однако самыми известными и выдающимися являются ансамбль Красной площади в Москве, Дворцовая площадь Санкт — Петербурга, площадь Святого Марка в Венеции, площадь Святого Петра в Риме и Староместская площадь в Праге .

  • Ансамбль крепости — укрепленные здания и фортификационные сооружения были известны человечеству с незапамятных времен. Однако до нас дошли самые яркие и гармоничные образцы — это Московский кремль, Пражский град и Альгамбра в Гранаде .
  • Дворцово — парковый ансамбль — это масштабный комплекс, включающий в себя несколько дворцов, беседок, множество элементов тщательно продуманного ландшафтного дизайна, водоемы, фонтаны и многие другие фрагменты целостной композиции. К самым красивым дворцово — парковым ансамблям можно отнести Петергоф в Санкт — Петербурге и Парижский Версаль .

  • Ансамбль усадьбы — это гармоничная композиция частной усадьбы, принадлежавшей знатным и состоятельным людям. Примером может служить усадьба Останкино и Архангельское .

Усадьба » Архангельское» (Красногорский район Московской области).
  • Ансамбль монастыря — на территории некоторых монастырей создавались целые композиции, выполняющие не только декоративную роль, но и имеющие функциональное назначение. Среди подобных монастырских ансамблей можно назвать монастырь Святой Екатерины (Синай) , Гегард и Киево — Печерскую лавру.

Ансамбль Красной площади

Формирование ансамбля Красной площади в Москве также происходило в несколько этапов. Самая древняя часть современного ансамбля — восточная стена Московского Кремля со Спасской, Боровицкой и небольшой безымянной башней между ними (потом она получила название Сенатской) была построена в 1491 — 1493 годах. Старые хроники сохранили для нас имена зодчих: Антон и Марко Фрязины, Пьетро Антонио Солари, Алоиз Фрязин — старший.


Ров, укрепленный низкой зубчатой стеной, отделяет Кремль от подступающей к нему почти вплотную застройки посада с древним торгом. После разрушительного пожара в конце XV века большая территория перед рвом выгорела, и ее не стали застраивать. Таким образом, между кремлевской стеной и торгом образовалось обширное пустое место, которое стали называть » Пожаром». Место для строительства будущей Красной площади расчищено, но ее еще пока не существует.

В 1535 — 1538 годах строится вторая линия московских укреплений — Китайгородская стена. Она начинается от угловой Арсенальной башни и идет примерно по линии фасада нынешнего здания Исторического музея.

В месте современного Исторического проезда в стене устраиваются Воскресенские (Иверские) ворота — это будущий главный вход на площадь со стороны города. К середине XVI века здесь группируются городские приказы — административные учреждения, которые обрамляют пустую территорию Пожара с севера.

С юга эта территория ограничена крутым подъемом холма со стороны реки, где неподалеку от Лобного места, построенного в 1534 году, стояла небольшая белокаменная церковь Троицы. Во времена военных походов Ивана Грозного (1552 — 1554 годы) в ознаменование побед возле церкви Троицы ставились памятные деревянные церкви.

К моменту присоединения Казанского и Астраханского ханств их было восемь. Таким образом, когда Иван Грозный в память о своих победах решил возвести грандиозный каменный храм, то место и форма будущей постройки были подсказаны самой жизнью. Девятистолпный каменный собор Покрова на Рву — — заменил девять церквей (Троицкую и восемь памятных).


Собор Покрова на Рву или храм Василия Блаженного

Со строительством собора был сделан первый основополагающий шаг в формировании ансамбля Красной площади. Храм — памятник стал символом торжества русского народа — своего рода гигантским алтарем у исторических стен Кремля. Многолюдные процессии, широкие народные молебствия и шествия, связанные с собором, предопределили священно — патриотический, общенародный характер будущей площади, которая с постройкой получила прекрасный южный фасад.

Высотная шатровая композиция, сурово — торжественный и вместе с тем праздничный характер сооружения во многом предопределили архитектурный облик ансамбля Красной площади. В это время к его создателям добавилось еще два архитектора — Постник и Барма.

Собор Покрова на рву дошел до нас с некоторыми изменениями. К девяти его столпам — церквям в XVI — XVII столетиях были пристроены еще две (по одной из них он получил свое второе название — храма Василия Блаженного) и колокольня. Однако эти пристройки не нарушили, а еще более подчеркнули объемный, пространственный характер композиции многоглавого собора.

В самом конце XVI века происходит еще одно важное событие — восточная граница площади очерчена построенными в 1596 — 1598 годах рядами одно- и двухэтажных каменных лавок. Регулярно распланированные ряды этих лавок образовали два квартала между улицами Никольской, Ильинской и Варваркой, получившие названия Верхних и Средних торговых рядов.

Нижние ряды спускались от Варварки в сторону Москвы — реки. В сторону кремлевской стены Верхние и Средние ряды выходили длинными корпусами с арочными галереями по фасадам, которые заворачивали по линиям поперечных улиц.

Впоследствии торговые ряды будут еще многократно перестраиваться, но очень многое сохранится от приема, найденного неизвестным зодчим, жившим почти 400 лет назад — это четкие границы торговых кварталов, регулярная планировка рядов, получившая отражение на фасаде, а также тема протяженных корпусов с арочными галереями.

Границы площади полностью определились, и больше уже не меняются, вплоть до нашего времени. Но самой площади, как таковой, еще не существует. Вдоль заполненного водой рва, идущего параллельно кремлевской стене, прямо посередине нынешней площади располагалось множество маленьких церквушек. Это так называемые » церкви на крови», которые ставили на месте казней по приказу Ивана Грозного.

Незамощенная площадь в поперечном направлении пересекается двумя мощенными улицами — одна выходит из Спасских ворот Кремля и разветвляется на Ильинку и Варварку. Другая — Никольская, берет свое начало у Никольских ворот и продолжается по трассе.

В 1625 году самая ближняя к храму Василия Блаженного башня Кремля — Спасская, получила уступчатую высотную надстройку с характерным шпилем. Это было выдающимся событием в истории русской архитектуры, потому что до тех пор не имели подобного конструктивного элемента.

Вскоре после этого в документах появилось и само название » «. Так обозначают пока лишь небольшую часть нынешней площади перед храмом Василия Блаженного, между Спасской башней и Лобным местом.

Появление названия вместе с надстройкой башни является символичным, потому что в нем заложен главный лейтмотив всего ансамбля. Остроконечные завершения Кремля начинают повторять уступчатый вертикальный силуэт храма Василия Блаженного. В исторических документах того периода в связи с постройкой башни упоминаются имена еще двух архитекторов — Бажена Огурцова и Кристофера Галовея.

В 1689 году Воскресенские ворота Китайгородской стены получают стройное завершение в виде двух шатров. Теперь и северный подход к площади отмечен характерными островерхими шпилями.

С момента перемещения столицы Российского государства Воскресенские ворота играют роль парадного въезда в Кремль — с этой стороны начинает движение царский кортеж во время коронаций и других официальных торжественных мероприятий.

В конце XVII века здесь сооружены монументальное здание Монетного двора и Главная аптека (ныне здесь расположен Исторический музей), определившие линии застройки современного Исторического проезда.

Несколько позднее здесь возводится второй корпус Монетного двора, а Главная аптека с изящным башенным завершением перестраивается для размещения в ней Московского университета. В связи с этим в работе над ансамблем Кремлевской площади принимал участие архитектор Д. В. Ухтомский.

Тем временем на площади сносят церкви на крови, освобождая все пространство от храма Василия Блаженного до Главной аптеки. Параллельное расположение торговых рядов и кремлевских укреплений, обращенность в сторону Спасской башни и храма, подчеркнутая парадным въездом с противоположного конца площади — все эти факторы четко фиксируют продольную ось площади в качестве основополагающего стержня будущего ансамбля.

В 1780 году высокое шатровое завершение получает Никольская башня, чем восстанавливается ожидаемая симметрия участка кремлевской стены, выходящей на площадь.

В 1776 — 1787 годах архитектор Матвей Казаков возводит в Кремле треугольное здание Сената. Одна из сторон этого треугольника лежит параллельно выходящей на Красную площадь стене Кремля, так что высокий купол главного круглого зала хорошо просматривается с площади как раз посередине между Спасской и Никольской башнями, непосредственно за малой безымянной башней, которая по этому поводу получила наименование Сенатской. Таким образом, зодчий предрешил характер будущего развития всего ансамбля.

В 1786 году начинается перестройка торговых рядов, которая продолжается вплоть до 1810 года. Автором этого проекта предположительно стал Джакомо Кваренги.

По новому плану двухэтажные аркады новых торговых рядов охватывают двумя скобками весь периметр площади между Никольской башней и Ильинкой, оставляя проезд вдоль продольной оси.

Так образуется две площади — большая в окружении торговых рядов, и малая — непосредственно перед Спасскими воротами и храмом Василия Блаженного. Архитектор Кваренги отказывается от поддержки намеченной Казаковым поперечной оси. Однако он оставляет прямо напротив Сенатской башни разрыв в здании новых торговых рядов, идущих вдоль кремлевского рва.

Теперь все пространство площади получает дробное, камерное решение. Были перекрыты дальние подходы к храму Василия Блаженного. Новые торговые ряды стоят на фоне кремлевских стен, отгораживая Кремль от города.

В пожаре 1812 года большая часть торговых рядов выгорела, а корпуса, построенные вдоль рва, были разрушены взрывами. Уже в 1813 году архитектор О. И. Бове, который руководил восстановительными работами, предлагает свой проект, который был реализован спустя четыре года.

В 1817 году по проекту Осипа Бове западная часть торговых рядов не подлежит восстановлению. Зодчий возвращает площади единство пространства, которое было достигнуто к концу XVII века, а затем снова утрачено.

Более того, архитектор доводит его до логического завершения путем уничтожения рва, отделявшего кремлевскую стену от площади. На его месте появляется узкий бульвар, шириной всего в два ряда деревьев, который подчеркивает утрату оборонного значения стены.

Таким образом древняя стена Кремля с башнями и куполом Сената окончательно получает главенствующую роль в ансамбле площади. Бове подчеркивает это умелой перестройкой старых торговых рядов. Верхние торговые ряды получают единый монументальный фасад.

Трехэтажный корпус воспроизводит мотив аркады в полукружиях окон верхнего этажа и имеет трехчастное построение. Мощный центральный портик с возвышающейся над ним куполом расположен прямо напротив Сенатской башни и купола Сената.

Перед центральным портиком устанавливается выразительный монумент Минину и Пожарскому . Тем самым зафиксирована поперечная ось площади, которая развернулась в сторону Кремля.

Архитектор Осип Бове окончательно определил размеры и композицию площади, ее пространственное раскрытие вдоль продольной оси, ориентированной на храм Василия Блаженного, и симметрично относительно поперечной оси, которая подчеркивает безусловное доминирование Кремля в ансамбле.

С той поры до наших дней еще многое изменится в архитектурном облике Красной площади. Будут полностью перестроены два из четырех ее фасадов — северный и восточный. На замысел Бове все же останется в основе всех последующих архитектурных изменений.

В конце XIX столетия в северном торце Красной площади на месте Главной аптеки архитектор В. О. Шервуд в 1847 -1883 годах строит масштабное здание Исторического музея. Снова началась перестройка торговых рядов.

На месте трехэтажных рядов Бове в 1894 году архитектор А. Н. Померанцев вместе с В. Г. Щуковым возводит новое здание Верхних торговых рядов — сейчас там находится ГУМ. Средние же торговые ряды чуть раньше были перестроены Р. И. Клейном.

Все три эти здания были возведены в эклектическом псевдорусском стиле. На нынешнем этапе этот факт служит основанием для негативной оценки этих зданий с позиции чистоты и целесообразности использования данной .

Мелко расчлененные фасады с многочисленными элементами декора выступают репликой на архитектурные особенности храма Василия Блаженного. Это позволило придать ансамблю площади большую целостность.

Роль Кремля как ведущего элемента всей композиции была еще более закреплена возведением островерхого здания Исторического музея. Это укрупнило решение северного фасада площади и поддержало общую симметрию ее ансамбля.

Таким образом, над созданием гармоничного и прекрасного в своей уникальности ансамбля Красной площади, каким мы видим его на сегодняшний день, работало не одно поколение зодчих.


Архитектурный ансамбль ― это здания, сооружения, а также прилегающая к ним территория, которые в своей взаимосвязи представляют единый функциональный объект с определенным художественным обликом. Ансамбль в архитектуре, также как любой строительный объект, создается архитектором.

Для более четкого представления данного понятия, можно привести примеры таких сооружения, параллельно классифицируя их. Так, существуют парковые ансамбли, городские, загородные, которые в свою очередь могут быть структурированы по своим размерам на большие, средние и малые. И, разумеется, в каждом из них, так или иначе обязательно будут присутствовать природные объекты, которые также являются частью ансамбля.

Все сооружения, кроме того, что могут быть соединены между собой физически, в ансамбле объединены еще и с помощью благоустройства прилегающей к ним территории, которая обустроена и организована так, чтобы не только повышать эстетическое восприятие строительной композиции, но и для исполнения определенных функций.

Художественный облик ансамбля в архитектуре ― немаловажная деталь, благодаря которой конкретный объект приобретает индивидуальные черты, которые не только узнаваемы, но порой являются причисленными к историческим памятникам, являя потомкам наследие предков определенных эпох.

Городские ансамбли

Их принято различать по видам, которые отличаются друг от друга по степени длительности возведения, которая к тому же укладывается, либо не укладывается в единый замысел. Например, ансамбль Русского музея в Санкт-Петербурге ― это городской ансамбль, который, во-первых, выдержан в едином архитектурном стиле, во-вторых, построен по единому замыслу, а в-третьих, был создан единовременно. В противовес ему в качестве другого вида архитектурной композиции можно привести в пример главный городской ансамбль столицы ― Красную площадь. Здания на ее территории сложно причислить к единому архитектурному стилю, строились они в разное время, разными людьми, а потому и замысел у всей композиции не единый.

Если обратить внимание на постройки в любом городе, можно найти оба эти вида городских архитектурных ансамбля.

Влияние на архитектурные композиции природных условий

Влияние, которое оказывает природа на городские постройки и на их совокупность, огромно. Только представьте, как меняется облик городской территории, если на ней расположен, например, водоем. Безусловно, архитектор ориентирует свое внимание на том, чтобы и выделить его в городском пейзаже, и дать возможность цивилизованно использовать такое соседство жителям окрестностей, устраивая, например, удобные для прогулки набережные.

А как влияет на архитектурный ансамбль рельеф местности, который порой не дает возможности подстроить себя под замысел архитектора, но взамен предлагает более уникальную возможность: подстроить идею о создании комплекса сооружений, подстроив их под свои изгибы, перепады и холмы.

Заметьте, что там, где в городском пейзаже отсутствуют природные объекты, их приходится даже искусственно создавать. Например, в отсутствие водоемов планируют и строят фонтаны, в отсутствие зеленых насаждений ― разбивают парки и скверы.

АНСАМБЛЬ в архитектуре — согласованное расположение группы зданий, созданное на основе функциональных требований, практической целесообразности, определенного идейно-художественного замысла с учетом архитектурного и природного окружения, обеспечивающее единство зрительного восприятия. Композиционными принципами построения архитектурного ансамбля являются: установление главного композиционного центра, соподчинение ему остальных элементов Архитектурного ансамбля путем согласования архитектурных объемов, членений, пропорций, масштаба, ритма, цвета и т. д.

Архитектурные ансамбли складываются различными путями. Одни — в течение длит, времени на основании первоначального композиционного замысла, развиваемого последующими поколениями зодчих. При этом основное условие, которое обеспечивает возникновение Ансамбля при различных стилевых характеристиках зданий, состоит в соблюдении принципов объемной и масштабной согласованности: например, Кремль в Москве (15—20 вв.), Дворцовая площадь в Ленинграде (18—19 вв.), площадь. Св. Марка в Венеции (11 — 16 вв.) и т. д. Другие Ансамбли осуществляются единовременно целиком по единому замыслу и в одном архитектурном стиле. Например, ансамбль Смольного монастыря (18 век, архитектор В. В. Растрелли), улица Росси и площадь Ломоносова (1-я половина 19 век, архитектор К. И. Росси) в Ленинграде, площадь Вогезов в Париже (начало 17 век, архитектор К. Шатий).

В СССР и других социалистических странах отсутствие частной собственности на землю, государственное планирование строительства, передовая идеология создают широкие возможности построения Ансамбля, объединяющего целые районы, площади и даже города.

В сложении современных Ансамблей (особенно жилых) решающее значение имеют функциональные требования, связанные с заботой о человеке. В СССР создан ряд значительных ансамблей; жилые кварталы Москвы (Песчаные улицы, Юго-западный район), Ленинграда (Щемиловка, Аитово), площадь им. Ленина в Ереване и др.
Крупные градостроительные Ансамбли созданы после постановления партии и правительства (1955) о борьбе с излишествами в архитектуре (в городах - Ангарск, Рустави, Сумгаит и других). Центральный стадион им. В. И. Ленина и Дворец пионеров в Москве, район Сабуртало в Тбилиси и т.д. Значительные Ансамбли созданы и в других социалистических странах: площадь Республики в Бухаресте, заводской поселок Альмашфюзите (Венгрия) и пр.

Известны крупные Архитектурные ансамбли в капиталистических странах: комплекс нового университета в Мехико (1950-е годы), жилые кварталы Сан-Пауло в Риме, центр Гавра (Франция). Однако частная собственность на землю, разнородность требований отдельных заказчиков сильно ограничивают возможность создания Ансамблей.