Дворец потала китай. Дворец потала

Дворец Потала в Тибете

Дворец Потала - самый высокий древний замок в мире, расположенный на высоте в 3767 метров. Дворец Потала представляет собой огромный буддийский храмовый комплекс, занимающий 360 тыс. м 2 и состоящий из двух частей: Красный дворец, как центр, и Белый дворец, как два крыла.Высота дворца составляет 115 метров — это 13 этажей. Потала несколько столетий был главной резиденцией тибетского Далай-Ламы. Сейчас это священное место привлекает к себе тысячи паломников и туристов.Расположенный на Красной горе в центре Лхасы Потала - крупнейшее монументальное сооружение во всем Тибете, древний дворец мира.Само слово «Потала» в переводе означает «Мистическая гора».

Некогда в стенах этого огромного дворца, в окружении тишины и спокойствия, восседал религиозный правитель Тибета. Многовековое спокойствие было нарушено в 1959 году вторжением китайских войск в Тибет, в результате чего Далай-Лама XIV вынужден был покинуть страну и получил политическое убежище в Индии, где находится до сих пор.

Первое здание на месте нынешнего дворца было построено в 637 году царём Тибета Сонгценом Гампо, который решил построить небольшой дворец над пещерой Фа-Вана, где он обычно медитировал. Через некоторое время царю пришла в голову идея сделать Лхасу столицей, так что на месте старого здания был возведён большой дворец, который значительно расширился после того, как Сонгцен Гампо обручился с китайской принцессой Вэнь Чэн — по приказу царя здание дворца было расширено до 999 комнат, а вокруг него возведены высокие стены с башнями и выкопан обводной канал.

К сожалению, так как практически всё в те времена строилось из дерева, не являвшийся исключением дворец не смог пережить сильной грозы во второй половине VIII столетия, во время которой в него попала молния, а начавшийся пожар спалил все деревянные постройки. То, что осталось от дворца, окончательно сравняли с землёй междоусобные войны — до нашего времени дожили только зал Пабалакан и пещера Фа-Вана .

Дворец Потала, который мы видим сегодня, начал возводиться лишь в 1645 году, во времена правления пятого Далай-Ламы.К 1648 году был построен Белый дворец. Красный дворец, добавили в 1694 году. Над его строительством трудилось более 7000 рабочих и 1500 художников и ремесленников. В 1922 году 13-й Далай-лама отремонтировал многие часовни и залы в Белом корпусе и внес изменения в Красный.


После завершения в 1648 году Белого дворца здесь была размещена зимняя резиденция Далай-Ламы. В Солнечном павильоне Белого дворца правитель жил и работал, а в Большом восточном павильоне принимал гостей и проводил торжественные церемонии . Белые стены символизируют мир и покой.Стены зала украшают красивые фрески и росписи.Здесь также находится статуя Поталы, самый уважаемый артефакт, привлекающий тысячи тибетских туристов. Она полностью покрыта сусальным золотом общим весом в 550 кг. и инкрустирована десятком тысяч драгоценных камней. Остальные погребальные ступы, значительно уступая в размере, но также украшены огромным количеством золота и драгоценностей.

Великий Восточный зал на четвертом этаже площадью в 725 м.кв. был местом проведения важных религиозных и политических церемоний. С трех сторон его окружают три часовни: на востоке, на севере и на юге. Пещеры Дхарма и святая часовня - единственные сохранившиеся постройки VII века со статуями Сонгцен Гампо, принцессы Вэнь Чэн и принцессы Бхрикути внутри.

Сердцем комплекса является Красный корпус (строительство которого велось с 1690 по 1694 год) - самая высокая часть в центре. Эта часть полностью посвящена религиозному образованию и буддийским молитвам. Здание состоит из множества залов, часовен и библиотек на нескольких уровнях с галереями и извилистыми коридорами. Богато украшенный живописью, драгоценными камнями и резьбой, он содержит несколько храмов и гробниц восьми прошлых Далай-лам, в том числе пагоды из 200000 жемчужин.

Дворец Потала занимает весь холм, на котором он расположен.Величественность огромного строения, растянувшегося на весь холм, до сих пор поражает как путешественников и туристов, так и самих буддистов и паломников.



Во множестве залов хранятся неисчислимые сокровища, там находятся ступы далай-лам и многих высоких учителей, немало будд и божеств.Особенно впечатляют объемные тантрические мандалы :

Самвара-Мандала

Гухьясамаджа-Мандала

Ямантака-Мандала

Калачакра-Мандала

В Потала находятся школы буддийской логики, семинария, типография, сады, дворы и даже тюрьма. На протяжении более 300 лет древний дворец хранит многие культурные реликвии, такие как фрески, ступы, статуи, танка и редкие сутры. Особое значение имеет пещера Фа-Вана, в которой еще до строительства здания читал священные тексты царь Сонгцен Гампо.

В 1994 году дворец Потала внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и назван одним из новых семи чудес мира. Сегодня комплекс ежедневно посещают тысячи тибетских паломников и путешественников со всего мира.


А так Потала выглядит ночью


Дворец Потала находится на горе Мобури на западе старой Лхасы. В этом огромном здании каждый его элемент и находящийся внутри предмет говорит об истории и культуре Тибета. Дворец знаменит своими скульптурами, настенной росписью и письменами. В 1994 г. дворец Потала был объявлен ЮНЕСКО объектом мирового культурного наследия. Дворец построен в 7 веке.

13-этажное здание дворца возвышается на 117 метров и имеет 1000 комнат. Общая его площадь – 130 тыс кв. м. Здание построено из камня и дерева. Толщина стен достигает 3 метров.

Во дворце можно увидеть часовни и мавзолеи Далай-лам, которые в разное время возглавляли религиозную власть в Тибете. Мавзолей пятого Далай-ламы находится в западной части дворца и занимает пять этажей. Элементы мавзолея декорированы золотом и бриллиантами, жемчугами, бирюзой, агатами и кораллами. Высота строения - 14 м.

Одна из частей дворца служила местом отдыха и сна для Далай-лам. Здесь также находятся служебного помещения старого тибетского правительства. Оригинальное здание Поталы было разрушено в 9 веке, в конце периода правления царства Тубо. Дворец был реконструирован во времена правления пятого Далай-ламы.

Настенные росписи дворца рассказывают посетителям о традициях Тибета и жизни его религиозных лидеров. Одна из картин представляет важную встречу между пятым Далай-ламой и китайским императором Шун Чжи в 1652 г. Именно после этой встречи титул Далай-лама был присвоен тогдашнему религиозному лидеру и затем передан его последователю.

Один из залов дворца называется Sasong Langjie. Он был построен в 1679 г. В нем можно увидеть портрет императора цинской династии Цянлуна с приписанными словами "Долгой, долгой жизни царствующему императору". Надпись сделана на ханьском, маньчжурском, монгольском и тибетском языках. На протяжении сотен лет в канун тибетского Нового года Далай-ламы приходили к этому портрету, чтобы отдать почести.

Потала был святым местом на протяжении многих веков. И сейчас каждый год тысячи паломников из Тибета, других регионов Китая и из-за границы приезжают сюда. О том, насколько они преданы своей вере, говорит то, что путникам порой приходится преодолевать большие трудности, чтобы достичь Города богов.

В пятидесятых годах дворец Потала был внесен китайским правительством в список культурных памятников, нуждающихся в особой защите государства. С архитектурной точки зрения, дворец считается одним из чудес света.

1. В целях охраны древнего архитектурного объекта количество посетителей дворца в течение одного дня ограничено до 2300. Приходить нужно в строгом соответствии с временем, указанным на билете. В высокий сезон (с мая по октябрь) билеты приобрести очень трудно.

2. На посещение дворца гостям предоставляется время около одного часа.

4. Посетители обязаны выполнять установленные правила. Нельзя носить головные уборы и излишне открытую одежду. Нельзя наступать на пороги.

5. Фотографирование внутри дворца Потала запрещено.

6. На входе во дворец работает служба охраны и контролеры. Во дворец нельзя проносить взрывоопасные и воспламеняющиеся субстанции, ножи, зажигалки и воду.

Дворец Потала фигурирует первым в списке группы важнейших культурно исторических памятников Тибета, охраняемых государством. Потала – уникальный в мире по высокогорному расположению и размерам дворец-замок, его изображение является эмблемой Лхасы и всего Тибета. Дворец Потала – нетленный и великолепный памятник древнетибетского зодчества. В декабре 1994 года дворец Потала был официально внесен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.


Дворец Потала построен на южном склоне Красной горы в столице Тибета городе Лхаса. Тыльной стороной Дворец Потала опирается на склон горы, имеет трапециевидную форму, сужающуюся вверху, на фоне синего неба и белых облаков Тибета дворец, выкрашенный в белый и красный цвета, выглядит величественным, сказочным замком.


Что означает название дворца Потала? По-тибетски «потала» переводится как «место обитания Авалокитешвары», в Индии «potalaka». А гора, на которой расположен Дворец Потала в религиозной литературе называется Путо, и считается священной за то, что как гласит легенда, на этой горе появилась бодхисатва Авалокитешвара. Интересно, что в Китае в провинции Чжэцзян есть вторая гора Путо (普陀山, Путошань), являющаяся священной по той же причине.


Дворец Потала от основания возвышается на 119 метров в высоту, протяженность с востока на запад 350 метров, ширина с севера на юг 270 метров, строительная площадь 130 тысяч квадратных метров, а вместе с передним двором и прудом позади дворца, общая площадь дворцового комплекса Потала составляет 360 тысяч квадратных метров!


Начало строительства дворца Потала относится к 30-м годам 7 века нашей эры. Как свидетельствуют исторические источники, туфаньский вождь Сронцзангампо решил сделать Лхасу своей столицей. Прежде всего, он велел построить на вершине Красной горы в Лхасе, где уже были его медитационные пещеры, царский дворец. После того, как состоялось обручение с танской принцессой Вэньчэн, и Вэньчэн прибыла в Тибет, Сронцзангампо возвел на Красной горе 999 комнат. Вместе с построенным раньше дворцом получился комплекс из тысячи помещений! Кроме того, вокруг была возведена стена с длиной каждой из сторон в 500 метров. В стене имелось 4 ворот, украшенных башенками, и был вырыт обводной канал. К несчастью, во второй половине 8 века из-за попадания молнии, деревянные постройки дворца Потала сгорели. К тому же, в конце существования Туфаньского царства разразилась междоусобная война местных племен, приведшая к разрушению первоначального дворца Потала. Сохранились лишь пещера Фаван и зал Пабалакан.


Дворец Потала, который мы видим сегодня, строился на протяжении нескольких столетий, начиная с 17-го века. Далай Лама 5-й Агван Лобсан Джамцо, в 1645 году дал приказ восстановить разрушенный дворец Потала. В 1652 году Далай 5-й совершил поездку в Пекин. По возвращении в Тибет Далай 5-й переехал из своей прежней обители – монастыря Дрэпунг в завершенный к тому времени Белый Дворец Поталы. Интересно, что после реинкарнации Далай Ламы 5-го, никто не осмеливался сообщить народу об этом, так как правители боялись, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством Дворца Потала. Власть Далай Ламы 5-го была настолько сильна, что его реинкарнацию скрывали более 10-ти лет, чтобы достроить дворец.

В 1690 году на 8-й год после кончины Далая 5-го Дисы Санцзе Джамцо именем Далай Ламы 5-го предпринял строительство Красного дворца и мемориальных ступ в комплексе Поталы, для чего была снесена часть обветшалых строений. В работах было занято 7 тысяч человек мастеров и рабочих, было истрачено 2134 тысяч лянов (1 лян = 150 грамму) серебра, по приказу цинского императора Канси на строительство было послано 114 ханьских и маньчжурских мастеров, в работах приняли участие и непальские мастера. В 1693 году работы были завершены, и в 20-й день 4-го месяца по тибетскому календарю состоялось освящение Красного дворца. Перед фасадом дворца Потала был воздвигнут памятный столб в память о завершении строительства. С тех пор в планировке дворца Потала не происходило крупных перемен.


Когда с площади перед дворцом Потала вступаешь в ворота дворца, то оказываешься внутри двора, огражденного с трех сторон высокой стеной. Прямо к северу идет широкая каменная лестница. Отсюда можно видеть восточный вход и западный вход. Главным является восточный вход (по-тибетски «пинцодолан»). Войдя в него и пройдя темный ступенчатый коридор, попадаешь в Дэянся. Это ровная площадка размером 1600 квадратный метров у входа в Белый дворец. Здесь для Далай Ламы, высокого духовенства и чиновников устраивались театральные представления. С южной и северной сторон площадки имеются галереи, помещения на восточной и западной сторонах служили учебными классами титулованных монахов А вход, прямо обращенный на запад, является главным входом в Белый Дворец Поталы.


Белый дворец Поталы

Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.

Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.

Солнечный павильон расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.

Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.

Красный дворец Поталы


Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.

Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

Второй по высоте ступой является ступа Далай Ламы 13-го . Начало строительства ступы датируется 1934 годом, на строительство ушло 3 года. Высота ступы 14 метров, на внутренней стене павильона есть фреска, посвященная жизнеописанию Далай Ламы 13-го, в том числе эпизод поездки Далай Ламы в Пекин, где он был принят императором Гуансюем и вдовствующей императрицей Цыси.

Западный большой зал (по-тибетски «Сысипинцо») находится к востоку от павильонов со ступами, его площадь 680 квадратный метров. Это самый просторный зал Красного дворца в всего дворца Потала. В этом зале Далай Лама 5-й устраивал приемы, жертвоприношения и прочее. В западном зале хранится также пара парчовых полотнищ, сотканных из золотых нитей, которые в 1696 году были подарены китайским императором по случаю завершения строительства Красного дворца Поталы. Есть также подаренный императором Цяньлуном транспарант с автографом императора и надписью «Место, источающее рай». Этот транспарант находится над троном Далай Ламы.

В самом высоком павильоне Красного дворца Поталы в зале у западной стены установлена статуя одиннадцатиликой и тысячерукой бодхисатвы Авалокитешвары , которая была изготовлена из чистого золота и серебра по приказу Далай Ламы 13-го.

Из самых ранних строений дворца Потала сохранились лишь пещера Фавана («Цзюйцзечжупу») и павильон Пабалакан. Пещера Фавана площадью 27 квадратных метров отличается скромным убранством. По преданию сам туфаньский царь Сронцзамгамбо постигал в этой пещере священные тексты. В пещере установлены статуи сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн, принцессы Чицзуль, Лудунцзана – лиц, известных ов времена Туфаньского царства. Кроме того, сохранилась утварь (очаг, каменный чан, ступа), которой, по преданию, пользовался Сронцзангамбо. Павильон Пабалакан называется также павильоном Авалокитешвары, он расположен над пещерой Фавана.


Павильоны со ступами Далай Лам 7-го, 8-го, 9-го, а также павильоны со ступами Далай Ламы 5-го и 13-го имеют кровли, сплошь покрытые позолотой. Такие же золотые кровли венчают павильоны Пабалакан и Рамлакан. Все вместе они образуют блистательный ансамбль золотых кровель. Большинства кровель имеют традиционную форму китайских крыш с взлетающими углами. На коньках кровель есть украшения в виде колоколообразных монастырей, которые покоятся на лотосовых пьедесталах. Взлетающие угловые конструкции кровель украшены фигурками мифических буддистских животных.

Дворец Потала – это сокровищница бесценных художественных изделий и произведений искусства, а также исторических памятников. Даже для фресок использовались красители, приготовленные из драгоценных металлов и камней. Эти фрески поражают яркостью и свежестью. Во дворце Потала хранятся около 10 тысяч икон «танка», большая часть которых выполнена видными художниками древности. Богатое собрание изданий священных текстов, многие из которых выполнены на высоком художественном уровне и по достоинству считаются произведением искусства. Не мало издания являются уникальными. Имеются около 100 свитков канонов, выполненных на пальмовых листьях и доставленных из Древней индии и других мест. Самый ранний текст на пальмовых листьях насчитывает не одно тысячелетие. Техника издания священных текстов включает рукописное письмо золотыми и серебряными чернилами, нанесение золотого покрытия на текст, выполненный выпуклым шрифтом. Например, есть издание «Ганчжура», выполненное красителями, приготовленными из золота, жемчуга, серебра, кораллов, железного порошка, медной пыли и морских ракушек. Бумага, на которой написан текст, обладает стойкостью к влажности, гниению и порче насекомыми, прочна и в то же время эластична.


Дворец Потала является великим творением тибетского народа и средоточием его культуры. В нем нашли воплощение достижения тибетцев в архитектуре, ваянии, живописи, металлообработке и других областях науки и искусства. Его вполне можно назвать музеем науки и культуры Древнего Тибета. Кроме того, дворец Потала запечатлел историю хозяйственных и культурных контактов тибетцев с другими национальностями Китая, Непала и Индии. Дворец Потала является гордостью тибетского народа и мировым культурным наследием всего человечества. Также, дворец очень часто видят иностранцы, отправившиеся в тур по Тибету .


Дворец Потала (Potala Palace) в городе Лхаса в Тибете царский дворец и буддийский храмовый комплекс , являлся основной резиденцией Далай-Ламы . Расположенный на высоте 3767 метров над уровнем моря. Ни один дворец мира не расположен так высоко, как Потала. Свое название дворец получил от наименования священной горы, находящейся в Индии, где, по преданию, обитает бодхисатва Авалокитешвар (Гуанинь).



Согласно легенде, дворец Потала был возведен в 7 веке туфаньский царь Сронцзангамбо для своей будущей жены - танской принцессы Вэньчэн. Раскинувшийся по склону горы от подножия до вершины, он объединяет 1000 построек тибетской архитектуры. После падения Туфаньской династии от военных нашествий большинство залов дворца было разрушено, их реконструкция началась в 1645 году, когда цинское правительство утвердило далай-ламу Пятого правителем Тибета. Его преемники не прекращали работ по расширению дворца Потала, и вот каким он предстает в наши дни.



Дворец делится на две части - Почжангабо и Почжанмабо. Почжангабо на востоке служит резиденцией далай-лам. Почжанмабо в центре вмещает буддиские залы и погребальные пагоды-ступы. В белых домах на западе живут монахи и слуги. Перед Почжанмабо разбито место для представления изображения Будды в праздничные дни. Главное здание дворца Потала имеет 13 этажей.



Дворец Потала - священное место тибетского буддизма, каждый год его посещает великое множество паломников и туристов. Поднятие на Поталу обычно начинается с пробельной стелы у подножия горы, по извилистой каменной дорожке можно дойти до восточных ворот с изображением четырех алоханей и через 4-метровую дворцовую стену попасть в великолепный павильон. На середине горы взорам открывается грандиозная терраса площадью 1600 кв. м, где далай-лама обращался к верующим. Отсюда по коридору поднимаешься в самый большой в Почжангабо павильон Цоцинься. По историческим записям с 1653 года, когда цинский император Шуньчжи золотыми грамотой и печатью пожаловал далай-ламу Пятого и центральное правительство утвердило его возведение в ранг святых, здесь проводятся торжественные религиозные церемонии.




Главное сооружение части Почжанмабо
образуют 8 усыпальниц - погребальных пагод-ступ. Самой крупной и самой роскошной является погребальная пагода далай-ламы Пятого. Она покрыта листовым золотом, на что было израсходовано 3721 килограммов, и инкрустирована драгоценными камнями. В самом крупном павильоне Почжанмабо представлены мемориальна доска с надписью цинского императора Цяньлуна и великолепные занавески, подаренные цинским императором Канси. По преданию, чтобы изготовить эти занавески, император Канси велел построить специальную мастерскую, на их тканье ушел целой год. Отсюда через галерею можно попасть в самую древнюю часть дворца - павильон Сноягал, где хранятся скульптуры царя Сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн и сановников. В самом высоком павильоне Сасронланцзе приносили жертвы изображению и поминальным табличкам цинского императора Цяньлуна. После кончины далай-ламы Пятого по новогодним дням по тибетскому календарю здесь совершали жертвоприношения его преемники.


Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.


Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.





Солнечный павильон
расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.



Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.


Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.



Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

Гранитные стены, золотые крыши, изящные карнизы с их позолоченными украшениями делают дворец Потала неописуемо великолепным и величественным. Цветные настенные росписи в нем изображают Будд и алоханей, правдиво воспроизводят жизнь и деятельность далай-ламы Пятого, торжественное вступление в Тибет танской принцессы Вэньчэн, отражают развитие тибетского буддизма, древнюю тибетскую культуру. Древний архитектурный ансамбль - дворец Потала - это плод ума и таланта народа, свидетельство культурных связей между тибетцами и ханьцами, нерушимый символ Тибета.


Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору — ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.

Дворец Потала высится на фоне горного хребта, что с юга надвигается на город . Дворец стоит на Красном холме (Марпо Ри) посредине долины, он - только часть громадного укрепленного комплекса, включающего еще и огороженную прямоугольную территорию у подножия горы.
Главная и центральная часть комплекса представлена Белым дворцом (Потранг Карпо) на востоке и Красным (Потранг Марпо) - на западе.
Дворец Потала создан как символ тибетской государственности. Это произошло в те времена, когда страну вновь сплотило управление буддистских далай-лам.
Чтобы окончательно возвысить над всеми смертными и без того высокий храм-дворец, находящийся еще и высоко в горах, он назван в честь принадлежавшего покровителю Тибета, буддийскому божеству Авалокитешваре, мифического дворца на юге Индии, стоявшего на вершине горы, на побережье Индийского океана (в китайском буддизме - рай Путо на острове в Восточно-Китайском море). Согласно буддийской мифологии, Потала - это рай, где живут бодхисатвы Авалокитешвара и Тара.

История

Тибетский храм-дворец Потала построен на месте огромного (более 1000 комнат) дворца царя Ярлунгской династии Тибета Сонгцэна Гампо, правившего в 604-650 гг. и принесшего буддизм народу Тибета. Сегодня посетителям Поталы показывают пещеру Чогьял Друпук, в которой медитировал царь Сонгцэн Гампо, и зал Пхакра Лхакханг как уцелевшие фрагменты того древнего дворцового комплекса. Сонгцэн Гампо считался реинкарнацией Авалокитешвары.
Идейный вдохновитель и инициатор начала строительства Поталы в 1645 г. - Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617-1682 гг.) - пятый далай-лама, или Великий Пятый, тибетский религиозный и политический деятель. Он также считался реинкарнацией Авалокитешвары. Следовательно, дворец Потала - рай на земле - становился наглядным подтверждением целостности и возрождения тибетского государства.
Однако в строительстве дворца Потала заметен еще и очевидный политический подтекст. Первая половина XVII в. стала периодом жесточайшей борьбы соперничавших школ тибетского буддизма, поддерживаемых правителями разных районов Тибета. Именно в 1642 г. Далай-лама Пятый получил верховную власть над всем Тибетом: его школа тибетского буддизма гелуг победила всех остальных, появилось новое верховное тибетское религиозное правление. Столицей объявили Лхасу, где и воздвигли дворец для новой знати.
Первым из всего комплекса построен Белый дворец в 1645-1648 гг.: Далай-лама Пятый превратил его в свою зимнюю резиденцию.
Красный дворец воздвигнут в период между 1690 и 1694 гг.
Перед началом строительства подготовили площадку: гребень горы выровняли, применяя традиционную для тибетской горной архитектуры технику вырубки нисходящих террас. Таким образом достигнут поразительный эффект «вырастания» здания из горы.
В том, что касается строительной технологии и материалов, дворец Потала похож на обычные крестьянские дома Тибета.
Мощные внешние несущие стены сложены из грубо обработанных камней. Они скреплены глиной. В стены вставлены толстые деревянные балки, поддерживающие пол и потолок. В помещении балки подпираются деревянными колоннами.
Покатые внешние стены также типичны для домов простых жителей Тибета: стены скошены вовнутрь на 6-9°. Пространство между внешней и внутренней стенами достигает 5 м (!), оно заполнено землей, камнями и переплетенными ветками ивняка.
Дворец Потала одним своим видом должен внушать благоговение и покорность воле богов и их представителям на земле. Поэтому он и вознесен на холм посреди долины высоко в горах Тибета.
Созданный при поддержке монголов, дворец Потала в своем облике соединил индийские корни тибетского буддизма, китайский архитектурный декор и традиционную тибетскую строительную технологию.
С 1951 г. входит в состав КНР на правах автономной области. Его духовный лидер - далай-лама - с 1959 г. пребывает в изгнании. Но дворец Потала сохранился: в отличие от большинства тибетских монастырей и храмов, Потала не был уничтожен хунвейбинами и китайской армией, благодаря личному распоряжению первого премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая (1898-1976 гг.).
Потала и сегодня остается архитектурным воплощением буддийской сущности Тибета.
Белый дворец состоит из просторного Восточного павильона, Солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника далай-ламы, а еще служебных помещений правительства Тибетской автономной области. Большой Восточный павильон всегда использовался для официальных церемоний. В Солнечном павильоне находились личные покои далай-ламы, тут он жил и работал, читал священные тексты, решал вопросы управления.
Красный дворец служил местом молитвенных собраний и проведения религиозных ритуалов. Здесь также есть несколько павильонов.
В западной пристройке Красного дворца находится гробница Тхуптэна Гьяцо - Далай-ламы Тринадцатого (1876-1933 гг.), правившего с 1895 по 1933 г.
Такой чести он удостоился еще и за то, что в 1912 г. добился провозглашения независимости Тибета и образования независимого Тибетского государства.
Стены дворца Потала покрыты слоем извести в Белом дворце и охры - в Красном. Стены всегда выглядят как новые, потому что их обливают сверху, а вместо кистей используют жгуты из шерсти яков.
Всегда можно узнать, каким местам во дворце придается особое значение: у них небольшие позолоченные китайские крыши, но при этом с золочеными индийскими орнаментами, в старину выполненными руками непальских мастеров.
Окна дворца занавешены коврами из черной шерсти яка.
Очень важными для дворца и храма Потала считаются восемь мемориальных ступ с забальзамированными телами далай-лам. Среди них есть и ступа Далай-ламы Пятого - строителя Белого дворца.
Дворец Потала стоит в окружении монастырских жилых помещений (сосредоточенных в западном крыле), кладовых и внешних фортификационных сооружений. Из-за скученности построек иногда трудно судить о том, к какому периоду они относятся, но, по всей вероятности, это конец XVII в. Следует учесть, что дворец-храм постоянно достраивали, внося изменения в общий комплекс.
Попасть в комплекс дворца Потала посетители могут через узкие ворота, к которым ведут несколько ступенчатых пандусов.
Во внутренних помещениях дворца деревянные балки и колонны, а также стены украшены сложной резьбой и рисунками. Залы наполнены множеством реликвий: это пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы.
За все века своего существования дворец Потала никогда не оказывался ощутимо поврежденным. Его прекрасный внешний вид и хорошее состояние интерьеров поддерживаются только необходимым ремонтом.
В течение последних десятилетий Лхаса заметно разрослась, в ней появилось много зданий в современном стиле, но Потала, как и в старину, все так же величественно возвышается над меняющимся городским ландшафтом.
Дворец Потала внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 г.


Общая информация

Местонахождение : юго-восток Тибета.
Административное местонахождение : город Лхаса, Тибетский автономный район, КНР.
Статус : культовое сооружение, исторический памятник.
Строительство : VII, XVII, XIX вв.
Языки : тибетский, китайский.
Этнический состав : тибетцы, ханьцы.
Религия : буддизм.
Денежная единица : юань.

Цифры

Общая площадь дворца : 360 000 м 2 (вместе с передним двором и прудом).
Общая высота комплекса : 117 м.
Длина : 400 м.
Ширина : 350 м.
Толщина стен : 3-5 м.
Этажи : 13.
Высота над уровнем моря : 3650 м.
Площадь Восточного двора (террасы) : 1600 м 2 .
Площадь пещеры Чогьял Друпук : 27 м 2 .
Количество монахов (монастырь Намгьял) : 200.

Климат и погода

Горный.
Средняя температура января : -2,5°С.
Средняя температура июля : +15°С.
Среднегодовое количество осадков : 420 мм.
Относительная влажность воздуха : 60%.

Достопримечательности

Комплекс дворца и храма Потала (VII, XVII вв.).
Белый дворец (1645-1648 гг.)
Красный дворец (1690-1694 гг.)
Гробница Тхуптэна Гьяцо - Далай-ламы XIII (1934-1936 гг.)
Прочие сооружения : монастырские жилые помещения, кладовые и внешние фортификационные сооружения (конец XVII в.).

Любопытные факты

■ В 1652 г. Далай-лама Пятый, строитель Поталы, прибыл в Пекин, где специально для него построили Жёлтый дворец. Правивший тогда Китаем император Шунь-чжи из династии Цин в знак особой признательности присвоил Далай-ламе Пятому титул Проникающий, несущий громовой скипетр, подобный океану лама. В благодарность Далай-лама Пятый наградил императора титулом Небесный бог, Манджушри, Наивысший, Великий владыка.
■ Строительный камень доставляли на стройку из каменоломни к северо-востоку от Лхасы. Доставляли носильщики - на собственных спинах и в волокушах. Глина, используемая как раствор, добывалась прямо на месте, а оставшиеся ямы превратили в пруд, названный Бассейном царя-дракона.
■ Далай-лама Тринадцатый играл очень важную роль в так называемой Большой игре - дипломатическом и военном противостоянии России, Великобритании и Цинской империи в конце XIX - начале XX в. При этом он находился на стороне России. В 1904 г., после британского вторжения в Тибет, далай-лама бежал в Ургу, столицу Монголии. Обратившись в русское консульство, он попросил у царского правительства разрешение переселиться в Россию. Далай-лама получил отказ: если бы эту просьбу удовлетворили, Россия надолго, если не навсегда, испортила бы отношения с Китаем.
■ Главное отличие архитектуры Поталы от стен традиционных тибетских домов в том, что стены небольших бастионов в восточном и западном крыле закругленные, а не прямые.
■ Только прилежным следованием тибетским традициям домостроительства в Потале можно объяснить наличие на плоских крышах вертикального парапета, в чью лицевую поверхность вставлены ветки ивы и тамариска, концами направленные наружу и покрашенные в красный цвет. Они символизируют вязанки хвороста и охапки сена, которые и в наши дни тибетские крестьяне складывают на крышах своих простых домиков.
■ В нижнем цокольном ярусе сохранилось подземное святилище древней добуддийской религии Бон.
■ Реликвии Поталы - сто священных свитков на пальмовых листьях из древней Индии. Они написаны более тысячи лет назад, при этом использовались золотые и серебряные чернила, красители из жемчуга, железного порошка, кораллов, морских ракушек и медной пыли. Бумага свитков не поддается порче насекомыми или сыростью.
■ После реинкарнации Далай-ламы Пятого (кончины и поиска нового) его приближенные скрывали это почти десять лет, опасаясь, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством дворца Потала.
■ Ступа Далай-ламы Пятого занимает четвертый этаж, ее высота - около 15 м, она выполнена из золота.