Где найти окаменелости в карелии. Ценные минералы карелии и районы их залегания

Геологическая имеет свое отражение в неповторимом и разнообразном рельефе региона. Древние горы сумели сохранить свои следы в каменной тверди земной поверхности. Республика щедра не только лесами и недра изобилуют множеством полезных ископаемых, слава о которых известна с незапамятных времен. Еще в 1690 году здесь искали и добывали железную руду. А в петровские времена в регионе были основаны первые заводы для переработки окрестных руд. В наши дни геологами уже изучено около 40 видов полезных ископаемых Карелии и приняты в расчет свыше двух тысяч их месторождений и проявлений. Итак, какие полезные ископаемые есть в Карелии?

Рудные полезные ископаемые

Кладезь природных ресурсов содержит благодатная земля. Идет активная добыча более 15 видов полезных ископаемых. По последним данным заинтересованность регионом неуклонно растет, и уже сейчас несколько десятков инвесторов готовы вложиться в разработку и добычу полезных ископаемых.

Итак, железные месторождения Карелии разделены на три значимые группы:

  • По проведенным подсчетам в одном только в Костомукшском месторождении имеются залежи около миллиарда тонн железа.
  • Гематитовые руды. Они раскинулись на территории несколько хаотично, приблизительно выявлено 40 месторождений. Но для промышленного производства величина запасов железа в них небольшая.
  • Озерные и болотные. На объем этих залежей приходится десятки тысяч тонн железа.

Также в Карелии обнаружены участки, которые прячут под собой залежи титаномагнетитовых руд. На сегодня изучено три месторождения в районах Лоухском, Кондопожском и Пудожском.

Нерудные ископаемые

Полезные ископаемые республики имеют в своем составе и богатые нерудные месторождения. Самыми многообещающими выделяют следующие залежи:

  • Пирит. Его применяют для образования серной кислоты. На сегодня в регионе обнаружено несколько крупных месторождений.
  • Каменно-строительные материалы. Их запасы представлены гранитом, мрамором, диабазом и другим камнем.
  • Кварц. Его месторождения раскинуты по всей территории Карелии, а наиболее значимые залежи сосредоточены в ее северной части.
  • Шунгит. Это углеродсодержащее вещество, которое используют при установлении пробы благородных металлов и в качестве топлива.
  • Слюды-мусковита. Материал широко используют в радиотехнических изделиях и электронике.

К добываемым полезным ископаемым в Карелии следует добавить и залежи вулканических пород, имеющие широкое применение в сталелитейной промышленности.

Прочие ископаемые

Земная кора Карелии была сформирована в результате движения ледников и вулканической деятельности. Это послужило причиной тому, что регион обладает значительными залежами глины и песка. Геологоразведка выявила наличие уран-ванадиевых и хромовых руд. По проведенным расчетам на объемы первых приходится 40 тысяч тонн, на вторых - 150 миллион тонн.

В составе полезных ископаемых в незначительных количествах имеются цинк, никель и олово. Также можно обнаружить запасы драгоценных камней: агата, аметиста, беломорита, разновидности граната и розового кварца. Выявилась перспективность добычи алмазов: геологи прогнозируют найти около 200 тонн.

Особую важность представляет добыча месторождений диатомита и торфа. Диатомит активно применяют при производстве жидкого стекла, силикатного кирпича и прочих изделий.

По всей очевидности, разновидности и объемы полезных ископаемых, какие добывают в Карелии, не могут сравниться ни с одним регионом России.

Благородные металлы

Несметные богатства карельских недр в последние годы привлекают к себе все большее внимание. По словам геологов, золотые проявления есть почти в каждом районе. На сегодняшний день зафиксировано более 200 золотосодержащих проявлений. К перспективным месторождениям относят Прионежский, Сегежский, Костамукшский, Беломорский и Суоярвский районы. Относительно крупным месторождением является Лобаш, которое сопоставляют со шведским месторождением Айтик. Помимо запасов золота, оцененных в 5 тонн, оно содержит залежи серебра и меди.

Отмечены в республике проявления и россыпного золота. В долинах рек Шоба, Выг, Пажа и Кумбукса старатели могут попытать свое счастье, просеивая песок. Есть предположения, что когда-то монахи Даниловского монастыря таким способом добывали драгоценный металл и чеканили свою монету.

Нужно отметить, что учеными в Карелии за десятилетия исследований было обнаружено несколько месторождений платиноидов, но серьезная добыча еще ни разу не велась. Недавно было выявлено новое месторождение платины, палладия и золота в Кондопожском районе, содержание благородных металлов которого оценивается в 6,6 миллиона унций.

Как отмечают исследователи, «страна тысячи озер» перспективна почти на все виды добычи полезных ископаемых.

Первые открытия

Первые месторождения полезных ископаемых Карелии были обнаружены только посредством их выхода на поверхность земли, где они могли легко визуально диагностироваться. К ним относят залежи слюды-мусковита, разработку которых начали еще в XV веке. Таким же образом были обнаружены строительные материалы, множественные месторождения озерных железных руд и незначительные жильные месторождения меди.

Открытие карельского золота началось с того, что один крестьянин на берегу реки Нижний Выг нашел кварцевую жилу. Через 5 лет на том месте стали добывать руду, которую потом выплавляли в медь на Олонецких заводах. И в 1744 году в образце этой руды было обнаружено золото. Вскоре после этого затеялась его добыча.

После того как в 40-е годы прошлого века в практику геологоразведочных работ внедрили аэромагнитные съемки, в короткие сроки на территории региона были обнаружены места железорудных формаций. А в 70-е годы применение комплекса геохимических и геофизических методов исследования привело к тому, что были открыты многочисленные месторождения полезных ископаемых: молибдена, никеля, олово, хрома, ванадия и благородных металлов.

Основные месторождения

В силу ограниченного финансирования значительная часть месторождений на территории еще не установлена или не до конца изучена.

Основные месторождения полезных ископаемых Карелии:

  • Костомукшское железорудное месторождение. Руды представляют собой железистые кварциты. Объем разведанных запасов руды составляет 1156 миллионов тонн.
  • Пудожгорское месторождение титаномагнетитовых руд. Представлено тремя промышленными участками. О крупном месторождении стало известно с 30-х годов прошлого века. Подсчет разведанных запасов выявил 315 миллионов тонн титаномагнетитовой руды. Установлена концентрация платины и палладия до 0,51 г/т, золота 0,21 %, меди 0,13 %.
  • Аганозерское месторождение По основным параметрам это самое крупное в России месторождение, на котором выявленные запасы объемом 8,39 миллион тонн (С2) + 209,1 миллион тонн (Р1). Руды представляют собой массивные разновидности.
  • Северное Приладожье - месторождение Представлено двумя основными месторождениями и рудопроявлениями олова и вольфрама: Питкярантское и Кительское. Идет добыча строительного камня и кварц-полешпатового сырья.

Пудожский мегапроект

Свыше 6 миллиардов тонн уникальных залежей полезных ископаемых сокрыты на территории Медвежьегорского и Пудожского районов. Богатые месторождения железо-титан-ванадиевой и хромо-никелево-платиноидной руды, хромовых руд, а также никеленосных серпентинитов.

Пудожский мегапроект подразумевает геологическое исследование, разведку и промышленное освоение месторождений, а также организацию на их базе ряда масштабных промышленных производств. Реализация проекта осуществима путем строительства транспортной и энергетической инфраструктуры.

Не без проблем

в Карелии добыча полезных ископаемых сопряжена с рядом трудностей. Прежде всего это экологические последствия использования карьеров. Речь идет о загрязнении воздуха и водных ресурсов, что впоследствии сказывается на проблеме плодородия почвы. А из-за работающих производственных компаний, рядом с которыми находятся поселки, жители страдают от постоянного шума. На заседании парламентской рабочей группы были приняты решения по устранению данных проблем.

Горнодобывающие предприятия все еще продолжают сталкиваться с такими трудностями, как дефицит финансирования, геополитический кризис и рост затрат. Чтобы выжить, компаниям постоянно нужно внедрять различные инновации и оправдывать краткосрочные ожидания своих инвесторов.

Перспективы будущего

Горнодобывающий комплекс считается самым перспективным направлением развития экономики региона. Карельский камень продолжает оставаться востребованным и конкурентоспособным. Вскоре состоится открытие производства редкого строительного камня габбро-диабаза, проект которого будет находиться под контролем правительства.

Надо отметить, что добыча каменных полезных ископаемых Карелии, мрамора и гранита в частности, происходила издавна. Люди всегда ценили камень. Ему находили широкое применение при постройке дворцов, храмов, прочих сооружений, а также для украшения домов и покрытия полов.

Сегодня Карелия признана лидирующей сырьевой базой государства по добыче природного камня, который является объектом вложений российских и иностранных инвестиций.

К парадоксальным выводам пришли ученые, изучающие возможность существования параллельных форм жизни на нашей планете. По их словам самые обычные на вид булыжники и валуны могут быть старыми и молодыми, делать вдох и выдох, длящийся по нескольку недель и даже самостоятельно передвигаться.

Не исключено, что в ближайшие годы ученые смогут заявить, что камни обладают и собственным сознанием. Ведь, истории о «гуляющих камнях» давно уже заполнили страницы научно-популярных изданий всего мира.

Поистине потрясающее открытие во время научной экспедиции сделали исследователи Карелии, они обнаружили уже не просто «гуляющий» или «исполняющий желания» валун, а … «поющий». Руководитель экспедиции вице-президент КРО «Расея» Алексей Попов любезно поделился с «Национальным Географическим Обществом» материалами своего открытия.

Карелия – край чудес

В массовом сознании рядового россиянина республика Карелия с каждым годом постепенно становится тем, чем была в свое время Лапландия для жителей Европы – далекой, полусказочной страной, на территории которой возможны любые чудеса. Поэтому для жителей России этот край полон поистине мистического очарования. Прежде всего, это связано с уникальностью исторического развития Карелии, ассоциируемого с ее «гиперборейским прошлым».

В наследство жители республики получили древнее Знание, закодированное в многочисленных мегалитических памятниках, которыми буквально наполнена карельская земля. Необходимо также отметить, что серьезных, глубинных исследований Карелии проводилось крайне мало. Своеобразие Карелии заключается еще и в том, что в отличие от большинства российских регионов, достопримечательности которых сегодня хорошо изучены, описаны, пронумерованы и каталогизированы, этот край все еще может подарить исследователям новые открытия и находки. Причем самые неожиданные!

Так в народной памяти до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких «камнях-идолах», поставленных невесть кем в таких глухих местах, где даже местные жители ориентировались с трудом. Большую коллекцию этих легенд собрал в свое время известный журналист Карельского радио Николай Исаев но, к сожалению, его уже нет среди нас. Среди собранных им преданий выделялось одно – «где-то в карельской глуши есть большой валун, древний, как сама земля.

И стоит тот валун на скале посреди болот. И поставили тот валун наши предки таким образом, что днем и ночью «поет» он только ему понятные мелодии, но придет к нему человек с добрыми мыслями и светлым сердцем, и поможет ему камень и подскажет, как быть, и снимет боль и усталость, и даст ему защиту от зверя лесного и страхов ночных».

Легенда или быль?

Поведал эту легенду Николаю Исаеву один из старожилов небольшой деревеньки Ушково, которая стояла на берегу карельской реки Охта. Поначалу Алексей Попов решил, что это лишь красивая сказка, тем более, что искать одинокую глыбу посреди бескрайних болот, дело прямо скажем не благодарное. Но, в конце концов, исследователь решил попытать счастья и после долгих поисков члены экспедиции вышли к небольшой скалистой возвышенности, поднявшись на которую, на самой ее вершине они увидели камень-сейд, установленный на своеобразную плоскую каменную подпорку.

Хотя вернее было бы сказать не «увидели», а именно «услышали» — камень и вправду «пел»! Правда, это был, конечно, не человеческий голос. Сильный ветер прорывался сквозь узкую щель между плоской вершиной скалы и нижней частью камня благодаря той самой каменной подпорке, которую путешественники увидели, как только подошли ближе. Ощущение было незабываемое.

Звуки оказались очень мелодичными; иногда они напоминали маршевую многоголосицу оркестра, а иногда – выводимую одиноким путником где-то высоко в горах задушевную мелодию свирели. Все зависело от силы ветра и, что самое невероятное, от положения камня, который иногда менял свое положение, раскачиваясь вперед-назад, вправо-влево.

Другими словами, плоская каменная подставка необходима была не только для того, чтобы сделать специальный «зазор» между вершиной скалы и камнем, благодаря чему, собственно, и возникали звуки, но и выступала в качестве своеобразного «шарнира». Камень как бы балансировал на этой подставке, что наблюдалось даже невооруженным глазом. Это происходило и в моменты полного отсутствия ветра, хотя Алексей Попов прекрасно понимал, что никакой ветер не в состоянии покачнуть монолит подобных размеров.

При исследовании камня, у исследователей создалось совершенно определенное впечатление о «рукотворности» данной «композиции». Вокруг камня возвышались деревья и кустарники, и только в одном направлении открывался естественный проход, не заросший деревьями, который давал возможность свободного движения ветру.

В эту-то сторону и был ориентирован камень. Вокруг камня члены экспедиции увидели идеально утоптанную площадку, хотя каких-либо свежих следов они так и не обнаружили. Видимо, кто-то приходил к этому камню издревле. Но зачем? Какие ритуально-магические обряды совершались здесь – об этом можно было только догадываться.

Причем, несмотря на то, что каждый ритуальный валун уникален, у «поющего валуна» Карелии есть «родственники». В далеком 1972 году экспедицией Карельского Филиала Академии Наук СССР, которой руководил археолог А.П. Журавлев, на Колгострове в Онежском озере была сделана находка камня-валуна, который также обладал оригинальным свойством издавать мелодичный звук, но не от дуновения ветра, а при ударе о его верхнюю часть небольшого булыжника.

Этот валун, кстати, до сих пор известен в местной традиции как «Звонкой» камень. Когда ученые обследовали этот камень, который представляет собой природный валун размером 1,5×0,75×0,67 метров, то обнаружили, что верхняя его часть имеет ярко выраженные следы многочисленных ударов. А такой необычный акустический эффект камню придает трещина на верхней части, образующая резонирующую полость. Позднее камнем заинтересовались даже специалисты Петрозаводской консерватории.

Изучив мелодичные свойства «Звонкого» камня, музыканты выдвинули гипотезу, что его вполне можно использовать в качестве самозвучащего инструмента литофона. Причем «Звонкий» камень в местной традиции до сих пор сохраняет свое культовое назначение. Считается, что звук, издаваемый камнем, снимает у человека боль, приводит в равновесие его психические и духовные силы. А обнаруженные в расщелине «Звонкого» камня фрагменты асбестовой керамики, позволяют предполагать использование его в качестве культового объекта еще в позднем энеолите — конце 3 — начале 2 тыс. до н.э. древнесаамским населением, проживавшим в этих краях.

Пытаясь понять исток поклонения культовым, в том числе поющим камням среди местного населения Алексей Попов выяснил, что благодаря своей кристаллической структуре, валуны обладают свойствами аккумулятора. Если нагревать камень, в нем накапливается тепло: он его сохраняет и затем медленно отдает. Но он может накапливать не только тепло, но и природные магнетизм и вибрации.

У северных народов, в том числе древних саамов и корел, бытовало устойчивое представление о том, что камни поглощают энергию из окружающей среды и возвращают ее тем, кто им поклоняется. В поверьях саамов до сих пор сохранились отголоски древних знаний о жизненной силе камней. Эта традиция почитания камней, независимо от смены религиозных форм, жива и поныне, особенно в карельской глубинке.

Богата своими разновидностями полезных ископаемых. На территории края найдены месторождения более 30 видов.

Железо

В Карелии 3 группы железных руд (железистых кварцитов):

Болотные и озерные – накопление руд происходит на дне водоемов.
- гематитовые руды – образующиеся в яту-лийских отложениях.
- железистые кварциты – находящиеся среди лопийских отложений.
Одно из самых богатых месторождений железных руд – это Костомукшское.

Титан почти в 1,5 раза легче стали, в 3 раза прочнее алюминия. При температуре 537° сохраняет свои механический свойства. Н атерритории Карелии несколько месторождений титано-магнетита и одно месторождение ильменита с магнетитом. Металл применяется в самолето-, корабле-, ракетостроении.
Месторождения руд разведаны в Пудожском, Кондопожском, Лоухском районах.

Слюда-мусковит

Данное месторождение находится в северной Каре¬лии в Лоухском районе.
Еще в середине 14 века на территории Карелии новгородские купцы обнаружили в скалах карельского побережья Белого моря слоистый камень. От того, что камень слоился, он и получил название «слуда». Активными поставками данного сырья всегда занималась Москва, именно поэтому данный камень материал назвали позже мусковитом, в честь Московии.
Слюда активно применяется электро- и радиотехнической промышлен¬ности.

Кварц-полевошпатовое сырье

Данное сырье получило широкое применение в Карелии и по всей России. Большую часть для России кварц-полевошпатового сырья добывается в Карелии.
Используется в фарфоровой, электрофарфоровой, абразив¬ной и стекольной промышленности. Кварц и полевой шпат получают из пегматитов.
Кианит – минерал, из которого получают алюминий и его сплавы, а также высокоогнеупорные изделия.
Серный колчедан – нашел применение в целлюлозно-бумажной промышленности и в производстве серной кислоты. Самые крупные месторождения - Хаутаваарское и Парандовское.

Гранат – твердый минерал, из которого изготовляют шлифованный порошок для деревообрабатывающей, кожевенной и стекольной промышленности.

Шунгитовые породы

Уникальные горные породы, содержащие черный углистый материал шунгит и другие минералы метаморфического происхождения. Шунгит получил название по месторождению, которое было отрыто в 19 веке в селе Шуньга.
Крупные месторождения находятся также на северо-западном побережье Онежского озера, в Заонежье, и на территории от Кондопоги до Медвежьегорска. Шунгит используется как поделочный камень, в производстве черной краски в лакокрасочной промышленности, в производстве бетонной продукции в строительстве, в бытии и живописи.

Каменно-строительные материалы
К ним относятся граниты, кварциты, мраморы, диабазы и другие – одни из основых богатств Карелии. Карелия считается природной кладовой каменно-строительных материалов.
Гранит – широкое применение приобрел как строительный и облицовочный камень.
Кварцит – та же функция, что и у гранита. Художественно-декоративный камень
Мрамор – используют широко в строительестве как художественно-декоративный камень, отходы активно применяют в металлургии.
Диабаз – ценный облицовочный материал для сооружений зданий, памятников и ценный материал для камнелитейной промышленности.
В Карелии встречаются также драгоценный, полудрагоценные и поделочные камни: аметист, гранат-альмандин, хальцедон, лунный камень, солнечный камень.

Талько-хлоритовые сланцы
Используются в качестве наполнителей в производ¬стве ядохимикатов. Горшечные камни могут с успехом за¬менить сравнительно дорогой тальк в производстве дустов.

Общераспространенные полезные ископаемые по Республике Карелия:

Алевролиты, аргиллиты
- магматические и метаморфические породы
галька, гравий, валуны
- глины
- диатомит, трепел, опока
- доломиты
- известняки
- кварцит
- облицовочные камни
- пески
- песчаники
- песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы
- сапропель
- сланцы

Суглинки
- торф
- гранит
- мрамор
- шунгит
- шокшинский порфир

Все многообразие карельских полезных ископаемых говорит о том, что Карелия очень богатый край. Грамотное использование природных ресурсов обеспечит устойчивое экономическое положение республики на мировой арене.

Карельский камень. История его использования.

Поскольку мы говорим о камнях Карелии, то хочется сказать, что среди коренных народов каменотесный промысел широко распространен, например, среди вепсов.

Разработка месторождений камня на территории проживания вепсов в Прионежье началась несколько сот лет назад. Первым стали разрабатывать Брусненское месторождение точильного камня. Занимались выломкою брусненской плиты, из которой делали точила и бруски для точения топоров, кос, ножей и других орудий. Ведя натуральное сельское хозяйство, крестьяне занимались и изготовлением каменных жерновов.

Перенос в 1712 году столицы Российской империи со всеми государственными учреждениями в Петербург стал основным стимулом для развития новой территории. Все мероприятия, связанные с этим, сопровождались интенсивным строительством дорог, храмов, дворцов, государственных и частных домов.

В 1714 году Петр I издал указ: «Понеже здесь (т.е. В Петербурге) каменное строение зело медленно строится от того, что каменщиков того дела трудно и за довольную цену, того ради запрещается во всем государстве на несколько лет всякое каменное строение, какого б имяни ни было, под разрешением всего имения и ссылкою». Реализация такого указа позволила царю сконцентрировать основные материалы и трудовые ресурсы для решения грандиозной задачи - строительства новой столицы.

Благодаря этому указу много мастеровых людей, в том числе каменщики и каменотесы, приехало в Петербург. Работы было очень много — не хватало материалов. Поэтому 24 октября 1714 года Петр издал новый указ о натуральном налоге, взимаемом со всех прибывающих в Петербург судов и повозок, обязывающий их привозить определенное количество булыжников в зависимости от их размеров. Более 60 лет просуществовал это налог и только при Екатерине II, 1 июня 1776 года был отменен.

Большую известность вепсскому краю и вепсским мастерам-каменотесам принесло месторождение уникального по своим художественно-декоративным свойствам мрамора - малиново-красного кварцито-песчаника, расположенного вблизи села Шокша. Из-за исключительных декоративных качеств его в старину называли «шоханом», «вельможным камнем», «шокшинским порфиром», в последнее время - шокшинским кварцитом.

Вепсские крестьяне работая камнетесами и каменщиками, строили дома в Петербурге, Москве, Риге и Ревеле, участвовали в строительстве укреплений Кронштадта, каменных набережных Невы, Фонтанки и других рек в столице, на постройке Великого Сибирского пути, Китайско-Восточной железной дороги и Порт-Артура. В XIX веке камнедобыча и камнеобработкой стали практически основным занятием вепсских мужчин. В первые десятилетия XIX века в Шелтозерско-Бережной, Шокшинской, Рыборецкой, Гиморецкой и других волостях подрядчики нанимали каменотесов для работы в Кронштадте - «вымостить камнями канал» и пр., «к строению реки Мойки» и других работ в Петербурге

В 17-18веках открыты месторождения, которые известны, как выборгские граниты рапакиви. По северному побережью Ладожского озера в районе Сердоболя (ныне Сортавала) были открыты месторождения сердобольского гранита. В наше время они малоизвестны.

Есть мнение, что Петру I уже тогда было известно месторождение тивдийских мраморов, находившееся недалеко от Марциальных вод, где царь несколько раз проходил лечение (ныне Кондопожский район Карелии).

Россия не хотела отставать от Европы, в которой развивались разные стили в архитектуре. В это время парадность, помпезность в жизни привели к тому, что камень стал олицетворять собой положение, богатство и роскошь.

В период с 1740 по 1760 годы камень начали активно применять для внутренней отделки помещений, а также для изготовления колонн, фронтонов и скульптур.

В 1737 году Якобом Стейном на берегу Ладожского озера в районе Сердоболя были открыты и начали разрабатываться месторождения ювенских мраморов .

В начале второй половины XVIII века стали известны тивдийские мраморные ломки. В 1757 году Иваном Гриппиевым, жителем деревни Лычный остров, и новгородским купцом Иваном Марьяновым было открыто и начало разрабатываться месторождение белогорского тивдийского мрамора, недалеко от озера Сандал.

Сердобольский пастор Самуил Алопеус в 1765 году открыл в 35 км севернее Сердоболя Рускеальское мраморное месторождение. Выломка мрамора началась в 1769 году.

На месторождении в Рускеале в основном добывалось 5 сортов мрамора:

серо-синеватый; зеленогорский серый мрамор; зеленогорский трещеноватый, используемый на мелкие поделки; береговой полосатый, составленный из белых и серых полосок; с белыми и синеватыми полосками.

Известно, в Рускеале попадались чисто белый и даже черный мраморы.

Крупное строительство требовало и организации добычи и обработке мрамора на всех месторождениях Олонецкой губернии устройство шлифовальных мельниц, Что и было сделано. 19 января 1768 года был издан указ «Об изготовлении мрамора из дикого камня на строение Исаакиевской церкви».

Известная коллекция, собранная тивдийскими мастерами и насчитывающая 32 номера камня, или, как их называли, «нумера» (в настоящее время хранится в краеведческом музее города Петрозаводска). Так и считалось, что в Олонецкой губернии добывается 32 вида белогородского мрамора. Однако более детальное изучение этой коллекции показывает, что оказались включены и другие породы, такие как шокшинский кварцит, матюковский габбродиабаз и другие.

Музеем камня можно по праву назвать Исаакиевский собор. Начатый в 1768 году по проекту зодчего Ринальди, в 1802 году он был построен… и полностью разобран в 1819 году с тем, чтобы на его месте соорудить новый, более современный собор, проект которого выполнил Огюст Монферран. Он же руководил его строительством до 1859 года. Таким и видим мы этот собор в Санкт-Петербурге в наши дни.

При постройке собора на цоколе были применены финляндские граниты, а для наружной и внутренней отделки здания - мраморы различных сортов. На фасадах для колонн, пилястр и фриза - ювенские; для баз, капителей, наличников и карнизов - рускеальские; для облицовки стен, наличников - тивдийские.

Можно назвать еще многие строения, памятники, и т.д, где использовались камни из карельских месторождений. Это- Орловский обелиск в Гатчине, Чесменская колонна в Пушкине сооружена из тивдийского мрамора (корабельные носы изготовлены из беловатого рускеальского мрамора, а подножье - ювенского). Верстовые столбы Петергофской и Пулковской,Орловские ворота в Пушкине.в Казанском соборе, в Зимнем дворце. Список очень длинный.

В этот период на Пудожском берегу Онежского озера, от Унасской губы до Бесова носа, начали разрабатывать месторождения красного и темно-зеленого гранита.

Известен такой факт, что когда Николай 1 приказал построить Аничков мост в Санкт-Петербурге за лето 1841 года, то за это взялся только Марк Пименов с артелью вепсских мастеров. Артели Марка Пименова в 40-х годах в Кронштадте строили "казематированные" батареи. В конце 40-х годов крестьяне-подрядчики Иван Власов и Иван Васильев из Шелтозерской Горней волости нанимали своих земляков для перестройки гранитной набережной реки Фонтанки от Измайловского до Калинкина моста. Вепсским каменотесам поручалась особо ответственная работа. В 1847 году руками вепсских мастеров из шокшинского малинового кварцита вырублен, вытесан и отполирован саркофаг Наполеона в Париже. Это был первый случай вывоза малинового кварцита за рубеж.

С развитием железнодорожного транспорта появляется возможность использовать камень из других районов - Швеции, Норвегии, Германии и Польши. Применение карельского камня сокращается год от года. Однако в это же время на острове Святого Германа в Ладожском озере открывают месторождение нового сорта гранита - мелкозернистого красного (сегодня известного под наименованием «Сюскюянсаари»).

Красный гранит с этих ломок начинают активно использовать. Например, при постройке царского павильона на Витебском вокзале, памятника 1000-летия России в Новгороде и т.д.

Последний раз в крупных объемах тивдийский мрамор был использован в 1902 году при строительстве Этнографического музея в Петербурге.

Из-за уникальности и ограниченности запасов шокшинский кварцит стал использоваться в редких случаях и небольших количествах, главным образом при изготовлении памятников. Им также облицовывали камины, изготовляли из него столешницы, чаши, вазы, подсвечники и т. п. Для продажи этих изделий в Петербурге был открыт специальный магазин.

После революции так же шло активное изучение объектов, расположенных на территории Карелии, пригодных для производства строительных материалов из гранитов, кварцитов и мраморов. В результате в конце 1924 года в деревне Рыбрека были организованы разработки габбродиабаза, перед которыми ставилась задача обеспечения дорожного строительства в Москве и Ленинграде. Брусчатка Красной площади из этих мест.

Так же начались разработки талькохлорида в Лисьей горе.

В.М.Тимофеевым (профессор, геолог-петрограф) была создана карта каменных строительных материалов Прионежья.

На кондопожском камнеобрабатывающем комбинате в послевоенное время обрабатывали камень из разных мест России и зарубежья. Обработанные здесь мрамор и гранит использовались при строительстве метро, в том числе в Праге (Чехия), Мемориал в Хо Ше Мине (Вьетнам), аэропорт в городах Улан-Баторе (Монголия), Сочи, Москве, Дворца съездов, Дома Советов, Храм Христа Спасителя, Манежной площади, Поклонной горы, реконструкции объектов Кремля и многих других.

В конце 20 века камнедобывающая промышленность Карелии пришла в упадок и только недавно уже в веке 21 начинает понемногу возрождаться.

В Карелии невообразимое количество находят разных минералов, которые при обработке показывают нам видимую красоту, но при этом обладают и полезными свойствами.

Цитата сообщения

Арина: давно не читала таких добротно сделанных статей о Карелии! Очень интересно и возможно и вы сможете найти новое для себя


Места силы Карелии-1

Карелия в глазах большинства россиян - страна озер, порожистых рек, сосновых лесов. Но все чаще ее связывают с легендарной Шамбалой - родиной ариев и их умением управлять силой Земли.

В 1808 году немецкий философ и филолог Фридрих Шлегель первым написал, что много тысяч лет существовал пранарод, родиной которого были Гималаи. Этот народ захватил Индию, Персию, всю Европу и создал великие древние цивилизации. И именно Фридрих Шлегель дал ему имя «арийцы», что на санскрите означает «благородные».

Прошло столетие, и в начале ХХ века «арийская теория» совершила крутой поворот. Немецкие ученые стали доказывать, что Шлегель ошибся: не индоевропейские языки пришли из Индии, а наоборот, североевропейские в Индию. Поэтому родиной ариев являются не Гималаи, а Скандинавия и Северная Германия. Народ же, проживающий здесь, более правильно именовать «нордической расой»


Проверка «нордической гипотезы»

Эта «нордическая гипотеза» стала теоретической основой для германского общества «Наследие предков» или «Аненербе», которое до Второй мировой войны и во время нее организовало несколько экспедиций в Гренландию, Скандинавию, прибалтийские страны — Литву, Латвию, Эстонию.

Одновременно сотрудники «Аненербе» (их трудно назвать учеными) грабили музеи и библиотеки на оккупированных территориях Польши, Франции, Югославии, СССР, выискивая в них доказательства нордической теории.

Не пропустили «Аненербе» и Карелию. Здесь, в лесу под Кестеньгой, был найден медальон эсэсовца дивизии «Мертвая голова». Офицеры и солдаты этой элитной германской дивизии использовались в карательных операциях против партизан и на наиболее важных участках фронта - под Сталинградом и на Курской дуге. Но в Карелии боев не было и карательных операций не проводилось.

Чем же занимались представители отборной части СС в безлюдных лесах?

Разобраться в причинах появления эсэсовцев в Карелии попытался поисковый отряд «За Родину», руководимый Виктором Комковым. Отряд обнаружил у Елетьозера, на месте, не имеющем особого военного значения, две мощные линии обороны.

Первую занимал норвежский добровольческий лыжный батальон дивизии СС «Норд». За ним на сопках Хассельман и Капролат была еще одна линия обороны. Здесь в бой с красноармейцами вступили горные егеря дивизии СС. Если СС можно назвать элитой немецкой армии, то горные егеря СС были элитой в элите.

Возникают два вопроса. Первый: что делали отборные части CC на спокойном Карельском фронте долгое время? Ведь закопаться в землю и держать оборону вполне могли и резервисты.

Второй: почему в конце войны, в 1944 году, немецкие войска предприняли ряд отчаянных контратак, чтобы прорваться к егерям, окруженным у Елетьозера? Контратаки были очень серьезные. Немцы шли на прорыв напрямую, в лобовую атаку да еще через минное поле. Ради чего или ради кого приносились в жертву немецкие солдаты?

У Елетьозера был найден большой блиндажный городок. Под Кестеньгой были построены пилорамы, электростанции. Электророзетки были даже в траншеях, не говоря о блиндажах, и солдаты могли включать там свет.

Блиндажный городок в лесах больше подходил не для обороны, а для проживания ученых. В одном из них была найдена эсэсовская шпага, которую носили высокие чины СС. Их использовали только для магических ритуалов.

В результате обследований, проведенных в ближайших от блиндажей окрестностях одним из поисковых отрядов, были найдены три пещеры. Проникнуть в них не удалось — входы были аккуратно обрушены взрывами. Что там хранилось и какие работы в них велись, исследователям узнать не удалось.

Зато от местных жителей стало известно, что где-то в окрестных лесах есть так называемые места силы, около которых карельские колдуны совершали до революции свои таинственные обряды.

Золотая чаша викингов

Карелия не случайно привлекла сотрудников «Аненербе». Еще раньше здесь побывали исследователи из спецотдела при ВЧК-ОГПУ, руководимого Глебом Бокием. Об одной из экспедиций на Кольский полуостров, возглавляемой заведующим лабораторией нейроэнергетики Александром Барченко, закончившейся открытием Северной Шамбалы, известно, наверное, многим.

Но в последнее время в СМИ все чаще стала появляться информация о том, что Барченко в поисках сокрытых древних знаний проводил свои исследования и в Карелии, которую считал «территорией древнего магического Знания».

Существовала легенда, что именно здесь находится подземный храм богини Юмаллы, где хранится так называемая «Золотая чаша викингов», обладающая огромной магической силой.

Еще раньше, чем работники отдела Глеба Бокия и сотрудники «Аненербе», пытались найти в Карелии «Золотую чашу» российские мистики. По мнению современных исследователей, неожиданная поездка знаменитого художника и мистика Николая Рериха в Сердоболь, ныне Сортовала, в начале ХХ века была связана именно с поисками этой легендарной чащи.

В Петрограде Николай Рерих не только рисовал свои удивительные картины, посвященные древней истории Руси, но и серьезно занимался археологией. О возможном месте, где была спрятана легендарная чаша, он мог узнать из секретных документов, хранившихся у его отца Константина Федоровича Рериха, являвшегося одним из руководителей петербургских масонов. Высший знак розенкрейцера, принадлежавший Константину Федоровичу, хранится сейчас в Государственном музее Востока.

Но вернемся к экспедиции сотрудников «Аненербе» к Карелии. Исследователь Кольского полуострова и Карелии Владислав Трошин обнаружил материалы, свидетельствующие о том, что гитлеровцы, используя так называемые «места силы», часто встречающиеся в этом регионе, пытались разработать так называемое «сейд-оружие».

Сейды, по понятиям саами, аборигенов Карелии, это естественные или созданные рукой человека сооружения, состоящие из крупного валуна, поставленного на несколько мелких камней. В сейде живет «дух», почитаемый саами. С помощью специальных ритуалов можно заставит его выполнять совершенно невероятные с точки зрения современной науки задачи.

Ученые «Аненербе» догадались о назначении сейдов. Их целью стала попытка направить силу сейдов Кольского полуострова на Великобританию, чтобы вызвать там локальный катаклизм. Время должно было сжаться, превратив британцев в немощных, истлевающих стариков.

Разрабатывалась также и возможность использования силы сейдов для создания локального землетрясения в пределах фронтовой полосы. Это не является столь уж невероятной задачей. Если сравнить карты Карелии в годы войны с расположением новейших геологических разломов, то получается любопытная картина: линия фронта три года проходила именно по ним.

А разломы - это практически всегда аномальная зона, по которой идет разгрузка энергии, постоянно выделяющейся ядром Земли. Целенаправленно управляя этим процессом с помощью сейдов, можно разрушить самые надежные укрепления или остановить мощную танковую атаку.

Священные валуны

Побывал на Кольском полуостров и в Карелии известный своими поисками «мест силы» в Гималаях профессор Эрнст Мулдашев. Руководимая им экспедиция обнаружила там несколько источников мощной энергии, которая давала нойдам-шаманам власть над толпами людей.

По словам ученого, нойды сегодня почти исчезли, а вот объекты, через которые они колдовали, - сейды, во множестве имеются на полуострове. Сейды, как правило, установлены на плоских камнях, находящихся на вершинах гор. Порой диву даешься, как туда смогли занести огромный камень. Причем ни один сейд по облику не повторяет другой.

Заинтересовался профессор легендами и сказками саамов-лопарей, в которых фигурируют сейды. Из них явствует, что их создают духи вместе с существами подземного мира - чахкли. Нойды иногда просят духов создать сейд, чтобы было легче колдовать. Слово «сейд» с саамского языка переводится как «священный».

Мулдашев, объясняя происхождение сейдов, привел слова гениального русского ученого Николая Козырева, сказавшего, что время есть самая мощная энергия во Вселенной. Тогда вполне логично предположить, что сейды создаются для тех существ, кто способен пользоваться энергией времени, или так называемой «каменной силой».

Сейды Кольского полуострова изучала и группа ученых из Санкт-Петербурга под руководством Василия Волкова. Она обнаружила явление, необъяснимое с точки зрения современной физики. Оказалось, что сейд периодически меняет радиационный фон вокруг себя, то повышая, то понижая его.

Участвовавшая в работе этой группы Марина Карелина, обладающая экстрасенсорными способностями, сделала очень интересное наблюдение. Энергия сейда усиливается во время ритуальных жертвоприношений саамов. Карелиной удалось совершить еще одно открытие - энергия одного сейда течет к другому, третьему и так далее, образуя подобие энергетической сети.

Обратил внимание Волков и на то, что многие сейды «выглядят так, как будто их сделали только вчера. Старых сейдов мало, такое ощущение, что их периодически «ремонтируют».

Подводя итоги экспедиции, ее руководитель сделал вывод, что сейды - это сооружения некогда существовавшей мегалитической культуры. Следы ее раскиданы по всему миру - это дольмены Кавказа и острова Крит, мегалитические круги на Алтае и в Монголии, мегалитические блоки в Ливане и Египте, мегалитические храмы Сирии.

Так что же охраняли элитные войска СС в лесах Карелии? Добрался ли Николай Рерих до подземного храма богини Юмаллы и хранившейся в нем «Золотой чаши»? Нашел ли Александр Барченко «территорию древнего магического Знания»? Может быть, все эти три вопроса имеют один ответ, связанный с древней мудростью ариев…

Белое море

Карелия, как и Русский Север в целом, — это край, полный неразгаданных тайн и удивительных загадок. Разгадать их — значит понять наше прошлое и настоящее. Величие и историческое бессмертие народа определяются духовной культурой, которую представители даже самых малочисленных этносов сумели сохранить и донести до своих потомков. Разве духовная культура древних народов, издавна проживавших на огромной территории современной Карелии, менее древняя, чем культура любого из западно-европейских народов? Разве карело-финский эпос "Калевала" менее поэтичен, чем скандинавская "Эдда", французская "Песнь о Роланде" или германские "Нибелунги"?

Земной рай

В 1916 году Николай Константинович Рерих — выдающийся художник и мыслитель — прибывает в город Сердоболь, нынешний Сортавала. Это была уже не первая поездка Рериха в Финляндию и Карелию. Интерес Рериха к Северу был неотделим от его интереса к прошлому России, к ее истории. Он живо интересовался изучением древнего магического Знания, существование которого в стародавние времена связывалось с северными территориями. Испокон веков русский народ, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих русских книжников и проповедников, та счастливая и благословенная страна, которую можно сравнить разве что с земным раем, сохранившаяся в народной памяти под именем Беловодье. Беловодье — не предметная, а духовная реальность, аккумулировавшая в своем образе всю тысячелетнюю мудрость человечества. Истоки учения о загадочной стране и пытался отыскать Рерих на Севере.

Он занимался серьезным изучением северных преданий, легенд, вел научные исследования, рисовал. Результатом его изысканий явилось представление о существовании древней духовной традиции в виде единой и неразрывной цепи, начало которой — на Севере, а конец — на Востоке, в Тибете и Гималаях. И Николай Рерих отправился в экспедицию на Алтай и Тибет, чтобы уже там продолжить свои исследования. "В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье", — писал Н. Рерих в своей книге-дневнике "Алтай — Гималаи".

А в одной из легенд, которую свято хранили старообрядцы "Выговского общежительства", прямо говорится, что Беловодье расположено близ озера Лопон. Этого озера нет на географических картах. Но "лопь" — древнерусское название коренного населения Карелии и Кольского полуострова — саамов. От слова "лопь" ведет свое наименование и так хорошо знакомая Лапландия. Так, может, и само Беловодье где-то совсем рядом?

Массовый гипноз

В 1921 году была организована первая научная экспедиция на Кольский полуостров. Эта экспедиция проводилась под личным контролем Дзержинского, а возглавлял ее профессор Александр Васильевич Барченко, действовавший с мандатом Института изучения мозга и с личного благословения академика Бехтерева. А.В.Барченко, обладавший экстрасенсорными способностями, был привлечен к работе в органах советской госбезопасности, где возглавлял сверхсекретную лабораторию оккультного направления. Целью экспедиции являлся поиск остатков древних цивилизаций, которые, согласно концепции А.В. Барченко, владели универсальным Знанием, включавшим в себя знание иных источников энергии и действенных средств психического воздействия на людей. А.В. Барченко предполагал, что эти знания не исчезли бесследно, а сохранились в закодированной форме в мегалитических памятниках, легендах, преданиях и их можно отыскать и расшифровать. Интересны его исследования ряда мест в Мурманской области, в которых люди впадали в необычное состояние, похожее на массовый психоз, получившее наименование "меряченья".Обычно оно проявлялось во время проведения магических ритуалов (по официальным источникам — далеко не редких даже в конце XIX столетия), но могло возникать и спонтанно. В такие моменты люди начинали повторять движения друг друга, безоговорочно выполнять различные команды и пр. Пользуясь современной терминологией, вполне можно назвать это "зомбированием".

Эффект "меряченья" — это, в сущности, эффект массового и целенаправленного гипнотического воздействия, источник которого науке совершенно неизвестен. Подобные явления "меряченья" отмечаются по сей день и в ряде мест Карелии, на территории которых еще находятся останки древних святилищ. Все это требуют тщательного изучения не только в научных, познавательных интересах, но и с точки зрения возможного практического использования данного вида магической энергии, например, в лечебных целях.

Гиперборея где-то рядом

Карелия (Север России в целом) имеет глубокие и прочные традиции, связанные с сохранением эзотерического (тайного) магического Знания, берущего свое начало с древней, могущественной и таинственной Гипербореи. Территория Карелии уже с незапамятных (даже с точки зрения исторического подхода) времен включена в общую планетарную и геокосмическую "программу" сохранения эзотерических Знаний, являющихся основополагающими в общем контексте земной эволюции и фрагментарно зафиксированных в различного рода исторических, этнографических и культурных открытиях современности. Существуют древние карты, на которых изображен исчезнувший полярный материк — Гиперборея. До нашего времени дошли в копиях работы Герхарда Меркатора, самого известного картографа XVI века. Одна из его карт (1569 г.) воспроизводит очертания Северной земли наиболее полно, без поправок на новые географические открытия. Если наложить карту Меркатора на карту современной Скандинавии, обнаруживаются удивительные соответствия: южная граница Гипербореи проходит через Ладожское и Онежское озера, через Валаам и Выгорецию. "Волшебные утесы Валаама, столь похожие на рукотворные твердыни, когда-то были островом в океанском заливе у берегов Гипербореи — северная Ладога сохранила безмерно древние контуры этого залива, — пишет известный российский исследователь Гипербореи Е. Лазарев. — Подобным островом, по-видимому, был и гранитный монолит Соловков: подобным, но все же иным. Недаром мистическое чувство северных иноков нашло им разные священные имена: северный Афон — для сокровенного Валаама и Новый Иерусалим — для суровых Соловецких островов".

Карельский Стоунхендж

Конец 20-го столетия ознаменовался серьезными археологическими открытиями на территории современной Карелии. В начале 90-х годов на северо-западном побережье Онежского озера было открыто святилище времен неолита, названное Пегремой, в составе которого находились зооморфные идолы, диски из песчаника и пр., что свидетельствовало о развитости религиозно-магического культа и глубоких навыках в обработке камня у наших далеких предков. В 1993 году был открыт ныне широко известный, но до сих пор недостаточно изученный, древний языческий комплекс на горе Воттоваара, что в Муезерском районе. Он состоит из более чем тысячи сейдов (сооружения из камней, которые древние саамы — лопари — наделяли огромной магической силой), некоторые из которых достигают поистине огромных размеров, вырубленной в скале "лестницы" и т.д. Сооружения подобных масштабов не вписываются в насущные потребности древних саамских или карельских охотников и не укладываются в логические построения научной теории. Вот почему комплекс на горе Воттоваара уже окрестили "карельским Стоунхенджем".

Морская пирамида

В 2001 году экспедиция специалистов Российского географического общества обнаружила у острова Анзер Соловецкого архипелага странную "морскую пирамиду", возвышавшуюся на высоту около десяти метров над уровнем воды, также не получившую к настоящему времени вразумительного объяснения. Летом 2003 года экспедиция, организованная Международной академией меганауки, проводила исследования в Медвежьегорском районе недалеко от маленькой деревушки Венге-гора, что в пятнадцати километрах от более известного поселка Маслозеро. В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд, которые свидетельствовали, что в стародавние времена на берегу одного из озер, расположенного в этом районе, находилось древнее языческое капище, сложенное из многочисленных камней и весьма почитаемое местными жителями. К настоящему времени памятник разрушен полностью; камни разбросаны на значительной территории или просто уничтожены. Многие из них "ушли в землю" или "в песок", и поиск их довольно затруднителен.

Легенды говорят также о том, что данное капище сооружалось из "помеченных" камней, т.е. из камней с выбитыми на них "руническими знаками", которые наравне со смысловой и магической функциями несли в себе и функцию охранительную. Интересно, что само слово "руна" вовсе не означает "букву" или "знак". Оно означает "секрет" или "тайну". Слово "руна" — аналог греческого "мистерион" (мистерия). Системы рун вовсе не являются просто системами "букв" в обыденном смысле. Скорее это системы таинств. Именно поэтому рунические знаки и символы всегда имели магический характер и понимались избранным кругом лиц. Поиски "карельской Гипербореи", видимо, еще только начинаются. Ясно одно — впереди еще много неожиданных, ярких и интересных открытий. Северные старцы-богомольцы предсказывали: в треугольнике, отмеченном тремя храмами Преображения — Валаамским, Соловецким и Кижским, — начнется очищение России. Это место, где как бы сгущается благодать, становясь явной для чутких сердец. Здесь душа Русского Севера, средоточие его гармоний.

Воттоваара

За семь лет деятельности археологической экспедиции Карельского государственного краеведческого музея (1987—1993 гг.) наиболее значительным событием было открытие летом 1992 года неизвестного ранее культового памятника — «святилища» на горе Воттоваара. Оно находится в 20-ти км на юго-восток от поселка Суккозеро Муезерского района Республики Карелия.

Гора Воттоваара — это наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности — 417,1 м. Культовый комплекс занимает в целом всю поверхность горы и несколько возвышенностей, расположенных одиночно близ нее (6 кв. км). Памятник невозможно представить вне связи с конкретным природным окружением. Его естественными границами являются крутые, местами отвесные южные и западные склоны. Подъем с севера и востока плавный и наиболее удобный для достижения вершины. Хорошо прослеживается высотная зональность растительности. Сосновый пояс по склонам сменяется сосново-березовой лесотундрой близ вершины.

Рельеф очень пересеченный: скальные выходы чередуются с небольшими болотцами — палеоводоемами и пересыхающими в жаркое время года мелкими озерками. Повсеместно разбросаны крупные, плохо скатанные валуны и глыбы местных пород. Наличествуют выпаханные ледником троговые ложбины и бараньи лбы. Ландшафт куэстовый: крутые уступы, экспонирующие на север и пологие скаты южной экспозиции. В целом породы мало дислоцированы, но хорошо проявляются элементы прототектоники в виде следующей системы трещин: пластовые (залегание их близко к горизонтальному) и зияющие вертикальные — субширотного и субмеридиалыюго направления. Раздвигание скальных блоков, что очень впечатляюще наблюдается в 150 м на юго-запад от центра вершины, в естественном скальном амфитеатре, могло происходить в процессе неотектопических подвижек в период послеледни-ковья. Первичной единицей изучения на данном памятнике является культовый камень (Автор преднамеренно не употребляет понятия «сеид», из-за несогласия с его устоявшимся использованием для обозначения данных культовых конструкций в российской научной литературе.). Несмотря на то, что о их культе, как неотъемлемой части религиозных верований саамов, упоминает каждый исследователь, изучавший мировоззрение этого народа, достоверно о них почти ничего не известно или же сведения противоречивы.

Чтобы избежать понятийной путаницы, нужно определить смысловое содержание термина «культовый камень», применяемое в данной работе: это камень-валун или обломок скалы, искусственный характер вычленения которого непреложно заменен. Не исключено и то, что некоторые камни выделялись человеком из окружающего ландшафта только на основе их отдельных природных черт. О другой стороне вопроса — обожествлялся ли данный объект, сейчас можно говорить с меньшей достоверностью. Это профессиональное определение несомненно отличается от понятия «сейта-каменъ», которое бытовало среди саамов еще в XIX веке.

Из многих тысяч валунов, находящихся на поверхности гори, к числу культовых камней были отнесены только те немногие, которые имели четкие искусственные признаки деятельности человека: наличие «наверший», «ножек» или явно преднамеренную группировку.

Несомненно, что памятник на горе Воттоваара по своему назначению может быть отнесен к разряду культовых сооружений, тo есть построек, специально возводимых для религиозных обрядов (1, с. 76) Отсюда можно заключить, что должны существовать пусть не достаточно строгие и не канонизированные, но устоявшиеся архитектурно-композиционные приемы и принципы при его создании, являющиеся отражением как религиозных идей их создателей, так и конкретных культовых функций. В данной работе делается попытка установления этих закономерностей на основе статистического анализа данных, полученных в ходе непродолжительных работ в полевой сезон 1993 года. Значительная статистическая выборка позволит свести к нулю все несомненно существующие погрешности субъективного восприятия такого неординарного памятника как комплекс па горе Воттоваара.

Каждый культовый камень описывался по двенадцати признакам, дающим, на наш взгляд, всестороннюю фиксацию местонахождения объекта и его морфометрических черт. Это нахождение в группе или же обособленность; присутствие обработки; наличие «ножек», «наверший», их количество и ориентация; размеры; расположение на скальной основе или дерне; вблизи водоема или на доминирующей точке окрестностей; привязка к краю обрыва. Всего в ходе обследования было выявлено 1286 камней. Вероятно, что число их значительно больше, так как на территории в 6 кв. км часть их могла ускользнуть от внимания. Несомненно, что некоторые из них были уничтожены человеком. Например, при возведении тригонометрического знака на вершине или же просто ради любопытства, камни сбрасывались вниз с обрывистых уступов. Наиболее плотная концентрация в центре — на самой вершине и на крутых юго-западных, южных и юго-восточных склонах. Здесь они находятся на каждом скальном выходе. При спуске с возвышенностей количество культовых объектов резко уменьшается.

Преимущественно наблюдается расположение культовых камней группами. Одиночными можно назвать только 138 экземпляров (18,7% от общего количества), находящихся в основном на низких отметках облесенных склонов горы. 1148 камней составляют 166 групп. Количество культовых камней в группе колеблется в довольно широких пределах — от двух до сорока четырех максимально. Исходя из имеющихся у нас данных, можно говорить, что группы числом от двух до шести составляют более двух третей (68,6%), причем преобладают группы из двух, трех, четырех камней. Более многочисленные сложения единичны. По чисто визуальному наблюдению количество составляющих в группе может зависеть от площади скального обнажения, на котором они располагаются. Например, наиболее крупное скопление (44 шт.) в центральной части святилища занимает скальный участок в 40 м длиной и 10 м шириной. Нельзя было не заметить другую закономерность: в отдельной группе число конструкций с «ножками» может быть от одной до пяти-шести (самой различной величины), но сопуствующие камни без «ножек» всегда имеют меньшие размеры.

Какой-то определенной избирательности в форме культовых камней не усмотрено — это разнообразные природные очертания окружающих валунов. Ни один из них не носит следов обработки и, по нашему мнению, не может быть определен как имеющий зооморфные или антропоморфные черты. Часто наблюдаются камни, распавшиеся частично или полностью на пять-шесть кусков. По мнению геологов это раскалывание — результат морозного выветривания или проготектонической дезинтеграции по трещинам, при полном отсутствии следов огня.

При обследовании проводился подсчет у каждого объекта так называемых «ножек», то есть камней, про которые можно было бы определенно сказать, что они искусственно установлены под основным камнем. Всего конструкций, поднятых на «ножки» около трети — 431 (33,5% от общего числа). Количество используемых «ножек» варьирует в пределах от одной до одиннадцати. Чуть менее половины установлено на один камень (184 — 42,6%) (табл. 2). Почти такое же количество культовых камней имеет две или три «ножки» (95 и 83 — в сумме 41,2%). С увеличением числа задействованных «ножек» число объектов, на них установленных, резко уменьшается. Была сделана попытка выявить систему их подкладывания. Можно твердо говорить об отсутствии на данном культовом комплексе ориентации «ножек» по сторонам света Как правило, если «ножек» было небольшое число (одна-две), ориентация проводилась в направлении ближайшего края обрыва или в сторону соседствующего водоема Если же камень был достаточно тяжел, то «ножка» «подсовывалась» в наиболее удобном месте. Если их было большое число, они располагались под камнем по кругу Обычно в качестве «ножек» использовались плитки или куски гон же горной породы, что и основной камень. Число культовых камней с «навершиями» очень незначительно — 24 штуки (1,8%). «Навершие» — это преимущественно одна или две плитки той же горной породы, что и находящийся под ними большой валун — основание. В двух случаях такая плитка сама имела «ножку» — камешек меньших размеров. За единичным исключением основание вросло в землю и расположение его обособлено. Исходя из этого, можно говорить, что, вероятно, конкретно «навершие» имело такое же смысловое значение, как и культовый камень, то есть оно само было отдельным маленьким его аналогом. Камни с навершиями в основном были зафиксированы на северо-западном склоне горы и единично близ центра вершины.

Одной из основных задач исследования было выявление закономерности в выборе места для установки конструкций. Уже в ходе первичного обследования святилища наблюдалось преимущественное нахождение культовых камней на скальных участках без дернового покрова. И действительно, при подсчете оказалось, что только очень незначительная часть располагалась на дерне (32 шт — 2,4%). Причем, в восьми случаях это были вышеупомянутые вросшие в землю валуны-основания с «навершиями». Уже при визуальном наблюдении четко чувствуется взаимозависимость нахождения культовых объектов от окружающего ландшафта. Как правило, они располагались в точках, доминирующих над ближними окрестностями (1093 — 85%). Более четверти от общего числа культовых камней (357 — 27,7%) установлены непосредственно по берегам многочисленных небольших озерков и болот.

Определенный порядок в группировке скоплений камней наблюдался сравнительно редко. Два раза на северном склоне близ вершины они были расположены в одну прямую линию длиной до 15 м. Причем, в одном случае ряд из двенадцати камней без «ножек» замыкался с двух сторон конструкциями с «ножками», а в другом — камень с «ножкой» занимал центральное место, с четырьмя валунами без «ножек» по обеим сторонам.

Говоря об искусственно созданных сооружениях на горе Воттоваара, нужно отметить наиболее хорошо заметный комплекс на юго-восточном склоне горы. На огромной, горизонтальной, скальной площадке длиной до 30 м, возвышающейся на 1,1 м над общи vi уровнем поверхности находятся четыре отдельно стоящие группы культовых камней (по 6, 7 и 15 экз). Каждая группа занимает свой микроучасток и образует круг с обязательной очажной кладкой из мелких обломков в его центре. Вероятно, следует рассматривать эти построения на данной площадке как обособленный культовый объект.

Суммируя все вышеизложенное и исходя из предположения, что данный памятник является единым комплексом и, основываясь на приведенных наблюдениях, можно сделать следующие обобщения-

1. Место для установки культового камня должно было иметь следующие черты: наличие скального участка без почвенного слоя высотное доминирование хотя бы в радиусе 30 м, желательное расположение па краю водоема, даже если он не превышает 10 м в диаметре.

2. Культовые сложения устанавливались группами, преимущественно из двух-шести камней. По-видимому, под крупный камень на месте подкладывались «ножки», а валуны меньших размеров приносились. Нельзя не отметить в группе более высокий смысловой статус культовых конструкций с «ножками" перед камнями без оных.

3. Не существовало какой-то необходимой ориентации культовых камней по сторонам света, которая иногда наблюдается у северных народов. Например, у ближайших соседей — ненцев «болваны лицеи всегда к востоку стояли» (2, с. 235). Хотя, возможно священные камни устанавливались в комплексе с деревянными сеидами, о существовании которых часто упоминают еще этнографы XIX в. (3, с. 391) и в ориентации которых могла существовать какая-то закономерность.

4. Культовые камни не имеют каких-то определенных очертании, позволивших бы говорить о вычленении их из окружающего ландшафта по антропо- или зооморфному виду. Также не выявлено и видимых следов обработки (раскалывания, отесывания)- «они таковы, как их создала сама природа» (4, с. 182). Древними создателями они просто выделялись из окружающей среды небольшими необходимыми штрихами — добавлением «ножек» «наверший».
5. Несомненно, что природные факторы — доминирующая возвышенность, явные следы мощной тектонической деятельности скудная высокогорная растительность — стимулировали появление памятника именно в данном месте.

Культовых комплексов подобных «святилищу» на горе Воттоваара в Карелии известно еще два. Один расположен на островах Русский и Немецкий Кузов в Белом море, в 20-ти км от города Кемь, а другой на горе Кивакка, находящейся в природно-национальном парке «Папаярви» в Северной Карелии. (5, с. 82). Известны также местонахождения пяти одиночных культовых камней с «ножкой»: на горе Нуорунен, Чуманный Камень близ Евжозер Матроилампи в Лоухском районе (7, с. 6). Существуют также непроверенные сообщения о их нали- чии на вершинах Поссосиро и Уконтунтури на территории уже упоминавшегося ПНП «Панаярви». Среди них святилище на горе Воттоваара является самым южным и наибольшим по числу культовых камней.

по материалам из инета