Храм Гефеста, Греция: описание, история, интересные факты и отзывы. Храм гефеста - один из самых величественных памятников древней греции Храм Гефеста: описание

Путешественники, которые успели посетить многие страны, рекомендуют новичкам в этом деле начать знакомство с историей и изучение старинных архитектурных шедевров с посещения Греции. Храм Гефеста очень хорошо сохранился, аналогов по степени сохранности в мире немного. У него родные колонны, фронтоны и почти вся крыша. Больше всего пострадали украшения и фрески.

Экономика и памятники

Только в Греции, испытывающей сейчас трудности в экономической сфере, можно посмотреть много исторических памятников и других интересных мест, созданных нашими далекими предками задолго до В древности страна переживала и расцвет, и но, к сожалению, в основном на этой земле шли ожесточенные войны между чужеземцами, которые мечтали захватить контроль над этой страной. Храм Гефеста в Афинах все равно привлекает туристов.

Все эти факты оказали влияние на сохранность большого числа храмов и святилищ, часть из них в начале XX века археологи буквально откапывали. Среди небольшого количества сохранившихся до сегодняшних дней строений - всемирно известный Храм Гефеста. Большое количество сохранившихся письменных источников говорят об Афинской агоре, но значение этого слова найти проблематично. Для понимания значения сооружения нужно рассказать, чем для жителей греции того времени была эта агора. Афинская агора находилась в центре Афин и служила местом проведения сборищ, обрядов, соревнований и ярмарок. Можно сказать, что она была аналогом форума у римлян, возведенном до рождения Иисуса Христа.

На этом месте и около него строились только значимые для населения храмы, театры и другие сооружения. Храм Гефеста на Агоре принадлежал к их числу. Сейчас его могут рассмотреть туристы, которые посетят Афины. Интересно, что храм дожил до наших дней не из-за любви греков к язычеству, а благодаря православию.

Гефест

Мифы гласят, что Гефест являлся и Геры. По легенде, во время очередной ссоры между Зевсом и Герой Гефеста сбросили на вулканический остров. Божественное происхождение не спасло его от травм - он получил перелом ноги и стал хромать. Храм Гефеста - это здание, населенное мифами и разными историями.

При детальном рассмотрении всех мозаик и изображений, легенд и мифов, повествующих о жизни богов, можно прийти к выводу, что все боги постоянно пировали. И лишь в качестве развлечения они спускались к людям. И только Гефест без перерыва работал, потому что был кузнецом и имел власть над огнем и вулканами. Он изготовлял лучшее оружие и снаряжение древнегреческому воину Ахиллесу, который прославился своим уязвимы местом - «ахиллесовой пятой». Жизнь бога-кузнеца сложилась тяжело и проходила у безумно жаркого огненного горна. Любители мифологии стремятся посетить храм Гефеста. Фото памятника можно отыскать во многих путеводителях.

История храма

Согласно словам ученых-исследователей, изучавших разные письменные источники и предания, этот храм воздвигнут во время правления Перикла. Он обладал способностью речами убеждать граждан, а талантливое управление войсками помогло с минимальными потерями защититься от атак врагов. Считается, что время правления Перикла - золотой век Афин. По его приказу было воздвигнуто это известное сооружение.

Его строили на протяжении 35 лет, начиная с 450 года до нашей эры. Не трудно заметить, что за это время была возможность строительства нескольких таких объектов. Но источники говорят нам, что многих задействованных людей отправили на возведение огромного Парфенона. Величественный получился храм Гефеста. Афины в большей степени славятся им.

Великолепные сады

Несмотря на имеющиеся у ученых-историков записи путешественника Павсания, описавшего даже древний Коринф, доподлинно неизвестно имя архитектора, который разработал план этого храма. Часть старинных письменных источников гласит, что на прилегающей территории Храма Гефеста существовал великолепный сад. В этом месте философы под тенью деревьев размышляли о жизни.

Языческий храм был переделан в Церковь Святого Георгия уже в VII веке нашей эры. Это произошло по причине того, что былое величие Афин уже прошло: в городе отсутствовали деньги и рабочие. Кстати, христиане часто превращали в храмы старинные здания. Взять, к примеру, известную во всем мире «Башню ветров», являющуюся одной из самых старинных станций по наблюдению за погодой. Король Оттон вынудил христиан оставить это здание и сделал из него музей. Такую историю пережил храм Гефеста. Греция - это страна мифов и легенд.

Архитектура храма

Храм Гефеста - одно из немногих сооружений, доживших до наших дней в отличном состоянии, в этом его удивительность. Он расположен на холме Агорайос, размеры строения составляют 31,7 х 13,7 м. Чудесным образом сохранились в целости тридцать четыре колонны и крыша здания. Нужно отметить ионический стиль фриз храма, где почитали Гефеста. Восемнадцать из шестидесяти восьми метоп сделаны в виде скульптур. Метопы поведают путешественникам о подвигах Геракла и приключениях Тесея.

Скульптуры, которых нет

Известный мыслитель Павсаний, описывавший замеченное во время странствий по свету, в своих заметках повествует о том, что в середине храма были 2 большие бронзовые скульптуры:

  • повелителя огня Гефеста;
  • покровительницы столицы Греции Афины Паллады.

К сожалению, эти статуи, как и многие фрески и мозаики, разрушены и украдены врагами и грабителями.

Храм рабочих

Думают, что Храм Гефеста создан по образу Парфенона, так же как и многие другие храмы меньших размеров, бывших ранее в Афинах. Их мнение не голословно, потому что в то время большинство святилищ для почитания богов возводились в дорическом стиле. Кстати, археологи нашли в районе Храма Гефеста много остатков мастерских кузнецов и гончаров. Этот факт свидетельствует о желании мастеров того времени выполнять работы вблизи повелителя огня и его храма.

Стоит добавить к сказанному, что большинство греков и сегодня уверены, что это здание возведено в честь Тесея, победившего в сложных и запутанных тоннелях ужасного Минотавра. В подтверждение упомянутой странной версии указывают статую Тесея, который состязается с Гераклом. Раньше было мнение, что под строением захоронено тело смелого героя Тесея. Но проведенные раскопки не обнаружили под ним и около него никаких захоронений. Однако исследователи сделали еще одно открытие: скромное святилище, которое существовало много ранее самого храма. Его предназначение и другие подробности узнать практически невозможно, так как от него остались лишь остатки каменных стен.

Внешний вид храма привлекает большое количество путешественников и по праву считается самой популярным объектом Войти в Храм Гефеста можно за небольшую плату. А дети могут посмотреть вживую эту достопримечательность с родной крышей без какой-либо платы. Вид этого храма завораживает своим величием и помогает представить Древнюю Грецию во всей красе и могуществе. Храм Гефеста (Афины) место, которое стоит внимания.

(греч. Ναός Ηφαίστου; англ. Temple of Hephaestus)

Часы работы: ежедневно 8.00 - 18.00

Где находится: храм находится по адресу 24 Andrianou Street . Ближайшая станция метро Thissio (Θησείο) . Можно, также, сесть на трамвай у станции метро Monastiráki и доехать до храма.

Храм Гефеста или Гефестейо́н располагается на северо-западной стороне Афинской Агоры. Этот храм – современник Парфенона и расцвета афинской цивилизации, это лучший, по сохранности, древнегреческий храм в мире. Все его колонны, фронтоны и, даже, большая часть крыши остались нетронутыми. Вот только, гравюры и другие его украшения неизбежно страдали от расхищения и мародёрства в течение многих столетий.

Храм был построен в честь бога Гефеста на границе района, где жили кузнецы и гончары. Гефест – греческий бог огня, вулканов и металлообработки, он был единственным Олимпийским богом, физически не совершенным, и был вынужден заниматься физическим трудом. Гефест работал в кузнице и занимался починкой оружия и брони для древнегреческого героя Ахиллеса.

Часто храм Гефеста в народе называют храмом Тесейон, вероятно, из-за того, что в скульптурном украшении храма активно использовались сюжеты из жизни легендарного афинского царя Тесея.

Строительство храма Гефеста было начато в 449 году до нашей эры, всего за 11 лет до строительства Парфенона. Организовал строительство храма афинский оратор, государственный деятель и полководец Перикл. Во времена его правления, Афины достигли своего наивысшего культурного и экономического развития, это время в истории называют «Периклов век».

Постройка храма Гефеста растянулась больше чем на 30 лет, потому что часть строителей была переброшена на возведение Парфенона в Афинском Акрополе. Архитектор, который проектировал храм Гефеста неизвестен, но, по всей видимости, это тот же зодчий, который построил храм на мысе Сунион и храм Ареса на Агоре.


Храм Гефеста был первым в Афинах храмом сделанным из мрамора. Он представляет собой дорический периптер, длиной – 31,77 м, шириной – 13,72 м, с высотой колонн – 5,88 м. В III веке до нашей эры, вокруг храма был разбит сад, были посажены деревья и кустарники лавра, мирта и граната.

Скульптурное убранство фасадов храма было призвано увековечить память героев Марафонской битвы, в которой афиняне одержали свою знаменитую победу над персами. Рельефы Гефестиона и украшающие его скульптурные метопы посвящены прославлению богов – Афины, Геракла и Тесея, сражавшихся при Марафоне вместе с афинянами.


На метопах под восточным фронтоном изображены девять подвигов Геракла: от первого подвига (схватки со страшным немейским львом, порождением стоголового Тифона), совершённого 16-летним Гераклом, до последнего (у северо-восточного угла), где был изображён Геракл, получающий яблоки в саду Гесперид. Получив последнее яблоко, Геракл поднимается на Олимп, где и происходит его обожествление. А на восьми метопах северной и южной сторон храма изображены подвиги Тесея.

Ранее, в храме, в глубине зала, возвышался пьедестал, облицованный тёмным элевсинским мрамором, на котором возвышались две бронзовые статуи: Гефеста (высотой около 2,45 м) и Афины (2,35 м). Есть версии, что автором этих скульптур был древнегреческий мастер Алкмен, но точных доказательств этому нет.

В Древней Греции, по Панафинейской дороге проходили священные бега с факелами – лампадодромии. Они являлись общеафинскими состязаниями городских районов, в честь Прометея. Новый огонь, принесённый с наибольшей скоростью, считался самым чистым, и именно от него зажигался огонь на алтаре Гефеста.


У стен храма Гефеста проходило много публичных городских мероприятий – например, здесь устраивались пытки рабов, допускавшиеся афинским судом. Здесь же заключались частные контракты, освящённые присутствием Гефеста. А вблизи храма, у алтаря героя Еврисака, сына Аякса, всегда толпились бедняки, нанимавшиеся на подённую или временную работу.

То, что храм Гефеста сохранился до наших дней в таком великолепном состоянии, вероятно, заслуга Христианской церкви. С VII века и до 1834 года храм Гефеста использовался как православная церковь Святого Георгия. Именно церковь удалила древний интерьер храма, заменив его убранством христианской церкви, чем, пожалуй, спасла храм от неименуемой гибели и разорения.

В начале XIX века храм стал местом погребения многих протестантов, и тех, кто умер в греческой войне за независимость в 1821 году. Так продолжалось до тех пор, пока в 1834 году храм Гефеста не превратился в музей. После обретения Грецией независимости король Оттон повелел разместить в храме экспозицию центрального археологического музея. Музей выехал из храма лишь 1874 году.

Гефестейон на Агоре, или храм Гефеста – наиболее сохранившаяся достопримечательность древней рыночной площади Афин. Его сооружение специалисты относят к промежутку между 460-ми и 420-ми годами до нашей эры, периоду почитания древних божеств.

В VII веке храм Гефеста был преображен в христианскую церковь Святого Георгия. Когда в христианстве появились различные течения, храм в XVIII веке стал местом захоронения протестантов. Однако все эти превращения давно забыты, а храм Гефеста навечно остается образцом античной архитектуры.

Сооружен храм Гефеста на прямоугольном основании из массивных каменных плит, уложенных в несколько рядов. Роль ограждающих конструкций выполняют ряды колонн по всему периметру сооружения. Прибывающие в греческую столицу туристы посещают храм Гефеста в составе экскурсий на Агору или других организованных маршрутов, а также самостоятельно.

Афинский храм Гефеста и его окружение

Представление о месте расположения и окружающих храм Гефеста достопримечательностях лучше карт и планов дает высотный снимок. Указателями в виде надписей и стрелок обозначены сам храм, а также приметное восстановленное здание — , о которой мы уже писали.

Именно по Стое легче всего ориентироваться по сторонам света, она протянулась с севера на юг. Храм Гефеста находится от ориентира в западном направлении, рядом с ним законсервированные развалины афинской Агоры , также описанные в одной из публикаций. Сверху видна и окружающая растительность, и другие объекты туристического интереса.

Осматривая оставшиеся фрагменты древнейшей торговой площади, лучшие кадры посетители делают, если захватывают кадром храм Гефеста на заднем плане. Перспектива снимка приобретает завершение, а древние развалины словно оживают. Кустарники словно намеренно расположены так, что делят снимок на логически законченные зоны.

Раскопанные древние фундаменты и остатки стен расположены на нескольких высотных отметках. Каскад развалин выглядит весьма впечатляюще, и храм Гефеста смотрится как логичное завершение панорамы. Очищенные от многовековых наслоений древнейшие остатки построек и сами познавательны, становятся объектами фото- и видеосъемки вездесущими туристами.

Поросший средиземноморской растительностью холм, открывающийся взгляду позади развалин, дает представление об объеме земляных работ, выполненных археологами. Раскопанные древности укрывал такой же толщины слой грунта, что и высота возвышенности. На месте раскопок оставлены только те элементы древних строений, которые нецелесообразно размещать в музейных условиях, которым не грозит расхищение для частных коллекций.

Ценные экспонаты размещены в музее Агоры, который находится в воссозданной в прошлом веке Стое Аттала. Некоторые массивные изделия, числящиеся экспонатами этого музея, оставлены под открытым небом, в частности – женская безголовая статуя. Характер одеяния женщины позволяет предположить, что выполнена скульптура в римскую эпоху.

В музейных каталогах и на пояснительной табличке произведение неизвестного скульптора названо Нереидой. Греческое происхождение этих мифических подводных богинь римскую версию не опровергает, ведь римляне восприняли и сохранили многие легенды древних жителей Эллады. Тем более, что достоверно известно о массовом использовании римлянами греческих статуй как строительного материала.

Конструктивные составляющие Гефестейона

Многие посетители афинских достопримечательностей осматривают храм Гефеста после посещения Стои Аттала, подходя к сооружению с его западного фасада. Здание с этой стороны хорошо освещено, что благоприятно для получения качественных снимков и роликов. Четко просматриваются и каменные плиты основания, и колонны, и другие элементы сооружения.

Древние строители знали о периодически тревожащих Афины землетрясениях, поэтому устойчивая опорная поверхность столь внушительна. Колонны дорического архитектурного ордера по фасаду размещены классической шестеркой, по боковой стороне их 13 штук. На капителях покоятся портики с лаконичными декоративными деталями, на портиках – элементы перекрытия. Крыша воссоздана при реконструкции, которой храм Гефеста подвергли во второй половине прошлого века.

За лицевыми колоннами частично просматриваются внутренние, которыми храм Гефеста разделялся на три нефа. Подобное построение воспроизводили и многие христианские церковные здания более поздних времен исполнения. По поводу внутреннего наполнения Гефестейона опубликованы много предположений, но мы их не приводим, потому что реально подтвердить эти данные не можем.

Для строительства древние мастера использовали мрамор — для колонн и других наружных элементов. Плиты основания изготовлены из более распространенного и прочного камня, предположительно гранита или базальта. Читающие пояснительные надписи туристы вряд ли запомнят эти подробности, если не имеют какого-либо отношения к строительной отрасли.

Храм Гефеста из-за своей неплохой сохранности позволяет получить представление обо всех элементах религиозного здания. Верхние части колонн заканчиваются капителями, служащими опорой для несущих балок портала. Дорическая капитель – самая простая конструкция, лишенная декоративного назначения. Ствол колонны заканчивается круглым эхином, между ним и балкой – квадратная абака.

Балки портала состоят из отдельных блоков, которые поднимали на установленные колонны поочередно. Блочную структуру подтверждают видимые швы. В некоторых из них проросли неприхотливые растения. Верхний ряд блоков имеет плохо различимый рельефный орнамент. Треугольный фронтон невысокий, выступающий вперед, на нем формировался конек крыши.

Рассматриваем храм Гефеста подробнее

Детали колонн древних греков наглядно представлены по отдельности в . Там можно все части видеть по отдельности и фантазировать о порядке сборки, а храм Гефеста такой возможности не дает. Однако и собранные колонны несут информацию о своей структуре, видимую подготовленным людям.

Хорошо различимы швы между отдельными дисками, составляющими стволы колонн. Продольные желоба – каннелюры выполнены вплотную, без площадки между ними, которые появились в более поздних ордерах. Нет у дорических колонн и опорной части (базы), они стоят непосредственно на опорных плитах основания храма.

Следующий фотоснимок иллюстрирует вышесказанное еще более наглядно. Колонны словно вырастают из основания без каких-либо прокладок. Следует обратить внимание на стопорные элементы между плитами основания. В выдолбленных углублениях заложены каменные клинья, не дающие плитам смещаться при подземных толчках.

От подножия колонн при взгляде вверх видны значительные смещения между отдельными дисками колонн. Они не привели к обрушению, потому что внутри заложены стопорные детали, входящие в соприкасающиеся диски.

Выбрав при землетрясениях все зазоры, детали фиксируются в постоянном положении. При этом возникает некоторое прерывание каннелюров, но заметно оно только при близком рассмотрении.

Снизу видима и конструкция кровли, частично восстановленная при последней реконструкции. Состоит она из отдельных кассет, для облегчения подъема выполненных наподобие решеток. Не хотелось бы гадать, но наверняка плиты кровли имеют стопорные детали, не дающие им сползать вниз при толчках или под собственной тяжестью.

Храм Гефеста внутри и со стороны

Сквозь внешние колонны западного фасада частично видно внутреннее устройство храмового пространства. Храм Гефеста имел в середине замкнутое молитвенное пространство — целлу, или наос, куда входили через пронаос – проходное помещение с запада. Внутренний портал украшен скульптурными изображениями подвигов Геракла и Тесея. По преданию, бог Гефест готовил доспехи для воинственных богов и героев.

Окружающая внутренние помещения святилища колоннада именуется периптером, это главное отличие античного храма от христианского. Вообще последователи Иисуса очень многое переняли у древних римлян, а те – от греков. Это и ориентация религиозных зданий, и наличие тайного помещения (алтаря), и изображения божеств. Единобожие христиан – главное отличие от язычества с его сонмом богов, одним из которых и был бог-кузнец Гефест.

Большинство посещающих греческую столицу раньше либо позже попадают на афинский Акрополь, описан этот холм и его храмы и нами. С вершины Акрополя можно увидеть и храм Гефеста, и руины Агоры, и новодел – Стою Аттала. Неплохая по качеству фотография только отчасти передает красоту этого вида, предпочтительно личное зрительное восприятие.

Находясь на Акрополе, можно воочию убедиться в сходстве архитектуры здешних святилищ с храмом Гефеста, по крайней мере принципиальном. Если же на главный холм Афин вы попали раньше, чем в храм на Агоре – не пренебрегайте и его посещением. Не зря считается, что храм Гефеста – наиболее сохранившийся со времен античности.

Храм Гефеста, также известный как Гефестийон или ещё ранее как Тесейон, один из наиболее сохранившихся храмов эпохи Классической Греции. Этот храм в дорическом стиле, окруженный колоннами, находится на северо-западной стороне Афинской агоры.

Храм был построен в 449-415 годах до н.э. в честь бога Гефеста (в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец). Инициировал строительство афинский государственный деятель, оратор и полководец Перикл. При его правлении Афины достигли наивысшей степени экономического и культурного развития, этот период ещё называют «Периклов век». Строительство храма растянулось более чем на 30 лет, так как часть работников была переброшена на возведение Парфенона (447 г. до н.э.). Архитектор этого шедевра так и остался неизвестен.

Храм Гефеста построен из пентеликонского и парийского мрамора. Сооружение имеет длину 31,776 м, ширину 13,708 м и опирается на 34 колонны в дорическом стиле, хотя фризы выполнены в ионическом стиле. 18 из 68 метоп храма были скульптурные, остальные, вероятнее всего, были раскрашены. На восточной стороне храма 10 метоп имели скульптурные изображения подвигов Геракла. Ещё по 4 метопы на прилегающих боковых фронтонах были украшены сценами из жизни Тесея.

По свидетельству древнегреческого географа и писателя Павсания в храме размещались бронзовые статуи Афины и Гефеста. Предположительно автором этих статуй был древнегреческий скульптор Алкамен, правда, убедительных доказательств этому нет.

В 3 веке до н.э. вокруг храма были высажены деревья и кустарники (лавр, мирт, гранат), тем самым образовав небольшой сад.

С 7 века и до 1834 года в храме была расположена греческая православная церковь Святого Георгия.

Храм Гефеста является археологическим памятником и находится под охраной Министерства культуры Греции.

ХРАМ ГЕФЕСТА

Археологические исследования на агоре начали проводить в 1931 году после переселения отсюда жителей. Обнаруженные в результате раскопок фундаменты храмов, галерей и общественных зданий были изучены, отреставрированы и укреплены. Агора стала музеем под открытым небом.

Основной памятник агоры - храм Гефеста. Он располагается на границе района, где жили кузнецы и гончары.

Храм Гефеста — один из наиболее хорошо сохранившихся древнегреческих храмов в мире. Все его колонны, фронтоны и даже большая часть крыши остались нетронутыми. Однако, гравюры и другие его украшения неизбежно страдали от расхищения и мародерства в течение столетий.
Храм посвящен Гефесту и Афине – покровителям ремесел.
Гефест — греческий бог огня, вулканов и металлообработки, был единственным Олимпийским богом, физически несовершенным — он был хромым, и единственным, кто был вынужден заниматься физическим трудом. Гефест работал кузнецом и отвечал за починку изношенных и пробитых броней Ахиллеса в Илиаде.
Богиня Афина являлась покровительницей города и ответственной за гончарное и другие ремесла.
Народное название храма, Тесейон (в современном произношении – Тиссион), возникло, очевидно, из-за того, что в скульптурном украшении храма активно использовались сюжеты из жизни легендарного афинского царя Тесея.

Строительство Храма Гефеста и Афины было начато в 449 до н.э. и велось на протяжении 35 лет.
Проект был организован афинским политиком Периклом. А вот имя архитектора доподлинно неизвестно, но ученые предполагают, что Храм Гефеста, как и храм Посейдона, проектировал Алкамен – знаменитый архитектор того времени.
Это был первый в Афинах храм, сделанный из пентелийского мрамора (длина – 31,77 м, ширина – 13,72 м, высота колонн – 5,88 м).
Скульптурное убранство фасадов Гефестиона было призвано увековечить память героев Марафонской битвы, в которой афиняне одержали свою знаменитую победу над персами. Рельефы Гефестиона и украшающие его скульптурные метопы посвящены прославлению богов, сражавшихся при Марафоне вместе с афинянами, - Афины, Геракла и Тесея.
Внутри храм разделен дорическими колоннами на три нефа, в глубине стояли бронзовые статуи Гефеста и Афины Эрганы (Работницы) (421–415 до н.э.).

На метопах под восточным фронтоном изображены девять подвигов Геракла: от первого подвига (схватки со страшным немейским львом, порождением стоголового Тифона), совершенного 16-летним Гераклом, до последнего (у северо-восточного угла), где был изображен Геракл, получающий яблоки в саду Гесперид.
В сцене борьбы с немейским львом Геракл, отбросив в сторону и лук и меч, вступил в единоборство со зверем, вставшим на дыбы. Левая рука героя обхватила шею напрягшегося зверя с такой силой, что пальцы глубоко вдавились в шкуру животного. Жилы на ноге напряжены, голова резко наклонена к голове зверя, так что зритель видит лишь коротко остриженные волосы Геракла. Лев начинает задыхаться; его правая задняя лапа уперлась в ногу Геракла выше колена.

Не менее драматично представлена сцена борьбы Геракла с Лернейской гидрой, у которой вместо каждой отрубленной головы немедленно вырастало две новых. Только прижиганием отрубленных мест можно было победить эту страшную огромную змею. На метопе возничий Геракла Иолай уже пришел на помощь Гераклу с горящей головней в руках. Но гидра еще очень сильна — она обвивает ногу Геракла.
Несохранившиеся головы были бронзовыми, а тело, начинавшееся от самой кромки метопы, заполняло все ее пространство.

Сюжет заканчиваются изображением Геракла, стоящего в ожидании третьего яблока из сада Гесперид.
Получив последнее яблоко, герой поднимается на Олимп, где и происходит его обожествление. В центре композиции - Зевс, сидящий на троне. По обе стороны сидящего бога стоят Геракл и Афина, сопровождающая Геракла на Олимп. За ними конные группы с колесницами и возничими: Никой - у Афины, Иолаем - у Геракла. Колесницы означают, что Афина и Геракл только что прибыли на Олимп. Зевс повернулся в сторону Геракла, приветствуя подходящего к нему героя.

На восьми метопах северной и южной сторон храма изображены подвиги Тесея. И здесь выбраны наиболее драматические сцены. Так, например, борьба с разбойником Синисом представлена в тот момент, когда Синис уже пригнул к ноге вершину сосны, собираясь привязать к ней Тесея, но последний, перехватывая вершину дерева и наступив ногой на ногу Синиса, хватает врага за волосы, притягивая к себе. Синис резко упирается. Мускулатура его тела так напряжена, что видно - силач еще может продолжать борьбу.
На другой метопе марафонский бык остановлен Тесеем в момент мощного прыжка. Тесей, схватив быка одной рукой за рог, другой за морду, резким движением поворачивает его голову к себе.
На следующей метопе представлена борьба Тесея с аркадским исполином Керкионом, обитавшим в районе Элевсина. Эта скульптура сохранилась лучше других.
С восточной и западной сторон стены храма украшал фриз, плиты которого, хоть и поврежденные, в основном уцелели. На фризе главного, восточного, фасада изображены олимпийские боги, наблюдающие за сражением афинян с Паллантидами - врагами Тесея, на западном - борьба лапифов с кентаврами.

Полюбовавшись скульптурным убранством Гефестиона, посетитель входил в храм и застывал в немом почтении: прямо перед входом, в глубине зала, возвышался пьедестал, облицованный темным элевсинским мрамором. На нем возвышались две бронзовые статуи: Гефеста (высотой около 2,45 м) и Афины Эрганы (2,35 м), изваянные учеником Фидия, Алкменом. Но как изобразить хромого бога, не «снизив» при этом его образ, не нарушив грань между карикатурой и величием? Алкмен сделал это настолько искусно и ненавязчиво, что его работа вызывала искреннее восхищение и столетия спустя. Римский оратор и философ Цицерон, вероятно, видевший статую Гефеста (Вулкана) в Гефестионе, лаконично написал: «Мы хвалим Вулкана в Афинах работы Алкмена, где бог представлен стоящим и одетым; хромота его показана слегка и не бросается в глаза».

Своему "выживанию" Храм обязан Христианской церкви, Церкви Св. Георгия, пришедшей в седьмом веке нашей эры. Ну как выживанию — древний интерьер Храма был уничтожен, его заменило убранство христианской церкви. Церковь оставалась действующей до 1834 года.
Торжественным богослужением в Тесейоне, который тогда был церковью Святого Георгия, встречали прибывшего в Афины первого короля Греции Оттона. Эта служба стала последней — любитель античности, Оттон, запретил служить здесь и превратил храм в музей. Но после 1874 года все экспонаты были вывезены из храма.