Как попасть на ай петри из ялты. Гора Ай-Петри — место, где «ночуют» облака

Посещение Ай-Петри является обязательным для любого туриста, путешествующего по южному берегу Крыма: именно здесь располагаются одни из самых высоких обзорных площадок, откуда открывается прекрасный панорамный вид на побережье. Туристу, только открывающему все красоты Крыма, знать, как добраться до Ай-Петри из Ялты, жизненно необходимо. Ялтинский горно-лесной заповедник, находящийся сразу под Крымскими горами, включает в себя город Алупку и посёлок Кореиз, которые прекрасно просматриваются с горы Ай-Петри; как добраться из Ялты до этих и других населённых пунктов, знает каждый крымчанин с ЮБК, поскольку большинство рабочих мест сосредоточено в Ялте.

Именно по этой причине из Алупки до Ялты ходит автобус №102, который начинает движение от Воронцовского дворца и заканчивает его на автовокзале. По пути автобус останавливается также у Ласточкиного гнезда – ещё одной достопримечательности южного побережья Крыма. Практически такой же маршрут имеет автобус №32, конечная остановка которого находится не на автовокзале, а на вещевом рынке. Стоимость проезда в автобусах составляет 25 рублей (цена не является фиксированной, во многих автобусах действует особая система, в которой основной критерий подсчёта проезда – пройденное автобусом расстояние).

Если посещение Ай-Петри намечено на летние месяцы, то за пропуск остановки можно не волноваться, так как огромное число туристов, ездящих именно в этих автобусах, регулярно спрашивают и водителя, и друг друга верные остановки. Чтобы добраться до вершины Ай-Петри, следует выйти на остановке «Канатная дорога», которую достаточно легко опознать: длинная вереница очереди, тянущаяся на десятки метров, видна ещё при подъезде. При этом двигается она достаточно быстро, так как движение вагончиков по канатной дороге налажено превосходно.

Стоимость взрослого билета составляет 350 рублей, для ребёнка от 6 и до 18 лет – 250, на лиц, не достигших 6 лет, в летние месяцы может распространяться скидка в виде бесплатного проезда (опять-таки это не постоянно, даже жители Алупки не знают, от чего именно зависит её наличие). Канатная дорога, проведённая от Мисхора и до плато Ай-Петри, к слову, является одной из самых длинных безопорных «канаток» в Европе. За свою, почти тридцатилетнюю эксплуатацию, авария случилась лишь раз: в воздухе в 2013 году застряли две кабинки; поломка была оперативно устранена.

Если добираться до Ай-Петри решено на автомобиле из Ялты, то двигаться, во-первых, необходимо на запад в сторону Симеиза, Алупки и Мисхора. Своеобразным ориентиром служит указатель санатория «Узбекистан» (около него находится также автобусная остановка). Чуть поодаль от остановки находится развилка, где первая дорога уходит дальше в сторону Алупки (как раз к описанной выше канатной дороге), а вторая – наверх, в сторону горы Могаби. Если по пути встречаются указатели «Бахчисарай», это будет являться лишним подтверждением верного выбранного направления. Вскоре по правую руку должен появиться и сам санаторий «Узбекистан».

Первые пять километров дороги ничем особенным не запомнятся, каких-либо населённых пунктов на пути тоже не встретится. Однако после уже можно будет заметить широкие плантации лаванды, от которых будет веять характерным ароматом. Примерно на седьмом-восьмом километре дороги от поворота появится тропа, ведущая к водопаду Учан-Су, который является главной достопримечательностью нижней гряды Ай-Петринской яйлы. Поскольку питается водопад исключительно карстовыми водами, то и поток воды не является постоянным: так, летом он довольно слаб (иногда может и пересыхать вовсе), но осенью может быть очень мощным.

На десятом километре дороги, которая становится всё более серпантиновидной и крутой, можно заметить, что деревья будто бы растут под углом, клонясь в стороны и образовывая причудливые сростки. Это происходит вследствие активных геологических процессов: так как Крымские горы являются одними из самых молодых на планете, процесс их роста сопровождается оползнями. Обилие наклонённых в разные стороны деревьев дало название этому месту – «Пьяная роща». На пятнадцатом километре дороги можно увидеть разрушенный домик «Пендикюль», который ранее принадлежал дорожному смотрителю. Именно отсюда берёт своё начало тропинка, ведущая к площадке «Серебряная беседка», где можно сделать остановку.

После «Серебряной беседки» начинается самый крутой и резкий участок дороги, который достаточно непродолжителен и составляет по протяжённости всего 2 километра. Здесь каждому водителю стоит быть максимально внимательным, секундная расслабленность может закончиться неприятными последствиями. Выход на плато достаточно резкий: один поворот, и местность меняется кардинально. Окружавшие дорогу хвойные деревья уступают низкорослыми дикорастущими травами, а само плато производит впечатление местной пустыни, среди которой есть небольшие воронки и холмы.

Появились они здесь вследствие неоднородности горных пород, слагающих плато: рифовый известняк, как известно, является высокопористой породой, и атмосферные осадки, проникающие внутрь, а также деятельность микроорганизмов вкупе сформировали рельеф яйлы. Вообще, вопросы «Как добраться из Ялты до Ай-Петри», «Как добраться на машине до Ай-Петри» и подобные уже настолько привычны жителям города, что не стоит бояться спрашивать их с целью уточнить маршрут, практически все местные жители с радостью ответят и подскажут лучший маршрут.

Гора Ай-Петри - это бесценный бриллиант из сокровищницы природных достопримечательностей Крыма. С её вершины, находящейся на внушительной высоте 1234 метра над уровнем моря, открывается наиболее зрелищный и эффектный вид во всём Крыму на длинный участок прибрежной полосы; видимость с вершины - более чем на сто километров по обе стороны побережья. С Ай-Петри практически как на ладони видны такие населённые пункты, как Ялта, Алупка, Гаспра, Симеиз и другие. В ясную погоду слегка просматривается даже Судак и близлежащие к нему горы, до которых отсюда более 100 километров. Это поистине грандиозно!

Гора находится на территории Ялтинского горно-лесного заповедника и сама по себе является яркой достопримечательностью из разряда незабываемых. Для того, чтобы только попасть на ее вершину, нужно пережить настоящее приключение, которое гарантирует особое удовольствие любителям острых ощущений.

Вид в горы ай Петри


Вид на Ай Петри из Воронцовского парка

Легенда об Ай-Петри

Одна из легенд о горе Ай-Петри связана, конечно же, с Ветром. В незапамятные времена родил великий Океан огромную гору с зубцами на вершине. На самом верху было так красиво и солнечно, что там поселился могучий Царь Ветров. Очень любил Царь резвиться и играть с облаками: разгонять их, формировать из них причудливые образы. Но, как говориться, что для Ветра игры, для человека - сплошные несчастья и разрушения. Разбушевавшиеся ветры ежегодно наносили огромный урон поселениям у моря. Решили тогда люди договориться с Ветрами, и собрали Совет. Долго совещались самые мудрые представители племен. При этом самый тихий воин по имени Петр, заявил, что знает, как покорить Ветер. Старейшины на это только рассмеялись, и посоветовали молодому войну подрасти и не умничать. Тогда темной ночью Петр в одиночку направился на самый пик Горы в обитель Ветров. Отыскав на вершине Царя Ветров, Петр заявил, что отныне ветры будут служить человеку. Разозлился Царь Ветров и подул изо всех сил. Петр незаметно вытащил из-за спины бычий пузырь, тот набрал воздух, и Петр оторвался от земли. Смельчак не испугался, а спустился с горы как-бы на воздушном шаре, умело им управляя. Понял тогда Царь Ветров, что люди обманули его, и смогли обуздать стихию. Гору с тех пор назвали в честь Святого Петра, который смог обуздать ветер и научил людей умело использовать его энергию.


Гора Ай Петри

Три способа попасть на Ай-Петри

  • на канатной дороге Мисхор - Ай-Петри (стоимость проезда в одну сторону - 65 гривень или около 8$, детский - 30 гривен)
  • на автотранспорте по крутой серпантинной дороге Ялта - Бахчисарай (цена зависит от типа транспорта и количества людей, в среднем - 50-100 гривень или 6-12$)
  • пешком по так называемой Мисхорской тропе (это самый сложный способ, подниматься придётся несколько часов).

Канатная дорога Мисхор-Ай Петри

Конечно, большинство туристов (и я не исключение) предпочитают вариант с канатной дорогой.
Подъём на Ай-Петри по канатной дороге длится около 15 минут. Перед ним люди заходят в кабинки по 40 человек, которые держатся на прочных стальных тросах. Во время подъёма на Ай-Петри захватывает дух и возникает удивительное ощущение, которое можно сравнить с замедленным полётом на самолёте, в то время как могучие сосны остаются всё ниже под вами. Постепенно начинает открываться волшебная панорама морского побережья и посёлков, а окружающая местность выглядит, как игрушечный макет на ладони. Во время подъёма или спуска предстоит один раз выйти из кабины и тут же перейти в другую на пересадочной станции, которая находится посреди горного леса и называется соответственно - Сосновый бор. Кстати, верхний участок пути уникален, ведь он - самый длинный в Европе безопорный отрезок канатных дорог, протяжённость его превышает полтора километра, а угол подъёма доходит до 46 градусов.

Чтобы воспользоваться канатной дорогой для подъёма на гору Ай-Петри, нужно приехать в Мисхор (это часть посёлка Гаспра), именно там находится нижняя станция канатного пути. Спуск в Мисхор осуществляется с Южнобережного шоссе. Если ехать из Ялты, то доехать к нижней станции канатной дороги можно на автобусных маршрутах 27 и 32.


Канатная дорога Мисхор Ай Петри

Чем заняться на Ай-Петри

Поднявшись на плато Ай-Петри на высоту 1153 метра, а именно там находится верхняя станция канатной дороги, можно прогуляться пешком на самую вершину горы - в геологический заказник "Зубцы". Посещение заказника платное и обойдётся в 20 гривень (2,5$). Называется он так, потому что верхняя часть Ай-Петри состоит из вытянутых острых скал в форме зубов разного размера.


Зубцы Ай Петри

На плато Ай-Петри находится много ресторанчиков и точек продажи сувениров и других вещей. Торгуют здесь, как правило, крымские татары.


Торговля на вершине Ай Петри

Кроме того, на Ай-Петри можно совершить прогулку на лошадях, или спуститься холодные пещеры.


Прогулки на лошадях на ай Петри

Где покушать на Ай-Петри

На самой вершине, около верхней станции фуникулера расположены целый ряд кафе и ресторанчиков. Там можно отведать вкуснейшие блюда местной кухни: лагман, шурпу, манты, плов, чебуреки, лепёшки. В ресторанах чебурек стоит 25 гривень (3$), лагман, шурпы, манты, плов - 35 (4$).

Самое популярное Кафе «Верхнее» - татарская кухня, с прекрасным видом на Побережье.


Ай-Петри зимой

Очень интересно на Ай-Петри зимой, когда плато горы покрывает снег. В этот период у подножия горы чаще всего тепло, погода осенняя, а вот у вершины и на плато - настоящая снежная зима с сугробами. В этом ещё одна уникальность данной горы: всего за 15-20 минут по канатной дороге (а работает она круглогодично) можно попасть из осени в зиму и наоборот. Ну не чудо ли?
Найдут для себя отдушину в зимний период на Ай-Петри и лыжники, ведь здесь есть несколько лыжных трасс разных уровней сложности, напрокат можно взять любые атрибуты для лыжников, работают бугельные подъёмники, всем начинающим предлагают свои услуги по обучению инструкторы. Везут к лыжным трассам от верхней станции канатной дороги на скоростном снегоходе - это ещё одна порция адреналина и ярких впечатлений, которую дарит Ай-Петри.

Пещеры на Ай-Петри

Чем ещё можно заняться на горе? Осмотреть пещеры, их тут около 300. Но три открытых для осмотра, и находятся они совсем недалеко от верхней станции канатной дороги, куда попадают туристы после путешествия вверх на канатке. Указатель к пещерам стоят на плоскогорье, метрах в 500 от верхней станции.


Одна из пещер называется Геофизическая, Трёхглазка, третья - Ялтинская.


В пещере Геофизическая

Пещера Трёхглазка известна тем, что там за зиму образуется толстенный слой льда, который не тает аж до середины лета. При этом, почти круглогодично в пещере держится постоянная температура - около 0 градусов. Это так необычно - попасть за несколько минут из летнего зноя в такой холод. Спуск в пещеру Трёхглазка осуществляется по металлической лестнице.

Спуск в пещеру


В Пещере Трехглазка

Находящаяся рядом пещера Ялтинская открыта относительно недавно - в 1997 году, она порадует взор загадочными многовековыми сталактитами, сталагмитами, другими натёчными образованиями и каменными цветами.


В Пещере Ялтинская

Посещение пещер на Ай-Петри платное, вход в каждую обойдётся в 5-7$ (около 50 гривен).

Ещё любопытный факт: вершина горы Ай-Петри признана самым ветреным и туманным местом в Украине, так, здесь более 200 туманных дней в гору, а сила ветра порой достигала 50 метров в секунду! Эффект туманности чаще всего образуют облака, которые свободно хозяйничают прямо на горе, проходя прямо здесь, на такой высоте. Находясь на Ай-Петри, можно попасть в самую середину тучи - это ещё одно чудо, которое совершается с теми, кто не побоялся взобраться на эту удивительную гору.

Нам же повезло, на небе не было ни облачка.


Экскурсии на Ай-Петри

В любом из южнобережных посёлков Крыма можно заказать экскурсию на вершину Ай-Петри с проездом по канатной дороге. При этом, вас привезут прямо к нижней станции канатной дороги в Мисхор, а группу будет сопровождать русскоязычный гид и рассказывать про гору, про связанные с ней легенды, про окружающую местность и про посёлки, виднеющиеся с горы во всей красе внизу у взморья. Средняя стоимость такой экскурсии - около 150-170 гривень (20$). Купить экскурсию можно в любом туристическом городке, например, на набережной. Как правило, продавцов экскурсий искать не надо, потому что они сами очень инициативные.

Все статьи по направлению Крым

Официальный сайт Канатной дороги Мисхор-Ай Петри

Гостиницы в Крыму

Забронировать отель в Ялте

Отели в Алупке: бронирование, отзывы

Южный берег Крыма – самое популярное место среди отдыхающих и туристов. Их привлекает жемчужина Крыма – Ялта, которую можно рассмотреть с высоты птичьего полёта, если подняться на возвышенность. Чтобы реализовать своё желание следует узнать — как добраться до Ай-Петри из Ялты и воспользоваться её площадкой обозрения.

Расположение Ай-Петри

Подняться на плоскую поверхность вершины горы, высота которой достигает 1 234 метра можно:

  • На фуникулёре;
  • На микроавтобусе;
  • На машине;
  • Пешим ходом.

Добраться до Ай-Петри можно маршрутным автобусом до населенного пункта Мисхор. От автовокзала Ялты рейсовый автобус преодолевает расстояние в течение получаса. Если решились доехать автомобилем, то следует ехать в сторону Симеиза. Ориентиром для поворота будет служить санаторий Узбекистан, там расположен указатель на Ай-Петри как добраться.

Подъём на Ай-Петри

Волнующие ощущения у человека вызывает движение фуникулёра на вершину Ай-Петри. Канатная дорога с самым длинным пролётом без опор в Европе, для удобства туристов на станции ожидания обустроены телевизорами, стендами с необходимой информацией. С её вершины открывается вид на такие достопримечательности окрестности как:

  • Ласточкино гнездо;
  • Гора Дива;
  • Гора Кошка;
  • Воронцовский дворец.

С вершины горы хорошо просматривается дорога, по которой можно рассмотреть — как добраться до Ай-Петри . заканчивается в 18-00, после этого времени не продаются билеты. Движение канатной дороги до вершины занимает не более пяти минут. Многие предпочитают выполнять подъём на автомобиле.

Покорять Ай-Петри на машине довольно увлекательно. Трасса на Бахчисарай проходит через хвойный лес, продолжительность маршрута займёт около 40 минут. На машине на Ай-Петри выполняют подъём только опытные водители, но самые смелые преодолевают расстояние и покоряют вершину пешим ходом.

Пешеходные тропы

Существует несколько пешеходных троп, которые используют для туристических походов:

  • Боткинскую;
  • Таракташскую;
  • Кореизскую.

Самая удобная тропа – это Кореизская, она выведет на плато.

Следует учесть, что на её вершине температура ниже на семь градусов, чем у подножья, также очень ветрено, поэтому необходимо запастись тёплой одеждой.

Плоская вершина позволяет разместиться торговым палаткам с сувенирами и изделиями их овечьих шкур, заведения с татарской кухней, продаётся крымское вино.

Особенным состояние становиться от горного воздуха, хвойных лесов, от вида моря, сливающегося с небом. Горных вершин, которые остаются внизу и окружают Ай-Петри.

Окрестности Ай-Пери

Возвращаясь с вершины можно посетить одно из теплых мест Крыма – Мисхор, который располагает удивительным парком. Парковая зона растянута вдоль берега, в ней насчитывается более трёхсот видов растений из разных стран. Привлекает туристов фонтан, также скульптура в море девушки – это русалочка.

На территории Мисхора располагается Юсуповский дворец, вокруг него расположен парк, который привлекает внимание не меньше, чем здание дворца. Вернуться в Ялту можно на рейсовом автобусе, они движутся с интервалом – один час.

До набережной Ялты из Мисхора организовано движение катером. Морская прогулка очарует красотой меняющихся пейзажей, со стороны моря видны горы утопающие в зелени и облаках. Если повезёт, то может удивить сопровождение катера дельфинами.

Также традиционно можно воспользоваться услугой такси. Какой бы сложной не была дорога на Ай-Петри, это путешествие оставит незабываемые впечатления, позитивный настрой на долгое время. Тот, кто познакомился с Крымом, будет возвращаться к нему всегда.

Отчет об экстремальном зимнем отдыхе – собрать полный багажник принадлежностей, надеть цепи противоскольжения и отправить на вершину Ай-Петри, чтобы дети покатались на санках.

Предисловие

Зима 2016-2017 выдалась удивительно снежной для Крыма. Серпантин на гору Ай-Петри постоянно накрывало то метровым слоем снега, то небольшими лавинами. В начале декабря 2016, согласно приказу Минтранса Крыма, проезд по дороге Ялта-Бахчисарай через гору Ай-Петри был разрешен лишь автомобилям категории М1, то есть повышенной проходимости. Чем мы не преминули воспользоваться.

Внимание! С 26 января 2017 года проезд через гору Ай-Петри вообще закрыли для всех категорий транспортных средств, кроме спецтехники. Запрет действует до 1 апреля 2017. Дорожная обстановка реально сложная, снегоуборочная техника не справляется.

Выбор маршрута и подготовка

Подниматься решили традиционным способом – со стороны Ялты. Эту дорогу периодически чистят, на плато расположена воинская часть, серпантин – единственная связь с большой землей.

Раньше это была единственная дорога, связывающая Ялту с Бахчисараем

Помня январский подъем на всесезонной резине (а точнее напряженный спуск по гололеду), решили в этот раз не рисковать. Воспользовались цепями. Автомобиль Ford Explorer 2010 г., резина BF Goodrich Rugged Trail T/A. Кроме цепей в машине крепкий трос, два домкрата, лопата, топор и некоторые другие принадлежности.

Посмотрели погоду на сайте, снегопад не предвидится. На форуме уже выложили вчерашние фото, снега достаточно. Судя по количеству автомобилей на плато Ай-Петри – наверх пускают. Что ж, поехали!

Подъем по серпантину

Погода от Ялты солнечная, доезжаем до поворота на Бахчисарай (начало серпантина), видим традиционную надпись: «Проезд до Бахчисарая через Ай-Петри закрыт». Это значит, что право проезда определит пост ГИБДД, расположенный сразу после места отдыха: «водопад Учан-Су».

По такой дороге можно ехать на всесезонной резине

Проехали пост ГИБДД. Сотрудники остановили машину, осмотрели колеса и сказали, что без цепей не пропустят. Я предъявил комплект цепей в багажнике, и мы поехали дальше. Дорога изрядно подтаяла (за бортом +1°С), местами проглядывал асфальт.

Солнце растопило часть снега

Солнце скрылось под сплошным слоем облаков. Через пару километров температура опустилась до -3°С, на асфальте появилась корка льда. Пора надевать цепи.

Цепи наделись легко, по инструкции на автомобиль, для них используется только задний мост. Передний привод у меня подключается либо автоматом, либо жестко.

«Оцепление» задних колес

Буквально через пару поворотов сплошной замерзший снег, на цепях Explorer гребет как танк. Ехать комфортно, постоянное ощущение безопасности.

Цепи – наше все!

Неожиданно пробилось солнце, но температурный режим не поменялся. Термометр показывал -6°С (высота по навигатору 900 м). Впереди небольшой замес из буксующего кроссовера и встречной легковушки. Уже собирались помогать буксирным тросом, но ребята справились самостоятельно.

На простой резине подниматься тяжело

Пробили облачный покров – чистейшее синее небо – красота!

Мороз и солнце, день чудесный

За каменным отбойником шикарный вид, как из иллюминатора самолета. Ровное покрывало из облаков, ощущение крымского лета. Температура за бортом -10°С.

Высота 1000 м, полет нормальный!

Последний прямой участок перед вершиной. Снег плотный, машина идет ровно, без заносов.

Укатанный снег 10 см толщиной

Вершина Ай-Петри

Стоило выехать на плато – мимо пронесся снегоход. На дорогу они не выезжают, носятся по целине.

Эй, товарищ! Обгон на этом участке запрещен!

Красота – аж дух захватывает. Яркое солнце, температура -11°С.

Южный берег Крыма может быть и таким

Останавливаемся на фотосессию. Пейзажи нереальные, раньше такие виды только в Сибири по телевизору видели.

Нетипичные крымские пейзажи

Рядом с нами остановился переднеприводный микроавтобус на потрепанной летней резине. Из него извлекли канистру бензина, и понесли к стоящему неподалеку заглохшему снегоходу. Очевидно это горные предприниматели, которые тут же и живут. Подняться на таком автомобиле по обледенелому серпантину – нереально.

Аборигены передвигаются на моноприводе

Решаем, куда ехать: на традиционное место отдыха возле станции канатной дороги или вглубь горного плато.

На заднем плане зубцы Ай-Петри, по центру – станция канатной дороги

Со стороны канатки идут люди, машины поднимаются с трудом, многие буксуют.

Укатанная дорога дается не всем

Все-таки едем на дикую смотровую площадку.

Отсюда открываются самые красивые виды

Центральная часть плоскогорья обещает не менее увлекательное путешествие.

На вершине расположен центр слежения за космическими объектами – некогда секретная воинская часть

Для оценки проходимости пробую съехать с укатанной дороги. Передвижение нереально – снега насыпало 20-30 см, ехать возможно только на гусеничном ходу.

Пашем целину – бессмысленное занятие

При этом на дороге такой же слой снега, и колеса не проваливаются. Настоящий зимник.

Укатанный снег на дороге

На колее можно спокойно ехать со скоростью 20-30 км/ч.

Едем на импровизированную смотровую

Остановившись на краю обрыва, любуемся потрясающими видами. Морское побережье и город-курорт Ялту не видно под плотным слоем облаков, но они там есть!

Облака до горизонта

Разворачиваемся назад, едем по укатанной двухполосной «трассе». Разве что разметки не хватает.

По такой дороге хочется ехать бесконечно

Дорогу обрамляют красавицы ели. Между прочим – краснокнижные, мы на территории заказника.

Просто красота, слова не нужны

Приезжаем в лыжный центр. Организован прокат саней, плюшек, лыжного снаряжения. Нам не нужно, санки лежат в багажнике.

Прокатная станция

Цены кусаются, поэтому обходимся своими санями по очереди. Лучшее детям, нам хватает свежайшего морозного воздуха.

Супруга тоже не против впасть в детство.

Есть подъемник бугельного типа, заядлые лыжники активно им пользуются. Но большинство туристов предпочитают традиционные виды отдыха – сани, снегоход.

Развлечения на любой вкус

Каждое дерево имеет уникальные природные украшения.

Смена погоды отпечаталась на соснах

Фотографируя сторожа-снеговика, обращаем внимание на стремительно удлиняющиеся тени.

Снеговик в естественной шубе

Пора собираться в обратный путь. Проверяем состояние цепей.

Цепи в порядке

Солнце стремительно садится, температура на плато опустилась до -16°С.

Закат на высоте 1200 м

Стоило доехать до начала спуска – пора включать фары. В горах темнеет мгновенно, поэтому фотографий на обратном пути сделать не удалось.

Итог

Сравнивая поездку на цепях с , можно сделать однозначный вывод: никакой полный привод не поможет на обледенелом спуске. Шипы или цепи – единственно возможный вариант в зимних горах.

Андрей Перов.