Камень янтарь — интересные легенды и свойства камня. Балтийское море: красоты северной природы Название литовской легенды о янтаре

Из всех милых сердцу камушков в мире, кроме разве коктебельских, - янтарь более всего «литературный». М. Шагинян

Упоминание о янтаре попадается в самых ранних литературных источниках. В «Одиссее» Гомера (VIII в. до н. э.) он встречается трижды. Описывая убранство комнат царя Менелая, Гомер называет наряду с золотом, серебром и слоновой костью и электрон (янтарь). В одной из песен поэмы бывший царский сын Эвмей рассказывает Одиссею свою историю. Родом он был с острова Сирия, где царствовал его отец. Жили они очень богато. В детстве Эвмея няньчила финикийская рабыня. Однажды к острову пристал корабль с финикийскими купцами, которые вступили в контакт со своей соотечественницей и пообещали взять ее с собой. За это нянька согласилась незаметно привести на корабль мальчика - Эвмея. Перед отплытием корабля к родителям Эвмея пришел купец, который «имел золотое на продажу монисто в янтарной оправе». И пока царица и придворные «рассматривали монисто, в руках его весили собственных и о цене торговались», нянька увела мальчика. В XVIII песне упоминается, что из 16 женихов, сватавшихся к Пенелопе во время странствий Одиссея, только один Эвримах смог преподнести ей «прекрасное монисто из золота чистого и зерен янтарных, сверкавших, как солнце». Заметим, что в те далекие времена в Греции еще ничего не знали о драгоценных камнях.

За 600 лет до н. э. знаменитый древнегреческий философ Фалес из Милета сообщал о свойствах янтаря притягивать мелкие тела после нагревания.

Ученые, писатели и поэты сложили немало фантастических историй и легенд о происхождении янтаря, написали о нем не одно художественное произведение. В самом начале нашей эры выдающийся римский поэт Публий Овидий Назон сложил прекрасный миф о Фаэтоне - сыне бога Солнца Гелиоса. Юноше захотелось покататься в солнечной колеснице отца, но слабые руки его не смогли сдержать огнедышащих коней, которые приблизились к земле так близко, что едва не сожгли ее. Разгневанный Зевс поразил Фаэтона молнией, и тело его упало в реку Эридан. Горько оплакивали Гелиады смерть брата. По воле богов они превратились в тополи, с ветвей которых капали слезы. Со временем слезы затвердели и превратились в кусочки янтаря. Течением реки их вынесло в море. Так в трагическом финале мифа объясняется происхождение янтаря.

В трудах последующих писателей версия Овидия несколько изменяется. Например, Хорес предполагал, что янтарь образуется на том месте, где стоит храм Фаэтона. Ктезий писал, что в Индии течет река, берега которой обросли тополями, выделяющими янтарь. Никий заключил, что солнце на закате оставляет в океане жирный пот, который и сбивается волнами в куски янтаря.

Упоминания о янтаре - «алатырь-камне» - довольно часто встречается в русском народном творчестве. В одной из былин говорится:

А кое море всем морям отец, И который камень камням отец? Ах, латырь-море всем морям отец, и латырь-камень всем камням отец!

Бел-горюч камень упоминается и в других памятниках русского народного творчества, сказах, заклинаниях. Известна легенда об острове Буяне, о волшебном алатырь-камне, излечивающем от болезни и наделяющем своего владельца даром бессмертия: «На море на Окияне есть бел-горюч камень. Алатырь, никем неведомый. Под камнем скрыта сила могучая, и силе нет конца; с-под него протекали реки, реки быстрые, по всей земле, по всей вселенной, всему миру на исцеление, всему миру на пропитание». В изустных преданиях нашего народа желтый алатырь-камень означает янтарь и соответствует солярному значению золота, от которого он унаследовал его благотворные и чудесные свойства. По-видимому, русский человек не мог представить себе крошечное ожерелье из янтаря и поэтому приписывал алатырю-камню громадные размеры. На том же камне на острове Буяне, по словам легенд, сидит молодец или красная девица. В легенде слышатся отзвуки языческого прошлого древних славян. Сказочный Буян - это остров Рюген в Балтийском море (в древности его называли Руян). До самого конца XIII в. там обитало племя балтийских славян. Наконец, в былине о Василии Буслаеве этот же алатырь-камень находится на Сорочинской горе в виде целой скалы.

Немало преданий о янтаре известно в Прибалтике, особенно в Литве с ее живописными, поэтическими пейзажами. Прекрасен Янтарный берег - побережье Балтики от курорта Паланга до поселка Янтарный. Глубоко вздыхая, студеное Балтийское море выбрасывает кусочки янтаря на песчаный берег. И чем круче волны, тем больше янтаря появляется на берегу... Путь янтаря из морской пучины на берег казался литовскому народу, которому еще не была известна тайна происхождения самоцвета, волшебным. Так родилась чудесная легенда: каждый выброшенный на берег кусочек янтаря - это свидетельство чистой и горячей, но вместе с тем трагической любви дочери моря богини Юрате и простого рыбака Каститиса.

Легенда гласит, что произошло это давно, еще тогда, когда бог Перкунас (Перун) был самым главным среди богов и богиня Юрате жила на дне Балтийского моря в янтарном замке. Случилось так, что красивый и сильный рыбак Каститис ловил рыбу прямо над крышей замка. Не внял он предостережениям Юрате. По-прежнему забрасывал сети в море. За смелость и красоту полюбила богиня Каститиса и увела его в свой подводный янтарный замок. Но недолгим было счастье влюбленных. Перкунас, узнав, что бессмертная Юрате нарушила закон моря, полюбив земного человека, своими молниями разрушил янтарный замок и приказал навечно приковать Юрате к его развалинам, а Каститиса повелел волнам укачать до смерти... С тех пор вечно рыдает по Каститису Юрате. И ее слезы в виде мелких кусочков янтаря, чистых и светлых, как любовь богини к рыбаку, море, тяжело вздыхая, выбрасывает на берег. А крупные куски янтаря - это обломки разрушенного Перкунасом замка.

Легенда о Юрате и Каститисе не знает старости и десятилетиями служит источником вдохновения для многих литовских поэтов, художников, скульпторов, композиторов. Поэт Майронис написал лирическую поэму «Юрате и Каститис»; композитор Груодис положил сюжет легенды в основу балета; художник Казимерайтис создал на эту тему красочный витраж; скульптор Гайгилайте воплотила легенду в романтической скульптуре «Юрате и Каститис», которая выставлена в Паланге недалеко от прибрежных дюн.

Способность янтаря обнаруживать после снятия с него выветрелой корочки зримые образы природных объектов и явлений послужила основой для латвийской легенды о голубой птице Гауе. Жила эта птица в лесной чащобе, куда не ступала нога человека, хранила она в своем гнезде янтарное ожерелье с удивительным свойством. Если посмотреть на него с одной стороны, можно увидеть поразительные по красоте города и незнакомые народы; с другой стороны просматривались лазурное море, изумрудные леса и высокие горы; с третьей - безграничная равнина, по которой текли чистые, как серебро, речки с золотыми песчаными плесами, расстилались безбрежные поля под голубым куполом неба; с четвертой - персиковые и оливковые рощи с благоухающими цветущими растениями и множеством певчих птиц. Не переставал удивляться красоте ожерелья и охотник Косо, выкравший его из птичьего гнезда по приказу короля далекой Тоскании. Косо поворачивал ожерелье - и все новые картины открывались ему. Но птица Гауя настигла вора, подняла его вместе с ожерельем в воздух, а затем, разжав когти, опустила в море. Охотник выронил ожерелье, и илистое дно немедленно засосало его. С того времени никто не видел ожерелья. Предполагают, что каждый его янтарик пустил в илистом осадке корни, и на этом месте выросло дерево. С хрустальных свеч, растущих на его ветвях, медленно стекают капли, похожие на слезы. Так дерево изливает свою тоску по Гауе, которая больше не показывалась в этих краях. Каждая капля, попадая в руки человека, превращается в янтарь. Гауя... Веками течет река под этим названием по живописным долинам Латвии. Красоту ее воспели поэты, запечатлели в картинах известные художники. Понятно, почему народ назвал голубую птицу именем красивейшей реки Латвии.

Согласно еще одной легенде, кусочки янтаря - это осколки Солнца. Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не удержало его, и светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы, на дне оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня...

Эти поэтические легенды о балтийском самоцвете многие, наверно, слышали от экскурсоводов во время посещения музеев янтаря в Калининграде и Паланге. Они непременно вспомнятся, если вы найдете на берегу моря кусочек янтаря, камня, в котором таится частица Солнца. Того самого, что озаряло нашу планету еще 40 миллионов лет тому назад.

О янтаре писали многие поэты. Еще Ломоносов перевел на русский язык слова римского поэта Марка Валерия Марциала, жившего вначале нашей эры:

В тополевой тени гуляя, муравей В прилипчивой смоле завяз ногой своей. Хоть у людей был в жизнь свою презренный, По смерти, в янтаре, у них стал драгоценный...

Пушкин, описывая столичный кабинет Онегина, обставленный -по последней моде, тонко подметил характерные черты того времени, воплощенные в предметах материального мира:

Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале...

В поэме «Демон» Лермонтов писал:

Всечасно дивною игрою Твой слух лелеять буду я; Чертоги пышные построю Из бирюзы и янтаря...

С янтарем сравнивала свою родину литовская поэтесса Саломея Нерис:

Маленький мой край - как золотая Капелька густого янтаря. Он блестит, в узорах расцветая, Льется в песнях, радостно горя. Янтари с лучами золотыми, Балтики прозрачную красу - О Литва, твое родное имя Солнцем крошечным в руках несу!

Янтарь воспевали в стихах В. Азаров, Н. Матвеева, Л. Озеров, В. Рождественский, А. Чиков, В. Реймарис и другие поэты.

В литературе часто встречается эпитет «янтарный» - синоним золотисто-желтого цвета.

Дайте мне дворец высокий И кругом зеленый сад, Чтоб в тени его широкой Зрел янтарный виноград, -

Пишет Лермонтов.

Образно сказал о янтаре известный литовский поэт Э. Межелайтис: «Мы... смотрим на огонек янтаря и видим контуры архитектурных сооружений... А иногда народные умельцы вытачивают в куске янтаря свой сон, свою песню. Будто города на дне морском, будто миры, залитые потоком солнца».

Янтарь - главный «герой» многих книг, брошюр, буклетов. Уникальна маленькая, карманного формата, прекрасная книга «Янтарный сказ». Она интересна не только цветными фотографиями изделий из янтаря и выдержками из произведений о «солнечном камне» Тацита, Ломоносова, советских поэтов, но и тем, что в корпус книги вмонтирован миниатюрный «аквариум» с кусочком янтаря.

В «Янтарной сказке» латвийского поэта И. Зиедониса рассказано о случайной встрече Человека и Крота. Крот был очень удивлен, узнав, что у человека нет ни кусочка янтаря, и пригласил его в подземную янтарную мастерскую. Здесь все мастера понимали язык самоцвета, поэтому, прежде чем взяться за работу, сначала советовались с ним, как лучше его обработать, где, на каком боку сохранить тот или иной блик.

Отдельные янтаринки сами решали, что больше им к лицу - металлический воротничок, деревянный ли кантик или серебряная цепочка. Поэтому даже самый заурядный янтарь вдруг поворачивался к людям самой лучшей стороной. Он начинал излучать такой теплый свет, что все восклицали: «Глядите, что за удивительный янтарь!». В сказке камень наделен всеми чертами человеческого характера - злыми и добрыми.

Когда Человек уходил из янтарной мастерской, Крот предложил ему взять что-нибудь на память. Человек выбрал янтарь - Любовь, такой камень, что ни в сказке сказать, ни пером описать! И стал янтарь всегда помогать Человеку. Если Человек устанет, самоцвет шепнет ему волшебные слова - и усталость как рукой снимет. И еще одним волшебным свойством наделен янтарь: в присутствии плохих людей он тускнеет, но зато среди добрых словно оживает, весь сияя...

Хорошо живется Человеку с его янтарем.

Среди всех камней, легенды о янтаре наиболее распространены, поскольку нет ни единой страны или местности, где бы не почитали магические свойства янтаря.

Какие только имена не давались янтарю: в Турции его называют «кехрибар», что в переводе значит «похититель соломы», в Германии - «берштейн», от слова «бренен» - «гореть», в Литве - «гинтарас», в Латвии - «дзинтарс», в Финляндии - «меркиви», что значит - «камень моря», в Белоруссии, Польше и на Украине он называется «бурштын».

Янтарь - один из самых первых драгоценных камней, известных человеку, поэтому существует огромное количество легенд о янтаре и в честности тех, что повествуют о его возникновении. Вот одна из таких легенд о янтаре, которую излагает древнегреческий писатель Софокл.

Однажды царь Калидона Эней, принося жертвы олимпийским богам, забыл принести жертву Артемиде. Богиня в гневе напустила на страну свирепого и грозного кабана, который крушил все на своем пути. Много горя и разрушений принесло это животное, ужас и страх царили в окрестностях Калидона. И тогда Мелегар, сын царя Энея решил спасти город от неуправляемого кабана. Он устроил засаду и убил страшное животное. Узнав это, богиня Артемида перенесла весь свой гнев на Мелеагра и чтобы погубить его, устроила распрю между жителями Калидона и соседнего с ним города Плеврона. Началась война. В пылу битвы Мелеагр случайно убил брата своей матери. Услышав эту новость, мать молит богов покарать ее сына за братоубийство, и Аполлон убивает Мелеагра. Сестры героя от горя превратились в птиц и долго оплакивали брата, а их тяжелые слезы падали на землю и превращались в янтарь.

Другой греческий писатель тоже считал, что легенда о янтаре указывает на то, что янтарь - это слезы, но не сестер Мелеагра, а гелиад - сестер Фаэтона - сына бога Солнца Гелиоса и нимфы Климены, горевавших по несчастному брату. Вот как звучит эта версия легенды о янтаре.

Многие годы Фаэтон просил отца дать ему свою золотую колесницу, запряженную четверкой золотых коней, чтобы проехать по небу и доказать, что он действительно сын великого бога. Гелиос все время отказывал: «Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. В начале дорога так крута, что и крылатые кони едва ее одолевают. Посредине же идет так высоко над землей, что и мною овладевает страх, а в конце так стремительно опускается, что без опытного управления конями колесница полетит и разобьется. Кроме того, дорога идет еще среди опасностей, ужасов и диких зверей. Если чуть отклонишься влево - можешь угодить на рога грозного тельца или попасть под стрелу кентавра. В правую отклонишься - станешь добычей ядовитого скорпиона или рака. Поверь, я не хочу твоей гибели». Но наступил день, когда отец все-таки уступил просьбам сына и разрешил тому прокатиться в своей колеснице. Но едва юноша вскочил на колесницу, как кони, почувствовав неопытного ездока, понесли быстрее мысли.

Далее легенда о янтаре повествует что Фаэтон испугался и, растерявшись, отпустил вожжи. Огненные кони, ощутив свободу, понеслись что есть мочи. Искры от их безумной скачки летели во все стороны. Они подожгли в нескольких местах небо и землю, вода в реках закипела, и богиня Земли Гея взмолилась, обращаясь к Зевсу-громовержцу с просьбой о спасении. Зевс внял мольбе Геи. Метнув сверкающую молнию, он разбил колесницу, и огонь погас. Огненные кони разбросали по небу осколки золотой колесницы. А Фаэтон, с горящими на голове кудрями, упал в воды реки Эридан. Но гесперийские нимфы не дали утонуть Фаэтону, они подняли тело несчастного и предали земле. Отец юноши - бог Гелиос в глубокой скорби закрыл свой лик и целый день не появлялся на небе, только огонь пожара освещал землю. Горько плакали безутешная мать и сестры-гелиады над погибшим Фаэтоном. Сжалившись над сестрами, боги превратили их в тополя. С той самой поры стоят плачущие тополя-гелиады, склонившись над Эриданом, а их кровавые слезы падают в студеную воду, где, остывая, превращаются в янтарь.

О происхождении этого минерала из слез говорит и древняя прибалтийская легенда о янтаре.

Жила в лесной чаще дивная птица Гауйя, хранившая в своем гнезде волшебное ожерелье из янтаря. Это ожерелье было волшебным: в нем можно было увидеть одновременно 77 чудес света. И вот однажды какой-то охотник, прослышав о диковине, решил его выкрасть. Много дней и ночей он искал гнездо Гауйи, немало часов провел в ожидании момента, когда птица покинет гнездо, и наконец был награжден за свое терпение. Ему удалось похитить прекрасное ожерелье, однако, когда охотник уже возвращался домой, Гауйя все же настигла вора. Она сорвала с него ожерелье, а самого сбросила в море, где он пребывает и по сей день, неутешно оплакивая свою печальную участь янтарными слезами.

Интересно, что происхождение янтаря с печальными событиями связывают и литовцы, согласно их легендам о янтаре он является осколком замка дочери морского царя. Вот как они рассказывают эту легенду о янтаре.

Одна их легенда гласит, что давным-давно молодой рыбак по имени Кастис увлеченно ловил рыбу на берегу моря. Ему так везло в ловле, что Юрате - дочь морского царя, повелела русалке сказать, чтобы парень прекратил ловлю, иначе он выловит всю рыбу. Русалка выполнила наказ Юрате, но Кастис не внял просьбе и продолжал рыбачить. Ничего не оставалось Юрате, как самой отправиться к непослушному и своенравному юноше. Так она и сделала. Но как только глаза их встретились, они настолько были поражены красотой друг друга, что тут же объяснились в любви. Это так не понравилось отцу Юрате, что он крутой волной убил Кастиса и разрушил янтарный замок своей дочери. Вот с тех пор в стонах моря слышен стон Юрате о Кастисе. Сотрясаются подводные глубины от ее рыданий и выплескивают на берег обломки янтарного замка.

За 3,5 тысячелетия до нашей эры украшения из янтаря носили фараоны и жрецы Египта. В египетских гробницах времен династии Древнего царства археологи нашли многочисленные амулеты и талисманы из янтаря, что указывает на то, что уж в те времена в легендах о янтаре присутствовали сведения о его мощной астральной энергетике.

В Древнем Риме из янтаря изготавливали броши, ожерелья, забавные фигурки всевозможных зверушек, статуэтки. Римский император Нерон очень ценил черный янтарь. Простолюдины же любили носить янтарные бусы. Янтарем также украшали ложа, из него делали сосуды, шары, которыми летом охлаждали руки.

Гунны и авары, германцы и скифы употребляли янтарь как меровую единицу наравне с солью и использовали для изготовления различного рода амулетов и украшений.

В Китае почитался янтарь вишневого цвета, то есть цвета «крови дракона», и его рекомендовалось носить представителям правящей династии. В этой стране янтарь называли «ху-по», что в переводе значит «душа тигра». Согласно китайским легендам о янтаре, душа тигра после смерти уходит в землю и превращается в янтарь.

В древнем мире большой популярностью пользовался янтарь с включением насекомых. Так, в начале нашей эры за янтарь, содержащий мушку, финикийские купцы платили 120 мечей и 60 кинжалов, а в начале XIX века янтарь с насекомыми был особенно моден во Франции и в России.

Но еще большей ценностью обладали кусочки янтаря с отдельными природными отпечатками, особенно когда они напоминали инициалы какой-нибудь выдающейся персоны. Из истории известно, что Фредерик Вильгельм I Прусский очень дорого заплатил торговцу за кусочек янтаря со своими инициалами.

Янтарь широко применялся в Киевской Руси и в древнерусских княжествах еще в домонгольский период. При раскопках в Новгороде археологи нашли мастерскую с заготовками янтарных украшений. Эти находки свидетельствуют о торговых связях новгородцев с Прибалтикой, захваченной в XIII веке крестоносцами, которые установили запрет на свободную добычу и обработку янтаря, сделав его предметом монопольного владения. Поэтому в XVI - XVIII веках балтийский самоцвет был доступен немногим, а в Россию попадал лишь в качестве дипломатических даров.

Археологические раскопки в разных частях земного шара подтверждают, что еще на заре культуры человек уже обрабатывал янтарь и использовал его в магических целях. Так, при раскопках поселений каменного века в Пруссии, Шлесвиг-Хольштайне и Дании были найдены куски необработанного янтаря с круглыми углублениями. По мнению Хорнса, данные углубления являются местом отдыха духа камня, и поэтому, возможно, янтарь использовали в качестве талисмана и амулета.

Некоторые исследователи считают, что русские легенды о янтаре указывают на то, что он и есть тот сказочный «алатырь-камень», который так часто упоминается в заговорах, былинах, сказках, легендах и поверьях. Об Алатырь-камне говорилось, что он «всем камням камень, всем камням отец и мать». Славяне воспринимали его как центр мироздания, пуп земли, наделенный различными сакральными, то есть священными и целебными свойствами. В фольклоре местонахождение камня неразрывно связывалось с островом Буяном, находившемся, как утверждают многие ученые, в Балтийском море, которое в древности называли Алатырским. Ореолом таинственности был окружен и сам остров, так как на нем находилось главное святилище славян-язычников. Поэтому согласно легендам о янтаре, янтарь с берегов Балтики считался волшебным, способным принести счастье, здоровье и удачу.

О том, что янтарь использовали в священных обрядах, говорит его северо-русское название - «морской ладан».

Янтарь широко применялся в Киевской Руси, что подтверждается многочисленными находками янтарных украшений при раскопках городищ Киева, Суздаля, Новгорода.

В августе 1963 года в Паланге, в бывшем дворце графов Тышкевичей был открыт музей янтаря. В его коллекции около ста янтарных изделий, среди которых экспонируются и запечатанные внутри янтаря насекомые, веточки растений, пауки и бабочки.

Но самым крупным музеем янтаря по праву считается музей, открытый в конце 1979 года в Калининграде, в котором выставлено свыше двух тысяч экспонатов.

Оружейная палата Московского Кремля располагает тридцатью янтарными изделиями, относящимися к первой трети XVII и середине XVIII века. Среди них янтарный посох, присланный в дар патриарху Никону герцогом Курляндии в 1658 году, янтарный кубок, подаренный князем Львовым царевичу Иоанну Михайловичу в 1635 году, и красивая янтарная кружка, преподнесенная литовским послом Станиславом Венявским царю Алексею Михайловичу в 1648 году. Но особой гордостью Оружейной палаты является янтарная ваза широкой цветовой гаммы красноватого, желтого, яично-золотого и воскового оттенков. На дне ее сделан подкладной рельеф, где сквозь прозрачную пластинку проступают силуэты двух мужских фигур, несущих на палке большую виноградную гроздь.

Бесспорно, самым великим и таинственным изделием из янтаря считается Янтарная комната. Ее история началась в 1701 году, когда прусский король Фридрих Вильгельм I после своей коронации поручил датскому мастеру Готфриду Туссо построить янтарный кабинет в Потсдаме. Восемь лет Туссо неустанно трудился. И наконец в 1709 году работа была закончена. Кабинет представлял собой сложную композицию из отдельных деталей площадью около пятидесяти пяти квадратных метров. Вся комната буквально светилась изнутри. Такого эффекта мастер добился тем, что под янтарные пластинки подложил листы серебряной фольги.

В 1712 году Фридрих Вильгельм I подарил Янтарную комнату Петру I, когда тот был в Берлине. Это чудо мастера Туссо сначала обрело пристанище в Зимнем дворце, но в 1724 году его перевезли в малый Зимний дворец. Когда же к власти пришла царица Елизавета, то по ее указу в 1755 году Янтарную комнату перенесли в Царское село (ныне город Пушкин). Здесь комнату слегка усовершенствовали - между янтарными панелями поместили двадцать два зеркальных пилястра. Работа длилась десять лет и была закончена в 1765 году.

В 1941 году Янтарная комната попала в руки немецких агрессоров и была перевезена в Кенигсберг (ныне Калининград). Весной 1945 года немцы демонтировали ее и спрятали в подвальчике ресторана «Блютгерихт». Последний раз ящики с панелями видели за три дня до штурма города советскими войсками, а именно - 6 апреля 1945 года. С того времени Янтарная комната считается утерянной.

© Святослав Горский

Читать также :

С тех пор, как люди научились использовать янтарь, – а это произошло как минимум 5-6 тысячелетий назад – неоднократно предпринимались попытки разгадать тайну его происхождения. И в научных трудах, и в произведениях устного народного творчества предлагались версии, по степени фантастичности порой не уступавшие друг другу. Давайте познакомимся с мифами и легендами, которые придумали древние греки и народы, населявшие побережье Балтийского моря.

Легенда о двух солнцах

Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжёлое. Однажды небо не удержало его и Светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы на дне, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня.


Легенда о птице Гауе

На берегу янтарного моря, в лесной чащобе, куда не ступала нога человека и звериный крик поглощали непроходимые заросли, на самой вершине разлапистого бука жила птица - Гауя. Так называется и река, протекающая на юго-западе Латвии.

Не известно, как за тысячи миль отсюда дошли в заморскую страну Тосканию слухи о птице в ярко -голубом оперении, но приплыл на паруснике к берегу янтарного моря охотник из далекой страны, чтобы убить птицу Гаую.

Хранила у себя в гнезде эта птица янтарное ожерелье удивительной красоты. Странники, попавшие с этих мест в Тосканию, рассказали королю, будто каждая пластинка обладает чудодейственной силой: посмотришь с одной стороны - увидишь затерянный мир с его народами, городами, животными. Глянешь с другого конца - лес, море, горы. С третьего - поля и равнины, небо, реки и по рекам лебеди плывут. Четвертой стороной повернешь - сады, персиковые деревья, тенистые дубовые рощи.


- Добыть янтарное чудо! - приказал король и снарядил в плавание своего лучшего охотника по имени Косо. Разыскал Косо то дерево, подстерег голубую птицу, и, когда та улетела к морю, выкрал ожерелье. Сел на парусник и отчалил, счастливый своей легкой победой. Уже в море он достал из -за пазухи трофей, стал рассматривать диковинку. И правда: куда ни повернет - новые картинки открываются ему, как будто каждый квадратик побывал в разных местах света и впитал виденное им.

Но в тот момент, когда вор охотник прятал находку подальше за пазуху, налетела Гауя и, вцепившись когтями в одежду, подняла королевского посланца в воздух.

- Что ты делаешь , - взмолился Косо, - я отдам тебе твою игрушку, только отпусти меня живым.

- Слушай, - отвечала ему птица Гауя, - твой король - вор, а ты воровской холоп. Вы решили выкрасть то, что вам не принадлежит. В твоей стране меня бы сейчас убили из лука. Но здесь другая страна и другие порядки. Бросай ожерелье и тогда я опущу тебя на парусник.

Услышав такие речи, приободрился Косо и стал предлагать выкуп. Тогда, не дослушав его предложений, Гауя сказала:

- То, что ты прячешь за пазухой, земля подарила людям. Это так. Но владеть тем даром велено не тому, у кого длинные, а тому, у кого работящие руки, кто сумеет добыть этот камень умом и трудом.

С этими словами голубая Гауя разжала когти и королевский посланник шлепнулся в воду. Ожерелье, хоть и не было тяжелым, а потянуло вора ко дну. Перепуганный Косо торопливо выбросил ожерелье и илистое дно тотчас окутало золотистый камень и засосало его. Выплыл разбойник, добрался до своего судна, влез на борт и, погрозив птице, направил парус на юг. Легкий бриз подхватил суденышко и помчал.


Король Тоскании был разгневан и посадил Косо на кол. Прошли годы. Много лет. На берегах янтарного моря поселились люди. Они пахали землю и жгли уголь. Море дарило рыбакам рыбу, а рыбачкам осколки камня - самоцвета. Из поколения в поколение переходила легенда о Гауе и Косо. Никто не видел янтарного ожерелья, не всплывало оно на поверхность. Но старики говорят, будто каждый янтарик ожерелья пустил корни в илистом дне и в этом месте выросло дерево. На его ветках растут хрустальные свечи. Они выделяют капли, похожие на слезы. Это дерево плачет по Гауе, оставившей навсегда эти места. И каждая такая капля, попадая в руки рыбаку или рыбачке, превращается в янтарь и рассказывает о странных мирах, которые видел янтарь и запомнил, чтобы поведать о них людям.

Легенда о Юрате

Давно это было, ещё тогда, когда самым главным среди богов был бог Перкунас (Перун), а богиня Юрате жила на дне Балтийского моря в янтарном замке. В небольшой деревне на берегу моря жил красивый и сильный рыбак Каститис. Когда выходил он в море ловить рыбу, красиво очень пел тогда свои песни. И слушала эти песни Юрате. Забрасывал свои сети Каститис прямо над крышей замка Юрате, предупреждала его богиня, но внял он её предостережениям.


За смелость, красоту и песни полюбила она простого смертного рыбака и забрала его в свой подводный янтарный замок. Но недолгим было их счастье - узнал Перкунас, что бессмертная Юрате нарушила закон моря, полюбив земного человека. Ударил он своими молниями в замок, разрушил его, а Юрате приказал навечно приковать к его развалинам. Волнам же повелел насмерть укачать Каститиса.

С тех пор вечно рыдает по Каститису Юрате и её слезы в виде мелких кусочков янтаря, чистых и светлых, как любовь богини к рыбаку, море, тяжело вздыхая, выбрасывает на берег. А крупные куски янтаря - это обломки разрушенного Перкунасом янтарного замка Юрате.


Древнегреческая легенда о Фаэтоне

Когда-то, давным-давно у Климены, дочери богини моря Федиты, был сын, которого звали Фаэтоном. Отцом его был сам Гелиос - бог Солнца. Многие не верили этому и уверяли, что Фаэтон - сын простого смертного. И тогда юноша решил пойти к Гелиосу и сам узнать правду. Бог Солнца принял Фаэтона в своем великолепном небесном дворце и утешил его, и сказал, что действительно приходится ему отцом. А в подтверждение этого предложил выполнить любое его желание, какое только вздумается.

И тогда Фаэтон попросил разрешения один раз проехать по небу на золотой колеснице Гелиоса. Отец его пришел в ужас от этой просьбы, ведь на его колеснице не мог устоять ни один из богов, даже сам Зевс. Он просил Фаэтона попросить о чем-нибудь другом, но юноша упорно стоял на своем. Отказаться от данной клятвы Гелиос не мог. Он выполнил все приготовления и еще раз попросил сына отказаться от своей затеи, которая грозила ему верной гибелью. Но Фаэтон не слушал, он уже схватил вожжи и, ликуя, устремился в небо на золотой колеснице, запряженной огненными конями. Но недолгим был восторг сына Гелиоса. Не хватило сил у него справиться с несущимися конями, и помчались они, не чувствуя крепкой руки хозяина, куда глаза глядят, сбившись с привычного пути. Слишком близко спустилась огненная колесница к земле, и пламя с нее стало поджигать земную поверхность: леса, поля, города. Реки и моря пересохли от жара. И тогда Гея, богиня Земли, обратилась к Зевсу с просьбой спасти хотя бы то, что еще осталось на земле не сожженным.

Услышал Зевс, посмотрел на то, что творится с Землей, и одним ударом своей молнии разбил огненную колесницу. Кони рванулись и разбежались в разные стороны. А горящий Фаэтон упал с неба в реку Эридан. Нимфы достали его тело и похоронили на берегу. Несчастная Климена долго искала своего сына. Найдя его гробницу, она горько плакала над ней, а вместе с нею плакали над могилой своего брата ее дочери - гелиады. Так они плакали долго и безутешно, пока великие боги не превратили гелиад в тополя. Но и в облике тополей продолжали они плакать, роняя капли смолы в воды реки Эридан. Капли от холодной воды застывали и превращались в золотистые, прозрачные кусочки янтаря...

С тех пор, как люди научились использовать янтарь, - а это произошло как минимум 5-6 тысячелетий назад - неоднократно предпринимались попытки разгадать тайну его происхождения.

И в научных трудах, и в произведениях устного народного творчества предлагались версии, по степени фантастичности порой не уступавшие друг другу.

Сейчас-то уже ни у кого не вызывает сомнений, что янтарь - это минерал органического происхождения, принадлежащий к типичным смолам, но далеко не сразу ученые пришли к единому мнению по этому вопросу.

Некоторые исследователи были убеждены, например, что янтарь - это затвердевшая нефть, другие склонны были считать его окаменевшим медом диких пчел. Высказывались также предположения, что это морская пена, застывшая под действием солнечных лучей, продукт жизнедеятельности лесных муравьев, загустевший «солнечный эфир», горное масло, земной тук... И так далее.

Гипотез существовало много, что неудивительно. Янтарь ведь не только на другие самоцветы совершенно не похож, но и сам по себе являл такое разнообразие форм, фактур, структур, размеров, демонстрировал такое богатство оттенков, обладал такими необычными химическими и физическими свойствами, что в прежние времена нередко ставил исследователей в тупик. И в самом деле - что это такое: в огне он горит, как уголь, потрескивая и коптя; при нагревании без доступа воздуха плавится; при трении электризуется; в соленой воде отдельные разновидности янтаря находятся во взвешенном состоянии - плавают. Наощупь камень кажется теплым. Вдобавок внутри некоторых кусочков янтаря можно увидеть самых разных насекомых. Как они туда попали? Ведь янтарь чаще всего встречается на морском берегу, а бабочки и мухи, как известно, в море никогда не водились...

Пока наука занималась поиском истины, кропотливо собирая доказательства, народ быстренько все объяснил чудесным, сверхъестественным образом.

Так всегда бывает: где бессильны разум и логика, появляется простор для творчества, начинает работать воображение. Орган, ведающий фантазией, особенно хорошо развит у детей и у молодых народов.

Поэтому все легенды о янтаре появились на заре цивилизации.

Прежде всего, сверхъестественными свойствами древние народы наделили сам янтарь. У некоторых первобытных племен изделия из янтаря использовались в магических обрядах. Янтарные амулеты носили, чтобы уберечься от болезней, от гибели в сражении. Люди верили, что янтарь «вытягивает» из организма болезнь и «притягивает» удачу - так же, как притягивает мелкие предметы, если его слегка потереть. Считалось, что украшения из янтаря отводят беду, ограждают от дурного глаза, приносят успех в любовных делах, делают человека сильнее и умнее...

Конечно, возможности янтаря здесь сильно преувеличены, но кое-что не отрицается и современной наукой.

Безусловно, янтарь благотворно влияет на нервную систему, его «солнечный» цвет приятен для глаз, а прикосновение к теплой гладкой поверхности не только доставляет удовольствие, но и помогает сосредоточиться, придает уверенность в себе.

Кроме того, говорят, что постоянное ношение украшений из янтаря улучшает самочувствие при заболеваниях щитовидной железы, снимает боль при воспалении суставов, отложениях солей.

А что касается легенд о янтаре, если на них внимательно посмотреть, то среди массы фантастических обстоятельств и подробностей иногда можно обнаружить и зерна истины.

Вот, например, древнегреческий миф о Фаэтоне (дошедший до нас в изложении римского поэта Публия Овидия Назона, родившегося в 43 году до нашей эры) однозначно указывает на растительное происхождение янтаря - задолго до того, как к такому же выводу пришли ученые.

Тема слез присутствует почти во всех легендах о янтаре. Нередко повествуется в них о трагедиях космического масштаба.
На мысль о драматических событиях, связанных с рождением янтаря, очевидно, наталкивала каплевидная форма некоторых кусочков природного камня.

Так, в трагедии Софокла (V век до н. э.) янтарь - это слезы о погибшем герое Мелеагре, ставшем жертвой материнского проклятия.

В литовской легенде о Юрате и Каститисе янтарные слезы проливает морская богиня, оплакивающая своего возлюбленного.

Во всех легендах янтарь - это весточка из прошлого, хранящая в себе некий тайный смысл. Прочесть «послание» пытаются многие - и каждый народ делает это по-своему.

На Руси янтарь назывался «Алатырь» или «латырь-камень». «Бел-горюч камень алатырь», лежащий «на море Окияне, на острове Буяне», упоминается и в народных песнях, и в сказках, и в старинных заговорах. При этом «горючесть» янтаря, то есть способность к горению, подчеркивается как одно из его характерных свойств.

Есть у русского народа и сказка-притча про певучий камень, услышать который способен только человек с чистым сердцем.

А прибалтийская легенда о птице Гауе связывает происхождение янтаря с преступлением, на которое толкнул своего верного слугу жестокий король заморской страны.

Поэтическое восприятие фактов и явлений бытия, мифологизация действительности, присущая древним народам, предшествовала научному познанию мира.

В преображенной, мифологизированной форме устные предания сохранили и пронесли сквозь века информацию о реальных событиях, донесли до нас древнее знание, нередко опережавшее и предвосхищавшее дальнейшие направления научного поиска.

Легенды о янтаре неизменно связаны со слезами и вызывают печаль. Например, легенда о Фаэтоне, сыне Гелиоса и Фетиды. Началось всё с того, что сын Зевса надсмехался над юным Фаэтоном, не веря в то, что он сын великого божества. В слезах и отчаянии пришёл Фаэтон к Гелиосу. Тот подтвердил, что является отцом Фаэтона и в доказательство разрешил просить всё что угодно. Среди всех земных, небесных чудес и соблазнов Фаэтон попросил право управлять огненной колесницей. Долго Гелиос отговаривал сына, рассказывая о тяжком пути, пролегающем высоко над землёй, круто поднимающемся вверх и резко бросающемся вниз, о страшных небесных чудищах и норовистых конях. Фаэтон был непоколебим.

И вот он в колеснице, находится в радостном предвкушении путешествия по небу. Но всё оказалось не так прекрасно, как представлял себе Фаэтон. Лошади, почувствовав слабину в руках наездника, понесли, сбились с пути и хаотично скакали по небу, то поднимаясь выше звёзд, то опускаясь до самой земли. Горели прекрасные города, леса, поля, океаны, реки и озёра вскипали, нимфы разбегались в ужасе, всё живое гибло и страдало. Сам Атлас пошатнулся, грозя уронить небосвод и обрушить небесное царство. Боги взмолились перед Зевсом, опасаясь, что планета снова повергнется в хаос. Зевс потушил пламя, а колесницу и коней Гелиоса разметал по небу. Обгоревший Фаэтон упал с неба на землю и погиб. Его безутешные мать и сёстры долго рыдали над ним, пока боги не превратили их в деревья. И после этого они продолжали ронять тяжёлые слёзы в океан, капли застывали и превращались в прекрасный камень.

А вот литовская легенда. На берегу Балтийского моря жил сильный и красивый рыбак Каститис. Однажды вышел он ловить рыбу. Раз за разом он закидывал сети. Это не понравилось богине Юрате, которая жила в водах этого моря. Она послала русалок к рыбаку с просьбой не портить, не мутить воды. Рассмеялся рыбак и продолжил. Богиня рассердилась и сама приплыла к нему, но покорилась красотой юноши и его песнями. Она нарушила закон, поддалась очарованию человеческого счастья и унесла рыбака с собой на дно. Влюблённые восхищялись друг другом, они поселились в янтарном замке и мир перестал для них существовать, а время остановилось. Только счастье началось, тут же и закончилось.

Об этом узнал верховный бог Перкунас. Он рассердился и решил наказать ослушавшуюся богиню. Он разрушил замок,рыбака убил, а Юрату приковал золотыми цепями к скале над телом убитого Каститиса. Горюющая богиня до сих пор оплакивает свою любовь. Слёзы застывают в воде и превращаются в камень янтарь, а вода выбрасывает на берег осколки замка и капельки слёз.

Печальные истории связаны не с тем, что этот камень вызывает у людей грусть или приносит несчастья. Напротив, радостный жёлтый свет, похожий на солнечный, и тёплая поверхность скорее вызывают добрую улыбку.

Дело в том, что долго его происхождение оставалось загадкой, он удивлял своими особенностями. Внешне напоминает камень, но его свойства были абсолютно другими. Смущали и застывшие в толще камня насекомые. В разные времена были такие теории: застывшая нефть, мёд, морская пена, загустевший солнечный свет, горное масло и прочее, прочее.

Пока учёные строили догадки и предположения, народ сочинял сказки. Удивительно, но простые люди, создавшие легенды благодаря интуиции и фантазии, оказались ближе к разгадке тайны, чем учёные мужи.

Камень янтарь – это действительно слёзы деревьев. Много лет назад по всей земле древние деревья источали смолу. Это защитная реакция на раны, нанесённые непогодой или животными. Живица закупоривала повреждения и гниение не происходило. Слои смолы натекали друг на друга, пленяли прилипших насекомых, травинки, хвою. Накопленные натёки затвердевали на солнце и падали вниз.

Дальнейшую судьбу определяла среда, в которую он попадал: была ли это почва или вода, или болотистая местность. В почве, где достаточное количество кислорода живица темнела, затвердевала, превращаясь в плотный камень. В заболоченных участках смола оставалась более хрупкой, но под воздействием азотистых соединений она приобретала зеленоватый оттенок. Если среда богата железом, то янтарь приобретал красноватый цвет.

Обработанные янтари украшали регалии египетских правителей и европейских королей. В некоторые времена из янтаря вытачивались линзы, которые улучшали зрение состоятельных представителей знати.

Позже люди научились склеивать янтарь. Обработка камня вышла на новый уровень. Из него стали делать шкатулки, вазочки, посуду, часы, инкрустировать трости, посохи, мебель.

Одно из самых замечательных произведений искусства из янтаря – петровский кабинет, полностью отделанный этим солнечным камнем. В Великую Отечественную войну янтарная комната была утеряна. Много лет и сил было потрачено на её поиски, но всё бесполезно.

Физико-химические свойства

Янтарь своими качествами не похож ни на один другой камень, что обусловлено его органическим происхождением.

Свойства янтаря описаны в таблице:

Самой известной областью применения является ювелирное творчество. Из янтаря делают практически все виды украшений: бусы, броши, перстни, ожерелья, подвески, фигурки, шкатулки.

Некондиция и отходы ювелирного янтарного производства: пыль, лом, крошка идут на приготовление янтарных кислот, канифоли и масла. Эти вещества применяются для приготовления парфюмерии, лекарств и лакокрасочной продукции.

Поскольку янтарь практически не проводит электричество, его долго использовали как изолятор, пока на смену не пришёл фторопласт.

Разработка месторождений янтаря

Образование янтаря велось 102 миллиона лет назад. За это время деревья производили живицу, которая попадала в благоприятные для образования камня условия. Получается, что на земле несметные залежи янтаря. Учёные подсчитали, что теоретически можно добывать тысячи тонн в год. Но на практике так не происходит. Янтарь находится глубоко, разработка его будет нерентабельна. Да и сам материал не отличается стабильностью. Высокая температура и давление действуют разрушительно. Нередко океан делает людям подарки, размывая породу и вместе с ней янтарь. Поскольку он легче воды, волны выносят его на берег.

Почти весь мировой янтарь добывают в Прибалтике и на смежных с ней берегах Северного моря. Это жёлтые, иногда с коричневой окраской камни, реже с оттенком зелёного. Это относительно молодой янтарь. Его возраст не превышает 40 миллионов лет. По качеству схож с балтийским янтарь родом с Украины. Его добывают близ Ровно. Раньше даже считали, что они имеют одно происхождение и в Украине он оказался благодаря движению ледников. Но учёные, изучив, насекомых в украинском янтаре, пришли к выводу, что образование шло в той местности, где его находят.

Самые старые янтари находят в Ливане и на Таймыре. Им больше 100 миллиона лет. Интересные по цвету камни находили на Сицилии и Саксонии. Эти экземпляры отличаются насыщенным красным цветом.

Разновидности янтаря

В классификации янтаря есть сложности. Он встречается всех расцветок и при этом бывает прозрачный и непрозрачный, с включениями и без. Минерологи, геологи, коллекционеры, ювелиры – все составляют свою классификацию. А ещё в каждом виде выделяются подвиды и разновидности. Самой распространённой и общепринятой классификацией является деление по месту добычи.

Здесь также есть свои сложности. В разных регионах янтарь образовывался из разных видов древесины и образовывался под воздействием разных факторов. Например, долгое время доминиканские янтари, образованные смолой бобовых деревьев к янтарям не относили, называя копалами. Точку поставили немецкие биохимики, призвав считать янтарём любую окаменелую смолу старше одного миллиона лет.

Итак, янтари делятся на:

  • балтийский;
  • украинский;
  • доминиканский.

Самый многочисленный янтарь из Прибалтики подразделяется на подвиды:

  1. Сукцинит. На его долю приходится 98% добытых в Прибалтике камней. Это смола Pinus succinieferra, вымершего хвойного дерева, родственника сосны. Отвердение шло в бескислордной среде.
  2. Геданит или гнилой янтарь. Происхождение – та же сосна, но условия образования отличались, отсюда отличия внешнего вида. Такой камень имеет грязный землистый цвет со следами окислов.
  3. Стантиенит или чёрный янтарь. Чтобы образовался этот камень, живице надо было попасть в среду, содержащую много железа. Это же привело к его хрупкости. Учитывая это, камень встречается редко или разрушается в процессе добычи.
  4. Глессит. Сукцинит, загрязнённый примесями.

Сукцинит в свою очередь делится на сорта:

  1. Кляр. Прозрачный .
  2. Бастард. Полупрозрачный из-за включений пузырьков воздуха. Напоминает засахарившийся мёд.
  3. Флом. Содержит больше воздуха, чем бастард. На поверхности образуются разводы, напоминающие картины.
  4. Кнокен. Более половины камня составляет воздух. Такая разновидность напоминает слоновую кость.

Последние разновидности встречаются реже, поэтому стоят дороже.

Изделия и цены

Так дорого как сейчас янтарь ценился только в древнем Египте. Тогда это было обусловлено тем, что он долго и сложно доставлялся. Сейчас это маркетинговый ход. Вокруг янтаря раздулась шумиха, слухи, домыслы. В головы людей вкладывается мысль, что без янтаря им не обойтись, а высокая цена – это показатель качества. Он стал невероятно популярным и вместе с тем дорогим. В спрос вмешался и китайский рынок, который может вместить в себя всю мировую добычу янтаря.

В советские временя янтарь был одним их самых доступных украшений. Из него делали поделки, фигурки, почти у каждой красавицы были тяжёлые янтарные бусы, перстень, серьги и брошь. Это советское богатство ценится и сейчас. Его готовы покупать за баснословные деньги. С 2000 до 2010 годов цены на янтарь выросли на 900%. Дешеветь он не собирается.

Это не значит, что изделия с янтарём невозможно купить простому рабочему человеку. Цена зависит от оправы, способа обработки, качества камня. Бусы из галтовки стоят примерно 60$. Бусы из полированных шариков дороже – от 200$, поскольку на полировку ушло больше камня, больше получилось отходов, и качество сырья было выше.

Литые массовые изделия в серебряной оправе штампуются в больших количествах и стоят не дорого. Ручные дизайнерские украшения стоят в два или три раза дороже.

Инклюзы, камни с включениями насекомых или растений, — отдельная тема. Цены на них устанавливаются индивидуально в зависимости от красоты, выразительности и размера включения. Самые интересные образцы расходятся по музеям и частным коллекциям. Рынок переполнен подделками, поэтому стоит много раз подумать перед покупкой.

Магические свойства янтаря

Он не применяется в чёрной магии. Солнце разрушает любое порождение зла и тёмных мыслей. В древности верили, что это излечение от всех болезней. Янтарный .

Главное магическое свойство камня – отводить сглаз и порчу. Аура камня настолько сильна, что человек находится будто под куполом, под который не сможет залететь ни одно дурное слово или мысль.

Чтобы магические свойства не угасали, его надо своевременно подзаряжать под лучами солнца. Не реже раза в месяц ему нужно показывать рассвет.

Ещё одно свойство камня – стабилизировать нервное состояние, очищать мысли и душу от грусти, негатива, лечить от стрессов. Для этого необходимо некоторое время сосредоточенно смотреть на солнце сквозь камень. Эффект будет заметен в течение первых минут.

Считается, что янтарь подойдёт любому знаку зодиака. Действительно, негативного воздействия янтарь не оказывает. Все люди разные и талисман может усиливать или ослаблять черты характера, которые в этом не нуждаются. Лучше, чтобы амулет сам выбрал хозяина. Это будет заметно по еле ощутимым вибрациям воздуха, самочувствие и настроение сразу улучшится после встречи со своим талисманом.

Астрологи уверены, что лучшее сочетание знака зодиака и камня – весы и янтарь. Для лучшей работы амулета необходимо использовать не украшение, а сырец.

Знаку зодиака скорпион тоже лучше взять камень без оправы, лучше всего с инклюзами. , светлые оттенки, водолеям лучше всего использовать ювелирные украшения с множеством мелких камней.

Лечебные свойства

Целебная сила янтаря доказана. В камне содержится янтарная кислота. Она становится участником кислородного обмена, что способствует росту клеток. В древности им чистили зубы, принимали как лекарство от желудочных болей, им заживляли раны.

Жрецы и другие служители культа, воскуривавшие фимиам не болели. Может быть, это проявление святости, божественная сила, снизошедшая на человека, а может действие сожженного янтаря.

Применение янтаря:

  • очищает кожу от прыщей и гнойников;
  • избавляет от лёгочных заболеваний, в том числе астмы;
  • очищает сосуды;
  • предотвращает выкидыш;
  • повышает тонус организма;
  • нормализует работу сердца;
  • восстанавливает нервные связи.

С распространением табака появилась вера в то, что янтарный мундштук нейтрализует никотиновые яды.

Как отличить подделку

Любой дорогой камень подделывают. В случае с янтарём мошенники особенно изобретательны. Но у натурального камня есть ряд свойств, которые безошибочно помогают вычислить фальсификат:

  1. Равномерная окраска говорит об искусственном происхождении. Натуральный имеет переходы цвета.
  2. На ощупь тёплый.
  3. Не имеет большой плотности, поэтому даже крупные изделия весят немного.
  4. Ногтем натуральный янтарь процарапать невозможно, но ножом или иглой это получится сделать. На месте повреждения образуются сколы и крошки.
  5. После трения притягивает шерстинки и мелкие бумажки.
  6. При небольшом нагревании пахнет смолой.
  7. Горит с образованием чёрного дыма.
  8. Устойчив к спирту и эфирным маслам.

Янтарь – подарок природы, . Он красив и благодаря своим особенностям может стать не только украшением, но и лекарством. Его свойства отгонят не только хвори, но и наговоры злых людей.