Монастырь гегард, вырубленный в скале находиться недалеко от поселка гарни в армении. Гегард: каменное царство, где гостит Бог История монастыря Гегард в Армении

Храм Гарни - языческий храм, построенный в первом веке в Котайкской области, рядом с селом Гарни. Считается, что он был посвящен богу солнца Митре. Храм построен из базальтовых блоков, которые скреплены между собой штырями и скобами. Величественность и торжественность зданию, выстроенному в эллинистических архитектурных формах, придают 9 больших ступеней высотой 30 сантиметров. Это единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. В 1679 году храм пострадал от сильного землетресения, а при советской власти, в 70ых годах был восстановлен.
Все Армянские монастрыти уникальные - по всей стране вы не найдете идентичных. Так и Гегард - монастырь, ветасанный наполовину в толщие скалы. Монастырь был основан примерно в 4 веке. Находится в 6 км от храма Гарни и как правило во всех экскурсионных маршрутах посещается одновременно с языческим храмом. Полное название монастыря - Гегардаванк, по-армянски это переводится как "монастырь копья". Гегард и Гарни является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Крепость Гарни́ находится в 28 км от Еревана в Котайкской области, в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. В центре крепости возвышается одноименный храм.

Языческий храм в Гарни — самый известный памятник эпохи язычества и эллинизма. Cооружен в эллинском стиле в 1 веке армянским царём Трдатом I и посвящен богу Солнца Митре.

По сторонам лестницы находятся пилоны, украшенные рельефами атлантов. Резьба по базальту говорит о прекрасной работе армянских мастеров. По своей форме храм представляет прямоугольный зал с портиком, окруженный снаружи колоннами.

Правители Армении разных времен очень любили это место — как за отличное неприступное расположение, так и благодаря потрясающему климату. На протяжении многих лет Гарни был официальной летней резиденцией царей. Позднее храм остался цел даже несмотря на принятие Арменией христианства в 301 году.

Внутри храма находилось святилище в центре которого стояла статуя бога солнца.

Рядом с храмом находятся руины фундамента бывшей церкви. Ее пока не восстановили:)

Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, по дну которого проходит глубокое ущелье, а отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом.

Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине 8 века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни , впоследствии ставшей Ереваном.

И заключительное место зимнего путешествия - монастырь Геград, расположенный в 6 км восточнее от Гарни. На попутном такси едем к цели. По - дороге пришлось буквально протискиваться через поток овец.

Более полное название монастыря - Гегардава́нк, дословно — «Монастырь копья». Название происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.

Самая уникальная особенность монастыря - он расположен в горном ущелье и практически весь высечен в скалах. Высеченные в скале помещения освещаются с помощью специальных отверстий в вершинах каждого из них.

Кельи.

На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары — традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами , которыми богато украшены внутренние и наружные стены (каменные плиты с растительными или геометрическими орнаментами).


Во время правления династии Багратуни Айриванк пережил трагический период, когда арабские войска по приказу полководца Насра в 920-х годах разграбили монастырь и разрушили его. Впоследствии монастырь был восстановлен и окружен защитными стенами, которых сохранились и до наших дней, но многочисленные монускрипты монастыря были утеряны навсегда.

Хотя обнаруженные надписи были сделаны еще в 1160 г., основной монастырский комплекс Айриванк фактически относится к 13 в. Период расцевета монастыря начался только после освобождения Армении от сельджуков Закарянами.

В конце 13 в. монастырь гордился своим развитием не только благодаря покровительству княжеской семьи, но и как основное место паломничества, так как здесь хранилось легендарное копье Святое копье, которым римский легионер пронзил распятого христа. Вседствии этого монастырь прозвали Гегардаванк ("Монастырь копья"). Другой реликвикй там же является деревянный франмет Ноева ковчега.

Монастырь был разграблен монголами, а затем и тимуридами. Гегард, как и Гарни, частично пострадал от землятресения в 1679 году, но был восстановлен и служил летней резиденцией армянских католикосов (высший сан армянской апостолькой церкви).



Часть храмов монастырского комплекса наполовину выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса.



Алтарь.

Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое как и монастырский комплекс включено в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

На этом заканчиваю цикл обзоров про Армению. Надеюсь вам было интересно:)

Конец.

Цикл обзоров про зимнее путешествие по Армении:

В зеленом, полном буйной растительности, ущелье горной речки Гохт спрятался монастырский комплекс Гегард — старинное архитектурное сооружение, подобных которому нет больше в Армении, да и, пожалуй, во всем мире. Монахи стали селиться здесь еще в VI веке, используя огромные пещеры в качестве скромных жилищ. Теперь монастырь Гегард – одна из самых известных достопримечательностей страны. Сюда съезжаются не только верующие, но и просто люди, желающие увидеть ожившую историю, прикоснуться к древним камням. О Гегарде в Армении знает каждый житель, а живительный родник на территории комплекса славится вкусной, прохладной водой.

История появления сооружения напрямую связана с родником, который до сих пор угощает вкуснейшей водой. Давным-давно, в VI веке сюда пришли монахи и, найдя источник, обосновались в пещерах вокруг него. Истинно верующим людям, отдавшим себя служению богу, многого не нужно. Кельи монахов располагались прямо в пещерных образованиях. Так появилась обитель Айриванк («пещерный монастырь»). Когда же случалось обороняться от врага, она превращалась в укрепленную скалистую крепость, защищающую страну.

Через какое-то время пещерную обитель разрушили арабы. Вновь монастырь Гегард возродился в XIII веке, когда сюда, прямо в вырубленные в скале келья, привезли копье. Именно им было пронзено сердце Иисуса Христа на Голгофе. Ценный артефакт сейчас находится в другом месте. Копье выставлено в музее кафедрального собора Эчмиадзин, однако название монастыря так до сих пор и осталось – Гегард, или, если использовать более полный вариант, Гегардаванк, «монастырь копья».

На сегодняшний день это – внушительный комплекс, большинство сооружений которого находится в скале. Он входит в список объектов всемирного наследия, составленный ЮНЕСКО, и является одной из главных гордостей армянского народа. Построенный в 1215 году, храм поражает не только туристов, но и местных жителей. Особенное впечатление производит наскальная каменная резьба и игра света, делающего помещения еще более таинственными и величественными. Многие, побывавшие здесь, утверждают: монастырь по-мужски суров, сдержан и в то же время необычайно красив. Созданный на основе пещерных келий в XIII веке, Гегард сохранил свое очарование, поражая сочетанием живописных окружающих видов и суровых, вырубленных прямо в камне, жилых помещений монахов.

Гегард: план помещений монастыря

Как уже говорилось выше, название комплекса происходит от копья, пронзившего сердце Спасителя. Правда, если вы хотите увидеть великий артефакт, ехать придется не в Гегард, а в Эчмиадзин, именно там хранится реликвия. Но и в монастыре копья тоже есть, на что посмотреть, и где прогуляться.

Весь комплекс состоит из:

  • небольших пещерных келий, вырубленных непосредственно в скалах;
  • служебных построек, состоящих их одно- или двухэтажных зданий;
  • главной и, как правило, особенно почитаемой церкви – Катогике;
  • таинственной церкви со священным родником, вырубленной в камне;
  • пещерной церкви Богоматери, а также усыпальницы Прошьянов, которая была высечена в 1283 году.
  • и ряда других сооружений.

Наибольший интерес для туристов, конечно, представляют помещения, вырубленные непосредственно в толще скалы. Они созданы на основе уже существовавших тут некогда пещер, которые монахи расширили и более приспособили для жилых комнат – келий. Для удобства ориентирования на территории комплекса предлагаются специальные схемы расположения этих жилищ.

Территория монастыря Гегард

Нельзя приехать в Гегардаванк и не осмотреть всех его достопримечательностей. Тем более что территория ущелья реки Азат сама по себе сказочно прекрасна, и в этом уникальном месте расположился монастырский комплекс. Здесь все дышит умиротворением и тишиной. Посетив монастырь Гегард, помимо церкви с родником и келий монахов, обязательно сходите в другие помещения, создающие единый ансамбль.

Церковь Катогике или Катохике

Традиционно – главный храм на территории любого армянского монастыря. Здесь она выстроена напротив одной из самых неприступных гор Кавказа. Выполненная в виде равноплечего креста, с куполом на квадратной основе, церковь создает впечатление сурового, но в то же время красивого здания, предназначенного для служения богу – и ничего более.

Усыпальница Прошьянов

Находится в восточной части Авазана, второе название – Жаматун. Тут удивительны наскальные изображения в виде мифологических и реальных животных, наводящие на мысль, что они представляют собой герб известно княжеского рода Прошьянов. Когда-то именно эти великое семейство оказало помощь в постройке сооружений, а потом навек нашло покой в его стенах. Считается так же, что изображения человеческих фигур в длинных одеяниях, с нимбами на головах символически представляют членов высокородной фамилии.

Скальная церковь Авазан

Самая первая церковь на территории монастыря, расположенная прямо в скале. Если перевести ее название на русский язык, получится «водоем», и правда, именно там находится священный родник. Строение загадочное, наполненное игрой света и тихим журчанием горной воды. Высеченная еще в 1240-м году, она до сих пор поражает красотой и сдержанностью архитектуры.

Гавит

Гавит – помещение, служившее для хранения одежды священников (риз), а также различных собраний и обучения новоприбывших послушников. Кроме того, именно тут принимали паломников со всего мира, проводили долгие беседы, раскрывающие смысл служения богу, помогали понять собственную душу и ее метания. Гавит монастыря Гегард находится в западном направлении от Катогике.

Верхний жаматун

Находится уже на втором уровне строений, в северном направлении от Усыпальницы Прошьянов и высечен в скале в 1288 году. Главная особенность: именно здесь расположены гробницы Мерика и Григора, известнейших князей. По преданию, тут нашли упокоение и другие принцы Армении, но впоследствии их гробницы исчезли. Верхний жаматун Гегарда отличается звонкой, громкой акустикой.

Также на территории монастыря расположились традиционные армянские хачкары, часовня Григория Просветителя и другие исторически и культурно значимые сооружения.

Как доехать до монастыря Гегард

Гегард находится на расстоянии примерно 40 км от Еревана. Правда, общественный транспорт сюда не отправляется, но можно доехать на такси или в составе экскурсии. Дорога к монастырю отличается живописностью и тоже дарит яркие впечатления если вы возьмете в аренду автомобиль или машину с водителем.

Привет, друзья! Если вдруг вам интересно, как у меня дела в настоящее время, то все просто замечательно. Вторую половину августа провела в Одессе и ее окрестностях. На носу моем очков не было, но осень в душе стояла беспросветная, несмотря на +30 и круглосуточное наличие моря. Но вот уже в течение нескольких часов ситуация прямо противоположная. На улице +18 и желтые листья, а в душе нескончаемое лето, птички и бабочки. За последние сутки пережила два обыска, была принята за цыганку, мерзла, скандалила, смеялась и ела драники с рыбой, а теперь дышу воздухом родного города. Я дома, господа. Наконец-то я снова дома. Скоро будут рассказы про приключения в Украине, а пока снова про Армению.

Как я уже писала в предыдущем посте, одним солнечным утром мы c Катюшкой отправились в , откуда открывается потрясающий вид на гору Арарат, после чего неожиданно вернулись автостопом в Ереван и уже в 2 часа дня были на столичном вокзале в районе Килики, готовые к новым приключениям. Решаем ехать в город Гарни и смотреть на монастырский комплекс Гегард, высеченный в скале.

На вокзале в Ереване в районе Килики узнаем, что маршрутки в Гарни ходят только до обеда, поэтому нам нужно на другой конец города к другому вокзалу в районе рынка Массив. Садимся в автобус, едем. И снова никто не хочет брать денег. Наконец-то находим нужную маршрутку до Гарни. Такое ощущение, что все друг друга знают. Пассажиры болтают, смеются, уступают друг другу сидячие места. Около часа петляем по горам, то заезжая на вершины, то снова спускаясь по спиральным серпантинам, и вот наконец-то мы на месте.

От остановки до монастыря Гегард идти 7 км в гору. Можно взять такси, но даже подумать об этом не успеваем, как подходит парень. Знакомится. Он идет домой в деревню, что в 3 км от остановки. Нет, это не далеко, дорога не сложная. Что ж, раз парень может, значит сможем и мы. Идем вместе. Армэн- двадцатилетний летчик, в тот день он совершил свой первый самостоятельный полет на самолете и ехал домой отмечать это дело с родителями.

Счастливый мальчик. Люблю счастливых людей, которые нашли дело своей жизни и с удовольствием занимаются им. Он любит летать, он живет этим. Пусть все у него получается! Три километра пути пролетают незаметно в расспросах и рассказах о семье, строгом отце и маме, которая жила в Ереване и пела в филармонии, а потом переехала в деревню и петь перестала — папа не разрешает. Сыну папа не разрешает курить, маме — петь…

— Армэн, а каким мужем и отцом хочешь стать ты?
— Таким же строгим и справедливым, как мой папа!

Мда, суровые армянские обычаи. Нет, не смогла бы я быть женой армянина:) Тут Армэн достает пачку сигарет, подписывает две папиросы и раздает нам по одной. Это обычай такой у летчиков — раздать пачку сигарет разным людям в честь первого полета. Хотела я эти сигареты сохранить на всю жизнь как память, но в Батуми мы их где-то потеряли.

Что ж, вот и деревня Армэна. До свидания! А нам предстоит путь длиной в 4 км. Мы все мокрые, голодные и очень уставшие. Прошу Вселенную послать нам машину. Подъезжает красный жигуль: два джигита спереди, два — сзади:
— ДевЧОнки, садись, подвезем!
— Нет, спасибо, мы любим гулять.

В который раз убеждаюсь, что нужно четко формировать свои запросы и желания. Тем временем приходит осознание того, что на последнюю маршрутку в Ереван мы уже не успеваем, потому что идем медленно, дорога сложная, а монастыря и близко не видать. Снова спрашиваю Вселенную, а не пора ли послать нам нормальную машину, в которую не страшно садиться, чтобы довезла до монастыря Гегард? Вселенная как будто издевается, потому что дорога с обеих сторон абсолютно пуста. И тут моему взору предстает невероятная картина, равных которой по красоте я не видела давно: высокие горы в лучах послеполуденного солнца, прыгающие по склонам барашки и такое непередаваемое, едва осязаемое ощущение света, счастья и любви, витающее в воздухе!

Армения фото гор и животных:

После увиденного чуда природы я отпустила ситуацию, а в душе забила на время и на расписание маршруток, мы замедлили шаг и стали просто наслаждаться видами, дорогой и тем местом, где очутились. Не прошло и трех минут, как подъехала машина. Молодая пара Арман и Нана. 40 дней назад они венчались в церкви Гегард, и теперь едут туда снова: «Садитесь, девчонки! Вы наши гости, мы вас отвезем». Садимся, едем, болтаем. На фото я, Нана и Арман:

Монастырь Гегард

Монастырь Гегард является одной из главных достопримечательностей Армении и находится в 40 км от Еревана в 7 км от города Гарни. Маршрутки из Еревана едут только до Гарни, а дальше нужно брать такси до Гегарда (стоит около 1000-1500 драм) либо идти пешком в гору 7 км (прогулка определенно на любителя, не ограниченного во времени).

Не буду тут соперничать с Википедией, пытаясь пересказать вам историю Гегард, скажу лишь, что это монастырский комплекс, высеченный в скале, который включен в список объектов Мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Он настолько органично вписывается в окружающий ландшафт, что можно на секунду подумать, что сее чудо сотворено природой, а не рукой человека. Часть храмов выдолблены непосредственно в скалах и пещерах, другие же являются отдельными сооружениями.

Церковь Катогике, построенная в XIII веке

Хачкары - традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами.

Ущелье реки Гохт

На территории комплекса можно найти многочисленные источники с питьевой водой. Впрочем, как и повсюду в Армении. Так пьют воду армяне. Научились и мы.

После того, как монастырь осмотрен, святая вода набрана, сделаны десятки фото Гегард, ребята говорят, что отвезут нас в Ереван!!! Вот это счастье, ведь на маршрутку мы почти опоздали. Прежде чем сесть в машину, Арман идет к торговкам, стоящим возле монастыря. Что же у него в руках? «Берите, девочки, это вам подарок!» – улыбается Арман, вручая мне огромный сладкий пирог.

Мы едем в машине. По телу бегают мурашки, а на глаза наворачиваются слезы. Такое ощущение, что моя душа за время путешествия по Армении увеличилась как минимум вдвое, а то и втрое. Это такое окрыляющее чувство, когда ты как будто бы открываешь сердце, и мир начинает дарить удивительные подарки, о которых только можно мечтать. В каждой церкви со слезами на глазах я шептала «спасибо». За возможность жить, путешествовать, заниматься любимым делом, встречать таких невероятных людей!

В тот вечер мы с Катюшкой вернулись в Ереван нереально уставшие, но наполненные внутренним светом и заряженные энергией. Не было никаких сил идти на встречу с мальчиками, поэтому поели пирожок с пивом, купили магниты на ночных улицах Еревана и отправились спать. Тогда мы еще не знали, что следующий день будет наполнен страхом, очень сильным разочарованием и невероятнейшим везением.

Чтобы узнать продолжение истории, не забудьте добавиться в группы в facebook www.facebook.

Гегард – древний монастырь, основанный еще в 4 веке на месте источника, берущего начало в пещере. По преданию основателем монастыря был Григорий Просветитель (да, да, тот самый, что отметился в , о котором было рассказано выше). В 9 веке монастырь был почти полностью разграблен и уничтожен арабами, известными приверженцами религии мира и добра. Свой вклад в разрушение монастыря внесли и многочисленные землетрясения, так что до наших дней он дошел далеко не в своем изначальном виде.

По некоторым данным в монастыре долгое время хранилось то самое копье, которым было пронзено тело распятого Иисуса. В связи с этим Гегард является очень значимым религиозным объектом и местом паломничества. Само копье и поныне цело, но находится в Эчмиадзине, а в Гегарде оно представлено в символическом виде:

Гегард – очень примечательный объект, причем, с моей точки зрения, главная его особенность состоит в наличии весьма причудливо расположенных и объемных помещений, уходящих вглубь горы.

Ведь ничто так не способствует уединению, как нахождение где-нибудь в глубине пещер, среди тишины, прохлады и каменных сводов. С этим связана чрезвычайная любовь монахов к рытью и долблению различных пустот везде, где только это возможно, чем многие поколения жителей Гегарда не преминули воспользоваться.

И действительно, внутренние пространства монастыря впечатляют. Но давайте по порядку.

Дорога в Гегард: выход из сумрака

Итак, Ереван . К воротам подъехал наш экипаж – черная Волга в белую шашечку со знакомым водителем внутри. Я, Юля, Феликс и Марет загрузились в салон, и мы выехали на туманные улицы. Сначала долго пробирались к выезду из Еревана, потом вдоль дороги понеслись размытые туманные кусты и черно-белые домики, и, также как и во время нашей поездки в Цахкадзор, ничто не намекало здесь на наличие где-то за толстым слоем облаков ослепительно яркого теплого солнца.

Однако по мере удаления от Еревана и подъема в горы туман делался все более желтым и светящимся, где-то наверху обозначилось ослепительно яркое размытое пятно жидкого золота. Еще немного, и мы выныриваем из туманного моря. И опять поражаемся: как? Как это возможно? Ослепительное солнце, иней на ветках, чистое голубое небо и горный серпантин, несущийся под колеса.

Вообще, Ереван у меня ассоциировался с Гилирадом из книги М. Семеновой. Помните? Был там проклятый город, в котором все время царили тучи и холод.

Посмотрите следующие два фото, они сделаны из машины с разницей в 20 минут. Ну ведь магия же!



Оставив Гилирад Ереван далеко позади, мы остановили машину и вышли полюбоваться дивными видами этого неба, солнца, гор и заснеженного ущелья по правую руку. Пока мы смотрели и фотографировали, тетя Марет нашла у дороги какой-то куст с морожеными ягодами и принялась его обирать.


Гегард был уже рядом. На площадке перед входом тусовались продавцы сувениров и еды, в частности, такой гадости, как ягодный лаваш.

Поднимаемся в гору по дороге, обходящей внешнюю стену монастыря (а после тех арабов монастырь был отстроен уже в виде крепости).


Пройдя через арку, оказываемся в длинном монастырском дворе. Здесь стоят свежевыкрашенные лавочки и информационные стенды, в том числе и с текстом Брайля.

Гегард: план помещений монастыря

Приведу план помещений, переснятый с упомянутого стенда. На самом стенде имеется также подробное и запутанное описание построек и их истории, в частности, что кем построено, кому перепродано и каким архитектором создано, но я ограничусь лишь краткими выдержками.


Церковь Катогике (или Катохике)

Перед нами возвышается церковь Катогике. Проходим через резную дверь и оказываемся в гавите (2).

Здесь просторно, свод подпирают четыре приземистые колонны.

По центру помещения возвышается причудливый купол со световым отверстием по центру.


В углах чадят свечи в корытцах с песком, а через стрельчатые окна в помещение врываются хорошо видимые в дымке солнечные лучи.


С противоположного от входа конца гавита расположен вход, собственно, в церковь Катогике (1). Здесь присутствуют какие-то элементы оформления помимо каменной резьбы и, вообще, в сравнении с аскетичным убранством остальных помещений, церковь сия роскошна.

Если здесь посмотреть наверх, то можно увидеть уходящий ввысь купол со световым барабаном и люстрой:

Гавит и церковь – самостоятельные каменные постройки (на плане обведены черным). А вот влево из гавита идут два прохода, уводящие уже в помещения, целиком выдолбленные в недрах скалы.

Скальная церковь Авазан

На плане – помещение №3. Название образовано от слова «бассейн» (вспоминаем фамилию великого русско-армянского художника-мариниста, галерея которого есть в , и проводим аналогии). Как и все прочие помещения – темное и гулкое, увенчанное куполом со световым окном. Здесь есть небольшой бассейн, наполняемый из источника, вода из которого течет по канавке к выходу, а затем исчезает где-то под полом.

Усыпальница Прошьянов

На плане — помещение №4.

Прошьяны – одна из армянских аристократических династий, выкупившая у правящей верхушки Гегард в 13-м веке. Усыпальница представляет собой небольшую церковь, где останки самих Прошьянов скромно захоронены в нише под их родовым гербом. Герб являет собой хороший пример геральдической шизы: на нем изображены два льва, скованные железным кольцом, которое зубами держит бык, и орел с овцой в когтях (все персонажи композиции, кроме быка, попавшего в тень, видны на фото).


Из усыпальницы можно попасть в церковь Сурб Аствацацин (как мы уже знаем, это означает «Св. Богородицы»). Здесь, как и во всех остальных помещениях, царит тишина и полумрак.


Свет сюда попадает через отверстие в куполе со своеобразной резьбой.


Возможно, у некоторых граждан возник вопрос: а каким именно образом выдалбливались эти весьма впечатляющих размеров помещения?

Если верить написанному, то их выдалбливали сверху вниз (в полном соответствии со спелеопостулатом «не вскрывай систему вверх»). Т.е., сначала намечалось место, где будет световое отверстие в куполе, затем делалось это отверстие, и далее – вниз, вниз и вниз. Дело небыстрое. Создание помещений 3 и 4 заняло более 40 лет.

Обойдя все помещения и вдоволь насладившись местом, выходим на улицу, поднимаемся по лестнице и ныряем в еще одну темную нору, которая приводит нас в еще одну пещерную церковь (на плане не отображена).

Гегард, пещерная церковь на 2 ярусе, аскетичные интерьеры

Причем, ее пол расположен где-то на уровне потолка помещений первого яруса. В частности, в углу находится отверстие полметра в диаметре, через которое можно разглядеть какое-то смутно знакомое место. Так это, оказывается, помещение №4, в котором мы были несколькими минутами ранее, только теперь мы взираем на него через дырку в потолке.


Если вы повнимательнее посмотрите на приведенное выше фото герба Прошьянов, то увидите светлое пятнышко слева сверху — эту же самую дырку, вид снизу.


Подивились сей поразительной кривизне пространства, послушали эхо, полюбовались куполом, на чем сочли культурную программу выполненной.

Ну, вот мы снова на улице. Ах, сколько еще, наверное, тайн скрывает этот монастырь! Сколько здесь потайных проходов, колодцев и гротов. Но все это остается за кадром.


Мы же проводим фотосессию типа «в рядочек перед камерой» и выходим из монастыря.

Такое дело, как посещение Гегарда, конечно, надо отметить, поэтому мы немного отъезжаем от святой обители и выходим из машины, чтобы еще раз полюбоваться заснеженными склонами и распить по стопке самогона дяди Феликса.


Пока мы распиваем самогон, тетя Марет обирает очередной куст

Пока мы бродили здесь, под голубым небом и зимним солнцем, мы, конечно, уже начали забывать, что пару часов назад выбрались из непроглядного молочного тумана.


Но мы спускаемся все ниже и ниже, солнце сначала заволакивает дымкой, потом оно растекается в бесформенное пятно, а муть вокруг из золотистой постепенно превращается в белесую.

Ну, что ж, снова здравствуй, сумрачный Ереван!