Памятники нубии от абу-симбел до филэ. Чем привлекает туристов Абу-Симбел

Одним их самых узнаваемых во всём мире символов Египта, наряду с пирамидами Гизы и Большим Сфинксом, являются четыре гигантские каменные статуи, восседающие на тронах, прислонившись спиной к скале. Это – колоссы Абу-Симбела.

Что такое Абу-Симбел

Это арабское название носит храмовый комплекс, расположенный в Верхнем Египте в 285 км. к югу от Асуана, у границы с Суданом, в древней Нубии. Первоначально так называлась скала, на которой было помещено барельефное изображение египтянина в традиционном фартуке, напоминавшем арабам совок для измерения объёмов зерна. Абу-Симбел с арабского – «Отец колосьев». Со временем название перешло на всю группу скал с вырубленными в них храмами.


Комплекс Абу-Симбела включает Большой и Малый храмы, возведённые по приказу Рамзеса II после победы над хеттами у Кадеша в 1296 году до н. э. Эту битву фараон считал главным деянием своей жизни и повелел увековечить память о ней во многих своих постройках по всему Египту.












Большой храм был высечен в монолитном утёсе. При входе, выполненном в форме классического пилона, вырублены четыре статуи ростом свыше 20 метров. Это запечатлённые сидящими боги Амон, Ра-Горахти, Птах и сам фараон. Рамзес II считал этих богов своими покровителями. Их именами даже были названы армейские корпуса, действовавшие при Кадеше.


Боги и фараон изображены в царских одеяниях, с двойными коронами Египта. Всем четырём статуям придано портретное сходство с Рамзесом II. При этом сходство поразительное, о чём позволяют судить многочисленные скульптурные изображения фараона, которые отделаны гораздо тщательней и куда меньшего размера. Вообще выверенность всех пропорций монументов удивляет, учитывая их масштаб.


У ног Рамзеса II помещены статуи членов его семьи – матери, супруги Нефертари и нескольких детей, которых всего было не менее двухсот. Высота фасада храма превышает 30 метров.












Храм состоит из 4-х последовательно уменьшающихся в размерах залов и ряда боковых помещений. Первый зал обрамлён четырёхгранными колоннами, в нём установлены изваяния Рамзеса II, изображённого с атрибутами Осириса. Войти сюда мог каждый. Второй зал предназначался лишь для благородного сословия, войти в третий могли только священнослужители, а четвёртый был открыт лишь для самого фараона с семьёй и приближёнными.


Стены залов покрыты фресками и рельефами, изображавшими деяния фараона, а также священными текстами. На потолках находятся изображения солнца, олицетворявшего царскую власть, и кобры, символа справедливости и неотвратимости наказания за проступки.

Малый храм Абу-Симбела

Святилище построено в 100 метрах от Большого храма. Оно предназначалось для почитания богини любви и красоты Хатор (Хатхор). Нет сомнения, что «богоравный» Рамзес II возвёл храм в честь своей старшей и любимой супруги Нефертари. Об этом говорит надпись на одной из колонн, но и без этого свидетельства портретное сходство женских изваяний храма с сохранившимися статуями и изображениями царицы несомненно.



Храм Хатор гораздо скромней Большого. Он включает передний зал-вестибюль и само святилище. В центральной нише размещалась статуя коровы, в виде которой изображалась Хатор. Перед ней Рамзес II приказал поместить своё изображение, подчёркивая свою связь с богиней.


Вдоль фасада размещены шесть огромных статуй. В каждой тройке между двумя изваяниями Рамзеса находится скульптура Нефертари. Ни одна жена фараона за всю историю Египта, кроме неё, не удостаивалась чести быть изображённой на фасаде храма. Остаётся лишь воображать, сколь романтические чувства связывали супружескую пару божественных повелителей Египта.

Волшебный свет Абу-Симбела

Благодаря удивительным по точности расчётам жрецов и строителей Древнего Египта, дважды в год в Большом храме можно наблюдать уникальное явление, увидеть которое съезжаются тысячи туристов.


В дни весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 21 сентября), на которые пришлись соответственно день рождения и день коронации Рамзеса II, в 5 часов 58 минут утра луч солнца пронизывает все четыре зала храма и падает на статую Амона, стоящую в последнем, Малом зале, в 65 метрах от входа. По шесть минут солнце освещает статуи Амона и Ра-Горахти, 12 минут – самого Рамзеса II, после чего опять покидает зал на полгода. Изваяние Птаха луч не задевает – богу подземного мира солнечный свет ни к чему.



Не столь давно говорили и о другой тайне храма. На рассвете в святилище начинали раздаваться стоны, тихий шёпот и плач. После ремонта храма звуки прекратились. Очевидно, причина звуков была та же, что заставляла петь знаменитые колоссы Мемнона – восходящее солнце нагревало воздух и камни, и утренний ветерок в трещинах каменных глыб создавал эффект «эоловой арфы».

Перенос храмов

В 60-е годы XX века шедевры архитекторов и строителей Древнего Египта оказались под угрозой разрушения их далёкими потомками. На Ниле начиналось строительство Асуанской ГЭС, и храмы попадали в зону затопления. Было выдвинуто множество предложений по сохранению памятников древнего зодчества, вплоть до сооружения подводного купола над храмами.


Из всех проектов был выбран, пожалуй, самый невероятный, но он и оказался верным. Было решено разобрать здания на части и перенести их на новый берег Нила. Проект реализовывался силами специалистов 50-ти стран мира. Четыре года храмы распиливали на 1036 блоков весом до 30 тонн, которые перевозились к месту будущего монтажа в 65 метрах выше по течению и в 200 метрах дальше от берега. Там глыбы пробуривали и заполняли отверстия вязкой смесью для увеличения прочности камня.


После завершения подготовительных операций каменные фрагменты были вновь собраны в полном соответствии со своим оригинальным местоположением. Храмы были воссозданы до малейших деталей. Даже отломившаяся голова одного из колоссов лежит по отношению к своему «хозяину» так же, как до перемещения. Здания накрыты железобетонным куполом, засыпанным обломками скал, и создаётся впечатление, что храмы стояли здесь всегда.


Операция по переносу храмов дала возможность изучить строительные технологии египтян. Как выяснилось, фасады храмов были расположены точно вдоль трещин в скальном основании, что придавало строениям устойчивость. Это свидетельствует о глубоких познаниях древнеегипетских зодчих.


Перенос храмов Абу-Симбела, завершившийся в 1968 году, стал одной из величайших инженерных операций века. Работы обошлись в 42 млн. долларов (сейчас это составляет ок. 1,5 млрд. долларов США).


Однако, глядя на невозмутимо восседающих у входа в храм колоссов Абу-Симбела, начинаешь понимать – сохранение памяти человечества стоит любых затраченных сил и средств.

К югу от египетского города Асуан, в нескольких десятках километров от границы с Суданом, расположен памятник древности, уникальность которого неоспорима. Это комплекс из высеченных в скале двух древнеегипетских храмов Абу-Сибел. Сегодня они расположены на берегу огромного искусственного озера Насера, образовавшегося в результате строительства во второй половине прошлого столетия знаменитой своей масштабностью Асуанской плотины. Для Египта это была стройка века, которая включала и масштабные, единственные в истории «переселения» памятников древности на безопасное от воды место. Они демонтировались камень за камнем и осторожно перевозились на более высокое место. Самым крупным из перемещенных древностей был комплекс Абу-Симбел.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Сейчас никто не берется утверждать, по каким причинам многие века эти древние постройки были засыпаны песком, и долгое время были скрыты от глаз человечества. История открытия этих храмов случайна и относится к началу XIX столетия. Это была обыкновенная прогулка швейцарского путешественника и востоковеда Иоганна Буркхардта. Он бродил по песчаным ложбинам левобережья Нила, когда неожиданно увидел фрагменты огромных статуй, расположенных друг от друга на расстоянии 200 метров. В тот момент можно было понять, что они огромны, но определить позу статуй, стоят они или сидят, было нереально. С этого момента долгие годы различными экспедициями проводились археологические работы. И только к концу XIX века о найденных древностях Абу-Симбела узнали во всем мире.

Строительство и архитектура

Трудами историков сегодня известна хроника строительства этого комплекса. Относится оно к концу эпохи Нового Царства. Городок Абу-Симбел и храмы, построенные в округе, стали безмолвными очевидцами периода упадка культуры Древнего Египта. В XIII веке, в ознаменование победы при Кадеше над хеттами, египетский правитель Рамсес II Великий приказывает вырубить в песчаной скале два храма. Первый посвящен самому правителю – Большой Храм Рамсеса II, а второй – богине Хатор, образ которой он связывал со своей женой-красавицей Нефертари.

Вход в Большой храм выстроен не в традициях египетских сооружений-святилищ. Здесь отсутствует наос – специальное помещение, предназначенное для скульптурного изваяния Божества. А скульптуры Богов встречают посетителей сразу, с внешней стороны святилища. Двадцатиметровые статуи изображают самого Рамсеса II, восседающего на троне спиной к храму в окружении Богов: Ра-Гора, Амона-Ра и Птаха. Облаченные в церемониальные одежды с двойной короной на головах, они символизируют власть над всем могущественным государством Верхнего и Нижнего Египта. У подножия гигантов контрастируют по размерам изображения членов семьи правителя: мать, жена и дети фараона.

Из яркого, освещенного солнцем дня посетители попадают в полумрак внутренних залов, что создает ощущение кротости и повиновения. Внутренний план святилища состоит из четырех помещений, последовательно расположенных друг за другом. Первый зал доступен был для посещения простыми египтянами, второй – для знати, третий – для жрецов, а в последний мог входить только сам фараон со свитой. Залы наполняют скульптурные изваяния фараона в образе Осириса, а стены расписаны батальными сценами походов Рамсеса Великого. Всё подчинено одной цели – обожествление и возвеличивание самого фараона.

Статуи-гиганты главного фасада храма были всегда видны издалека. Первые лучи солнечного света окрашивали фигуры колоссов в ярко-бурый цвет, и на фоне собственных черных гигантских теней, они выглядели устрашающе величественно.

Легенды

История главного храма комплекса Абу-Симбел окутана легендами и интересна своими оптическими неожиданностями. Экскурсоводы всегда рассказывают посетителям историю о «плачущих изваяниях». Говорят, что по сей день гиганты у входа в храм на рассвете издают звуки, напоминающие стон. В народе это считалось плачем по своим сыновьям. Ученые же нашли этому явлению вполне научное объяснение. С восходом солнца разница температур воздуха и песчаника резко увеличивается, и движение породы в трещинах происходит со странными звуками, похожими на скрежет. Но легенды позволяют изваяниям придать человеческий облик, а осознавать, что даже Божества могут плакать, куда понятнее простому человеку.

Самое удивительное, что особо привлекает паломников в Абу-Симбел, — это оптический эффект, происходящий в Большом храме, во время передвижения солнечного светила. Инженерная конструкция святилища продумана таким образом, что только два раза в год, в феврале и в октябре, солнечные лучи проникают внутрь храма. Продвигаясь по анфиладе залов, солнечный свет проникает в самый дальний зал, где заливает сиянием лицо статуи Рамсеса, оставляя во мраке статую Птаха, властелина подземного царства. Именно в эти дни наплыв посетителей храма возрастает в разы.

Буквально в 100 метрах от храма Рамсеса расположен Малый храм. Его возведение было посвящено богине Хатор – мифологическому божеству неба, женственности и веселья, олицетворяющей образ супруги фараона Нефертари. Скромность и меньшая масштабность, по сравнению с главным сооружением, нисколько не умаляют интереса к нему. Здесь фасад представляют шесть огромных статуй в полный рост, а расположение их в огромных нишах и игра света и тени придают им большую монументальность. Минуя вход, посетители попадают в темный колонный зал, ведущий к святилищу. В святая святых хранится изваяние священной коровы – образ богини Хатор. Перед статуей изображение Рамсеса Великого. Такое расположение образов символизировало защиту и покровительство богини для правителя.

Говоря о сегодняшнем историческом комплексе Абу-Симбел, нельзя не сказать о том, что он является и памятником невообразимых усилий, предпринятых для его спасения волонтерами из многих стран. Миллионы путешественников сегодня имеют возможность прикоснуться к еще одному артефакту древней цивилизации Египта. А учитывая удаленность расположения храмов от Каира (более 1200 км), понять и оценить мощь и размеры древней империи.

Как добраться

Раньше в Нубийский район Египта можно было добраться только самолетом (до ближайшего города Асуан). Но сегодня сюда регулярно приезжают экскурсионные автобусы, сменяя друг за другом группы туристов. Для путешественников, планирующих свою поездку самостоятельно, разумнее будет приехать на один-два дня в Асуан. Из Асуана поездка в Абу-Симбел будет менее утомительной. Преодолеть нужно будет около 250 км. И в этом случае появиться возможность увидеть своими глазами и знаменитую Асуанскую плотину с красивейшим водохранилищем, посетить остров Филе, остров-сад Китченера, храм Калабша, построенный в I веке до н.э. и мавзолей Ага-Хана.

Если вы до сих пор не смогли определиться, что выбрать: Египет или Турция , рекомендуем прочитать нашу статью.


Город:
Категория: архитектура

Памятники Нубии - это комплекс грандиозных сооружений, в полной мере представляющие культуру древней и великой цивилизации. По нему можно судить о религиозных и культурных обычаях древних египтян, о могуществе и влиянии Египта и его правителей.

Город Абу-Симбел и остров на Ниле - Филэ сохранили исключительные памятники прошлого: храм Рамзеса второго и святилище богини Хатхор.

Эти исключительные археологические достопримечательности прекрасно сохранились и представляют огромный интерес для историков, археологов и людей, интересующихся культурой и искусством.

В скале Абу Симбел рядом с большим храмом, построенным в честь Рамзеса Великого, находится малый храм, сделанный в честь царицы Нефертари, первой супруги Рамзеса. Эти два знаменитых храма высечены в скале примерно в XIII веке до нашей эры. Колоссального размера статуи украшают вход в большой храм, а перед малым стоят 6 статуй: 4 статуи царя и 2 царицы. Их размеры и величие поражают воображение.

На острове Филэ, в давнее время плотно застроенном зданиями из гранита, многие из которых сохранились, был возведен храм богини Хатхор. Это языческое святилище не было разрушено пришедшими сюда христианами, так как его приняли за храм Изиды, приравнивавшейся в христианских традициях к Богородице. Такая путаница спасла внешний облик храма, но фрески и рельефы все же были частично уничтожены.

Город Абу-Симбел

В мире немного достопримечательностей, которые переносили с одного места на другое, но Абу-Симбел относится к их числу. Этот исторический памятник невозможно было потерять из-за строительства плотины в русле Нила, ведь храмовый комплекс является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Огромная работа была проведена по демонтажу и последующему повторному возведению памятника, но зато сегодня туристы могут лицезреть это сокровище снаружи и даже посетить храмы внутри.

Краткое описание храма Абу-Симбел

Знаменитая достопримечательность является скалой, в которой высечены храмы для поклонения богам. Они стали своего рода показателями почтительности египетского фараона Рамзеса II, давшего приказ сотворить эти архитектурные сооружения. Расположен великий памятник в Нубии, к югу от Асуана, практически на границе Египта и Судана.

Высота горы составляет приблизительно 100 метров, скальный храм высечен в песчаном холме, при этом кажется, что он всегда там и был. Монументы настолько изысканно выбиты из камня, что их по праву называют жемчужиной египетского зодчества. Детали четырех богов, охраняющих вход в храм, отчетливо видны даже на значительном расстоянии, при этом в них чувствуются массивность и величие.

Именно из-за этого памятника культуры миллионы туристов ежегодно приезжают в Египет и останавливаются в близлежащих городах для посещения храмов. Уникальная особенность, связанная с положением солнца в дни равноденствия, является причиной массового наплыва посетителей, желающих собственными глазами увидеть необычное явление.

История памятника Абу-Симбел

Его возведение историки связывают с победой Рамзеса II над хеттами в 1296 году до нашей эры. Фараон считал это событие самым значимым в своей жизни, поэтому решил воздать почести богам, которых он чтил в большей степени. При строительстве немало внимания уделялось фигурам богов и самого фараона. Храмы были популярны после их возведения еще несколько сотен лет, но впоследствии потеряли свою актуальность.

За годы одиночества Абу-Симбел все больше покрывался песком. К 6 веку до нашей эры слой породы уже достигал колен главных фигур. Достопримечательность так бы и канула в Лету, если бы в 1813 году Иоганн Людвиг Буркхардт не натолкнулся на верхний фриз исторического сооружения. Швейцарец поделился информацией о своей находке с Джованни Бельцони, который пусть и не с первого раза, но сумел все-таки откопать храмы и попасть внутрь. С этого времени скальный храм стал одной из популярнейших достопримечательностей Египта.

В 1952 году недалеко от Асуана планировалось возведение плотины на реке Нил. Сооружение стояло слишком близко к берегу, поэтому могло навсегда исчезнуть после расширения водохранилища. В результате была созвана комиссия, которая решала, как поступить с храмами. В докладе было предложено перенести святые монументы на безопасное расстояние.

Перенос цельной конструкции не представлялся возможным, поэтому сначала Абу-Симбел разделили на части, каждая из которых не превышала 30 тонн. После их транспортировки все детали вновь поставили на свои места, чтобы итоговый вид не отличался от первозданного. Работы велись в период с 1964 по 1968 годы.

Особенности храмов

Абу-Симбел включает в себя два храма. Большой храм задумывался Рамзесом II как почесть своим заслугам и дань Амону, Птаху и Ра-Хорахти. В нем можно увидеть картинки и надписи о царе, его победоносных сражениях и жизненных ценностях. Фигура фараона постоянно ставится в один ряд с божественными созданиями, что говорит о связи Рамзеса с богами. Скульптуры богов и египетского правителя достигают высоты в 20 метров. У входа в храм они изображены в сидячем положении, будто охраняющие священное место. Лица у всех фигур одинаковые, при создании монументов прототипом был сам Рамзес. Здесь же можно увидеть статуи жены правителя, его детей, а также матери.

Малый храм был создан для первой жены фараона – Нефертари, а покровительствующей богиней в нем является Хатхор. Перед входом в это святилище установлено шесть статуй, каждая из которых достигает 10-метровой высоты. С обеих сторон от входа по две статуи царя и по одной царицы. То, как выглядит сейчас храм, немного отличается от созданного изначально вида, так как один из колоссов украшен надписью, оставленной наемниками из войска Псамметиха II.

Каждая страна гордится своими уникальными достопримечательностями, но в Египте нередко использовались природные особенности для придания исключительности строениям. Это касается и большого дворца, высеченного в скале.

В дни равноденствия (весной и осенью) лучи так просачиваются сквозь стены, что освещают статуи фараона и богов в определенной очередности. Так, по шесть минут солнце освещает Ра-Хорарти и Амона, а на фараоне свет сфокусирован 12 минут. Это делает памятник популярным у туристов, и его по праву можно назвать еще и природным наследием.

Название достопримечательности появилось еще до того, как построили храмы, поскольку его присвоили скале, напоминающей морякам хлебную меру. Дословно Абу-Симбел значит «отец хлеба» или «отец колосьев». В рассказах того периода он упоминается как «крепость Рамзессополис».

Полезная информация для посетителей

Большинство гостей Египта мечтают увидеть пирамиды, но и упустить возможность полюбоваться на Абу-Симбел нельзя. По этой причине Хургада является популярным курортным городом, откуда легко увидеть настоящие сокровища этой страны, а также отдохнуть на пляжах Красного моря. Кроме того, это место, где находится дворец «Тысяча и одна ночь». Фотографии оттуда пополнят коллекцию снимков с разных уголков мира.

Посещение скальных храмов включают в большинство экскурсионных туров, при этом добираться туда лучше на специальном транспорте. Это связано с тем, что пустынная местность не располагает к пешим прогулкам, а поселиться рядом с высеченными святынями непросто. Зато фото с окрестностей впечатляющие, впрочем, как и эмоции от посещения храмового комплекса.

Абу-Симбел (в другой транскрипции Абу-Симбиль) - скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298-1213 до н. э.). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана.

Абу-Симбел Храм Рамзеса II только по случайности не был отнесен к официальным чудесам света. Высеченный в скале недалеко от нубийского селения, он был засыпан песками Сахары через несколько веков после сооружения.

В 1813 году швейцарский ученый И.Л. Буркхардт знакомился с пещерным храмом Хатор, построенным в честь древнеегипетской богини любви, танцев и застольных пиршеств.

Во время исследований были обнаружены видневшиеся из песка три головных убора каких-то гигантских фигур. В Каире Буркхардт сообщил о своем открытии, и по его следам сразу же отправилось несколько экспедиций. Но местные шейхи были категорически «против» намерений чужеземцев обследовать сооружения, и рабочую силу расчистки песка на месте найти было невозможно.

На следующий год в этих краях появился известный итальянский авантюрист и искатель кладов Д.Б. Бельцони. Правда, знаменитый археолог Говард Картер, откопавший гробницу Тутанхамона, называл его «одним из самых замечательных деятелей во всей истории египтологии».

Отпрыск древнего римского рода, родившийся в Падуе в 1788 году и проведший юность в Риме, Бельцони действительно был человеком незаурядным. В «вечном городе» он собирался стать монахом, но армии Наполеона вторглись в Италию, и Бельцони, замешанный какие-то политические интриги против французов (некоторые источники утверждают, что против самого Бонапарта), вынужден бы покинуть родину.

Какое-то время он выступал в лондонском цирке, потом был представителем Ост-Индской компании в Мокко, позднее перебрался на Мальту, а в 1815 году он оказался в Каире. Бельцони получил разрешение заниматься раскопками для Британского музея, и его экспедиция работала от зари и до зари.

Много храмов было в Древнем Египте, но храмы времен Рамзеса II были, несомненно, самыми величественными из всех существовавших до них. И так же как пирамиды Древнего царства, они навеки прославили египетское зодчество. Когда Бельцони и его спутники проникли в огромное полузасыпанное помещение, они обнаружили подземный комплекс в монолитной скале. В дневнике Бельцони записывал:

«Мы вошли в самый обширный и самый красивый склеп в Нубии. Наше удивление возросло еще более, когда выяснилось, что это не только очень большой, но и великолепно разукрашенный храм - с барельефами, росписями и статуями.».

Бельцони сам простукивал все стены, но лично для себя ценного ничего не нашел: храм давным-давно разграбили до него.

Через три года новая экспедиция, которая очистила от песка ближайшую к реке статую, обнаружила на постаменте надпись на греческом языке (VI век до н. э.). По мере освобождения храма от песка появлялись новые надписи - сведения о времени постройки храма и строителях. Всего были найдены останки четырех статуй. Место для храма древние архитекторы выбрали очень удачно. Сооружение было воздвигнуто на восточной оконечности мощного скального выступа и было ориентировано так, чтобы в день рождения фараона (и в день его восшествия на престол) первый луч утреннего солнца падал на урей короны, венчавшей статую правителя. Памятник высечен в скале, но поражает своими безупречными формами и пропорциями.

У входа в Большой храм Абу-Симбела восседают на троне четыре изваяния фараона - по два с каждой стороны. Они размешены на фасаде шириной более 60 метров. Каждая статуя высотой 20 метров, вес каждой - 1200 тонн. Все четыре повторены без единой ошибки, их соответствие друг другу вызывает немое изумление. А ведь расстояние от одного уха статуи до другого - более четырех метров. Некогда каждый день на заре один из каменных гигантов издавал своеобразные звуки.

В поэтических легендах колоссы - это изображение древнегреческого героя Мемнона, убитого в Троянской войне. Согласно легенде, мать героя - богиня утренней зари Аврора - каждое утро оплакивает гибель своего сына.

Причина такого «пения» долгое время оставалась неясной. Греческий географ Страбон, посетивший Египет в свите римского префекта Элия Галла, услыхав «пение» статуи, усомнился в том, что это она издавала подобные звуки. Он даже заподозрил обман.

Но все-таки тайну «озвученной» статуи удалось раскрыть. Стонущие звуки возникали потому, что после холодной ночи с быстрым в Египте восходом солнца резко повышается температура, в результате чего внезапно расширяются треснувшие камни.

От этого возникают звуки, напоминающие звуки свирели. Подобное «пение» камней неоднократно наблюдали и в других храмах Древнего Египта. В III веке при императоре Септилиане Севере статуя была исправлена и навсегда умолкла.

У ног этих совершенно одинаковых колоссов - скульптуры членов многочисленной семьи фараона, у которого было 111 сыновей и 67 дочерей.

В Большом зале перед посетителями предстают 10-метровые статуи, стоящие в два ряда - лицом к лицу. Их восемь. Статуи прислонены к колоннам и повторяют тот же облик фараона, что и наружные колоссы.

Они так схожи, что остается только поражаться мастерству древних ваятелей, сооружавших этих гигантов 3000 лет назад при свете примитивных факелов и лампад.

Стены Большого зала (а он очень высок) покрыты рельефами и текстами, восхваляющими фараона. В боковых камерах-кладовых сохранились каменные скамьи-ларцы для различной утвари, в залах перед кладовыми - жертвенные столы.

В святилище слева направо восседают четыре скульптуры: это бог Птах (покровитель искусства и ремесел), бог Амон (главный и могущественнейший из богов и бог ветра), Ра (бог восходящего солнца) и сам Рамзес II (на правах бога). Сюда два раза в году в определенные дни (20 октября - в день рождения фараона и 20 февраля - в день его восшествия на престол) проникал луч солнца и освещал лицо фараона. Тогда вспыхивали глаза фараона, инкрустированные рубинами. Луч солнца выхватывал из полутьмы еще две статуи - богов Амона и Ра. А вот бог Птах - бог потустороннего мира - оставался в тени. «Оптическое чудо» поражало не только современников Рамзеса II, но высоко ценится и искушенными иллюзионистами нашего времени.

Дважды в год Рамзес «показывался» народу в храме. Это происходило после торжественного ночного богослужения в таинственном зале, где редкие светильники освещали колонны, скульптуры и неподвижные фигуры жрецов в белых одеждах.

Когда коленопреклоненные люди были уже взвинчены религиозными песнопениями и напряженным ожиданием чуда, в точно определенный момент церемонии верховный жрец произносил священные слова, заклиная солнце явиться во тьме. И тут же косой луч солнца прорезал полутьму зала, ярко высвечивая в глубине святилища фигуру солнечного бога - Рамзеса II. Это был гениальный инженерный расчет древних строителей.

Потолок святилища украшен орнаментом - пылающие диски солнца с двумя смертоносными кобрами. Это символ неотвратимой кары фараона для всех провинившихся. Ниже - перья из крыльев богини Маат (богини правды и порядка), они означают, что кара фараона заслуженна.

Все олицетворяет силу и мощь бывшей империи фараона, который покорил 11 царств. Рамзес II правил страной до глубокой старости, умер в 89 лет, вел долгие войны на юге Египта - в Эфиопии, Нубии и других районах своего обширного царства, где непрерывно вспыхивали волнения против его деспотизма. Особенно часто тревожила фараона Нубия, не желавшая подчиняться египтянам, почти ежегодно туда посылались войска для усмирения.

Возвращаясь после походов с трофеями и рабами, эти войска обычно останавливались в пещерном храме Хатор, где воины молились могущественной богине, их хранительнице и попечительнице лучших человеческих качеств. И тогда у фараона возникла мысль использовать этот храм для возвеличивания своей супруги Нефертити, старшей и любимой жены.

О ее красоте ходили легенды, и, конечно, это обстоятельство способствовало укреплению авторитета и самого фараона. Если он сам объявил себя при жизни богом, то почему его жена не могла стать богиней? Ведь ее почитали даже за пределами царства.

Храм богини Хатор подвергли реконструкции, чтобы превратить его в храм Нефертити. Старые изображения срубили, а вместо них возникли нежные силуэты и прекрасные изваяния «божественной» Нефертити.


Бюст царицы Нефертити. Берлинский музей.

Фасад храма оформлен шестью глубокими нишами, над которыми нависает мощный козырек. В простенках ниш на камне высечены хвалебные тексты. Из ниш по обе стороны от центрального входа выступают шесть фигур богов. Их размеры огромны, а сами они величественны: два божества женские - богиня Хатор и богиня Исида (богиня небес и земли), четыре мужские - бог Птах, бог Амон-Ра, «бог» Рамзес II в качестве фараона Верхнего Египта и «бог» Рамзес II как фараон обоих Египтов - Верхнего и Нижнего. Женские богини имеют облик Нефертити, боги мужские - облик Рамзеса II. Динамизм фигур просто потрясает: кажется, что вот-вот боги выйдут из скалы..

Сам фараон изображен благородным, сильным и стройным, несмотря на то, что в те годы ему было за 80. Изображениям Нефертити придано неуловимо ласковое выражение.

Когда начали строить Асуанскую плотину, было известно, что озеро Насер разольется в стороны от главного русла на 11 километров, глубина в некоторых местах будет до 100 метров. Оно затопит многие населенные пункты, а также ряд памятников Верхнего Египта и Нубии.

Деревни и поселки вместе с жителями переселили в безопасные места. А памятники?

На спасение храмов Абу-Симбела у египетского правительства не хватало денег, и оно обратилось за помощью к мировому сообществу. На этот призыв откликнулось более 50 стран. Французы предложили вокруг храмов соорудить песчаную дамбу, но уверенности, что через нее не просочится вода, не было.

Итальянцы предложили вырезать из скалы оба храма и поднять их домкратами, но нужны были механизмы, способные поднять груз весом от 30 до 60 тысяч тонн. Из Польши и Англии поступило предложение: храмы оставить под водой, но покрыть их железобетонными колпаками или прозрачной пленкой.

Все проекты были заманчивы, но дорогостоящи. В итоге приняли план шведов: распилить храмы на блоки, перенести на безопасное место и снова собрать. В работах, которые начались в 1964 году и продолжались 4 года, участвовали египетские специалисты и эксперты ЮНЕСКО. Статуи и другие детали храма разрезали на куски, тщательно нумеровали, покрывали специальным составом и по подвесной дороге или трайлерами перевозили на заранее подготовленную площадку. Пилили днем и ночью, а чтобы фигуры, сделанные из песчаника, не рассыпались, вводили препараты для мгновенного отвердения. Над Нилом соорудили искусственный холм (диаметром - 58 метров, высотой - 30 метров), внутри него; разместили все помещения Большого храма. Место разрезов заделали так, что придраться было просто не к чему. Рядом насыпали гору поменьше и перенесли туда покои прекрасной Нефертити.


Модель иллюстрирующая старое и новое местоположение храмов и уровень воды.

Общая площадь нового комплекса составляет два квадратных километра. Все, до последней мелочи, было водружено на место. Надежность нового сооружения не вызывает никаких сомнений.

Солнечные лучи продолжают освещать статую фараона, которая по-прежнему находится в глубине храма, но теперь они проникают сюда с 3 по 27 октября и, конечно, в феврале.