Парки — исторические памятники садово-паркового искусства. Парки — исторические памятники садово-паркового искусства Реставрации садов Помпей

К памятникам садово-паркового искусства, ботаническим садам и дендропаркам относятся создаваемые человеком красивые и ценные в научном отношении ботанические собрания. Они обычно широко доступны для организованных посещений.

На Украине в качестве особой категории выделены парки-памятники садово-паркового искусства, поскольку представляют собой природно-антропогенные заповедные территории.

Парки-памятники садово-паркового искусства - это наиболее значимые и ценные образцы паркового строительства, охраняемые с целью их дальнейшего использования в эстетических, научных и оздоровительных целях.

Функции парков-памятников садово-паркового искусства:

Проведение экскурсий и массового отдыха населения;

Сохранение, поддержание и восстановление парковых ландшафтных композиций;

Уход за насаждениями, включая санитарные рубки, рубки реконструкций и ухода с подсадкой деревьев и кустарников;

На территории парков-памятников садово-паркового искусства могут проводиться научные исследования.

Структура территории парков-памятников садово-паркового искусства:

Экспозиционная - посещение этой зоны разрешается в порядке, который устанавливает администрацией парка;

Научная - в состав зоны входят коллекции, экспериментальные участки, на посещение которых имеют право только сотрудники парка;

Заповедная – посещение этой зоны запрещено, кроме случаев, связанных с научной работой;

Административно-хозяйственная – зона, где размещаются административные и вспомогательные хозяйственные объекты.

В случае необходимости вокруг парков-памятников садово-парковогоискусства: создаются охранные зоны.

В нашей стране насчитывается более 80 парков-памятников садово-паркового искусства общей площадью 1402,7 тыс. га, что составляет почти половину всей площади природно-заповедного фонда и 2,3 % площади Украины. На территории Крыма их насчитывается 21, что составляет 0,7 % площади заповедного фонда.

Среди парков-памятников садово-паркового искусства особо выделяются крымские ансамбли, такие как Форосский парк, Ливадийский парк, Алупкинский и Массандровский (первая половина ΧΙΧ в), Кипарисный парк на территории лагеря «Артек»(начало ΧΧ в), Карасанский парк, что восточнее г.Аю-Даг (первая половина ΧΙΧ в), парк санатория «Утес»(середина ΧΙΧ в).

Так, например, парк Ливадии, заложенный в 30-40 е годы ΧΧ в известным садоводом Делингером, является одним из лучших парков Южнобережья. Он расположен на участках довольно сложного рельефа и занимает площадь около 40 га. По характеру планировок парк относится к типу пейзажных, который был распространен в русском паркостроении конца ΧVΙΙΙ - начала ΧΙΧ вв. В Ливадийском парке произрастает около 400 разновидностей деревьев и кустарников - представителей местной субтропической и средиземноморской флоры. Однако, встречаются растения из стран Азии и Америки. Искусное сочетание листопадных, вечнозеленых лиственных и хвойных растений в групповых и одиночных посадках придает парку особую живописность.


Архитектурно-планировочная особенность решения Алупкинского парка и его ландшафтной композиции основана на использовании живописных природных компонентов субтропического ландшафта Южного берега Крыма. Парк создавался в 1830-1846 гг. Его разбивкой руководил немецкий садовник Карл Кебах. В парке отмечается большое разнообразие композиционных приемов и высокохудожественная группировка декоративных деревьев, кустарников, камня и воды в сочетании с потрясающим газоном.

В силу благоприятного климатического расположения Крым славится большим количеством санаториев, пансионатов и домов отдыха. Зачастую, эти проекты располагаются на живописных природных ландшафтах с ценной растительностью. Поэтому, на базе этих природных комплексов также создаются парки-памятники садово-паркового искусства. Такими являются, например, парки-памятники садово-паркового искусства пансионата «Прибрежный»(г.Ялта) и Центральный Военный санаторий «Крым» (пгт Партенит).

Исторические данные

Садово-парковое искусство имеет давнюю историю. Его происхождение уходит в глубь веков и является признаком цивилизации, окультуривания природной среды. Садово-парковое искусство относится к синтетическим видам искусств и является одним из наиболее сложных и трудоёмких, ведь оперирует с неодушевленными вещами и живыми существами - растениями.

Подобно живому существу, парк проходит этапы рождения, становления, расцвета и смерти. На вид парка значительно влияют вкусы обладателей, природные условия, изменения мод, наличие ухода или его отсутствие, социальные катастрофы. Деревья имеют свой период существования. Если уход за парком происходит на протяжении веков, мертвые деревья заменяют аналогами.

Сад и парк

Понятие «сад» и «парк» недалеко ушли друг от друга и часто бывают заменителями друг друга. Но у них разные функции и достаточно самостоятельные объекты человеческой деятельности.

  • Сад - преимущественно сельскохозяйственный объект для выращивания и получения фруктов и ягод.
  • Парк - преимущественно художественный объект с особой планировкой, включением различных архитектурных сооружений от малых архитектурных форм (беседки, павильоны) до дворцов, театров, стадионов, различных спортивных площадок. Доля исторических парков имела в своем составе и участок плодового сада (плодовый сад и огород в замке Виландри , в парке Во-ле-Виконт , Франция, в парках пригородов Санкт-Петербурга . В современных парках от этих установок обычно уходят, а функции плодового сада и парка - разграничивают.

Переход в состав памятников

Сады довольно быстро перешли в состав памятников. В Древней Греции искусственно созданный сад быстро приблизился к статусу священной рощи. Даже если сад не имел подобного статуса, каждая постройка в нём становилась его визиткой и имела статус памятника. Так получилось с садами Академии в Афинах.

Название происходит от имени мифического героя Академа . Тот помог братьям-близнецам Кастору и Поллуксу вызволить из неволи царевну Европу. По легенде, Академ был похоронен именно в этом саду. Сад Академа выбрали своей резиденцией философы. Именно здесь гулял и вёл диспуты вместе с учениками и последователями философ Платон (427-347 гг до н.э.). Школа получила название Академия . Даже упоминание об Академе делала его памятником культуры, философии, европейской античной цивилизации вообще.

Изменения парка Версаль

Основная статья: Парк Версаля

Версаль, план на середину 18 века.

Чаще было наоборот даже с ухоженными и известными парками. Так, парк Версаля начал менять свой облик уже через тридцать лет с начала постройки. Часть деревьев, высаженных наспех, засохла. Чрезмерно сильное вмешательство в жизнедеятельность растений, энергичное выстригание кустов и деревьев, обеднение почв не способствовало их сохранению. Началось сокращение участков сада. Предположительно первоначальная площадь парка в Версале достигала 1 700 га. В XX в. территорию парка ограничили в 600 га. Это было сокращение в три раза, хотя грандиозные перспективы исторического парка были сохранены.

Еще большие изменения произошли в его растительном составе. Сухие деревья вырубили. В XVIII веке несколько первоначальных видов растений просто заменили на новые и часто из других географических зон. Так, в конце XVIII в. парк Версаля получил новые участки с растениями из Северной Америки, которых не было здесь во времена королевского ландшафтного архитектора Андре Ленотра , да и не могло тогда быть. Клён остролистный, высаженный в парке, повел себя как в природе. Он давал проращивание 95-97 процентов собственных семян. Появились новые кленовые рощи, а другие деревья были вытеснены.

Еще больше изменений произошло в результате природных бурь. В 1990 и в декабре года над Францией свирепствовали два урагана. Разрушения захватили территорию в 70 процентов страны. Национальное бюро лесного хозяйства Франции зафиксировало гибель примерно 30 000 000 деревьев страны. В исторических участках садов Версаля были вырваны с корнем и повалены 10 000 деревьев. Восстановление исторического облика этих участков растянется на 100-150 лет.

Не лучшим было состояние и с другими парками. Чрезвычайные повреждения от урагана имела и историческое Лефортовская роща в Москве в начале XX века. Для многих исторических садов и парков в России в XX в. пришел конец существованию из-за отсутствия ухода, двух распадов страны в и годах, катастрофической истории на протяжении 74 лет. Но и новая эпоха внедрения рыночной экономики, в условиях отсутствия войны, часто приводила к гибели парков.

Гравюры с историческими пейзажами парка Версаль

Сады возрождения, маньеризма, барокко

Традиция создания садов как мест благородного досуга, философских бесед, поэтических состязаний, театральных представлений возродили в эпоху Возрождения в Италии. Даже небольшие сначала сады получили собственные планировки, были украшены фонтанами, скульптурами, скамейками, лужайками. Мемориальное значение в честь семьи Медичи приобрел сад при вилле Поджо-а-Кайано . Для создания виллы пригласили известного архитектора Джулиано да Сагнгалло . Сооружение имело характер переходного периода и компромиссно сочетало итальянскую строительную традицию с элементами древнеримской архитектуры (аркада цокольного этажа, портик с треугольным фронтоном). Часто архитектор выступал и как проектант сада, и как садовник.

Мемориальный характер приобрел и сад Боболи , что имел несколько участков садов, созданных в разные десятилетия. Сады Боболи стали школой для флорентийских скульпторов, где работали Бертольдо ди Джованни , Микеланджело Буонарроти и другие.

Сады эпохи маньеризма 16 в. - прославленная страница садоводства Западной Европы, начавшаяся с развития садовых традиций эпохи возрождения и выработки своего типа садово-паркового ансамбля, придания им первых величественных образов. Сады эпохи маньеризма чрезвычайно повлияли на дальнейшее развитие садово-паркового искусства эпохи барокко 17-18 веков в разных уголках не только Европы, но и мира (сады барокко в Исландии, сад барокко в Пекине при дворце китайского императора, сад барокко врача Бидлоо в Москве т.д.). В 20 веке в северной Италии с использованием стилистики маньеризма создан сад Ла Скарцуола (архитектор Томазо Бузы ( -), Умбрия), где развиты традиции итальянского сада добароккового периода (парк Бомарцо).

Как памятники известным личностям рассматривались известные сады барокко уже в 17-18 вв. (Версаль связан с королем Людовиком XIV , Петергоф - с царем Петром I , сад в Варшаве - с министром Генрихом Брюлем). В 19 в. сады получают статус исторических памятников, часто без прямой зависимости от именитых обладателей, ибо художественная ценность некоторых садов и парков получила самостоятельное значение (сад Хет Лоо , Голландия , сад Лазенковского дворца , Польша , сад барокко замка Во-ле-Виконт , Франция , сады Несвижского замка, Беларусь). По историческим планам садов, извлеченным из архивов, начата реставрация или восстановление первоначальной планировки (цветник сада при дворце Монплезир, Петергоф, сад Рундальского дворца , Латвия).

Осознание художественной ценности отдельных садов прошлого пришлось на сутки 19 века, шло как восстановление садов прошлого, восстановление их в почти первозданный вид (Хет Лоо, Во ле Виконт), так шло и уничтожения уникальных садово-парковых ансамблей, среди которых -

  • сад врача Бидлоо в Москве
  • усадебные сады ландшафтного дизайнера 18 в. Филиппа Пермякова
  • Итальянский парк (Подгорцы)
  • сад при дворце Мезон-Лаффит , Франция
  • сад Ружанского дворца , Беларусь и ряд других.

Реставрации садов Помпей

Помпеи, дом Октавия, восстановленная ​​часть сада

В 20 в. появилась возможность воспроизведения давно исчезнувших садов Помпей. Засыпанные вулканическим пеплом растения садов и мертвые существа при виллах создавали полости. Итальянские исследователи пришли к выводу, что можно заполнить эти пустоты жидким гипсом. Исследование полученных слепков дали образцы корней растений, которые использовались в садах погибшего города Помпеи . По типу корней распознали растения. При консервации и частичном восстановлении вилл и садов в Помпеях участки бывших садов восстановлены современными растениями, если их аналоги найдены в современности.

Консервация в исторических парках-памятниках

Консервация - первый этап восстановительных работ в парках. Идет уход за его состоянием, сохранение существующей пространственно-распланированной композиции и ее частей, ремонт и восстановление сохранившихся архитектурных сооружений, санитарные вырубки и лечение растительных болезней, придерживаются охранительного режима и предотвращения дальнейших нежелательных изменений исторического облика парка.

Литература

  • Вергунов А.П. Горохов В.А. «Русские сады и парки», М, «Наука», 1988
  • Grimal P. Les Gardins Romains. Paris 1984
  • Grimal P. L"art des Gardins. Paris 1964
  • jashemski W.E. The Gardins of Pompei, Нerculanum and the vsllad destroyed by Vesuvius, 2 vol New York, 1979
  • Cергеенко М.Е. «Садоводство в Древней Италии», Учёные записки ЛГУ, № 142, 1956

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Памятники садово-паркового искусства" в других словарях:

    Террасный парк Сан Суси … Википедия

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    Памятники культуры древнего Киото (в городах Киото, Удзи и Оцу) Памятники культуры древнего Киото (в городах Киото, Удзи и Оцу)* Historic Monuments of Ancient Kyoto (Kyoto, Uji and Otsu Cities)** Всемирное наследие ЮНЕСКО Страна … Википедия

    Памятники архитектуры Киева список памятников архитектуры в Киеве. Понятие «памятник архитектуры» включает в себя охраняемые государством объекты культурного наследия. Список не охватывает утраченные памятники архитектуры и не включает в… … Википедия

Наибольшей популярностью у населения пользуются парки культуры и отдыха. Они занимают видное место среди культурно-просветительных учреждений - это многофункциональные комплексы. Основное назначение городского парка - обеспечение отдыха посетителей и воспитательная работа с ними. Исходя из этих задач содержание и форма работы парка сводятся к следующему: 1) воспитательная работа; 2) физкультурно-массовая работа; 3) культурно-просветительная работа; 4) художественная работа; 5) оздоровительная работа; 6) развлечения в парке; 7) детская работа; 8) бытовое обслуживание посетителей. При проведении исследований деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине дня в основном их посещают пожилые люди, причем половина из них с детьми дошкольного возраста. Живут они недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15-20 мин пешком или на транспорте. В парк ходят, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, почитать, поиграть в шахматы, посмотреть выставку. После 15 ч в парк приходят школьники для занятий физкультурой и спортом, играми, самодеятельностью, техническим и художественным творчеством, а также на аттракционы. Вечером парк посещают преимущественно молодые и среднего возраста люди, живущие в различных районах города. Молодых парк привлекает возможностью общения, занятий физкультурой и спортом, развлечениями (танцы, эстрады, кино, аттракционы), многих интересуют выставки, библиотека, зрелища и всегда - общение с природой. Зимой картина иная - основную массу посетителей составляют любители покататься на коньках, лыжах, санках. Таким образом, в парках культуры и отдыха должны быть зоны тихого отдыха с прогулочными и бытовыми подзонами и зоны активного отдыха с подзонами развлечений, зрелищ, игр и физкультурно-оздоровительной.В состав парков могут быть включены территории памятников архитектуры и садово-паркового искусства. Для эксплуатации комплекса необходима административно-хозяйственная зона. Планировочную структуру парка можно строить в соответствии с одной из пяти основных схем размещения сооружений - периметральной, узловой приближенной, узловой удаленной, осевой, рассредоточенной. В каждом случае одну из перечисленных схем выбирают в соответствии с природными условиями территории и размещения участка в генеральном плане города. Основной задачей проектирования и строительства нового или реконструкции существующего парка является создание контрастной по отношению к городу архитектурно-художественной и гигиенической обстановки. Тишина, чередование открытых и затененных пространств, гладь водоемов и струи фонтанов, красочный цветочный убор, живописные группы деревьев и кустарников на фоне газонов, органически включенные в этот природный комплекс, оказывают положительное влияние на нервную систему, настроение и самочувствие посетителей. Создание такой обстановки выдвигает определенные требования к характеру и архитектуре парковых сооружений. В парке не должно быть крупных сооружений «городского» типа - дворцов культуры большого объема, клубов, театров и т. д. Все сооружения должны отличаться парковой спецификой, которая находит отражение в объемной, пространственной и декоративной композиции каждого сооружения. Любое сооружение в парке воспринимается объемно (со всех сторон) и поэтому в его архитектуре не должно быть «задних» фасадов. В план сооружения желательно, а в ряде случаев необходимо включать открытые и застекленные веранды, читальню, либо веранду для игр в шахматы и шашки. Павильон для выставок лучше решить не в виде одного объема (как в городе), а в виде двух и даже трех объемов с открытыми верандами и площадками, используемыми для экспонатов, скульптуры, цветников. Все парковые сооружения - органическая часть данного паркового ансамбля, их объем и цветовая характеристика должны гармонировать с окружающими насаждениями. Существенной особенностью парковых сооружений является возможность их использования летом и зимой. var begun_auto_pad = 54169719; var begun_block_id = 112320391;

Посещаемость парков города зависит от природных условий территории парка (наличия:зеленых насаждений, водоемов и живописных участков), размеров территории; размещения парка в плане.города (среди городской застройки, на периферии города), связи с жилыми районами, массовыми видами общественного пассажирского транспорта; наличия в парке сооружений культурно-просветительного, оздоровительного и бытового назначения.

Минимальная площадь территории парка культуры и отдыха, обеспечивающая нормальные условия отдыха посетителей, составляет 60 м2/чел. В перспективе эту норму предполагается повысить и довести примерно до 100 ма/чел. В соответствии с этими нормами и установленной нормой вместимости парков можно определить необходимую площадь парков культуры и отдыха для районов города с разным населением (табл. 6).

Надо учитывать, что нагрузка.на ландшафт на различных участках парка разная. Она колеблется от 250 чел/га в зоне активного одыха до 10 чел /та в зоне тихого отдыха. Отсюда и совершенно иной характер благоустройства территории. Например, площадь покрытий в зоне активного отдыха может занимать до 30 % зоны, а на участках тихого отдыха - лишь 7-9 %.

Емкость сооружений парка определяется прежде всего содержанием проводимой в них культурно-просветительной и оздоровительной работы, а также соотношением различных форм этой деятельности. Практикой проектирования установлены нормы площади парковых сооружений (на одного посетителя) (табл. 7).

Размеры сооружений, их количество в каждом конкретном случае зависят от числа посетителей. Не остается постоянной и номенклатура сооружений для различных парков. Перечень сооружений определяется в зависимости от природных свойств территории парка, размещения его в плане города и существующей в городе сети культурно-просветительных учреждений, национальных традиций. Размер территории парка также влияет на перечень сооружений.

В связи с ростом ценности озелененных территорий, их видовых и экологических достоинств в городе намечается стремление к резкому сокращению объектов в парках, выводу их в зону городской застройки.

Парки прошлого при всей архитектурно-художественной ценности многих из них не могли служить буквальными образцами при проектировании современного парка, так как ими пользовались для прогулок, танцев, устройства фейерверков и т. д. только их владельцы со своими гостями. Советским архитекторам надо было создавать парки для тысяч людей. Первый такой парк - Центральный парк культуры и отдыха в Москве принял своих посетителей в августе 1928 г. Вскоре появились и другие парки: в Сокольниках (автор проекта А. Я. Карра, соавторы И. М. Петров и В. Д. Лукьянов) в Москве, парк Победы в Ленинграде, им. С. М. Кирова в Баку (Л. А. Ильин) парк в г. Горьком (Е. В. Шервинский) (164) и т. д. Тогда же (в начале 30-х годов) при Министерстве коммунального хозяйства РСФСР была создана первая мастерская по проектированию парков. В этой мастерской были разработаны проекты парков для десятков городов. Сейчас в стране насчитывается более 2 тыс. парков. По примеру СССР в социалистических и капиталистических странах стали также создавать парки культуры и отдыха.

В связи с большим разнообразием исходных данных для проектирования (градостроительных, природных и т. д.), в зависимости от которых меняются структура парка и номенклатура парковых сооружений и площадок, типовых проектов парков быть не может, можно рассматривать лишь типологические модели близких по типу парков.

Кроме того, парк - произведение ландшафтной архитектуры, и такие вопросы, как размещение сооружений на его территории, трассировка и ширина аллей, подбор и группировка растений, решаются в каждом конкретном случае.

В практике проектирования и строительства парков достигнуты определенные успехи. В 1973 г. Министерство культуры СССР, правление Союза архитекторов СССР, Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре СССР и дирекция Выставки достижений народного хозяйства СССР объявили Всесоюзный конкурс на проекты и архитектурные решения парков культуры и отдыха, который стал проводиться каждые 2 года.

В этих конкурсах проектов лучшими признаны: парк Победы в Ленинграде, им. М. Горького в Таганроге, ЦПКиО им. Т. Г. Шевченко в Днепропетровске, им. А. М. Горького в Харькове, а также ЦПКиО в Риге; ПКиО «Сокольники» в Москве, парк Победы в районе Ваке и нагорный парк Мтцминда в Тбилиси, парк в Ульяновске (165), парки Северного зеленого клина в Москве, парки в гг. Паланге, Тернополе, Саранске, Омске (166)- Кунцево и Измайлово в Москве, Чебоксарах. Высокой оценкой были отмечены работы по реставрации исторических парков: Павловского и Петродворцового в Ленинграде, парка в Алупке. В 1983 г. был проведен конкурс на лучший проект парка в Новочебоксарске (167). Первая премия присуждена проекту парка В. Н. Антонинова, В. А. Андреева, В. А. Косинова, Е. А. Носова и Д. И. Ващекина.

Типичный пример крупного зонированного парка - парк имени В. И. Ленина в Ленинграде (168). Он является составным элементом непрерывной парковой зоны вдоль залива, в которую входят парки Стрель-ны и Петродворца. Таким образом, Ленинград получает выход к морю и прекрасную городскую панораму в парковой «оправе» со стороны Финского залива.

Большая площадь парка (540 га) позволяет решить его многообразные функции, не затесняя и не размельчая территорию. Восточная часть парка отводится для массовых мероприятий, для зоны аттракционов и стадиона на 30 тыс. мест. В западной части размещаются детский сектор, зона пляжей, прогулок и тихого отдыха. Средняя часть отводится под центральный ансамбль сооружений.

Районы парка формируются в зависимости от назначения и расположения. Береговая полоса объединяет все районы; ее линия - то плавная, то изрезанная, с рядом бухточек и заливов.

Дополнительные внутренние водные поверхности позволяют летом продлить купальный сезон в то время, когда в заливе уже ветрено и холодно, а зимой - организовать катки. Намывом земли из залива общая отметка парка поднята на 2,5 м. Отдельные приподнятые части - трибуны стадиона, гора в детском секторе, летний театр - создают интересный рельеф, который вносит разнообразие в общую объемно-пространственную композицию парка.

Композиция парка построена на контрастах - открытые ландшафты моря и закрытые ландшафты внутренних частей парка, геометрические, парадные ансамбли и естественные пейзажи лугов и рощ. Разработка отдельных фрагментов парка раскрывает найденные авторами интересные приемы: сочетания стриженых боскетов со свободными группами, акватории с круглыми островками, связанными проходами по воде, бассейны с изгибами живых изгородей, отгораживающих пляжи от проходящих посетителей, искусственные скалы в парке аттракционов.

Характер взаимного расположения зон имеет влияние на планировку, композицию и восприятие парка. Анализ показывает, что существуют два основных принципа расположения зон. Принцип последовательного расположения основных функциональных зон парка хорошо виден в проекте ЦПКиО. им. М. Горького в Москве (архит. А. В. Власов).

Посетители парка сразу попадают в его наиболее активную часть, в зоны выставок, пропаганды научных знаний и т. п., в которых значительная часть людей остается, другие проходят в спортивную зону; последняя зона - зона тихого отдыха и пляжей оказалась, таким образом, как бы наименее доступной, переходящая в зону отдыха на Ленинских горах.

Подобный принцип функционально-пространственной организации наблюдается в значительной части проектов парков 30-х годов. Центрическая схема, как показала жизнь, оказалась перспективной, так как давала возможность свободного выбора видов отдыха, а следовательно, и более гибкого использования территории парка.

Большое значение имеет вопрос об устройстве внутрипаркового транспорта. Анализ и сравнение вариантов парков разной площади показывает, что при рациональных планировочных решениях парки площадью до 900 га могут обходиться без внутреннего транспорта, т. е. быть полностью пешеходными. Парки площадью до 1000 га должны иметь внутренний транспорт. Основная трасса внутрипаркового транспорта должна по возможности удовлетворять следующим требованиям: охватить основные сооружения массового пользования; служить для обозрения лучших пейзажей парка; отвечать характеру существующего рельефа; быть по возможности декоративной. Помимо городских парков общего типа в городах существуют и специализированные парки, использование которых накладывает существенный отпечаток на их планировку и пространственную композицию.

Так, устройство мемориальных парков требует решения особых идейных и композиционных задач. Вопросы проектирования мемориальных ансамблей приобрели особую актуальность после второй мировой войны; особенно значительной эта задача стала в Советском Союзе, принесшем неизмеримые жертвы для свершения великого народного подвига.

За период, прошедший после Великой Отечественной войны, было создано много произведений, увековечивших героические и трагические события, связанные с этим временем тяжких испытаний. Большинство этих произведений являет собой пример подлинного синтеза архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и ландшафтного искусства.

Особыми приемами решаются парки, посвященные активному отдыху. Так, все большее распространение получают спортивные парки, где первостепенная роль отведена играм и спорту, т. е. активному отдыху.

Центральный парк Ленинграда на островах Невской дельты не мог считаться завершенным, пока функционировала одна его часть - прекрасный парк на Елагинском острове, отведенный под зону тихого отдыха. После Великой Отечественной войны был построен Приморский парк Победы на площади более 200 га, решенный как парк массового отдыха и спорта, расположенный на далеко вдающемся в морской залив Крестовском острове (169).

Над окружающим ландшафтом доминирует стадион - холм, композиционно завершая парковый ансамбль. Он возвышается над уровнем моря на 16 м. Внутри холма сделана огромная выемка, склоны образовали амфитеатр, вмещающий более 80 тыс. зрителей, а дно - спортивную арену. Внешняя сторона насыпных трибун решена в виде террас, разделенных зелеными откосами. На террасах, окаймленных живыми изгородями, высажены деревья. С верхнего уровня раскрывается перспектива на водные просторы Финского залива.

Этот грандиозный стадион-холм органически сливается с парком. Парк начинается сразу с верхней террасы и продолжается уже на горизонтальном участке, включая обширные береговые полосы, удобные для пляжей, кольцевые прогулочные аллеи, луга и водоемы, тенистые рощи. Несколько жесткая планировка центральной части парка с двухкилометровой аллеей, подводящей к оси стадиона, и симметрично разбитыми спортивными площадками смягчается свободным контуром прогулочных дорожек и свободной посадкой насаждений.

В 30-е годы в нашей стране было начато одновременно строительство многих парков; некоторые предполагали освоение непригодных под застройку территорий (так, парк на Кировских островах в Ленинграде в своих пределах имел низкий затапливаемый Крестовский остров). Другие, напротив, базировались на прекрасных лесных массивах - это парки культуры и отдыха «Измайлово» и «Сокольники» в Москве, парки в Челябинске, Туле и ряде других городов.

Примером парка, который был запроектирован и осуществлен без решительного изменения каких-либо ландшафтных компонентов, может быть парк в Туле; проект его был разработан в 1934 г. архит. М. И. Прохоровой. Территория парка (около 150 га) не отличалась ярко выраженной индивидуальностью ландшафта. Рельеф участка был довольно плоский, массив насаждений не отличался ни разнообразием, ни особыми декоративными качествами.

Проектная практика последних десятилетий свидетельствует о том, что для устройства парковых территорий все чаще используются поймы рек. Об этом свидетельствует освоение поймы Москвы-реки для строительства общегородских парков и зон отдыха, создание Днепровского гидропарка в Киеве и др. Характерным примером может служить парк Фили-Кунцево, являющийся составной частью северозападной зоны отдыха Москвы и размещающийся на территории 285 га.

Особенностью ландшафта Филевского парка является расположение узкого зеленого массива длиной 8 км на высоком берегу Москвы-реки в двух уровнях. Довольно большую часть парка занимает крутой и высокий склон, соединяющий две террасы (170).

Территория, включая террасы и склоны, в основном покрыта древесно-кустарниковой растительностью, нелесные площадки занимают около трети территории.

С различных точек на набережной открываются далекие перспективы на Крылатское. Темные с густыми насаждениями участки сменяются открытыми полянами с красивыми опушками из дубов, вязов, лип, берез. Возраст дубов и сосен достигает 130 - 160 лет, лип 70-100 лет. Встречаются деревья, стволы которых в диаметре 80-100 см и более.

Для охраны памятников ландшафтного искусства необходимо введение особого режима пользования на территории парка. Эта задача решается путем рациональной планировки, включающей создание системы периметральных зон активного отдыха и буферных зон, примыкающих к окружающим жилым районам, и параллельно с этим выделение зон ограниченного посещения.

Главная цель работы - предоставить в распоряжение населения прилегающих жилых районов максимально приближенную зону активного отдыха при сохранении глубинного озелененного пространства.

В каждой зоне активного отдыха предусматривается организация аттракционов и развлечений, детских городков, культурно-просветительных мероприятий, спортивных площадок, объектов питания. Система сооружений, размещаемых в каждой активной зоне парка, пропорциональна количеству посетителей зоны.

Периметральное расположение объектов обслуживания рационально и с точки зрения обеспечения их инженерными коммуникациями. Зоны активного отдыха формируются на участках, освобожденных после вывода учреждений непаркового профиля.

Для удобства обслуживания посетителей парка предлагается не компактное решение зон, а расчлененное на секторы, тяготеющие к бульвару, создаваемому по периметру парка вдоль Б.Филевской ул.

Секторы районного значения располагаются у главных входов в парк, вблизи транспортных остановок и станций метрополитена. Кроме того, намечено создание пяти специализированных секторов микрорайонного значения вдоль Филевской ул. для младших школьников и дошкольников. Эти секторы обслуживают население, проживающее в радиусе 0,5 км.

Основная часть территории покрыта ценными насаждениями и отводится для прогулочной зоны и зоны тихого отдыха. К таким участкам относятся липовая роща в восточной части парка, естественная дубрава в средней части парка и полоса насаждений, тянущихся по нижней террасе вдоль Москвы-реки.

В западной части парка, граничащей с проектируемым жилым массивом «Крылатское-2», на территории, высвободившейся после сноса жилых строений, организовывается видовой парк. Отсюда открывается панорама на спортивный комплекс гребного канала и пойму Москвы-реки.

Зона тихого отдыха включает детские секторы отдыха, площадки отдыха взрослого населения, кафе, буфеты, пункты проката. Зона тихого отдыха формируется вокруг прогулочных кольцевых аллей, включающих все элементы тихого отдыха и проходящих через секторы активного отдыха.

Основные строения и площадки хозяйственной зоны предполагается разместить на месте пустыря у Новозаводской ул.

По генплану реконструкции и развития Москвы историческая часть парка является объектом городского значения и выделяется в особую музейную зону, которая включает все основные элементы сохранившейся планировки памятников архитектуры усадьбы Нарышкиных.

Проектные предложения по музейной зоне основываются на исторических планах, датированных 1804 и 1821 гг., а также 1838-1839 гг.

В соответствии с историческими материалами намечаются реставрация дворца и планировки верхнего и нижнего парков.

Планировка перед домом до наших дней сохранила черты регулярности, мало изменились и нижняя часть парка, и партерный спуск к Москве-реке.

На нижней террасе на территории раскопок проектируется археологическая зона, включающая один из самых интересных археологических памятников Москвы - «Кунцевское городище».

На месте городища будет организован музей под открытым небом, представляющий частично восстановленные системы укреплений, остатки наземных жилых построек и полуземлянок с предметами обихода и остатками древнего оружия VI-VIII вв., а также остатки сооружений периода великокняжеской Москвы XIV-XV вв., и находки, связанные со славянами XI- XIII вв.

Одной из главных задач по формированию планировочной структуры является упорядочение дорожно-тропиночной сети с организацией продольных, поперечных и кольцевых маршрутов.

Поперечные аллеи служат для связи шести главных входов с прогулочным парком и рекой. Каждое направление проходит через соответствующий сектор активного отдыха в прогулочном парке.

Транзитные прогулочные связи проложены вдоль транспортной магистрали, они проходят через все входы в парк и являются, с одной стороны, парковыми распределителями, а с другой, используются как пешеходные бульвары.

Проектная емкость территории парка и его сооружений составит 25 тыс. чел. За год парк культуры смогут посетить до 2,5 млн. отдыхающих.

В дальнейшем намечена разработка рабочих проектов на реконструкцию и комплексное благоустройство отдельных территорий Фили-Кунцевского парка культуры и отдыха, включая решение архитектурно-планировочных вопросов, сохранение экологического режима территории, формирование структуры зеленых насаждений.

Парки культуры и отдыха должны соответствовать задачам отдыха и досуга населения прилегающих городских жилых районов. Однако учитывая, что под парки культуры и отдыха приспосабливают существующие зеленые массивы, в целях бережного отношения к ним, функциональная организация и планировочная структура должны учитывать особенности этих массивов. Примером такого подхода является проект Измайловского парка в Москве (авторы: В.Ф.Гостев, Н.П.Перцова, О.Л.Жибуртович) (171 - 174).

Парк - пам"ятка садово-паркового мистецтва - категорія заповідних об"єктів, що визначається Законом України про природно-заповідний фонд України.

Парки - пам"ятки садово-паркового мистецтва -- це найбільш визначні та цінні зразки паркового будівництва з метою охорони їх і використання в естетичних, виховних, наукових, природоохоронних та оздоровчих цілях.

Згідно із Законом України про ПЗФ (стаття 3), парки - пам"ятки садово-паркового мистецтва відносяться до групи штучно створених об"єктів ПФЗ. До цієї групи також належать: ботанічні сади, дендрологічні парки і зоологічні парки. За тією ж статтею Закону, "парки - пам"ятки садово-паркового мистецтва залежно від їх екологічної і наукової, історико-культурної цінності можуть бути загальнодержавного або місцевого значення."

Парки - пам"ятки садово-паркового мистецтва можуть перебувати як у власності Українського народу, так і в інших формах власності, передбачених законодавством України (стаття 4 ЗУ про ПЗФ). У разі зміни форм власності на землю, на якій знаходяться парким - пам"ятки садово-паркового мистецтва, землевласники зобов"язані забезпечувати режим їх охорони і збереження з відповідною перереєстрацією охоронного зобов"язання (стаття 4 ЗУ про ПЗФ). Парки - пам"ятки садово-паркового мистецтва відповідно до законодавства України можуть бути визнані юридичними особами. (стаття 5 ЗУ про ПЗФ).

Садово-паркове мистецтво має давню історію. Його виникнення сягає у глиб віків і є ознакою цивілізації, окультурення природного середовища. Садово-паркове мистецтво належить до синтетичних видів мистецтв і є одним з найбільш складних і трудомістких, адже оперує з неживими речами і живими істотами -- рослинами.

Як кожна жива істота, парк має народження, етапи становлення, розквіт і смерть. На вигляд парку значно впливають примхи володарів, природні буревії, зміни мод, наявність догляду чи його відсутність, соціальні катастрофи. Дерева мають свій вік існування. Якщо парку пощастить і догляд відбувається на протязі століть, мертві дерева заміняють аналогами.

Поняття «сад» і «парк» недалеко відійшли один від одного і часто бувають замінниками один одного. Але вони мають різні функції і досить самостійні об"єкти людської діяльності.

Сад -- переважно сільськогосподарський об"єкт для вирощування і отримання фруктів і ягід.

Парк -- переважно мистецький об"єкт з особливим розплануванням, включенням різних архітектурних споруд від малих архітектурних форм (альтанки, павільйони) до палаців, театрів, стадіонів, різних спортивних майданчиків. Частка історичних парків мала у своєму складі і ділянку плодового саду (плодовий сад та город у замку Віландрі, в парку Во ле Віконт, Франція; в парках передмість Санкт-Петербургу; італійський парк 17 ст. в Підгорецькому замку, Україна, мав ділянку виноградника). В сучасних парках від цих настанов зазвичай відходять, а функції плодового саду і парку -- розмежовують.

Сади досить швидко перейшли у склад пам"яток. В Стародавній Греції штучно створений сад швидко наблизився до статусу свяченого гаю. Навіть якщо сад не мав статусу свяченого гаю, якась споруда в ньому ставала його візитівкою і надавала статусу пам"ятки. Так вийшло з садами Академії у Афінах. Назва йде від імені міфічного героя Академа. Той допоміг братам -- близнюкам Кастору і Поллуксу -- визволити з неволі царівну Європу. За легендою Академ був похований саме в цьому саду. Сад Академа обрали своєю резиденцією філософи. Саме тут гуляв і вів диспути разом з учнями і послідовниками філософ Платон (427-347 рр. до н. е.).

В нашей стране сохранилось очень много памятников садово-паркового искусства. Все они охраняются государством, в них ведется большая работа по реставрации сооружений уходу за насаждениями

Сохранившиеся памятники садово-паркового искусства (сады, парки и прочие объекты) требуют самого бережного отношения при их использовании и научно обоснованного подхода к их восстановлению.

Каждый дворцово-парковый ансамбль представляет собой объёмно-пространственную композицию, построенную по определенному замыслу со всеми стилистическими особенностями, отвечающими периоду ее создания. Дворцы, павильоны и парки являются частями одного целого, взаимно дополняющими друг друга.

Завершенный облик ансамбли приобретали постепенно, так как от начала строительства и до создания выразительной композиции ансамбля, которую принято называть периодом расцвета, проходило 40-50 лет. В процессе последующего формирования одни ансамбли не подвергались изменениям, принципиально нарушающим первоначальный замысел, другие же переделывались, дополнялись в соответствии с требованиями иных стилистических периодов, т. е. испытывали последующие наслоения.

Реставрация объектов садово-паркового искусства - это процесс творческий, он не сводится, за редчайшим исключением, к буквальному воспроизведению композиции периода расцвета. При сохранении стилистических особенностей ансамбля в целом необходимо, как правило, считаться с последующими наслоениями, с сохранившимися старыми деревьями, изменением назначения ансамбля, большими потоками посетителей и еще целым рядом факторов, вплоть до современных методов эксплуатации парка. Однако все новые требования должны быть так учтены, чтобы они не нарушали общего принципа решения ансамбля периода его расцвета.

Реставрация исторических объектов требует от автора разносторонних знаний (истории градостроительства, архитектуры, садово-паркового и ландшафтного искусства, дендрологии, почвоведения, мелиорации и т. д.), достаточной эрудиции и воображения, чтобы на основании изучения совокупности исторических материалов суметь восстановить произведение искусства со всеми основными особенностями периода его расцвета.



По определению арх. Н. А. Ильинской, термин «реставрация» в области ландшафтной архитектуры может быть применен в полном смысле этого понятия только к отдельным фрагментам и деталям. Что же касается объектов в целом, то в них в той или иной степени всегда имеют место элементы реконструкции. Поэтому правильнее было бы называть проекты реставрации проектами реставрации с элементами «реконструкция», что очень громоздко, и на практике это понятие стали заменять термином «восстановление».

Под термином «воссоздание» в настоящее время понимается строительство заново полностью утраченной композиции. Термин «консервация» применяется в ландшафтной архитектуре в смысле сохранения и поддержания композиции парка без внесения каких-либо изменений в планировку и объемно-пространственное решение, но при этом в нем все же будет продолжаться рост деревьев и кустарников, и парк в какой-то степени будет меняться.

Объекты ландшафтной архитектуры непрерывно изменяются - по временам года и на протяжении всего своего существования, переживая «юность», «зрелый возраст», соответствующий обычно периоду расцвета, и «старость». Периодически по достижении основными породами деревьев критического возраста снос их становится неизбежным. При этом происходит резкий контраст - на смену старым деревьям, с которыми люди сроднились, приходят молодые, в результате чего впечатление от объемно-пространственной композиции меняется.

Методику восстановления каждого конкретного ландшафтного объекта автор проекта разрабатывает применительно к его индивидуальным особенностям, и в этом отношении никаких общих рекомендаций не бывает.

Проекты восстановления исторических объектов ландшафтной архитектуры необходимо разрабатывать в проектных организациях, которые могут решать эту проблему комплексно, т. е. с ландшафтной, архитектурной и инженерной точек зрения.

Приступая к работе по восстановлению исторического объекта ландшафтной архитектуры, прежде всего надо понять его назначение и использование в ближайшее время и в перспективе. Это определяется заданием на проектирование.

Существующая практика использования исторических парков для разнообразных видов современного отдыха должна рассматриваться как явление временное, так как не решает полностью проблему отдыха горожан и в то же время губительно сказывается на состоянии и облике исторических ансамблей. Самой действенной мерой по сохранению исторических парков является строительство новых, так называемых «буферных» парков. Их надо располагать в непосредственной близости от исторических ансамблей на территориях, имеющих хорошие природные условия, что позволяет благоустроить их в относительно короткие сроки. В некоторых случаях для размещения активных форм отдыха можно использовать охранные зоны исторических ансамблей.

После выявления назначения восстанавливаемого объекта в будущем необходимо перейти к собственно пред-проектным работам, состоящим из обследования объекта, сбора соответствующего материала и в итоге анализа результатов обследования и собранного материала. Это очень ответственный этап работы, так как проект является логичным следствием проведенного предварительного исследования.

По опыту арх. Н. А. Ильинской обследование объекта и сбор материала целесообразно вести параллельно, это делает работу более целенаправленной. Результаты проводимых исследований по каждому из разделов (почва, рельеф, водная система, растительность, архитектурные сооружения, малые формы) должны быть оформлены в виде схем, планов, текстового материала, подробной фотофиксации. Все это вместе взятое должно явиться базой для разработки проекта и методики восстановления.

В зависимости от сложности и площади проектируемого объекта масштаб выбирают 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200.

Геодезическая съемка включает следующие разделы:

1. горизонтальная планировка, вертикальная планировка, подземные сооружения, наземные сооружения, древесные насаждения (практически все эти данные объединены на одном чертеже) ;

2. инженерная геология;

3. археологические раскопки;

4. архивные изыскания.

Для получения исчерпывающих данных о состоянии восстанавливаемого объекта необходима всесторонняя его характеристика, в которую входят:

  • почвенно-грунтовые условия;
  • рельеф и почвенный покров;
  • водная система;
  • дорожная сеть и площадки;
  • инвентаризация насаждений;
  • архитектурные сооружения;
  • малые архитектурные формы и скульптура.

В библиотеках, архивах, музеях следует собрать максимально полно планы, гравюры, рисунки, обмеры, фотографии, т. е. исчерпывающий материал, отображающий состояние объекта на разных стадиях его существования. Кроме графического и иллюстративного материала необходимо изучение архивных и литературных источников, характеризующих объект на разных этапах развития. Необходимо также познакомиться с историей, особенностями развития всех видов искусств и садово-паркового в частности, на всем протяжении существования ансамбля.

В результате проделанного анализа должно быть подтверждено или уточнено заключение, указанное в плановом или реставрационном задании о том, на какой период следует восстанавливать весь ансамбль или его отдельные части.

Объекты, не претерпевшие за период своего существования стилистических изменений, целесообразно восстанавливать на период их наивысшего расцвета.

Предпроектная документация содержит полную характеристику состояния восстанавливаемого объекта и включает:

1. Уточненное архитектурно-планировочное или архитектурно-реставрационное задание с четко сформулированным назначением восстанавливаемого объекта и характером его использования в дальнейшем, с перспективным расчетом посещаемости и сравнением ее с современной посещаемостью.

2. Исчерпывающую историческую справку.

3. Исторический план периода, на который восстанавливается данный объект.

4. Опорный план и опорный дендро-план, характеризующие современное состояние объекта.

5. Совмещенные планы планировки, размещения сооружений и насаждений (периода, на который восстанавливается объект, и современного состояния) - историко-архитектурный опорный план.

6. Ситуационный план.

7. Перспективный план развития района, в котором находится объект.

8. Схему утвержденных границ воcстанавливаемого объекта с нанесением границ охранной зоны, если они разработаны.

9. Транспортную схему.

10. Строительный паспорт объекта - исходные данные на проектиро вание. Данные и условия на присоединение к городским инженерным коммуникациям. Справку о сносе ветхих строений.

11. План гидросистемы.

12. Фотофиксация существующего состояния объекта.

Проектам восстановления больших и ответственных объектов ландшафтной архитектуры, как правило, должна предшествовать стадия технико-экономических расчетов (ТЭР).

Проектирование ведется в одну стадию - рабочий проект или в две стадии - эскизный проект, именуемый в последней инструкции просто «проект», и рабочая документация.

Приступая к работе над проектом, прежде всего следует определить, остаются ли неизменными исторические границы объекта. Кроме того, надо выяснить, потребуется ли внесение корректив в размещение насаждений по границам объекта из-за изменившегося, как правило, окружения.

Следует изучить перспективную транспортную схему. Если намеченные остановки транспорта не отвечают расположению исторических входов, то надо добиваться приведения их в соответствие с теми, которые сложились.

При работе над дорожной сетью существенное значение имеют перспективная посещаемость объекта в целом и посещаемость его архитектурных сооружений, трассы экскурсионных маршрутов. Большое значение в ландшафтной композиции имеет не только рельеф, но и микрорельеф, особенно в открытых частях. В регулярных композициях это система небольших террас, искусственных повышений и понижений, в пейзажных-небольшие уклоны, придающие отдельным участкам значительно большую выразительность. Поэтому необходимо обратить серьезное внимание на возможность максимально полного и точного восстановления как рельефа, так и микрорельефа.

Проекты восстановления больших и ответственных объектов ландшафтной архитектуры полезно выносить на обсуждение специалистов. Обсуждать следует эскиз, а не законченную работу, когда практически уже изменить ничего нельзя. Осуществляться проекты восстановления исторических объектов должны обязательно под авторским надзором. Изложенные общие положения в равной степени относятся к регулярным и к пейзажным объектам.

Восстанавливаемые объекты различны по художественной ценности, сохранности, назначению, размерам, наличию исторических материалов и многим другим признакам, поэтому нельзя рекомендовать для всех единый перечень проектной документации. Можно иметь лишь ориентировочные перечни документации для разных стадий проектирования, которые в зависимости от конкретных условий подлежат сокращению или дополнению к объему СНиПа.