Петропавловская крепость. Собор святых апостолов Петра и Павла (начало)

Петропа́вловский собо́р (официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла ) - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости , усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко . С 1733 до 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким зданием Санкт-Петербурга, а до 1952 года - самым высоким в России.

История

Причины строительства

Строительство и дальнейшее существование

В 1756-1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. В 1776 году на колокольне были смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии .

В 1777 году шпиль собора был повреждён бурей. Восстановительные работы велись архитектором Петром Патоном , новую фигуру ангела с крестом выполнил Антонио Ринальди . В 1830 году повреждённую фигуру ангела ремонтировал Пётр Телушкин , поднявшийся наверх без возведения строительных лесов .

В 1857-1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (архитектор К. А. Тон , инженеры Д. И. Журавский , А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды , связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции . После этого высота постройки увеличилась на 10,5 метров .

В 1864-1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875-1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны .

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII - начала XVIII веков (серебряная утварь , книги, облачения , иконы) было отдано в другие музеи .

С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения . В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит архимандрит Александр (Фёдоров) , являющийся также председателем епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам .

Архитектура

По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры . Длина постройки - 61 метр, ширина - 27,5 метра

Несмотря на строгие формы, собор оставляет впечатление лёгкости и общей устремлённости вверх.

Внутреннее убранство

Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор , яшма , родонит . Пол собора вымощен известняковыми плитами. Роспись стен принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову. Лепной декор собора выполнили Игнацио Росси и Антонио Квадри , плафоны в центральном нефе - Пётр Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах собора под общим руководством Андрея Матвеева нарисованы художниками Георгом Гзелем , Василием Ярошевским , Михаилом Захаровым , В. Игнатьевым , Иваном Бельским , Д. Соловьёвым, Александром Захаровым [ ] . Пространство собора освещается пятью паникадилами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя . Паникадило, висящая перед алтарём, является подлинником XVIII века, остальные - восстановлены после Великой Отечественной войны .

Царские врата в Петропавловском соборе

Симметрично кафедре - у правой колонны - располагается Царское место, предназначенное для императора и снабжённое атрибутами монархической власти: скипетром , мечами и короной.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамёна, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж . Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамён .

Храм имеет два престола. Главный из них освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй престол находится в юго-западном углу и освящён в честь святой великомученицы Екатерины .

На колокольне располагается 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. Там же установлен карильон . Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

Императорская усыпальница

Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля , там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна V Алексеевича .

Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице . В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694-1715) . Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича . В 1716 году у входа в собор похоронена

Описание

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Панорама на Петропавловскую Крепость и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге лучше всего открывается с Дворцовой набережной от Эрмитажа. Комплекс сооружений Петропавловской крепости занимает всю территорию Заячьего острова, соединенного мостом через Кронверкский проток с Петроградской стороной. Гладь реки Невы, несет свои воды к Финскому заливу. Петропавловская крепость, выполненная по лучшим образцам военных фортификационных сооружений Европы, одета в гранит с неприступными бастионами.

Торжественный Петропавловский собор с высокой многоярусной колокольней, увенчанной башенкой сложной формы и стрелой золоченого шпиля с ангелом, куполом на высоком барабане и башенкой с золоченой главкой и крестом создает неповторимый силуэт. Отдельный корпус Великокняжеской усыпальницы, под большим четырехгранным куполом, соединен с собором через переход. Неповторимое сочетание военной крепости и религиозного сооружения, дополняют друг друга. Синтез водной стихии, архитектуры и небесного простора определяет то лицо города Святого Петра, которое живет в сердце каждого человека, видевшего эту незабываемую панораму хотя бы один раз в жизни.


Названный в честь небесных покровителей Санкт-Петербурга Святых апостолов Петра и Павла, Петропавловский собор является одним из главных символов города на Неве. Собор, выполненный в стиле петровского барокко, сориентирован вдоль течения реки Невы. С западной стороны расположена четырехгранная каменная четырех ярусная колокольня с окнами, башней сложной формы и высоким шпилем с ангелом и крестом (122,5 метра), в фасадной стене, украшенной валютами на уровне первого и второго ярусов полуколоннами и полуциркульными нишами, расположен главный вход, украшенный треугольным портиком с колоннами. Над восточной алтарной частью расположен высокий многогранный барабан с продолговатыми окнами и сложным по форме куполом с овальными окнами, башенкой с золоченой главкой и крестом. Собор покрыт двухскатной крышей. Ритм пилястр на боковых фасадах повторяет ритм высоких прямоугольных окон

.

Деревянная Петропавловская церковь в Санкт-Петербурге

Первая деревянная церковь была заложена 12 июля 1703 года в день Cвятых апостолов Петра и Павла. Оштукатуренные фасады церкви были расписаны под желтый мрамор. В небольшой башне со шпилем, построенной на голландский манер, было устроено несколько колоколов, на которых специальный человек вручную ударяя в определенный колокол, указывал количество часов в течение суток.


Каменный Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Большой каменный Петропавловский собор начали строить в мае 1714 года по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини прямо вокруг деревянной церкви, которую позже разобрали и перенесли в другое место. Для каменного собора был вырыт ленточный фундамент глубиной в 2 метра. По пожеланию царя Петра I первой начали возводить колокольню, она была необходима по стратегическим соображениям как смотровая площадка, чтобы вовремя предупреждать о приближении вражеских войск. В 1717 году голландским мастером Германом ван Болесом была выполнена сложная стропильная конструкция шпиля, установленного на колокольню. На шпиль подняли металлическое яблоко. В 1719 году рижский мастер Ф. Цимерс выковал 887 листов из красной меди, рижские мастера И. П. Штейнбейс и И. В. Эберхард позолотили эти листы и обшили ими шпиль. Одновременно возводился основной объем собора.



Портрет архитектора Доменико трезини


Петр I требовал вести работы на колокольне со всем возможным поспешанием с тем, чтобы уже в 1716 году установить на ней часы-куранты, привезенные им из Европейского путешествия. Часы-куранты заиграли на колокольне в августе 1720 года. Государь с иностранными гостями неоднократно поднимался на колокольню в полдень, когда на колоколах вручную игралась мелодия. Часовой механизм самостоятельно играл каждые четверть- и полчаса. С колокольни хорошо был виден весь Санкт-Петербург, в подзорную трубу можно было разглядеть Петергоф, Кронштадт и Ораниенбаум.


По эскизу Доменико Трезини мастерами Штейнбесом и Эберхардом из золоченых медных листов в 1723 году изготовили в виде флюгера фигуру ангела, который двумя руками держался за ось, в которою был помещен поворотный механизм. В ту пору высота колокольни от фундамента до верхней точки креста, которым заканчивалась ось, составляла 106 метров.



Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, построенный в западных традициях возведения храмов, был совершенно новым явлением в архитектуре религиозных сооружений в России того времени. Стены собора с высокими окнами были менее толстые нежели в традиционных русских храмах, один большой купол на барабане, высокие узкие пилоны внутри собора, повторяющие ритм наружных фасадных пилястр, колокольня с высоким остроконечным шпилем. Помимо библейских сюжетов при живописном оформлении внутреннего пространства собора были применены светские художественные орнаменты. Стены храма были расписаны русскими художниками Воробьевым и Негрубовым, плафон в центральном нефе расписал художник Петр Зыбин.



В 1725 году умер Император Петр I, через 2 года умерла супруга царя Императрица Екатерина I. В 1731 году после завершения строительства Петропавловского собора Петра I и Екатерину I похоронили перед алтарем у южной стены.



В 1760 году над могилами коронованных особ были выполнены надгробия из белых мраморных плит. Для захоронений Императора Александра II и его супруги Императрицы Марии Федоровны были выполнены надгробия из яшмы и орлеца.


Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, символизируя победу России над Швецией в ходе Северной войны, имеет форму триумфальной арки. По первоначальному эскизу архитектора Доменико Трезини в мастерской Ивана Зарудного в Москве в 1722-1726 годах иконостас был выполнен из дуба и липы. В 1727 году иконостас был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург в разобранном виде, собрали его и позолотили в самом соборе. Все резные декоративные элементы иконостаса отличаются редкой красотой и изяществом исполнения.



Царские врата перед иконостасом отличались торжественностью, тонкостью исполнения фигур архангелов Михаила и Гавриила, возвышающихся по обеимм сторонам на трехъярусных пьедесталах и все декоративные детали были покрыты золотом, что придавало всему алтарному месту праздничное, неповторимое по красоте, незабываемое впечатление. Иконы для иконостаса были написаны в артели Андрея Меркульева.


В 1732 году мастером Николасом Проскопом из резного позолоченного дерева была оборудована кафедра, над которой располагались фигуры апостолов Петра и Павла, над ними – четыре евангелиста. На самом верху – фигура голубя – символа святого духа. В нижней части кафедры были расположены живописные полотна с изображениями сюжетов из притчи о сеятеле. Царское место, выполненное из позолоченного дерева, обтянутое бархатом, установили в правой части центрального прохода. Кресла здесь никогда не было, так как царь Петр I во время служб никогда не садился.



Хрустальные трехъярусные продолговатые люстры, выполненные в конце 18-го века русскими мастерами, украшали центральный неф собора. У алтаря люстра подлинная, остальные были воссозданы после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.


В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль собора ударила молния, колокольня полностью сгорела, погибли голландские часы-куранты, была повреждена крыша. Однако иконостас благодаря его сборной конструкции был спасен. После скорейшего восстановления Петропавловского собора крыша становится более плоской, колокольню возводят каменную на сваях. В результате реконструкции в соборе появились дополнительные помещения.



На первом и втором ярусах колокольни появились валюты, внутри нее была устроена лестница. Изменилась форма высокого многогранного барабана под куполом, высота шпиля была увеличена до 117 метров. По настоянию Императрицы Екатерины II собор восстанавливали по проекту архитектора Доменико Трезини, новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауэра мастером Еремеевым.


Фигура ангела была выполнена по первоначальному эскизу Трезини. Новые часы-куранты выполнил голландский мастер Оорт-Крас их установили на каменной колокольне в конце 1770 годов. Во время урагана 1778 года была повреждена вторая фигура ангела на шпиле собора. Третий ангел был выполнен по проекту архитектора Антонио Ринальди, он перестал выполнять функцию флюгера, фигура ангела вращалась только для уменьшения ее парусности. Этот ангел осеняет наш город и сегодня. В 1820 году у ангела на шпиле оторвало крыло сильным порывом ветра. Ремонтные работы по восстановлению фигуры ангела на шпиле произвел кровельщик Ярославской губернии Петр Телушкин за шесть недель, пользуясь только веревкой с петлями на концах и подвижным узлом. По окончании работы Телушкин получил в награду 3000 рублей и серебряную медаль «За усердие».



В 1857-1858 годах пришедший в ветхое состояние шпиль был реконструирован. По проекту инженера Журавского на Нивьянском заводе на Урале изготовили металлический каркас, обшитый медными позолоченными листами. На 2/3 высоты внутри шпиля была устроена лестница, далее к окончанию шпиля вели наружные металлические скобы. Общая высота собора с крестом и фигурой ангела составила 122, 5 метра. В это же время были реконструированы часы-куранты. Царские врата из-за ветхости заменили на новые, выполненные из бронзы и позолоченные.

Петропавловский собор в XX - XXI веках

Всех коронованных особ династии Романовых хоронили в Петропавловском соборе, но к началу двадцатого века этих площадей уже не хватало. В 1908 году по проекту архитекторов Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа для захоронения членов императорской семьи построили Великокняжескую усыпальницу в стиле историзма, соответствующего стилю петровского барокко, перекрытую большим четырехгранным куполом с башенкой сложной формы и главкой с крестом. Новое архитектурное сооружение соединили с собором коридором.



Убранство Петропавловского собора, признанного памятником архитектуры, после революции 1917 года сохранилось. Однако когда собор в 1919 году был отдан Музею истории города, ценности из него были вывезены, военные трофеи переданы в другие музеи. В Великокняжеской усыпальнице долгое время размещался склад. Во время вражеских бомбардировок в период блокады Ленинграда ангел был закрыт мешковиной, шпиль закрашен для маскировки. После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были восстановлены.


В 1992 году в Великокняжеской усыпальнице был похоронен Великий князь Владимир Кириллович Романов. В 1998 году в Екатерининский придел Петропавловского собора были перенесены останки последнего Императора России Николая II и его семьи. Последней в соборе упокоилась в 2006 году супруга Императора Александра III Императрица Мария Федоровна, останки которой были перевезены в Санкт-Петербург из Дании.


С 1990 годов в Петропавловском соборе стали проводиться панихиды по Российским Императорским особам. В 1999 году состоялось первое архиерейское богослужение в светлый праздник Рождества Христова. В 2009 году в Петропавловском соборе в престольный праздник было совершено богослужение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В 280-летие со дня освящения Петропавловского Императорского собора – выдающегося памятника архитектуры в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля 2013 года состоялся праздник. Божественную литургию в этот праздничный день провел Святейший Патриарх Кирилл.


В 1990- е годы голландские мастера устроили на одном их ярусов колокольни карильоны – особые голландские колокола, обладающие тонким мелодичным льющимся звоном. Эти звоном восхищался еще царь Петр I при посещении Голландии в 18-м веке. Мелодии, специально придуманные для исполнения на карильонах радуют петербуржцев и гостей города на Неве и сегодня.

Петропавловский собор

Петропавловский собор, золоченый шпиль которого стал одним из символов Санкт-Петербурга, широко известен как выдающийся памятник архитектуры первой половины XVIII века. Гораздо меньше освещена его история как усыпальницы Российского Императорского Дома.

Между тем современниками Петропавловский собор воспринимался прежде всего как некрополь Дома Романовых, и этому же, в значительной степени, были посвящены и его церковные службы. В печальном оформлении собора для траурных церемоний принимали участие многие ведущие архитекторы и художники города - Д. Трезиии, А. Вист, Дж. Кваренги, О. Монферран и другие. К сожалению, видеть все это могли лишь современники событий, так как после похорон траурное убранство разбиралось, и собор принимал свой обычный облик.

Собор во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербургской крепости, именующийся с 1858 года „Петропавловский", был построен в 1712-1733 годах по проекту архитектора Доменико Трезини.

Освященный 29 июня 1733 года, собор является одним из интереснейших памятников архитектуры эпохи барокко. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание, над восточной частью которого высится барабан, увенчанный куполом, а над западной - колокольня с позолоченным шпилем. Последняя и поныне остается самым высоким (122,5 метра) архитектурным сооружением города.

Петропавловский собор занимал особое место среди храмов Санкт-Петербурга. Будучи кафедральным, он одновременно был и усыпальницей Императорского Дома Романовых.

Обычай хоронить членов правившей династии в храмах, основывавшийся на древнейшем представлении о божественном происхождении их власти, был широко распространен во всем христианском мире. В допетровской Руси таким храмом был Архангельский собор Московского Кремля. С переносом в 1712 году столицы из Москвы в Петербург его функции перешли к Петропавловскому собору. Создание усыпальницы в Петербурге должно было служить одним из многочисленных доказательств начатой Петром I новой эры русской истории.

<...>Петропавловский собор вобрал в себя характерные для той культуры черты - активную европеизацию с одновременным сохранением основ православия. Этими особенностями объясняются и многочисленные связи собора с другими памятниками отечественной и мировой истории.



Картина „Явление ангела мироносицам у гроба Спасителя"
Картина „Моление Христа о Чаше"

В событиях отечественной истории он занял место Архангельского собора. По этому поводу один из первых историков собора писал: „...Архангельский собор в Москве весьма справедливо называют «Святилищем Истории Российской», как заключающий в себе останки наших Великих Князей от Калиты... до царя Иоанна Алексеевича. Это название, столь же справедливо, принадлежит собору Петропавловскому - как служащему усыпальницею Августейших Особ нашего Императорского Дома со времен основания Санкт-Петербурга..." В событиях мировой - Петр I, превратив Петропавловский собор в усыпальницу, как бы продолжил традицию первого
христианского императора Константина, построившего в IV веке в новой столице своей империи Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей и усыпальницу всей династии. В VI веке король франков Хлодвиг на левом берегу Сены построил базилику Апостолов Петра и Павла, также ставшую его усыпальницей.

На протяжении двух столетий под сводами собора были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Николая II (исключение составили лишь императоры Петр II и Иоанн VI Антонович) и многие члены императорской фамилии.

Первой в церкви Апостолов Петра и Павла была похоронена полуторагодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся в 1708 году. (Впоследствии деревянную церковь, построенную в 1703-1704 годах, разобрали в связи с начавшимся в 1712 году строительством на этом месте каменного храма.)



Лепнина на парусе собора
Фрагменты росписей сводов собора

К моменту смерти Петра I собор еще не был достроен. Поэтому внутри него, по проекту Доменико Трезини, была сделана временная деревянная церковь. Туда, 10 марта 1725 года, с подобающей пышной церемонией, перенесли тела Петра I и его дочери Натальи, скончавшейся 4 марта. Оба гроба были установлены на катафалке под балдахином, обитом золотой тканью.

В 1727 году там же поставили и гроб с телом его жены, императрицы Екатерины I. В мае 1731 года императрица Анна Иоанновна повелела предать земле прах Петра I и его супруги. Погребение, по словам „Ведомостей" того времени, „происходило с особенно учрежденной церемонией 29 мая в субботу, в одиннадцатом часу утра. При этом присутствовали господа от генералитета и адмиралтейства и многие коллежские чины. Во время поставления гробов в приготовленное нарочно к тому Императорское кладбище, с крепости произведен пятьдесят один выстрел". Точная дата предания земле праха его дочери неизвестна.

После пожара 1756 года, в результате которого сгорели деревянный купол и шпиль собора и пострадало его внутреннее убранство, возникла идея превращения собора в своеобразный мавзолей Петра Великого. В объявленном конкурсе победу одержал проект, представленный академиком М. В. Ломоносовым. Однако проект этот по ряду причин осуществить не удалось.



В течение XVIII -первой трети XIX веков Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, коронованных особ. Остальных членов императорской
семьи хоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и других местах. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон.

В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня, а в 70-е годы, когда собор реставрировался и перестраивался, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались золотой парчой, обложенной горностаем, и имели поверху нашитые гербы. В обычные дни на них клались чехлы из темно-зеленого или черного сукна, обложенные сверху и снизу золотым позументом и имеющие вензелевое изображение имени покоящегося. В 40-50-е годы XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора.



Могила Петра I. Современный вид

В марте 1865 года Александр II, посетив собор, обратил внимание на неприглядный вид покровов на надгробиях. Сохранность самих надгробий также оказалась плохой. Он повелел, чтобы все надгробия, „кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последне исполненных". По проекту архитектора А. А. Пуаро были сделаны пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. Их ус-
тановили на могилах Петра I, Екатерины I, Анны Петровны, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I, Марии Федоровны, Александра I, Елизаветы Алексеевны, Константина Павловича, Александры Максимилиановны, Александры Михайловны и Анны Михайловны. Очищены и вновь отполированы были надгробия великого князя Михаила Павловича и великих княгинь Александры Николаевны и МарииМихайловны.

Надгробия имеют форму четырехугольной призмы, на верхней крышке которой лежит большой бронзовый крест, вызолоченный червонным золотом. В головах, на боковой стенке, прикреплены бронзовые доски с обозначением имени погребенного, титула, даты и места рождения и смерти, даты погребения. На надгробиях императоров и императриц, помимо креста, по углам помещены еще четыре бронзовых герба Российской империи.

На доске писалась также и дата вступления на престол. Тексты надписей на бронзовых досках были составлены русским историком Н. Г. Устряловым. После установления надгробий в 1867 году последовал указ об отмене всех покровов на них.
<...>
В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей - Александра II и Марии Александровны - на более богатые и
нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы (для Александра II) и розового уральского родонита - орлеца (для Марии Александровны).



Могилы Александра II и императрицы
Марии Александровны. Современный вид

Изготовление надгробий (по эскизам архитектора А. Л. Гуна) шло на Петергоф-
ской гранильной фабрике в течение восемнадцати лет. Установлены в соборе они были в феврале 1906 года.

К концу XIX века в Петропавловском соборе было сорок шесть захоронений и практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором было начато строительство Великокняжеской усыпальницы, официально именовавшейся Усыпальницей членов императорской фамилии, или Новой усыпальницей, при Петропавловском соборе. Строилась она с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Д. И. Гримма при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа. 5 ноября 1908 года только что построенное здание Усыпальницы было освящено. Вначале освятили престол в алтаре в честь святого князя Александра Невского, считавшегося
покровителем Петербурга, а затем и само здание. Через три дня после этой
церемонии состоялось первое захоронение - у южной алтарной части был погребен сын Александра III, великий князь Алексей Александрович.



Делегация петербургских старшин направляется в Петропавловский собор для возложения медали на могилу Петра I. 1903

В 1909-1912 годах в Усыпальницу из собора был перенесен прах нескольких членов семьи. При этом перезахоронение занимало несколько дней, так как склепы в Усыпальнице были меньше переносимых из собора ковчегов.

В 1916 году здесь насчитывалось тринадцать захоронений, восемь из которых были перенесены из Петропавловского собора. В отличие от собора, в Усыпальнице не было надгробий. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места и даты рождения и смерти, дата погребения. В 1859 году Петропавловский собор из ведения епархии был передан в придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 году его вместе с причтом причислили к Придворному духовному ведомству.



Делегация города Гатчины с венком на могилу Александра III. 1912

Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.

К 1917 году в Петропавловском соборе на стенах, колоннах и у могил находилось более тысячи венков. Например, у могилы Александра III их было 674. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат.



Германский император Вильгельм II у южного входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. 1906

В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей пока неизвестна.

14 мая 1919 года по распоряжению коменданта Петропавловской крепости собор и усыпальница были закрыты и опечатаны. 21 апреля 1922 года было произведено изъятие остатков церковных ценностей для помощи голодающим. Оно происходило в присутствии коменданта крепости, ктитора собора, заведующего его имуществом и представителя Главмузея.

В 1926 году собор перешел в ведение Музея революции.



Герцог Коннаутский у входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. Начало XX в.

В 1939 году вскрывалась могила великой княгини Александры Георгиевны, супруги великого князя Павла Александровича (он был расстрелян в 1919 году). Она была урожденной принцессой Греческой, и ее прах, по просьбе греческого правительства, был перевезен на родину.

Судьба Великокняжеской усыпальницы сложилась иначе. В декабре 1926 года комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу, что „все бронзовые украшения, а также решетки алтарной части, как не представляющие исторической и художественной ценности, подлежат переплавке". Украшения были сняты, и дальнейшая судьба их неизвестна.



Итальянский король Виктор-Эммануил III у Петропавловского собора. Фотограф К. Булла. 1902

В начале 1930-х годов Усыпальница была передана в ведение Ленинградского отделения Центральной книжной палаты и использовалась для хранения изъятых при обысках книг. После Великой Отечественной войны в здании некоторое время распо-
лагался склад бумажной фабрики.

В 1954 году Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были переданы Государственному музею истории Ленинграда. В 1960-е годы, после проведения ремонтно-реставрационных работ, в здании Усыпальницы открылась экспозиция „История строительства Петропавловской крепости". Ее демонтировали в мае 1992 года в связи с захоронением правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ. После их завершения зданию будет возвращен его первоначальный облик.



Прибытие болгарского царя Фердинанда в Великокняжескую усыпальницу. 1909

По словам одного историка, „каждый Русский считает своим священным долгом посещать Усыпальницу нашего Царского Дома; иноземцы, прибывшие в Санкт-Петербург, также спешат поклониться гробницам Высоких Усопших".

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
Петропавловский собор. Усыпальница императорского дома Романовых

Петр I, человек стремительный и жестокий, обладал неимоверной энергией и делал все с небывалым размахом, оставаясь непреклонным в собственных решениях. Задумав строительство новой столицы «европейского» типа, он направил все свои силы на создание собственного «парадиза», который ничем не напоминал бы ему патриархальную, боярскую Москву. Петропавловский собор поистине стал олицетворением этого желания.

Высота Петропавловского собора составляет 122,5 метра, высота шпиля — 40 метров, высота фигуры ангела — 3,2 метра, а размах его крыльев — 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограммов червонного золота. Комплекс колоколов собора уникален — он включает голландские колокола-куранты XVIII века, русские церковные колокола и карильон.

«Горизонтальные» размеры собора относительно невелики: его длина — 61 метр, ширина — 27,3 метра. Высота стен до карниза —15 метров. Для внутренней позолоты из государевой казны было выдано двести килограммов червонного золота. При оформлении собора использовались различные породы камня: мрамор, яшма, родонит. Пол вымощен известняковыми плитами. Центральный неф освещается пятью люстрами, выполненными из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарем, — подлинник XVIII века; остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны.

По своему плану и внешнему виду он совершенно не похож на православные, крестовокупольные или шатровые, церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры.

Его экстерьер строг и достаточно скромен. Стены оформлены лишь плоскими колоннами — пилястрами — и головками херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, являющийся основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от главного входа-портика. Средокрестие храма смещено на восток и отмечено небольшим барабаном с куполом над предалтарной частью.

Колокольня - главенствующая деталь собора

Главенствующая деталь собора — многоярусная колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Ее первые два яруса как бы раздаются вширь, поддерживаемые завитками-волютами, которые формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Третий ярус легко устремляется вверх, он увенчан золоченой восьми-скатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах. Над крышей — стройный, изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проемами. Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием сверкающего шпиля-иглы. На самом верху установлена фигура летящего ангела с крестом в руках.

Колокольня, помимо всего прочего, выполняет важную функцию — это своеобразный ориентир в городе, градостроительная доминанта. Действительно, Петропавловский собор, высота которого составляет 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Сейчас он уступает по высоте только вышке телецентра.

Несмотря на свою строгую прямоугольную форму, Петропавловский собор оставляет впечатление легкости и общей устремленности вверх. Это — одна из главных достопримечательностей города на Неве.

Купол Петропавловского собора

Купол над предалтарной частью собора, выполненный в стиле немецкого барокко, довольно скромен. Он установлен на легкий высокий барабан и увенчан небольшой главкой. Барабан и купол, подобно колокольне, тоже были значительно переделаны после пожара 1756 года. Купол уменьшили в размерах и богато украсили затейливыми гирляндами; кроме того, он приобрел пышные люкарны — все это добавило ему «барочности».

Портики собора

Западный и южный фасады украшены классическими мраморными портиками. Точно так же оформлен и главный фасад Ботного дома (в котором хранится ботик Петра —«дедушка русского флота»), расположенного рядом с Петропавловским собором —таким образом, весь ансамбль Соборной площади Петропавловской крепости исполнен в одной архитектурной стилистике.