Регионы Франции: Нор-Па-де-Кале. Открыть левое меню нор-па-де-кале Смотреть что такое "Нор-Па-де-Кале" в других словарях

Нор-Па-де-Кале – старинный французский регион со столицей в городе . До того, как стать французским владением в 1713 г., регион входил в Южные Нидерланды и Испанские Нидерланды, поэтому здесь до сих пор чувствуется бельгийское и голландское влияние. Сейчас (после территориальной реформы 2016 г.) Нор-Па-де-Кале вместе с составляют французский регион О-де-Франс – «Верх Франции». Название неслучайно: регион находится на севере страны. Западная его часть омывается водами Ла Манша, – Северным морем. На востоке регион граничит с Бельгией.

Туризм в Нор-Па-де-Кале

С точки зрения посещения туристов, это 8-й регион во Франции. Больше всего сюда приезжают сами французы – жители столичного региона. Но и иностранцев также достаточно, особенно из соседних стран – Бельгии и Англии.

Самый популярный туристический объект – государственный центр по изучению моря Nausicaá , расположенный в Булонь-сюр-Мер. После реконструкции, которая должна завершиться летом 2018 г., центр станет самым большим аквариумом в Европе. Кроме 40 аквариумов и террариумов с 4,5 млн литрами морской воды и 36 тыс. видами морских обитателей со всего мира, это научно-технический центр, посвященный морю и его изучению; здесь собраны специализированные фильмы и медиатека, проводятся выставки, конференции, педагогические программы. Назван центр в честь принцессы Навсикаи из греческой мифологии, о встрече этой принцессы с Одиссеем повествуется Гомером.

Второе по популярности место называют вторым – это музей Лувр-Лан (Louvre-Lens) , расположенный в городке Лан. Музей построен на месте бывшей шахты. В новом современном здании проводят выставки из коллекции парижского Лувра, а также временные экспозиции национального и мирового уровня.

Из природных объектов туристов больше всего привлекает на Ла Манше от Берка (Berck) до Брэй-Дюн (Bray-Dunes) через Лё Туке (Le Touquet), Ардло (Hardelot), Вимрё (Wimereux), Висан (Wissant) – , куда съезжаются многочисленные отдыхающие. Также красивы мысы Блан-Не (Blanc-Nez) и Гри-Не (Gris-Nez), гора Сен-Фриё (Saint-Frieux), бухты де Канш (de Canche) и д’Оти (d’Authie).

Нор-Па-де-Кале в списке мирового наследия ЮНЕСКО

В включены такие объекты региона, как:

  • 17 ;
  • Фольклорный праздник «Шествие гигантов и драконов»;
  • цитадель города Аррас (классифицирована в категории «Фортификации Вобана»);
  • архитектурно-природный комплекс шахтерского бассейна Нор-Па-де-Кале.

Куда поехать в Нор-Па-де-Кале

Столица северного региона, современный привлекательный и динамичный город с богатым историческим наследием. Достойны посещения разнообразные кварталы Лилля:

  • Вобан Эскерм (Vauban Esquermes ) – зажиточный квартал на западе города. Здесь находятся цитадель Лилля, Булонский лес, и речка.
  • Евралилль (Euralille) – деловой квартал с прекрасными экземплярами современной архитектуры.
  • Мулен (Moulins ) – народный квартал, где в XIX в. жили рабочие. С тех пор его имидж преобразился и здесь приятно прогуляться.
  • Риур (Rihour) – а здесь можно хорошо расслабиться в многочисленных ресторанах и бутиках. Назван по имени Дворца Риур, где проживали герцоги Бургундские. И здесь располагается музей изобразительных искусств.

В Лилле обязательно надо увидеть Театральную площадь с беффруа Торговой палаты и Оперу, посетить цитадель Вобана и художественный музей, посидеть в кафе на Гранд’Пляс в окружении прекрасных зданий. В первый уикенд сентября в Лилле проводится грандиозная распродажа, растягивающаяся на 100 км.

Вимрё (Wimereux) – очаровательный курортный город

Курорт на Опаловом берегу. Сюда приезжают на море, ведь пляж Вимрё – идеальное место для семейного отдыха. Это мелкий мягкий песок и возможность заняться водными видами спорта.

Дюнкерк (Dunkerque) – великолепный портовый город

Третий порт Франции и город с богатой историей. Прогуляйтесь по набережной, зайдите в портовый музей и полюбуйтесь на две колокольни, включенные в список наследия ЮНЕСКО, — у церкви Сент-Элуа и городской ратуши. Городской пляж Мало-ле-Бэн (Malo-les-Bains) прозван «королем пляжей севера».

Лё Туке (Le Touquet) – элегантный курорт

Туке-Пари-Пляж – один из самых популярных курортных городов Франции. До него просто . Здесь 12 км пляжей, огромный сосновый бор, аквапарк.

Булонь-сюр-Мер (Boulogne-sur-Mer) – рыбацкий порт

Красивый город с базиликой Нотр-Дам, замком и аквариумом Навсикая.

Одинген (Audinghen) – место боев Второй мировой войны

Это деревушка – самый близкий к Англии французский населенный пункт. Со времен войны здесь остались укрепления и военная техника. Вдоль живописного побережья проложены тропинки.

Кухня Нор-Па-де-Кале

Региональная кухня по большей части состоит из блюд, типичных для Фландрии; на Опаловом берегу также чувствуется влияние Англии, а в шахтерском районе – Польши. Типичные продукты региона – картофель, говядина, сливочное масло, сыры, рыба и морепродукты. Блюда: петух в пиве (coq à la bière), вельш (welsh) — гренки с ветчиной, запеченные под расплавленном в пиве сыром, блины на пиве, копченая селедка, ватерзой (waterzooi) – рыбная или куриная похлебка, яблочные пироги, вафли.

В регионе производится много , самые знаменитые – марой (maroilles) и мимолет (mimolette). Среди других известных сортов можно назвать берг (bergues), булет д’Авэсн (boulette d’Avesnes), дофэн (dauphin), мон де Ка (mont des Cats), вьё-лиль (vieux-lille), паве де Рубэ (pavé de Roubaix) и вьё Булонь (vieux Boulogne) – один из самых вонючих сыров в мире.

Название региона Нор - Па-де-Кале отражает его административное деление: в нем два департамента - Нор и Па-де-Кале. Нор - от французского «север», что точно отражает местоположение департамента и региона - самого северного во Франции. Из-за такого местоположения Нор - Па-де-Кале сами французы в разговоре иногда называют Верхней Францией или Северной Пикардией.

В Средние века английский эксклав на материке с центром в городе Кале именовался Пэйл-Кале, пока в 1559 г. не вернулся к Франции.
Поверхность Нор - Па-де-Кале занимают Фландрская низменность и возвышенность Артуа с отдельными холмами высотой 150-200 м. Побережье Атлантического океана - скалы, крупные дюны и пикардийские лиманы.
Первые города появились в местах, издавна населенных кельтами, когда в 16 г. до н. э. район стал частью римской провинции Белгика: Тарванна (современный Теруан), Багакум (Баве) и Неметакум (Аррас). В начале V в. англы, саксы и франки вынудили римлян оставить Белгику и стали активно расселяться по всей ее территории.
К середине VIII в. большая часть нынешнего Нор - Па-де-Кале оказалась в составе франкского государства Каролингов, впоследствии - империи. В 843 г. империю разделили между наследниками императора Карла Великого, река Шельда стала границей между Королевством западных франков и Срединным государством.
К X в. регион уже был экономически развитым, фламандские города разбогатели на торговле сукном, и постоянно вспыхивали восстания богатых фландрских городов против своих графов. Когда графство Фландрия осталось без правителя и началась Война за фламандское наследство 1244-1257 гг., города Фландрии путем хитрых комбинаций, поддерживая то одну, то другую сторону, стали самыми процветающими в Европе. Тем не менее еще сто лет продолжались войны между династиями Авен и Дампьер за графства Фландрия и Эно.
Ситуация осложнялась еще и тем, что шла ожесточенная борьба между Францией и Англией за материковое побережье Ла-Манша, оказавшееся под властью английских королей. Сражения шли страшные: в знаменитой Битве при Бувине 1214 г. под Лиллем французы и англичане с союзниками потеряли только убитыми около 2 тыс. человек. В XIV в. фламандские торгово-промышленные города вступили в союз с Англией и изгнали французского короля Людовика I Неверского из Фландрии.
В конце XV в. регион вновь разделили - между Францией и династией Габсбургов (в результате династических браков он достался Испании). В XVI в. в северных районах распространился протестантизм - как протест против деспотизма. Ответом Габсбургов стала инквизиция, а Франции - изгнание протестантов.
Испания и Франция долго воевали за обладание богатым краем, но окончательно он стал французским после Утрехтского мира 1713 г., положившего конец Войне за испанское наследство 1701-1714 гг.
Во время Первой и Второй мировых войн Нор - Па-де-Кале оккупировали германские войска, разместившие здесь военные аэродромы и стартовые площадки ракет «Фау» для атак на Англию с воздуха.

Регион Франции

В 2016 г., в соответствии с планом административной реформы во Франции, отдельный регион Нор - Па-де-Кале упразднен и в настоящее время является частью нового региона - Нор - Па-де-Кале - Пикардия.
Регион Hop - Па-де-Кале граничит с экономически высокоразвитой Бельгией. Его побережье - важнейший в судоходном отношении пролив Ла-Манш и Северное море. Под проливом пробит железнодорожный тоннель, соединяющий материковую часть Европы с Британскими островами.
Три источника процветания Нор - Па-де-Кале: шерсть, из которой делали и делают лучшие ткани в Европе; каналы, связавшие регион с отдаленными районами страны, и Евротоннель, по которому добраться до Англии можно всего за 20-30 мин.
Подчеркивая исторические связи между Бельгией и своим регионом (его северная часть в прошлом входила в графство Фландрия со столицей в Дуэ), жители называют эти места Фландрией. В истории европейских войн район был также известен как Испанские Нидерланды. Южная часть включает территории исторической провинции Артуа. Также в его составе находятся несколько районов исторической Пикардии.
Отсюда и языковые особенности: все говорят на французском, а часть населения - на западном фламандском, нидерландском диалекте и пикардийском диалекте (ш"ти).
Нор - Па-де-Кале - один из крупнейших по плотности населения регионов во Франции. 75% жителей заняты в сфере услуг, 23% - в промышленности и лишь 2% - в аграрном секторе. Тем не менее сельское хозяйство - высокоразвитая отрасль, обрабатываемые земли занимают 70% территории (средний показатель для других
регионов - 53%), на них выращивают треть всего картофеля Франции. Традиционная отрасль - морское рыболовство: Булонь-сюр-Мер - крупнейший рыболовный порт страны.
Несмотря на то что текстильная промышленность веками оставалась основой экономики, в начале XVIII в. началась промышленная добыча угля, вызвавшая развитие металлургии. Хотя добыча угля неуклонно снижается, историческое значение каменноугольного бассейна в Нор - Па-де-Кале столь велико, что бассейн внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Выплавка стали и текстильная промышленность и сегодня остаются важнейшими отраслями экономики.
Особое значение в масштабах всей Европы Нор - Па-де-Кале приобрел в 1994 г., после открытия упомянутого выше тоннеля под Ла-Маншем, кратко именуемого Евротоннелем. Железнодорожный двухпутный тоннель длиной около 51 км включает подводную часть длиной 39 км. Соединив континентальную Европу с Великобританией, Евротоннель многократно увеличил важность региона.
Также огромное значение для него и в целом для всей Франции имеет транспортное значение рек и каналов. Здесь много рек, впадающих в Атлантический океан, самые крупные - Аа, Шельда (Эско), Самбра и Лис, сыгравшие важнейшую роль в его истории: в Средние века реки служили природными границами государств.
Почти все реки судоходны, они объединены единой сетью каналов Дюнкерк - Эско, обеспечивая выход к морю практически всем относительно крупным городам во внутренних районах страны. Реки и каналы в значительной степени - местами просто катастрофически - загрязнены промышленными и бытовыми отходами.
Лилль - столица региона и его самый большой город. Вместе с городами Рубе, Туркуэн и Вильнев-д"Аск образует ядро района промышленных и бывших шахтерских городов, где в общей сложности проживает около миллиона человек.
Кале - второй по величине в Нор - Па-де-Кале, он представляет собой экономико-транспортное звено, связывающее континент с находящимся на другой стороне пролива английским Дувром. Расстояние между Дувром и Кале - 34 км, и, таким образом, Нор - Па-де-Кале является ближайшим к острову Великобритания континентальным побережьем.
В регионе находятся еще два объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО: 17 колоколен-беффруа в разных городах и цитадель Аррас - одно из укреплений Вобана.

Общая информация

Местонахождение : север Франции.
Административное деление : 2 департамента (Нор и Па-де-Кале), 13 округов, 156 кантонов и 1546 коммун.
Административная принадлежность : регион Нор - Па-де-Кале - Пикардия (с 2016 г.).
Административный центр : город Лилль - 231 491 чел. (2013 г.).
Города : Рубе - 95 866 чел. (2013 г.), Туркуэн - 93 974 чел. (2013 г.), Дюнкерк - 89 882 чел. (2013 г.), Кале - 72 520 чел. (2013 г.), Вильнёв-д"Аск - 62 616 чел. (2013 г.), Валансьен - 42 851 чел. (2013 г.).
Языки : французский - официальный, западный фламандский, нидерландский диалект и пикардийский диалект (ш"ти).
Этнический состав : французы, выходцы из стран Северной Африки, Италии, Португалии, Испании.
Религии : католицизм - 85%, прочие (протестантизм, ислам, иудаизм) - 15% (2013 г.).
Денежная единица : евро.
Реки : Аа, Шельда (Эско), Самбра и Лис.
Аэропорты : международный аэропорт Лескен (Лилль).
Соседние страны, регионы и акватории : на севере и востоке - Бельгия, на юге - Пикардия, западе - пролив Ла-Манш, на северо-западе - Северное море.

Цифры

Площадь : 12 414 км 2 .
Протяженность границы с Бельгией : 350 км.
Протяженность береговой линии : более 140 км.
Население : 4 050 756 чел. (2012 г.).
Плотность населения : 326,3 чел/км 2 .
Городское население : 83% (2012 г.).
Самая высокая точка : 271 м (холм у города Анор).

Климат и погода

Умеренный морской.
Средняя температура января : +4,5°С.
Средняя температура июля : +17,5°С.
Среднегодовое количество осадков : 690 мм на побережье, 740 мм на востоке.
Относит, влажность воздуха : 70-75%.

Экономика

ВРП : €140 млрд (2014 г.), на душу населения - €34 422 (2014 г.).
Полезные ископаемые : каменный уголь.
Промышленность : угледобывающая, сталелитейная, машиностроительная (автомобильная), легкая (текстильная), пищевая.
Морские порты : Дюнкерк (грузо-пассажирский), Булонь-сюр-Мер (рыбный).
Речное судоходство : реки Аа и Шельда, сеть каналов Дюнкерк - Эско.
Сельское хозяйство : растениеводство (пшеница, картофель, сахарная свекла, яблоки), животноводство (мясо-молочное, свиноводство, овцеводство).
Морское рыболовство.
Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Архитектурные

Канал Нёффосе (часть системы каналов Дюнкерк - Эско, 1760), Евротоннель (тоннель под Ла-Маншем, 1994 г.).

Город Лилль

Капелла Богоматери Примирения (XIII в.), госпиталь Графини (XV и XVII вв.), церковь Св. Маврикия (XIV-XIX вв.), дворец Риур (XV в.), Благородная башня (начало XVII в.), цитадель (XVII в.), Парижские ворота (1685-1692 гг.), Дворец изящных искусств (1792 г.), Кафедральный собор Богоматери Виноградной Лозы (ХІХ-ХХвв.), дом Шарля де Голля (XIX в.), колонна Богини (1845 г.).

Природные

Опаловый берег, дюны Фландрии (природные заповедники Дюна Маршан, ископаемая Дюна Гивельд, Дюна Девульф и Дюна Паррот), лагуны Пикардии, Фламандская затопляемая приморская равнина, заповедник Болота Аудомаро, горные гряды-куэсты, бокаж (культурный ландшафт) Авен-сур-Эльп, природный регион Фамен, известняковая гряда Калестьен, мысы Бланк-Hex и Гри-He, гора Сен-Фро, природный заповедник Заливы Канше и д"Отье.

Исторические

Аббатство Мон-Сент-Элуа (VII в.), здания бывшего приюта Авре (1260 г.), колокольни-беффруа (XI-XVII вв.), цитадель Аррас (укрепления Вобана, XVII-XVIII вв.), судоподъемник-музей «Фонтинетт» (1888 г.).

Культовые

Церковь Св. Христофора (Туркуэн, XI в.), церковь Сент-Элуа (Дюнкерк, XV в.), церковь Св. Мартена (Рубе, XVI в.), церковь Св. Жозефа (Рубе, конец XIX в.).

Любопытные факты

■ Евротоннель - третий по протяженности железнодорожный тоннель в мире после Готардского (Швейцария, 57,1 км) и тоннеля Сэйкан (Япония, 53,85 км). Но пока еще Евротоннель держит рекорд по протяженности подводной части. По разным оценкам, срок окупаемости Евротоннеля составит от 800 до 1200 лет.
■ Транспортный шедевр меньшего размера - судоподъемник «Фонтинетт», сооруженный в 1888 г. на канале Нёфоссе. Он способен поднимать суда водоизмещением до 300 т, что позволило избежать строительства пяти дополнительных шлюзов.
С помощью гидравлических 90-тонных насосов судно - вместе с 64 т воды в полости судоподъемника - поднималось на 13 м. Колоссальным устройством управляли всего 6 чел. Судоподъемник проработал почти сто лет - до 1967 г., пока его не заменили более совершенным. Местные любители старины спасли «Фонтинетт» от переплавки на металлолом, и теперь тут популярный музей.
■ Корни необычно звучащего названия реки Аа прослеживаются в древненидерландском языке, на котором оно означает просто «вода».
■ В Булоне - прибрежной зоне пролива Ла-Манш в департаменте Па-де-Кале, - в окрестностях города Булонь-сюр-Мер выращивается одна из самых известных французских тяжеловозных пород лошадей. Булонская порода достигает роста едва ли не под два метра, а весит около тонны. Гигант отличается удивительным послушанием и привязанностью к хозяину.
■ Тот же город Булонь-сюр-Мер известен во всем мире как место, где по довольно сложной технологии изготавливается мягкий сыр «Вьё Булонь». Сыр отличается самым отталкивающим запахом из всех сыров Франции, что подтверждено исследованиями с помощью специального аппарата «электронный нос». При этом сыр пользуется большим спросом во всем мире.
■ В районе города Вимерё у Северного моря найдены каменные орудия эпохи палеолита рядом о остатками скелетов слонов и бегемотов. Все находки возрастом около 700 тыс. лет.
■ В III в. германские племена франков и алеманов часто грабили города римской провинции Белгика. Римляне заключили союз с франками, чтобы те защищали Бел-гику от набегов других варварских племен. И вот тогда-то установилась языковая граница полевому притоку реки Шельда, отделившая германский язык франков (позднее он стал нидерландским языком) от латинского языка римлян, который постепенно вытеснял кельтский, из которого, собственно, и развился язык французский.
■ Еще при римлянах в районе нынешнего Нор - Па-де-Кале начали селиться германские племена англов и саксов. От них сохранились названия деревень и прибрежных местностей: Сент-Годлен, Вьер-Эффруа и Квентовик.
■ В XIII в. во время войн за Северную Францию англичане и французы, как свойственно тем временам, сражались без всякой тактики и общего руководства. Битвы напоминали большую свалку. Сражающиеся более полагались на собственную рыцарскую удаль и отвагу, сломя голову бросаясь в бой. В этом им подавали пример их венценосные правители. Например, в Битве при Бувине 1214 г. император Священной Римской империи Оттон IV и французский король Филипп II Август войсками не командовали, а, надев доспехи, бились как рядовые рыцари.
■ Во время Наполеоновских войн начала XIX в. взлету экономики региона способствовала введенная императором Наполеоном I континентальная блокада Англии. В отсутствие поставок шерсти из Англии промышленность перешла на выпуск хлопчатобумажных тканей, из-за отсутствия английского угля стали добывать собственный, а сахарная свекла заменила тростниковый сахар из бассейна Карибского моря - с английских плантаций.
■ В Нор - Па-де-Кале произошло несколько самых знаменитых сражений Первой мировой войны: Битва на Марне 1914 г., Битва при Лосе 1915 г., Третья битва при Артуа 1915г., Битва на хребте Вими 1917 г. А в Битве при Камбре 20 ноября 1917 г. британские войска произвели первую в истории массированную танковую атаку, подготовив для атаки 476 танков.
■ Порт Дюнкерк известен в первую очередь тем, что в мае-июне 1940 г., в начале Второй мировой войны, в ходе операции «Динамо» отсюда эвакуировано более 300 тыс. английских и 100 тыс. французских солдат, блокированных германскими войсками после Дюнкеркской битвы.

Нор-Па-де-Кале

Нор-Па-де-Кале

Нор-Па-де-Кале - регион во Франции, включающий два департамента: Нор (Nord) и Па-де-Кале (Pas-de-Calais). Региональный центр - Лилль . Это второй по плотности населения регион во Франции (319 человек на 1 кв. км). Этот регион омывается водами Атлантического океана. Основная часть территории - Фландрская низменность и возвышенность Артуа (до 209 м). Железнодорожный туннель под проливом Ла-Манш соединяет материковую часть Европы с Британскими островами.
Регион Нор-Па-де-Кале включает территорию исторической провинции Артуа. В 1180 году эти земли в качестве приданого Изабеллы Фландрской перешли к ее супругу французскому королю Филиппу-Августу. Его сын король Людовик IX Святой. уступил провинцию своему брату Роберту, ставшему графом Робертом I Артуа. Графство Артуа попадало то в руки бургундцев, то во владение Габсбургов, пока ее не прибрал к рукам Людовик XI. Но его сын Карл VIII уступил ее Габсбургам, и потребовались еще две войны и два мирных трактата - Пиренейский (1659) и Нимвегенский (1678) - чтобы Людовик XIV окончательно вернул Артуа в состав Франции. Уроженцами этих мест были Шарль де Голль, маршал Петен, Максимилиан Робеспьер.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .


Смотреть что такое "Нор-Па-де-Кале" в других словарях:

    Nord Pas de Calais … Википедия

    - (Nord et Pas de Calais), Валансьенский угольный бассейн, угольный бассейн во Франции, объединяющий две площади угленосных отложений карбона Hop и Пa де Кале, разделённые древним поднятием. Бассейн протягивается узкой полосой дл. ок. 120… … Геологическая энциклопедия

    - (Nord et Pas de Calais) (Валансьенский), угольный бассейн на северо западе Франции. Открыт в 1720. Длина около 120 км при ширине 10 20 км. Угленосны отложения верхнего карбона. Общие запасы 4,6 млрд. т. Преобладают спекающиеся угли (до 65%).… … Энциклопедический словарь

    Nord Pas de Calais флаг региона Герб региона … Википедия

    Нор-Па-де-Кале - (Nord Pas de Calais)Nord Pas de Calais, область на С. Франции, состоящая из департаментов Нор и Па де Кале; пл. 12414кв.км, 3969060 чел. (1990) … Страны мира. Словарь

    НОР ПА ДЕ КАЛЕ (также Север Па де Кале) (Nord Pas de Calais), административный регион на севере Франции (см. ФРАНЦИЯ). Включает департаменты: Нор и Па де Кале. Площадь 12,4 тыс км2. Население 4,02 млн человек (2004). Региональный центр Лилль (см … Энциклопедический словарь

    НОР ПА ДЕ КАЛЕ (Северный Па де Кале) (Nord et Pas de Calais) (Валансьенский), угольный бассейн на северо западе Франции. Открыт в 1720. Длина ок. 120 км при ширине 10 20 км. Угленосны отложения верхнего карбона. Общие запасы 4,6 млрд. т.… … Энциклопедический словарь

Впервые название города Лилль (Insula) появляется в исторических документах в 1054 году.

В 11 веке Лилль был только небольшим феодальным местечком, расположенном на острове в излучине реки посреди болот. В этом месте был построен замок, а вокруг него со временем появилось торговое предместье. Всё это явилось отправной точкой появления города, но его укрепление и развитие письменно датируются только применительно к периоду правления графа Фландрии Бодуэна (Балдуина) V (1035 – 1067), получившего прозвище «Бодуэн Лилльский».

Когда 2 марта 1127 года в результате заговора горожан Брюгге и некоторых баронов был убит бездетный граф Фландрии Карл Добрый, король Франции Людовик VI Толстый передал Фландрию норманнскому принцу Вильгельму (Гильому) Клитону (Guillaume Cliton), по бабушке происходившему из фламандского графского рода. В тоже время Вильгельм Клитон был сыном Роберта III Нормандского и внуком покорителя Англии Вильгельма Завоевателя. Он, как и его отец, всё время стремился завладеть английским престолом.

После гибели Клитона 28 июля 1128 года графом Фландрии стал двоюродный брат Карла Доброго Тьерри Эльзасский (Thierry d′Alsace), подтвердивший коммунальную хартию Лилля. Он и его преемники сделали Лилль одной из своих главных графских резиденций. В 12 веке Лилль превратился в один из наиболее процветающих городов Фландрии, главным образом, благодаря активному развитию сукнодельных и ткацких предприятий.

Это процветание было прервано войной между графом Фландрии Ферраном (Фердинандом) Португальским, союзниками которого были Англия и Священная Римская империя, и королём Франции Филиппом II Августом, который в июне 1213 года захватил Лилль и оставил там править своего сына Людовика (будущий король Людовик VIII Лев). Помимо этого он разместил в городе многочисленный гарнизон, противостоявший осаде войск Феррана. Затем граф снял осаду и ушёл, но не замедлил занять город, когда королевская армия ушла из Лилля с приближением зимы. Филипп II Август, в свою очередь, предпринял повторный поход, второй раз захватил Лилль и наказал его на этот раз самым суровым образом: весь город был сожжён.

В состоявшейся 27 июля 1214 года непосредственно перед воротами Лилля «Битве при Бувине» англо-фламандско-немецкая коалиция потерпела сокрушительное поражение, а граф Ферран попал в плен к Филиппу. В этой ситуации городом стала управлять его супруга Жанна I (1188 – 1244). В 1226 году по договору в Мелёне король Франции согласился освободить Феррана из плена за огромный выкуп. Каким бы полным ни было разрушение города, его жители несколько лет выступали на стороне графа и гарантировали соблюдение этого договора. В мае 1128 года войска короля ушли из города. Годом позже лилльцы восстановили городские укрепления.

Очень скоро Лилль вновь стал процветающим городом, получил новые муниципальные привилегии, повторно отстроил свой рынок, учредил новые ярмарки, ввёл в эксплуатацию новые источники водоснабжения, улучшил водные пути, которые его пересекали, и смог выплачивать те огромные суммы, которые от него требовали граф и король. В 1235 году вдова умершего в 1233 году Феррана Португальского графиня Жанна I издала для Лилля хартию, согласно которой горожане стали избирать бургомистра (мэра) города. В те времена Лилль насчитывал уже 10 тысяч жителей.

В конце века разразившаяся война во второй раз разрушила благополучие Лилля. В результате интриг короля Франции Филиппа IV Красивого (1268 – 1314) между ним и графом Фландрским разразилась война. Захвативший Фландрию 23 июня 1297 года король расположился лагерем перед Лиллем и после девяти недель осады вынудил Лилль капитулировать. В 1300 году граф Ги де Дампьер с двумя старшими сыновьями, Робертом и Гильомом, сдался в плен к королю, а Фландрия была присоединена к королевству. Однако, уже на следующий год началось восстание покоренных фламандцев, которых сильно притесняли французский наместник и другие ставленники Филиппа, а также их сильно возмущали введённые королём новые налоги. Восстание, во главе которого встал младший сын Ги, Жан I охватило всю Фландрию.

11 июля 1302 года состоялась битва при Куртрэ, известная также как «битва золотых шпор», в результате которой французская армия потерпела сокрушительное поражение. Цвет французского рыцарства погиб на поле битвы, на котором фламандцы собрали с трупов рыцарей 700 пар золотых рыцарских шпор, а общие потери французского войска, включая оруженосцев и пехотинцев, составили около 4 тысяч человек. В итоге французы утратили контроль над Фландрией, а Лилль был захвачен фламандцами. В 1303 году правителем Фландрии стал старший из оставшихся на свободе сыновей Ги, Филипп (1263 – 1318). Филипп Красивый так и не смог подавить восстание, в результате чего был вынужден в сентябре 1303 года заключить перемирие, а также освободить графа Ги с сыновьями. Но в июле 1304 года французская армия снова вторглась во Фландрию и 10 августа разгромила Ги при Зирикзее. Ги де Дампьер опять оказался в плену. 18 августа состоялась битва при Монс-ан-Певель (Mons-en-Pevéle), после которой остатки разбитой армии фламандцев укрылись в Лилле. Филипп Красивый снова осадил город, который в итоге капитулировал 24 сентября. По заключённому в 1305 году миру в Ати-сюр-Орж, территории Лилля, Дуэ и некоторых других городов отошли к Франции.

В начале в 16 века Кастилия и Арагон (Испания) стали принадлежать Габсбургам. В 1555 году, после раздела владений Габсбургов, Нидерланды, включая Лилль, перешли под власть сына императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга Филиппа II, ставшего в 1556 году также и королём Испании.

В 1579 году реакционное католическое дворянство валлонских провинций Нидерландов подписало в Аррасе соглашение о неприкосновенности католицизма и сохранении власти Филиппа II над Нидерландами. Это соглашение (т. н. «Арраская уния») было ратифицировано штатами южных областей Нидерландов, в том числе и штатами Лилля. В 1581 году семь расположенных на севере Нидерландов протестантских провинций объявили Филиппа II низложенным и образовали Республику Соединённых провинций Десять католических провинций Южных Нидерландов, включая Фландрию со столицей в Лилле, остались под контролем Испании.

В первой половине 17 века в Лилль вернулось былое благополучие, но оно было прервано разразившейся в 1635 году Франко-испанской войной; в 1645 году пригороды Лилля были опустошены вторгшейся французской армией. Эта война закончилась Пиренейским миром 7 ноября 1659 года, по которому графство Артуа перешло Франции, в то время как Лилль остался за Испанией.

В 1665 году умер король Испании Филипп IV, и французский король Людовик XIV потребовал передать ему Фландрию от имени его супруги, инфанты Марии-Терезы Австрийской. В начавшейся войне с Испанией войска Франции довольно успешно захватывали города Фландрии. В августе 1667 года Лилль был осаждён французскими войсками под командованием военачальника и выдающегося инженера Себастьяна де Вобана. Осада продолжалась до 25 сентября, пока не капитулировал гарнизон Лилля.

Но 23 января 1668 года против Франции образовался Тройственный союз в составе Англии, Голландии и Швеции, который вынудил Людовика XIV остановить наступление и подписать 2 мая 1668 года с Испанией мир в Аахене. По этому договору Фландрия вместе с Лиллем перешли к Франции. В том же году назначенный комендантом Лилля Вобан построил пятиугольную цитадель, которая считалась одной из самых неприступных в Европе. В 1672 году комендантом Лилля стал широко известный по роману Александра Дюма Шарль де Бац де Кастельмор д′Артаньян (Charles de Batz de Castelmore d′Artagnan).

Во время Войны за испанское наследство (1701 – 1714) Лилль, который защищали около 15 тысяч французских солдат под командованием маршала Буфле, капитулировал 23 октября 1708 году после нескольких месяцев осады войсками английского маршала Джона Черчилля герцога Мальборо. Сама же цитадель Лилля сдалась только 8 декабря. Город оставался в руках антифранцузской коалиции (Англия, Голландия, Австрия и др.) пять лет до заключения в 1713 году Утрехтского мира, когда он был возвращён Французскому Королевству.

После присоединения к Франции торговля и текстильная промышленность Лилля, ранее ориентированные на рынки Англии и Голландии, переживали процесс постепенной адаптации к рынкам Франции. В начале 18 века в Лилле начала свою работу одна из самых больших в Европе фабрик по производству керамики.

Во время Великой французской революции конца 18 века Лилль, остававшийся глубоко католическим городом, не пережил настоящей народной революции, хотя бунты в городе происходили, как и в других городах Франции. В 1790 году Лилль получил свой первый избранный муниципалитет.

Прогулку по Лиллю я начал с церкви Сен-Морис:

В 19 столетии городской архитектор Филипп Канниссье начинает вести в церкви реставрационные работы. Именно благодаря мастерству Канниссье облик здания стал однородным; в восточной части были возведены ризницы, а к нефу добавились три пролёта и колокольня. Церковь стала очень просторной, так как в скором времени она должна была превратиться в кафедральный собор (проект не осуществился - в 1854 году началось строительство базилики Notre-Dame-de-la-Treille). Фасад украсили произведения лилльских скульпторов Анри Бьебюка, Феликса Уидье и Жюля-Виктора Эйда, в интерьере также появилось много произведений искусства. Во время Революции церковь была разграблена, однако к началу 19 века часть имущества удалось вернуть. Кроме того, сюда привезли множество картин из разрушенных монастырей и церквей Лилля. Окна украсили витражи работы Шарля Годеле, выполненные по эскизам Виктора Мотте; во время войн витражи пострадали от бомбардировок, но впоследствии были восстановлены.

В архитектурном отношении эта однонефная церковь представляет собой так называемый зальный храм: здание вытянуто в длину, все пролёты нефа имеют одинаковую высоту; стиль очень близок к брабантской готике, характерной для церквей, строившихся в Нидерландах. Башню фасада венчает ажурная «стрелка». Интерьер оформлен довольно сдержанно, капители колонн декорированы изображениями вьющихся растений. Необычна апсида: деамбулаторий и капеллы перекрыты одним сводом, эта часть здания напоминает древнюю коллегиальную церковь святого Петра, разрушенную во время Революции.

Церковь святого Маврикия хранит множество произведений искусства: скульптуры 17-20 веков, предметы культа, картины самых известных авторов (Луи Ватто, Жана-Батиста Россиньоля и многих других). Принято особо выделять некоторые, например, полотна Якоба ван Оста Младшего (1639-1713): «Экстаз святой Терезы», «Святой Антоний Падуанский и младенец Иисус» и многие другие. Ещё один шедевр – дароносица святого Маврикия работы лилльского мастера Луи Дебуври, это одно из красивейших ювелирных творений в неоготическом стиле. Здесь же можно увидеть надгробный памятник Шарлю Фердинанду де Бурбону, герцогу беррийскому, выполненный парижским скульптором Эдме-Этьеном Гуа. Отдельного упоминания заслуживают монументальные неоготические красочные витражи Шарля Годеле, украшающие неф и хоры.

Справа здание оперы Лилля первой половины XX века, а слева - здание Торгово-промышленной палаты, построенной в 1910-м году.

Здание Старой биржи – один из красивейших памятников архитектуры Лилля и яркое свидетельство того, как развивалась местная экономика в эпоху Grand Siècle (17-18 столетия). Этот, по сути, дворец построил в 1652-1653 городской инженер и архитектор Жюльен Дестре специально для торговых людей, которым обычно приходилось организовывать свои деловые встречи на открытом воздухе. В 19 и 20 столетиях здание Биржи реставрировали; чтобы как-то отметить свой вклад в восстановительные работы, многие крупные предприятия региона, участвовавшие в реставрации, разместили свои гербы в картушах над окнами верхних этажей. В 1910 году в Лилле построили здание Торгово-промышленной палаты, и с тех пор биржа стала называться Старой; в 1921 году её внесли в дополнительный реестр исторических памятников.

Постройка Дестре получилась очень целостной и гармоничной, она состоит из 24 одинаковых домиков, объединённых в большой четырёхугольник, внутри которого находится тихий дворик. Он со всех сторон окружён крытыми галереями, зайти во двор можно через четыре входа. В архитектуре здания встречаются типичные черты фламандского ренессанса 17 века, в котором яркие краски сочетаются с богатыми формами: фруктовые гирлянды, рога изобилия, щедро декорированные пилястры и стеновые блоки. Пышный декор здания восхищает, всех атлантов и кариатид просто невозможно сосчитать. Верхушку башни здания украшает скульптурный символ городской Биржи – бог торговли Меркурий.

Во внутреннем дворе, который открывается в послеполуденные часы, работает букинистический рынок и цветочный базар. Здесь же играют в шахматы, а с июля по сентябрь устраивают воскресные танцевальные вечеринки.

Кафедральный собор Лилля:

История создания лилльского кафедрального собора связана с одной интересной скульптурой 12 века. Примерно в 1238-1254 годах в самой могущественной на тот момент церкви Лилля – коллегиальной церкви святого Петра появилась статуя Богоматери Виноградной Лозы (Notre Dame de la Treille). Её имя произошло от названия виноградника (treola, франц. – treille - лоза), находившегося неподалёку от города. Голова скульптуры была сделана из мрамора, а туловище – из раскрашенного белого камня. Красивая статуя оказалась непростой: в течение нескольких веков с её участием происходили целые серии чудес. 28 октября 1634 мэр Лилля Жан лё Вассёр возложил к её ногам ключи от города, и Мадонна стала официальной покровительницей Лилля. Отныне праздник в её честь отмечался 28 октября, а не как раньше - в первое воскресенье после Дня Святой Троицы. За время своего существования статуя Богоматери перенесла многое: в 14 веке после разгрома церкви святого Петра от неё осталась лишь мраморная голова; в 15 веке статую восстановили «до колен», а завершилась реставрация Мадонны при Людовике XIV. В конце 18 столетия родной дом Мадонны - коллегиальная церковь святого Петра перестала существовать, Богоматери более не оказывали должного почтения. Статую купил один священник, он поместил Мадонну в церковь святой Екатерины, где она буквально стояла в углу, пока в 19 веке новый кюре церкви Шарль Бернар не решил восстановить культ почитания Богоматери Виноградной Лозы. Местные промышленники поддержали кюре, так появился замысел построить роскошную церковь в стиле готики 13 века. Конкурс на лучший проект был международным, архитекторы представили 41 идею. Победил лилльский зодчий Шарль Леруа, и в 1854 году был заложен и благословлён первый камень в фундаменте храма. Уже в 1872 чудотворная статуя заняла подобающее ей место в новой церкви, а спустя 150 лет после начала строительства кафедральный собор был закончен (в наше время работы вели ирландский инженер Питер Райс, специалист по стальным конструкциям, и лилльский архитектор Пьер-Луи Карлье).

Здание собора построено в неоготическом стиле. Главный фасад – его создавал Пьер-Луи Карлье – выглядит совершенно самостоятельным архитектурным произведением. Его центральная часть исполнена в виде 30-метровой стрельчатой арки, облицованной тонкими пластинками белого мрамора, которые скреплены металлической конструкцией Питера Райса. Вверху – традиционный круглый витраж работы Ладисласа Кижно с целым калейдоскопом изображений. Здесь можно увидеть и Воскресение Христа, и древо Иессея, и архангела Михаила, который борется с драконом, а также многие христианские символы. Центральный портал украшен изображением Девы Марии и виноградных лоз. Северный портал посвящён святому Иосифу, южный – святому Губерту, оба портала декорированы множеством скульптур. Напротив южного портала располагается трёхэтажная кирпичная колокольня, на каждом из этажей находятся колокола с различными голосами.

Великолепен и интерьер собора, помещения пышно декорированы живописными мозаиками, витражами. В просторной крипте находятся погребения епископов и некоторых лилльских промышленников, а в апсиде можно увидеть символический надгробный камень Жана лё Вассёра (символический – так как его останки были спрятаны во время Революции).

Госпиталь Графини (Hospice Comtesse):

В историческом центре Лилля рядом с пересохшим руслом реки Дёль расположен небольшой комплекс зданий, большинство из которых относятся к 17 веку. Это госпиталь Графини (иногда его ещё называют госпиталем Богоматери), задуманный и построенный Жанной Константинопольской, правительницей Фландрии и Геннегау первой половины 13 века. В 1236 году на территории своего собственного дворца Жанна создала госпиталь для бедняков и паломников. Графиня заботилась о благосостоянии больницы и преподносила ей щедрые дары: так, госпиталю принадлежали мельницы Лилля и Ваземма (который тогда был ещё не городским кварталом, а деревней) и доходы от них. В 1468 году все здания госпиталя сгорели, но уже к 1472 было восстановлено помещение для больных, а между 1477 и 1482 - заново отстроен первый этаж дома, где размещались августинцы. Спустя почти 200 лет также от пожара пострадала часовня при госпитале, однако довольно быстро была построена новая, а в 1724 году завершили парадный двор. Во время Революции всех пациентов перевезли в больницу Спасителя (hôpital Saint-Sauveur), а госпиталь Графини превратили в приют для стариков и сирот, который просуществовал до 1939 года. С 1969 и по сей день на территории бывшего госпиталя располагается музей.

Сохранившиеся постройки 15 и 17 веков признаны историческими памятниками в 1923 году (некоторые части архитектурного ансамбля внесли в реестр памятников лишь в 1991).

Музей в зданиях бывшего госпиталя основал известный французский этнограф и музеолог Жорж-Анри Ривьер. В одном из помещений детально воссоздана обстановка фламандского дома 16-17 веков (декор, мебель, предметы искусства, натюрморты и т.п.); в другом представлена история города от времён Старого Порядка до Революции: символы могущества Лилля, портреты представителей графской династии Фландрии. Кроме того, посетители могут полюбоваться картинами живописцев Фландрии и Северной части Франции, гобеленами и ювелирными изделиями местных мастеров, здесь организуют также и различные временные экспозиции.

Современное искусство рядом с хосписом графини:

Здание роскошного музея Изящных Искусств Лилля.

Суровая красота Северной Франции, и в частности Нор-Па-де-Кале (Nord-Pas-de-Calais), располагающегося на территории исторической области Французская Фландрия, доступна лишь тем, кто готов мириться с достаточно холодным влажным климатом (летом средняя температура не поднимается выше 20 градусов) и «скромностью», входящих в её состав регионов. Навряд ли эту часть страны можно назвать избалованной вниманием туристов. Большинство достопримечательностей было уничтожено во время Второй Мировой войны, а воды побережья, омываемого Ла-Маншем, скорее приспособлены для любителей виндсерфинга, чем для желающих понежиться на пляжах под жарким солнцем.

Нор-Па-де-Кале - один из трех северных регионов, территория которого имеет выход к проливу. Более того, протяженная береговая линия, со скалами и пляжами с золотистым песком, - достоинство этой не балующей яркостью красок части Франции. Опаловый берег или Кот-д’Опаль (Côte d’Opale) изобилует прекрасно оборудованными курортами, полюбившимися живущими через пролив англичанами.

Пролив Ла-Манш соединяет Северное море с Атлантическим океаном, его воды разделяют континентальную Европу, представленную Францией, и остров Великобритания . Самым узким местом пролива считается Па-де-Кале. В 90-е годы под Ла-Маншем построили знаменитый железнодорожный Евротоннель, соединяющий Англию и Францию, названный американским обществом инженеров-строителей одним из семи новых чудес света.

А вот это лишнее

Бронируйте туры, подарите себе ! Самые популярные экскурсионные и горнолыжные предложения: — от 81 000 руб. за двоих. Цены от TEZ TOUR! Рассрочка 0%!

Акции, подарки! Скидки детям до 30%. Успейте забронировать!

Забронируйте сейчас и отель любой категории!

Департаменты и города Нор-Па-де-Кале

В состав региона входят два департамента: Па-де-Кале (Pas-de-Calais) и Нор (Nord). Административный центр Па-де-Кале - город Аррас (Arras). Региональная столица и главный город департамента Нор - Лилль (Lille). Крупные порты - Кале (Calais) и Булонь-сюр-Мер (Boulogne-sur-Mer), по совместительству являющийся курортом.

Другие большие города - Дуэ (Douai), Валансьен (Valenciennes), Дюнкерк (Dunkerque) и Бетюн (Béthune).

Земля Нор-Па-де-Кале богата на таланты. Именно здесь родился великий художник Анри Матисс, один из самых известных французских президентов Шарль де Голль и не менее известный, правда, своими «кровавыми» делами, деятель Великой французской революции Максимилиан Робеспьер.

Природа Нор-Па-де-Кале

История и культура

История региона Нор-Па-де-Кале уходит корнями еще в доисторическую эпоху. Уже тогда на этой территории жили люди, оставившие после себя каменные орудия. В дальнейшем вплоть до того момента, когда два автономных департамента были объединены в одну административную единицу в 1960 году, Нор и Па-де-Кале развивались отдельно друг друга, представляя огромный интерес для различных завоевателей, среди которых были и кельты, и римляне, и англичане, и испанцы. Лишь в 17 веке окончательно эти земли вошли в состав Франции.

В Средние века департамент Нор вместе с большей частью Бельгии и «куском» Нидерландов был ничем иным, как Фландрией. Сегодня жители всего региона гордятся своими фламандскими корнями, культурой и даже кухней, до сих пор живущими в их сердцах. Любовь проявляется и в языке, на котором говорят обитатели южной части Нора. Пикардийский диалект французского языка под названием «ш ’ти» (le ch’ti) - не менее интересная и любопытная достопримечательность, чем образцы фламандской архитектуры.

Как добраться до Нор-Па-де-Кале

Несколько международных и региональных аэропортов связывают Нор-Па-де-Кале с другими городами. Международный аэропорт города Лилля (Aéroport de Lille-Lesquin) расположен на расстоянии 10 км от центра города. Здесь приземляются регулярные внутренние (из Бордо, Марселя, Лиона, Рена, Ниццы, Нанта, Страсбурга и Тулузы) и международные рейсы: из Испании, Алжира, Марокко и Португалии. Прямого авиасообщения с городами России из Лилля нет. Региональный аэропорт в городе Ле-Туке (Aéroport du Touquet Côte d’Opale) располагается в юго-восточной части Опалового побережья и обслуживает регулярные и частные рейсы. Другой региональный аэропорт Кале-Дюнкерк (Aéroport de Calais - Dunkerque) находится в городе Марк в департаменте Па-де-Кале.

Поиск авиабилетов в город Париж (ближайший а/п к Нор-Па-де-Кале)

На поезде

Большинство поездов TGV из Парижа в сторону городов Нор-Па-де-Кале отправляется с Северного вокзала (Paris Nord). Путь до центра департамента Па-де-Кале города Арра́с займет 56 минут. Стоимость проезда вторым классом - от 36 EUR. Дорога в региональную столицу Лилль займет 1 час. Стоимость проезда вторым классом - от 43 EUR. Также в Лилль можно добраться из Брюсселя: французские TGV или поезда Eurostar доставят вас сюда всего за 35 минут и 29-68 EUR. Время в пути из Парижа до одного из крупных портов Кале в среднем занимает около двух часов (все зависит от маршрута). Стоимость проезда вторым классом - от 47 EUR. Существует и железнодорожное сообщение с Лондоном: поезд идёт по тоннелю под Ла-Маншем.

Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

На машине

Лилль - один из самых удобных для автомобилистов населенных пунктов. Здесь сходятся многие автомагистрали. Для того, чтобы попасть в столицу, из Парижа нужно ехать по автобану А1, который также соединяет с крупным городом Аррасом. А23 - связующее звено между Лиллем и Валансьеном. A25 соединяет Лилль, Дюнкерк и Кале.

Кухня и рестораны

Нор-Па-де-Кале имеет свою ярко выраженную кухню, многие блюда из которой фламандского происхождения. Первооснова любых рецептов - региональные продукты самого высокого качества: птица из Лика (volaille de Licques), картофель из Мельвиля (pomme de terre de Merville), фасоль Линго дю Нор (haricot lingot du Nord) и говядина Белль Блё (boeuf de race «belle Bleue»).

Характерные особенности гастрономии: прежде всего, наличие пива в составе многих блюд. Суп с пивом (soupe à la bière), петух в пиве (coq à la bière), кролик в пиве с черносливом (lapin à la bière et aux pruneaux), и даже десерт - блины с пивом (crêpes à la bière) - небольшой список «пивных» изысков. Другая особенность - верность проверенной веками рецептуре. Карбонад Фламанд (carbonade Flamande), ватерзои из курицы (waterzoï de volaille), ватерзои из рыбы (waterzoi de poisons), потжевлеш (potjevleesch) - наследие фламандской кухни.

Название «ватерзои» переводится как «кипящая вода», а странное слово «потжевлеш» означает всего лишь «мясное блюдо».

Блюда с морепродуктами также входят в меню жителей Нор-Па-де-Кале: салат из маринованной сельди в сидре (salade de rollmops au cidre), морские мидии (moules marinières) и многое другое.

Отдых на Опаловом берегу

Популярные отели Нор-Па-де-Кале

Развлечения и достопримечательности Нор-Па-де-Кале

Несмотря на колоссальные разрушения, которые принесла с собой Вторая мировая война, многие города Нор-Па-де-Кале сохранили некоторые из своих достопримечательностей. Это башня Беффруа и ратуша (beffroi et hôtel de Ville), охраняемые Юнеско и построенные в 15-16 веках, в Аррасе. Большая площадь (Grande Place), с 11 века служившая центром для городской торговли и располагающаяся в том же городе. Дворец Риур (palais Rihour) Старая Биржа (vieille bourse) и Цитадель (citadelle) в Лилле. Аббатство Мон-Сент-Элуа в 10 км к северо-западу от Арраса.

Музей изящных искусств (Palais des Beaux-Arts) в Лилле - один из первых музеев, которые открыли во Франции. Его богатейшая коллекция уступает только Лувру. График работы: понедельник - с 14:00 до 18:00, со среды по воскресенье - с 10:00 до 18:00. Вторник - выходной день. Стоимость билета: 8 EUR для взрослых, 4 EUR - для детей.