Религия и церковь итальянцев. Ватикан

Преобладающая религия в Италии это католицизм.

Более 95% итальянцев являются католиками.

Центр католического мира - город - государство Ватикан (в нем расположена резиденция Римского Папы Иоанна Павла Второго), который расположен в черте итальянской столицы Рима, на холме Монте-Ватикано. Ватикан - резиденция главы католической церкви папы римского, международный центр римско–католической церкви. Ватикан был образован как самостоятельное государство в 1929 году в соответствии с Латеранскими соглашениями между итальянским правительством и папой римским.

Италия является страной, в которой католическая церковь необычайна сильна и это не удивительно: с 1929 года (когда Италия признала государство Ватикан (Собор Св. Петра, сады Ватикана и ряд зданий в Риме и его окрестностях) под верховным суверенитетом папы), по 26 ноября 1976 года католицизм считался государственной религией Италии.

В Италии, в настоящее время, Церковь официально отделена от государства, и регулирует свои отношения с государством при помощи специальных соглашений и законов, в частности «Нового Конкордата» 1984 года. Однако в Конституции Италии основная религия страны определена: «Государство и Католическая Церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому сфере» (статья 7). То есть Конституция Италии делит все религии на две категории: «католическая» (статья 7), с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии (статья 8). Мотивация расширенного сотрудничества государства с Католической Церковью в статье 9 Конкордата сформулирована следующим образом: «Итальянская Республика, признавая ценность религиозной культуры и учитывая, что принципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа...». При том, что Конституция Италии устанавливает: что граждане равноправны без различия религии (статья 3), что все религиозные исповедания в равной мере свободны перед законом (часть 1 статьи 8), она содержит раздельные положения о католической церкви и иных церквях: о том, что государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере, а их отношения «регулируются Латеранскими договорами» (статья 7), что некатолические вероисповедания имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, поскольку они не противоречат итальянскому правовому порядку, а их отношения с государством определяются законом на основе соглашений с органами, представляющими эти вероисповедания (части 2, 3 статьи 8 Конституции Италии).

Подавляющая часть итальянцев периодически ходит церковь, а в такие праздники как Рождество и Пасха католические храмы по всей стране всегда полны людей.

Страница 2 из 2

Католическая церковь в Италии

Хотя ряд католических деятелей сделали попытку соединить католицизм и либерализм, в целом в сер. 19 века противостояние этих течений усиливается, особенно в Италии, где существование в центре полуострова Папского государства стало препятствием к окончательному объединению страны. В 1850-е- нач. 1860-х гг. в Пьемонте был проведен ряд антицерковных реформ, которые распространились и на присоединявшиеся один за другим к Пьемонту итальянские государства. Папа Пий IX, в первые годы своего правления также увлеченный либеральными идеями и сделавший попытку проведения либеральных реформ в Папском государстве, теперь занял по отношению к либеральной политике Пьемонта жесткую отрицательную позицию и в 1864 г. опубликовал энциклику «Зиашл сига», к которой был приложен «Силлабус», перечислявший те явления современности, которые Пий IX объявил главными заблуждениями своего времени. Необоснованно резкое и недальновидное осуждение в «Силлабусе» всех наиболее значимых явлений 19 века (всего «Силлабус» содержал 80 пунктов), в том числе весьма значительных научных открытий, настроило против папы большую часть общества (в т. ч. католического).

В целях защиты авторитета церкви и необходимости противостоять либеральным идеям Пий IX в кон. 1869 г. созвал Первый Ватиканский собор. Главным (и вызвавшим наибольшие споры и серьезную оппозицию) документом, принятым на соборе, стала 1-я догматическая конституция «О церкви Христовой». Она ввела в догму принцип «безошибочности папы» в тех случаях, когда он «с кафедры» высказывает суждения, касающиеся веры и морали. Принятие этого догмата вызвало раскол в среде самого католического духовенства. Против него резко выступили 10 профессоров церковной истории, в т. ч. мюнхенский профессор И. Деллингер, отлученный от церкви за высказанное несогласие с догматом в ряде речей и статей. Богословская оппозиция решениям собора привела к созданию Старокатолической церкви, хотя и поныне не слишком многочисленной. Ряд церковных деятелей, настроенных против догмата, все же приняли его, заботясь о единстве церкви (в т. ч. Кеттелер, фон Гефеле и др.).

Работа собора осталась незавершенной. В сентябре 1870 г., после того как Франция, отвлеченная войной с Пруссией, была вынуждена вывести свой гарнизон из Папского государства, последнее было захвачено Итальянским королевством. Светская власть Папы была ликвидирована. Пий IX отказался признать новое государство и объявил себя пленником в Ватиканском дворце, больше не покинув его до самой смерти. Его права были гарантированы в одностороннем порядке итальянским правительством в т. н. законе о гарантиях, согласно которому комплекс зданий на Ватиканском холме (собор Св. Петра, Ватиканский дворец и ряд других) передавался в его пользование и предполагалась выплата ему ежегодно некоторой денежной суммы.

Наряду с Италией большой удар по правам и привилегиям Католической церкви был нанесен в последней трети 19 в. и во многих других странах. Так, в конституции Швейцарии 1874 г. были введены «статьи исключения», направленные против иезуитов и монастырей. Сильное антиклерикальное движение развернулось во Франции. В 1880 г. были закрыты школы иезуитов. В 1898 г. это движение усилилось в связи с «делом Дрейфуса» вплоть до того, что в 1901 г. были изданы законы против церкви. В Базеле все католические церкви были переданы старо-католикам (1873 г.). В Австрии общие антиклерикальные настроения усилились после поражения в войне с Италией и присоединения к Италии областей, ранее занятых Австрией. В Австрии возникает «Движение за освобождение от влияния Рима», конкордат 1955 г. был в 1868 г. подвергнут изменениям в одностороннем порядке и, после того как в 1870 г. он был отвергнут Ватиканским собором, окончательно отменен в 1874 г. За последнюю четверть 19 в. в Австрии 75 000 человек перешли в протестантизм и 20 000 в Старокатолическую церковь. В ряде государств Латинской Америки было провозглашено отделение церкви от государства (в Мексике в 1875 г., в Бразилии в 1891 г.). В России после польского восстания 1863 г. католическое духовенство подверглось серьезным репрессиям, что привело в 1866 г. к разрыву отношений России с Ватиканом. Но наиболее острую форму борьба с правами церкви получила во вновь образованной (в 1871 г.) Германской империи. Провозглашенная Бисмарком политика «Культуркампф» была направлена на укрепление центральной государственной власти путем существенного ограничения влияния Римско-католической церкви. Циклом законов, направленных против католического духовенства, церковный контроль над школами был заменен государственным, запрещены орден иезуитов и ряд родственных ему монашеских орденов, принят ряд других административных мер.

К духовным лицам, отказавшимся подчиниться новому законодательству, были применены репрессивные меры, во многих германских землях власти начали всемерно поддерживать Старокатолическую церковь. Дипломатические отношения Германии со Святым престолом были разорваны.

Стремление к защите интересов верующих и церкви привело к созданию в ряде стран политических организаций католиков. Так, в Германии в 1871 г. была создана Католическая партия Центра, в Италии в 1874 г. был созван первый католический конгресс, положившей начало организации, получившей затем название «Опера деи конгресси».

Смерть Пия IX и избрание на папский престол Льва XIII (1878 г.) во многом изменило позицию и положение церкви в обществе. Благодаря его осторожной и умеренной политике был положен конец политике «Культуркампфа» в Германии, где были отменены практически все антицерковные законы. Уменьшились противоречия Святого престола со Швейцарией и большинством государств Латинской Америки (в 1899 г. собирался I Собор всех латиноамериканских епископов), улучшились отношения с Испанией и Великобританией, были восстановлены дипломатические отношения с Россией (1894 г.). Осознав необходимость приспособления церкви и ее миссии к радикально изменившим-:я условиям в мире, Лев XIII обратился к социальным проблемам и признал существование социальной проблемы, а также необходимость защиты церковью интересов трудящихся классов и их право на создание профессиональных союзов. Фундаментальное изучение социальной проблематики было им поручено специальному комитету, созданному в 1882 г. и получившему название Фрибургской унии. В одной из наиболее значимых в истории церкви энциклик - «Рерум новарум» (1891 г.) - Лев XIII сформулировал основные принципы официальной социальной доктрины церкви. Он также способствовал развитию наук, особенно теологии, библеистики и библейской археологии, но также естественных наук, открыл для исследователей Тайный Ватиканский архив.

Сложности, испытываемые Католической церковью в Европе и Латинской Америке, обусловили усиление интереса к внеевропейским странам, чему способствовали расширение колоний и увеличение числа научно-исследовательских экспедиций. После значительного перерыва новый импульс к развитию получило миссионерское движение. В течение 19 в. (особенно в его конце) возникает множество новых орденов и обществ, посвятивших себя миссионерству (главным образом - во Франции, в конце века - в Германии и США). Миссионерством во многом занимался и восстановленный в 1813 г. орден иезуитов. Были открыты новые миссионерские семинарии в Лионе, Париже, Вюрцбурге, проводились миссионерские съезды. Большим достижением миссионерского движения можно считать открытие миссий в Китае (1843 г.) и Японии (1859 г.). В Африке особого успеха миссионерское движение достигло после того, как этот континент почти полностью попал под европейское влияние.

Вместе с тем в 19 веке происходит значительное обновление католического образования: в 1834 г. был воссоздан католический университет в Лувене, в Германии (в 1848 г.) в некоторых университетах были созданы кафедры католического богословия, в Париже - католический университет был создан в конце века, в 1891 г. - во Фрибурге (Швейцария), в 1889 г. - в Вашингтоне.

Основная религия в Италии, которой придерживаются по разным данным от 90 до 97% жителей страны, это католицизм , до 1976 года являвшийся государственным вероисповеданием.

Сейчас церковь по конституции отделена от государства, но религия продолжает играть огромную роль в жизни населения страны, а многие религиозные деятели принимают участие в управлении государством. Около трети всех прихожан Римско-католической церкви очень активно посещают церковь, исполняют все обряды, принимают участие в церковных службах, а 74% жителей страны говорят, что верят в Бога.

Италию можно назвать центром Римско-католической церкви , так как на территории страны расположен Ватикан - карликовое религиозное государство внутри Рима, ассоциированное с Италией. Это резиденция главы церкви, папы римского. На его территории находится главный католический собор в мире - Собор Святого Петра, один из важнейших центров паломничества среди приверженцев католической религии.

В Италии действуют специальные законы, регламентирующие взаимодействие Римско-католической церкви с властями, например, «Новый Конкордат», принятый в 1984 году и провозглашающий равенство всех жителей Италии вне зависимости от их религии. Тем не менее, по конституции католическая церковь получает ряд преимуществ перед другими конфессиями - к примеру, в нее поступает часть налогов, полученных от граждан.

Итальянцев нельзя назвать фанатиками католицизма, но церковь пользуется огромным уважением у жителей. На улицах городов часто встречаются священники или монахи, церкви получают достаточное финансовое обеспечение для поддержки их в идеальном состоянии. Всего в стране расположено более 45 тысяч католических храмов , большинство из которых открыты для посещения. Люди отмечают многие религиозные праздники - помимо Рождества и Пасхи, в Италии большое значение имеют Успение Богородицы, Богоявление, праздник Тела и Крови Христовых, день Всех Святых и другие религиозные даты. При этом у многих итальянцев вера в Бога сочетается с суеверностью.

В Италии есть довольно крупные православные общины, расположенные на севере. В южной части страны увеличивается количество мусульман - иммигрантов из арабских стран. На Сицилии мусульманская диаспора существует еще с эпохи исламского владычества. С давних времен в Италии существуют еврейские сообщества, в которых распространен иудаизм. Довольно популярны в стране общества Свидетелей Иеговы и Исследователей Библии. Около 0,1% жителей государства являются практикующими буддистами, большинство из них - приезжие из других стран.

По статистическим подсчетам, население Италии составляет чуть более 60 миллионов человек. Уже полвека ежегодный прирост составляет менее одного процента, но положительная тенденция сохраняется. Жители Италии по численности населения занимают четвертую позицию в рейтинге стран Европы. С древних времен Апеннинский полуостров заселяли разрозненные племена и народности, которые считали благоприятный климат и плодородные земли идеальным местом для жизни. Из-за разнообразия поселений Италию считают довольно пестрой страной, которая и сегодня сильно отличается с востока на запад и с юга на север.

Этнический состав

Более 90% жителей Италии являются коренными итальянцами. Остальная часть состоит из албанцев, арабов, немцев, французов и других национальностей. Национальные меньшинства объединяются в диаспоры, однако точно подсчитать численность тех или иных этнических объединений очень сложно. Сами итальянцы подразделяются на обособленные группы:

  • лигурийцев;
  • тосканцев;
  • сардинцев;
  • сицилийцев;
  • базиликантов;
  • калабрийцев.















Всего насчитывается более 20 групп. В каждой группе имеются собственные наречие, традиции, кулинарные пристрастия. Социологи отмечают, что для каждого итальянца принадлежность к этнической группе является первичной. То есть человек сначала тосканец, а уже потом итальянец. Это всячески подчеркивается в общении, поэтому Италию можно назвать прекрасной мозаичной картиной, которая состоит из множества обособленных элементов.

Географическое распределение

Все жители Италии условно разделяются на южан и северян. С давних времен север (континентальная часть) считалась более индустриальной и экономически активной. Здесь развивалась промышленность, торговые отношения и политические связи. Юг же оставался аграрной и бедной провинцией, хотя со временем и превратился в туристический центр.

Особенно сильно диспропорция между севером и югом становится заметна в период экономического кризиса. Показатели безработицы и доли ВВП на душу населения в южной части страны имеют более плачевные значения.

Экономическая привлекательность северных регионов приводит к процессам внутренней миграции. Самыми густонаселенными регионами сегодня являются Кампания, Ломбардия и Лигурия. Самые густонаселенные города – это Рим, Милан, Неаполь, Турин.

Возрастной состав

Средняя продолжительность жизни итальянцев составляет 82 года:

  • 79 лет у мужчин;
  • 85 лет у женщин.

Такая продолжительность жизни объясняется хорошим здоровьем и высоким уровнем развития медицины. В возрастной структуре преобладает группа населения в возрасте от 15 до 64 лет. Однако доля работоспособного населения составляет всего 66%, что свидетельствует о высокой пенсионной нагрузке.

Стоит отметить, что общество Италии называют стареющим, то есть количество детей в семье постоянно уменьшается. Это может иметь негативные последствия в будущем, поэтому правительство Италии проводит активную демографическую политику и выплачивает пособия молодым семьям для стимулирования рождаемости.

Религия

Основной религией для населения Италии является католицизм. Его исповедуют 96,7% жителей. Остальная доля приходится на других представителей христианства: православных, свидетелей Иеговы, баптистов, лютеран и других. Долгое время религия для итальянцев была доминирующей частью жизни, и сегодня её роль остается очень важной. Не зря на территории Италии, а именно в Ватикане, находится мировой центр католичества.

Традиции и обычаи итальянцев

Итальянцы уважают свою историю и всячески поддерживают традиции региона, к которому принадлежат. Более того, каждая семья имеет собственные обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Культ семьи, в широком понимании этого слова, поддерживается очень сильно. Родители всегда носят с собой фотографии детей и наоборот. Дома хранятся семейные фото нескольких поколений. На важные даты даже дальние родственники собираются за общим столом.

Немалое значение имеют ремесленные традиции. До сих пор сохранилась преемственность профессий, когда отец передает свои знания сыну. Итальянцы славятся изделиями из стекла, керамики, лозы.

Интересны праздники в Италии. Празднование Нового года здесь происходит наиболее пышно среди европейских стран, где больше почитается Рождество. В новогоднюю ночь стол украшает множество блюд, а под бой часов нужно обязательно разбить посуду. Это делают, чтобы отогнать отрицательную энергию и привлечь удачу. Также итальянцы надевают в Новый год красное белье, чтобы любовь и успех были всегда рядом. После праздника эти элементы гардероба нужно уничтожить.

Туристы, которые впервые оказались в Италии, отмечают такие привычки коренных жителей:

  • очень активно жестикулируют во время разговора;
  • любят поговорить (на важные темы и просто «ни о чем»);
  • развили настоящий культ еды и предпочитают неспешные трапезы;
  • не приемлют строгих временных рамок.

Итальянцы – очень жизнерадостные и энергичные люди. Они ценят каждую минуту своей жизни, словно пробуют её на вкус: не торопясь, с удовольствием. Им не свойственна вечная гонка за деньгами или материальными ценностями. С гораздо большим удовольствием они проводят время в окружении семьи и друзей. Не считают зазорным остановить автомобиль посреди дороги и переброситься несколькими фразами со старым знакомым в соседнем авто.

Подавляющее большинство верующего населения Италии - католики. Формально католического вероисповедания придерживается 99,6% населения страны. Но фактически церковь посещает лишь 15-17% итальянцев.

В Италии живет также около 300 тыс. протестантов (в Пьемонте) и 35 тыс. иудаистов (главным образом в Риме, Турине, Генуе, Флоренции, Венеции и Ливорно).

Хотя католическая церковь формально отделена от государства, она до сих пор оказывает огромное влияние на многие стороны жизни народа. В столице Италии Риме находится особое государство - Ватикан. Глава Ватикана и всей католической церкви мира - папа. Государство Ватикан имеет многовековую историю. В III-IV вв. все епископы христианской церкви именовали себя папами. После распада Западной Римской империи усилилась власть епископа Рима и в V в. название «папа» закрепилось за ним. В VI в. римский папа присвоил себе право контролировать действия светских властей в Риме и его округе. В 756 г. он получил от франкского короля Пипина, освободившего Италию от лангобардов, Римскую область. В дальнейшем римский папа освящал власть франкских королей, а они помогали ему укреплять светскую власть в Римской области. Так было положено начало папскому государству.

Для обоснования своей власти папы изготовили подложные документы (так называемый Константинов дар в VIII в. и Исидоровы декреталии в IX в.), удостоверяющие, будто папы - преемники апостола Петра, основавшего в Риме епископство по поручению Христа, и что папская власть выше власти светских государей.

В X-XIII вв. папы не раз вели захватнические войны для расширения своего государства. В конце XIII в. оно простиралось от Тирренского до Адриатического морей. В XVI в. началась постройка огромного собора святого Петра, который затем стал главной церковью католического мира.

В 1870 г. светская власть папы была упразднена силами объединенной Италии. Территория бывшего папского государства вошла в состав единого- Итальянского королевства. Папе оставили лишь Ватиканский и Латеран скин дворцы. В знак протеста папа объявил себя «ватиканским узником» До 1929 г., в течение почти 60 лет, папа не обладал прерогативами главы государства. Их вернули ему только итальянские фашисты. В 1929 г. Муссолини подписал с папой Пием XI конкордат, так называемое Латеранское соглашение, по которому Ватикан вновь признавался независимым и суверенным государством с правом иметь свои представительства за границей.

Современный Ватикан - карликовое государство, умещающееся на Ватиканском холме. Границы его четко очерчены крепостной стеной с бастионами. Кроме Ватикана, папскому государству принадлежат и другие владения, разбросанные по всему Риму: храм святого Петра и часть площади перед входом в него, церковь святого Павла с бенедиктинским монастырем в окрестностях Рима, церковь Санта Мария Маджоре, Латеранский дворец. Дворец Канчеллариа в центре города, загородная вилла папы Кастельган- дольфо и др. Площадь государства - 44 га, население - около 1 тыс. человек. Это папские кардиналы, служащие и гвардия.

За крепостными стенами Ватикана находятся дворцы и здания, в которых расположены учреждения папского государства. Ватикан имеет свой монетный двор - Цекка, где чеканятся монеты с изображением папы и надписью «город Ватикан». В дворцах и других зданиях размещены конгрегации - министерства папского государства. Оно имеет свою почту, телеграф и тюрьму.

Вход в государство-крепость охраняют швейцарские гвардейцы, одетые в яркие средневековые костюмы. В дни религиозных церемоний они носят шлемы и держат в руках старинные алебарды.

Папское государство - один из крупнейших капиталовладельцев. Оно держит в своих руках акции крупных итальянских и иностранных обществ и предприятий, в одной Италии его вложения исчисляются в 900 млрд. лир. Ватикан контролирует и финансирует десятки итальянских и иностранных католических газет, оказывая через них влияние на трудящиеся массы Италии и других стран.

Международное значение и влияние папского государства на католиков всего мира очень велико. Ватикан владеет мощной радиостанцией, ведущей передачи на 28 языках, издает газету «Оссерваторе романо» («Osservatore Romano ») и руководит разветвленной сетью религиозных, полурелигиозных и светских организаций, обществ и союзов. В Италии существует около 850 типов церковных и зависимых от церкви организаций. Координирует их деятельность специальная ассоциация, называемая Католическое действие. Ее агенты проникают в дома трудящихся, дают родителям советы о воспитании детей, следят за литературой, которую читают итальянцы, рекомендуют католические книги и кинофильмы, предупреждают о книгах и кинофильмах, запрещенных церковью, отговаривают рабочих от вступления в некатолические профсоюзы и от участия в забастовках и т. п.

В Италии функционирует католический киноцентр, с помощью которого Ватикан влияет на кинопромышленность и кинотеатры страны. В распоряжении киноцентра находится около 6 тыс. приходских кинотеатров - половина всех кинотеатров Италии. Они демонстрируют главным образом фильмы, проникнутые религиозным духом. Популярность этих кинотеатров увеличивается тем, что вход в них или бесплатный или за очень низкую плату. Католический киноцентр чрезвычайно способствует церкви в ее стремлении оказывать постоянное влияние на духовную жизнь католиков.

Немалую роль в религиозном воспитании итальянского народа играют католические священники, преподающие во многих средних учебных заведениях.

Особенно велико^ влияние священников на детей в сельских местностях. Следует отметить также и влияние жизни на политику Ватикана. В частности, папа Иоанн XXIII, сменивший воинственного Пия XII, впервые в истории католической церкви объявил борьбу за мир между народами одной из основных целей церкви. Этим он снискал симпатии многих людей, так как такая политика была созвучна чаяниям народов мира.

Политика Иоанна XXIII отражала изменения внутри католического клира. Разногласия между «твердолобыми» и «либералами» в католической верхушке проявились на втором вселенском соборе (1964 г.). Часть кардиналов и епископов выступала за более гибкое приспособление католичества к требованиям современной жизни, но большинство их все еще продолжает цепляться за прежние догматы.

Сельские жители Италии более религиозны, чем горожане. Своего «покровителя» имеет каждая деревня. Во многих местах особенно почитаема мадонна. Кроме того, итальянцы верят, что каждый святой может предохранить их от какого-либо определенного несчастья, например святой Павел - от укуса змей, святая Лючия - от болезни глаз и т. п.

Число святых-покровителей постепенно увеличивается. Современные католические справочники насчитывают их до 200. Однако католическая церковь не ограничивается лишь сохранением традиции. Стремясь идти в ногу со временем, она приспосабливает вошедшие в быт достижения науки и техники к старым представлениям о деяниях святых. Например, святая Варвара, защищающая людей от грозы, стала теперь и покровительницей артиллерии. Архангел Гавриил, якобы принесший деве Марии «благую весть», объявлен теперь покровителем радиовещания и т. п.

С верой в святых-покровителей связан очень интересный обычай, восходящий еще к античному времени,- приношение в дар церкви небольших картин (называемых ex - voto - дар по обету), специально нарисованных в знак благодарности святому за полученную от него «любезность» или за совершенное «чудо», например за исцеление от болезни и т. п. На картине чаще всего изображено «чудо» или событие, важное для приносящего этот дар, и «ниспосланное» ему святым. В центре картины, как правило, фигура святого, несомая облаком. Часто вместо картины дарят восковые, медные или серебряные, в зависимости от благосостояния подносящего, изображения рук, ног, ушей или других «исцеленных» частей тела.

Очень распространен среди крестьян обычай рисовать, вырезать или выжигать знаки веры (кресты, изображения святых и пр.) на предметах быта и орудиях труда. Такие знаки ставят на детских колыбелях, на ткацких челноках, на глиняной посуде, на ошейниках для скота и на многих других вещах, окружающих итальянцев в их повседневной обстановке.