Религия в сербии и сербская православная церковь. Религия в сербии Религия у сербов

Хорватия 201,637
Швейцария 191,500
Австрия 177,300
США более 170,000
Республика Косово 140,000
Канада 100,000-125,000
Нидерланды 100,000-180,500
Швеция 100,000
Австралия 95,000
Великобритания 90,000
Франция 80,000
Италия 78,174
Словения 38,000
Македония 35,939
Румыния 22,518
Норвегия 12,500
Греция 10,000
Венгрия 7,350
Россия 4,156 - 15,000 (по сербским источникам) Язык Религия Родственные народы
Cерия статей о
Сербах

Сербские языки и наречья
сербский · сербскохрватский
ужицкий · цыганосербский
старославянский · славяносербский
штокавский · торлакский · шатровачки

Преследования сербов
Сербофобия · Ясеновац
Независимое государство Хорватия
Крагуевацский октябрь

Этногенез

Существует несколько теорий происхождения сербов.

Согласно записям византийского императора Константина Багрянородного , сербы (уже как единый славянский народ) мигрировали к югу в 7-м веке в правление византийского царя Ираклия и расселились в пределах современных Южной Сербии, Македонии , Черногории , Далмации , Боснии и Герцеговины . Там они смешались с потомками местных балканских племен - иллирийцев , даков и др.

Спустя тысячелетие во времена Османских завоеваний в Европе множество сербов под давлением турецких агрессоров, разоривших страну, стало уходить на север и восток за реки Сава и Дунай на территории нынешних Воеводины , Славонии , Трансильвании и Венгрии . Позднее, в XVIII веке тысячи сербов отправились в Российскую империю , где им на поселение были выделены земли в Новороссии - в районах, получивших названия Новая Сербия и Славяносербия .

Этнографические группы сербов

Этнографические группы сербов делятся, в основном, по диалектам сербского языка. Штокавские сербы самая большая группа. Существуют также горанцы и другие этнографические группы.

Расселение

Основной ареал проживания сербов - это Сербия, Черногория, Хорватия, Босния и Герцеговина. Также существуют отдельные регионы в иных странах, где сербы живут издавна: в Македонии (Куманово , Скопье), Словении (Бела Крайна), Румынии (Банат), Венгрии (Печ , Сентендре , Сегед). Устойчивые сербские диаспоры существуют во многих странах, самые заметные из них в Германии, Австрии, Швейцарии , Франции , России , Бразилии , Канаде , США и Австралии . Диаспоры в Новой Зеландии , Южной Африке , Аргентине , Боливии , Бразилии и Чили хоть и не такие большие, однако не исчезают, а наоборот - продолжают расти.

Точное количество сербов, проживающих в диаспорах за пределами Балкан, не установлено и колеблется по разным сведениям примерно от 1-2 млн до 4 млн человек (данные Министерства по диаспорам Республики Сербия). В связи с этим неизвестна и общая численность сербов в мире, по приблизительным оценкам она составляет от 9,5 до 12 млн человек. 6,5 млн сербов составляют около двух третей населения Сербии. Перед военными конфликтами 1,5 млн проживало в Боснии и Герцеговине и 600 тыс. в Хорватии, а 200 тыс. - в Черногории. По переписи 1991 г. сербы представляли 36 % от общего населения Югославии , то есть всего около 8,5 млн человек.

Городское население представлено в Белграде (1,5 млн сербов), в Нови-Саде (300 тыс.), Нише (250 тыс.), Баня-Луке (220 тыс.), Крагуевце (175 тыс.), Сараево (130 тыс.). За пределами бывшей Югославии Вена является городом с наибольшим числом сербских жителей. Значительное количество сербов проживает в Чикаго с окрестностями и Торонто (с Южным Онтарио). Лос-Анджелес известен как мегаполис с внушительным сербским сообществом, впрочем, как Стамбул и Париж .

Этническая история

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

История Сербии отсчитывает своё начало с VI века , с момента заселения древними славянами западной части Балканского полуострова . В VIII -IX веках возникли первые протогосударственные образования сербов. В -XI веках территория современной Сербии входит в состав Первого Болгарского царства . После установления в конце XII века династии Неманичей Сербское государство освободилось из-под власти Византии и к середине XIV века развилось в крупную державу, охватывавшую почти всю юго-западную часть Балкан. Расцвет средневековой Сербии пришёлся на время правления царя Стефана Душана ( -). Однако после его смерти государство распалось. Раздробленные княжества оказываются не в состоянии остановить османскую экспансию, часть князей на юге бывшего царства Душана вынуждено признать себя вассалами Османской империи. В 1389 году объединенные войска некоторых сербских князей (вместе с боснийкими отрядами) терпят поражение от османской армии в битве на Косовом поле , что привело к признанию Сербией сюзеренитета Османской империи . Окончательно Сербия была завоёвана турками в 1459 году , после падения Смедерево . На протяжении последующих 350 лет сербские земли находились под властью Османской империи, а северные районы с конца XVII века входили в состав Австрийской Империи.

Сербское княжество образовалось в результате Первого сербского восстания в - гг. против османского владычества . Своим верховным вождём восставшие избрали Георгия Петровича по прозвищу Карагеоргий, служившего раньше в австрийской армии унтер-офицером. В 1811 году на скупщине в Белграде Карагеоргий был провозглашён наследственным правителем Сербии. Но в 1813 году восстание было подавлено, Карагеоргий бежал в Австрию. В 1815 году началось Второе сербское восстание , возглавил которое участник Первого восстания Милош Обренович . Оно было успешным, но только через пятнадцать лет султан официально признал Милоша Обреновича правителем Сербии. В 1817 году вернувшегося в Сербию Карагеоргия по приказу Милоша Обреновича убили. По условиям Берлинского мира 1878 года Сербия получила независимость, а в 1882 году была провозглашена королевством. К началу XX века в Сербии сложилась парламентская монархия , начался быстрый подъём экономики и культуры. Две крестьянские по происхождению династии - Карагеоргиевичей и Обреновичей - сменяли друг друга на престоле в Сербии до 1903 года. В 1903 году король Александр Обренович и его супруга Драга были убиты в результате дворцового переворота. В результате Балканских войн - гг. в состав Сербии были включены территории Косова , Македонии и значительная часть Санджака . В Первой мировой войне Сербия выступала на стороне стран Антанты . В ходе войны Сербия потеряла, по некоторым оценкам, до трети населения. После завершения войны Сербия стала ядром Королевства сербов, хорватов и словенцев (c г. - Югославия). В период Второй мировой войны территория Сербии с апреля 1941 года была оккупирована войсками гитлеровской Германии , часть территории государства передана сателлитам Германии - Венгрии и Болгарии, а также Албании. В - гг. Сербия была освобождена Советской Армией, партизанскими и регулярными отрядами Народно-освободительной армии Югославии .

В 1945 году была провозглашена Федеративная народная республика Югославия (с г. - Социалистическая федеративная республика Югославия), в составе которой была образована Народная республика Сербия (с 1963 г. - Социалистическая республика Сербия). В ноябре 1945 года скупщина Югославии лишила династию Карагеоргиевичей прав власти. После смерти бессменного лидера Югославии Иосипа Броза Тито рост межэтнического противостояния, сепаратистские выступления, поддержанные извне, привели в начале 1990-х гг к серии гражданских войн и распаду Югославии . Длительный период пребывания у власти в Сербии социалистов во главе со Слободаном Милошевичем завершился в 2000 году после бомбардировок в марте-июне 1999 г. сербских городов авиацией НАТО и ввода в Косово миротворческих сил ООН . В 2006 году , после проведенного в Черногории референдума, прекратил существование государственный союз Сербии и Черногории , республика Сербия потеряла выход к морю.

Средневековое Сербское государство

Расселение славян

Процесс складывания государства у сербов был замедлен обособленностью различных сербских общин и отсутствием между ними экономических связей. Для ранней истории сербов характерно формирование нескольких очагов государственности, которые поочерёдно становились центрами объединения сербских земель. На побережье сформировались протогосударственные образования - склавинии Пагания , Захумье , Травуния и Дукля, во внутренних областях (восточная часть современной Боснии и Санджак) - Рашка . Номинально все сербские территории входили в состав Византии, однако их зависимость была слабой. Уже с VII века началась христианизация сербских племён , которая завершилась во второй половине IX века при прямом участии учеников святых Кирилла и Мефодия . К этому же времени относится возникновение первых памятников сербской письменности на старославянском языке (первоначально - с использованием глаголицы , c X века начинается переход на кириллицу) .

Образование государства

В середине IX века под воздействием наступления на сербские области протоболгар в Рашке сформировалась княжеская власть и государство во главе с князем (жупаном) Властимиром , которому удалось отбросить болгар и подчинить часть прибрежных территорий. Наследственный принцип передачи власти, однако, не сложился, что привело в конце IX века к междоусобицам, ослаблению Рашки и её переходу под власть сначала Первого Болгарского царства , а затем, после его падения, - Византии. Некоторое укрепление Рашки в середине X века в период правления князя Часлава , существенно расширившего территорию государства, сменилось после его гибели в 950 году распадом страны. В это же время началось активное проникновение богомильства из Болгарии, которое также способствовало ослаблению центральной власти в Рашке. В - гг. Белград и долина Моравы стали центром массового восстания славян под предводительством Петра Деляна против Византии.

Расцвет Сербии

При непосредственных преемниках Стефана Первовенчанного Сербское государство пережило недолгий период стагнации и усиления влияния соседних держав, прежде всего Венгрии . На рубеже XIII и XIV веков Сербия оказалась разделённой на два государства: на севере, в Мачве , Белграде , районе Браничева , а также в Усоре и Соли , правил опирающийся на Венгрию Стефан Драгутин , остальная часть сербских земель находилась под властью его младшего брата Стефана Милутина , ориентировавшегося, главным образом, на Византию.

Несмотря на временный раздел государства, продолжалось укрепление Сербии: была сформирована централизованная система местного управления, реформировано право, создана система внутренних коммуникаций, начался переход на условное держание и прониарную систему в земельных отношениях. Одновременно усиливалось влияние высшего духовенства и церкви. Активно развивалось монашество, возникло множество православных монастырей (в том числе Студеница , Жича , Милешево , Грачаница , а также Хиландарский монастырь на Афоне), причём их храмы строились в соответствии с уже сложившейся оригинальной сербской архитектурной традицией («рашская школа»). Окончательно закрепилась принадлежность Сербии византийско-православному миру, католическое влияние было практически устранено, а богомилы изгнаны из страны. Одновременно начался процесс византизации системы государственного управления, был создан помпезный королевский двор по образцу константинопольского. Происходил подъём горного дела (в значительной степени благодаря притоку саксонских переселенцев), сельского хозяйства и торговли, решающую роль в которой имели дубровницкие купцы. Быстро увеличивалось народонаселение страны, росли города.

Расцвет средневекового сербского государства пришёлся на время правления Стефана Душана ( -). В ходе ряда военных кампаний Стефан Душан подчинил всю Македонию, Албанию , Эпир , Фессалию и западную часть Средней Греции. В результате Сербия стала крупнейшим государством Юго-Восточной Европы. В 1346 году Стефан Душан был коронован царём сербов и греков , а Печский архиепископ был провозглашён патриархом . Сербо-греческое царство Стефана Душана сочетало в себе сербские и византийские традиции, за греками были сохранены высшие должности в городах и их земельные владения, сильное греческое влияние испытывала культура. В архитектуре сложился вардарский стиль , яркими образцами которого стали храмы в Грачанице, Пече и Леснове . В 1349 году был издан «Законник Стефана Душана », оформивший и кодифицировавший нормы сербского права. Резко усилилась центральная власть, была сформирована разветвлённая административная система по византийскому образцу при сохранении существенной роли собраний (саборов) сербской аристократии. Внутренняя политика царя, опирающаяся на крупную земельную знать и приведшая к расширению её прерогатив, однако, не способствовала укреплению и сплочению государства, особенно учитывая этническую пестроту державы Душана.

Распад и турецкое завоевание

Вскоре после смерти Стефана Душана его государство распалось. Часть греческих земель вновь перешла под власть Византии, а на остальных сформировались полунезависимые княжества. В собственно Сербии крупные землевладельцы (властелы) вышли из подчинения центральной власти, стали проводить собственную политику, чеканить монету и собирать налоги: в Зете установилось правление Балшичей , в Македонии - Мрнявчевичей, в Старой Сербии и Косове - князя Лазаря , Николы Алтомановича и Вука Бранковича . Единство сербских земель после смерти последнего представителя династии Неманичей Стефана Уроша V в 1371 году поддерживалось практически исключительно единством православной церкви в лице Печской патриархии, которая в 1375 году добилась канонического признания Константинопольским патриархатом . В 1377 году сербскую корону принял бан Боснии Стефан Твртко I , однако, хотя его королевский титул признавали князь Лазарь и Вук Бранкович, власть Твртко I была чисто номинальной. Междоусобные войны между князьями сильно ослабляли обороноспособность сербских земель в условиях нарастания турецкой угрозы. Уже в 1371 году в Марицкой битве турки разгромили войска южносербских правителей во главе с королём Вукашином , после чего Македония перешла под власть Османской империи .

Попытка объединить сербские земли для организации отпора туркам, предпринятая князем Лазарем при поддержке Сербской православной церкви , не увенчалась успехом: 15 июня 1389 года (в день Св. Вита - Видовдан) в битве на Косовом поле , несмотря на героические усилия сербов, они потерпели поражение. Князь Лазарь погиб. Хотя его сын Стефан Лазаревич сохранил свою власть, он был вынужден признать сюзеренитет Османской империи и участвовать в турецких походах. Косовская битва и подвиг Милоша Обилича , убившего османского султана Мурада I в начале сражения, позднее стали одним из важнейших сюжетов сербского национального фольклора , символом самопожертвования и единения сербского народа в борьбе за независимость.

В первой половине XV века , когда натиск турок временно ослабел из-за угрозы со стороны Тамерлана , Стефан Лазаревич предпринял попытку восстановления Сербского государства. Он принял византийский титул деспота и, опираясь на союз с Венгрией , которая передала ему Белград и Мачву , вновь подчинил Зету (кроме Приморья), Сребреницу и ряд южносербских областей. Была возрождена центральная администрация, укрепилась власть князя, активно поощрялся горнорудный промысел и городские ремесла, началось проникновение в Сербию идей гуманизма и эпохи Возрождения . Новый подъём переживала архитектура («моравская школа», представленная, в частности, монастырями Ресава и Раваница ) и литература (произведения патриарха Данилы III и самого Стефана Лазаревича). Столицей Сербской деспотовины стал Белград, в котором была построена хорошо укреплённая крепость, частично сохранившаяся до наших дней. Хотя в результате нового вторжения турок в 1425 году были потеряны Ниш и Крушевац , а затем под власть Венгрии перешёл Белград, новая столица Сербии - Смедерево , основанная деспотом Георгием Бранковичем , переживала свой расцвет и завоевала славу второго Константинополя . Но уже в 1438 году началось очередное османское наступление. В 1439 году пало Смедерево. Долгий поход венгерских войск Яноша Хуньяди в -1444 году позволил изгнать турок с территории Сербии и ненадолго восстановить её самостоятельность. Однако поражение крестоносцев под Варной в 1444 году , разгром венгерского войска во Второй битве на Косовом поле в 1448 году и падение Константинополя в 1453 году предопределили судьбу страны. В 1454 году были захвачены Ново-Брдо и Приштина , а в 1456 году осаждён Белград. Наконец, в 1459 году пало Смедерево. К 1463 году была завоёвана Босния , к - Герцеговина и, наконец, в 1499 году - Горная Зета . Сербское государство перестало существовать.

Социально-экономическое развитие

Основой экономики средневекового Сербского государства являлось сельское хозяйство, прежде всего земледелие, а также скотоводство, особенно в гористых районах. Существенно дольше, чем в Болгарии и Хорватии, в Сербии сохраняли значения большие патриархальные семьи - задруги и общинный строй. В крестьянском хозяйстве продолжала господствовать коллективная собственность на землю. Постепенно, однако, усиливались процессы феодализации поземельных отношений и

, Римско-католическая церковь , Словацко-евангелическая церковь Аугсбургского вероисповедания , Реформатская христианская церковь , Евангелическая христианская церковь , еврейская и исламская религиозные общины) и «конфессиональные объединения» (внесенные в специальный реестр) . Разница состоит в том, что традиционные церкви и религиозные объединения в отличие от конфессиональных объединений имеют право на организацию религиозного образования в школах. Кроме того, закон 2006 года запретил регистрацию религиозной организации, если её название идентично названию уже зарегистрированной в реестре религиозной организации или названию той организации, что проходит регистрацию .

Верующие в Сербии
Православные 85.0 %
Католики 5.5 %
Мусульмане 3.2 %
Протестанты 1.1 %
Иудеи 0.09 %
Другие 0.07 %

Согласно переписи населения г., без Косова :

  • православных - 6 371 584 чел. (85,0 % населения),
  • католиков - 410 976 чел. (5,5 % населения),
  • мусульман - 239 658 чел. (3,2 % населения),
  • протестантов - 80 837 чел. (1,1 % населения),
  • иудеев - 785 чел. (0,09 % населения),
  • других конфессий - 530 чел. (0,07 % населения).

Реестр церквей и религиозных общин

Организации, внесённые в реестр:

  • Словацкая евангелическая церковь а.в.
  • Реформатская христианская церковь
  • Евангелическая христианская церковь а.в.
  • Еврейская община
  • Исламская община
  • Епархии Румынской православной церкви
  • Христианская адвентистская церковь
  • Евангелическая методистская церковь
  • Евангельская церковь в Сербии
  • Церковь Христовой любви
  • Христова духовная церковь
  • Союз Христианских Баптистских церквей в Сербии
  • Христианская Назарянская религиозная община
  • Церковь Божья в Сербии
  • Протестантская христианская община в Сербии
  • Христова церковь братьев в Республике Сербии
  • Свободная церковь Белграда
  • Христианская религиозная община Свидетелей Иеговы
  • Церковь завета «Сион»
  • Уния реформаторских движений адвентистов седьмого дня
  • Протестантская евангельская церковь «Духовный центр»

Напишите отзыв о статье "Религия в Сербии"

Примечания

Галерея

Отрывок, характеризующий Религия в Сербии

– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.

Сербы относятся к группе южных славянских народов. Это коренное население Сербии. Государство находится в центральной части Балканского полуострова (юго-восточная Европа). Выхода к морю оно не имеет. Столицей является город Белград.

Где живут

Подавляющее большинство сербских граждан проживает у себя на родине. Также они расселяются по соседним странам. Много сербов в таких государствах, как:

  • Босния и Герцеговина
  • Черногория
  • Хорватия
  • Македония
  • Словения
  • Румыния
  • Венгрия

Также сербы живут в Германии, Франции, Канаде, Австралии, Америке. Некоторые уезжают довольно далеко от своей родины - в Африку, Аргентину, Бразилию. Небольшое количество есть и в России.

Язык

Население Сербии разговаривает на сербском языке. Он относится к южнославянской подгруппе, вместе с болгарским, македонским, хорватским и словенским. Туда же входят черногорский и боснийский языки. Все они схожи между собой.

Численность

Постоянная миграция сербов служит причиной того, что получить точные данные об их численности довольно сложно. По разным источникам, их от 10 до 13 млн человек. В самой Сербии их количество достигает 6-6,5 млн. Это примерно 80% от общего числа жителей страны. В Боснии и Герцеговине проживает 1 200 000 сербов, в Германии - 700 000, в Австрии - 300 000, в Швейцарии и США - 190 000 человек. Канада, Швеция, Австралия принимают приблизительно по 100 000 сербов. В остальных государствах их диаспоры составляют от 10 000 до 70 000.

Религия

До прихода православных византийских священников сербы были язычниками. Они приняли христианство в 7 веке. Сейчас подавляющее большинство граждан исповедует православие. Небольшая часть является католиками и протестантами. Встречаются также мусульмане и те, кто считает себя атеистами. Языческие верования наложили определенный отпечаток на традиции и обычаи сербов. У населения до сих пор существуют старорелигиозные взгляды, вера в сверхъестественное.

Внешность

Представители сербской национальности отличаются привлекательной внешностью. Они высокого роста, стройные, статные. Мужчины широкоплечи, обладают горделивой осанкой. Женщины изящны и грациозны. Черты лица правильные, с тонким носом, хорошо очерченными скулами. Волосы в основном русые, у некоторых представителей - темные или черные. Девушки обращают на себя внимание своим ярким внешним видом, большими глазами и обольстительными улыбками.

Жизнь

Для этого южнославянского народа характерны такие особенности, как патриархальность, сильные родовые связи, преемственность поколений. Они чтут семейные традиции, национальные обычаи. Сербов отличает патриотизм, гордость за свою нацию. Многие из них глубоко религиозны. В семье женщины занимаются воспитанием детей, обеспечивают уют, комфортную обстановку. Мужчины отвечают за финансовую сторону жизни. Старшее поколение почитается, члены семьи относятся друг к другу с большим уважением.

Еще в начале 20 века сербы жили сельскими общинами. Этот уклад жизни сохранился и сейчас в селах и деревнях. Там устраиваются посиделки, на которых женская часть населения занимается рукоделием под песни и музыку. В теплое время года люди собираются на свежем воздухе. Сербские женщины умеют прясть, знают ткачество. В сельской местности они собственноручно изготавливали материалы и шили из них одежду. Девочек обучали этому делу с 9-10 лет. Молодые девушки сами готовили приданое к свадьбе.


Сербская свадьба

Сербские семьи представляют собой крепкие союзы. К выбору спутника жизни подходят основательно, что гарантирует долгий, прочный брак. Разводы бывают редко, так как родственные связи очень значимы для людей. Рождение и воспитание детей считается главным предназначением женщины. Появление ребенка в семье сопровождается различными обрядами. В деревнях существуют повивальные бабки, помогающие принимать роды, ухаживать за новорожденным. Многочисленные родственники дарят роженице и младенцу подарки, которые имеют глубокий смысл. Принесенные в дом молодоженов вещи служат оберегами, сохраняют здоровье ребенка, способствуют его быстрому развитию.

Среди сельских жителей распространено кумовство. Кум присутствует при обряде крещения всех детей, родившихся в одной семье. Обычно это шафер (свидетель на свадьбе). Ребенку дают имя святого, в чей день он появляется на свет. Также детей часто называют по именам бабушек и дедушек. При заключении союза молодоженам дают приданое. Им могут быть предметы быта, вещи, мебель, деньги. Приданое хорошо поддерживает молодую семью, пока они не смогут твердо встать на ноги. До середины 20 века при выборе будущего супруга руководствовались такими аспектами, как финансовое положение, физические данные, вес в обществе. Теперь в браки вступают, руководствуясь романтическими побуждениями. Сохранился обычай сватовства на свадьбе. К родителям невесты посылают сватов, роль которых выполняют родные жениха. Они обговаривают свадебные приготовления, определяют размеры выкупа. Свадьба сопровождается гуляньями, длящимися до трех дней.

Одежда

Национальные костюмы сербов немного отличаются в зависимости от областей проживания. Различают шумадийские, ужицкие, пиротские варианты. Также Бачская и Лесковская области имеют свои отличительные признаки. Однако во всех них прослеживаются общие характерные черты. Мужской костюм состоит из таких деталей:

  1. Рубашка с отложным воротничком, иногда с воротником-стойкой. Рукава свободного кроя, на манжетах.
  2. Широкие штаны, заправляющиеся в чулки (гольфы).
  3. Укороченная куртка или длинный кафтан.
  4. Короткая безрукавка, надевающаяся поверх куртки.
  5. Широкий цветной пояс, закрывающий верхнюю часть брюк - кушак.
  6. Высокие шерстяные носки длиной почти до колен.
  7. Опанки - кожаная обувь без каблука, часто с длинным загнутым носком.
  8. Небольшая шапочка или шляпа со средними полями.

Штаны и рубашки шили из хлопкового, льняного волокна. В некоторых областях брюки делали из полушерстяного домотканого сукна. Штаны подпоясывали красивым широким и длинным поясом, края которого свисали до колен. Охотники пользовались кожаными ремнями, в отделения которых удобно вкладывалось оружие. Курточки, кафтаны шили из шерстяных тканей. Полочки и манжеты рубашек украшались вышивкой. Передняя часть верхней одежды отделывалась бейками, гарусом. Безрукавки, расшитые орнаментом, в теплое время года надевали поверх рубах.

Зимой дополнительной частью одежды были длинные плащи из кожи или сукна. Интересной деталью мужского костюма являются высокие носки с вышивкой по верхнему краю. Они утепляют ноги и подчеркивают стройность фигуры. Обувью служат кожаные туфли наподобие мокасин - опанки. Они легкие и удобные для передвижения. На голове носят легкие мягкие шапки из сукна. Зимой их заменяют меховые головные уборы с высокой тульей. Распространены также аккуратные фетровые шляпы с небольшими полями.


Женский национальный наряд очень красив. Он привлекает внимание контрастной расцветкой, богатой вышивкой, множеством декоративных элементов. Девушки надевали свободные легкие блузы-туники из тонкого полотна. Горловина и верхняя часть рукавов украшается сборкой, которая придает пышность фигуре. Края блузы расширенные, собирающиеся в красивые складки. Полочки, низ рукавов отделывают шитьем, вышивкой, лентами. Блузка заправляется в расклешенную юбку длиной ниже колена. Часто использовались ткани-плиссе, которые создают струящийся эффект. Верх юбки украшают широким цветным поясом.

Сверху блузы надевается короткая безрукавка. Она красиво облегает женскую фигуру, застегиваясь у талии как корсет. Их делали из сатиновых или бархатных тканей. Вся передняя часть богато декорируется вышивкой, тесьмой, цветными аппликациями. В холодное время на блузу надевают шерстяную куртку. Интересной деталью женского костюма является фартук. Он носится поверх юбки. Фартук закрывает почти всю ее переднюю часть. Этот элемент одежды также обильно отделан аппликациями и узорами. В некоторых регионах семейные женщины надевали два фартука - спереди и сзади.

На ногах женщины носят шерстяные гольфы, украшенные вышивкой, и опанки. Головные уборы отличаются разнообразием. Распространены небольшие округлые шапочки, плотно обхватывающие голову. Их отделывают лентами, цветами, шнурами, монетками. Некоторые девушки носили платки, шали. Женский наряд дополняется различными декоративными деталями, среди которых:

  • цветы
  • ожерелья
  • монисто
  • браслеты
  • небольшие вязаные сумочки


Жилище

Типы жилых построек различаются в зависимости от областей. Примитивным видом сербских жилищ в средние века были землянки и хижины. Первые назывались земуницами и представляли собой углубление в верхнем слое земли с верхней частью, состоящей из жердей. Их покрывали дерном, присыпали землей. Хижины (колиба) делали в виде шалашей. Наклонные стены складывали из шестов, длинных прутьев. Сверху их обкладывали соломой, корой, дерном. Диаметр жилья был всего около 2 метров. В нем можно было разместиться на ночлег или укрыться от непогоды.
Более поздние строения были такими:

  • деревянный сруб;
  • дом из камня;
  • каркасный домик.

Небольшие деревянные избы назывались брвнара. Это сруб на одну комнату, сложенный из бревен. Брвнары были низенькие, не имели потолка, фундамента. Такое жилье в случае необходимости переносили на новое место жительства. В середине или у стены размещался очаг, обложенный камнями. Наряду с брвнарами строили глиняные хижины. Стены из плетеных прутьев смазывали глиняной смесью. Постепенно дома усовершенствовались. К середине 19 века жилье расширилось: в нем появилась вторая комната. Стали делать фундамент, крышу. Первоначально кровлю устилали тонкими досками, затем начали делать черепичное покрытие. Часто к срубу пристраивали глинобитную полумазанку. Она играла второстепенную роль. В ней селили молодоженов, принимали гостей. В главной комнате готовили еду, занимались домашними делами, отдыхали.

Каркасные постройки также были одноэтажными. Они назывались плетара. Сначала строили коробку из досок по периметру жилья. Затем изготавливали плетеные стены, намазывали на них глину. После этого плетенку соединяли с основным каркасом. Стены белили внутри и снаружи. Кровлю застилали досками или соломой, позднее - черепицей. В отдельных районах Сербии такое жилье стояло до середины прошлого века.


Позднее стали делать прочные и надежные дома из камня и кирпича. Вначале была распространена сухая кладка. Неотесанные камни укладывались друг на друга без всякого раствора. Одноэтажное жилище имело простую двускатную крышу, устланную соломой или дранкой. Затем стали строить двухкомнатные дома и продлевать их вверх. Появились двух- и трехэтажные строения. В нижнем ярусе располагались помещения для хранения припасов, загоны для домашних животных. Современные дома делают из камня, кирпича. Их устанавливают на высокий фундамент. Крыши в основном четырехскатные. Строения дополняют террасами, верандами. В новых постройках высокие потолки, большие окна. Сейчас строят и каркасные дома по новой технологии.

Традиции

Сербская культура богата на праздники и обряды. Многие из них имеют языческие корни. Наиболее значимые для сербов праздники:

  1. Божич
  2. Крестная слава
  3. Видовдан
  4. Джурджевдан
  5. Васкрес

Крестная Слава является одним из главных семейных событий у сербов. Он отмечается как праздник святителя - защитника семьи. Его традиционно проводят в доме отца. В каждой сербской семье есть свой святой, который переходит по отцовской линии. Девушка, вышедшая замуж, празднует Славу мужа. В этот день приглашают гостей, ходят в церковь. Священник поливает принесенный хлеб вином, разламывает его вместе с хозяином.


Божич - любимый зимний праздник в Сербии. В России его аналог - коляда. Его отмечают сразу после сочельника, 7 января. В этот день проводится обряд бадняка (полено). Полено намазывают медом, обсыпают пшеницей и кладут в очаг. Там оно горит весь вечер. Ритуал сожжения полена означает переход от старого года к новому. На площадях разводят костры и сжигают ветки. Когда стемнеет, дети ходят по домам, распевая песни и собирая сладости (колядуют).

Васкрес, или Великден - аналог Пасхи. В этот день красят яйца, обмениваются ими, приглашают гостей. В отдельных районах южной Сербии яйца красили в черный цвет, обозначая так печаль по распятию Христа. Также сохранился языческий обычай с применением яиц. Нужно найти муравейник и положить яйцо в середину. Этот ритуал привлекает богатство и успех.

Джурджевдан празднуется в первый день лета (у русских это Юрьев день). Лекарственные растения, собранные на Джурджевдан, обладают магической силой. Их применяют для лечения разных болезней, раскладывают дома, в загонах для скота для защиты от всяких несчастий. Также в этот день делали венки из цветов, собирали росу, гадали на травах.

Видовдан - день празднования Вида (Вита). Это святой, спускающий на землю град. После празднования Видовдана солнце завершает летний круг и поворачивается к зиме (так как дни идут на убыль). В ночь на Видов день жгут костры, которые считаются священными.

Обряды

Языческие верования оставили большой след в культуре сербов. У этого народа сохранилось множество старинных обрядов. Некоторые из них довольны интересны: полазник, додола, запис.

Полазник - это человек, который первым пришел в гости на рождество (утром). Считалось, что каков человек, таким и будет наступающий год. Он объявлялся божественным, так как совершал важные ритуалы в доме. Полазника угощали, уступали место у огня. Он должен был пошевелить бадняк, чтобы привлечь в дом счастье. Гостю давали крепкую ветку, и он бил по углям, стараясь, чтобы искр получилось как можно больше. Каждая искорка символизировала деньги, удачу, материальное благополучие.

Додолу совершали с целью вызывания дождей. Это необходимо для того, чтобы насаждения не испытывали недостатка во влаге и давали хороший урожай. Обряд совершается в летний период между Юрьевым днем (6 мая) и Петровым (29 июня). Для совершения действия находят девочку, которая является либо сиротой, либо последним ребенком в семье (додола). К ней присоединяются еще несколько детей. Их украшают зелеными веточками, на голову надевают венки из травы. Дети обходят все дома в деревне. Затем исполняется танец под песенное сопровождение. Селяне берут ведра с водой и обливают додолу - имитируется дождь. После этого детям дают подарки и сладости.


Празднование додолы

Запис - обряд поклонения дереву с целью защиты урожая от непогоды. Он берет начало в древнеславянской культуре. Существовали священные рощи, в которых люди собирались для общения. Их нельзя было рубить на дрова, собирать хворост. В деревне выбиралось главное дерево с крупным стволом, называемое «запис». Обычно это был дуб или вяз, бук. На нем вырезался крест. Возле него молились, совершали жертвоприношения. Если человек начинал болеть, его одежду приносили под запис для исцеления.

Еда

Крестьянская пища была простой: хлеб с молоком, масло, немного овощей. Также в рационе всегда присутствовало мясо, так как сельские жители охотились и занимались скотоводством. Рыбу сербы готовят нечасто, предпочитая ей мясные блюда. Селяне едят много хлеба и выпечки. Раньше были распространены лепешки из кукурузной муки. Сейчас пшеничная мука употребляется гораздо больше. Также ее смешивают с ржаной, ячменной, овсяной. Хлеб пекли на огне, на круглых противнях. Некоторые сербы до сих пор делают выпечку самостоятельно.

В целом кухня похожа на русскую: присутствуют супы, каши, молочные продукты, картофель, белокочанная капуста. Многие блюда готовят из стручковой фасоли. На основе молока делают сыры, каймак (нечто среднее между сметаной и творогом), сливки. На сербскую кухню сильно повлияла близость Турции. В кафе и ресторанах часто подаются такие блюда, как: люля-кебаб, разнообразные шашлыки, мясо барбекю. В кондитерских можно найти пахлаву, сладкие роллы, французские десерты. В Сербии очень любят выпечку. Здесь можно встретить большое разнообразие пирогов с мясными, сырными, овощными начинками, а также сладкие кондитерские изделия. Популярны блинчики (палачинке), пончики (приганица), сырный десерт с орехами - штрукли.
Известными национальными блюдами сербской кухни являются:

  1. Плескавица - своеобразная большая котлета из перекрученного или рубленого мяса. Подается с овощами, луком, хлебной лепешкой. Иногда в ресторанах описывается как гамбургер.
  2. Чевапчичи. Блюдо напоминает турецкий люля-кебаб. Это рубленые мясные колбаски, приготовленные на гриле. Подаются с каймаком, луковыми кольцами.
  3. Караджорджева шницла. Это очень вкусное блюдо, основой которого является тонкий мясной стейк. Его сворачивают и обжаривают в смеси яиц и сухариков. Подают с острыми соусами.
  4. Пинджур. Закуска на основе баклажанов и томатов, иногда называемая икрой. В состав входят лук, чеснок, смесь острых перцев.
  5. Мешано месо - традиционное мясное сербское ассорти. На большое блюдо выкладывают несколько видов мясных деликатесов. Там могут быть шашлыки, чевапчичи, котлеты, шницла и другие блюда. Одной тарелки хватает на несколько человек.
  6. Джувеч - тушеное мясо с рисом и овощами. Немного напоминает плов, но имеет более жидкую консистенцию.

Мешано месо

Напитки по большей части представляют собой фруктовые соки. В сельской местности делают буковый и березовый сок. Из слив и винограда делают вкусные десертные вина, фруктовую водку, которая называется ракия. Домашний напиток крепче, чем заводской - в нем может быть до 60 градусов. Для приготовления ракии применяются груши, айва, яблоки, полынь.

Характер

Сербы - дружелюбный и гостеприимный народ. Они очень отзывчивы, внимательны к своим родным и друзьям. Они очень любят детей, уделяют им много внимания. В гостях принято говорить о семье, родственниках. Распространено побратимство. Это древний обычай, когда люди, не связанные родственными узами, выполняют определенный ритуал, после которого считаются братьями. Побратимы имеют тесные отношения, всегда помогают друг другу.

Частые войны и нападения на граждан этой страны наложили отпечаток на менталитет сербов. Они имеют мужественный характер, гордятся своей нацией и государством. Мужчины могут вести себя шумно, у них приняты крепкие рукопожатия, похлопывания по спине. Они прямолинейны и искренни. Сербы ценят доброту, порядочность. Они всегда отблагодарят того, кто им помог, будут рады видеть его у себя в гостях.

Сербию можно считать своеобразным «перекрестком» Европы. Через эту страну пролегают самые короткие дороги, связывающие Западную Европу и Ближний Восток. Большое количество национальных парков, гор, речек делают Сербию отличным местом для активного отдыха. Однако, в Сербии есть еще и большое количество уникальных достопримечательностей и несколько популярных бальнеологических курортов.

География Сербии

Сербия расположена на стыке Центральной и Юго-Восточной Европы, на Балканском полуострове. На севере Сербия граничит с Венгрией, на востоке – с Румынией и Болгарией, на юге – с Македонией, а на западе – с Хорватией, Боснией и Черногорией. Общая площадь этой балканской страны – 88 361 кв. км, а общая длина государственной границы – 2 397 км.

Автономный край Воеводина занимает Паннонскую низменность, а на остальной территории Сербии находятся Динарские Альпы, Восточно-Сербские горы, а также Карпатские горы и Стара-Планина. Самая высокая вершина в Сербии - гора Джеравица (2 656 м).

Через всю территорию Сербии протекает Дунай, самая длинная река в этой стране. Самые большие притоки Дуная – Сава и Тиса.

Столица

Столица Сербии - Белград, в котором сейчас проживают более 1,2 млн. человек. Историки полагают, что первые поселения на месте современного Белграда основали кельтские племена.

Официальный язык

Официальный язык в Сербии – сербский, относящийся к южнославянской подгруппе славянской группы индоевропейских языков.

Религия

Более 82% населения Сербии являются православными христианам (Греко-католическая церковь). Еще около 5% сербов считают себя католиками, а 2% – мусульманами.

Государственное устройство Сербии

Согласно Конституции 2006 года, Сербия - это парламентская республика. Президент избирается прямым всеобщим голосованием. Законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту, в котором работают 250 депутатов.

Главные политические партии в Сербии – «Сербская прогрессивная партия», «Демократическая партия Сербии», и «Соцпартия».

Климат и погода в Сербии

Климат Сербии находится под влиянием Атлантического океана, Адриатического моря, и различных горных систем. На севере страны климат континентальный с жарким, влажным летом и холодной зимой, а на юге – умеренно-континентальный, с элементами средиземноморского климата. Средняя температура воздуха в июле составляет +22С, а в январе – около 0С. Среднемесячное количество осадков – около 55 мм.

Средняя температура воздуха в Белграде:

  • январь – -3С
  • февраль - -2С
  • март - +2С
  • апрель - +7С
  • май - +12С
  • июнь - +15С
  • июль - +17С
  • август - +17С
  • сентябрь - +13С
  • октябрь - +8С
  • ноябрь - +4С
  • декабрь – 0С

Реки и озера

Через всю территории Сербии протекает Дунай, самая длинная река в этой стране. Он имеет притоки Сава, Тиса, и Бегей. Кроме того, в Сербии есть и другие реки - Великая Морава, Тамиш, Западная Морава, Дрина, Ибар, Южная Морава, Тимок и Радик.

В Сербии есть несколько больших природных и искусственных озер - Джердапское озеро, Белое озеро, Палич, Борско, Сребрно, Златарско и др.

История Сербии

Славяне на территории современной Сербии поселились в XVII веке н.э. Через некоторое время Сербия попала под власть Византийской империи. В середине X века в западной Сербии образовалось независимое славянское княжество.

В 1170 году в западной Сербии начинает править династия Неманичей. В 1217 году Папа Римский вручает корону королю Стефану Неманичу. Расцвет королевства Сербии пришелся на XIV век, когда страной правил Стефан Душан.

Однако, в 1389 году сербское войско терпит поражение от турков в Косовской битве, и постепенно земли Сербии начинает завоевывать Османская империя. С 1459 года Сербия становится провинцией в Османской империи.

Только в 1878 году Сербия стала независимой, а в 1882 году было провозглашено Королевство Сербии.

Первая мировая война в 1914 году началась после вторжения австрийских войск на территорию Сербии. В декабре 1918 года было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев, которое затем стали называть Югославией.

После окончания Второй мировой войны в 1945 году была образована социалистическая Югославия во главе с Иосипом Броз Тито. Конституция 1974 года послужила одной из причин расширения хорватского, словенского и албанского национализма.

В 1991-92 годах от Югославии отделились Хорватия, Македония, Словения, Босния и Герцеговина. Практически все 1990-е годы Югославия (т.е. Сербия) воевала со своими бывшими республиками. Особенно трудно сербам пришлось в войне в Косово после вмешательства НАТО. В результате, Косово отделилось от Сербии.

В 2003 году было образовано государство Сербия и Черногория, просуществовавшее до 2006 года. Сейчас Республика Сербия занимает территорию в 88 361 кв. км, и не имеет выхода к морю.

Культура

Сербы на протяжении многих веков бережно относились к своей культуре, т.к. таким образом они сохраняли свою самобытность под правлением Османской империи. До сих пор сербы ежегодно отмечают различные праздники, история которых восходит к раннему Средневековью. Самый популярный сербский праздник – «Видов Дан» (местный вариант дня Святого Вита).

Кухня Сербии

На формирование сербской кухни большое влияние оказали соседние с Сербией страны. Особенно заметно турецкое влияние, ведь Сербия долгое время была провинцией Османской империи.

Туристам в Сербии мы обязательно рекомендуем попробовать «ćevapčići» (маленькие рулетики из мясного фарша), «Pljeskavica» (котлеты), «musaka», «podvarak» (жареное мясо с квашеной капустой), «proja» (кукурузный хлеб), «gibanica» (сырной пирог) и др.

Традиционные крепкие сербские алкогольные напитки - šljivovica (сливовое бренди) и Lozovača (виноградное бренди, ракия).

Достопримечательности Сербии

Сербы всегда бережно относились к своей истории, и поэтому в этой стране есть очень много интересных достопримечательностей. В десятку лучших достопримечательностей Сербии, на наш взгляд, входят следующие:


Города и курорты

Самые большие города Сербии - Нови-Сад, Ниш, и, конечно же, Белград.

Сербия не имеет выхода к морю, но зато в этой стране есть очень много бальнеологических курортов. Самые популярные из них - Соко-Баня, Буяновачка-Баня, Врнячка-Баня, Баня-Ковиляча, и Нишка-Баня.

Сувениры/покупки

Туристам из Сербии мы советуем привозить пряники в форме сердца, изделия народных промыслов, народные сербские шляпы, вышитые рубашки, традиционные народные брюки, традиционную народную обувь, народные сербские украшения (браслеты, бусы, ожерелья), вино, сливовицу, а также народные сербские музыкальные инструменты (frula, gusle и dvojnice).

Часы работы учреждений

Трудно поверить, но между балканскими славянами никаких чрезвычайных разногласий не было. Вплоть до XIX столетия самыми дружными народами являлись именно хорваты и сербы. Отличие всё же существовало, но только религиозное! Хорваты находились под властным влиянием Италии, Австрии в течение всего периода Средневековья. Первые хорватские поселения возникли на территории Средиземноморья в VII столетии.

Эти события связаны с поиском спасения славянских племён от аваров, германцев и гуннов, рассеявшихся по всей стране. Более всего славяне облюбовали владения сегодняшнего Загреба с его прилегающими территориями. Впрочем, добраться до благоденствующих земель побережья, находившегося под руководством римлян, им так и не удалось. Тогда славяне создали несколько автономных княжеств.

Хорватия в составе Венгрии

Ближе к X столетию хорваты заручились содействием Византии, собрали немалую силу для создания сплочённого государства. Даже по сей день хорватский народ любит заострить внимание на своём христианстве. Первоначальный период подъёма продлился недолго, пока внутренние разногласия не стали угрозой для государственного единства. Тогда дворянское содружество в 1102 году признало своим государем Кальмана I, венгерского короля. В итоге Хорватия вошла в состав королевства Венгрии. При этом стороны договорились, что Кальман оставит без изменений административно-политическую структуру, аристократические привилегии.

Гнёт венгерского королевства

Пребывая под управлением Венгрии, хорватам пришлось разделить немало тяжёлых исторических перемен с этим королевством. Бесспорно, наиболее существенный ущерб нанесли нападения османов. В связи с тем, что эти наступления непрерывно перемещались на север, венгерское правительство в 1553 году военизировало приграничные территории Словении, Хорватии. Напряжённое военное состояние длилось в течение 25 лет. За это время большинство жителей перебрались на более безопасные территории.

Впрочем, под предводительством османского султана Сулеймана Великого пробила оборону. Более того, армия смогла подойти к воротам Вены, но захватить сам город не удалось. В 1593 году битва при Сисаке вынудила османов покинуть завоёванные хорватские земли. В их владении остались только боснийские окрестности.

Единение и распри двух славянских народов

Находясь под влиянием австрийцев и венгров, хорваты незаметно утрачивали свою национальную индивидуальность. Впрочем, чувство единого презрения к турецким захватчикам испытывали одновременно и хорваты, и сербы. Отличие существовало лишь в одном — несоответствие традиций. Однако чувство ненависти к узурпатору было гораздо сильнее, чем несущественные различия в обычаях. Примерам боевого единства хорватских и сербских мятежников нет числа! Они вместе сражались с заклятыми османскими оккупантами, а также с не менее опротивевшими Габсбургами.

В 1918 году возникла благоприятная ситуация — распад Австро-Венгерской империи. Произошедшее событие дало возможность отсоединиться южным землям. Так сформировалось единое королевство Югославия. В принципе, вытеснение турок и образование отдельного королевства должно было ещё больше сблизить славянские народы. Однако всё произошло наоборот…

Причина возникновения первых конфликтов

Первые всплески соперничества появились после окончания второй Тогда-то и началась истинная история конфликта сербов и хорватов! Необходимость реконструкции Балкан превратилась в не затихающую по сей день вражду.

Фактически одновременно появляются, стремительно обретая признание, два идущих вразрез течения. Сербские умы выдвинули концепцию «Великой Югославии». Причём системный центр обязательно должен быть сформирован именно в Сербии. Реакцией на это заявление стало появление националистического издания «Имя серб», написанного лихой рукой Анте Старчевича.

Несомненно, эти события развивались давно. Однако и по сей день существует непреодолимая преграда, которую не могут разрешить между собой хорваты и сербы. Отличие двух братских народностей искаженно проявляется даже в понимании самого насущного для них вопроса. Если для серба гостем является тот, кого кормит хозяин, то для хорвата — это тот, кто кормит хозяина.

Отец хорватской нации

Анте Старчевич первый подал идею, что хорваты не славяне! Мол, они отпрыски германцев, поспешно ставшие славяноязычными, потому что таким образом хотят лучше руководить балканскими рабами. Какая ужасная ирония судьбы! Мать «отца хорватской нации» была православной, а отец - католиком.

Несмотря на то что родители были сербы, сын стал идейным вождём Хорватии, распространявшим концепцию геноцида сербов у себя в стране. Примечательно, что его ближайшим другом был еврей Иосиф Франк. Хотя Анте Старчевич питал глубокое отвращение и к этой нации. Сам же Иосиф также стал националистом хорватов, приняв католичество.

Как видим, авторская фантазия развилась у парня безгранично. Грустно в этой истории одно. Бредовые напутствия Старчевича откликнулись в сердцах хорватской молодёжи. В результате по Далмации, Славонии в начале столетия прокатилась череда сербских погромов. На тот момент никому даже в голову бы не пришло, что хорваты — это искусственно переделанные сербы!

К примеру, под предводительством «отца нации» с 1 по 3 сентября в 1902 году совместно с его другом Франком хорваты в Карловце, Славонском Броду, Загребе разрушали сербские магазины и мастерские. Они незванно вторгались в дома, выбрасывали личное имущество, избивали.

Зыбкий мир единого королевства

Одним из результатов Первой мировой войны стало возникновение объединённого королевства. Многие исторические сведения подтверждают причастность сербов к яростному неприятию находящихся внутри королевства словенцев и хорватов.

Экономика в Словении, Хорватии была более развитой. Поэтому они, в свою очередь, задавались справедливым вопросом. Почему нужно кормить убогую метрополию? Куда лучше сформировать своё автономное государство, живя припеваючи. К тому же для серба каждый православный славянин всегда был и останется чуждым!

Хорватский геноцид

Существование королевства Югославии продлилось недолго — началась Вторая мировая война. В 1941 году, 6 апреля немецкие самолёты напали на Белград. Спустя всего два дня нацистская армия уже захватила эту территорию. Во время войны набрало фанатичную популярность объединение усташей Анте Павелича. Хорватия стала немецким наёмником.

Белградские историки уверены, что примерное число убитых усташами - 800 тыс. цыган, евреев и сербов. Только 400 человек смогли убежать в Сербию. Сами же хорваты это количество не опровергают, но утверждают, что большинство из них - партизаны, погибавшие с оружием в руках. Сербы, в свою очередь, уверены, что 90 % пострадавших — мирное население.

Если сегодня турист невзначай окажется на сербской земле, не исключено, что хозяева проявят лояльную заинтересованность к гостю. Хорватская же сторона - наоборот! Даже несмотря на отсутствие громоздких азиатских заграждений, калиток любое нелегальное появление в их личном пространстве воспринимается как проявление хамства. Основываясь на этих сведениях, можно чётко себе представить, кто такие хорваты, сербы. Особенности характеров наиболее ярко выражены в менталитете этих двух народов.

Нацисты и мученики

После окончания войны Югославия оказалась под влиянием СССР. Новое государство возглавил Иосип правивший железной рукой до своей смерти. При этом Тито не воспринял совет своего ближайшего товарища Моше Пьяде, сознательно смешав коренное население Словении и Хорватии с сербами. После 1980 года из-за политических и территориальных конфликтов в Югославии стал постепенно происходить раскол, в котором больше всего пострадали хорваты и сербы. Отличие между двумя когда-то братскими народами снова свелось к непримиримой вражде.

Сражавшиеся за федерализм хорваты ещё при Габсбургах не хотели приспосабливаться к сербам. Также хорваты не хотели признать, что само рождение южного обязано исключительно страданиям и военным победам сербов. Сербы, в свою очередь, не собирались идти на компромиссы с теми, кто только недавно снял свой австрийский мундир. Вдобавок решительно, а временами даже безжалостно воюющие на стороне Австрии хорваты никогда не переходили на сербскую сторону. В отличие от словаков, чехов.

Война внутри страны

Позднее, в начале 1990 года, произошёл распад СССР, во время которого последовал окончательный раскол Югославии. В итоге Хорватия, провозгласив независимость, отсоединилась от страны. Впрочем, сербы в Хорватии сами разжигали межтерриториальные столкновения внутри страны. Спустя непродолжительное время это привело к жестокой гражданской войне. Сербская и югославская армии вторглись на территорию Хорватии, захватив Дубровник и Вуковар.

Всё же постараемся беспристрастно посмотреть на разразившийся конфликт, без разделения на «левых» и «правых». Хорваты и сербы. В чём отличие? Если говорить о религиозных мотивах, можно с уверенностью утверждать, что одни — католики, а другие — православные. Однако это удел межцерковных конфликтов, основной целью которых является исключительно процветание конфессий. Поэтому не стоит забывать, что хорваты с сербами в первую очередь два братских народа, которых стравливали на протяжении всего XX столетия их общие враги.

Термин "Отечественная война" в Хорватии

У хорватов гражданская война носит название Отечественной. К тому же они крайне обижаются, если кто-то назовёт её иначе. На фоне этого не столь давно разразился даже международный скандал со Швейцарией. Страна запретила въезжать на её территорию хорватскому певцу Марко Перковичу Томпсону. Утверждалось, что Марко своими выступлениями разжигает межрасовую, религиозную вражду.

Когда швейцарцы опрометчиво использовали в тексте название «Гражданская война», этим они вызвали шквал эмоций у хорватского министерства. В ответ хорватская сторона отправила протестное письмо в обход своего президента Степана Месича. Естественно, подобный поступок у него вызвал справедливое возмущение. К тому же президенту не понравилось, что хорватские чиновники защищали ненавистного Томпсона, который действительно был неоднократно замечен в разжигании конфликтов. Впрочем, когда вопрос касается точных формулировок, на остальное можно закрыть глаза.

Виновник новой войны — югославская армия

Несомненно, война была во многом именно гражданской. Во-первых, начало положили разразившиеся ещё в объединённой Югославии междоусобные конфликты. К тому же сербы, поднявшие восстание против хорватского руководства, являлись фактическими гражданами этой страны.

Во-вторых, война за хорватскую автономию велась только в первое время. Когда Хорватия получила международный статус независимости, война всё равно продолжилась. Впрочем, на этот раз решался вопрос возобновления территориального единства Хорватии. Вдобавок ко всему эта война носила явный религиозный оттенок. Впрочем, нет ли в этой истории одного но, не дающего назвать гражданской войну, в которой участвовали только хорваты и сербы?

История, как известно, строится исключительно на неопровержимых фактах! А они говорят о том, что в роли подлинного агрессора Хорватии выступала южная народная армия (ЮНА). К тому же Хорватия по-прежнему пребывала в составе Югославии, где формально главенствовали два хорватских деятеля — президент Степан Месич совместно с премьер-министром Анте Марковичем. К началу наступления на Вуковар югославская армия уже законно находилась на территории Хорватии. Поэтому произошедшее вторжение невозможно назвать агрессией извне.

Впрочем, хорватская сторона совершенно не хочет признавать, что ЮНА никогда не представляла интересы Сербии. До нападения на Вуковар, которое произошло 25 августа 1991 года, ЮНА выступала в роли противоборствующей стороны. В дальнейшем югославская армия стала представлять только своих генералов, а также незначительную часть коммунистического руководства.

Виновна ли Хорватия?

Даже после вывода югославских войск из Восточной Славонии, Западного Сриема и Бараньи ЮНА всё равно продолжала свои нападения на Хорватию. В частности, на Дубровник. Причём ярко выраженная агрессия проявлялась со стороны Черногории. Немаловажно знать, что в нападении также участвовали и Хорватия, в свою очередь, также воевала против Армии на территории Герцеговины, Боснии.

По подсчётам специалистов, на балканском полуострове жертвами войны, продолжавшейся целых четыре года, стало не менее 20 тыс. человек. Благодаря содействию ООН совместно с другими международными организациями в 1995 году война в Хорватии была прекращена. Сегодня все разговоры сводятся к возвращению беженцев, которые, в свою очередь, больше говорят о возвращении, чем собираются это сделать.

Бесспорно, сербско-хорватские отношения на сегодняшний день далеки от безоблачных. А взаимные столкновения происходят и по сей день. Особенно в тех местностях, которые наиболее пострадали от военных действий. Однако нездоровая демонизация хорватского народа, проводившаяся все 90-е и продолжаемая некоторыми сейчас, совершенно не совпадает с реальностью!