Самый древний монастырь армении. Древний армянский монастырь в крыму - сурб-хач

Армянская Апостольская Церковь недавно отмечала большой праздник - Обретение Святого Креста. Праздничная литургия в Эчмиадзине, где располагается резиденция духовного лидера страны – Католикоса, была отправлена с некоторым отклонением от традиции - участие в службе приняли... четыре монахини.


Несмотря на популярность и влияние Армянской Апостольской Церкви, армянские монастыри уже давно являются редкостью. Четыре участницы литургии, проходившей во второе воскресенье сентября в храме святой Рипсиме в Эчмиадзине – обитательницы единственного в мире армянского женского монастыря.


Женские монастыри в Армении почти перестали существовать после 4 века н.э., когда царь Пап приказал закрыть их, считая, что женщины должны выходить замуж, а не уединяться от мира, посвящая свою жизнь Богу.


Храм святой Рипсиме был воздвигнут в седьмом веке на том самом месте, где тремя столетиями ранее мученической смерти были преданы Рипсиме и 32 другие праведные девы. Так царь Трдат наказал Рипсиме за то, что она отказалась выйти за него замуж.


Монастырь Святой Рипсиме имеет одну особенность – здесь нет матери игуменьи, и монахини вверены заботам мужчины. «Все мы – дети Бога без различия пола и возраста», - сказал IWPR настоятель монастыря архимандрит Мартирос Погосян.


Отец Мартирос, чье имя в переводе с армянского означает "мученик за веру", является "черным монахом" и не имеет права жениться. По его словам, стезя, которую выбрали женщины, придя в монастырь, необычна, но сделали они это без принуждения. «Уход из мира – дело сугубо добровольное, никто этих женщин не заставлял избрать именно эту жизнь», - сказал он.


Стать монахиней совсем нетрудно, но приняты в монастырь будут только истинно верующие.


«Обитель не место для решения социальных проблем, мы не можем дать людям работу и средства к существованию. У нас даже нет монашеской иерархии, как, например, в Русской Православной Церкви, нет ни срока послушания, а тем более пострига. Мы считаем, если человек пришел к Богу – он это осознал", - сказал отец Мартирос.


"Я тоже человек и понимаю, что уход в монастырь – это своего рода бегство от ненормальной жизни, от неустроенности, может даже от себя».


Из четырех монахинь самой младшей 42 года, самой старшей – 56.


С мирянами монахини общаются редко, но это им не возбраняется. Они могут навещать родственников, съездить в город по надобности. Хотя, как призналась IWPR одна из монахинь, назвавшаяся Елизаветой, особой нужды в поездках в Ереван нет. «Мы живем тихо, ни в чем не нуждаемся, нам даже дают зарплату - 40 долларов в месяц по повелению Католикоса Всех Армян Гарегина II», - сказала она.


Обитель сестер-монахинь небольшая, окружена небольшим садом и огородом. Овощей и фруктов, здесь выращиваемых, вполне хватает сестрам, отцу-настоятелю и дьякону при церкви. Держат здесь и кур, словом – вполне приличное хозяйство, если учесть то, что занимаются им всего четыре женщины, прямо скажем, не очень молодые.


«Мы обязательно участвуем во всех богослужениях, помогаем батюшке чем можем", - говорит сестра Аида.


"Знаете, регламентированная жизнь имеет свои плюсы – четко расписанный день не дает времени предаваться праздным мыслям. Работа здесь есть постоянно – с утра молитва, потом трапеза, работа по хозяйству, еще молитва и отход ко сну. Есть у нас и телевизор, так что отшельниками нас назвать нельзя. Кстати, никакой «церковной цензуры» на просмотр передач нет – просто мы сами выбираем, что нам больше подходит».


Разговор с настоятелем происходил во дворе обители, и из кухни вкусно пахло свежевыпеченным хлебом. «Да, у нас здесь все свое", - сказал он.


Монахини подчиняются только Уставу церкви, которая по Конституции отделена от государства, а это значит, что на них не распространяются никакие социальные выплаты и льготы. Правда, они ни за что и не платят – все коммунальные расходы, равно как и бытовые потребности, оплачивает церковь, а точнее храм, где расположена обитель. «Они избавлены от мирских тягот, и их не страшит нищенская пенсия», - сказал отец Мартирос.


В миру о монахинях думают по-разному.


30-летняя Астхик Погосян к обитательницам монастыря Святой Рипсиме относится скептически. «Может быть, у этих женщин не было другого выхода, кроме как уйти в монастырь, не хватило сил противостоять социальным трудностям. Но с другой стороны – это просто бегство от действительности. Что-то я не верю в их желание служить Богу", - сказала она IWPR.


С ней соглашается Гарегин, работающий менеджером в одной компьютерной фирме. «Это же надо так устать от жизни, чтобы добровольно отказаться от мирских радостей, - удивляется он. - Я бы не хотел для своих родных такой участи». По его мнению, в том, что эти женщины оказались в монастыре, повинно государство, которое не смогло обеспечить им жизнь, альтернативную той, которую они ведут сейчас.


Не приветствует женщин, идущих в монастырь, даже сторож храма. «Люди не должны идти наперекор природе. Женщинам на роду написано выходить замуж, рожать детей, словом – создавать семью. Правильно сделал царь Пап 16 веков тому назад, когда закрыл женские монастыри».


Однако есть и такие, кто восхищается и даже завидует монахиням. «Я бы с радостью ушла в монастырь – не оттого, что жить трудно, а от недостатка духовности. Правда, мне говорят, что это все плод воображения – но я думаю, что права», - говорит мать двоих детей Кнарик Асатрян.


По мнению студентки Лингвистического университета Гаяне Минасян, монахинь должно быть больше. "Что мы видим в жизни – пустоту и погоню за материальным благополучием, о душе подумать некогда. Молодцы эти женщины, будь их больше – лучше было бы для всех нас».


Сестра Аида утверждает, что право выбора всегда остается за женщинами.


«Мы никому не навязываем своего решения. Если кто хочет, может придти в монастырь, и если он, то есть она пришла к нам осознанно – мы будем только рады. А если нет – придется распрощаться. Зла здесь ни на кого не держат, насильно не постригают, мы может быть свободнее других граждан Армении», - сказала сестра Аида.


Карине Тер-Саакян, независимый журналист, Эчмиадзин

Находится в густо растущих деревьях на горных склонах вблизи города , около 3-х километров. Неординарное архитектурное исполнение Сурб-Хач неоднократно обращало на себя внимание многих художников, которые отображали на своих полотнах величественное построение. Монастырь, который 29 июля 2015 года достиг 657-летия, является святой землей для всех, кто ищет духовности и умиротворения. Монастырь Сурб-Хач обладает своеобразной созидательной силой, которая позволила армянам сохранить свою религию, веру, обычаи.

Географические координаты армянского монастыря в Старом Крыму Сурб-Хач на карте Крыма N 45.0007, E 35.0625

Святой Крест – это дословный перевод монастыря Сурб-Хач. Данное название было дано не зря. Существует легенда, что Ованес Себастаци из города Себастия, увидев в небе над землёй огненный крест, решил основать на этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок размером 50 гектаров у генуэзцев и начали строительство монастыря в 1358 году. На протяжении всего времени становления и реставрации армянского монастыря было вложено большое количество сил и времени архитекторов, иконописцев и художников.

По мнению экспертов, данное строительство было обусловлено многочисленным переселением армян со своей родины на Крымский полуостров. Постройки Сурб-Хач очень схожи на храмы Армении, которые были построены в 7-8 веках. В период с 17-го во 18-й века армянский монастырь был перестроен ни один раз. Данные изменения отображались на стенах монастыря в различных надписях. В 78-м году 18 века жители монастыря покидают его и переходят нести свою службу в Нахичевань-на-Дону. Однако позже совместными усилиями Армянской Церкви монастырь был возрожден.

В 1925 году армянский монастырь в связи с распоряжением советской власти закрывают и используют не по назначению. В послевоенные период монастырь был подвержен серьёзным разрушениям и только в 94-м году 20 века монастырь был реставрирован и прихожане могли посещать храм. Из целого комплекса строений состоит Армянский монастырь Сурб-Хач: трапезная монастыря, кельи, церковь Сурб-Ншан и фонтаны и сад. Церковь Сурб-Ншан является сердцем монастыря Сурб-Хач. Там по сегодняшний день можно найти средневековые росписи. К церкви примыкает гавит, от которого идёт каменная лестница к башни-колокольни. Помещение гавита украшено разнообразными крестами.

Трапезная состояла из двух залов: первый зал ведёт в подвальные помещения, а в другом зале расположен камин и печь. В конце 19 века над трапезной монастыря был достроен второй этаж, который был предназначен для гостиничных помещений.


Кельи, или как их ещё называю, братский корпус, расположены с южной стороны гавиата и храма. Братский корпус – это двухэтажное помещение, построенное в виде буквы «г». Снизу было размещено несколько комнат, а на втором этаже находится балкон-галерея, стоящий на деревянных колоннах.
На территории Сурб-Хач расположена лестница и два фонтана, в которой течёт родниковая вода. На пологом склоне гор на четырёх террасах расположен сад монастыря.
Армянский монастырь Сурб-Хач - это святое место, которое манит не только своеобразной архитектурой, но и местом, где можно найти душевный покой, гармонию и избавиться от всех забот. Армянский монастырь Сурб-Хач входит в

Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших христианских церквей. Первые христиане появились в Армении еще в первом веке, когда двое учеников Христа – Фадей и Варфоломей пришли в Армению и начали проповедовать христианство. А в 301 году Армения приняла христианство в качестве государственной религии став первым в мире христианским государством.

Главную роль в этом сыграл святой Григорий Просветитель, ставший первым главой Армянской Церкви (302-326), и царь Великой Армении Трдат, который до этого был жесточайшим гонителем христиан, но тяжелая болезнь и чудесное исцеление молитвами, проведшего до этого 13 лет в темнице Григория, полностью изменили его отношение.

Несмотря на постоянные войны и гонения от персов, арабов, монголо-татарского ига и наконец османо-турецкого нашествия армяне ни разу не поменяли свою веру, оставаясь преданными своей религии.

За 1700 лет христианства в Армении были построены множество храмов. Часть из них были разрушены в результате гонений, часть пострадали от землятресений, но большинство уникальных и древних храмов дошли до наших дней.

1. Татевский монастырь. Думаем, многие согласятся с нами, что это не только самый красивый монастырь, но и храмовый комплекс лидирующий по своей энергетике и ауре. Рассказывать о Татеве можно очень долго, но лучше один раз приехать и почувствовать его волшебную силу.


2. Ахпатский монастырь. Также как и в Татев, в Ахпат хочется приезжать снова и снова. И как сказал один из знаменитых армянских поэтов-песенников, невозможно по настоящему любить Армению, если ты не видел рассвета над Ахпатским монастырем.


3. Монастыркий комплекс Нораванк. Окруженный красными скалами Нораванк безумно красив в любую погоду.


4. Монастырь Гегард. Уникальное архитектурное строение, часть которого вырублена в скале. Является одним из самых популярных мест среди туристов.


5. Монастырь Агарцин. Одно из самых таинственных мест Армении, утопающий в зелени горных лесов монастырский комплекс Агарцин. Находится недалеко от всеми любимого Дилижана.


6. Монастырь Макараванк. Также как и Агарцин окружен густым лесом Тавушской области.


7. Монастырь Одзун. Отреставрированный недавно Одзунский монастырь, является одним из древнейших монастырей Лорийской области.


8. Кафедральный собор Эчмиадзин. Построенный в 303 году собор, является религиозным центром всех армян.


9. Монастырь Хор Вирап. Находящийся у подножия горы Арарат, Хор Вирап стоит особняком среди всех храмов, т.к. именно отсюда началась христианская эпоха Армении. Монастырь построен на месте темницы, где долгие годы провел в заточении первый Католкос Армян — Григорий Просветитель.


10. Монастырь Ахтала. Еще одно уникальное архитектурное строение Лорийской области.



11. Храм Святой Гаяне. Находится в нескольких сотнях метрах от Кафедрального собора в Эчмиадзине. Является одним из лучших памятников армянской архитектуры.


12. Храм Святой Рипсиме. Еще один храм с уникальной архитектурой находящийся в Эчмиадзине.



13. Монастырь Ваанаванк. Находится недалеко от города Капан. Окруженный потрясающей природой сюникских гор, монастырский комплекс является усыпальницей сюникских царей и князей.



14. Монастырский комплекс Севанаванк. Находится на полуострове озера Севан.


15. Монастырь Сагмосаванк. Находится недалеко от города Аштарак, на краю ущелья реки Касах.



16. Монастырь Ованаванк. Находится недалеко от Сагмосаванка.


17. Монастырский комплекс Кечарис. Находится в горнолыжном курорте, городе Цахказор.



18. Монастырь Хневанк. Находящийся недалеко от города Степанаван, храм является еще одним красивейшим храмом Лорийсой области.


19. Монастырь Гошаванк. Основанный Мхитарем Гошем монастырский комплекс находится в одноименном селе недалеко от Дилижана.



20. Монастырь Гндеванк. Окружен красивыми скалами, находится в области Вайоц Дзор, недалеко от курортного города Джермук.


21. Монастырь Мармашен. Окруженный яблоневым садом на берегу реки Ахурян недалеко от города Гюмри, монастырский комплекс особенно красив в мае, во время цветения деревьев.



22. Монастырь Воротнаванк. Находится недалеко от города Сисисан.


22. Монастырь Аричаванк. Находится в Ширакской области недалеко от города Артик.



23. Монастырь Тегер. Расположен на юго-восточном склоне горы Арагац.



24. Монастырь Санаин. Наряду с Ахпатским монастырем, Гегардом, церквями Эчмиадзина (Кафедральный собор, храмы Святой Рипсиме и Гаяне), а также храмом Звартноц входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится недалеко от города Алаверди.



25. Татеви Мец Анапат (Большая Татевская пустынь). Монастырь находится в Воротанском ущелье. Являлся частью Татевского университета. С Татевским монастырем был соединен подземным ходом, который был разрушен во время землятресения.


26. Храм Айриванк. На другом берегу озера Севан расположился этот небольшой храм.



27. Храм Цахац Кар. Находится недалеко от деревни Ехегис, области Вайоц дзор.



28. Церковь Святого Оганеса в селе Ардви недалеко от города Алаверди



29. Церковь Ваграмашен и крепость Амберд. Расположен на высоте 2300 м на склоне горы Арагац.



30. Руины храма Звартноц. В переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Находится по пути из Еревана в Эчмиадзин. Разрушен во время землятресения в Х веке, был обнаружен в начале ХХ века. Входит в список всемирного наследия Юнеско.



31. Храм Гарни . Ну и, конечно, не можем обойти один из самых популярных храмов — единственный сохранившийся на территории Армении храм дохристианской эпохи — языческий храм Гарни.


Конечно, здесь представлены далеко не все храмы Армении, но мы постарались отметить самые значимые из них. Ждем Вас среди наших гостей и мы покажем Вам самую яркую и красивую Армению.

Заглянуть внутрь армянских храмов можете в статье —

Присоединиться к .

фото: , Андраник Кешишян, Мгер Ишханян, Артур Манучарян

Памятники армянского храмового зодчества, к которым относится монастырь Сурб Хач отличает особая композиция и уникальный стиль. Сооружений древних периодов осталось не так много, тем ценнее и интереснее станет посещение этой обители. Она ведет свою историю с 14 века, и в ней отразились яркие черты традиционной армянской архитектуры.

История постройки

В 12-13 веке мощное древнее государство Армения приходит в упадок из-за постоянных нападений иноземцев, и это приводит к большой миграции населения и распространению армянской культуры на другие территории. Большая группа армян переселилась в Крым, где в то время правила которая одной из своих миссий считала распространение католицизма. Армянские христианские переселенцы в знак тихого сопротивления уходили вглубь Крыма, и вследствие этого происходит значительный рост новых православных монастырей. Мужской монастырь Сурб Хач в Крыму был заложен в 1358 году. Он служил прибежищем и духовным центром для армян, покинувших свою Родину. Обитель является самым крупным памятником армянской культуры в Крыму. В 15 веке, когда турецкие захватчики разоряли земли полуострова, монастырь уцелел, потому что даже у недругов не поднялась рука разрушать такое место силы. В 17-18 веках обитель несколько раз перестраивается и растет. Постепенно Сурб Хач становится крупным центром паломничества Черноморского побережья. В 1778 году происходит большое переселение армян из крымских земель на Нижний Дон по велению императрицы Екатерины Второй. И братство монастыря собирает свои пожитки и тоже перебирается со своим народом на Дон, где открывает обитель с таким же именем. В самом конце 18 века крымский монастырь возобновляет свою работу, и хотя он уже не был епархией, но сохранил свое духовное и практическое значение для армян, которые остались в Крыму. Перед революцией Сурб Хач владел 4 тысячами десятин земли. Но после переворота в 1925 году монастырь, как религиозное учреждение, был ликвидирован. В советское время здесь размещались разные учреждения: от пионерского лагеря до больницы для туберкулезников. В годы Второй мировой войны фашисты, которые разрушали все на своем пути, не решились уничтожить такое намоленное место. В конце 80-х годов Сурб Хач начинают реставрировать, в 1994 году здесь возобновляются богослужения. Сегодня монастырь открыт для посещений и молитвы, здесь продолжаются служения, но монастырское братство здесь больше не живет.

Архитектурный комплекс

Армянский монастырь Сурб Хач сегодня состоит из нескольких зданий: церковь, трапезная, дом для проживания братии, а также сад с фонтанами. Комплекс обители находится в очень красивом месте - крымском лесу на склоне горы Грыця. Старинные стены обладают удивительной энергетикой и силой. Здесь очень тихо, здания потрясают не красотой, а именно величественностью и духовной мощью. На стенах комплекса можно увидеть множество резьбы, росписей, изящных украшений. Гармоничность и легкость брутальным каменным стенам придают резные лестницы и воздушные переходы. Сегодня обитель пребывает в запустении, и это только добавляет постройкам шарма. Стены, поросшие мхом, опоры, увитые диким виноградом, горные источники - все это настраивает на умиротворенный лад. Комплекс производит неизгладимое впечатление своей гармоничностью и духом старины.

Церковь Святого Знамения

Сурб Хач строился вокруг Сурб-Ншан, церкви св. Знамения. Местная легенда рассказывает, что однажды люди увидели в небе над склоном горы святой крест, он указывал на место, в котором забил чистейший родник. В честь такого знамения и была построена первая церковь из дерева, позже на ее месте возник каменный храм. Стихотворная надпись, высеченная на камне вокруг купольного «барабана», рассказывает, что храм был построен в 1358 году. Архитектура собора является продолжение средневековых армянских традиций, она узнаваема по пирамидальному шатру из камня, установленному на высоком граненом «барабане». Храм сложен из крупных серых камней, крыша покрыта красной черепицей. Лаконичная и мощная постройка является органичной частью каменной ограды, которая когда-то выполняла оборонительные функции. На стенах собора сохранились средневековые росписи. На них можно увидеть изображение Святой Девы Марии с младенцем Иисусом на руках, со святыми вокруг. Также на одном из фрагментов сохранился церкви - ягненок с крестом.

К основному зданию примыкает прямоугольный притвор (гавит), в который вели прежде два входа. Стены притвора украшены резьбой в виде крестов. Тема данного христианского символа здесь прослеживается повсюду. Ведь и сам монастырь, и гора, на которой он стоит, названы в честь Святого Креста. Над притвором возвышается колокольня, в которую из гавита ведет каменная лестница, украшенная резьбой. Притвор и колокольная датируются началом 15 века.

Трапезная

С другой стороны монастырского двора, напротив церкви св. Знамения, находится монастырская трапезная. Когда-то монастырь Сурб Хач был пристанищем для сотен людей, и поэтому ему была нужна большая комната для кормления братии и паломников. Сейчас трапезная представляет собой двухэтажное здание с большим подвальным помещением. Но второй этаж был надстроен только в 19 веке, в нем размещались комнаты для странников и паломников. Само пространство трапезной состоит из двух залов. Северный зал оборудован большим камином с аркой, здесь же разместилась печь. В южном находится лестница в подвал, а также вход в привратницкую. Рядом с трапезной можно увидеть фонтан, северная стена здания соединена с каменной оградой монастыря.

Жилые корпуса

В былые времена монастырь Сурб Хач был очень посещаемым местом, и для размещения паломников и братии нужны были специальные помещения. К южной стене храма примыкают кельи монахов. Корпус был построен в конце 17 века и состоит из двух этажей. На первом находились 8 комнат разного назначения. Кельи второго этажа имели выход на общий открытый балкон. Интерьер братского корпуса весьма аскетичен, динамику помещения создают ряды арочных перекрытий. С юга к братскому корпусу примыкает одноэтажное здание монастырской гостиницы. Оно было разрушено в середине 20 века, а в 80-х годах восстановлено по сохранившимся чертежам.

Монастырский сад

Во времена своего рассвета монастырь Сурб Хач славился садами с многочисленными фонтанами. Сегодня от былого великолепия осталось немногое. Здесь можно увидеть остатки древних дорожек, почти незаметную планировку посадок и два фонтана из камня. Фонтаны - прямоугольные сооружения с каменным фасадом, украшенным резьбой. Для обеспечения сооружений водой в монастыре работал керамический водопровод, по которому подавалась вода из источников. От трапезной к фонтанам когда-то вела 5-маршевая лестница, сегодня из них сохранились фрагменты лестницы и четыре террасы из камня.

Древний монастырь Сурб Хач в Старом Крыму является уникальным и легендарным местом. Здесь находился старинный каменный крест - хачкар (камень-крест). Он является главной реликвией обители, но при переселении братия увезла этот нелегкий священный предмет с собой в новый монастырь на Дон. Поэтому в Крыму сегодня можно увидеть только его многочисленные изображения.

От обители можно добраться к месту с говорящим названием Лесная Глушь, где находятся развалины еще одного старинного монастыря - Сурб Стефанос 14 века.

Возле монастыря Сурб Хач протекает горный источник, который,согласно легендам, обладает чудодейственной силой. Вода в роднике кристально чистая, и ее спокойно можно пить.

Как добраться

Как найти монастырь Сурб Хач? Адрес обители условный: Старый Крым, Кировский район. Ехать нужно от городка Старый Крым по грунтовой дороге в юго-западном направлении. Несмотря на то что монастырь Сурб Хач, контакты которого найти невозможно, является памятником истории и архитектуры, музеем, здесь нет телефона и интернета. Поэтому остается надеяться на навигаторы и добрых людей, которые всегда укажут дорогу.

Армения – страна уникальная и самобытная. Путешественники со всего мира приезжают сюда не только из-за национальной кухни и достопримечательностей, но и чтобы посетить древние монастыри, которые армяне начали строить задолго до принятия христианства. Первые храмы Армении были возведены еще в I веке нашего тысячелетия, и многие из них сохранились до наших дней. Давайте совершим небольшой экскурс по этим святым местам и рассмотрим, чем уникальны и примечательны старинные монастыри Армении.

Нораванский монастырь

Монастырь Нораванк располагается в Вайоцдзорской области и в переводе с армянского языка означает «Новый монастырь». Построен он в XIII-XIV веках неподалеку от Еревана и стоит у самого уступа ущелья, рядом с высокими скалами. На территории монастыря находятся две церкви (Аствацацин и Карапет), часовня Григор и несколько хачкаров. В 1996 году Нораванский монастырь был претендентом на внесение в список ЮНЕСКО.

Эчмиадзинский монастырь

Монастырский комплекс Эчмиадзин находится в Армавирской области и считается самым святым местом в Армении. Ведь именно в этом храме изначально был престол Верховного Патриарха. Название Эчмиадзин дословно можно перевести как «сошел Единородный». На территории монастыря располагается кафедральный собор, базилика Гаянэ, старинные хачкары, церковь Рипсимэ, храм Шокагат, а также школа, трапезная, гостиница и другие постройки. Сегодня комплекс в идеальном состоянии, для посетителей работает музей.

Этот монастырский комплекс располагается в Тавушской области, всего в 18-ти км от Дилижана. Свое название монастырь Агарцин позаимствовал у древнего поселения, от которого сегодня остались одни развалины. Возведение комплекса длилось на протяжении трех веков: с X по XIII. В его состав входят три храма: Аствацацин, Степанос и Григор. В неплохом состоянии находится трапезная и несколько хачкар, сохранились основания усыпальниц. В настоящее время монастырский комплекс открыт для посещения.

Одзунский монастырь

Монастырь Одзун находится в Лорийской области и является одним из древнейших монастырей. Возведен он в период раннего Средневековья, но точная дата неизвестна. Одзунский монастырь располагается в труднодоступном месте, добраться до которого нелегко. Это красивейший собор, его стены украшены рельефными изображениями. Недавно Одзун был отреставрирован, но кое-где сохранились самые первые кладки.

Монастырский комплекс Гошаванк, возведенный в начале XII века – это крупнейший духовный центр Армении. Располагается он в регионе Тавуш на месте разрушенного когда-то монастыря Гетик. Монастырь Гошаванк включает в себя храм Богородицы, церкви Лусаворич, Аствацацин и святого Григора, а также книгохранилище, часовню Рипсимэ, хачкары и разрушенный склеп. В середине прошлого века Гошаванк был отреставрирован, чуть позже в нем создали исторический и архитектурный музей.

Монастырь Кечарис

Монастырский комплекс Кечарис, расположенный в Котайкской области, является одним их древнейших монастырей Армении. Первые стены храма построили еще в XI веке, после чего монастырь Кечарис возводили еще несколько столетий. В нем находится четыре основных постройки, самая древняя из них – это храм Григор, его построили в 1003 году. Также на территории комплекса располагается церковь Ншан, маленькая часовня (она же усыпальница Григора) и церковь Воскресения, построенная позже всех, в XIII веке.

Хор Вирап

Монастырь Хор Вирап, пожалуй, самый популярный в Армении, ведь с него отрывается потрясающий вид на библейскую гору Арарат. Название комплекса переводится как «глубокая яма», в которой 13 лет провел в заточении Григорий Просветитель. Хор Вирап располагается неподалеку от Еревана практически на границе с Турцией. Самая старая постройка на территории монастыря, возведенная еще в 642 году, это часовня святого Геворга. Также в комплекс входит церковь Богоматери, построенная гораздо позже.

Монастырский комплекс Ованаванк располагается в Арагацотнсокой области, годом его возведения историки считают 1216 год. До наших дней до сих пор сохранились древние постройки Ованаванкского монастыря, например, базилика Григора с иконостасом. Главный храм комплекса – церковь Карапет, стены которой крашены роскошными барельефами. Также в монастыре можно увидеть хачкары и руины крепостных стен.

Монастырь Гегард

Монастырь Гегард – один из самых живописных мест в Армении. Располагается он в Котайкской области и переводится как «копье». Это уникальнейшее архитектурное сооружение, возведенное на месте горных пещер. Гегард включен в список ЮНЕСКО, и посмотреть здесь есть на что, особенно впечатляют храмы, выдолбленные прямо в скалах. Также на территории монастыря находится главная церковь Катогике, гавит с ризницей, церковь Богоматери, усыпальница и часовня святого Григория Просветителя.

Монастырь Севанаванк

Монастырский комплекс Севанаванк находится в Гегаркуникской области, на берегу озера Севан. Основан монастырь в 874 году, но в XVI-XVII веках его стены были разрушены. Сегодня, после основательно реконструкции, комплекс Севанаванк является действующим монастырем со своей духовной семинарией. До сегодняшних дней сохранились 2 церкви: Аствацацин и Аракелоц. Элементы интерьера находятся в историческом музее Еревана.

Монастырь Татев располагается в регионе Сюник, неподалеку от города Горис. Основан монастырский комплекс в 895-906 годах и многие века был в отличном состоянии, пока в 1931 году не был сильно поврежден от землетрясения. Реставрация продолжается и в настоящее время, но монастырь открыт для посещения. В комплекс входит храм святых Петра и Павла, гробница Григора, церковь Аствацацин, гавазан (столп) с хачкаром и крестом. Сейчас Татев заново возрождается, увеличивая число туристов в сотни раз.

Монастырь Санаин

Санаинский монастырь находится в Лорийской области недалеко от города Алаверди. Комплекс построен в X веке и включает в себя две церкви (Аменапркич и Аствацацин), здание Академии, книгохранилище, колокольню и часовню святого Григора. Санаин – это уникальный архитектурный ансамбль, внесенный в список ЮНЕСКО. Монастырь пережил немало разграблений и землетрясений, но выстоял, и недавно был отреставрирован. На территории комплекса находятся хачкары, два гавита и множество мелких построек.

И это не полный перечень самых красивых и известных монастырей в Армении. В каждой провинции есть свой, самый-самый важный.