Схемы троп из ялты на ай петри. Как добраться до ай-петри из ялты - описание, особенности и рекомендации

Гора Ай-Петри , одна из самых посещаемых и известных достопримечательностей Крымского полуострова. Красоту этих горных пейзажей словами описать трудно. Разве художнику, с кистью в руках, это подвластно. Ну, на худой конец, хорошему фотографу. А лучше-приезжайте сюда, и всю прелесть и захватывающие дух виды- ощутите сами.
Название горы Ай-Петри переводиться как Святой Петр. До завоевание Крыма татарами, на горе располагался христианский храм Святого Петра, в честь него и была названа гора и плато.

Массово туристы потянулись сюда в конце 19- го века, после того, как был закончен участок дороги соединяющий поселок Соколиное и Ялту, через гору Ай-Петри. Дорога была закончена в 1894 году и соединила Южный и центральный Крым. Как следствие - два крупных города Ялта и Бахчисарай получили прямое сообщение. Строительство каменной дороги практически проходило около 30 лет, и до сих пор является одним из самых сложных инженерных проектов Крыма.

Достопримечательности горы Ай-Петри:


Как добраться на Ай-Петри на машине


Если же Вы решили добираться на гору Ай-Петри на автомобиле, Вам следует добраться до Ай-Петринского плато, а оттуда до канатной станции Ай-Петри. Именно с нее начинается подъем к самому пику горы- к ее зубцам.
К зубцам Ай-Петри от канатной станции ведет пешая дорога. Продолжительность маршрута около 30 минут, без больших перепадов по высоте. Стоимость пешего подъема к зубцам -100 рублей. Оплата- у входа на тропу.

Вершина Ай-Петри


Вершиной горы Ай-Петри считаются именно Зубцы, их высота от основания до вершины составляет 1234 метра. У Зубцов помимо красивых видов, есть два экстремальных развлечения которые могут пощекотать Вам нервы, но являются абсолютно безопасными. Соблюдены все правила безопасности и практически каждый элемент экстремального развлечения имеет два уровня страховки.


Самая интересная, на Мой вкус -это подвесная дорога между зубцов. Проход по ней весьма щекочет нервы, под ногами через щели виднеется огромный провал, с острыми скалами и вершинами деревьев. После прохождения канатной дороги на Ай-Петри смело можете занести себя в разряд экстремалов. Цена прогулки 500 рублей. Средняя продолжительность перехода-10-15 минут.
Если Вы все же решитесь на прогулку, то лучше всего это делать в паре, один идет по дорожке, второй с конечной точки маршрута делает фото и видео, а потом меняетесь. Именно так Вы получите больше удачных снимков на память.
Хотя по времени это немного дольше, чем идти друг за друг за другом, но можно немного сэкономить время- заняв очередь для первого человека, сразу занять очередь для второго. Чтобы успеть первому пройти, а второму пофотографировать и успеть в очередь обратно, следует сделать разрыв между людьми в 6-7 человек.


Второй экстрим маршрут- это спуск к станции канатной дороги, на подвесном тросе. Спуск проходить очень быстро и весело, стоимость спуска 1000 рублей. Безопасность маршрута тоже на высшем уровне. Оба экстремальных аттракциона работают с апреля по сентябрь месяц включительно.



Спустившись с зубцов, Вы попадаете на самую оживленную часть плато,-рынок и большое количество кафе, столовых и ресторанов. Еда на плато в основном татарская: плов, чебуреки, лагман, шашлык из баранины и прочее. Также, если захотите, можно найти и Европейскую кухню. Цены в заведениях общественного питания очень разные. Поэтому если прогуляться и немного осмотреться, можно подобрать и меню и ценник приемлемый для Вас. Из-за большого количества туристов -еда практически всегда свежая и вкусная, но довольно таки жирная, хотя выбор блюд довольно большой и каждый сможет найти, что- то приемлемое для себя. Практически во всех кафе и ресторанах предлагают дегустацию вин. Практически, все вино или домашнее,или куплено на винных заводах Крыма. В большинстве заведений вино довольно низкого качества, с большим количеством красителей. Поэтому, если Вы хотите качественный напиток,- просите, чтобы Вам принесли вино разлитое на заводе, с акцизной маркой. Этот вариант будет самый лучший для Вашего организма.



Немного ниже беседки ветров находится Водопад Учан-Су, он самым высоким Крымский водопад и один из самых высоких водопадов на территории Европы. В дословном переводе с тюркского, название переводится, как «Летящая вода». Высота Учан-Су -около 99 метров, максимальный пик активности водопада, приходится на весну, с начала марта по середину апрель. Летом Учан-Су превращается в относительно небольшой ручей, но это не мешает ему выглядеть грациозно и привлекательно. Подробнее



Помимо всех выше описанных достопримечательностей Ай-Петри еще следую указать одну из самых красивых горных дорог Штангеевскую тропу. Тропа берет свое начало чуть ниже водопада Учан-Су, но удобнее всего подняться именно к водопаду, от него пешком подняться 120 метров по дороге вверх и, Вы у большого указателя -Штангеевская тропа, с описанием маршрута. Маршрут Штангеевской тропы, проходит над водопадом Учан-Су (к водопаду можно подойти) по живописным долинам Ай-Петри и постепенно Штангеевская тропа переходит в Боткинскую и плавно через хвойные леса спускается к Ялте, а именно к зоопарку Сказка. Среднее время прогулки по Штангеевской и Боткинской тропе 4-6 часов. Весь маршрут маркирован цветными метками, сбиться с пути очень трудно. На всем протяжении маршрута будут встречаться люди, тропы очень популярные и хорошо утоптаны тысячами туристов.


Поднявшись на плато-Ай-Петри на канатной дороге, у Вас возникает выбор как спустится назад. Можно спуститься так же как и поднялись, но летом, очереди очень большие и простоять в них можно несколько часов. Поэтому как варианты можно спуститься на автобусе или маршрутном такси. Но следует учесть, что водитель напрямую заитрересованы по быстрей спустится и побыстрей поднятся. От этого напрямую зависит их заработок. В общем это тоже своего рода экстрим- прогулка. Но, несмотря на это, все водители обязательно останавливаются на Серебряной беседке и водопаде Учан-Су.

Как правильно распланировать посещение Ай-Петри


Планирование маршрута посещения Ай-Петри на машине- на мой взгляд, лучше начинать с посещения Большого каньона, стоимость входа- 100 рублей. Вам также могут предложить экскурсовода- от 1000 руб. Ребята очень веселые, но по сути, практически бесполезные. Сбиться с маршрута очень сложно. Там всего две тропы, по которым все время курсируют люди, даже зимой. Прогулка занимает около 2-3 часов вместе с купанием в ванной Молодости.


Большой каньон Крыма расположен, в самом начале подъема на гору Ай-Петри, со стороны города Бахчисарая. Если Вы едите с Южного береге Крыма - у Вас несколько вариантов: объехать Ай-Петри, через Севастополь, потом свернуть на Бахчисарай, и перед ним уйти на Ай-Петри. Или через Ай-Петринское плато подняться к вершине Ай-петри, пересечь все плато и спуститься к подножью со стороны Бахчисарая. С Ялты до Большого каньона около 2 часов езды, если объезжать- выйдет примерно также


Далее после посещения Большого Каньона необходимо снова подняться на плато, пройтись к зубцам, спуститься покушать в кафе. После кафе, можно выбрать конную прогулку или посещение пещеры Трехглазка. Конная прогулка в среднем обходиться от 800 руб. в час. Также Вам предложат прогулку на квадроциклах и прочие развлечения, стоимость, примерно, везде одинаковая.


Спускаясь с Ай-Петри в сторону Ялты. Первая остановка на Вашем пути будет- Серебряная беседка. Посещение- 100 руб.. Затем-водопад немного ниже примерно 15-17 км., водопад Учан-Су. Тоже 100 рублей.
Вся прогулка рассчитана с выездом из Ялты в 9:00 на целый день, если пойти по предложенному маршруту, то к 20:00- 21:00 Вы снова вернетесь в Ялту.


Если Вы собрались посетить Ай-Петри, то необходимо обратить внимание на удобную обувь, кроссовки или кеды, взять теплые вещи, потому что перепад температур Ялта - Ай-Петри может составлять до 10 -15 С и обязательно взять с собой воду. Если Вас укачивает по серпантину,в аптеке можно взять таблетки от укачивания. Их стоимость очень низкая, а эффект довольно хороший.


Зимой на Ай-Петри жизнь не замирает. В зимнее время шапка Ай-Петри обычно с января по февраль покрыта снегом. И на этой почве зародились зимние виды спорта: катание на лыжах, бордах и санках. Практически все зимние трассы Крыма находятся на Ай-Петренском плато. Самые популярные трассы это 25,26, 27 километр, лаборатория. Все трассы находятся практически на середине плато, добраться к ним можно по дороге Ялта-Бахчисарай. Дорога одна и «промазать»- невозможно. Только ее зимой расчищают от снега. В зимнее время подъем на гору в основном открыт только машинам с полным приводом и на зимней резине. Во время снегопадов, проезд на Ай-Петри частично закрывается на небольшое время со стороны Ялты и с Бахчисарая.
Если Вы планируете отдых в Крым, не важно в какое время года, обязательно посетите гору Ай-Петри, она является одной из самых красивейших .

Ай-Петри и ее достопримечательности на карте Крыма

Один из увлекательных туристических маршрутов по горному Крыму состоит из подъёма на Ай-Петринское плато и гору Ай-Петри по Кореизской тропе, переход по яйле и спуск к Ялте по Таракташской тропе.

Трудно найти более быстрый и доступный способ попасть на Ай-Петринское плато в общем , и на гору Ай-Петри в частности, чем Кореизская тропа. В Крыму такое нечасто встретишь, когда прямо с трассы Ялта - Севастополь начинается подъём на вершину. Кореизская тропа широко известна среди пеших туристов и нанесена на все более или менее подробные карты Южного берега Крыма.

Схема маршрута:

Найти начало маршрута не составит труда. В том месте, где пересекаются трасса и дорога, поднимающаяся из Алупки, есть остановка общественного транспорта, которую в народе называют Самота . В качестве ориентира можно использовать указатель «72 - Севастополь , Ялта - 9».

Кореизская тропа: схема маршрута у начала тропы

Перед подъёмом посмотрите на открывающуюся перед вами перспективу. Главных ориентиров два - сам Ай-Петри (если вы не знаете, как он выглядит, отыщите взглядом станцию канатной дороги на вершине гряды - её хорошо видно с трассы) и треугольник скалы Малый Ай-Петри (Воронья скала). Обе точки предстоит пройти.

Итак, начинаем подъём. Дорога, уходящая вверх и чуть влево - именно та, что нам нужна.

Набор высоты небольшой, тропа проходит через редкий сосновый лес и целый ряд небольших недостроенных домиков.

Надо сказать, что Кореизская тропа хорошо маркирована, на камнях вдоль дороги поставлены краской указатели. Поэтому поначалу стоит быть внимательнее, выбирая отмеченные тропы и придерживаясь предпочтительно направления направо. Кроме основных троп, лес испещрён сокращёнками или, как их тут называют - «сократами». Почти все они выведут к цели, но лучше всё-таки в первый раз пользоваться маркировкой, держа за ориентир скалу Малый Ай-Петри, если, конечно же, позволяет видимость.

Очередным заметным пунктом на нашем пути по Кореизской тропе будет беседка, где можно отдохнуть и перекусить. Ведь предстоит вторая, самая сложная часть пути.

Как это часто бывает на горных маршрутах, существует два варианта пути: тяжёлый, но быстрый или более лёгкий, но и более продолжительный. Выбрав первый вариант, вы будете штурмовать подъём в лоб, прямо от беседки устремившись вверх и немного влево. Крутизна подъёма не позволит надолго задерживаться на тропе, камни под подошвой предательски скользят. На этой тропе вы увидите мостики, которые установлены тут любителями маунтинбайка - скоростного спуска с горы. Мостики, кстати, неплохой ориентир.

Кстати, по всей протяжённости верхней половины маршрута будьте осторожны, ведь экстремалы несутся вниз на бешеной скорости, рискуя не только своим, но и вашим здоровьем.

Если же вы отдадите предпочтение более лёгкому маршруту, то от беседки берите вправо и по широкой дуге вы выйдите в итоге туда же, куда ведёт тяжёлый путь - к Вороньей скале или Малому Ай-Петри, с которой открываются потрясающие виды.

Вдоволь натешившись фотографированием и отдохнув, начнём третью стадию подъёма. Средней тяжести, она отблагодарит вас чудесными видами ялтинского горного амфитеатра и панорамой побережья.

Надо сказать, что большую часть пути по Кореизской тропе вам скрасит густой сосновый лес, дышать будет легко, новичок не будет успевать вертеть головой из стороны в сторону. Чем выше, тем сосны толще, некоторые не охватить и двум взрослым одновременно.

До верхушки Ай-Петри уже недалеко. Лес редеет, грунт становится каменистым, у самой вершины поверхность горы похожа на яйлу, на которую вы скоро попадёте. Камни - разных размеров - кажется повсюду. Здесь также раздолье для фотолюбителей.

Ну вот и вершина. Последнее усилие - и вы на Ай-Петри. Если планируете возвращаться назад тем же путём, запоминайте место, где вышли, найти потом обратный путь будет нелегко. В качестве ориентира возьмите сосну-самолёт, которая благодаря необычной форме бывает облеплена туристами как мухами.

Сосна-самолёт на выходе с Кореизской тропы
на вершину Ай-Петри

Весь подъём, в зависимости от степени подготовленности займёт 2,5 - 3,5 часа.

Если вас не соблазнили зазывалы огромного количества закусочных, и вы твёрдо решили продолжать путь, то вам следует повернуть от базара вправо. Проверьте наличие воды, если надо - приобретите.

Вполне удобная дорога по красивой открытой местности приведёт вас в село Охотничье.

По пути к нему вы пройдёте мимо антенн и недостроенной ветроэлектростанции.

В самом селе обязательно посетите смотровую площадку - вся Ялта будет как на ладони.

Не пропустите тут же недалеко и одиноко стоящий репер - геодезический знак, поставленный здесь ещё в дореволюционную эпоху (1913г.), на котором есть табличка с информацией о высоте, долготе и широте этой географической точки.

Охотничье - последний пункт до самого спуска, где ещё можно будет что-нибудь прикупить из провизии. В селе вы не пропустите трассу, следуя которой дойдёте до поворота направо, на ай-петринское лесничество.

Ещё одним ориентиром будет несколько единиц строительной техники, много лет назад брошенной под открытым небом.

Яйла заканчивается, начинается лес, дорога через который приведёт вас к поляне у края гор, где вы найдёте карту маршрутов, проходящих в этих краях.

Однако все сложности пути забудутся, когда вы увидите это чудо природы воочию, с расстояния десятка метров. Длившаяся тысячелетиями работа ветра превратила безликие горы в грандиозный и красивейший памятник силам природы. Присмотритесь, порода Таракташского камня слоистая, как пирог, вы сможете руками доставать хрупкие пластины прямо из скал. Под ногами груды битого тонкого камня. Таракташская тропа проходит через тенистое ущелье, где фотоаппарат работает без устали, а память старается запечатлеть всё это великолепие. Из многочисленных «форточек» и проломов можно полюбоваться панорамой Ялты и Ялтинского горно-лесного природного заповедника .

Но вот небольшое ущелье заканчивается и вам предстоит длительный спуск вниз по Таракташской тропе. Он не будет быстрым и лёгким, придётся постоянно менять направление, петляя по серпантину и переступая поваленные деревья. Но захватывающие пейзажи гор, покрытых сосновым лесом, не дадут вам пасть духом.

Через час-полтора спуска наконец появится ровная дорога и вы снова сделаете свой выбор: вернуться немного назад и посетить водопад Учан-Су, либо держать свой , проходя которое вы ещё раз сможете насладиться видом ялтинских гор. Вот и трасса, вы уезжаете домой с незабываемыми впечатлениями о пройденном маршруте, а усталость от похода быстро пройдёт.

Остаётся ещё добавить, что у неподготовленного туриста весь маршрут с привалами и фотосессиями займёт около 9 часов.

olegman37

Отдыхая в поселке Гаспра, вблизи Ялты и спускаясь каждый день к морю, мы любовались зубчатой вершиной Ай-Петри. В один из дней нашего отпуска мы самостоятельно посетили одну из самых живописных гор южного побережья Крыма. В древности наверху Ай-Петри была построена церковь в честь Святого Петра, именем которой и была названа вершина.

С названием горы Ай-Петри связано много легенд. Говорят, когда-то давно у подножия Ай-Петри жили юноша и девушка, которые полюбили друг друга. Но их семьи были против этого чувства и запретили им встречаться. Тогда влюбленные решили спрыгнуть с горы и навсегда остаться вместе. Они забрались на вершину, но ущелье там было таким узким, что вдвоем прыгнуть было невозможно. Тогда юноша решил шагнуть в пропасть первым. Он попрощался с возлюбленной и прыгнул со скалы в бушующее море. Девушка, увидев ужасное зрелище, воскликнула «Ай, Петр», ведь именно так звали ее возлюбленного. С тех пор гора и получила такое название. А девушка, проплакав ночь, передумала прыгать вниз и вернулась к родным. Говорят, что именно после этой истории мужчины стали пропускать женщин вперед.

Вид на ЮБК с ай-Петри

Живописность склонов Ай-Петри была оценена и представителями царского семейства, и родом Юсуповых. У последних были имения с обеих сторон Ай-Петри. Одно в Кореизе, а другое в нынешнем поселке Соколиное.

Многие мои знакомые, побывавшие ранее в Крыму, с восторгом отзывались о поездке на Ай-Петри. Конечно, проживая поблизости, мы не смогли отказаться от увлекательного путешествия и не забраться к вершине этих величественных гор.

В 1987 г. была построена подвесная канатная дорога «Мисхор-Ай-Петри», которая позволяет наиболее быстро подняться наверх. Длина ее около трех километров, а преодолевается это расстояние за 20 минут. Канатная дорога разделена на два участка: нижнюю и верхнюю. Верхняя часть на данный момент является самой длинной безопорной канатной дорогой в Европе.

Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри

До станции подвесной дороги из поселка Гаспра мы доехали за 15 минут на маршрутке. Как только мы вышли из автобуса, нас сразу же окружила кучка мужчин, которые предлагали нам подняться к вершине Ай-Петри на машине. Мы выслушали их предложения и вязли небольшой тайм-аут подумать.

Стоимость проезда по канатной дороге - 220 рублей в одну сторону, столько же стоит подъем на микроавтобусе. А так как ехать туда и обратно одной и той же дорогой не особо интересно, мы выбрали следующий вариант: на гору мы решили подняться в составе небольшой группы на микроавтобусе с кондиционером по трассе Ялта-Бахчисарай, а обратно - спуститься на канатке.

Еще одним аргументом "за" явилось, что водитель обещал сделать небольшие остановки возле водопада Учан-Су, возле серебряной беседки и на смотровой площадке практически возле вершины Ай-Петри.

Немного подождав, пока наберется группа, мы отправились в путь по склону горы Пендикюль. Водитель, он же гид, интересно рассказывал нам о местности, которую мы проезжаем и удивительных растениях, встречающихся нам по пути.

Деревья на Ай-Петри

Сначала лес был густым, с бурной растительностью, но по мере набора высоты деревья редели, и местность становилась более пустынной.

Довольно быстро мы добрались до водопада Учан-Су. В летнее время он течет еле видимой струйкой, а наиболее полноводен он весной и осенью. Поэтому особо нас этот водопад не впечатлил, хотя местность, в которой он находится очень красивая. На склонах растут высоченные деревья, в том числе мачтовые сосны, из которых когда-то строился российский флот.

Водопад Учу-Сан

Следующую остановку мы сделали на высоте 865 метров над уровнем моря у Серебряной беседки. Она была возведена в конце XIX века в честь строителей дороги Ялта-Бахчисарай. Работы велись не один десяток лет солдатами русской армии в тяжелых условиях. Зимой, когда беседка покрывается изморозью, со стороны Ялты, переливаясь на солнце, она кажется выполненной из серебра.

Серебряная беседка

Со смотровой площадки возле этой беседки-ротонды открываются потрясающие виды на Ялту. Здесь же можно купить сувениры и сфотографироваться с птицами за 100 рублей. Но мне обычно очень жалко, привязанных животных.


Вид на Ялту со смотровой площадки у Серебряной беседки

Дальше по горному серпантину мы поднялись на смотровую площадку, расположенную совсем рядом с конечной остановкой. На этом склоне в 1959 г. был установлен памятник советским партизанам, погибшим в боях с фашистами в декабре 1941 г. Местность здесь довольно плоская, с небольшими кустарниками и деревьями.

Ай-Петри. Памятник партизанам


Вид со смотровой у памятника Партизанам

Проехав еще минут 10, мы добрались до верхней станции канатной дороги. На этом месте мы распрощались с группой и нашим водителем. Я уже предвкушала, как поброжу по красивым просторам плато на вершине Ай-Петри. Но не тут то было. Великолепие природы и потрясающую атмосферу этого места портят оккупировавшие этот участок горы крымские татары.
Сразу же я почувствовала себя так, как будто попала на восточный базар в Египте или Турции. Нельзя было и шагу ступить, чтобы к тебе не подбегали работающие здесь татары и не зазывали тебя в свой ресторан или на прогулки на лошадях. Все это делалась со свойственной им навязчивостью. Стоило отказать одному, тут же подходил другой. Если честно, не понимаю, зачем было создавать здесь несколько десятков одинаковых ресторанов с одной и той же едой, чтобы потом биться за клиентов.


Плато на Ай-Петри

Мы же решили осмотреть окрестности. Пещеры, которые есть на этой горе, были закрыты, так как, по словам местных, еще не придумали делать ли вход в них платным или нет. Поэтому мы решили направиться к зубцам Ай-Петри. Говорят, что раньше подъем туда также был платным. Не понимаю, за что там брать деньги: карабкаться к зубцам довольно тяжело по крутому каменистому склону.

Сначала подъем идет среди диковинных деревьев, а потом по камням под палящим солнцем.

Деревья на вершине Ай-Петри

Каменистая дорога к зубцам ай-Петри

Зато конечный пункт потрясает своими видами. Отсюда видно все южное побережье Крыма, ведь высота вершины Ай Петри — 1234 метра.


На пике Ай-Петри

Кабинки канатной дороги кажутся с зубцов очень маленькими, даже не верится, что они вмещают до 35 человек.


Кабинки канатной дороги на ай-Петри

Потрясающие виды завораживают, тут понимаешь, что не зря проделал тяжелый путь. По возможности, я думаю, каждому туристу,
желающему увидеть живописный берег Крыма с высоты птичьего полета, надо обязательно подняться к зубцам Ай-Петри.


Вид на Ялту с Зубцов

Немного постояв на верху, мы начали спускаться. Затем сразу же направились к станции канатной дороги. Именно сейчас нам предстоял спуск к подножию горы по подвесной дороге. Кабинки отправляются раз в полчаса. Когда кабина канатной дороги заполнилась почти битком мы стали спускаться.

Находясь внутри, кажется, что мы движемся очень медленно, а встреченные нам кабинки просто проносятся мимо. На средней станции надо сделать пересадку и спуститься дальше. Таким образом, спуск занял около 20 минут, в то время как на автомобиле мы поднимались больше часа.

На маршрутке мы вернулись в Гаспру уставшие и полные впечатлений. Мы нисколько не пожалели, что наверх мы поднялись на машине. Это позволило нам изнутри увидеть замечательную растительность крымских склонов и полюбоваться видами южного побережья Крыма с разных смотровых площадок. А живописность и прекрасные перспективы вершины Ай-Петри надолго останутся в памяти ярким воспоминанием.

Все статьи по направлению Крым , Ялта .

Полезные ссылки

Отели в Крыму: отзывы и бронирование

Отели и гостиницы Ялты

Отели в Судаке

Отели в Севастополе

Гостиницы Феодосии

Но у желающих взглянуть на его очарование впереди непростое испытание - Таракташская тропа, маршрут от водопада Учан-Су на Ай-Петринскую яйлу. Однако путешественники, отважившиеся совершить этот поход, будут по достоинству вознаграждены за свою смелость. Всю дорогу их будут сопровождать необыкновенные и удивительные пейзажи полуострова, которые им ранее не приходилось встречать.

Общие сведения

Таракташская тропа (Крым) - это горная тропа от Ялты на Ай-Петри, названная по имени скального гребня Таракташ, вдоль которого она и проходит. По данным из различных источников длина маршрута колеблется от 8 до 11 километров, а на некоторых участках тропы имеются непростые подъемы, достигающие 700 м.

Поэтому только при хорошей физической подготовке маршрут будет доступен в обоих направлениях: и для спуска, и для подъема. Спуск же подойдет даже для неподготовленных туристов, которые впервые путешествует по горным тропам.

Среднее время, затрачиваемое на преодоление пути в один конец, составляет около 4-5 часов от начальной точки.

Историческая справка

Таракташская тропа (Крым, Большая Ялта) была создана в конце девятнадцатого века по предложению Владимира Николаевича Дмитриева, талантливого врача и председателя Ялтинского отделения Крымского горного клуба. Совершая пешие походы по этому маршруту, доктор Дмитриев вылечил свои легкие. Он считал, что уникальный крымский воздух и неспешные прогулки по горным тропам исключительно полезны при сердечных и легочных заболеваниях.

Со временем Таракташская тропа перестала быть горным проходом, так как стала труднодоступной и практически непроходимой. Только во второй половине двадцатого века она была возращена к жизни силами учителей и учеников горного клуба одной из Ялтинских школ.

Сегодня тропа оборудована, а в наиболее сложных ее местах для удобства туристов возведены своеобразные ступеньки и перила. Чтобы исключить малейшую возможность здесь заблудиться, дорога почти по всей протяженности размечена. Ориентируясь по меткам, даже неопытные туристы преодолеют этот маршрут в одном направлении.

Таракташская тропа: как добраться до начала маршрута

Для неподготовленных путешественников идеальным вариантом будет выбрать начальную точку маршрута наверху - Ай-Петри - и предпочесть спуск. Подъем же на вершину Ай-Петри можно осуществить не пешком по горной тропе, а по канатной дороге Мисхор - Ай-Петри (или на автомобиле, что, конечно, не так захватывающее и интересно).

До нижней станции добраться самостоятельно совсем несложно, так как прямо до нее довезет маршрутный автобус от Ялтинского автовокзала.

Для бывалых туристов начальной точкой подъема на Ай-Петри по Таракташской тропе будет служить подножие водопада Учан-Су. Доехать до него можно на рейсовом автобусе от того же Ялтинского вокзала.

Основные ориентиры Таракташской тропы (схема маршрута)

Если, оценив свои силы, остановить выбор на подъеме, то нужно на транспорте доехать до нижней ее точки (водопад Учан-Су) и чуть-чуть пройти вверх по трассе. Здесь и будет начинаться Таракташская тропа. Схема маршрута следующая:

  • водопад Учан-Су;
  • скала Орлиный залет;
  • источник 1904 года;
  • Таракташ;
  • сосновая роща;
  • метеостанция.

Чтобы не отклониться от маршрута, туристам следует ориентироваться на бело-красные метки.

Водопад Учан-Су

Водопад Учан-Су - это серебряные нити одноименной реки, падающие с огромной высоты в 98,5 метров по двум уступам, разделяясь внизу на более маленькие водопады. Полноводность водопада и зрелище, которое предстает перед взорами туристов, зависят от времени года. Весной он самый полноводный. Летом поток воды настолько истощается, что Учан-Су называют в это время года «водокапом». А зимой, он представляет собой завораживающий ледяной каскад струй, стремящихся обрушиться на землю под силой своей тяжести.

Скала Орлиный залет

Следуя по указателям от водопада, через 20-30 минут туристы попадут к смотровой площадке на залет, которая своими очертаниями напоминает гордую птицу, готовящуюся к полету.

С этим местом связана печальная легенда времен о жителях, взбунтовавшихся против непосильных татарских податей, о зверствах захватчиков и юношах, бросившихся от безысходности вниз со скалы и превратившихся в прекрасных орлов.

Источник 1904 года

Далее Таракташская тропа приводит туристов к необычному сооружению, похожему на каменный склеп с железной дверью. Это гидротехническое сооружение «Источник 1904 года» - следующий ориентир восходящего на вершину Ай-Петри горного маршрута. Оно было построено для наибольшего сбора из родника чистой воды для ялтинского водопровода.

Таракташ и сосновая роща

Далее, по карнизам скального массива, будет проходить основная часть крымского путешествия под названием Таракташская тропа. Это самый крутой и трудный для подъема отрезок маршрута, но великолепные виды, открывающие взорам, с лихвой компенсируют путникам усталость.

Скалы, окруженные многовековыми деревьями, сосновый аромат, опавшая хвоя под ногами, - все это будет непременно сопровождать туристов всю дорогу до обзорной площадки на скале Шишко, названной так в честь русского инженера-полковника и руководителя строительством дороги Ялта-Бахчисарай.

Местность вдоль горной тропы настолько красива, панорамы настолько великолепны, что многие путешественники сравнивают ее с и почти все устраивают здесь часовые фотосессии на память.

Метеостанция

На плато Ай-Петри, у скалы Шишко, в 1895 году было построено каменное здание метеостанции. Здесь, на площадке для метеонаблюдений, и заканчивается восхождение туристов по Таракташской тропе. Рекомендуется после подъема отдохнуть, так как еще идти 40-50 минут по достаточно ровной дороге до вагончика канатной дороги, который доставит утомившихся путников с вершины Ай-Петри на нижнюю станцию Мисхор.

Туристам, отважившимся на подъем по Таракташской тропе, следует придерживаться определенных правил:

  • Восхождение на вершину Ай-Петри лучше всего начинать до 12 часов, так как на спуск канатная дорога работает до 17-00.
  • Нижняя станция канатки на подъем начинает работать с 10-00, но лучше приехать сюда заранее, так как возможно длительное ожидание в очереди.
  • Для похода необходимо выбрать сухую и малооблачную погоду, путешествовать следует исключительно в светлое время суток.
  • Обувь должна быть удобная, с хорошей нескользкой подошвой. Одежда - с некоторым запасом по теплу, так как наверху Ай-Петри может быть прохладнее.
  • Необходим запас воды (0,5 л/чел.), еда по желанию.

Таракташская тропа — чрезвычайно живописный и надолго запоминающийся пешеходный маршрут, соединяющий Ай-Петри и Ялту.

Отдыхать в Крыму и не побывать на Ай-Петри? Классических варианта два:

  1. Подняться/спуститься на канатке.
  2. Для подъема воспользоваться услугами микроавтобуса (с автовокзала Ялты или от нижней станции канатной дороги), а спуститься на канатке.

В 2012 году весной, насколько мне помнится, и на канатке, и на микроавтобусе стоимость проезда была одинакова — 60 грн. с человека. Для активных, к которым мы себя относим, есть предложение поинтереснее — с Ай-Петри пешком . В принципе, можно за один день подняться на плато и спуститься вниз — мы однажды так взошли из Ялты по , а вернулись по Таракташу (Таракташской тропе). Но Ставрикайка, во-первых, над Ялтой находится и выводит наверх восточнее и Ай-Петри, и Таракташа. Во-вторых, это довольно большая нагрузка. Поэтому компромиссный вариант таков: подняться канаткой или микроавтобусом, а спуститься не спеша своим ходом. Вон они, тропы Ай-Петри для спуска:

  • Таракташская (идет к водопаду Учан-Су, оттуда по и тропам можно добраться до Поляны Сказок в Ялте);
  • Кореизская или Мисхорская (находится под канатной дорогой и ведет в Кореиз, Мисхор);
  • Малай-Богаз (с западной стороны Ай-Петри, ближе к Алупке);
  • Шанхайская Восточная и Западная (обе ведут в Алупку, западная — посложнее);
  • «Еврейка» (тоже приведет в Алупку).

Первый раз тропами лучше пользоваться для спуска, а не для подъема — сверху легче отыскивается начало. Все они по силам средне подготовленному человеку. Главное, удобная обувь. С нами на этот раз был ребенок — Дана, которой еще не исполнилось и четырех лет. С маршрутом она справилась легко.

Выход с Ай-Петри

Итак, если мы находимся у верхней станции канатки, то преодолеваем татарские шалманы, сувенирные ряды, фотографирование с верблюдом, катание на лошадках… Здесь, собственно, притормаживаем и сворачиваем налево — там есть грунтовая дорога, уходящая на запад. По ней татары проложили свои прогулочные конные пути. Нам тоже туда. Через 300-400 м грунтовка раздваивается, а затем соединяется вновь. Пойдем по левой стороне, чтобы увидеть ответвление на одну из вышеперечисленных троп с Ай-Петри — Малай-Богаз. Вдруг когда-нибудь и эта тропка пригодится? Развилочка находится не доходя немного до соединения грунтовок — влево и наискосок уходит дорожка со следами копыт. Сначала она идет через лиственный лес, потом — по открытому месту к обрыву. Там начинается Малай-Богаз, но сегодня нам не туда. Мы продолжаем двигаться по дороге прямо.

Немного фотографий. Может удастся кого уговорить последовать за нами. Если пройти по грунтовой дороге несколько сотен метров и обернуться, то увидим такую картину:

Справа (если смотреть на фото) или, соответственно, слева (если по ходу) просматривается, куда ходят люди фотографироваться к обрывам Ай-Петри. Вот (чувствую, Дана будет на этот раз часто попадать в кадр. Длинный рукав и колготки на ней — это защита от не по-весеннему жаркого солнца; панаму забыли взять — пришлось соорудить из того, что под рукой было):

То же, но с приближением:

Ну а нам — прямо по дороге на запад. Через лесок:

Ориентиры — брошенная воинская часть, «козырек»

Еще километр, и грунтовка пойдет на подъем. Там воинская часть, но надо обратить внимание на скальный «козырек» вдали — он как раз появится в поле зрения. В его направлении от дороги вправо отойдет тропа. На нее и сворачиваем. Ее начало трудно проигнорировать, но если вдруг угораздит пойти дальше по дороге и упереться в воинскую часть, тропу легко найти рядом. Она огибает постройки справа. По ней идем до «козырька». Заблудиться невозможно, пешком с Ай-Петри здесь путь один. У «козырька» эта тропа плавно начнет спускаться вниз — это и есть начало Шанхайской Восточной и Западной.

Снова фотографии.

А это развилка перед воинской частью (к ней — прямо по дороге, нам — правее по тропе):

Если обернуться назад в этом месте:

За воинской частью. Тропа одна, сбиться с нее невозможно. Вдали — «козырек»: