Страсбург собор нотр дам. Страсбургский собор: один из самых красивых католических храмов в мире

Церковь св. Павла

Церковь св. Павла была построена в стиле возрожденной готики в конце 19-го века. Шпили башен видны издалека, возвышаясь над всеми окрестностями на высоту 76 метров. В Хорах стоит обратить внимание на пять витражей работы Saussure.

Église Saint-Guillaume — Церковь Сен-Гийом

Это готическая церковь, сочетающая в интерьере сразу два стиля: готику и барокко.

Адрес: Rue Calvin

Церковь Сен-Маделейн (église Saint-Madeleine)

Это католическая церковь, построенная в готическом стиле в конце 15-го века. Ее дважды перестраивали. Сначала из-за разрушительного пожара в 1904 году, затем после бомбардировок во время Второй мировой войны. В 1989 году церковь причислили к памятникам исторического значения.

Адрес: Rue Saint-Madeleine

Кафедральный собор Нотр-Дам

Это римско-католический кафедральный собор, соединяющий в своей архитектуре романский и готический стили. Он внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кафедральный собор славится своими астрономическими часами — это экстраординарный пример кооперации между техниками, художниками и математиками.

Высота собора составляет 142 метра. Это шестое по величине здание в мире.

Адрес: Place de la Cathedral

Церковь Сен-Николас

Это маленькая готическая церковь. Первоначальная ее постройка началась в 1182 году, но спустя два века она была полностьб переделана и освящена в честь св. Николая, святого покровителя детей, учеников и матросов.

Адрес: Quai Saint Nicolas

Церковь св. Томаса (église Saint Thomas)

Это главная протестантская церковь Страсбурга и единственный пример подобной планировки церкви в Эльзасе. Внутри находится скульптура св. Михаила, сделанного в позднеготическом стиле — вторая по величине в подобном стиле во Франции.

Адрес: пересечение канала Rue Martin Luther и Quai Saint-Thomas

Церковь Saint-Pierre-le-Vieux

Эта протестантская церковь была внесена в список исторических памятников в 1981 году. Впервые она упоминается в исторических хрониках в 1130 году, хотя в те времена это была католическая церковь.

Адрес: Place Saint-Pierre le Vieux

Temple Neuf

Название дословно переводится с французского как «Новый храм». Изначально эта церковь принадлежала католическом ордену доминиканцев, но была разрушена во время войны в 1870 году. Нынешнее здание уже теперь протестантской церкви — это реконструкция 19-го века в нео-романском стиле.

Первая постройка на этом месте была выполнена доминиканцами в 1260 году. Во времена Страсбургской Республики в 16 веке она была секуляризирована и впоследствии отдана протестантам, организовавшим здесь в 1531 году бибилиотеку. В 1566 году эта библиотека была присоединена к Протестантской Академии, которая потом, в 1621 году, превратилась в университет. Во время франко-прусской войны в 1870 году город подвергся бомбардировкам, и в ночь с 24 на 25 августа 1870 года пожар разрушил храм. Библиотека с 400 000 книг и 3446 манускриптов сгорела.

Адрес: Rue de Temple Neuf

Церковь Сен-Жан

Построенная в 15-м веке, церковь Сен-Жан была частично перестроена после Второй мировой войны. У церкви сделан один неф с двумя ланцетными окнами. Внутри можно увидеть остатки фресок, созданных художниками Верле и Швенкедель.

Адрес: Quai Saint-Jean

В Эльзас я влюбился практически сразу, как только в августе 2013-го года сошел с поезда Париж-Страсбург на центральном городском вокзале. Это именно тут случай, когда две страны образовали регион, где всё взаимодополняет друг друга. Лучшие немецкие и французские зодчие трудились над собором Страсбургской Богоматери, привносили лучшее, что имели и могли. В результате предлагаю полюбоваться на вершину готического искусства Эльзаса - собор Страсбургской Богоматери - результат работы франко-немецких мастеров.

Составляя 142 метра в высоту, Страсбургский собор долгое время был самым высоким зданием мира, а сейчас находится на втором месте (после Руанского собора) по высоте среди всех соборов Франции. Тонкий шпиль собора виден с любой точки эльзасской равнины, а также из Шварцвальда и Вогезов – горных массивов, соседствующих с Эльзасом.

Современное нам сооружение - четвертое по счету. История начинается в VII столетии, когда епископом Страсбурга святым Арбогастом был заложен первый кафедральный собор. Но уже при при Карле Великом его перестроили и сделали более вместительным. Недавние раскопки показали, что собор каролингского времени представлял собой трехнефную базилику с тремя апсидами. Каролингская базилика несколько раз сильно страдала от пожаров, и в 1015 году на месте полуразрушенной постройки епископ Вернер I начал постройку нового храма в стиле оттоновского возрождения. К сожалению, и этот собор сгорел при сильном пожаре 1176 года, после чего страсбургский епископ принял решение построить новый, четвертый кафедральный собор; с этого момента и начинается история собора Пресвятой Богоматери Страсбурга.

Первыми были построены хор и северный рукав трансепта, которые принадлежат еще к романскому стилю. В 1225 году за строительство взялась группа архитекторов из Шартра, и после этого строительство собора велось уже в готическом стиле. В середине 13 века были уже почти исчерпаны денежные средства, и для того, чтобы завершить неф, потребовалось развернуть обширную кампанию по продаже индульгенций. В 1277 году было начато возведение западного фасада. Строительство шло достаточно медленно, несколько раз пожары повреждали стены собора, и их приходилось восстанавливать. Работы окончательно были завершены только в 1439 году, с тех пор собор практически не менял свой внешний облик.

Над строительством кафедрального собора работало несколько архитекторов, но наибольший вклад внес Эрвин фон Штайнбах. Он принял руководство над строительными работами в 1277, когда начал возводиться фасад. В его творчестве прослеживается сильное влияние французской готики: например, окно-роза на фасаде выполнено в стиле, характерном для французских соборов, и порталы украшены рельефами гораздо богаче, чем это было принято в немецких храмах того времени. Считается, что после смерти Эрвина фон Штайнбаха работу над фасадом и башней храма продолжили его сын и дочь.

В 1277 году было начато возведение западного фасада.

Западный фасад собора богато украшен рельефами, сюжеты которых посвящены в основном жизни Иисуса Христа. Ниша центрального портала изображает сцены Страстей Христовых. В центре ниши помещена статуя Мадонны с младенцем, напоминающая о том, что собор посвящен Богоматери, а на архивольтах портала представлены сцены из Библии. Левый портал украшен фигурками добродетелей, сражающих пороки. Рельеф в нише портала изображает сцены детства Иисуса Христа. Правый портал обрамлен фигурами Мудрых Дев и Неразумных Дев. Согласно притче, которая приводится в Евангелии от Матфея, десять дев, подруг невесты, вышли ночью навстречу прибывающему жениху, чтобы проводить его на брачный пир, но только пять из них запаслись достаточным количеством масла для ламп. Когда у пяти неразумных дев лампы погасли, они отлучились на рынок, чтобы купить лампового масла, в это время жених приехал и начался пир, на который не пустили неразумных дев, так как те опоздали. «Итак, бодрствуйте, - говорит притча, - потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Фигуры Мудрых Дев у правого портала держат перед собой лампы и раскрытые Скрижали, а Неразумные Девы держат закрытые Скрижали, и среди них изображена фигура Искусителя с запретным плодом в руках. Что касается ниши портала, она посвящена теме Судного Дня.

По бокам собора располагаются еще два портала. Портал, выполненный в стиле поздней готики, который находится с северной стороны, посвящен святому Лаврентию, одному из наиболее важных для христианской традиции святых мучеников.

Внутри собор достаточно плохо освещен, в отличие от других французских готических соборов, например, таких как Реймсский и Шартрский. Неф собора, составляющий 63 метра в длину, является одним из самых длинных нефов среди всех французских соборов. В нефе находится большое количество средневековых витражей. Витражи с северной стороны изображают различных императоров Священной Римской империи, витражи с южной стороны представляют собой сцены из жизни Богоматери и Иисуса Христа. На витражах трифория изображена родословная Иисуса Христа – в том варианте, в котором она дается в Евангелии от Луки. Окно-розу украшают, как это ни удивительно, только растительные мотивы: считается, что изображенная на них пшеница символизирует экономическое благополучие Страсбурга.

Хор, одна из самых древних частей собора, построенный в 11 веке, украшен фресками 19 века и современным витражом, изображающим Деву Марию. Примечательно, что, поскольку витраж является даром собору от Совета Европы, на витраже можно найти двенадцать звезд на голубом фоне, символизирующих Евросоюз.

В северном рукаве трансепта располагается ниша, предназначавшаяся для алтаря святого Лаврентия. Капители колонн, обрамляющих эту нишу, украшены изображениями фантастических зверей. Сейчас в нише находится купель, выполненная в 1453 году известным скульптором того времени Джодоком Дотцингером. Напротив нее можно найти монументальную скульптурную группу, изображающую молитву Иисуса Христа перед его арестом на Елеонской горе. Эта скульптурная группа была изначально выполнена Николасом Рёдером в 1498 году для кладбища церкви святого Фомы, и была перенесена в кафедральный собор в 1667 году.

В южном рукаве трансепта прежде всего стоит отметить т.н. столп Ангелов, который украшен двенадцатью скульптурами: на нижнем уровне изображены четыре евангелиста, над ними находятся ангелы, играющие на рожках, наконец, верхний ярус изображает сидящего Христа, окруженного ангелами.

Кафедра собора является замечательным образцом возведенного в абсолют стиля пламенеющей готики. Кафедру украшает около пятидесяти скульптур, представляющих множество традиционных новозаветных сюжетов и персонажей.

В южном трансепте собора находятся астрономические часы – одни из самых знаменитых в мире.

Благодаря искусно выполненному механизму эти часы показывают не только час дня, но и положение солнца, луны и почти всех планет солнечной системы, а также высчитывают подвижные праздники, солнечные и лунные затмения, другие небесные явления. Первые часы Страсбургского кафедрального собора, т.н. часы Трех Королей были сконструированы в середине 14 века, но в начале 16 столетия перестали функционировать и были заменены новыми часами, над которыми работали Конрад Дасиподий (профессор математики Страсбургского университета), часовщики братья Габрехты и шведский художник Тобиас Штиммер, ученик Ганса Гольбейна Младшего. Этот последний украсил часы росписями, изображающими Трех Мойр, Уранию, Николая Коперника, а также разнообразные библейские сюжеты. Эти часы остановились около 1788 года, и только в 1838 году началась реконструкция механизма. За реконструкцию взялся Жан-Батист Швильге, известный страсбургский математик и инженер-самоучка, который мечтал восстановить часы кафедрального собора еще с детства (они остановились, когда ему было 12 лет). Часы были оснащены еще более изощренным механизмом, чем предыдущие, а деревянный корпус 16 века был сохранен.

В Эльзас я влюбился практически сразу, как только в августе 2013-го года сошел с поезда Париж-Страсбург на центральном городском вокзале. Это именно тут случай, когда две страны образовали регион, где всё взаимодополняет друг друга. Лучшие немецкие и французские зодчие трудились над собором Страсбургской Богоматери, привносили лучшее, что имели и могли. В результате предлагаю полюбоваться на вершину готического искусства Эльзаса - собор Страсбургской Богоматери - результат работы франко-немецких мастеров.

Составляя 142 метра в высоту, Страсбургский собор долгое время был самым высоким зданием мира, а сейчас находится на втором месте (после Руанского собора) по высоте среди всех соборов Франции. Тонкий шпиль собора виден с любой точки эльзасской равнины, а также из Шварцвальда и Вогезов - горных массивов, соседствующих с Эльзасом.

Современное нам сооружение - четвертое по счету. История начинается в VII столетии, когда епископом Страсбурга святым Арбогастом был заложен первый кафедральный собор. Но уже при при Карле Великом его перестроили и сделали более вместительным. Недавние раскопки показали, что собор каролингского времени представлял собой трехнефную базилику с тремя апсидами. Каролингская базилика несколько раз сильно страдала от пожаров, и в 1015 году на месте полуразрушенной постройки епископ Вернер I начал постройку нового храма в стиле оттоновского возрождения. К сожалению, и этот собор сгорел при сильном пожаре 1176 года, после чего страсбургский епископ принял решение построить новый, четвертый кафедральный собор; с этого момента и начинается история собора Пресвятой Богоматери Страсбурга.

Первыми были построены хор и северный рукав трансепта, которые принадлежат еще к романскому стилю. В 1225 году за строительство взялась группа архитекторов из Шартра, и после этого строительство собора велось уже в готическом стиле. В середине 13 века были уже почти исчерпаны денежные средства, и для того, чтобы завершить неф, потребовалось развернуть обширную кампанию по продаже индульгенций. В 1277 году было начато возведение западного фасада. Строительство шло достаточно медленно, несколько раз пожары повреждали стены собора, и их приходилось восстанавливать. Работы окончательно были завершены только в 1439 году, с тех пор собор практически не менял свой внешний облик.

Над строительством кафедрального собора работало несколько архитекторов, но наибольший вклад внес Эрвин фон Штайнбах. Он принял руководство над строительными работами в 1277, когда начал возводиться фасад. В его творчестве прослеживается сильное влияние французской готики: например, окно-роза на фасаде выполнено в стиле, характерном для французских соборов, и порталы украшены рельефами гораздо богаче, чем это было принято в немецких храмах того времени. Считается, что после смерти Эрвина фон Штайнбаха работу над фасадом и башней храма продолжили его сын и дочь.

В 1277 году было начато возведение западного фасада.

Западный фасад собора богато украшен рельефами, сюжеты которых посвящены в основном жизни Иисуса Христа. Ниша центрального портала изображает сцены Страстей Христовых. В центре ниши помещена статуя Мадонны с младенцем, напоминающая о том, что собор посвящен Богоматери, а на архивольтах портала представлены сцены из Библии. Левый портал украшен фигурками добродетелей, сражающих пороки. Рельеф в нише портала изображает сцены детства Иисуса Христа. Правый портал обрамлен фигурами Мудрых Дев и Неразумных Дев. Согласно притче, которая приводится в Евангелии от Матфея, десять дев, подруг невесты, вышли ночью навстречу прибывающему жениху, чтобы проводить его на брачный пир, но только пять из них запаслись достаточным количеством масла для ламп. Когда у пяти неразумных дев лампы погасли, они отлучились на рынок, чтобы купить лампового масла, в это время жених приехал и начался пир, на который не пустили неразумных дев, так как те опоздали. «Итак, бодрствуйте, - говорит притча, - потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Фигуры Мудрых Дев у правого портала держат перед собой лампы и раскрытые Скрижали, а Неразумные Девы держат закрытые Скрижали, и среди них изображена фигура Искусителя с запретным плодом в руках. Что касается ниши портала, она посвящена теме Судного Дня.

По бокам собора располагаются еще два портала. Портал, выполненный в стиле поздней готики, который находится с северной стороны, посвящен святому Лаврентию, одному из наиболее важных для христианской традиции святых мучеников.

Внутри собор достаточно плохо освещен, в отличие от других французских готических соборов, например, таких как Реймсский и Шартрский. Неф собора, составляющий 63 метра в длину, является одним из самых длинных нефов среди всех французских соборов. В нефе находится большое количество средневековых витражей. Витражи с северной стороны изображают различных императоров Священной Римской империи, витражи с южной стороны представляют собой сцены из жизни Богоматери и Иисуса Христа. На витражах трифория изображена родословная Иисуса Христа - в том варианте, в котором она дается в Евангелии от Луки. Окно-розу украшают, как это ни удивительно, только растительные мотивы: считается, что изображенная на них пшеница символизирует экономическое благополучие Страсбурга.

Хор, одна из самых древних частей собора, построенный в 11 веке, украшен фресками 19 века и современным витражом, изображающим Деву Марию. Примечательно, что, поскольку витраж является даром собору от Совета Европы, на витраже можно найти двенадцать звезд на голубом фоне, символизирующих Евросоюз.

В северном рукаве трансепта располагается ниша, предназначавшаяся для алтаря святого Лаврентия. Капители колонн, обрамляющих эту нишу, украшены изображениями фантастических зверей. Сейчас в нише находится купель, выполненная в 1453 году известным скульптором того времени Джодоком Дотцингером. Напротив нее можно найти монументальную скульптурную группу, изображающую молитву Иисуса Христа перед его арестом на Елеонской горе. Эта скульптурная группа была изначально выполнена Николасом Рёдером в 1498 году для кладбища церкви святого Фомы, и была перенесена в кафедральный собор в 1667 году.

В южном рукаве трансепта прежде всего стоит отметить т.н. столп Ангелов, который украшен двенадцатью скульптурами: на нижнем уровне изображены четыре евангелиста, над ними находятся ангелы, играющие на рожках, наконец, верхний ярус изображает сидящего Христа, окруженного ангелами.

Кафедра собора является замечательным образцом возведенного в абсолют стиля пламенеющей готики. Кафедру украшает около пятидесяти скульптур, представляющих множество традиционных новозаветных сюжетов и персонажей.

В южном трансепте собора находятся астрономические часы - одни из самых знаменитых в мире.


Страсбургский собор Нотр-Дам (Собор Страсбургской Богоматери, кафедральный собор Страсбурга ) (Cathédrale Notre-Dame de Strasbourg ) - один из крупнейших готических соборов в истории европейской архитектуры. С 1647 по 1874 год Страсбургский собор был самым высоким зданием в мире (потом его обогнала церковь Св. Николая в Гамбурге, а также соборы в Ульме и ). Высота башни собора со шпилем составляет 142 м (на сегодняшний день это самый высокий собор Франции после 151-метрового Руанского). Масштабы собора изумляют, но не подавляют из-за готической легкости конструкции и тысяч скульптур на фасаде. Собор как будто взлетает. Неслучайно храм называют парящим розовым ангелом. Снаружи здание кажется отделанным кружевом, сплетенным из красновато-коричневого песчаника.

1. История строительства Страсбургского собора

1.1 История Страсбургского собора до XV века

На месте, где сегодня находится собор, уже в древности, во времена римского владычества, возводились культовые сооружения. Первый христианский храм здесь был построен в конце VII века страсбургским епископом св. Арбогастом (saint Arbogast ). В VIII веке, при Карле Великом, его заменило более внушительное сооружение (покровитель этой церкви епископ Страсбургский Ремигий (765–783) в своем завещании 778 года даже выразил желание быть погребенным в крипте этого строящегося храма). Именном в этом богато украшенном здании были, как считается, произнесены знаменитые Страсбурские клятвы (договор от 14 февраля 842 года, который является древнейшим памятником старофранцузского языка). Этот собор неоднократно страдал от пожаров: в 873-м, 1002-м и 1007-м годах.

В 1015 году страсбургский епископ Вернер (Вецелин) из рода Габсбургов (Werner von Habsburg ) (1001-1028) и император Священной Римской империи Генрих II Святой вместе закладывают первый камень в строительство нового собора на руинах каролингской постройки. Однако собор, строившийся в 1015-1028 гг. в оттоновском стиле (период правления династии Оттонов охватывает X – первую половину XI в.), был уничтожен во время пожара в 1176 году (в то время использовались несущие конструкции из дерева). Вид собора в оттоновскую эпоху, реконструкция (источник: ):

Нынешнее здание Страсбургского собора строилось в период 1176-1439 гг . После несчастья, постигшего базилику епископа Вернера, новый епископ Страсбурга Генрих I фон Газенбург (Heinrich I von Hasenburg ) (1181-1190) решил построить на этом месте новый собор, который, согласно его замыслу, должен был превзойти базельский мюнстер . Строительство велось на фундаменте прежнего храма, заложенного епископом Вернером. Первой возникла восточная сторона собора, в частности хор и крипта. Если от первого христианского храма VII века до нашего времени не дошло совсем ничего, то от собора, строившегося при епископе Вернере, нам досталась крипта и трансепт. Западная часть крипты, капеллы Св. Андрея и Св. Иоанна, хор и купол, а также рукава трансепта (поперечного нефа) относятся к романскому и переходному (от романского к готическому) периоду (1176-1245). Если три первых столба трансепта относятся еще к романскому стилю, то четвертый (Столб Ангелов ) уже демонстрирует готические формы.

Страсбургский собор, романская крипта (источник: ):

В начале 20-х годов XIII века в Страсбург пригласили скульпторов из Шартра , которые были носителями совершенно нового, готического, стиля. Так что собор, как, собственно, и весь Эльзас, стал сплавом немецкого и французского стилей . Это проявилось, в частности, в том, что в витражах использовались как красный и синий (типично французские), так и зелёный (характерный для немецких соборов) цвета.

Сразу же после завершения хора и трансепта в позднероманском стиле началось строительство нового готического центрального нефа . Это свидетельствует о пристальном внимании к последним достижениям французской архитектуры. От старого романского нефа на тот момент остался только фундамент. Центральный неф, строившийся в эва этапа (1235-1245 и 1253–1275 гг.), представляет собой чистый образец французской готики . Стилистически переход между различными частями собора был оформлен довольно тонко. Неф воздвигнут на фундаменте прежнего здания, выстроенного в XI веке. Планируя высоту центрального нефа, архитектор учел сооруженное ранее средокрестие (место пересечения главного нефа и трансепта), превысить размеры которого было невозможно. В итоге центральный неф приобрел пропорции, совершенно необычные для готического собора: ширина центрального нефа в Реймсе - 30 м, а в Страсбурге - 36 м; высота же центрального нефа в Реймсе - 38 м, а в Страсбурге - 32 м. Однако при этом страсбургскому архитектору удалось создать самую современную для Германии той эпохи постройку. Причем он не просто заимствовал формы французской готики, но и развивал их.

Строительство фасада собора в Страсбурге началось вскоре после завершения центрального нефа, в 1275 году. Фасад заметно превосходит по своим масштабам более ранние части здания, из-за чего представляется наблюдателю главным элементом всей конструкции собора. Не случайно сооружение его началось в тот период, когда Страсбург добился экономического процветания, а жители города освободились из-под власти епископа (работами стал руководить магистрат). В хрониках того времени строящийся собор воспевался как примета наступающего золотого века.

Оригинальный план фасада , разработанный Эрвином фон Штейнбахом (Эрвином из Штейнбаха) (Erwin von Steinbach ) (так называемый «План B», Projet B ), предполагал два яруса (второй - с очень сложной центральной розеткой), три портала и две башни. Искусствоведы признают этот проект как весьма неординарный, отдельно стоящий и очень талантливый. По мере того как строительство продвигалось вперед, Эрвин вносил коррективы и добавлял новые детали, разработав сначала План C, а затем и План D. Однако в 1298 году, из-за пожара, работы были приостановлены и продолжены только в 1318 году, уже после смерти мастера Эрвина. К этому моменту второй ярус был уже частично завершен. До 1339 году работами руководил сын мастера Эрвина Иоганн. Затем строительство продолжил мастер Герлах (Gerlach ). В 1355-1365 гг. он возводит третий ярус.

Но в это время волна энтузиазма, связанного с финальной, как казалось, стадией работ, сходит на нет. Страх землетрясения (в 1365 году из-за подземных толчков очень сильно пострадал ), финансовые трудности, а также людские потери, вызванные эпидемией чумы 1349 года, - все эти факторы привели к отказу от строительства шпилей. Разрабатывается новый проект, который предусматривает создание галереи апостолов над центральной розеткой и башни-беффруа со стрельчатым навершием. В 1365 году обе башни достигают уровня нынешней смотровой площадки (платформы на высоте 66 м), в результате чего фасад приобретает облик, схожий с силуэтом . Но затем пространство между башнями было заполнено центральной башней-беффруа, после чего на северной башне была возведена колокольня (34м+66м=100м), а на колокольне - шпиль (42м+34м+66м=142м).

На следующем рисунке поэтапно показано изменение архитектурного облика собора по мере его строительства (по ):

Вопрос о том, какую роль сыграл в проектировании фасада Эрвин из Штейнбаха (Erwin von Steinbach ), впервые упомянутый в письменных источниках в 1284 году, до сих пор остается спорным. Однако всеми признано, что фасад этот, кто бы ни был его автором, - работа очень талантливого мастера, причем в высшей степени оригинальная. Фасад Страсбургского собора производится настолько потрясающее впечатление, что с первого взгляда может показаться символом истинного средоточия всего христианского мира.

В 1371 году руководство работами берет на себя преемник Герлаха мастер Конрад (Conrad ), который и создает галерею апостолов над центральным окном-розой. После смерти мастера Конрада строительством руководит Михаэль из Фрайбурга (Мишель де Фрейбург) (Michael von Freiburg ) (1383-1388). Он и возводит центральную башню-беффруа - среднюю часть, заполнившую пустое пространство между двумя боковыми башнями. После него работу заканчивал Клаус фон Лор (Claus von Lohre ) (1388-1399). Однако полученный фасад не удовлетворил членов магистрата, и в 1399 году они обратились к Ульриху фон Энзинген у (Ulrich von Ensingen ) (1399-1419), который начинает возводить шпиль. После смерти мастера Ульриха работы по возведению шпиля закончил Иоганн Хюльц (Johann(es) Hültz ). Подробнее описание башни и истории ее строительства см. ниже, в разделе « ». Этапы возведения башни собора в Страсбурге наглядно видны на следующей схеме (источник: ):

Вид Страсбургского собора в XV веке, гравюра Микаэля Вольгемута (Wohlgemuth ) в Нюрнбергской хронике (Liber Chronicarum ) Гартмана Шеделя, напечатанной в 1493 году ; вероятно, наиболее древнее из всех известных изображений собора (источник: ):

1.2 История Страсбургского собора в Новое время

В 1518 году в Страсбург приходит Реформация . Лютеранство быстро распространяется в регионе благодаря изобретению книгопечатания и активному развитию издательского дела. В 1524 году город окончательно принимает новое учение и церкви переходят в руки протестантов (кафедральный собор Страсбурга становится протестантским в 1529 году). Однако в 1549 году распоряжением Карла V в Страсбургском соборе было восстановлено католическое богослужение сроком примерно на десять лет, до 1561 года. Затем собор снова стал протестантским. А в 1681 году Страсбург отходит к Франции и кафедральный собор, а заодно и еще сорок церквей, возвращаются католикам. В течение бурного периода Реформации и религиозных войн собор лишился своего обычного мецената (католической церкви), что привело к обеднению его убранства.

Во время Революции собор понес новые потери. Пострадало 230 статуй (к счастью, 67 из них коллегии управляющих удалось спрятать и спасти). А в 1793 году революционеры потребовали разрушения соборного шпиля, который своей необычайной высотой противоречил настроениям всеобщего равенства. Один житель Страсбурга, кузнец по фамилии Зюльтцер (Sultzer ), нашел увёртку: он убедил революционеров в том, что столь заметная вершина, как шпиль Страсбургского собора, видная на многие километры в долине Рейна, может использоваться как символ, оповещая всех вокруг, что в этом крае теперь страна свободы. Чтобы это продемонстрировать, кузнец предложил надеть на вершину башни огромный фригийский колпак. Так и было сделано. Шпиль был спасен.

В 1870 году, во время Франко-прусской войны, пострадали крыша и шпиль собора. В 1944 году, во время американских бомбардировок, была сильно повреждена центральная башня и северный боковой неф. Но после проведения реставрационных работ оригинальный облик собора удалось восстановить.

План собора Нотр-Дам в Страсбурге , на котором обозначены все основные элементы строения готического собора (нартекс, центральные и боковые нефы, средокрестие, трансепт, а также порталы фасадов) (по ):

На следующем рисунке показана хронология этапов строительства, которые отмечены на плане собора различными цветами (также по ):

2 Наружное убранство Страсбургского собора: описание. Башни

2.1 Башня со шпилем: навеки одна

Из всех элементов наружного убранства храма особенно выделяется башня со шпилем . Из двух задуманных башен возвести, как известно, удалось только первую. От закладки первого камня до момента, когда башня со шпилем ознаменовала собой окончание строительства, прошло более четырех веков: единственная (северная) башня собора относится к 1419–1439 гг.

Строительство фасада и башен (которых тогда планировалось построить две), как мы уже знаем, было начато Эрвином фон Штейнбахом (Erwin von Steinbach ): легендарный мастер руководил работами с 1284 по 1318 год. Мастер Иоганн Герлах (Gerlach ) (1341-1371 гг.) возвел башни до уровня платформы (смотровой площадки, 66 м). Михаэль фон Фрейбург (Michael von Freiburg ) продолжил работу, и в 1380-х годах центральная башня-беффруа уже возвышалась над окном-розой. Мастер Ульрих фон Энзинген (Ulrich von Ensingen ) (строивший также башню Ульмского собора) к 1419 году дошел до основания восьмигранного шпиля. Затем, после смерти Энзингена, работы взял на себя Иоганн Хюльц (Johann(es) Hültz ) (1419-1449), мастер из Кёльна. Он полностью пересмотрел проект и вместо постройки довольно простого шпиля, проектировавшегося Эрвином фон Штейнбахом, соорудил весьма сложную конструкцию, в которой каждая из восьми граней несет на себе по шесть маленьких винтовых лестниц, продолжаемых четырьмя другими лестницами и, наконец, венчаемых навершием с крестом. У основания шпиля находятся скульптуры медведя и быка, рассматривающих небо. Также здесь расположены статуи Богоматери и простого смертного, архитектора Ульриха фон Энзингена.

Именно Хюльтц увенчал постройку ажурным пирамидальным шпилем. Возведение шпиля, поднявшегося на 142 м, было завершено Хюльцем в 1439 году . Магистрат остался очень доволен работой Хюльца. Он увидел в гигантской башне не просто венчающую часть собора, но еще и символ могущества и величия Страсбурга. Отметим, что в 1261 году город Страсбург выступил против князя-епископа и, изгнав его, стал республикой, так что, начиная с этого времени, контроль за строительством собора взял на себя городской совет. Таким образом, в отличие от большинства других церковных башен и шпилей, которые обычно прославляют могущество местного духовенства, шпиль Страсбургского собора всегда являлся выражением мощи установившейся в городе республики.

Итак, северная башня была увенчана шпилем в 1439 году . Вторая башня так и не была построена (несмотря на обилие соответствующих проектов) - вероятнее всего, из-за отсутствия средств (хотя, помимо финансовой причины, иногда говорят о том, что к XV веку, когда началась уже эпоха Возрождения, готический стиль и, соответственно, высокие башни со шпилями, просто вышел из моды; кроме того, была и более прозаичная причина, связанная с зыбкостью почвы и риском наклона или даже обрушения всего сооружения в случае возведения второй башни; в 1530 году была предпринята попытка построить небольшую пробную башенку, но во время бури 1533 года она обвалилась, и эта неудача укрепила всех в мысли, что собор следует оставить без изменений). Старсбургский собор. Гравюра Исаака Брунна (Isaac Brunn ), 1615 (источник: ):

В хорошую погоду имеет смысл подняться на башню (сегодня смотровая площадка находится на высоте 66 метров, а до конца ХIХ века разрешалось подниматься на самый верх шпиля). Для этого вам понадобится преодолеть 328 ступеней , зато вы будете вознаграждены великолепным видом на достопримечательности и окрестности Страсбурга, Вогезы и Шварцвальд. На башню поднимались многие известные люди, в том числе Гёте (в свою бытность страсбургским студентом он регулярно поднимался сюда, чтобы преодолеть страх высоты) и Стендаль, а также знаменитые русские. Вот, например, какие воспоминания оставил на этот счет Кюхельбекер: «Страсбург лежит невысоко; но вкруг него весь небосклон обставлен горами: со стороны Германии Шварцвальд, со стороны Франции хребет Вогезский. Восхитительное зрелище представляют сии горы с высоты кафедрального собора Мюнстера: я видел их при солнце; далекие белые Вогезы сияли; темно-синий лесистый Шварцвальд чем ближе, тем более подходил к цвету лиловому, и наконец весь амфитеатр городов, сел и виноградников, покрывающих его, являлся моему взору подернут флером красноватого дыма» [см. Кюхельбекер В. К. Путешествия. Дневник. Статьи. Л., 1979. С. 36-37].

Виктор Гюго так описал свои впечатления от посещения смотровой площадки: «Весь Страсбург расстилается под ногами, старый город с большими крышами, слуховыми окнами церквей и башен, чем-то напоминающий живописный город Фландрии».

2.2 Башня над средокрестием: недавнее добавление

Башня в неороманском стиле, возвышающаяся над пересечением центрального нефа и трансепта, была добавлена относительно недавно, в 1874 году. Вплоть до XVIII века здесь было навершие в готическом стиле, впоследствии разрушенное молнией. Разрушенную башенку заменили плоской крышей, на которой установили оптический телеграф. А в XIX веке французский архитектор Гюстав Клотц (Gustave Klotz ) соорудил башню, которую мы видим сегодня.

Гюстав Клотц был главным архитектором всего департамента Нижний Рейн. С 1837 по 1880 год он активно занимался строительной и реставрационной деятельностью в этом регионе. В частности, ему принадлежит план реставрации церкви Св. Георгия в Селесте .

На следующем рисунке представлены различные стадии строительства Страсбургского собора (схема на основе ):

3 Наружное убранство Страсбургского собора: описание. Порталы.

3.1 Южный фасад Страсбургского собора. Его портал

4.1 Хор, алтарная часть

Позднероманский хор, в котором находится алтарь , находится на возвышении, поскольку расположен над старинной криптой. Он украшен фресками XIX века. По стилю свод хора напоминает византийский; его даже сравнивают с тронным залом в .

В центре алтаря установлен современный витраж , изображающий Богоматерь, в честь которой освящен Страсбургский собор. Этот витраж, работа художника Макса Энграна (Max Ingrand ), был передан Европейским советом в дар собору в 1956 году. На витраже (источник: ) можно заметить двенадцать звезд европейского флага на синем фоне (синий - цвет Богоматери). Младенец Иисус держит в руке цветок лилии - символ города Страсбурга.

В хоре установлены пятнадцать высоких дубовых кресел , относящихся к 1692 году. Скамьи были созданы столярными мастерами Клодом Бурди (Claude Bourdy ) и Клодом Бергера (Claude Bergerat ) и скульптором Петером Петри (Peter Petri ) и отнесены к числу исторических памятников Франции.

В 2004 году хор начали переоборудовать для приведения в большее соответствие с реформами, утвержденными на Втором Ватиканском соборе, и в ноябре состоялось торжественное освещение нового хора. Дело в том, что в последнее время католики стремятся сделать церковь более открытой, ориентируются на более активное участие народа в богослужении и более тесное общение священников с прихожанами. В связи с этим в Страсбургском соборе постарались устранить все элементы убранства, которые препятствовали визуальному контакту священников с паствой: в частности, была убрана громоздкая лестница, а также построен ведущий из глубины хора пандус с небольшим уклоном и установлены новые предметы обстановки для совершения богослужения.

4.2 Северный рукав трансепта

4.2.1 Купель

В левой части, с восточной стороны рукава сохранилась древняя романская ниша Св. Лаврентия. Капители колонн украшены фигурами фантастических животных.

В нише сегодня находится старинная купель 1453 года , выполненная мастером Жодоком Дотцингером (Jodoque (Jost/Jodocus ) Dotzinger ). Купель отличается изящной проработкой и представляет собой настоящий шедевр пламенеющей готики. По неизвестной причине купель имеет не восьми- (как было принято), а семиугольную форму. К сожалению, во время нашего посещения собора купель была плохо видна из-за решетки.

4.2.2 Гефсиманский сад

Напротив купели, с западной стороны рукава (через стену от капеллы Св. Лаврентия), находится монументальная скульптура, изображающая молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду и сцену взятия Христа под стражу. Эта скульптурная композиция первоначально предназначалась для кладбища при церкви Св. Фомы , а в 1667 году была перенесена в собор.

Фигуры Христа и трех апостолов вырезаны из песчаника, остальные - из гипса. Автор композиции, созданной в 1498 году, - Файт Вагнер (Veit Wagner ).

Над сценой в Гефсиманском саду возвышается миссионерский крест (la Croix de Mission ). История его такова: в 1825 году тогдашний страсбургский епископ Тарен решил устроить так называемую «миссию», а именно организовать целую неделю богослужений, молитв, проповедей и т.п., что преследовало двойную цель: во-первых, искупить грехи и ошибки, совершенные в предшествующий революционный период, а во-вторых, поднять уровень «евангелизации населения». На заключительной церемонии в конце этой церковной недели на Соборной площади Страсбурга был воздвигнут монументальный крест в память о миссионерах, проповедовавших в нехристианских странах в XVI веке (крест был установлен на том самом месте, где в 1793 году революционеры сжигали литургические книги и церковную утварь).

После революции 1830 года, когда на трон взошел Луи-Филипп I, новые власти потребовали сноса Распятия, поскольку его присутствие на общественной площади являлось «посягательством на свободу совести граждан». Но роялисты, сторонники отрекшегося от престола Карла X, выражали протест. Развернулись бурные дебаты. Протоирей собора предложил компромисс: пусть крест будет перенесен внутрь собора, и тогда верующие смогут свободно поклоняться ему. Так миссионерский крест был перенесен в северную часть трансепта, где находится и по сей день.

В этой же части церкви находится два старинных алтаря . Первый, полихромный, вырезанный из дерева алтарь Св. Панкратия (Retable de saint Pancrace ) датируется 1522 годом и был перенесен в собор Страсбурга из церкви эльзасского городка Дангольсхейм (Dangolsheim ). Алтарь украшают скульптуры св. Панкратия, св. Екатерины и св. Николая. На боковых створках представлены сцены Рождества и поклонения волхвов. Пределлу (т.е. нижнюю часть) алтаря украшают рельефы с бюстами Христа и апостолов.

Второй старинный полихромный деревянный алтарь изображает св. Роха, св. Маврикия и св. Николая:

4.3 Южный рукав трансепта

4.3.1 Колонна Ангелов

В интерьере южного рукава трансепта находится Столб (Колонна) Ангелов (Pilier des Anges ), созданный ок. 1230 года мастерами парижского региона (Иль-де-Франс). Восьмигранный ствол со связанными колоннами украшен двенадцатью статуями , в совокупности составляющими систему персонажей Страшного суда , отсюда другое название столба - Колонна Страшного суда (Pilier du Jugement Dernier ).

В нижней зоне колонны помещены четыре евангелиста со свитками в руках. Они стоят под балдахинами, опираясь на постаменты, оформленные как капители с декором в виде почек и молодых листьев.

В средней зоне трубят в трубы четыре ангела Страшного суда :

В верхней зоне восседает Христос в окружении трех ангелов , держащих орудия Страстей: терновый венец, копье (не сохранилось), гвозди и крест. Фото с сайта :


Демонстрируя рану на боку, Христос поднимает левую руку; здесь это не является жестом благословения. Под капителью, на которой стоит его трон, помещены фигурки воскресших людей; они обращаются с молитвой к самому Христу, ибо заступники (Мария и Иоанн) в эту композицию не включены. Фото с сайта :

Существует прямая иконографическая связь между декором и Колонной ангелов . Если на портале вот-вот состоится примирение Церкви и Синагоги в конце времен, но в интерьере момент второго пришествия Христа и Судного дня уже наступил. Эти два ансамбля связаны и стилистически. Все статуи, как снаружи собора, так и в интерьере, высоки и изящны. Одеяния с множеством тонко прорисованных складок выглядят легкими и почти прозрачными.

Напоследок несколько деталей Колонны ангелов : более крупные изображения ангела с крестом и Христа (

Страсбург — город на востоке Франции, столица региона Эльзас, а с недавних пор ещё и столица Рождества. В нём располагается Европейский парламент, а потому он является одним из претендентов на статус столицы Европы.

Страсбург отлично сохранил фахверковый исторический центр, но главной его достопримечательностью является узнаваемый готический собор с одной башней. Он настолько красив, что именно его первым из всех европейских городов внесли в список наследия ЮНЕСКО.

Достопримечательности Страсбурга


Strossburi - Strasbourg - Straßburg

Штроссбури — Страсбур — Штрасбург. Так название города звучит на эльзасском, французском и немецком языках. А переводится оно, как крепость на перекрёстке дорог.

Город действительно удачно расположился на полпути, куда угодно. Достаточно взглянуть на карту, чтобы удостовериться в этом. Примерно на одном расстоянии от него находятся Париж, Амстердам, Берлин, Мюнхен и Милан. Может быть, именно поэтому здесь разместили Европарламент и Суд по правам человека. А может быть, причина в том, что это столица Эльзаса, а Эльзас - хоть и французская земля, но с немецким прошлым, а Европой правят именно эти две страны.

Страсбуржцы и сами хорошенько не знают, кто они: французы или немцы, поэтому предпочитают быть эльзасцами.

Страсбург мог бы претендовать на статус столицы Западной Европы, тем более, что в центре чувствуется присутствие государственных структур.

Исторический центр, где скоплено большинство достопримечательностей, находится на острове в реке Иль, левом притоке Рейна. Понятно, что в центр можно попасть только по мостам (метро в Страсбурге нет). И на каждом мосту стоит кордон, досматривающий сумки. Правда, делают они это с чисто французским изяществом: «bonjour», «s’il vous plaît», «mercy». Были очевидцами, когда заставляли открывать к досмотру чемодан! Согласитесь, если показать сумку с бутылкой воды и камерой ещё терпимо, то показывать зубные щётки и сменную одежду достаточно неприятно!

Может быть, помогло бы проехать в центр на трамваях, которые здесь полностью заменяют метро. Современные, длинные, быстрые и ходят достаточно часто. Но в центре близ остановок парами прохаживаются люди в цветах хаки и с автоматами.

По крайней мере, так было в декабре 2016 года. И, пожалуй, это единственное, что портит впечатление от города. А его квартал фахверковых домиков «Маленькая Франция» и неземной собор с лихвой перекрывают этот недочёт. Но больше всего мне полюбились его крыши: из тёмно-серой черепицы, со слуховыми оконцами, с дымком из труб на морозном воздухе.