Свято-успенский вышенский женский монастырь поселок выша. Успенский вышенский женский монастырь Вышинский монастырь рязанская

Свято-Успенский Вышенский монастырь находится в селе Выша, Рязанской области, там, где одноименная речка впадает в Цну. Предположительно, обитель основали в XVI-XVII веках. Впервые в письменных источниках она упоминается в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Федоровича - Марфы.

Главной святыней Вышенской обители является - точная копия образа, обретенного в Казани в 1579 году.


Саша Митрахович 07.10.2018 07:40


Своим основанием Свято-Успенский Вышенский монастырь обязан родительнице первого монарха из рода Романовых. Она постановила строить Вышенский монастырь на новом месте. Место определили не случайно - недалеко от судоходной реки Цны. До этого же обитель располагалась на левом берегу реки Выши. Эти земли, называвшиеся «старая пустынь и огородище» еще долго принадлежали монастырю.

Строительство Вышенской обители на новом месте началось в 1625 году и продолжалось 36 лет. При монастырь в то время было немало земельных угодий, но был он достаточно бедным: в 1724 году в нем оставалось всего 4 насельника, поэтому обитель упразднили, а храм приписали к Николо-Чернеевскому монастырю. Впрочем, не прошло и нескольких лет, как монашескую жизнь возобновили, при этом обитель оставили приписной.

К концу XVIII века ситуация меняется к лучшему. Но расцвет же обители пришелся на XIX век.

Перестройка монастыря


В XIX веке Вышенский монастырь попадает в ведение Тамбовской епархии. В то время ею управлял архиепископ Феофил. Он-то и занялся обителью всерьез. Феофил перевел в Вышу иеромонаха Тихона, который, по сути, отстроил монастырь заново. При Тихоне на территории обители возвели Троицкий храм и каменную четырехъярусную колокольню, каменные кельи и ограду с башнями. И именно во время игуменства Тихона был построен Казанский собор, который теперь называют визитной карточкой Свято-Успенского Вышенского монастыря.

Казанский собор


К сожалению, мы не знаем имени архитектора, оставившего нам Казанский собор. К сожалению — потому что это действительно очень продуманное, архитектурное произведение зодчества, отличающееся выразительной пластикой, величественной строгостью форм и грамотной выдержанностью стиля. Казанский собор - явление, безусловно, выдающееся, достойное занять место в плеяде знаковых сооружений региона и страны в целом.

Каменный Казанский собор начали возводить в 1831 году. Капитал на его постройку - шесть тысяч рублей - поступил по духовному завещанию моршанского протоиерея Иоанна Наполинского. Строили достаточно долго, освящение храма состоялось только в 1844 году.

В соборе устроили три престола: в честь , в честь и в честь Рождества Иоанна Крестителя.

Через тридцать лет пришло время поновлять собор. Тогда его интерьеры украсили настенными росписями. Кроме того, изготовили горнее место «с малым вызолоченным иконостасом: в середине иконостаса, в нише, находилась икона Воскресения Христова, по бокам — Распятие Спасителя и Положение Христа Спасителя во гроб. Все эти иконы представляли ценность тем, что были написаны самим , пребывавшем в то время в затворе», - отмечается в книге «Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря», изданной Рязанской епархией в 2009 году.


Главная композиционная идея Казанского собора Вышенского монастыря - сооружение подчеркнуто развито вверх, по вертикали; с определенных ракурсов даже может показаться, что высота четверика больше, чем сторона его основания. На самом деле это иллюзия - высота, при ближайшем рассмотрении, все же меньше.

И тем не менее, входя в храм, поражаешься, как невелика его площадь и насколько обширен при этом его внутренний объем! При компактном, даже камерном основании собор буквально воспаряет вверх - два ряда раскрытых в интерьер четверика окон дополняются пятью большими световыми ротондами, усиливающими эффект «взлета». Своды, несущие центральную ротонду, опираются на четыре больших, квадратных в сечении столпа, таким образом идет своего рода перекличка классицизма с исконной русской архитектурной схемой крестово-купольного храма.

Иконостас белый, строгий, выдержанный во вкусах классицизма - с его колоннами, золочеными капителями, антаблементами и арками он напоминает не традиционный русский иконостас, а фасад сооружения классической эпохи. Три ряда икон занимают относительно небольшую его часть.

Иконы по большей части современные. Справа от Царских врат, в небольшой нише под полукруглым навесом - рака с мощами святителя Феофана, Вышенского затворника; симметрично слева - . Направо от входа, в юго-западном углу собора, имеется табличка: «Место захоронения святителя Феофана Затворника», там были обретены его мощи.

На стенах собора отчетливо видны изрядно пострадавшие, но тем не менее различимые росписи, покрывавшие когда-то внутреннее пространство храма целиком. Это - историческая стенопись, пережившая советское лихолетье, когда храм служил то складом, то моргом. Старинным фрескам требуется квалифицированная реставрация.


Казанский храм Вышенского монастыря не отапливается. А небольшая барочная церковь Успения Божией Матери XVIII века, хоть и являет собой прекрасный памятник архитектуры, все же для всех желающих помолиться в монастыре довольно тесна, особенно в дни праздников и больших паломничеств.

И вот в 1874-1890 годах к северу от Казанского храма соорудили большой теплый собор. Пятиглавый, с мощным куполом, окруженный с трех сторон портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол был освящен в честь Рождества Христова, правый - во имя святых Адриана и Наталии. Слева устроили ризницу. Особо почитаемой святыней этого храма была икона Девяти мучеников Кизических.

Христорождественский собор дольше остальных храмов Выши продержался под напором властных богоборцев. Уже были отобраны монастырские земли, изъяты ценности, переплавлены колокола, сожжена библиотека, засажено огородами (!) монастырское кладбище... В зданиях монастыря поочередно квартировали то лесохозяйство, то свиноводческий совхоз - а в храме Рождества Христова по-прежнему, как и до революционных потрясений, возносилась молитва Господня. Так продолжалось до 1938 года. Тогда в обители надолго «прописалась» психиатрическая клиника, и Христорождественский собор был закрыт.

Когда Вышенский монастырь вернули РПЦ, изначально предполагалось, что возрождение начнется именно с этого храма. Взялись за его реставрацию, к 1994 году при участии областного Управления культуры восстановили могучий черный купол, главки и кресты, постелили полы в алтаре, сделали амвон. 23 января того года в храме отслужили молебен. Но дальше, к сожалению, дело застопорилось. Реставрация потекла медленно. И еще очень долго храм стоял без штукатурки, краснея голым кирпичом. Лишь в наши дни возвращает он свое небесно-голубое, с белым, как легкие облака, одеяние.


Саша Митрахович 07.10.2018 08:08


После Октябрьской революции новые власти закрыли монастырь. В начале 1920-х годов в Казанском соборе прекратились службы, а монастырские постройки стали поочередно занимать - сначала лесхоз, затем свиносовхоз, детский дом, дом инвалидов... Правда, в Христорождественском храме богослужения продолжались вплоть до 1938 года, но с конца 1930-х годов в бывшей обители прочно обосновалась областная психиатрическая больница.

Свято-Успенский Вышенский монастырь

Успенский Вышенский монастырь, основанный в XVI–XVII вв., впервые упоминается в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Феодоровича Романова. С самого своего основания обитель вела миссионерскую работу, просвещая светом православной веры местное население – мордву. В 1827 году по повелению Самой Царицы Небесной в обитель была передана Казанская икона Божией Матери, которая впоследствии прославилась чудесными исцелениями от холеры жителей Тамбова, Моршанска, Шацка и других городов. Икону повсеместно стали почитать как чудотворную, а сам образ получил наименование Вышенской.

В XIX в. наряду с Оптиной и Саровской пустынью Вышенская пустынь становится признанным духовным центром России. В бытность настоятельства архимандрита Аркадия (Честоного) пустынь духовно окормляла многочисленных верующих, проводилась большая просветительская и образовательная работа, работа по строительству и оснащению многих духовно-просветительских училищ, школ.

Известный подвижник и богослов Русской Православной Церкви святитель Феофан, Затворник Вышенский, провел на Выше последние 28 лет жизни, из них 22 года в строгом затворе. В многочисленных письмах святитель Феофан писал о необходимости укрепления духовно-нравственных основ общества. Самая известная его книга «Путь ко спасению» и сегодня многих приводит к вере, указывая путь к христианской жизни. Многие считают святителя всенародным пастырем и духовником, в трудах которого можно найти ответы на самые насущные вопросы духовной жизни.

Сегодня Успенский Вышенский монастырь, продолжая вековые традиции обители, возрождается как духовно-просветительский центр Рязанской митрополии. В основе жизни современных насельниц Вышенского монастыря лежит молитвенное служение, которое по силам сочетается со служением миру, в особенности в деле прославления памяти небесного покровителя обители – святителя Феофана, Затворника Вышенского, чей 200-летний юбилей отмечается в этом году.

Сейчас монастырь превратился в процветающий духовный центр. Активно ведутся ремонтно-реставрационные работы в зданиях, в которых еще совсем недавно располагалась психиатрическая больница.

Отреставрирован корпус святителя Феофана, в котором расположился музей и домовая церковь подвижника. Восстановлен и открыт для богослужений Казанский собор, в иконостасе которого размещена чудотворная икона Казанская Вышенская. В 2009 году в Казанский собор из Успенской церкви была перенесена рака с мощами святителя Феофана.

Проведены ремонтно-реставрационные работы в здании с историческим названием «Ледник». Оно приспособлено под трапезный комплекс, в который входят два трапезных зала, две кухни, просфорня. В главном зале установлен большой киот с иконами, а стены расписаны. В этом зале проходят все главные мероприятия монастыря, включая Феофановские чтения. Открыт административный центр, в котором находятся не только служебные кабинеты, но и церковная лавка, лавка «Дары подворья», ризница. Недавно открыт новый келейный корпус, в котором на первом этаже располагаются игуменские покои, а на втором – келии сестер.

Сестер в монастыре немного – 16 человек. Проживают они по одной в келии. У всех насельниц есть келейное правило – чтение кафизмы Псалтири с помянниками. Сестры преклонного возраста имеют возможность выполнять правило в течение дня, а сестры, занятые на послушаниях, выполняют его вечером.

Общее утреннее правило начинается в 05.30 в Казанском соборе. Читаются утренние молитвы, полунощница, Евангелие, Апостол, каноны. По окончании правила ежедневно служится молебен с акафистом Матери Божией и свт. Феофану Затворнику (акафисты чередуются через день). Присутствие сестер на утреннем правиле обязательно. По окончании молебна читаются часы и служится Литургия. Сестры, свободные от послушаний, остаются на службе, остальные расходятся по послушаниям. В воскресные и праздничные дни все сестры остаются на службе.

Послушания в монастыре разные: в храме, в трапезной, в просфорне, в ризнице, в музее, в гостинице, на подсобном хозяйстве. Многие сочетают несколько послушаний: монастырь активно восстанавливается, и нужно очень многое успеть сделать.

Деятельность монастыря выстраивается согласно уставу. Основные вопросы по жизнедеятельности обители решаются игуменией, а в ее отсутствие благочинной. Каждая сестра имеет возможность общаться с матушкой игуменией непосредственно или по телефону.

В монастыре большой штат сотрудников, которые работают по найму. Те работы, квалификации которых не имеют сестры, распределяются между наемными работниками. Присутствие светских людей в монастыре достаточно обширно. Это и паломники, и сотрудники, представители административных, правительственных структур, а также местные жители, которые до сих пор проживают в зданиях монастыря. Обитель является градообразующим объектом, и благодаря активной деятельности монастыря удается решать вопросы, связанные с жизнедеятельностью поселка: построен новый детский сад, осуществлено благоустройство центральной части поселка Выша, отремонтированы дороги, установлено уличное освящение, установлена новая водонапорная башня и система водоснабжения. Созданы прогулочные детские зоны вокруг рождественской ели, установлен памятник св. Феофану. В одном из зданий монастыря организован медицинский центр, который будет предоставлять услуги населению. Также монастырь организовывает поездки детей на новогодние елки, экскурсии.

Монастырь имеет возможность принимать как трудников, так и имеющих намерение остаться служить Богу.

В этом году в праздник Успения Пресвятой Богородицы обитель отметит свое 390-летие.

Успенская Вышенская пустынь, заштатная, на правом берегу реки Выши, в 24 верстах от города Шацка. Время основания ее неизвестно; на нынешнем месте существует с 1625 года, до того же времени находилась на 8 верст вверх по реке Выши. Пустынь обстроена и возобновлена игуменом Тихоном (+1844 год). Старинный небольшой каменный храм в честь Успения Божией Матери построен в половине XVIII века. В монастырском Казанском соборе находится чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. Эту святую икону получила в благословение от своих родителей инокиня Мирония (Данкова), которая в 1812 году спасаясь от французов, на пути из Москвы в Тамбовский Вознесенский монастырь, подверглась нападению везшего ее ямщика, вознамеривавшегося ее убить; тогда Мирония обратилась с молитвенным воплем перед святою иконой о заступлении Богоматери, и ямщик внезапно ослеп; такое грозное вразумление привело его в чистосердечное раскаяние, после чего он прозрел, и Мирония была благополучно довезена до монастыря; поселившись здесь, она поставила святую икону в своей кельи, а перед своей кончиной завещала ее, согласно чудесно слышанному ею неоднократно исходившему от святой иконы повелению, Вышенской пустыни, где святая икона и находится с 7 марта 1827 года. Ежегодно после Пасхи святая икона носится в Тамбов и другие города губернии. В пустыни погребен подвизавшийся в ней 28 лет и скончавшийся 6 января 1894 года преосвященный Феофан Вышенский затворник.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Обитель основана в XVI-XVII веках, в 25 километрах от города Шацка при впадении в реку Цну реки Выши. Первое письменное свидетельство о Вышенском монастыре относится к 1625 году. В 1724 году обитель была приписана к Свято-Никольско-Чернеевскому монастырю, а с 1764 года вновь обрела самостоятельность, тогда это был мужской монастырь. В первое столетие своего существования он был малочислен и беден. С начала же XIX века, когда монастырь перешел в ведение Тамбовской епархии, управляемой епископом Феофилом, начинается период возрождения Вышенской пустыни. Приглашенный Владыкой Феофилом из Саровской обители старец Тихон отстроил Вышенский монастырь почти заново. За годы его настоятельства (1800-1844 гг.) были возведены восемь каменных корпусов для братских келий. Построена каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой в 1818 году был освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы. А также каменная ограда с башнями и кельями вместо ветхой деревянной, кроме того, были куплены новые колокола.

В 1831 году заложен каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен летом 1844 года, через несколько дней после смерти старца Тихона). Храм - пятиглавый, трехпрестольный: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый - в честь Рождества святого Иоанна Крестителя; три портала храма украшены портиками и колоннами. В 1875 году были расписаны стены храма, устроен резной иконостас. В нем были и иконы, написанные святителем Феофаном Затворником. Главной святыней монастыря с 1827 года стала чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в Казанском соборе. В 1861 году в обители был построен Успенский храм, освященный в 1862 году. В нем было два придела: правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый - преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XIX века при архимандрите Аркадии построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой и богадельня. В 1896 году - две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических.

Всероссийскую известность Вышенская обитель получила в XIX веке, благодаря подвижнику, епископу Феофану (Говорову), который жил в монастыре, уйдя на покой с Владимирской кафедры в 1866 году. Еще через шесть лет он ушел в затвор и 22 года провел в полном уединении, в молитвах и богослужениях, собственноручно устроив небольшой домовый храм Богоявления Господня. Там он ежедневно совершал Литургию один, начиная с первого дня своего затвора и кончая последним днем своей жизни в 1894 году. Святитель Феофан, Затворник Вышенский - автор многочисленных духовных сочинений и большого эпистолярного наследия, появившегося в основном за годы его отшельничества. В письмах святителя можно найти ответ практически на любой вопрос, возникающий на духовном пути христианина. В 1920-х годах Вышенский монастырь был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. Лишь в Христорождественском соборе богослужения продолжались до 1938 года. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года - областная психиатрическая больница. В 1990 году часть зданий монастыря передана Церкви для организации женской обители. Насельницы поселились в 5 километрах от Выши, в бывшем имении обер-камергера Е.Д. Нарышкина "Быкова Гора" (конец XIX века). После канонизации святителя Феофана Затворника в 1988 году его мощи перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка, а 29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана обратно в Вышенскую обитель. Церемонию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора монастыря, в этот же день туда были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. 15 марта 2009 года было совершено освящение крестов на купола Христорождественского собора Вышенского монастыря. В настоящее время монастырь активно возрождается. Ведётся восстановление здания, где пребывал в затворе святитель Феофан Затворник Вышенский.

Успенский Вышенский (Вышинский) монастырь - женский (ранее мужской) монастырь Русской православной церкви, ныне Рязанской епархии (ранее Тамбовской). Восстановлен как женский монастырь в 1990 году.

Находится при впадении в реку Цну её притока Выши. Расположен на расстоянии 25 километров от города Шацка.

Основан предположительно в XVI-XVII веках (в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича - Марфы). Со дня основания до революции монастырь был мужским. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. С 1764 года монастырь вновь обретает самостоятельность.

Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял епископ Феофил. Благодаря ему из Саровского монастыря был приглашен старец Тихон, под руководством которого Вышинский монастырь был отстроен практически заново. При игумене Тихоне (игументво в 1800-1844 годах) возведены каменная четырёхярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в 1818), каменные кельи и каменная ограда с башнями.

Главная святыня монастыря - список чудотворной Казанской иконы Божией Матери - была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии.

В 1831 году заложен летний каменный летний храм во имя этой иконы. Он стал последним сооружением, возведённым при жизни игумена Тихона: освящение достроенного собора состоялось летом 1844 года - через несколько дней после его смерти. Это пятиглавый храм с тремя престолами: центральных из них освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; левый посвящён Рождеству Иоанна Предтечи, а правый - Владимирской иконе Божией Матери. Росписи храма были и резной иконостас выполнены в 1875 году.

В числе прочих, в этом соборе были и иконы, написанные св. Феофаном Затворником. Он жил в монастыре в 1866-1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня.

Немного ранее, занимая должность епископа Тамбовской епархии, св. Феофан назначил на должность игумена бывшего эконома архиерейского дома Аркадия, при котором было построено немало новый строений монастыря.

В 1861 году построен Успенский храм (освящен в 1862) с двумя приделами - Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

При игумене Аркадии построены двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор.

В 1874-1890 годах выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый - в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.

В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.

В 1988 году состоялась канонизация Феофана Затворника, которая привлекла внимание общественности к заброшенной Вышенской обители.

Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, когда часть зданий была передана церкви для организации женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии Патриарха Алексия Второго состоялось торжественное перенесение мощей свт. Феофана в Вышенскую обитель.