Туркмены вероисповедание. Религия в туркмении

Территория: 491 200 км². 52-я в мире.

Официальный язык: Туркменский.

Столица: Ашхабад.

Валюта: туркменский манат.

Форма правления: Президентская республика.

Президент - С.А. Ниязов (27 октября 1990 г., переизбран. 21 июня 1992 г., с декабря 1999 г. пожизненный Президент - 21 декабря 2006 г.). Г.М. Бердымухамедов (с 14 февраля 2007 г.).

Население: 5 655 457 чел.

Политическое устройство

Глава государства - президент, избираемый сроком на 5 лет. В то же время пожизненным президентом Туркменистана до 21 декабря 2006 г. был Сапармурат Ниязов, сменивший своё имя на Туркменбаши (глава всех туркмен).

Исполнительная власть представлена правительством. Глава правительства - председатель кабинета министров. До своей смерти эту должность занимал Сапармурат Туркменбаши, а с 14 февраля 2007 г. – действующий президент - Гурбангулы Бердымухамедов.

Законодательная власть представлена однопалатным парламентом Туркмении - Меджлисом, который состоит из 125 депутатов. Во время президентства С.А. Ниязова существовал Народный совет - Халк маслахаты, состоявший из президента, депутатов Меджлиса, избранных на 5 лет народных представителей, представителей судебной власти, министров, глав региональных администраций, представителей общественных организаций, старейшин. В соответствии с новой Конституцией Халк маслахаты упразднен.

Судебная власть осуществляется Верховным казыетом (судом) Туркменистана и другими казыетами, предусмотренными законом.

Политические партии.

В Туркменистане существует 3 официально зарегистрированных политических партии - Демократическая партия Туркменистана (является прямой наследницей Коммунистической партии Туркмении), Партия промышленников и предпринимателей Туркменистана, Аграрная партия Туркменистана. Любая оппозиционная деятельность в Туркменистане запрещена и пресекается правоохранительными органами и спецслужбами. За

рубежом существует несколько оппозиционных партий, например, Народное демократическое движение Туркменистана и Народное движение «Ватан».

Экономика

После развала СССР в Туркмении была проведена ограниченная приватизация. Поэтому промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь находятся по-прежнему в руках государства. Около 70 % ВВП Туркменистана составляет добыча газа и нефти. Обладая огромными запасами этих энергоресурсов, Туркменистан является важным торговым партнером своих соседей, в том числе России. Около 40 % трудоспособного населения занято в промышленности, примерно половина населения занята в сельском хозяйстве и сфере услуг соответственно. Кроме нефти и газа на экспорт идет электроэнергия, товары хлопковой индустрии, продукты текстильной промышленности. Импорт - машины и оборудование, химические препараты, уголь, лекарства, продовольствие.

Знак мусульманского полумесяца в Центральной Азии первыми увидели туркмены. Произошло это в 651 году при лунном свете: арабские бедуины гнались за "последним из могикан", царем могущественной персидской династии Сасанидов, скрывавшегося от погони и в конце-концов убитого по навету малахольного правителя Мерва. В том же году арабское влияние охватило чуть ли не весь южный Хорасан.

Через пару десятков лет арабы предприняли-было поход на юго-запад, но встретив упорное сопротивление, успокоились и решились "довольствоваться малым", как оказалось до поры до времени. Нет смысла вдаваться в канву тех героических баталий, как и во всякой войне, противостояние шло с переменным успехом. От Амударьи до побережья древнего Хазара, частенько случались восстания под зеленым знаменем ислама - против земляков самого основателя веры.

Так или иначе, со временем вероучение пророка Мухаммеда нашло живой отклик в горячих сердцах своевольных туркмен. В чем мотивы? Вероятно, в этом повинна, как заключил историк В. Бартольд, ... торговля, "когда кочевники, знакомясь с товарами, подвергались влиянию не столько ислама, сколько вообще мусульманской культуры". Быть может, все это закаленным жителям пустыни показалось близким и понятным. Чем для них прежде были Солнце, Небо и Вода, тем теперь стали Аллах и Мухаммед. В конце прошлого столетия венгерский путешественник Арминий Вамбери диву давался, каким же образом за тринадцать веков общения с исламским этикетом внутренняя жизнь туркмен оставалась по-сути нетронутой.

У большинства туркмен знакомство с исламом прошло сквозь "магический кристалл" суфизма, состоявшего из кучи экзальтированных религиозных орденов и выродившегося на местной почве в одного ишана (священнника) на целое село, о котором вспоминали разве что по случаю рождения ребенка, бракосочетания молодых и в дни отпевания покойников. Из трех констат суфизма: мистики, аскетизма и пантеизма (обожествление матери-природы - М.Г) туркмен больше всего занимал вопрос природного начала.

Туркмены предпочитают совершать 34 коленопреклонения не в мечети, а в... гордом одиночестве. Молитва и общение с Всевышним для туркмена - сфера исключительно интимная, популярна даже пословица: "от одного колоца больше пользы, чем от тысячи мечетей". Паломничество к популярной местной святыне считалось равноценным хаджу в Мекку, куда отправлялись лишь единицы.

Туркменский мыслитель Довлетмаммед Азади (отец почитаемого у туркмен поэта Махтумкули - М.Г) прослыл человеком глубоко верующим и чрезвычайно мудрым. В своем трактате государственного устройства "Вагзы-Азад", с точки зрения догматиков и он позволял себе страшную крамолу. Справедливое правление в течение одного часа, поговаривал он, ценнее тысячи паломничеств в святые места.Из шариата, мусульманского права, вернее из двух ее глав, ибадэта (духовного) и мемаликета(светского), туркмены приняв почти всю ее первую часть, вторую фактически проигнорировали.

В быту они следовали неписанному закону предков. Обычное право - адат, дисциплинировавшее все стороны мирской жизни с течением времени подвергалось корректировке. Так, обычай кровной мести к началу атомного века в туркменском социуме стал крайне не популярен. "Басмач" со стажем Джунаид-хан, возглавивший борьбу против Красной Армии, поднял свой авторитет в глазах народа именно тем, что будучи сам кровником, сумел за два-три года примирить ни много ни мало - 60 родов.

Если большевики пробовали новый мир построить, до основания разрушив старый, то их предшественники - "народный дух" пытались не тревожить. "С введением русских законов, во всей их полноте, на первых порах, пришлось бы сослать в Сибирь тысячи почетных туркмен только за то, что они живут по своим понятиям и обычаям... Они вошли в их кровь и плоть до такой степени, что жизнь по новым законам, преждевременно введенным, казалась бы им не жизнью, а каторгой", - со знанием дела писал русский офицер Ломакин, изучавший местные нравы по поручению генерал-губернатора Закаспия.

P.S В Центральной Азии произошла уникальная вещь - встретились пассионарии трех крупных этносов: арабов, иранцев и собственно тюрков (не путать с современными турками, они такие же потомки тюрков, как к примеру азербайджанцы и туркмены -М.Г), что в конечном итоге переросло в мощную, гигантскую генерацию, - мусульманский суперэтнос. Центральноазиатский реннессанс случился в ту самую пору и каждый из перечисленных народов тогда вложил частицу себя. Пользуясь метафорой арабского летописца 14 века Джемаля Кариши, скажем, что арабы отличились красноречием, иранцы - остроумием, а тюрки - искренностью. До сих пор, у туркмен в ходу имена со сверхестественным смыслом - "Бог Дал". Причем, АЛЛАберди имеет арабский корень, ХУДАЙберди - иранский, и наконец ТАНГРЫберди - тюркский.

Способность ислама органично вписываться в совершенно полярные социокультурные рамки феноменальна. Бартольд заметил как-то, что нет ни одного мусульманского народа принявшего другую веру, тогда как ряд христианских и буддийских этносов сами обращались к исламу. Центральноазиатский вариант ислама отличился от традиционного еще в период арабского доминирования, и не раз именно в геополитическом пространстве Великого Шелкового Пути давали о себе давать всплески мусульманской реформации, то и дело прерываемые либо имперскими амбициями русского царя либо "заветами Ильича".

Тюрки Центральной Азии не растворились как народ в арабо-персидской культуре, а приспособили ее к своим национальным чертам. Один из ярких примеров - народный эпос туркмен, их предания об Огуз-хане, обработанные под новым веянием, но не утратившие от этого своего национального колорита. По мнению того же Кариши, здешняя литература от арабской и в большей степени от персидской отличима своей простотой и искренностью. Оно и понятно. Творчество настоящего, признанного в народе поэта здесь предназначалось не "власть держащим", а обществу, в котором "каждый себе царь".

И признает его, как неотъемлемую часть своей культуры. Государственной религии в Туркменистане нет, а в конституции страны предусматривается свобода веры. Хотя ислам и распространен, отмечается низкая, по отношению к другим странам, приверженность к религии. Мусульмане в Туркменистане не так строго посещают службы, но признают необходимость восстановления значимости языка, как важного элемента возрождения страны.

Религиозная демография

Рассматривая религию Туркменистана в процентах, стоит отметить, что ислам имеет самую широкую долю населения страны - 89%. Суннитский ислам - самая практикуемая ветвь среди мусульман в стране. Религия меньшинства в Туркменистане - христианство с 9%. Другие верования в стране составляют лишь 2% населения.

Появление многих верований можно соотнести с европейской иммиграцией 20-го века в Туркменистан. Значительную численность переселенцев составляют русские, армяне, поляки и немцы. Большинство этих иммигрантов считают себя православными христианами, католиками или лютеранами. Меньшие христианские общины - Свидетели Иеговы, баптисты и пятидесятники.

История ислама в Туркменистане

До появления ислама в религиях Туркменистана, он, как и многие его соседи из Центральной Азии, имел буддизм, зороастризм и христианство как доминирующие вероисповедания. Суфийским шейхам было поручено распространение ислама и введение его в страну. Их приняли как «основателей» определенных этнических групп или кланов, что впоследствии заложило основу крайне локализованных изменений в религии Туркменистана на какое-то время. Часть туркменской племенной структуры - это святое племя, называемое övlat. Шесть из святых племен являются действующими, и каждое из них, как полагают, прослеживает свое происхождение к Пророку Мухаммаду через одного из халифов. Члены övlat сохраняют определенный уровень духовной власти на сегодняшний день.

Ислам в Туркменистане был сильно подавлен в советское время при атеистических доктринах. Мечети по всей стране были закрыты, и власть запретила различные исламские обычаи. Только в 1990 году в независимом Туркменистане начали возрождать религию. Ислам изучался в образовательных учреждениях, а по всей стране происходило возведение мечетей и религиозных школ.

Религия в Туркменистане со временем превратилась в смесь суннитского ислама, суфийского мистицизма и зороастризма, а также шаманских традиций. Такие шаманские обычаи включают широко распространенные убеждения в ворожбе, сглазе и амулетах. Шиитский ислам, в основном, практикуется иммигрантами, такими как иранцы и курды.

Современный ислам

Нынешнее правительство контролирует официальный ислам через структуру, унаследованную от советского периода. Мусульманский религиозный совет Туркменистана вместе с Узбекистаном представляет собой мусульманское религиозное управление Мавараннахра. Он был основан в Ташкенте и оказывает значительное влияние на назначения религиозных лидеров в стране. Руководящий орган исламских судей (Казиат) зарегистрирован в Министерстве юстиции Туркменистана, а совет по делам религий при Кабинете министров следит за деятельностью клира. Лица, желающие стать членами официального духовенства, должны посещать официальные религиозные учреждения; однако некоторые из них могут доказать свою квалификацию, просто сдав экзамен.

С 1990 года предпринимаются усилия по восстановлению части культурного наследия, утраченного при советской власти. Президент Ниязов приказал, чтобы основные исламские принципы преподавались в государственных школах. Появились больше в том числе школ и мечетей, многие из которых созданы при поддержке Саудовской Аравии, Кувейта и Турции. Религиозные классы проводятся с преподаванием Корана и хадиса, а также истории ислама на арабском языке.

Некоторые государственные лидеры и учителя, работающие вне официальной структуры, пообещали повысить осведомленность населения об Исламе, расширить роль религии в обществе и усилить приверженность его принципам. Встревоженные, что такая активизация может усугубить напряженность между суннитами и шиитами и особенно отчуждать православных славян, правительство разработало планы по повышению Совета религиозных дел до статуса министерства в целях более строгого регулирования религиозной деятельности

Свобода религии в стране

Туркменистан является мирным государством и обеспечивает свободу религии для своих граждан. Но незарегистрированная религиозная деятельность является незаконной, в том числе создание мест поклонения (алтарей), проведение богослужений и распространение религиозных материалов. Вся религиозная деятельность в стране проверяется и контролируется Советом по делам религий (CRA).

Религиозные группы меньшинств не имеют представительства в Совете, что препятствует и затрудняет их деятельность и получение разрешения на нее в CRA. В СМИ сообщалось, что незарегистрированные религиозные группы подвергались преследованиям, штрафам, тюремному заключению и депортации. Этнические туркмены, которых обращают в другие религии, сталкиваются с самым высоким уровнем социальных проблем. Религиозный ландшафт Туркменистана относительно неблагоприятен для меньшинств.

Религия и закон

Уголовные и административные кодексы запрещают преследования в отношении зарегистрированных религиозных групп, но запрет не распространяется на незарегистрированные. Власти обычно не применяют его из-за отсутствия сообщений от зарегистрированных религиозных групп, которые выразили озабоченность в связи с тем, что власти увеличили преследование или контроль за их деятельностью. Административный кодекс предусматривает наказание в размере 200-500 манатов (70-176 долларов США) для должностных лиц, нарушающих право человека на свободу поклонения или воздержания от оного, а также штрафы в размере до 10 000 манатов (3 521 доллар США) за религиозные группы, получающие несанкционированные пожертвования из-за пределов страны.

Мистицизм и сила амулетов

Туркмены верят в заговоры и амулеты, которые они считают наделенными особыми магическими силами. Считается, что бусины, птичьи перья, рога баранов и другие предметы способны отгонять злых духов, вызывать добрых и защищать своих владельцев от различных неприятностей и несчастий. Эти вещицы могут быть в форме глаза, сердца, головы змеи, маленьких раковин или жуков-скарабеев. Амулеты и талисманы, и связанные с ними изображения встречаются в коврах, вышивке и одежде, а также ювелирных изделиях.

Волшебные силы приписывались определенным видам фруктов, семян и зерен в течение сотен лет. Одним из самых ранних амулетов было ожерелье из семян джиды, граната, фисташки и гвоздики. Согласно древним убеждениям, сильный запах этих растений мог защитить владельца от сглаза, а женщина, одетая в такое ожерелье, могла быстро забеременеть.

Туркменистан - одна из закрытых для внешнего наблюдателя стран. Часто говорят, что жить там тяжело, свободы почти нет, а в религиозном плане и вовсе идут едва ли не репрессии. Действительно ли это так?

Какая вера у туркменов сегодня наиболее влиятельная, и есть ли такая вообще? Поговорим про религию туркменов.

Туркмены - потомки легендарного Огуз-хана

Избежим лишних подробностей и сосредоточимся на главных фактах. Туркмены - это тюркский народ. Исторически он восходит к огузам, которые, по преданию, имели легендарного прародителя Огуз-хана.

Если таковой и существовал, то не ясно, когда именно. Исследователи дают слишком широкие оценки: от VII века до нашей эры до III века нашей эры.

Туркмены в национальных одеждах. Фото: advantour.com

За столетия предки туркменов смешивались с разными народами и приобрели свои отличительные признаки. Исторически туркмены проживали на территории современной Туркмении, но расселены они на гораздо более обширной территории: Узбекистан, Иран, Афганистан и др.

Государство в Туркмении вмешивается в религиозную жизнь, хотя не должно

На первый взгляд, если полагаться на Конституцию, то в религиозном плане в Туркменистане всё благополучно. Государство гарантирует людям свободу убеждений, позволяет их выражать и получать необходимую информацию.

Ограничения касаются лишь для различных сведений, составляющих государственную тайну.

Пределы государственной и религиозной деятельности, по бумагам, разграничены и не пресекаются. Всем религиозным организациям обещано равенство перед законом и запрещено участие в политической жизни страны.

Также религиозные учреждения не должны вмешиваться в образовательный процесс, а всякий человек имеет право свободно по своей инициативе ознакомляться с их вероучениями, либо не интересоваться религией вовсе. Но по факту всё далеко не так безоблачно.

Первый серьёзный удар по религиозным организациям - требование обязательной их регистрации. Кажется, формальность. Но, как показывает практика, далеко не каждая община способна миновать этот вступительный порог.

С 2016 года специальная Комиссия решает религиозные вопросы в Туркменистане.

Впрочем, это не самое страшное. При благоприятном развитии событий можно даже получить лицензию на создание образовательного духовного учреждения. Правда потребуется привлекать в преподаватели компетентных, дипломированных специалистов. Иначе нельзя.

Зарегистрироваться и пустить всё на самотёк не выйдет. В 2016 году принят Закон, согласно которому, специальная Комиссия изучает деятельность и материалы религиозных организаций. В случае возникновения претензий к этим организациям могут последовать серьёзные меры против них.

Фактически, именно эта Комиссия решает десятки вопросов, связанных с религиозными организациями:

  • контролирует исполнение законодательства;
  • проверяет жалобы;
  • утверждает руководителя, если центр организации - за пределами страны;
  • организует религоведческие экспертизы;
  • мониторит религиозную литературу, поступающую в страну;
  • решает вопросы регистрации и открытия религиозных учреждений.

Ряд вопросов также могут решить органы местного самоуправления. Так что совсем автономно религиозным организациям существовать не удаётся. Они остаются в сильной зависимости от государства.

Допустим, тот же крестный ход нужно будет согласовать. Не согласует - дальше культового здания проводить такой ритуал будет противозаконно.

В 1994 году основан так называемый Генгеш. Этот орган осуществляет надзор за различными религиозными организациями. В его составе находятся следующие лица:

  • муфтий;
  • заместитель муфтия;
  • православный благочинный;
  • гражданский чиновник.

Причина такого состава прозрачна: представители ведущих религиозных традиций плюс нейтральное лицо.


Мечеть Туркменбаши Рухы – главная мечеть Туркменистана. Фото: advantour.com

Членам совета назначили жалование за государственный счёт. Это странно для светского государства, но что имеем, то имеем.

Генгеш проводит экспертизы и даёт консультации по религиозным вопросам. Фактически это промежуточная организация между светской и религиозной. Показательно, что члены Генгеша свободно и часто участвуют в религиозной деятельности.

В древности на территории Туркменистана исповедовали буддизм, зороастризм и христианство

В доисламский период здесь уже побывали представители 3 великих мировых религий. Немного расскажем о каждой.

Буддизм - учение о том, как покинуть материальный мир, полный страданий. Буддизм не атеистичен по своей природе, но полностью игнорирует вопрос существования Бога. Куда важнее образ жизни и мышления отдельно взятого человека. Буддизм - это постоянная практика, философия умеренности и самая мирная из существующих в мире религиозных традиций.

Зороастризм - религия, которая отпочковалась от индуизма в период кризиса вед.

Главной задачей зороастризма стало полностью отвергнуть ведическое наследие и создать новую религиозную традицию, которая избежала бы ошибок предшествующей.

В итоге пророк Заратустра создал религию, давшую начало дуалистическим традициям. Зороастризм - первое учение, которое делит мир на зло и добро. Именно отсюда берут начало монотеистические традиции. Многое в иудаизме и христианстве базируется на идеях зороастризма: есть ангелы, страшный суд, аналог дьявола и др.

Христианство в представлении не нуждается. Есть смысл только сказать, что туркмены познакомились с нею около III века.

Религия 90% туркменов - ислам

Какая религия у туркменов самая популярная? Это ислам суннитского толка. Эта религия создана легендарным пророком Мухаммедом. Отличительная черта ислама - то, что его Священное Писание не приписывается человеку. Подразумевается, что этот текст - прямое откровение Бога.

Ислам - молодая религия, но её сторонники убеждены, что именно она самая правильная. Идея заключается в том, что именно ислам исповедовали на земле изначально. Христианство, иудаизм и другие религии - это искажённые временем и людьми учения. Мухаммед же возродил былую веру в её изначальном виде.


Реконструкция облика Мухаммеда, основателя ислама. Фото: god2019.net

Ислам суннитского толка - это традиция, в которой не почитают родственников Мухаммеда. В противоположность ей есть ислам шиитского толка.

Придя на территорию современного Туркменистана, мусульмане вытеснили все прочие традиции и до сих пор сохраняют ведущее положение.

Православных среди туркменов почти полмиллиона человек

Туркмены неохотно меняют свою религию на православие. Большинство верующих - это приезжие. Христианское православие представлено только Русской православной церковью.

столько православных насчитывается в Туркмении на 2019 год

Прихожан - около полумиллиона человек. Это примерно 9% от всего населения, что делает православие второй по значимости религий у туркменов.

По актуальным на осень 2019 года подсчётам в Туркмении действовало 12 православных граммов, где служило всего 15 священников.


Храм Святой Троицы. Деревня Гора-Валдай в Туркмении. Фото: gora-valdai.ru

Постепенно православие привлекает всё больше жителей Туркмении. Причину этого в материале для сайта «ЦентрАзия» объясняет один бывший имам, чьё имя журналисты предпочли не приводить:

«Причина в «огосударствлении» ислама, которое начал С. Ниязов, примерно 15 лет назад.

Я глубоко верующий человек, но могу сказать, что когда государство начинает вмешиваться в религиозные дела, причем абсолютно в них не разбираясь, начинает назначать муфтия и ответственных лиц в каждой мечети, я уже не говорю про поклонение «Рухнаме» наравне с Кораном, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Пусть уж лучше государство остается светским, чем такая «поддержка» Ислама. То, о чем вы спрашиваете, и есть главное следствие этого вмешательства.

Боюсь, что тенденция эта - уход мусульман в другие религии - будет только нарастать. Ведь не только в православие уходят наши люди.

Сейчас много различных сект, которые очень активно работают с населением и вовлекают людей в свою веру. А в трудные времена людям нужна духовная поддержка, и они ее ищут.

Но в мечетях сейчас сидят люди, плохо сведущие в исламе, не имеющие соответствующего образования. Относящиеся к служению Великому Аллаху, как к работе.

Поэтому многие разочаровываются в Исламе или просто перестают ходить в мечети, предпочитая молиться дома.

На днях смотрел по телевизору репортаж о заседании Кабинета министров. Там Бердымухаммедов, требует, чтобы хяким Марыйского велаята отчитался о ходе строительства мечети в Мары.

Значит, опять государство будет решать, где строить мечети, кому строить и, соответственно, будет само назначать туда имамов.

Зачем это? Зачем они опять вмешиваются в дела религии? Одна надежда, что хадж, который он совершает, и встречи с руководителями Саудовской Аравии чему-то научат нашего президента».

12 православных приходов на 2019 год действуют в Туркменистане.

О более личных причинах перехода в православие рассказывает узбечка Зарина И., которая приняла христианство в 2002 году:

«В русскую Церковь, в отличие от мечети (куда можно приходить только в пятницу), мы можем прийти в любое время.

Церковь открыта с утра до вечера. Здесь мы можем побеседовать с батюшкой, получить от него добрый совет, как поступить в той или иной жизненной ситуации».

В Туркмении есть католики, протестанты, кришнаиты и представители других традиций

Религиозный мир Туркмении не исчерпывается мусульманами и православными. Почти все верующие других религий - это переселенцы, которые сохранили преданностью своим религиозным традициям.

Из христиан есть и католики (около 50 человек!), и лютеране. И те и другие официально зарегистрированы. А вот свидетелям Иеговы повезло куда меньше: они действуют нелегально. При этом есть христианские малочисленные христианские общины, которые всё же добились признания у государства

В Туркмении есть даже малочисленная община кришнаитов:

  • пятидесятники;
  • баптисты;
  • адвентисты.

Помимо христианских церквей есть также община кришнаитов, зарегистрированная в 2004 году.

Туркмения - мусульманская страна, причем туркмены одними из первых в регионе приняли ислам. Однако вера имеет здесь хорошо различимые национальные отличия. Складывавшиеся столетиями племенные отношения имеют в Туркменистане не меньшее значение, чем религиозные догмы. Даже жители городов четко выделяют членов своей племенной группы, в отдаленных же районах клановая и племенная привязанность становится просто доминирующей. Каждая племенная группа легко отличает диалект, стиль одежды и украшений, вышивку и даже фактуру и стиль ковров своей группы, и хорошо разбирается в признаках других племен.

Из всех центральноазиатских стран и народов, туркмены, пожалуй, наиболее привержены своей традиционной одежде. До сих пор многие жители страны с видимым удовольствием надевают и мохнатые папахи, и длинные стеганые халаты, и похожие на шаровары свободные брюки. Женщины часто носят длинные шелковые платья и полосатые шаровары, скрывая волосы под легкими шарфами и косынками. И дело тут вовсе не в этнических отличиях - такая одежда в жарком и сухом местном климате просто удобна. А орнаменты еще и служат обережными знаками.

Большое число обычаев и традиций сопровождает всю жизнь местных жителей и быт семейства. Например, празднование бракосочетания - одно из важнейших событий в жизни туркмен, причем не только самих жениха и невесты, а всей общины. В сельских районах, где сохранилось множество старых традиций, пришедших в местный быт еще с кочевых времен, всю предварительную подготовку свадьбы берут на себя специальные представители семейств. Калым - еще одна важная часть церемонии. В зависимости от региона и достатка размер выкупа различается, но семейство невесты может потребовать по настоящему огромного калыма с жениха. А сама свадьба - настоящий праздник для всей общины. Она может продолжаться несколько дней и рассчитывается обычно на несколько сотен гостей.

Ковроткачество - еще одна из древних традиций страны и символ туркменского народа. Для кочевого туркмена ковер всегда был единственным предметом мебели - легко транспортабельные и теплые ковры служили и для покрытия внешних обводов юрт "кара-ой", и настилом для пола, и постелью. При этом их изящный и замысловатый рисунок, свой у каждой этнической группы, являлся и визитной карточкой семейства, и украшением жилища. Искусство ковроткачества, очень сложное и трудоемкое, традиционно передавали из поколения в поколение, а умение ткать красивые ковры считалось одной из главных благодетелей невест и жен. В Туркменистане ковер являлся и является чем-то священным, даже на флаге страны изображены ковровые мотивы. Поэтому никого не удивляет, что настоящий ковер представляет собой произведение искусства и стоит очень дорого.

Такое же внимание уделяется ювелирным украшениям. Это и многочисленные женские украшения, служащие и выражением традиций, и знаком социального статуса, и мужские предметы, являвшиеся на протяжении многих веков основной формой накопления - мешок с казной при кочевом образе жизни послужит, скорее, обузой. Причем украшения имеют еще и знаковый статус, указывая на возраст, семейное и племенное положение, социальный статус и достаток их хозяев. Работы туркменских мастеров прошлого во множестве дошли до наших дней и являются семейными реликвиями, бережно передаваемыми из поколения в поколение. Не менее искусны и современные ювелиры. Причем часто художественно украшаются не только предметы роскоши, но и оружие, одежда, конская сбруя, предметы быта и культа, а также ковры и различные предметы утвари.

Сами туркмены, по большей части, достаточно доброжелательны и приветливы. За годы независимости поток туристов в страну очень сильно упал, и сейчас встреча с иностранцем для многих из них редка. А учитывая известную космополитичность местных жителей, этот фактор для них немаловажен - многие туркмены с ностальгией вспоминают времена СССР и очень рады "гостям "с севера" и не только. Причем, как ни странно, часто эти вполне объяснимые эмоции при первом контакте прячутся под маской "моя твоя не понимай", однако она быстро "испаряется" при искреннем интересе к жизни и быту хозяев. Ну а с учетом особенностей местного гостеприимства, которое многими путешественниками ставится в один ряд с кавказским, общение с туркменами обычно довольно быстро превращается в приятное для обеих сторон событие.

В последние годы официальная пропаганда довольно четко акцентируется на исключительности туркменского народа и величии её вождя, поэтому случаи проявления ксенофобии все-таки иногда встречаются в местной жизни. Однако они довольно редки и относятся, в основном, к представителям "поколения 90-х".