Вилла-дель-Казале - вступление. Сицилийское сокровище вилла дель-казале Вилла казале сицилия как добраться

С этого момента и пока автор не устанет, мы будем изучать Виллу-дель-Казале - древнеримскую виллу с прекрасно сохранившимися мозаиками III-IV века новой эры, расположенную неподалеку от города Пьяцца Армерина. Вилла эта находится под охраной ЮНЕСКО - это, так сказать, официальная ей похвала. Ну а мою личную похвалу я бы сформулировал так: мне здесь было гораздо интереснее, чем в Помпеях, а это говорит о многом!

Хотя первые мои впечатления о вилле были прямо противоположными. Приезжал я сюда в составе организованной экскурсии в самую первую мою высадку в Джардини-Наксосе. Завезли нас сюда во второй половине дня, в самое пекло. Дело в том, что вилла была тогда накрыта стеклянным колпаком, который хоть и предохранял от разрушений мозаики, но был явно построен мизантропом: воздух под колпаком накалялся донельзя. Кроме того, в целях экономии тур.агентство не наняло местного гида, а сопровождавший гид, как водится (опять экономия), не имела лицензии и поэтому не имела права ничего рассказывать на территории виллы. В автобусе нам вкратце было рассказано о мозаиках с упором, в основном, на "девушек в бикини", после чего был дан час свободного времени. Без рассказа гида, без путеводителя, без пояснительных стендов (их тогда не было), да еще и в адской духоте - в общем, мои впечатления были резко отрицательные. После этого я несколько лет воздерживался от поездок сюда, к тому же было изустно известно, что вилла закрыта на реставрацию.

И вот пришло время, когда мое любопытство победило мою леность, в сети были найдены поразившие воображение фотографии мозаик, да и был найден простой путь из Палермо в Пьяцца Армерину. Так что в июне сего 2013 года я сюда поехал. И не раскаялся. О чем и будет поведано в дальнейшем.

В таких условиях до виллы можно добраться даже хворому и немощному, а не то что восторженному любителю Сицилии.

Вопрос второй - а что собственно мы едем смотреть
Вилла-дель-Казале - это вилла, принадлежавшая неведомому римскому аристократу, этакий мини-город. Здесь есть парадный зал-базилика и личные покои владельца, его супруги и детей; тут можно увидеть термы и комнаты для гостей; все эти помещения сгруппированы вокруг перистиля - большого двора с колоннадой. И практически во всех помещениях сохранилась мозаика! Я вам в своем журнале показывал, в основном, византийскую мозаику в церквах. А тут можно увидеть наконец мозаику на светские темы: сцены охоты, рыбной ловли, массажа, торжественной выхода хозяев и приема гостей, есть даже, пардон, весьма фривольные темы . Как смело утверждал путеводитель, Вилла-дель-Казале - наиболее хорошо сохранившаяся и одновременно самая роскошная из известных нам римских вилл.

Кто был владельцем этого рая? Споры продолжаются до сих пор. Такой во парадокс: мы точно знаем, как выглядели хозяин, его жена, их дети и даже их любимые рабы (их портреты сохранились), а вот имен - увы, с именами туго. В числе кандидатов на это почетное звание числятся Аркадий Валерий Популоний, губернатор Сицилии при Константине Великом; Гаэтоний Руфий Альбин - потомок по женской линии семьи Постумиев, абсолютно точно известных землевладельцев II века.

Самым известным из кандидатов на роль хозяина является Максимиан, римский император и соправитель знаменитого Диоклетиана в 285-305 годах. Есть много интересных деталей, подтверждающих имперскую версию. Владелец виллы изображен в пурпуре, в парадных помещениях на полу присутствуют порфировые же круги, в апсиде базилики стоял трон, а вид римского Большого цирка, изображенный в одной из комнат, в точности соответствует тому виду, который открывался на это ристалище из императорской ложи. Если версия с Максимианом верна, то тогда идентифицируется и его сын - злосчастный Максенций, совсем нечестно побежденный Константином (все помнят про "Сим победиши"?) на Мильвийском мосту. Дочка хозяина в этом случае оказывается еще одной трагической фигурой из эпохи Константина, а именно его второй женой Фавстой, которую наш равноапостольный святой убил в бане. Когда мы с вами дойдем до портретов хозяйской семьи, я напомню позабывшим об этих людях. Удивительные люди, удивительные судьбы!

Вилла спокойно пережила падение Рима, господство вандалов и остготов, реставрацию византийского господства, арабское владычество и даже норманнское освобождение. А вот в царствование Вильгельма Злого феодальный владелец Пьяцца Армерины участвовал в заговорах против короля, после неудачи бежал с сообщниками в свои владения и был здесь разгромлен. Победоносный король сравнял с землей город с окрестными селениями. Люди через десяток лет стали сюда потихоньку возвращаться, но этого десятка лет хватило, чтобы территория виллы заросла и превратилась в настоящие дебри. О вилле забыли почти на шесть веков.

В XVII веке местные крестьяне случайно наткнулись в лесу на старинные стены. Начались спонтанные раскопки. В 1812 году некий Сабатино дель Мути нашел в развалинах клад из золотых и серебряных монет, а также целую мраморную колонну (предприимчивый следопыт запродал колонну в местный кафедральный собор; Пьяцца Армерина аккурат к этому времени, в 1817 году, обзавелась собственным епископом). После этого подпольные раскопки усилились, но сюда стали наведываться и профессиональные археологи. Благодаря последним виллу удалось спасти от расхищения местными копателями, и год за годом изумленным взорам археологов представлялось все больше помещений виллы. Наконец в 1955 году сюда пришла хорошо организованная экспедиция под руководством Джино Джентили и Витторио Венециано. Именно им принадлежит честь открытия виллы для всего мира.

С тех пор виллу пытались погубить и стихия (в 1991 году случился оползень), и современные вандалы (в 1995 году они "умудрились" залить краской самые известные мозаики виллы). Но все же силы добра победили! Более того, с момента моего первого визита сюда комплекс был реконструирован: теперь вилла накрыта не стеклянным потолком, а деревянным (теперь здесь вполне комфортная атмосфера); везде поставлены пояснительные стенды на английском и итальянском (в принципе гид стал не нужен: все понятно из табличек). Над стенами виллы на металлических опорах устроены деревянные пешеходные дорожки, с которых можно очень хорошо рассмотреть большинство мозаик. Так что дорогой билет (10 евро) полностью себя оправдывает: теперь можно с большим удобством увидеть все самое интересное, параллельно черпая неизреченную мудрость из информации на стендах. В первый свой визит мне хватило минут 40, потому что было жарко и непонятно. В это же раз я провел здесь 3 часа и под конец уже был вынужден себя торопить, чтобы не опоздать на автобус.

Так что кто желает - милости просим в последующие очерки. Ну а кто очень желает - приезжайте и смотрите на месте; здесь действительно все очень качественно и удобно устроено.

Удивительная находка, сделанная на Сицилии несколько десятилетий назад, стала настощей сенсацией во всем мире. Недалеко от небольшого, но очень живописного городка Пьяцца Армерина во время раскопок археологи нашли огромную римскую виллу.

Итак, цель нашего путешествия сегодня роскошная вилла Дель-Казале . Точный возраст виллы ученые не могут назвать, предположительно это начало IV века нашей эры.

Мозаики, украшающие почти каждую комнату виллы Дель-Казале сохранились великолепно.

Такая находка просто бесценна. Существуют предположения, что вилла могла сужить летней резиденцией какого-нибудь римского консула. Но она столь роскошна, что могла принадлежать и члену императорской семьи.

Мозаики виллы Дель-Казале представляют собой одну и самых богатых коллекций искусства Древнего Рима, сохранившихся до наших дней.

Римская вилла не могла обойтись знаменитых римских терм. У них был даже свой настоящий водопровод.

Неплохо сохранился фригидариум (холодная часть терм).

И конечно он тоже был украшен мозаикой.

Мозаики виллы Дель-Казале интересны тем, что это не просто орнаменты, на большинстве из них изображены настоящие сюжеты. Одна из самых знаменитых и самых красивых мозаик виллы «Девушки в бикини». Удивительно, девушки в бикини уже в IV веке. А ведь бикини появились гораздо позднее.

А вот купидоны рыбачат.

Сцены охоты. А как же без нее? Благодаря этим мозаикам существовало предположение, что вилла Дель-Казале могла служить охотничьей резиденцией очень богатого римлянина.



Скачки на колесницах – традиционное и очень любимое древнее развлечение.

Есть и сюжеты из древнегреческой мифологии. Сатир

На следующее утро мы покинули цветущее восточное побережье Сицилии и отправились вглубь острова. Над Этной поднималась струйка белого дыма, но все выглядело мирно и жизнерадостно.

Часа через полтора мы проехали городок Пьяцца-Армерина, в 6 км от которого находится Вилла Романа дель Казале, в которую мы и направлялись.

Вилли Казале знаменита своими великолепными мозаиками и включена в список ЮНЕСКО. Время ее постройки – 3-4 век н.э. Впоследствии она была погребена под селевым потоком и в таком «законсервированном» состоянии пребывала много веков, пока на нее случайно не наткнулись местные крестьяне, обрабатывавшие землю. Находка оказалось огромной – раскопки продолжались до середины 20-го века. Откопали, расчистили многочисленные ее помещения: бассейны, комнаты, залы, базилику. Самое ценное обнаружилось на полах – роскошная мозаика, покрывающее все пространство виллы – 3500 м2.

Над раскопанным пространством возвели крышу, над мозаиками проложили мостки.

Кто был в Стамбуле в Музее мозаики (который, по сути, является фрагментом раскопанного императорского дворца в Константинополе), тот примерно представляет это зрелище. С той разницей, что в вилле Казале мозаика гораздо лучше сохранилась и площадь мозаик чуть не вдвое больше.

Перед виллой дель Казале

Виллу назвали императорской – ну, кто еще мог себе позволить такую роскошь! Другая версия – вилла принадлежала богатому торговцу, занимавшемуся поставкой диких зверей для гладиаторских боев. В пользу этой версии говорят изображения животных, которых отлавливают и тащат на корабль.

Ведут на корабль слона

Загружают птицу

Впрочем, сюжеты рисунков так многообразны и многочисленны, что по ним вполне можно изучать нравы и обычаи той эпохи, манеру одеваться и развлекаться. Как говорится, документ эпохи.

Битвы воинов, охота, эротические сцены, драки, ловля рыбы, детишки, животные, просто орнамент. Отдельную комнату занимают изображения девушек в бикини, занимающихся спортом.

Долговязые спортсменки в бикини

На вилле мы провели около двух часов, а потом отправились на юг.

Пейзаж менялся на глазах. Из цветущей долины мы попали в безрадостное пустынное пространство: серо-желтые холмы, безлюдье, изредка – какие-то промышленные установки. Время от времени встречались доты, оставшиеся от войны, — Муссолини готовился к высадке американцев. Да только мирные итальянцы не захотели воевать, сдали их без боя. Может, оно и правильно.

Доты на южном побережье Сицилии

Наконец мы добрались до южного берега Сицилии. Около города Гемма остановились на обед и купание. Умные люди удовольствовались снек-баром и отправились купаться. Большинство же, и мы в том числе, зашли в ресторан, где пришлось долго-долго ждать заказанные блюда.

Официанты, как настоящие итальянцы (и даже сицилийцы) много суетились, кричали и бегали, но толку было чуть. А одна девушка не бегала и не кричала, делала всё очень плавно и медленно, чем сильно выделялась среди прочей обслуги. Было высказано предположение, что это дочь хозяина. Или фаворитка. Так ли, нет, неизвестно, но выглядело забавно.

После обеда купались на песчаном пляже. Почему-то здесь, в самой южной точке нашего маршрута, море было самым прохладным, около 20 градусов.

Долина Храмов в Агридженто

Вторым пунктом экскурсионной программы на этот день был город Агридженто, древний Акрагант. Современный город получил свое название при Муссолини в 1926 году, когда дуче в поисках национальной идеи переименовывал некоторые города в честь древних.

Собственно, интересовал нас не Агридженто, а расположенный рядом с ним объект ЮНЕСКО – Долина Храмов.

Словосочетание «Долина Храмов» в моем сознании вызывало картину широкой лесистой долины, окруженной горами, с многочисленными храмами в центре.

Оказалось, Долина Храмов – это скалистый продолговатый кряж с остатками крепостных стен по краю. С одной стороны от кряжа тянется низина, доходящая до моря. С другой – тоже низинка, за которой начинается Агридженто.

С одной стороны — море

С другой — Агридженто

Вход в Долину Храмов — 10 евро. Автомобильной дорогой территория комплекса разделена на две части. На первой находятся три храма: Геры, Конкордии (Согласия) и Геракла.

Храм Геры стоит на самом высоком месте. От древнегреческого храма остались могучие колонны по периметру.

Подходим к храму Геры

Ниже храма Геры – остатки толстых стен с глубокими нишами, это раннехристианское кладбище.

Некрополь

Средний храм, Конкордия, сохранился лучше всех — благодаря тому, что с 6-го века его использовали как христианскую церковь.

Храм Конкордия

Разбившийся Икар

Перед Конкордией лежит бронзовая скульптура — разбившийся Икар. Имя Дедала, отца Икара, в Сицилии на слуху. Когда Дедал задумал побег с Крита, то смастерил крылья, и они с сыном улетели из неволи. Икар, как всем известно, разбился. А Дедал, живой и невредимый, приземлился в Сицилии, где нашел приют и применение своим талантам.

Храм Конкордия во всей красе

Третий храм – Геракла — представлен 8-ю стоящими колоннами, обломки других лежат вокруг.

Храм Геракла

На второй территории за дорогой – еще два храма, верней, их остатки. На месте храма Зевса Олимпийского – пространство, заваленное каменными блоками.

Храм Зевса Олимпийского

Среди обломков лежит сложенный из кусков атлант.

Атлант, собранный из кусочков

Если храм Геракла пострадал в основном от землетрясения, то храм Зевса был разрушен карфагенянами. Впрочем, и построили его тоже рабы-карфагеняне. Простоял храм Зевса всего 80 лет.

От следующего храма Кастора и Полидевка остались четыре колонны на постаменте и фрагмент архитрава наверху.

Храм Кастора и Полидевка

Все эти грандиозные сооружения пытался восстановить английский капитан Харкастл, который, попав в Долину храмов в 1921 году, был так ею потрясен и очарован, что остаток своей жизни все свои силы и средства вложил в восстановление храмов. Дом Александра Харкастла (вилла Ауреа) стоит между храмами Конкордии и Геракла.

Вилла Ауреа и бюст Александра Харкастла перед ней

Долина Храмов производит сильное впечатление. Место, действительно, чарующее. С горы открывается захватывающий вид на окрестности и море. Храмы такого же цвета, как и местная почва, и кажется, что это не творение людей, а естественное продолжение земли, что сама мать-земля Гея родила эти чудесные строения. Среди развалин растут пинии, кипарисы, оливы. Много миндальных деревьев с созревшими орехами. Туристы (не только наши, но и англичане, например) рвут орехи, до которых можно дотянуться, и тут же начинают их грызть. Мы тоже поддались искушению и набрали N-ное количество миндалин.

Римская вилла Казале.

Древнеримская вилла Казале находится практически в центре Сицилии , она известна великолепными мозаиками, среди которых знаменитые девушки в бикини. Вилла внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, но хранит еще много неразгаданных тайн.

Несмотря на то, что грандиозные постройки называют виллой, их предназначение точно неизвестно. Несколько столетий древнеримское наследие пребывало в забвении, лишь в 1950 году было обнаружено.

Вилла датируется IV веком. Эта часть Сицилии всегда отличалась благодатной почвой и хорошо развитым сельским хозяйством, здесь во времена Римской империи разворачивалась бурная крестьянская жизнь. Вилла имела огромные размеры, все постройки делились на 4 группы и располагались на трех уровнях. Возможно, в них располагался шикарный оздоровительный комплекс и роскошная ферма.

Первым нас встречает зал для разминки, на полу которого выложены сцены гонок на колесницах, проходящих на арене цирка Массимо в Риме.


Римская вилла Казале.

Центром виллы является базилика, где хозяин принимал гостей и осуществлял управление своими владениями. Она выложена из драгоценного мрамора разных цветов. В ходе реконструкции восстановили крышу и купол, чтобы оценить масштаб постройки.

Самая знаменитая мозаика расположена в простой комнате, назначение которой неизвестно, на ней изображены девушки в бикини или, скорее всего, спортсменки.

В левом верхнем углу проглядывает кусочек другой мозаики, которую покрыли новым сюжетом.


Кажется, что блондинка с длинными волосами тренируется с гантелями, на самом деле она является бегуньей, которая в конце пробега подбрасывает палки вверх. Рядом с ней находится метательница диска.


Вилла была обитаемы примерно до IX века, а затем все остановилось. Что произошло – землетрясение, война или другое напасть, осталось неизвестным. Все интерьеры были утеряны, сохранились лишь мозаики, выложенные на полу и покрытые толстым слоем земли в течение нескольких столетий.


Римская вилла Казале.



Римская вилла Казале.


Римская вилла Казале.


Римская вилла Казале.

Вилла Казале открыта каждый день:
Последнее воскресенье марта – последняя суббота октября с 9 до 18.
Последнее воскресенье октября – последняя суббота марта с 9 до 16.
По пятницам, суббота и воскресеньям в июле и августе касса работает до 23, а вилла работает до 23-30.
8 марта вход для женщин бесплатный.
Первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный.
В остальные дни входной билет стоит 10 евро.

Адрес: Villa Romana del Casale
Strada provinciale 15, Piazza Armerina, Enna

Вилла Романа дель Казале, расположенная в нескольких километрах от городка Пьяцца Армерина на Сицилии, - это древнеримский дворец, возведенный в начале 4 века н.э. на фундаменте более древнего здания. Когда-то она была центральным строением крупного поместья и имела весьма роскошное внутреннее убранство. До наших дней дошли самые большие и искусные римские мозаики в мире, которые украшали комнаты виллы. Сегодня Вилла дель Казале охраняется как объект Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО.

Ученые-историки предполагают, что свою роль вилла выполняла на протяжении примерно полутора сотен лет после строительства, а затем долгое время была заброшенной. Вокруг нее выросла небольшая деревушка, получившая название Платия (от слова «палатиум» - дворец). Во время господства вестготов на Сицилии сама вилла была разрушена, но различные надворные постройки еще какое-то время использовались. Только в 12 веке это место было окончательно заброшено, когда вилла оказалась погребена под сошедшим оползнем.

Только в начале 19 века здесь были обнаружены фрагменты мозаик и некоторые обломки колонн, а в 1929 году были проведены первые официальные археологические работы под руководством Паоло Орси. В 1930-х годах его дело продолжил Джузеппе Культрера. Последние крупные раскопки имели место в 1950-1960-х годах, в результате чего над мозаиками был возведен купол.

Скорее всего, вилла выполняла сразу несколько функций. Некоторые ее комнаты были полностью жилыми, другие служили административными помещениями, а предназначение части комнат остается неизвестным. Вероятно, здесь постоянно или почти постоянно жил ее владелец, который отсюда же управлял своим поместьем. Здание имело один этаж. В его северо-западной части располагались термы, в северной – комнаты для гостей и прислуги, а в восточной – личные апартаменты хозяев и большая базилика.

В 1959-1960 годах археолог Джентили, проводивший раскопки на вилле, обнаружил на полу одной из комнат мозаику, изображающую десятерых девушек, - она получила название «девушки-бикини». Молодые девушки представлены в образе спортсменок, которые занимаются бегом, играми с мячом, метанием диска и т.д. Одна из них одета в тогу и увенчана короной, а другая держит в руках пальмовую ветвь. Другая хорошо сохранившаяся мозаика изображает сцену охоты с охотником и собаками.