Византийские городские стены и залив золотой рог. Что такое Золотой Рог в Стамбуле? Откуда взялось название Золотой Рог

ЧАСТЬ 5 (1)
Прогулка про Золотому Рогу

Большинство туристов, приезжающих в Стамбул хотя бы на два-три дня, конечно же, совершают большую или малую прогулку по Босфору ("Босфор-тур"), а вот Золотой Рог - залив или бухта, разделяющая на две части европейскую часть города: южную, с его знаменитым "историческим полуостровом" (район Фатих) и северную (район Бейоглу), остается за пределами их внимания.
И совершенно напрасно.

Честно скажу, что в две предыдущие поездки в великолепный Стамбул, мы и сами стремились посмотреть прежде всего то, что относится к категории "must see".



А до Золотого Рога дело дошло только во время третьего посещения одного из наших любимых городов (начало января 2018 года).
Нет, разумеется, Золотой Рог нельзя не увидеть, находясь в центре Стамбула, но одно дело - увидеть его, переходя или переезжая Галатский мост (или не так давно построенный метромост Халич), и совсем другое - совершить небольшую, но очень интересную поездку по этому заливу на пароме.

Эту иллюстрированную только собственными фотографиями часть "Заметок о Стамбуле-3" мне придется разделить на несколько подчастей, поскольку впечатлений и фотографий очень много.
Вашему вниманию предлагается рассказ о том, с чего начинается поездка по Золотому Рогу, который турки неоригинально называют просто "Халич" (т.е. "Залив").

Неважно откуда именно начнется ваше небольшое путешествие по Золотому Рогу: из Эминёню или Каракёя (или даже из Ускюдара, если вы остановились на азиатской стороне города), все равно это будет один и тот же паром. Он ходит раз в час (расписание меняется в зависимости от времени года).

Выглядят паромы, курсирующие по Золотому Рогу так:






Они небольшие (без высоких надстроек и мачт), так как иначе просто не смогли бы пройти под четырьмя мостами, перекинутыми через залив - Галатским, метромостом, мостом Ататюрка и мостом Халич.



Этим мостам и не нужно быть высокими, поскольку Золотой Рог - это не Босфор, и огромные корабли (танкеры, сухогрузы и т.д.), курсирующие по Босфору, связывая Черное море со Средиземным, сюда не заходят.



Здесь можно увидеть либо небольшие теплоходики - паромы, выполняющие в Стамбуле роль общественного транспорта (да и цена проезда точно такая же, как на метро или трамвае, независимо от дальности поездки - 4 TL, или 2.60 TL, если по Истанбулкарт), либо прогулочные катера, пассажиры которых отправились за развлечениями, либо маленькие технические или полицейские катера.




Впрочем, даже в январе на Золотом Роге можно увидеть спортсмена-байдарочника:


В любом случае, где бы не сели на паром, следующий по Золотому Рогу, первый из мостов, под которым пройдет ваше судно, будет Галатский.

Сам по себе этот мост, выполняющий очень важную функцию - самого быстрого и простого перемещения из Эминёню в Каракёй, пешком (что интересней) или на трамвае линии T1, не представляет ничего особенного с архитектурной точки зрения, но все-таки он является одной из достопримечательностей центра Стамбула, и прежде всего потому, что на нижних его ярусах с двух сторон располагаются многочисленные рестораны.




Сразу предупреждаю, поскольку это одно из популярных туристических мест, цены в ресторанах Галатского моста явно завышенные, хотя виды, конечно же, впечатляют. Видимо за виды и надбавка к сумме чека. Что ж, все справедливо.



На верхнем уровне Галатского моста в любое время года и при любой погоде можно увидеть рыбаков.





Почему-то на других мостах через Золотой Рог их намного меньше, и даже набережные Босфора не могут конкурировать с количеством любителей рыбной ловли с тем, что на Галатском мосту.


Я не уверен, что рыба, выловленная в этом месте, может быть съедобной, учитывая количество кораблей в устье Золотого Рога. Поэтому, как я предполагаю, рыбаки здесь выполняют роли актеров для туристического аттракциона (интересно, им кто-то платит за это?), а может быть, ими движет исключительно спортивный интерес: кто больше поймает?

Но самое интересное то, что улов есть!


Правда, мне не известно, сколько простоял со спиннигом на Галатском мосту (а там все рыбаки именно со спиннингами) владелец этого рекордного улова, а так же, что он с ним потом будет делать?

Как-то не хочется думать, что вкуснейший рыбный суп, который я неоднократно ел в стамбульских ресторанах, приготовлен из рыбы, выловленной в мутных и грязных водах Золотого Рога. Так же не хочется даже предполагать, что рыбное филе в моем любимом стамбульском "фаст-фуде" - "балык-экмек", продающегося рядом с Галатским мостом (10TL) изголовлено из этих рыбешек (впрочем, судя по размеру, скорее всего, нет).
По крайней мере, я, обожающий любые морепродукты, ни разу не отравился после того, как съел несколько "балык-экмек". Да и моя любимая жена, которая к морепродуктам равнодушна, захотела попробовать это блюдо (еще бы не захотеть, когда его готовят прямо при тебе на мангале, заворачивают в свежайший лаваш, приправляют ароматными специями и с добродушной улыбкой вручают тебе в руки, желая приятного аппетита!), тоже с удовольствием съела. Начиная есть балык-экмек, она предупредила, что если ей не понравится,то доедать придется мне. Я, предвкушая дополнительную порцию, ответил согласием. Но ее тут то было! Мне не осталось ни кусочка!

Напоследок о том, что нам показалось странным.
Казалось бы, рыбалка - это исключительно мужское занятие или хобби (особенно в мусульманской стране).
Но вот вам опровержение.

Уважаемый посетитель моего блога или посетительница!

Стамбул не нуждается в представлении до такой степени, что даже заговаривая о нем испытываешь огромную неловкость.

Заводя разговор о его самых знаменитых местах, неизбежен скепсис у читателей «Ну, вот, - и этот туда же!».

А начинать путешествие по Стамбулу с его потаенных уголков, вроде как, будет нелогично, когда не расставлены основные вешки - ориентиры.

Поэтому заранее прошу прощения у искушенных путешественников, поскольку эта статья - именно, что расстановка ориентиров . Вокруг, которых, надеюсь, мы будем ещё много бродить, выискивая места, невидимые взгляду туриста-«попрыгуна».

Того - который галочками отмечает путеводитель, чтобы все из него добросовестно обойти и потом пребывать до конца жизни в полной уверенности, что он узнал «настоящую Турцию».

Весь мой блог - это протест против такого поверхностного подхода, когда человек на тебя проникновенно смотрит и выдаёт:

Не учите меня жить! Я пять раз в Турции был…

И тем не менее, я убежден, что даже в самый что ни на есть устоявшийся список достопримечательностей можно привнести что-то новое, хоть черточку. Особенно, когда речь идет о такой, поистине необъятной теме, как Стамбул.

Стамбул - это город превосходных степеней…

Что о нем ни скажешь - будет истинной правдой…

Город Контрастов, Жемчужина Босфора, Чудо Света, Столица Императоров - это все он, Стамбул, - самый роскошный, самый потрясающий, самый неповторимый, одним словом, самый-самый - город Турции!

Преувеличение? Восторженность? - Ничуть не бывало…

Многомиллионный мегаполис, раскинувшийся на двух континентах - в Европе и Азии на берегах пролива Босфор и омываемый водами Мраморного и Черного морей.

За всю историю своего существования город успел побывать столицей четырех государств: Римской, Византийской, Латинской и Османской Империй, а также сменить несколько названий.

Прилетаем в Стамбул

В Стамбуле пока два международных аэропорта. Аэропорт имени Ататюрка расположен в европейской части города. Второй аэропорт имени приемной дочери турецкого вождя - первой турецкой женщины-пилота, Сабихи Гёкчен , находится в азиатской части города.

Строится и огромный третий аэропорт, в помощь не очень уже справляющимся первым двум, и тоже на европейской части города. Планируется его ввести в строй в феврале 2018 года.

Важно, что от каждого терминала есть варианты экономичных трансферов, которые заметно дешевле, чем «регулярные» такси. Так что, не спешите делать взмах рукой...

Европа - не Азия!

Считается, что основная масса достопримечательностей расположилась на европейской части города. Этот факт стоит учитывать при выборе аэропорта, с точки зрения размещения и дальнейших перемещений. Равно как и то, что это только так «считается».

Берем тему «азиатского Стамбула» себе на заметку, а пока же возвращаемся к нашей «европейской классике», разделив условно пункты программы по расположению с одной или с другой стороны бухты Золотой Рог и посвятив каждой из частей отдельную статью с пятью основными достопримечательностями . Сегодня, соответственно - Часть I.

1. Собор Святой Софии


Собор Святой Софии находится в центре Стамбула, в районе Султанахмет.

Построенный в 4 веке н.э. по приказу римского императора Константина (в честь которого, город, собственно, и назывался Константинополем), он оставался одним из самых больших христианских храмов на протяжении почти тысячи лет.

Однако, в 1453 году султан Фатих Мехмет обратил собор в мечеть, совершив там свой первый, после завоевания города, пятничный намаз.

В наши дни Собор Святой Софии открыт для туристов в качестве музея, но нынешние турецкие руководители поговаривают о том, что неплохо бы его вновь превратить его в мечеть. "Засиделся", мол, "в музеях". В общем, спешите видеть, пока ещё проход - в любое время.

2. Мечеть Султанахмет, или Голубая Мечеть


Голубая Мечеть расположена напротив Собора Святой Софии, нужно лишь сделать буквально два шага через площадь Султанахмет.

Она была построена по приказу султана Ахмета I в период 1609 - 1616гг. и пока является единственной мечетью в Стамбуле с шестью минаретами.

Приоткрою завесу «тайны» - вторая должна принять первых верующих в 2018 году.

Для строительства мечети Султанахмет понадобилось свыше двадцати тысяч белых и голубых изникских керамических изразцов, что и обусловило в итоге её второе название - Голубая Мечеть.

Собираясь посетить Голубую мечеть, имейте в виду, что, разумеется, туристов сюда пускают только в перерывах между молитвами.

Находясь в районе «Султанахмет» обязательно отобедайте в каком-нибудь ресторане на крыше . Так, чтобы Святая София - слева, Голубая Мечеть - справа, а Босфор - перед Вами, наслаждающимся панорамой города.

И второе - в качестве варианта, где остановиться: рассмотрите для себя деревянные пансионы , коих так много в Султанахмете. Там характерный османский дух, запах дерева, гравюры по стенам, скрипящие половицы и металлические кровати. Мне нравится, но, конечно - дело вкуса.

3. Дворец Топкапы


Дворец Топкапы, известный россиянам, прежде всего, по гаремным баталиям из сериала «Великолепный век» , расположен на мысе Сарайбурну, в месте впадения Босфора и Золотого Рога в Мраморное море.

Он был построен по приказу султана Фатиха Мехмета Завоевателя в 1460-1478 годах и на протяжении почти 4 веков использовался в качестве императорской резиденции. В 1924 году превращен в музей распоряжением республиканца Ататюрка.

Дворец представляет собой обнесенный единой стеной большой комплекс, разделенный на четыре двора, окруженных садами и постройками различного назначения.

На территории музея Топкапы находятся: Сокровищница, Церковь Св. Ирины, здания монетного двора и канцелярии Дивана, Башня Правосудия, павильоны и мечети.

4. Цистерна Базилика или Еребатан


Одно из величественных исторических сооружений Стамбула, расположенное в пешей доступности от перечисленных выше мест - Цистерна Базилика, построенная по приказу византийского императора Юстиниана в 6 в н.э. для снабжения водой Большого Дворца.

Она представляет собой подземное водохранилище площадью 9.800 кв.м и вместимостью почти 100 тыс.тонн воды.

Из воды к потолку поднимаются 336 мраморных колонн, высотой около девяти метров.

Собраны они были из различных античных храмов, поэтому отличаются друг от друга сортом мрамора и украшениями на капителях.

В юго-западном углу водохранилища в основания двух колонн положены головы Горгоны Медузы. Одна - на боку, вторая - вверх тормашками.

Возможно, зодчие посчитали, что так «убийственный» взгляд "барышни" будет менее опасен. А скорее положили, как Бог на душу…

Звучащая в подземелье музыка, полумрак, бесконечные ряды колонн, отражающихся в зеленоватых водах, где плавают огромные белесые рыбы, в сочетании с многочисленными легендами о самой Цистерне, надо сказать, впечатляют.

Приходите - проникайтесь мистической атмосферой!

5. Крытый рынок, или Капалычарши


К посещению обязателен, и, уверен, что в моих дополнительных уговорах Вы не нуждаетесь. На всякий случай напоминаю, что находится он в центре Стамбула, в районе Фатих на улице Беязит.

У рынка - множество входов (больше двадцати), один из них находится в непосредственной близости от перечисленных выше достопримечательностей, в районе Султанахмет.

Крытый рынок, он же Большой базар, он же Капалычарши - один из самых больших и старых крытых рынков в мире. И, разумеется, один из самых густонаселенных карманниками.

Территория его поделена на части, в каждой из которых представлены товары определенной категории.

Ткани, ковры, одежда, обувь, сумки, кожа, керамика, предметы декоративно-прикладного искусства, ювелирные украшения, золотая и серебряная посуда ручной работы, сувенирные лавки занимают целые улицы, пересекающиеся во всех направлениях.

Представленные там товары - самых разных категорий , от высшего качества до подделок различных мировых брендов, в изготовлении которых турки изрядно за последние годы поднаторели.

Соответственно, отличаются и цены… Но торг , как всегда, - уместен . Правда, с ювелирной продукцией стоит быть поосторожнее. Вообще, её лучше приобретать либо в признанных сетевых магазинах, либо по знакомству, что гарантирует отсутствие сюрпризов.

Выживет ли Крытый рынок в связи с туристическим спадом в 2015 году? Уже около 15-20% павильонов прекратили свое существование, а рынок, со своими опустевшими коридорами, не похож сам на себя. Поживем, увидим…

Продолжение, про другую часть Золотого Рога, следует…

Однако, прежде чем закончить, не оставлю начавшую складываться традицию и приведу ниже ссылку на «песню про Стамбул» - одну их тех, которая на мой взгляд, настраивает на его волну и позволяет ощутить его неповторимый дух. Выбор - неклассический, прямо скажем:

Приезжайте в Стамбул и возвращайтесь в него снова и снова! Он - неисчерпаем!

Стамбул и залив Золотой Рог - понятия неразделимые между собой. Длинный изогнутый залив разделяет европейскую часть Стамбула на две части и придает городу особую, неповторимую индивидуальность.

Немного истории о Золотом Роге

Золотой рог - залив или бухта, образовался в результате сдвига громадных тектоническим масс земной коры. В седьмом веке территория на берегу залива, впадающего в пролив Босфор , быстро заселяется греками, которые дали новому городу название Византий.

Залив с характерной изогнутой формой имеет длину около восьми километров, его ширина неодинакова и достигает семиста метров. Глубина в заливе Золотой рог внушительна - почти сорок метров. Это обусловило судоходность и быстрое строительство греческих портов, главное достоинство которых сохраняется до сих пор - отсутствие сильного волнения.

Сегодня Золотой Рог в Стамбуле напитывается пресной водой из двух небольших ручьев, создающих его устье - АлиБейСу и КиатХанеСу. Однако подавляющая часть водной массы
формируется благодаря Мраморному и Черным морям.

Изначально горожане селились на южном берегу Золотого Рога. Здесь постепенно возникли порты, причалы, склады. В восьмом веке вход в Золотой Рог закрывался цепью, которая делала невозможным водную осаду Константинополя. После взятия города войсками Крестоносцев, на северном берегу постепенно возник район Галата, который полностью контролировался генуэзцами. И только после падения Константинополя под ударами османский армии была создана основа для объединения территорий северного и южного берега Золотого Рога в единый город Истанбул.

Откуда взялось название Золотой Рог?

Начнем с того, что геометрическое сходство формы бухты с рогом очевидно. А золотым рог прозвали еще в очень давние времена, когда греки - основатели города,
называли бухту словом Хризокерас (греч. золотой рог). По-видимому, из - за особого цвета воды в заливе в лучах заходящего солнца. Есть еще одна красивая легенда. После того, как в стене Константинополя образовалась громадная брешь и османские войска стали занимать первые кварталы города, горожане сбросили в воды залива все запасы золото с тем, что бы оно не досталось завоевателям.

Золотой Рог сегодня

Берега Золотого Рога в Стамбуле необычайно живописны - участки низменности соседствуют с высокими холмами. В центре расположены два больших острова, на которых запрещено строительство.
Благодаря очистным работам и переносу или закрытию сотен промышленных предприятий и доков, в Золотой Рог в Стамбуле (тур.Халич) постепенно вернулась рыба - скумбрия и кефаль уже поселились в водах, которые прежде славились необычайно крупным тунцом и даже устрицами. На акватории восстановлено судоходство, но купание запрещено по санитарным нормам.

Районы и округа вокруг Золотого Рога

Наиболее известные округа окружают побережье Золотого рога в Стамбуле - это Фатих (европейская часть на юге) и Бейоглу (европейская часть на севере). На берега Халич в Стамбуле
выходят сооружения и здания многих кварталов и районов, это Фенер , Вефа , Эминеню , Эюп , Хасакей, Айвансарай, Касымпаша, Каракей . Побережье золотого Рога облагорожено в последние годы - вдоль него проходят оживленные автострады, разбиты уютные парки и скверы. Сложно перечесть множество исторических достопримечательностей, которыми просто "нашпигованы" кварталы районов, спускающихся к берегам бухты. В районе Эминеню это дворец Топкапы - резиденция османских султанов. В районе Вефа - величественная и изысканная мечеть Сулеймание , которая была возведена по указу султана Сулеймана Кануни. В районе Эйюп - наиболее почитаемые в исламе памятники истории .
Явуза Султана селима. Перечисление памятников истории, окруживщих залив Золотой Рог в Стамбуле займет целую страницу.

Мосты через залив Золотой Рог

Через Залив Золотой Рог (Халич) в Стамбуле протянуты пять мостов, которые соединяют между собой два берега европейской части Стамбула. Наиболее известен у туристов Галатский мост , менее - мост Ататюрка. Последний из возведенных мостов - так называемый вантовый метромост, по которому проложена линия метрополитена. Старый галатский мост после сильного пожара переместили на новое место и законсервировали. Мост Халич - обычная транспортная линия. В статье опубликовано достаточно число Золотой Рог (Халич) в Стамбуле на фото , которые дают визуальное представление этого залива в турецком мегаполисе.

Шесть тысяч лет прошло с тех пор, как реки Алибей-су и Кягытхане слились с проливом Босфор после разлома литосферных плит и образовали естественную заводь. Позже она получила название Золотой Рог. Рогом ее назвали, видимо, из-за своей формы. Золотым, по всей вероятности, залив стали именовать из-за важного значения для торговли. А может потому, что на закате воды гавани переливаются всеми оттенками чистого золота. На турецком эту бухту называют Халич, если переводить буквально, то просто «залив».

В VII веке берега залива стали заселяться греками. Постепенно здесь образовывались торговые порты, склады и причалы. В VIII веке залив Золотой Рог закрывался цепью, что надежно защищало Константинополь от осады с моря.

В XIX веке из-за многочисленных промышленных предприятий экология этого района заметно ухудшилась. И только в начале XXI века местным властям удалось восстановить знаменитый самородок Турции. С побережья была убрана вся промышленность. Экология гавани продолжает улучшаться и сегодня.

Длина бухты 8 километров, ширина колеблется от 90 до 700 метров. В далеком XVI веке, во времена Сулеймана Великолепного, бухту углубили, теперь ее глубина достигает 47 метров.

Интересный факт: Стамбул раскинулся на двух континентах, а бухта Золотой Рог разделяет европейскую половину города еще на две части.

Где находится бухта

Заводь Золотой Рог находится в том месте, где пролив Босфор впадает в Мраморное море. Вдоль берегов залива располагаются старинные районы:

  • Галата;
  • Бейликдюзю;
  • Фатих;
  • Балат;
  • Касымпаша;
  • Айвансарай;
  • Кадыкей;
  • Эюп и др.

Вдоль побережья гавани раскинуты красивые парки, сады и скверы, многочисленные исторические достопримечательности. На западе в Золотой Рог вливаются 2 ручья: Киат-хане-су и Али-бей-су. На северо-западе материка находится полуостров Шкота. На южном берегу располагаются семь легендарных Константинопольских холмов. Посреди залива есть 2 острова, строительство на которых запрещено.

Погода в бухте в летние месяцы ветреная, дождливая и туманная, осенью же здесь сухо и ясно. Все побережье залива укреплено.

Мосты бухты

Оба берега залива соединяются пятью мостами:

  • Галатским;
  • Ататюркой;
  • Халич;
  • Метромостом;
  • Старым Галатским (уже снятым с эксплуатации).
  • Галатский

Это двухэтажный разводной мост между районами Каракей и Эминеню. На первом этаже моста обустроены рестораны, второй – отведен под транспортно-пешеходные сообщения. Мост имеет длину 484 м. и ширину 142 м. Разводная конструкция достигает 80 м. Это сооружение известно тем, что его возводили 5 раз.

Ататюрка

Соединяет округа Фатих и Бейоглу (занимает по длине четвертое место в ряду европейских и седьмое – в числе мировых мостов). Введен в эксплуатацию в 1973 г. Его протяженность 1560 м при ширине 33 м и высоте 64 м. Пешеходная зона отсутствует. Проезд через мост платный.

Метромост

По нему проходит вторая линия метро. Конструкция напрямик соединяет станции «Хаджиосман» района Сарыер и «Йеникапы» в районе Фетих. Мост протянулся на 936 м при ширине 12 м. Он оборудован железнодорожными колеями и пешеходными проходами.

Старый Галатский мост

Изначально он был построен из дерева, длина его 436 м. В конце XX века был сильно поврежден в результате пожара. Оставшиеся части сооружения отбуксировали и на его месте выстроили новый Галатский мост.

Прогулки по Золотому Рогу

По Босфору курсируют паромы, с которых перед туристами открывается множество достопримечательностей Стамбула : величественные дворцы, синагоги и мечети, живописные скверы, шумные улочки и древние постройки. С парома хорошо видны прибрежные укрепления античного Константинополя, за которыми стоит церковь Богоматери Влахернской. Вы увидите Девичью башню, стародавний храм Святой Федоры, железную церковь Святого Стефана и многое другое. Стоимость прогулки: 2 часа – 20 лир.

Поездка на современном автобусе подарит возможность ознакомиться с выдающимися местами старого города.

Пляжи Стамбула

Вопреки расхожему мнению, пляжей в Стамбуле и его окрестностях достаточно много. Любители отдыха на воде могут выбрать для себя подходящий частный или общественный пляж:

  • Бурк бич – частный пляж, стоимость от 30 до 40 лир, работает с 9:00 до 21:30, можно доехать на 59RK автобусе;
  • Далия бич – частный, открыт с 9:00 до 22:30, стоимость входа – 30 лир, подходит 151 автобус;
  • Солар бич – самый большой платный пляж с крупным культурно-развлекательным комплексом, цена – 25-40 лир, можно добраться на 59RK, 42M, 25G автобусах;
  • Флория Менекс – вход свободный, надо доехать до района Флория на автобусе или метро и немного прогуляться пешком.

Достопримечательности бухты

В районе бухты Золотой Рог много интересных достопримечательностей:

  • Миниатюрк;
  • Дворцы Топкапы и Текфур-Сарай;
  • Комплекс Сулеймание;
  • Собор Святой Софии;
  • Явуза Сулеймана;
  • Цистерна Базилика;
  • Церковь Богоматери во Влахерне и другие.

Парк «Миниатюрк»

Занимает площадь более 6 га, на его территории находится свыше 120 миниатюр широко известных строений Турции. Есть модели, относящиеся к периоду Османской Империи. Следует отметить, что в парке в миниатюре представлены ландшафт, железная дорога и поезда.

Специально для гостей парка ездит небольшой паровоз, который поможет быстро и комфортно осмотреть немалую территорию. Купленный билет предоставляет возможность получить информацию о каждой выставленной модели с помощью специальных автоматов, к которым подносится билет.

Для посетителей парка доступны 6 языков, среди них и русский.

Парк «Миниатюрк» работает каждый день с 9:00 до 19:00.

Цена билета – 15 лир.

Как добраться самостоятельно: наиболее простой способ – автобус.

  • из Эминеню можно доехать на 47 автобусе (№47C, 47S, 47E), выходить на остановке Борса;
  • с Площади Таксим – №36T и №38T;
  • Топкапа – №41 ST;
  • из района Эюп - №37T, 38G, 55B;
  • Шишли – 54В.

Комплекс Сулеймание

Был возведен в XVI веке над бухтой Золотой Рог. По значимости занимает второе место в городе. Общая площадь комплекса растянулась на 63 тыс. кв. метров, а сама мечеть занимает 4322 кв. м. Она славится размерами и простотой линий. При ее строительстве использовались специальные подземные укрепления, что позволило мечети выстоять 450 лет, несмотря на 89 землетрясений. Купол Сулеймание в высоту достигает 48,5 метров, это в два раза превосходит его диаметр.

Четыре минарета и десять балкончиков на них символизируют эпоху, когда страной правил султан Сулейман IV Великолепный. Позади мечети в усыпальницах покоятся султан и его жена Хюррем, известная нам, как Роксолана. Вход в мечеть не оплачивается.

Часы работы: открывается в 9 утра и закрывается в 17.30, без выходных. Это действующая мечеть, во время намаза и в пятницу желательно воздержаться от посещения.

При посещении мечети следует придерживаться определенных правил – одежда, закрывающая ноги, плечи, живот (как для мужчин, так и для женщин). Женщинам еще необходим платок на голову. Входят внутрь босиком, от разговоров лучше воздержаться, фото и видеосъемка во время намаза запрещены.

Описание маршрута

Мечеть расположена в районе Вефа. Рядом находятся площади Эминеню и Беязит, до которых можно пройти пешком. Оттуда курсирует многочисленный общественный транспорт: скоростные трамваи, автобусы, метро и такси. Добраться до объекта не составит особого труда.

Обязательно стоит посетить смотровую площадку, с которой Золотой Рог виден, как на ладони: Голубая мечеть, Айя-Софья, Галатская башня, павильоны Айналы Кавак, узкие улицы, мосты и крепости – весь восточный город.

Мы продолжаем нашу прогулку по Стамбулу и спускаемся от улицы Истикляль и башни Галата к Галатскому мосту. Стамбул, Турция, 22 мая 2015 года, пятница. Предыдущая заметка
.
Вторая половина второго дня у нас выдалась более свободной. Все запланированные места посещены и остается только Галатская башня. А спустившись к Галатскому мосту, я вспоминаю о прогулке на пароме по Золотому Рогу. Почему бы и нет.

Галатский мост был возведен через бухту Золотой Рог в 1994 году. На самом деле, на этом месте это уже пятый мост. Соединяет он южную и северную части европейской стороны Стамбула. Мост двухэтажный. Верхний ярус предназначен для транспорта - авто и трамвая, есть и пешеходная часть, а нижний - сугубо для пешеходов с ресторанной зоной. Длина моста 484 метра, ширина 42 метра. Центральная часть является разводной, ее длина 80 метров. Трамвайные пути были проложена не так давно, в 2005 году.

Мы еще успеем прогуляться по нижнему ярусу моста, а пока пройдемся по верху. И вот причина, по которой я резко вспомнила о прогулке по Золотому Рогу - фото ниже. Сам Золотой Рог. Это узкий залив, впадающий в Босфорский пролив и делящий европейскую часть Стамбула на 2 части - северную, по которой мы прогулялись в первой половине дня с дворцом Долмабахче и улицей Истикляль, и южную, где мы были в первый день и где сосредоточены основные достопримечательности города - Голубая Мечеть, Айя София, дворец Топкапы. Именно отсюда, с устья залива, сформировалась сначала колония Византий, а потом и Константинополь. В 19 веке путешественники называли эту часть Стамбула самой красивой. Вот и мы теперь можем полюбоваться этими пейзажами.

Вид на северную часть с башней Галата.

На Галатском мосту всегда можно увидеть много рыбаков. Улов незначительный, но такое ощущение, что приходят они сюда посмотреть на туристов, а не рыбы наловить. По крайней мере, я бы выбирала место потише и подальше от речного транспорта. Тут рыбачить, наверно, особый кайф для местных:)

Рядом с Галатским мостом, пришвартованные к пирсу, стоят очень колоритные лодки. На них готовят популярное турецкое блюдо - балик экмек (balik ekmek) или рыба в булке. Запахи стоят здесь специфические. А на дальнем плане виднеются минареты мечети Сулеймание - самой большой мечети Стамбула и второй по значению.

Спустившись на площадь Эминеню и к пирсу с лодками, запах еще больше ударил в нос и маму отвернуло пробовать балик экмек, а жаль. Хотя я самая такая - в том хаосе, куда мы спустились, и на жаре, солнце уже припекало, мне есть совсем не хотелось. Кроме булки с рыбой здесь советуют попробовать местный рассол с плавающими в нем маринованными огурцами и капустой, а также мидии под лимонным соком. Туристам предлагали сесть на низкие табуреты с низкими столами, расстояние между которыми еле позволяло проходить разносчикам воды.

Но отведать кукурузу мама все-таки решилась. Стоимость кукурузы 2,5 лиры.

Паром по Золотому Рогу (Halic Hatti) отправляется с небольшого причала. Мы выбрали обычный паром, который курсирует по заливу как общественный транспорт. Стоимость проезда на нем приблизительно такая же как в метро или трамвае, оплатить можно картой Istanbul Card. Причал Eminönü Haliç İskelesi расположен за всеми колоритными лодками с балик экмек, за автобусной станцией, в некой глуши с рыбацкими лодками и промышленными катерами, неприметной обычному туристу. Сюда надо идти целенаправленно.

Прогулка на пароме по Золотому Рогу. Дальше одни фотографии... хотя может где и будут комментарии:) Вот, например, вид на Галатский мост справа и Галатскую башню слева, возвышающуюся над домами.

Памятник неизвестному падишаху или просто турку просматривается за катерами.

Причал Касымпаша (Kasimpasa) с остановкой парома. Паром делает всего 6 остановок по Золотому Рогу.

Военно-морской госпиталь. На карте гугл нет никаких обозначений, что здесь расположено, а яндекс так вообще затер карту с этой площадью.

Просто яркие дома, утопающие в зелени.

Причал Haskoy. Вот здесь можно выйти и посетить музей транспорта Rahmi M. Koç Müzesi.

По отчетам других путешественников уже после поездки могу сказать, что стоит увидеть экспонаты этого музея. Музей посвящен истории и развитию транспорта, промышленности и связи. Открыт ежедневно, кроме понедельников. В музеи представлены гоночные и спортивные автомобили, мотоциклы с 1908 по 2003 года, исторический трамвай 1934 года, паровой паровоз 1913 года, подводная лодка 1944 года TCG Uluçalireis (S 338, бывший USS Thornback SS-418), самолеты, паромный паровой двигатель 1911 года, фонограф 1903 года, телеграф Томаса Эдисона (1876) и многое другое. Теперь знаю, что посетить в Стамбуле в следующий раз:)

Немного о пароме. Паром является общественным транспортом. Им пользуются местные и похоже что только местные. Здесь не увидишь туристов, а вот людей с чемоданами наблюдать можно. Внутри парома на нижней палубе тепло и комфортно, есть лавочки с мягкими сиденьями и столами.

Мы же заняли места на обычных деревянных лавочках верхней открытой палубы. По судну периодически бегает позитивный дядечка и предлагает чай и вафли. Мы у него взяли один раз вафли с изображением Девичьей башни, сладенькие, 2 лиры. Надо было еще чай попробовать.

Только на верхней палубе можно замерзнуть даже в теплую погоду. Местные, поднимаясь сюда, сразу что-то накидывали на плечи. А мы под конец замерзли.

Золотой Рог напоминает реку по длине, извилистости и ширине. Длина его 8 км, а ширина от 90 до 700 метров. Через залив проходит 4 моста, по одному из них передвигается состав метро. Максимальная глубина - 40 метров, что позволяет ходит по заливу довольно большим судам.
Вид в сторону Босфора.

Мы приближаемся к конечной точке нашего путешествия по Золотому Рогу. Дальше суда и паромы не ходят. А перед нами высокий холм, где расположено кладбище, одно из старейших мусульманских кладбищ в Стамбуле. Здесь похоронены османские султаны, правители, религиозные представители, военные, ученые, поэты и другие знаменитые и не очень люди.

На конечной остановке Eyup мы сходим на причал (таково требование), чтобы снова оплатить проезд, пройти на паром и отправиться в обратном направлении. С карточкой Istanbul Card можно сделать это очень быстро и не бояться, что не успеешь на тот же паром.
Кабина капитана.

Сходим на причал.

Отплыли от причала.

Воды Золотого Рога ранее были знамениты крупными тунцами размером с дельфина, скумбриевыми и устрицами. Однако в середине 20 века, когда Стамбул начал сильно загрязняться из-за промышленности и сосредоточения бедных кварталов на берегу, животный и растительный мир залива очень оскудел и исчезли некоторые виды. Из-за загрязнения сточными водами, залив мелел, что даже пришлось остановить судоходство по нему. Золотой Рог из гордости Стамбула превратился в грязную помойку и болото. Сейчас ведутся восстановительные работы и уже удалось значительно повысить популяцию кефали.

Обратный путь по Золотому Рогу.

Остановка Eminönü Haliç İskelesi, с которой мы отправлялись в начале, оказалась не последней для местного парома. Люди оставались на своих местах и мы рискнули на дальнейшее путешествие.

А дальше паром проходил под Галатским мостом, делал еще одну остановку на стороне с Галатской башней и направлялся в Босфорский пролив. Галатский мост считается неким разделителем между Золотым Рогом и Босфором.
Новая мечеть Валиде Султан и Галатский мост.

Причал Karakoy.

Вид на Дворец Топкапы, посещенный нами днем ранее ().

На пристани стоят мега-яхты и огромные белые круизные лайнеры.

Босфорский пролив, или просто Босфор - важнейший пролив между Европой и Азией, соединяющий Черное море с Мраморным. Длина пролива около 30 км, максимальная ширина 3,7 км, а минимальная 700 метров.

Дворец Долмабахче с иной стороны. Как было внутри - об этом этого дня.

Босфорский мост - первый висячий мост через Босфорский пролив. Его длина 1560 метров, ширина 33 метра, высота опор 165 метров над водой. От проезжей части до воды - высота 65 метров. Занимает всего 22-е место среди мостов мира по длине. Пешком пройтись по нему не получится, а проехать можно только за плату. При этом ежедневно по нему передвигается около 200 тысяч транспортных единиц.

Еще одна достопримечательность, визитная карточка Стамбула, которую можно увидеть на открытках, магнитах, коробках с лукумом или пахлавой, а также на купленных на пароме вафлях, - Девичья башня. Это небольшой островок, до которого можно добраться корабликами от причала Кабаташ и Юскюдар. В башне есть ресторан и смотровая площадка. Как-то на момент нашего пребывания в Стамбуле я об этом не знала. В следующий раз надо более подробную информацию найти. С этой башней связаны некоторые легенды и в свое время башня была маяком, тюрьмой и карантинным изолятором.

Широкий Босфор. Слева - Азия, справа - Европа, а прямо - выход в Мраморное море.

Европейская часть. Западная сторона, где заходит солнце.

Азиатская восточная часть Стамбула и конечная точка маршрута парома - причал Uskudar. На той стороне шумно, играет музыка, в мегафон орут политические лозунги - скоро выборы.

Еще раз вышли из парома, оплатили проезд и вернулись на свои места. Мужичок, разносивший чай, удивился встречи с нами снова на обратном пути, улыбнулся и предложил еще вафель.
Вся поездка на пароме вышла по времени на 2 часа с 16 до 18. Стоимость проезда вышла 1,25+2,15+2,15 = 5,55 лир с человека.

Вышли мы на причале Karakoy и направились к еще одному виду общественного транспорта Стамбула - Tunel (тюнель). Он напоминает фуникулер, движение также на верх и вниз и под землей. Проезд оплачивается все той же картой Истанбул. Считается линией метро, но всего с двумя станциями. Протяженность - 573 метра. Ну уж очень коротенькая ветка, самая короткая в мире. Ко всему еще это и самая старая линия метро в мире, открытая в 1875 году и приводимая в движение с помощью лошадей, при этом первыми пассажирами были животные для доказательства безопасности, а то первое время люди боялись на ней передвигаться.

Поднявшись на верх к площади, откуда начинает свое движение исторический трамвай по улице Истикляль, мы вышли на знакомую уже улицу и пошли на спуск к Галатской башне.

К вечеру возле Галатской башни собралось много молодежи, сидевшей прямо на уличной плитке, ступенях и парапетах. И музыкантов стало больше. При этом никто никому не запрещает распивать алкогольные напитки. Здесь ощущается непринужденный, свободный европейский дух.

Галатская башня - еще одна визитная карточка Стамбула, высотой 61 метр и обозримая с разных сторон города. Диаметр башни 9 метров. Расположена на холме Галата. История башни начинается с 1348 года. Тогда она называлась еще "Башня Иисуса". В старые времена это был ориентир для мореплавателей. А в 17 веке с нее был совершен один из первых полетов на самодельных крыльях. Смотровая площадка появилась в 1832 году и служила для выявления пожаров и беспорядков в городе.

А мы стоим в очереди. По началу она шла быстро, однако уже на самом входе застопорилась. Простояли мы минут 40. Охранник объяснил, что на верху еще много людей и пустить больше они не могут. Билет покупается при входе, стоимость 25 лир с человека.

Отстояв очередь и купив наконец билеты, мы поднялись на лифте на смотровую площадку башни Галата. Виды отсюда открываются потрясающие.

Босфор. Вид на Азию.

Золотой Рог и историческая часть Стамбула. Слева направо: Босфор, Дворец Топкапы, Айя София, Голубая мечеть и кусочек Галатского моста.

Дворец Топкапы с парком Гульханэ. А на горизонте виднеются Принцевы острова (Адалары).

Айя София и Голубая мечеть. Не возможно не узнать по минаретам.

Место соединения Золотого Рога и Босфора.

Галатский мост.

Золотой Рог.

И вдалеке - финансовый и деловой центр Стамбула.

Крыши в Стамбуле используются не только для того, чтобы укрывать от дождя, снега, сберегать тепло, но и для проведения досуга. Приглядевшись, можно заметить целые организованные уголки с диванами, стульями и столами в окружение горшков с цветами. А на некоторых крышах расположились настоящие рестораны.

Ресторан можно посетить и в самой башне.

В башне установлен лифт, но сохранилась и винтовая лестница. Дверь на лестницу с первого этажа просто так не открывается. Но когда мы стояли в очереди, то много посетителей спускались по такой лестнице и, придержав дверь, можно было бы проскочить бесплатно.

Закат мы ждать не стали, так как пришлось бы еще час-полтора там провести. Тем более, что внизу уже собралась длинная очередь, ожидающая, когда покинуть смотровую площадку предыдущие посетители. Не будем их задерживать.

Конец дня. Мы успели больше, чем планировали. Покатались на абсолютно разном общественном транспорте Стамбула: современном трамвае, фуникулере, историческом трамвае, пароме и тюнель. Для этого очень удобно использовать карту Истанбул, советую, намного экономнее выходит. Прокатали мы достаточно, поэтому напоследок еще пополнили карты на 20 лир. И можно добавить галочки на следующие достопримечательности - Дворец Топкапы, улица Истикляль, прогулка по Золотому Рогу и Босфору, Галатская башня. На этот раз улицу Истикляль мы проехали полностью на трамвае, а вот в следующий раз, а он когда-нибудь да будет, Стамбул ведь транзитный город, можно будет прогуляться пешком и с шоппингом.

И возвращаемся в апартаменты. По дороге на улице Gadik Pasa покупаем фрукты (абрикос полкило - 2 лиры, клубника в упаковке - 3,5 лиры) и огурцы за 4 лиры. Проходя мимо магазина с лукумом, не удержались и взяли для пробы лукума и пахлавы на 6 лир. Удобно то, что пахлаву, или, как говорят местные, баклава, можно брать кусочками. Пройти мимо пирожков мы тоже не могли и взяли три с творогом за 2 лиры. И не забываем про пиво (5 лир банка) и к нему соленые семечки за 1 лиру. А еще здесь очень популярны куры гриль без крыльев. Одна курица обошлась нам в 6 лир. Скупились мы на ужин на 58 лир или 20 долларов (около 450 грн). Вроде ничего не купили, а потратили... Ну еще и на завтрак хватит:)

Всем приятного аппетита:)