Загадка Тадж-Махала: памятник любви или трон Аллаху? Индия в камне: великий Тадж-Махал! История мавзолей тадж махал в индии.

Мавзолей Тадж-Махал находится в городе Агра, штат Уттар-Прадеш. Это самое знаменитое здание в Индии и символ страны является удивительным, а также самым долговечным памятником индийской мусульманской архитектуры эпохи царствования Великих Моголов. Индийский поэт Рабиндранат Тагор назвал Тадж-Махал «слезой на щеке вечности».

В 1983 году Тадж-Махал вошел в список Мирового Наследия ЮНЕСКО. Помимо этого мавзолей входит в международный список Новых Семи Чудес Света. Ежегодно этот прекрасный архитектурный ансамбль посещает несколько миллионов туристов.

История создания — история любви

Тадж-Махал, часто называемый «символ любви», был построен в XVII веке на берегу реки Ямуна императором Шах-Джаханом, потомком Тамерлана, чтобы воспеть и увековечить память о своей горячо любимой жене, умершей при родах.

Шах Джахан, бывший пятым по счету императором Великих Моголов, оставил после себя много известных архитектурных достопримечательностей. Это Жемчужная мечеть в Агре, столица Шахджаханабад (ныне старый Дели, включающий Лал Килу или Красный Форт в Дели с прекрасными залами залы Диван-и-Ам и Диван-и-Хас, а также Большую Мечеть Джама Масджид) и знаменитый золотой трон Великих Моголов — Павлиний трон, по праву признанный самым роскошным троном во всем мире.

Однако великолепие дворца Тадж-Махал осталось непревзойденным, и именно это строение навсегда увековечило имена императора и его возлюбленной.

Шах Джахан, которого после ряда ряд успешных военных походов, расширивших границы Империи Моголов, назвали «Императором Вселенной», имел несколько жен. Его третьей жене, 19-летней красавице, свёкор дал во время свадебной церемонии имя Мумтаз Махал, что означает «Жемчужина дворца».

Правитель очень полюбил Мумтаз и она сопровождала его во всех военных походах. Отношения императора с остальными женами были чисто формальными, а с Мумтаз его объединяла глубокая искренняя привязанность. За 19 лет брака возлюбленная подарила правителю 14 детей. Однако последние роды, происходившие в походе, стали для женщины роковыми.

Говорят, что Шах Джахан дал умирающей жене обещание, что построит для нее прекрасный мавзолей. Однако к выполнению своего замысла он приступил не сразу. Первый год после смерти любимой император горевал и проводил все свое время в уединении.

Когда безутешный вдовец прекратил свое затворничество, подданные его не узнали — правитель постарел, поседел и сгорбился. Летописцы дворца засвидетельствовали, что Шах Джахан перестал слушать музыку, отказался от украшений и нарядной одежды.

Автомобиль

Город Агра находится в так называемом Золотом туристическом треугольнике, этот регион отличается разветвленной сетью автомобильных дорог. Агру соединяет с Дели и Варанаси автотрасса NH-2, с Джайпуром — NH-11, и с Гвалиором — NH-3.

Расстояния от Агры до других городов:

  • Бхаратпур — 57 км;
  • Дели — 204 км;
  • Гвалиор — 119 км;
  • Джайпур — 232 км;
  • Канпур — 296 км;
  • Каджурахо — 400 км;
  • Лакхноу — 369 км;
  • Матхура — 56 км;
  • Варанаси — 605 км.

Парковка

Ближайшая к Тадж-Махалу парковка находится в культурно-художественном комплексе Шилпгрэм (Shilpgram).

В Агре до Тадж-Махала

По Агре можно перемещаться на такси (Uber, Ola), экскурсионном мини-автобусе «темпо», на авто- или велорикше. На главном вокзале Agra Cantonment можно заказать предоплаченное такси (prepaid taxi).

За 500 м от Тадж-Махала запрещено движение автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, чтобы не испортить белизну стен дворца. Поэтому к мавзолею можно подъехать на электромобиле или рикше, но последние 200 метров нужно преодолеть только пешком.

Тадж-Махал: google-панорама

Тадж-Махал: google-панорама внутри здания

Видео о Тадж-Махале / National Geographic

Тадж-Махал является памятником архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. Он был построен императором Великих Моголов Шах-Джаханом в память о своей третьей жене, Мумтаз Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Тадж-Махал расположен в западной части штата Уттар-Прадеш, Индия, и представлен целым архитектурным комплексом, а не только всем известным мраморным мавзолеем. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали 20 тысяч ремесленников и мастеров. В 1983 году Тадж-Махал стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и назван «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

Тадж-Махал расположен к югу от городских стен города Агра. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Строительство фундаментов и мавзолея длилось около 12 лет, а остальная часть комплекса была завершена еще через 10 лет. Поскольку комплекс был построен в несколько этапов, существует несколько дат завершения строительства. Например, мавзолей был построен в 1643 году, но работы над остальной частью комплекса были завершены в 1653 году. Оценочная стоимость строительства Тадж-Махал варьируется в зависимости от источников и методов расчета. Примерная общая стоимость строительства оценивается на уровне 32 млн. рупий, в сегодняшних деньгах это несколько триллионов долларов.

Строительство началось с земляных работ на участке площадью примерно в три акра (12000 м2), основную часть составили работы по выравниванию и поднятию поверхности местности на 50 метров относительно уровня реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь. Рампа из утрамбованной земли длинной 15 км была построена для транспортировки мрамора и других материалов. Группы по 20-30 волов тащили блоки на специально разработанных повозках. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.

Стройматериалы закупались во многих районах Индии и Азии. Более 1000 слонов использовались для перевозки строительных материалов при строительстве. Блестящий белый мрамор привезен из Раджастана, яшма из Пенджаба, нефрит и хрусталь из Китая, Бирюза из Тибета, лазурит из Афганистана, сапфиры из Шри-Ланки и сердолик из Аравии. В общей сложности, 28 видов различных драгоценных и полудрагоценных камней встроены в белый мрамор Тадж-Махала.

Название Тадж-Махал может быть переведено, как «Величайший Дворец» (где тадж - венец, и махал - дворец). Имя Шах-Джахан может быть переведено, как «Правитель Мира» (где шах - правитель, джахан - мир, вселенная). Имя Мумтаз-Махал может быть переведено, как «Избранница Дворца» (где мумтаз - лучший, махал - дворец, двор). Подобные значения слов сохранились в арабском, хинди и некоторых других языках.

В строительстве принимали участие более 20000 человек, пришедших со всей Северной Индии. Среди группы из 37 человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов.

История сохранила очень мало имен мастеров и архитекторов, так как в то время в исламском мире, в основном, превозносили покровителей, а не архитекторов. Из современных источников известно, что строительство контролировалось большой командой архитекторов. Есть упоминания, что и сам Шах-Джахан лично участвовал в строительстве больше, чем любой другой правитель Великих Моголов до него. Он проводил ежедневные встречи с архитекторами и прорабами, и как говорят историки, часто предлагал идеи или корректировал идеи, предложенные ими. Два архитектора упоминаются по имени: Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) и Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim).

Известными строителями Тадж-Махал являются:

Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) из Ирана - главный архитектор. Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim) из Шираза (Иран) - один из главных руководителей. Исмаил Афанди (Ismail Afandi) от Османской империи - строитель главного купола мавзолея. Иранцы Устад Иса (Ustad Isa) и Иса Мухаммад Эфенди (Isa Muhamed Efendi) - как считается, сыграли ключевую роль в архитектурном дизайне. Пуру (Puru) из Бенаруса (Иран) - контролирующий архитектор. Газим Хан (Gazim Han) из Лахора - отлил золотой наконечник для мавзолея. Ширанжилал (Chiranjilal) из Дели - главный скульптор и мастер мозаик. Аманат Хан (Amanat Han) из Шираза (Иран) - главный каллиграф. Мохаммед Ханиф (Muhamed Hanif), главный руководитель кладки. Мукаримат Хан (Mukarimat Han) из Шираза (Иран) - главный управляющий.

Основные элементы архитектурного комплекса Тадж-Махала.

Архитектурный стиль Тадж-Махала включает и расширяет строительные традиции ислама, Персии, Индии и Великих Моголов (хотя современные исследования архитектуры этого памятника указывает на французское влияние, особенно в интерьере). Общий дизайн основывается на архитектуре серии зданий Тимуридов и Моголов, среди которых Гур-Эмир (могила Тамерлана), Итимад-Уд-Даула (I’timād-ud-Daulah) и Джама Масджид (Jama Masjid) в Дели. Под покровительством Шах-Джахана, архитектурный стиль Моголов достиг нового уровня. До строительства Тадж-Махала основным строительным материалом был красный песчаник, но император способствовал использованию белого мрамора и полудрагоценных камней.

Гробница Итимад-Уд-Даула (1622-1628), которую ещё называют Мини Тадж (Baby Taj), находится в городе Агра. Архитектура мавзолея напоминает уменьшенный в размерах Тадж Махал.

План Тадж-Махала:

1. Сад Лунный свет 2. Река Ямуна 3. Минареты 4. Мавзолей - мечеть 6. Гостевой дом (Jawab) 7. Сад (Charbagh) 8. Великие ворота (безопасный доступ) 9. Внешние Двор 10. Базар (Тадж Ганжи)

Сад «Лунный свет».

К северу от комплекса Тадж-Махал, через реку Ямуна, есть еще один сад, относящийся к комплексу. Он выполнен в характерном для Агры стиле, и является одним целым вместе с набережной с северной стороны реки. Ширина сада идентична ширине основной части комплекса. Весь дизайн сада ориентирован на его центр, которым является большой восьмиугольный бассейн, служащий своеобразным зеркалом для Тадж-Махала. Со времен великих моголов сад пережил многочисленные наводнения, которые опустошили большую его часть. От четырех башен из песчаника расположенных в пограничных углах сада, сохранилась лишь одна расположенная в юго-восточной части. Есть останки двух зданий, расположенных на северной и южной части сада, и предполагается, что это садовые постройки. На северной стороне, был водопад, который вливается в бассейн. Подача воды происходит от акведуков на западной стороне.

Мавзолей.

В центре внимания и основным элементом комплекса Тадж-Махал является мавзолей из белого мрамора высотой 68 метров. Он расположен на возвышении квадратной формы со стороной 100 метров, в высоту около 7 метров. В четырех углах этой площади размещены четыре минарета. Мавзолей был построен в соответствии со строгими правилами симметрии, и представляет собой квадрат со стороной 56,6 метров, с срезанными углами, в которых размещены арочные ниши. Сооружение является почти идеально симметричным относительно четырех осей, и состоит из нескольких этажей: подвальный этаж с настоящими могилами Шаха-Джахана и Мумтаз, основной этаж, который содержит идентичные кенотафы могил внизу, и террасы на крыше.

Тадж-Махал имеет оптический фокус. Если двигаться спиной к выходу, лицом к Тадж-Махалу, то будет казаться, что этот храм огромный по сравнению с деревьями и окружающей средой.

Шпиль: его высота составляет 10 метров, изначально был построен из золота, но после разграбления британскими колонизаторами, был заменен бронзовой копией. Лотос: резные контуры в верхней части купола, в виде лотоса. Основной купол: так же называемый “amrud”, высота 75 метров. Барабан: цилиндрическое основание купола. Гульдаста: декоративные шпили по краям стен. Дополнительные купола (Chatri): возвышения над балконами в виде небольших куполов. Обрамление: закрытие панели на арках. Каллиграфия: Стилизованные стихи Корана над главной аркой. Ниши: в четырех углах мавзолея имеются шесть ниш, расположенных на двух уровнях. Панели: декоративные панели, обрамляющие основные стены.

Вход в мавзолей выполнен четырьмя огромными арками, в верхней части, представляющими из себя срезанный купол. Верхняя часть каждой арки выходит за пределы крыши с помощью дополнение к фасаду.

В целом здание увенчано пятью куполами, расположенными совершенно симметрично, как и остальные части комплекса. Все купола в их верхней части имеют украшения в виде листьев лотоса. Крупнейший из них (18 метров в диаметре и 24 в высоту) расположен по центру, а остальные четыре поменьше (8 метров в диаметре) размещены вокруг центрального. Высота центрального купола подчеркнута и дополнительно увеличена цилиндрическим элементом (барабан), который выставляется над крышей на высоту 7 метров, и на который опирается купол. Этот элемент, однако, почти не видно, от взгляда его прикрывает выступающая часть входных арок. Таким образом, создается впечатление, что купол намного больше, чем есть на самом деле. В углах внешних стен выстроены высокие декоративные шпили, которые так же обеспечивают визуальный акцент на высоту купола.


Толщина стен мавзолея составляет 4 метра. Основным строительным материалом является красный песчаник и кирпич. Из мрамора же, по сути, выполнен небольшой наружный слой толщиной всего в 15 сантиметров.

Иерархическая последовательность всего комплекса в итоге сходиться в основном зале, содержащей кенотафы Шаха-Джахана и Мумтаз Махал. Кенотаф Мумтаз установлен в геометрическом центре здания. Окружает кенотафы восьмиугольная ширма, состоящая из восьми мраморных панелей с замысловатой резьбой. Внутренняя отделка выполнена полностью из мрамора, и украшена драгоценными камнями, расположенными концентрическими восьмиугольниками. Такое расположение характерно исламской и индийской культуре, которым важна духовная и астрологическая тематика. Стены изнутри обильно украшены цветами растений, письменами и орнаментом, символизирующими воскрешение в Райском саду.

Мусульманские традиции запрещают украшать могилы и тела, поэтому Шах-Джахан и Мумтаз похоронены в более простом помещении, расположенном ниже зала с кенотафами. Размер кенотафа Мумтаз 2,5 на 1,5 м, он украшен письменами, превозносящих ее характер. Кенотаф Шаха-Джахана находится с западной стороны от кенотафа Мумтаз и является единственным асимметричным элементом всего комплекса.

Мечеть и гостевой дом (Jawab).

С западной и восточной стороны от мавзолея, фасадами к нему расположены мечеть и гостевой дом (Jawab - переводиться как «ответ», считается, что это здание было построено для симметрии с мечетью, и использовалось как дом для гостей), размерами 56×23 метра и 20 метров в высоту. В отличие от мавзолея, построенного из белого мрамора, эти сооружения возведены из красного песчаника, но распложены на той же возвышенности что и мавзолей с минаретами. Завершают эти постройки 3 купола, где центральный купол немного больше остальных, и 4 восьмигранных башни по углам. Перед каждым из двух зданий находится резервуар с водой: перед мечетью вода необходима для ритуала омовения.


Правда есть и некоторые различия между этими двумя зданиями. Например в мечети есть ниша, указывающей направление на Мекку (михраб), в гостевом доме ее нет. Еще одним различием является то, как выполнены полы в этих зданиях, если в мечети пол был выложен в виде очертаний 569 молитвенных ковриков, то в гостевом доме на полу находятся письмена цитирующие Коран.

Минареты.

Минареты имеют вид усеченного конуса высотой 41,6 метра, и расположены на той же мраморной террасе, что и мавзолей. Они слегка наклонены наружу таким образом, чтобы в случае сильного землетрясения и обрушения не повредить мавзолей. Минареты немного ниже центрального купола мавзолея, и как бы подчеркивают его грандиозность. Как и мавзолей, они полностью покрыты белым мрамором, но несущая конструкция выполнена из кирпича.


Они были разработаны в качестве действующих минаретов, традиционным элементом мечетей. Каждый минарет фактически делится на три равные части двумя рядами балконов. В верхней части башни проходит еще один ряд балконов, а завершает конструкцию купол, подобный тем, что установлены на мавзолее. На всех куполах одни и те же декоративные элементы в виде лотоса и позолоченного шпиля. Внутри каждого минарета, во всю его длину, проходит большая спиральная лестница.

Сад.

Сад представляет собой квадрат со стороной 300 м, разделенный на 4 равные части двумя каналами, которые пересекаются посередине, и имеет характерный для времени Великих Моголов вид. Внутри есть цветники, тенистые улицы и водные каналы, которые создают поразительный эффект, отражая образ здания за ними. Каждый квадрат, образованный каналами в свою очередь делиться еще на 4 части мощеными дорожками. Говорят, что в каждом из этих малых квадратов были посажены 400 деревьев.

Чтобы исправить тот факт, что мавзолей находится в северной части сада, а не в его центре, на пересечении двух каналов (в центре сада и всего комплекса) был помещен бассейн, который отражает образ мавзолея. На южной стороне бассейна, по центру установлена скамейка: это приглашение посетителю, полюбоваться всем комплексом с идеальной обзорной точки.

Структура сада восходит к самому видению рая в то время: считалось что рай - это идеальный сад обильно орошаемый водой. Представление сада, как символа рая, усиливается надписями на Великих вратах, приглашающих вступить на небеса.

Большинство садов времени Великих Моголов имели прямоугольную форму с могилой или павильоном в центре. Архитектурный комплекс Тадж-Махал необычен тем, что главный элемент (мавзолей) расположен в конце сада. С открытием сада «Лунный свет» на другой стороне реки Ямуны, Археологическое управление Индии стало интерпретировать это так, что сама река Ямуна была включена в дизайн сада и должна была рассматриваться как одна из рек Рая. Сходство в планировке сада и его архитектурных особенностей с Садами Шалимара (Shalimar Gardens) позволяет предположить, что они, возможно, были разработаны тем же архитектором, Али Мардан.

Очень похожа на Тадж-Махал и по могольскому происхождению и по внешнему виду гробница Хумаюна в Дели. Эта усыпальница могольского императора также построена как знак великой любви - только не мужа к жене, а жены к мужу. Несмотря на то, что гробница Хумаюна построена раньше, и Шах-Джахан при строительстве своего шедевра ориентировался на архитектурный опыт усыпальницы Хумаюна, она малоизвестна по сравнению с Тадж-Махалом.

Великие ворота.

Великие врата имеют особое значение в исламской архитектуре: они символизируют собой точку перехода между суетой и шумом внешнего материального мира и мира духовного, где царит спокойствие и духовное умиротворение.

Великие ворота довольно таки большое сооружение (41 на 34 метра и 23 метра в высоту), разделенное на три этажа, построенного из красного песчаника и мрамора. Вход имеет форму остроконечной арки, которая находится в центре сооружения. Ворота, как и все остальные части комплекса, сконструированы таким образом, чтобы быть симметричными. Высота ворот составляет ровно половину высоты мавзолея.

Сверху великие ворота увенчаны 22-я малыми куполами, расположенными в два ряда вдоль внутреннего и внешнего края ворот. В каждом из четырех углов сооружения установлены большие башни, таким образом, повторяя архитектуру мавзолея. Великие ворота украшены цитатами из Корана, нанесенными в тщательно выбранных местах.

Внутренний двор.

Внутренний двор (Dzilauhana) - что буквально означает переднюю часть дома. Он служил в качестве места, где посетители могли оставить своих лошадей или слонов перед входом в главную часть комплекса. Две уменьшенные копии главного мавзолея расположены в южных углах двора. Они расположены на небольшой платформе, подняться на которую можно по лестнице. На сегодняшний день не ясно, кто похоронен в этих могилах, но известно, что это женщины. В северных углах двора построены два небольших здания, они служили жильем для посетителей мавзолея и верующих. Эти сооружения были разрушены в 18 веке, но в начале 20 века их восстановили, после чего (до 2003 года) здание на востоке служило в качестве места для садовника, а западное как сарай.

Базар (Тадж Ганжи).

Базар (рынок) был построен как часть комплекса, изначально использовался для жилья работников, а затем в качестве места для хранения припасов и пространства, которое дополняет весь архитектурный ансамбль. Территория базара была небольшим городом во время строительства Тадж-Махала. Первоначально он был известен под именем Мумтазабад (Mumtazabad - город Мумтаз), а теперь называется Тадж Ганжи.

После строительства, Тадж Ганжи стал частым городом и центром экономической активности города Агра, сюда попадали товары со всех частей империи и мира. Область рынка постоянно изменялась, и после строительства в 19 веке, он перестал соответствовать оригинальному замыслу строителей. Большая часть древних зданий и построек была снесена или перестроена.

Другие постройки.

Комплекс Тадж-Махал с трех сторон окружен стеной из красного песчаника, а с четвертой стороны находиться набережная и река Ямуна. За стенами комплекса были построены дополнительные мавзолеи для других жен Шаха-Джахана, и мавзолей побольше для любимой горничной Мумтаз.


Водоснабжение.

Архитекторы Тадж-Махала снабдили комплекс сложной системой труб. Вода поступает из близлежащей реки Ямуна через систему подземных труб. Для того, чтобы набрать воду из реки использовали канатно-веревочную систему с ведрами, приводимую в движение несколькими волами.

В целях обеспечения необходимого давления в системе труб основной резервуар был поднят на высоту 9,5 метров, а для выравнивания давления по всей площади комплекса были использованы еще 3 дополнительных резервуара, находящихся в разных частях комплекса. Для того чтобы подвести воду ко всем частям памятника были использованы терракотовые трубы диаметром 0,25 метра, которые были закопаны на глубину 1,8 метра.

Оригинальная система труб по-прежнему присутствует и используется, доказывая мастерство строителей которые смогли создать систему, проработавшую почти 500 лет без необходимого технического обслуживания. Правда стоит отметить, что некоторые подземные водопроводные трубы все же были заменены в 1903 году, на новые трубы из чугуна.

Угрозы

В 1942 году для защиты Тадж-Махала от нападения Германии люфтваффе и позже японских ВВС по приказу правительства были возведены защитные леса. Защитные леса строились еще раз во время индийско-пакистанской войны в 1965 и 1971 годах.

Позже угрозы пришли от загрязнения окружающей среды по берегам реки Ямуна, в том числе от деятельности Матхура НПЗ. Из-за загрязнения на куполах и стенах Тадж-Махала образовывался желтый налет. Чтобы контролировать загрязнение памятника, индийское правительство создало зону вокруг него площадью 10 400 квадратных километров, где действуют строгие нормы выбросов.

Самолетам запрещено летать над Тадж-Махалом.

Недавно появилась угроза структурной целостности Тадж-Махала из-за снижения уровня грунтовых вод в бассейне реки Ямуна, который падает со скоростью около 5 футов в год. В 2010 году появились трещины в некоторых частях мавзолея и минаретах, которые окружают памятник. Это происходит из-за начавшегося, при отсутствии воды, процесса гниения деревянных опор основания памятника. По некоторым прогнозам гробница может рухнуть в течение пяти лет.

История Тадж-Махала.

Период правления Моголов (1632 - 1858 год)

Сразу после строительства Тадж-Махала, собственный сын Шаха-Джахана Аурангзеб помещает его под домашний арест. Когда Шах-Джахан умер, Аурангзеб похоронил его рядом с его женой внутри Тадж-Махала. Комплекс чист и за ним хорошо ухаживают почти сто лет, финансируются работы за счет налогов с рынка и богатой королевской казны. В середине 18 века расходы на содержание комплекса значительно снижаются, в результате за комплексом почти не ухаживают.

Во многих туристических путеводителях говорится, что после свержения Шах-Джахан из окон темницы многие годы, до смерти, печально любовался своим творением - Тадж-Махалом. Обычно в этих историях упоминается Красный форт - дворец Шах-Джахана, построенный им в зените правления, часть покоев которого его сын - Аурангзеб превратил в роскошную тюрьму для отца. Однако здесь публикации путают делийский Красный форт (в сотнях километров от Тадж-Махала) и Красный форт в Агре, также построенный Великими Моголами, но раньше, и который действительно находится рядом с Тадж-Махалом. Шах-Джахан, согласно индийским исследователям, содержался в делийском Красном форте и оттуда не мог видеть Тадж-Махала.

Британский период (1858-м-1947th)

Во время индийского восстания 1857 Тадж-Махал был разорен британскими солдатами и офицерами. В конце 19-го века британский вице-король в Индии лорд Керзон организовал работы по восстановлению Тадж-Махала, которые были завершены 1908 году. Кроме того, сады внутри Тадж-Махала были восстановлены в британском стиле, который сохранился и по сей день. 1942 году во время Второй мировой войны правительство приняло решение о создании защитных лесов над мавзолеем, опасаясь возможных атак немецкой люфтваффе, а позже японской императорской авиации.

Современный период (1947th -)

Во время войн между Индией и Пакистаном в 1965 и 1971 годах Тадж-Махал также окружали защитными лесами. Позже появились угрозы от загрязнения окружающей среды по берегам реки Ямуна, и в том числе от деятельности Матхура НПЗ. Из-за загрязнения на куполах и стенах Тадж-Махала образовывался желтый налет. Чтобы контролировать загрязнение памятника, индийское правительство создало зону вокруг него площадью 10 400 квадратных километров, где действуют строгие нормы выбросов. 1983 году Тадж-Махал был включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Легенды и мифы Тадж-Махала.

Черный Тадж-Махал.

Одина из самых известных легенд гласит, что Шах-Джахан планировал построить свой собственный мавзолей из черного мрамора на другом берегу реки Ямуны, симметричный Тадж-Махалу, и хотел соединить их серебряным мостом. Об этом могут свидетельствовать остатки черного мрамора через реку Ямуна, в саду «Лунный свет». Однако раскопки 1990-х годов показали, что это был белый мрамор, используемый для строительства Тадж-Махала, который с течением времени изменил цвет и стал черным. К подтверждению этой легенды можно отнести тот факт, что 2006 году после реконструкции бассейна в саду «Лунный свет», в его воде можно было увидеть темное отражение белого Тадж-Махала. Эта легенда стала известна из записок Жана-Батиста Тавернье (Jean-Baptiste Taverniera), европейского путешественника, посетившего Агру в 1665 году. В его записях отмечено, что Шах-Джахан был свергнут с престола своим сыном Аурангзеб до начала строительства черного Тадж-Махала.

Убийства и увечья рабочих.

Знаменитый миф рассказывает, что Шах-Джахан после строительства Тадж-Махала убивал или наносил увечья мастерам и архитекторам, чтобы они не смогли построить что-то настолько же великолепное. Некоторые другие истории утверждают, что строители подписали контракт, согласно которого, они обязуются не участвовать в строительстве любого аналогичного сооружения. Однако известно, что строители Тадж-Махала позже построили мечеть Джама Масджид (Jama Masjid) в Дели.

Итальянский архитектор.

В ответ на вопрос о том, кто проектировал Тадж-Махал? Запад создал миф об итальянском архитекторе, так как Италия в 17 веке была центром современного искусства. Основателем этого мифа является миссионер из ордена августинцев, отец Дон Манрике. Он провозгласил архитектором Тадж-Махал, итальянца по имени Джеронимо Веронео (Geronimo Veroneo) потому, что тот, в момент строительства, был в Индии. Утверждение очень спорное в связи с тем, что Джеронимо Веронео не был архитектором, он производил и продавал ювелирные изделия. К тому же, в ранних европейских источниках нет сведений о том, что архитекторы с Запада могли сделать проект в стиле других культур, с которыми ранее не были знакомы.

Снос Тадж-Махала британцами.

Хотя нет никаких конкретных доказательств, упоминается что британский лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в 1830-х) запланировал снос Тадж-Махал для продажи на аукционе белого мрамора, из которого тот построен. Его биографист Джон Росселли (John Rosselli) говорит, что эта история появилась из-за того, что Уильям Бентинк был связан с продажей мрамора снятого с форта Агры.

Тадж-Махал - храм бога Шивы.

Индийский историк P. N. Oak утверждает, что Тадж-Махал первоначально использовался как индуистский храм бога Шивы, и Шах-Джахан просто стал использовать его по-другому. Эта версия была отклонена как необоснованная и не имеющая доказательств в виде исторических фактов. Верховный суд Индии отказал P. N. Oak в прошении объявить Тадж-Махал памятником индуистской культуры.

Разграбление Тадж-Махала.

Хотя известно, что англичане захватили золото со шпилей Тадж-Махала, и драгоценные камни, которыми были украшены стены мавзолея, есть мифы, из которых следует, что из Тадж-Махала украдены многие другие украшения. История говорит, что кенотафы шаха и его жены были позолоченными и украшены бриллиантами, двери мавзолея были сделаны из резной яшмы, и пространство внутри было украшено богатыми коврами.

Экскурсии по Тадж-Махалу.

Тадж-Махал привлекает большое количество туристов. ЮНЕСКО документально зарегистрировал более 2 миллионов посетителей в 2001 году, в том числе более 200 тысяч из-за рубежа. Стоимость посещения двухуровневая, со значительно более низкой ценой для граждан индии и более высокой для иностранцев. Использовать автомобили с двигателем внутреннего сгорания рядом с комплексом запрещено, и туристы должны добраться до него либо пешком от автостоянки, либо воспользоваться электрическим автобусом.

Режим работы.

Памятник открыт для посетителей с 6 утра до 7 вечера, за исключением пятницы и месяца Рамадан, когда комплекс работает для верующих. Кроме того, комплекс открывается ночью на день полнолуния, за два дня до полнолуния и за два дня после полнолуния. Музей внутри комплекса Тадж-Махал открыт с 10:00 утра до 5:00 вечера, вход свободный.

Каждый год с 18 по 27 февраля в Агре, в том месте, где жили мастера-создатели Тадж Махала, проходит фестиваль Тадж Махотсав. Фестиваль посвящен искусству и ремеслу могольской эры и в целом индийской культуре. На фестивале можно увидеть процессии с участием слонов и верблюдов, шоу барабанщиков и красочность представления.

Стоимость и правила посещения.

Входной билет на территорию комплекса обойдется иностранцу в 750 рупий (435 рублей). Такая высокая стоимость объясняется тем, что она состоит из налога на вход Археологического общества Индии (250 рупий или 145 рублей) и пошлины Департамента по развитию Агры (500 рупий или 290 рублей). Детям до 15 лет вход бесплатный.

Билеты на ночные сеансы посещения культурного памятника стоят 750 рупий для иностранцев и 500 рупий для граждан Индии: они должны быть куплены за 24 часа до посещения в кассе Археологического общества исследования Индии на Mall Road. В стоимость билета входить пол-литровая бутылка воды, бахилы, карта-путеводитель по Агре, проезд на электротранспорте.

При входе в Тадж-Махал посетителям придется пройти процедуру досмотра: рамка, ручной досмотр, вещи просвечивают и в обязательном порядке досматривают вручную. Камеру и другие ненужные вещи необходимо сдать в камеру хранения. Снять мавзолей на видеокамеру можно только издалека. Вблизи только фотографировать. Внутри самого мавзолея фотографировать нельзя, за этим строго следят сотрудники комплекса.

На территорию комплекса запрещено проносить: еду, спички, зажигалки, табачные изделия, спиртные напитки, съестные припасы, ножи, электронные приборы, штативы.

Как добраться.

Город Агра хорошо связан с крупными городами страны и находится на Золотом треугольнике туристической цепи (Дели-Агра-Джайпур). можно несколькими способами.

1. Самолетом из Дели 2. Железной дорогой из любого крупного города 3. На автомобиле Расстояние до крупных городов:

Бхаратпур (Bharatpur) - 57 км, Дели (Delhi) - 204 км, Джайпур (Jaipur) - 232 км, Кхаджурахо (Khajuraho) - 400 км, Лакхнау (Lucknow) - 369 км

Лучшее время года для посещения Тадж Махала: с ноября по февраль. В другое время здесь обычно или слишком жарко, или слишком сыро.

Свойства камня, из которого построен Тадж Махал, таковы, что он меняет свой цвет в зависимости от угла падающего на него света. Таким образом, имеет смысл приехать сюда на рассвете и, проведя целый день, уехать на закате, чтобы вобрать в себя все многообразие красок. Чтобы увидеть шедевр в божественных золотистых оттенках, Вы можете заранее вечером приехать в один из отелей, расположенных неподалеку от Южных ворот (район Тадж Ганж) Тадж Махала и рано утром с открытием комплекса прийти сюда. В шестом часу утра у Вас есть шанс увидеть Тадж Махал в безмолвном одиночестве и во всем величии: днем территорию комплекса заполняют толпы туристов.

Сам город – Агра – довольно грязный и неприветливый, поэтому не стоит тратить много времени на поездку сюда. Одного дня вполне достаточно, чтобы прикоснуться к прекрасному и познать «легенду из камня».

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

Тадж Махал является самым грандиозным и загадочным архитектурным памятником, посвященным любви. Сегодня эта мечеть признана новым чудом света и находится под защитой ЮНЕСКО. Это знаменитое строение находится в Индии и не имеет аналогов в мире. Сюда ежегодно приезжают тысячи паломников, которых покоряет романтическая история его создания. Читайте в этой статье создание Тадж-Махала (Индия, Агра): интересные факты, фото, удобное время посещения и конечно, незабываемая история любви.

Тадж-Махал - история любви

С истории любви, что стала причиной строительства достопримечательности и нужно начинать знакомство с этим мавзолеем в Индии. История создания гласит, что мавзолей-мечеть Тадж Махал был построен по приказу Шах Джахана, правителя и императора Могольской империи. Великого правителя постигло большое горе, в родах четырнадцатого младенца умерла его любимая жена. Целый год император не мог смириться с потерей, а потом принял решение в память о покойной супруге возвести самую величественную и красивую усыпальницу на свете.

Так началось возведение храма, которое продолжалось целых 21 год. Эта история архитектурной жемчужины показывает, что сердце великого правителя целого народа принадлежало только одной женщине. Кстати любовь Джахана, Мумтаз была третьей женой в гареме. Девушка попала в гарем к правителю, когда ей исполнилось 19 лет, и все годы, что супруги были вместе, император не чаял в жене души. Архитектурный памятник входит в 7 чудес света современности.

Строительство и архитектура Тадж Махала

Остается загадкой, кто построил и был автором проекта Тадж Махала. В те времена труд архитекторов в исламском мире не был в почете, все лавры и слава о величии сооружений доставались заказчику, а потому в летописях в связи с возведением святыни упоминается лишь имя Шах Джахана. По мнению историков, основная идея строения принадлежала знаменитому в то время архитектору Устаду Ахмад Лахаури. Именно стиль этого зодчего отчетливо просматривается в архитектуре мечети.

Стройка началась зимой 1632 года. На строительстве было задействовано 20 000 человек, набранных из подданных императора и привезенных из соседних государств. Честью учувствовать в строительных работах удостаивались лишь самые лучшие мастера, ведь по задумке императора усыпальница любимой жены должна была стать совершенством.

Особенности архитектуры

Самой примечательной особенностью архитектуры этого строения является оптическая иллюзия, она удивляет не только туристов, но и именитых архитекторов. Иллюзия заключается в том, что человек привык, когда он приближается к объекту, объект увеличивается, кода отдаляется, объект, уменьшается. Здесь все наоборот. При приближении к храму, он визуально становится меньше, и чем вы ближе, тем храм меньше. А когда спиной вперед отходишь назад, строение становится все больше, и в итоге практически нависает над человеком.

Строение делится на две части, одна символизирует мирскую жизнь, другая жизнь загробную, непознанную и необъяснимую. Соединяет эти два мира дорожка с прудом, которая берет свое начало от арки мавзолея. Эта дорога перехода между двумя мирами.

Внутри достопримечательности туристов встречает шикарный восьмиугольный зал с роскошными колоннами. Стены усыпаны невероятной красоты драгоценными камнями и самоцветами, которые были собранны по всему миру. Послы правителя приезжали и в Россию за редкими сортами малахита и яшмы. За мраморной ширмой установлены два сияющих саркофага четы Джахан. На самом деле эти гробницы не настоящие, могилы супругов находятся под землей.

Разграбление гробницы

На сегодняшний день известно, что во время гражданского восстания 1857 года, англичанами было захвачено золото, которым были отделаны шпили усыпальницы. Также солдаты вынесли и большую часть драгоценных камней со стен Тадж-Махала. Многие утверждают, что разграбление было намного масштабней. По приданиям исчезли двери, выполненные из резной яшмы, а также бриллианты и персидские ковры.

Сегодня нельзя точно сказать, что было действительно похищено, но после восстания британский вице-король в Индии приложил все усилия на восстановление чуда света, потратив на это массу средств. Чтобы такое не повторилось в годы Второй мировой войны вокруг здания были возведены строительные леса, которые смогли замаскировать чудо света и оно осталось нетронутым.

Оседающий Дворец

Для возведения святыни строителями была сооружена специальная площадка, которая возвышалась на 50 метров над уровнем реки. Сегодня под воздействием природных факторов Тадж-Махал стал оседать. Это вызывает серьезные опасения местных властей, ведь святыня покрывается трещинами и, по мнению многих специалистов, она может попросту разрушиться в скором времени.

Сегодня разрабатываются многочисленные проекты, которые смогли бы остановить разрушение Тадж-Махала, но единого мнения как сохранить святыню, до сих пор нет. Есть и другое мнение, некоторые археологи утверждают, что серьезной опасности для сохранности святыни нет. По результатам их исследований осадку здание дало незначительную и за 70 лет наблюдений, его состояние осталось удовлетворительным.

Тадж-Махал является, наверное, самым известным и самым привлекательным туристическим объектом в Индии. И понятно, почему – он потрясающе красив. Он – чудо. Его хотят увидеть очень многие, и за год его посещают от 3 до 5 миллионов туристов. Хотя с формальной точки зрения Тадж-Махал представляет не индийскую, а персидскую архитектуру. Но именно он стал визитной карточкой Индии.

Как известно, Тадж-Махал построен по повелению падишаха империи великих моголов Шах-Джахана в память о любимой жене Мумтаз-Махал, которая умерла в 14-х родах.

Да уж, по нынешним временам не стала бы рожать этого ребёнка, детей уже и так более чем достаточно. И жили бы они долго и счастливо.

Но кто бы тогда знал о 3-й жене пятого могольского падишаха. А так безутешный Шах-Джахан (что значит «повелитель мира») повелел построить усыпальницу для любимой. Которую и строили более 20 лет (с 1630 по 1652 годы) примерно 20 000 рабочих под руководством архитекторов со всего мусульманского мира. Для перевозки грузов в строительстве были задействованы до тысячи слонов и множество лошадей и волов.

Белоснежный мрамор на строительство привозили за 300 км, а другие материалы для возведения усыпальницы доставлялись не только со всей Индии, но и из-за рубежа.

Когда Тадж-Махал был построен, проблему разборки лесов и вспомогательных сооружений решили, как и после строительства нашего Зимнего дворца. А именно — разрешили окрестным жителям забирать эти материалы бесплатно. Что и было сделано за очень короткий срок (по легенде — за одну ночь).

Имена архитекторов, руководивших созданием чуда, известны. Это Дешенов-Ану, Макрамат Хан и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают перса Лахаури. По другой версии, главным архитектором был турок Иса Мухаммед Эфенди.

Есть легенда, что мастеров, сотворивших чудо, ослепили и отрубили им руки, дабы не сотворили ничего подобного. Но вроде бы это лишь легенда, подтверждений ей нет.

Потрачено на строительство Тадж-Махала было столько, что казна практически опустела, и огромное и богатейшее государство моголов стало приходить в упадок. В этом я сомневаюсь. Уж больно богатая страна Индия.

Тем не менее, после завершения строительства Шах-Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заточён в тюрьму. Строительство такого же, но чёрного мавзолея, симметричного белому, на другом берегу реки Джанмы, прекращено. Про чёрный мавзолей многие исследователи говорят, что это всего лишь легенда. Но согласитесь, красивая. А судя по одержимости создателей мавзолея идеей симметрии, и правдоподобная.

Аурангзеб, хоть и держал отца 20 лет в тюрьме, всё же похоронил его рядом с Мумтаз-Махал, его любимой женой и своей матерью. И надгробье Шах-Джахана, которое побольше, чем надгробье Мумтаз-Махал, — это единственное, что не симметрично в полностью симметричном Тадж-Махале.

А вот жалостливый рассказ о том, что Шах-Джахан 20 лет, которые он провёл в заточении в Красном форте, смотрел из окна на мавзолей любимой, — всего лишь легенда. Да, он был заточён в Красном форте, но не в Агре, а в , за 250 км от Агры.

Тадж-Махал по мере упадка государства Великих Моголов тоже стал потихоньку приходить в запустение.

Англичане, захватившие Индию после моголов, даром что цивилизованные и образованные, потихоньку выковыривали полудрагоценные камни из стен мавзолея. И при них его золотой шпиль был заменён на точную бронзовую копию.

После получения Индией независимости Тадж-Махал стал важнейшим музеем, а в 1983 году был объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из-за превышения концентрации вредных веществ в воздухе мрамор темнеет. Но каждый год Тадж-Махал чистят, и, на мой неискушённый взгляд, выглядит он отлично. Вызывает опасение обмеление реки Джанма и, как следствие, проседание грунтов в основании мавзолея.

И ещё. Индуистские националисты говорят, что Тадж-Махал — не индийское произведение, что построен он на месте разрушенного индуистского храма и потому нужно бы его снести. Насколько это серьёзно, говорит тот факт, что вице-премьеру Индийской республики пришлось посетить Тадж-Махал и после этого сделать заявление, что он очень красив и, поскольку строили его индийцы, то является индийским творением.

Экскурсия в Тадж-Махал

Утро выдалось несколько туманным. Что настораживало, поскольку в интернете пишут, что зимой можно и совсем не увидеть Тадж-Махал из-за тумана. Как написала одна туристка: «Смогла его только пощупать».

Нас привезли на автобусе с электродвигателем к кассам Тадж-Махала. Машинами с двигателями внутреннего сгорания там пользоваться нельзя, чтобы не загрязнять воздух.

Мы купили билеты, для иностранцев они стоят 1000 рупий, это самая дорогая экскурсия в туре « ».

Нас проверили не менее строго, чем при посадке в самолёт, с прохождением через рамку и ощупывание.

На входе стоят огромные красные ворота с 11-ю маленькими башенками. Это характерная особенность мусульманских сооружений в Индии: в окружённый стенами двор можно попасть через ворота с башенками.

Пройдя через относительно небольшую арку, наконец, выходишь к Мавзолею. Здесь первое чудо: когда идёшь через арку, Тадж-Махал кажется огромным и занимает весь проём, а когда выходишь, то видишь, что до него далеко, и он кажется маленьким. Тут возникает первое «ах».

До Тадж-Махала идёшь вдоль вытянутого прямоугольного бассейна, дно которого окрашено в синий цвет. Поэтому вода кажется синей. Вода, надо отдать должное, прозрачная, чего в условиях тропиков добиться очень трудно. А вот дно бассейна не очень чистое.

Дорожки, ведущие к мавзолею, обсажены невысокими кипарисами, вдоль них разбиты стриженые газоны. Говорят, что изначально здесь были разбиты цветники из роз, а газоны – это уже английское нововведение. Англичане не знают ничего краше ровных газонов, а здесь, думается, лучше бы подошли розы.

Тадж-Махал лучше всего смотрится издалека. Что тут сказать: чудо – оно и есть чудо, это нужно видеть.

Перед тем, как подняться к самому мавзолею, нужно надеть выдаваемые при покупке билета белые бахилы.

Когда подходишь, то становятся видны швы между мраморными блоками, минареты становятся похожими на обычные маяки. Не воспринимается Тадж-Маахал по частям, не распадается. Его нужно видеть целиком.

С высокой, вымощенной мраморными плитами площадки вокруг мавзолея видна неприглядная река Джамна с мутной водой. Река со стороны мавзолея и с противоположного берега огорожена колючей проволокой. В нашу бытность в воде около берега лежала дохлая корова. Говорят, с другого берега полюбоваться Тадж-Махалом сейчас не получится. «Там живёт армия», — сказал гид.

Но и рядом Тадж-Махал красив. Впечатляют узоры из мрамора и мозаики из полудрагоценных камней. Украшают стены и изящные арабские надписи.

Внутри мавзолея фотографировать нельзя. Но я этого не понял и сделал несколько кадров, пока мне не сказали. Однако внутри и нет ничего особенного. Там стоят 2 надгробия, побольше – шаха, поменьше – Мумтаз-Махал. Свет проникает через ажурные мраморные решётки, но его мало. Внутри – полутьма.

По бокам от мавзолея ещё 2 симметричных здания. Одно – действующая мечеть, другое – караван-сарай, или, по-русски, гостиница. Они тоже неплохи, но никакого сравнения с мавзолеем.

Полюбовавшись на мавзолей вблизи, мы отправились на выход, бросая взгляды на удаляющееся чудо.

Тадж-Махал – признанный символ вечной любви, ведь он был создан ради женщины, покорившей сердце Императора Великих Моголов Шах-Джахана. Мумтаз-Махал была его третьей женой и умерла при родах их четырнадцатого ребенка. Чтобы увековечить в памяти имя возлюбленной, падишах задумал грандиозный проект по возведению мавзолея. Строительство заняло 22 года, но сегодня это образец гармонии в искусстве, отчего туристы со всего мира мечтают посетить чудо света.

Тадж-Махал и его строительство

Чтобы возвести величайший в мире мавзолей, падишах задействовал более 22 000 людей со всей империи и прилегающих государств. Лучшие мастера трудились над мечетью, чтобы довести ее до совершенства, соблюдая полную симметрию согласно планам императора. Изначально участок земли, на котором планировалось установить гробницу, принадлежал махарадже Джай Сингху. Шах-Джахан отдал ему взамен на пустующую территорию дворец в городе Агра.

Сначала проводились работы по подготовке почвы. Территорию, превышающую по площади гектар, перекопали, заменили на ней грунт для устойчивости будущего здания. Фундаментом стали вырытые колодцы, которые заполнили бутовым камнем. В ходе строительства использовался белый мрамор, который приходилось везти не только из разных уголков страны, но даже из соседних государств. Чтобы решить проблему с транспортировкой, пришлось специально изобрести повозки, сконструировать подъемный пандус.

Только усыпальница и платформа к ней строились около 12 лет, остальные элементы комплекса возводились в течение других 10 лет. За эти годы появились следующие сооружения:

  • минареты;
  • мечеть;
  • джаваб;
  • Большие ворота.


Именно из-за такой протяженности во времени, нередко возникают споры относительно того, сколько лет строили Тадж-Махал и какой год считать моментом окончания работ по возведению достопримечательности. Строительство началось в 1632 году, а все работы завершились к 1653, сам мавзолей был готов уже в 1643. Но как бы долго не длились работы, в результате в Индии появился поражающий воображение храм высотой 74 метра, а окружают его сады с впечатляющим бассейном и фонтанами.

Особенность архитектуры Тадж-Махала

Несмотря на то, что постройка является настолько значимой с культурной точки зрения, до сих пор нет достоверной информации о том, кто на самом деле был главным архитектором усыпальницы. В ходе работ привлекались самые лучшие мастера, был создан Совет архитекторов, а все принимаемые решения исходили исключительно от императора. Во многих источниках считается, что проект создания комплекса исходил от Устад Ахмад Лахаури. Правда, при обсуждении вопроса о том, кто построил жемчужину архитектурного искусства, нередко всплывает имя турка Иса Мухаммед Эфенди.

Впрочем, не имеет особого значения, кто построил дворец, так как он является символом любви падишаха, стремившегося создать уникальную усыпальницу, достойную его верной спутницы жизни. По этой причине в качестве материала был избран белый мрамор, обозначающий чистоту души Мумтаз-Махал. Стены гробницы украшены драгоценными камнями, выложенными в затейливые картинки, чтобы передать удивительную красоту жены императора.

В архитектуре переплетаются несколько стилей, среди которых прослеживаются нотки из Персии, ислама и Средней Азии. Главными достоинствами комплекса принято считать шахматный пол, минареты высотой в 40 метров, а также удивительный купол. Особенностью Тадж-Махала является использование оптических иллюзий. Так, например, надписи из Корана, написанные вдоль арок, кажутся одинакового размера на всей высоте. На самом деле буквы и расстояние между ними сверху значительно больше, чем внизу, но человек, заходящий внутрь, не видит этой разницы.

На этом иллюзии не заканчиваются, так как наблюдать за достопримечательностью нужно в разное время суток. Мрамор, из которого он сделан, полупрозрачный, поэтому днем кажется белым, на закате солнца приобретает розоватый оттенок, а ночью под лунным светом отдает серебром.

В исламской архитектуре невозможно обойтись без изображений цветов, но то, насколько мастерски был сделан памятник из мозаики, не может не впечатлить. Если приглядеться, можно заметить десятки драгоценных камней, инкрустированных всего на паре сантиметров. Такие детали встречаются внутри и снаружи, потому что весь мавзолей продуман до мелочей.

Вся конструкция имеет осевую симметрию снаружи, поэтому некоторые детали были достроены лишь для поддержания общего вида. Интерьер также симметричен, но уже относительно гробницы Мумтаз-Махал. Общую гармонию нарушает лишь надгробие самого Шах-Джахана, которое уже после его смерти установили рядом с возлюбленной. Хотя для туристов не имеет значения, как выглядит симметрия внутри помещения, потому что оно украшено настолько изысканно, что взгляд разбегается, и это учитывая то, что большую часть сокровищ разграбили вандалы.

Для возведения Тадж-Махала потребовалось установить массивные леса, при этом решено было использовать для этого не привычный бамбук, а прочный кирпич. Мастера, работавшие над проектом, утверждали, что разбирать созданную конструкцию придется годами. Шах-Джахан пошел другим путем и объявил, что каждый желающий может забрать столько кирпичей, сколько сможет унести. В результате конструкция была разобрана жителями города за несколько дней.

История гласит, что по завершении строительства император приказал выколоть глаза и отрубить руки всем мастерам, сотворившим чудо, чтобы они не могли воспроизвести подобные элементы в других работах. И хотя в те времена многие действительно использовали такие методы, считается, что это лишь легенда, и падишах ограничился письменным заверением о том, что архитекторы не будут создавать похожий мавзолей.

На этом интересные факты не заканчиваются, ведь напротив Тадж-Махала должна была быть такая же гробница для индийского правителя, но из черного мрамора. Об этом кратко было изложено в документах сына великого падишаха, но историки склоняются к тому, что в них речь шла об отражении существующей усыпальницы, которая из бассейна кажется черного цвета, что также подтверждает страсть императора к иллюзиям.

Существуют споры о том, что музей может разрушиться из-за того, что река Джамна с годами мельчает. Недавно на стенах были найдены трещины, но это вовсе не значит, что причина кроется лишь в реке. Храм расположен в городе, где на него влияют различные факторы, связанные с экологией. Некогда белоснежный мрамор приобретает желтый оттенок, поэтому его приходится часто чистить белой глиной.

Для тех, кому интересно, как переводится название комплекса, стоит сказать, что с персидского оно значит «величайший дворец». Впрочем, существует мнение, что тайна кроется в имени избранницы индийского принца. Будущий император был влюблен в свою кузину еще до брака и называл ее Мумтаз-Махал, т. е. Украшение Дворца, а Тадж, в свою очередь, значит «венец».

Туристам на заметку

Не стоит и перечислять, чем знаменит великий мавзолей, ведь он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также считается Новым чудом света. В ходе экскурсии обязательно расскажут романтичную историю о том, в честь кого был построен храм, а также дадут краткое описание этапов строительства и откроют секреты, в каком городе есть похожее строение.

Чтобы посетить Тадж-Махал, потребуется адрес: в городе Агра необходимо добраться до State Highway 62, Tajganj, Uttar Pradesh. Фотографии на территории храма разрешается делать, но только на обычную аппаратуру, профессиональное оборудование здесь строго запрещено. Правда, многие туристы делают красивые фото за пределами комплекса, просто нужно знать, где находится смотровая площадка, с которой открывается вид сверху. На карте города обычно указывается, откуда можно увидеть дворец и с какой стороны открыт вход на территорию комплекса.