Замки крестоносцев в святой земле. Сирия до войны: Замки крестоносцев Замки крестоносцев на святой земле

Ещё одна несомненная ценность иорданской земли – многочисленные замки эпохи крестовых походов, в изобилии разбросанные по всей территории страны.

Замок Шобак (Shawbak или Shobak) в Иордании, известный также мусульманским хронистам как Монреаль (Montreal), был построен во времена крестовых походов первым королем Иерусалимского королевства. Замок находится в 120 км от Керака, и в 35 км. от всемирно известного города Петра и является первым, и крупнейшим на тот период, замком крестоносцев в Заиорданье.

После завоевания Иерусалима в 1099 г. крестоносцы постепенно расширяют свои владения в Святой Земле. В 1100 г. первым королем Иерусалимского королевства после смерти Готфрида Бульонского становится его брат - Балдуин I (Baudouin Ier), граф Эдесский. В 1115 г. Балдуин I отправляется в поход для завоевания Трансиордании, обширной территории к востоку от Иордана, в древности называвшейся Идумея. Там для упрочения своего положения он закладывает замок Шобак. Первые укрепления были построены за 18 дней и в строительстве принимал участие сам Балдуин I. По этой причине замок и получил название среди крестоносцев - Монреаль или "Королевская гора" (Mont Royal).

Замок занимал стратегическое положение, возвышаясь на холме над долиной, и позволял контролировать пути паломников и караванов из Сирии на Аравийский полуостров. Король Балдуин I брал плату за проход мимо замка и тем самым пополнял казну королевства. Первым кастеляном Шобака стал Роман ле Пюи (Roman le Puy). Замок был во владении Королевства Иерусалимского до 1142 г., после чего он перешел во владения Трансиордании. В этом же году для защититы границ королевства к северу от Шобака король Фульк Иерусалимский построил замок Керак.

Вместе с Караком в двух замках находилось 60 рыцарей. Владельцем Шобака был Филип де Мильи (Philip de Milly), а затем после свадьбы на Стефани де Мильи (Stephanie de Milly) Монреаль перешел в руки Рено де Шатийона (Raynald de Chatillon). Из замка Рено предательски, несмотря на перемирие, нападал на безоружные караваны проходившие мимо. В замке были построены корабли, которые он затем перетащил по земле к Красному морю, чтобы напасть на Мекку. Правителем Аюбидов в это время был Салах-ад-Дин (известный в Европе как Саладин). Подобную наглость было сложно оставить безнаказанной, и он выступил с войсками против королевств крестоносцев. В 1187 году он взял Иерусалим, а чуть позже осадил замок Шобак.

Благодаря удачному расположению Шобака Саладину не удалось воспользоваться осадными машинами, однако из-за истощения запасов замок сдался через два года осады в мае 1189 г. Согласно легендам защитники замка настолько страдали от истощения, что им пришлось продать своих жен за еду, а их глаза ослепли от недостатка соли. Осадой Шобака руководил Аль-Малик аль-Адиль (al–Malik al-Adil). После сдачи замка он позволил всем защитникам добраться до Антиохии и даже выкупил их жен. Позже замок был захвачен Мамлюками и полностью ими перестроен, а от первоначального плана Шобака осталось не так много. Название Шобак носит не только замок, но и с десяток деревень вокруг него.

Замок Шобак находится на расстоянии около 35 км от всемирно известной Петры на высоте нескольких десятков метров над проходящей у его подножия дороги. Размеры замка около 175 на 90 м. Есть три стены укреплений практически идеальной эллиптической формы. На территории замка два религиозных сооружения - одно из них во внутреннем дворе - церковь с тремя приделами. Ее руины привлекают туристов уже полтора столетия. Восточная сторона церкви выходит за линию крепостной стены, формируя внешнее укрепление, контролирующее подходы к воротам замка.

Второе строение похоже на часовню в замке аль-Вуайра (al-Wu’aira) в Петре. Несмотря на это точной информации о назначении обоих строений нет. Также на территории Шобака находится несколько руин хозяйственных построек, а стены испещрены арабскими надписями, повествующими о том, как со временем менялся замок Шобак. Внутри крепостных стен также располагался родник с пресной водой. Чтобы попасть в него необходимо было спуститься на 375 ступенек внутрь скалистого холма, на котором располагался замок. В настоящее время археологи восстановили туннель где-то до 150 ступенек.

Согласно исследованиям, если высота ступенек не меняется с уходом вглубь, то родник находится на глубине около 75 метров. При входе в замок Шобак можно увидеть башню с красивыми арабскими письменами. В целом, бродя по развалинам, можно найти несколько зданий в европейском стиле (в т.ч. и готическом), в то время как некоторые напоминают Каир времен Мамлюков. На восточном склоне холма, согласно арабским источникам, когда-то было достаточно крупное укрепленное поселение.

Замок открыт для посещения в любое время суток, никаких экскурсий по замку не проводится. В последние годы на территории замка работала итальянская археологическая экспедиция. Результаты их исследований можно посмотреть здесь. Т.к. замок находится в 35 км. от Петры, то самое удобное заехать в него по дороге или возвращаясь обратно. Для этого достаточно попросить об остановке у замка водителя. По дороге встречаются указатели, так что заблудиться достаточно сложно.

В 150 км к югу от Аммана лежит Керак – один из наиболее хорошо сохранившихся и один из крупнейших замков крестоносцев, главный опорный пункт в Заиорданье. Он стоит на Королевской дороге, важнейшем торговом пути Ближнего Востока, который начинался в Египте и шел вдоль Дамаска и реки Евфрат. Замок является цитаделью города, расположен на высоте 1000 м над уровнем моря и окружен с трех сторон долиной. С крепостных стен Карака можно разглядеть Мертвое море, а у подножия в настоящее время проживает порядка 200 тыс. человек.

Сооружение замка крестоносцами началось в 1140х годах под руководством Пайена де Мильи (фр. Payen le Bouteiller), дворецкого короля Фулька V Иерусалимского (фр. Foulque V), известного как Фульк Молодой. Крестоносцы назвали его Crac des Moabites или "Kerak in Moab", как часто упоминается в литературе. Строительство замка заняло около 20 лет и закончилось только в 1161. В силу своего расположения к востоку от реки Иордан, Керак позволял контролировать как пастухов-бедуинов, так и торговые пути из Дамаска в Египет и Мекку.

Продолжатели Пайена де Мильи, племянники Морис (Maurice) и Филипп де Мильи(седьмой по счету Великий Магистр Тамплиеров), добавили башни и защитили северную и южную стороны замка с помощью глубоких рвов (ров на юге служил также для хранения воды). В 1176 Рено Шатийонский получил во владение этот замок после свадьбы на Стефаньи де Мильи, дочери Филиппа де Мильи. Из Керака Рено совершал свои набеги на торговые караваны и даже попытался осадить святыню мусульман Мекку. В 1184 г. Саладин встал у стен крепости в ответ на разбойничьи нападения и многократные нарушения перемирия со стороны Рено.

Любопытно, что осада города проходила во время венчания Изабеллы Иерусалимской. После переговоров сторон Саладин милостиво согласился не направлять снаряды осадных орудий на часть замка, где проходило венчание. Подоспевший на выручку Рено, король Балдуин IV, спас город от Саладина, впрочем ненадолго. Спустя очень короткое время замок вновь был осажден и сдан гарнизоном замка зимой 1188 г. Известно, что во время осады защитникам замка пришлось продавать женщин и детей в рабство (Похожие события имели место и при осаде крепости Монреаль). После перехода к мусульманам Карак играл стратегическую роль в регионе в течение следующих двух столетий. В 1263 г. правитель мамелюков Бейбарс укрепил замок и построил на северо-западе дополнительную башню.

Во время правления мамелюкского султана ан-Насир Ахмада Карак стал столицей всего королевства мамелюков и смог выдержать 8 крупных осад до тех пор, пока не был взят племянником султана ас-Салих Исмаилом. На крепостных стенах Карака были впервые опробованы первые пороховые орудия мамлюков. За свою историю Карак осаждался огромное множество раз, однако его никогда не пытались взять приступом вплоть до XIX в. В 1840 году при захвате замка египетским Ибрагим Пашой большая часть укреплений была разрушена.

Несмотря на то, что укрепления серьезно пострадали с течением времени, а также от войн и землетрясений, старому городу и крепости до сих пор удается доминировать над окружающим ландшафтом. Чтобы попасть в замок необходимо подняться из глубокого w?d?s ("долина" по-арабски). После чего вы попадаете на огромное плато длиной около 850 метров, где расположены старый город и цитадель.

Последняя около 220 метров в длину и 125 метров в ширину на севере и 40 метров в южной части, где узкая низина, углубленная и превращенная в ров, отделяет замок от прилегающего гораздо более высокого холма (это была любимая позиция Саладина для установки осадных орудий). Внутри замка легко отличить грубую и темную кладку крестоносцев от аккуратно отесанных блоков более светлого и мягкого известняка, который принадлежит более позднему, "арабскому" периоду.

Замок представляет собой темный лабиринт каменных сводчатых залов и бесконечных коридоров. Лучше всего сохранилось подземелье - в него ведет массивная железная дверь. Сам по себе замок поражает больше интересными архитектурными решениями, чем красотой.

В 66 км. к югу-западу от Аммана, в Мукавваре, лежит крепостной замок Моакр. В 20 км. западнее Джераша расположен Аджлун, известный своим замком-крепостью Кальат Аль-Рабад (1184 г.), построенной племянником знаменитого арабского султана Салах Ад-Дина (Салладина).

Аджлюн - замок был построен здесь в 1184. Прекрасный образец исламской архитектуры, замок доминирует надо всем пространством северной оконечности долины реки Иордан, включая множество пересекающих это пространство путей. Замок Аджлюн представляет собой популярный туристический объект, благодаря, во-первых, прекрасно сохранившемуся до наших дней лабиринту лестниц, галерей, залов и башен, чьи каменные ступени ожидают гулких шагов увлечённого историей Средневековья путешественника, а во-вторых, благодаря поистине захватывающему дух виду на долину реки Иордан, который открывается перед вами с высот крепости.

В Петре и её окрестностях лежат две полуразрушенных крепости - Хабис и Вуэйра. Кроме этих крепостей, есть еще несколько сооружений построенных в эпоху крестовых походов, а так же в эпоху османского владычества. Но зачастую они не очень удобно расположены - на их посещение вам понадобится довольно много времени. Кроме того, степень их сохранности далека от идеальной.

«Замки крестоносцев были именно той приманкой, на которую Сирия «зацепила» меня с самого начала. Я помнил, как еще в школе зачитывался приключениями отважного короля Ричарда Львиное сердце и других благородных рыцарей, отправлявшихся в многолетние крестовые походы и сооружавших вдали от дома неприступные цитадели. И тут неожиданно выяснилось, что все это не сказка! Несмотря на войны и разрушения, сумрачные цитадели воинов креста сохранились и до сих пор стоят продуваемые всеми ветрами на скалистых холмах далекой Сирии…

БАНИЯС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Маркаб. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Не отправиться в путешествие, чтобы увидеть замки крестоносцев я не мог. Но на все замки времени у меня не было. Поэтому среди множества я выбрали три, которые показались мне наиболее привлекательными. Конечно, Крак де Шевалье, именно он до идущей сегодня гражданской войны в Сирии признавался всеми как самый хорошо сохранившийся. Кроме того — черно-серый Маркаб почти на самом побережье Средиземного моря и грандиозный замок Салахаддина, в который я и отправился первым…»

Центрировать карту

Движение

На велосипеде

Проездом

В гостях у Сайта для любознательных путешественников — Дмитрий Воздвиженский, мой коллега, журналист, фотограф, опытный путешественник. Этой статьей мы продолжим серию материалов под общим названием «Сирия до войны», расскажем о том, какой была эта страна еще совсем недавно, и о том какую Сирию мы безвозвратно потеряли.


Али Бита – не потомственный аристократ и не наследник миллионера. Но с самого рождения он жил в огромном средневековом замке — замке Салахаддина. До войны он был местом паломничества туристов. А когда-то это были просто никому не нужные развалины. Вот предки Али Бита – простые бедуины — взяли и поселились здесь.

В начале 20-го века это была территория Турции. Турки на замок, который назывался Сон, никакого внимания не обращали – хватало других, более насущных забот.


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Сон, замок Салахаддина. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

А потому местное население с удовольствием пользовалось постройками, которые были сооружены отважными крестоносцами больше восьмисот лет назад. Теперь замок известен во всем мире, как один из шедевров крепостного зодчества. Бедуинов, конечно, уже давно переселили на новые места, а Али Бита, который провел здесь все свое детство решил остаться среди родных руин навсегда и работал смотрителем.

Али Бита, смотритель замка: «Моя семья жила здесь очень давно, и я тут родился и вырос. Я так привык к этим камням, что решил остаться среди них. Вот уже несколько десятков лет я работаю смотрителем и знаю здесь каждый уголок».


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Сон, замок Салахаддина. Крепостной ров. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Замок Сон превратился в замок Салахаддина в 1957 году, сирийские власти назвали его так в честь великого арабского завоевателя, который сумел очистить Ближний Восток от европейских рыцарей. Взятие этой неприступной крепости считается одним из ключевых моментов той далекой военной кампании. Штурм длился всего несколько дней.

Это звучит невероятно. Мощные стены замка были окружены огромным рвом. В монолитной горе крестоносцы прорыли канаву глубиной в целых 30 метров. Это высота десятиэтажного дома. Причем долбили ров, естественно, без взрывчатки и экскаваторов, только кирками и лопатами. Потребовалось на это сто лет, но это уже детали. Само время тогда шло гораздо медленнее.


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — цитадель замка Сон, замка Салахаддина. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Сверху ров венчал мощнейший донжон – отдельно стоящая и самая неуязвимая башня. В замке Сон рыцари чувствовали себя в абсолютной безопасности. Атаковать крепость в лоб мог только полный безумец. Но Салахаддин и не стал этого делать. Он окружил замок, а потом без особого труда захватил нижний двор, пробив брешь в стенах из катапульт. Крестоносцы считали, что его потеря не осложнит оборону. Но они просчитались. В итоге Салахаддин позволил им уйти, заплатив выкуп: 10 динаров с мужчин, 5 с женщин и 2 динара с ребенка.


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Сон, замок Салахаддина. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Али Бита гостеприимно напоил нас чаем. Он говорил, что чувствовал себя настоящим хозяином, таким же как Роберт де Сон, строивший эти фантасмагорические укрепления или Салахаддин, взявший их почти без боя.

Али был уверен, что замок погубили именно его циклопические его размеры. Это был самый большой из всех замков крестоносцев: площадь — более пяти гектаров. Укрепить его целиком так же надежно, как со стороны донжона, рыцари не могли. Да и для того, чтобы защищать такие длинные стены нужно было очень много воинов. А их у крестоносцев и не оказалось.

Салахаддин прекрасно понимал эту крепостную математику и скорее всего именно поэтому даже не пытался штурмовать самый маленький из рыцарских замков – Крак де Шевалье…

Сон, замок Салахаддина

Сон, замок Салахаддина

Сон, замок Салахаддина

Сон, замок Салахаддина

Знаменитый авантюрист Лоуренс Аравийский назвал его самым восхитительным из всех замков мира. Путешествовать Сирии и не побывать здесь – все равно, что побывать в Москве и не взглянуть на Кремль.


Плох тот турист, который не мечтает отколоть камушек от древней постройки: замка, пирамиды или храма. Делать это строго запрещено, как никак – памятник истории. Но существует особый род путешественников, на которых это правило не распространяется. Такие туристы называются археологами и делают они свое дело исключительно ради науки. Люди, увлеченно разбиравшие крышу средневекового донжона, оказались сирийскими и немецкими археологи. Их энтузиазм вполне объясним: последние серьезные исследования замка проводили еще при французах, в середине тридцатых годов. И с тех пор у ученых накопилось немало вопросов к этой твердыне.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Это потом появляются серьезные научные статьи и солидные монографии, а пока археологи похожи на любопытных детей, ищущих сказочные пиратские клады.

Торальф Буркерт — археолог: «Посмотрите, как это интересно. Вот цемент, который здесь оставили французы. Он, скорее всего, пропускал воду, а потому все камни, что находятся под ним, сырые. Это песчаник, крестоносцы обычно строили из него, а что это за камни, и откуда они взялись, сказать трудно. Может от французов, может турки работали, но вряд ли это осталось здесь со средних веков».


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Французы в тридцатых годах провели здесь серьезную реставрацию. Они переселили отсюда целую алавитскую деревню. Проводили специальные рельсы, чтобы расчистить завалы. Поработали не зря. Здесь есть на что посмотреть. Крак де Шевалье стоит на вершине горного хребта, на высоте шестисот пятидесяти метров над уровнем моря. Вокруг нет ни гор, с которых можно было бы обстреливать цитадель, ни густых зарослей, в которых мог бы скрываться противник. Крак де Шевалье был построен в очень важном месте – проходе между средиземноморским побережьем и внутренними районами Евфрата и долины Бекаа. Маленький гарнизон этой крепости мог остановить целую армию.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Современный облик Крак де Шевалье приобрел во второй половине двенадцатого века. В то время крепость перешла в руки рыцарей-госпитальеров. Именно они построили второй ряд оборонительных сооружений, который позволил выдержать многочисленные атаки арабских воителей. Крак де Шевалье почти в три раза меньше, чем замок Салахаддина. Франки отказались от сооружения нижнего двора, а потому замок было легче защищать.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Каждый, кто слышал рассказы об этом удивительном замке, представляет себе могучую христианскую твердыню. Но с виду этот замок рыцарей вовсе не так устрашающ, как многие другие не столь знаменитые крепости. Он очень компактен, а издали выглядит просто миниатюрным. Но небольшие размеры как раз и делали этот бастион неприступным. В лучшие военные кампании гарнизон увеличивался до четырех тысяч человек, что позволяло создать невероятно плотную оборону и отражать любые нападения.

Крак де Шевалье был взят уже в конце 13 века, когда позиции крестоносцев на Ближнем Востоке сильно ослабли. Войска султана Бейбарса с большими потерями захватили его после полуторамесячной осады. Ияс Алхаты, участник сирийско-германской археологической экспедиции, считал, что Крак де Шевалье — лучший рыцарский замок на всем Ближнем востоке.

Ияс Алхаты – археолог: «Это уникальный замок. Здесь все особое – архитектура, земля, атмосфера. Мое любимое место в Сирии, это, конечно, Пальмира, но Крак де Шевалье тоже вне конкуренции. Второго такого замка невозможно найти нигде в мире».


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

В своей любви к средневековым замкам Ияс был совсем не одинок. Этими совсем не сирийскими сооружениями гордятся многие сирийцы. Всего в Сирии сохранилось больше десятка превосходных крепостей времен крестовых походов. Ими усеяно практически все побережье. Прогулки по бывшим цитаделям европейских рыцарей до гражданской войны были развлечением популярным и полезным. В некогда облюбованные франками места приезжали целые семьи с детьми, группы студентов и молодые пары. Замки крестоносцев — это не только величественная архитектура, но и величественные пейзажи. Крепости возводили обычно на вершинах гор и холмов, а потому пейзажи с полуразрушенных стен открываются поистине потрясающие.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

На вершине крепостной башни начинаешь чувствовать историю. Поражаешься упорству, с которым можно было строить и защищать, захватывать и разрушать такие фантастические сооружения. Проведя хотя бы полдня в настоящей средневековой крепости Сирии, начинаешь совсем по-другому смотреть на весь Ближний Восток. А посещение антикварных магазинчиков Алеппо или Дамаска потом превращается в увлекательные поиски потерянных сокровищ…

Большинство из них сделаны в соседнем квартале. Но впечатленные замками туристы были сами рады обманываться и с удовольствием покупали эти реликвии. Ведь Салахаддин для Сирии — это такой же сирийский бренд как Наполеон – для Франции.

ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский. ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Этот человек умел воевать, он сломал хребет рыцарским орденам и изгнал европейцев с Ближнего Востока. Парадокс, но его гробница в Дамаске была приведена в надлежащий вид исключительно из-за визита в город европейского монарха, германского императора Вильгельма второго. Могила Салахаддина едва не потерялась во время бурного строительства в Дамаске в конце девятнадцатого века.

Может показаться странным, но современному Израилю не слишком интересна история Крестовых походов. По сути эти давние войны мало касались самих евреев. Христиане воевали с мусульманами, каждые за свою Святую Землю, а небольшое еврейское население тех лет от этого лишь страдало. Поэтому в большинстве своём сохранившиеся руины замков и крепостей тех времён пребывают в забвении и интересуют лишь иностранных туристов. С другой стороны все эти развалины стоят нетронутыми столетиями, поэтому особенно интересны своей аутентикой и былым величием.
3.

Стоит вспомнить, что почти тысячу лет назад движение за освобождение Святой Земли от мусульманского владычества начал простой нищий отшельник-пилигрим Пётр Амьенский из Пикардии. Этот французский паломник в своё время посетил Иерусалим и ужаснулся притеснениям христиан со стороны мусульманских властей.Остаток своей жизни он посвятил призывам к борьбе за освобождения Святой Земли. Пётр странствовал по городам Европы босиком, без обуви, в простом рубище и его проповеди имели немалый успех. Эти идеи стали необычайно популярны как среди простого люда, так и среди духовенства и дворян. Всего за 140 с лишним лет было официально организовано девять крестовых походов. Самого большого успеха достиг первый, во время которого была покорён практически весь восток Малой Азии, завоёван Иерусалим и на захваченных землях организованы четыре христианских государства.
4.

Главная цель, контроль всех торговых путей с Востока на Запад, была достигнута. Но политика европейских завоевателей была крайне не дальновидна. Местное население уничтожалось и притеснялось, взятия больших город сопровождались кровавой резнёй и грабежами. Крестоносцы понастроили множество крепостей, в которых отсиживались после грабительских вылазок по местным поселениям. Любое недовольство каралось жестокой смертью. Естественно, такие правители не могли надолго укрепиться на этих землях. К тому же не было единения и среди самих крестоносцев. Образовалось множество разрозненных рыцарских орденов - тамплиеры, иоанниты, тевтонцы и так далее. Рыцари были разбиты и по территориальной принадлежности - генуэзцы, пизанцы, венецианцы и дальше в том же духе. Эти группировки постоянно спорили и враждовали друг с другом. Каждый правил по своему усмотрению и был не прочь поживиться за счёт чужих владений. Мусульмане начали теснить иноземцев. Новые крестовые походы уже были намного менее удачны. Череда поражений привела к потери Иерусалима. Позже главный город всех христиан несколько раз переходил из рук в руки, пока окончательно и надолго не оказался во владения мусульман. Правление крестоносцев закончилось бесславно и навсегда. Остатки орденов перебрались назад в Европу. На севере тевтонцы продолжили политику завоеваний мечом и крестом. В наши дни самая знаменитая крепость этих крестоносцев восстановлена в польском Мальборке. Я . Та гигантская крепость не имеет ничего общего с крепостями крестоносцев в Израиле и руины Шатонефа хороший тому пример.
5.

Эта крепость была построена ещё после первого Крестового похода для прикрытия торгового пути в Дамаск. Здесь расположились рыцари ордена госпитальеров. Крепость из больших каменных блоков жёлтого цвета вмещала до 60 человек. Глядя на некоторые фотографии, можно подумать, что добраться до Шатонефа можно лишь на внедорожниках.
6.

На самом деле дороги практически по всей территории Израиля отличные. Отсюда рукой подать до границы.
7.

Сирийские территории хорошо просматриваются со стен крепости. Их легко отличить по отсутствию зелени. Там леса давно уже стали редкостью.
8.

К сожалению, по руинам Шатонефа уже трудно определить, как эта крепость выглядела во времена крестоносцев. Тем не менее здесь чудом сохранилось несколько помещений с высокими арочными потолками.
9.

Внутри даже можно найти что-то вроде огромного камина. Удивительно видеть эти помещения, сумевшие в таком состоянии сохраниться в течении более 800 лет.
10.

На верху крепости мы увидели мишень. Как нам объяснили её используют для наводки своих пушек с ближайшей военной базы. Не подумайте только, что израильские военные так решили добить остатки крепости, сумевших пережить многие тернии. Местные артиллеристы не стеляют, а лишь имитируют учебные стрельбища.
11.

То, что совсем рядом отсюда находятся враждебные Израилю государства можно понять и по обилию колючей проволки. Шатонеф продолжает быть объектом стратегического внимания. А значит история этой крепости ещё не закончена. Противостояние миров - это прошлое, настоящее и будущее этой земли, уже многие столетия щедро орошаемой кровью. А руины Шатонефа лишь немые свидетели всех этих событий. А Израилю мне совсем не хочется говорить прощай. Намного приятней звучит - до новых встреч!
12.

November 15th, 2013

«Самый красивый замок мира,
несомненно самый живописный,
из всех, которых я когда-либо видел,
просто настоящее чудо».
Т. Е. Лоуренс (Лоуренс Аравийский), 1909 г.

Крак де Шевалье (Krak des Chevaliers или Сraс des Chevaliers - «крепость рыцарей» на смеси французского и арабского). Замок возвышается на высоте приблизительно 500 м. над долиной Эль-Букейя (El-Bukeia) в Сирии и занимает стратегическую позицию вдоль единственного пути из Антиохии в Бейрут и к Средиземному морю. На востоке от него находится Хомс, на западе Антиохия, на севере - Триполи и, наконец, на юге - Бейрут. Замок - один из наиболее красивых и наиболее сохранившихся замков крестоносцев.

Первые упоминания о Крак де Шевалье мы находим в мусульманских хрониках, где она называется «Крепость Курдов» (Hisn al-Akrad) . С 1031 г. по приказу эмира Алеппо в нем располагался курдский гарнизон. Во время Первого Крестового похода в 1099 г. крепость была захвачена Раймоном Сен-Жильским (фр. Raymond de Saint-Gilles) , но была оставлена, когда крестоносцы продолжили свой марш к Иерусалиму. Все были настолько охвачены идеей овладеть Священным городом, что замок в итоге остался «беспризорным».

Европейцы в средневековье совершали широко известные Крестовые походы в Палестину за Гробом господним, огнем и мечом насаждая по дороге свою культуру, совершенно чуждую мусульманам. 11-13 века ознаменовались массой кровопролитных сражений между христианами и арабскими народами. И одним из главных памятников о тех суровых временах стала крепость крестоносцев Крак де Шевалье , расположенная на территории современной Сирии, к востоку от ливанского города Триполи на вершине утеса высотой более 650 метров.

До прихода европейцев замок был довольно маленький, и назывался «Замок курдов». Его занимал курдский гарнизон эмира Алеппо, охранявший земли от вторжений. В 1099 году Раймунд IV, граф Тулузский с большим трудом захватил крепость во время Первого крестового похода – осаждающих подгоняла мысль о сокровищах, скрытых за стенами. Французы не могли долго оставаться в укреплении – им нужно было продолжать свой поход к Иерусалиму. Поэтому скоро крестоносцы оставили «Замок курдов».

В 1102 г. Раймон вернул себе крепость, однако только Танкред (фр. Tancrede) смог взять крепость полностью под свой контроль и оставить в ней франкский гарнизон под флагом графства Триполи в 1110 г.

В 1142 г. Раймон II, граф Триполи (фр. Raymond II)

(фр. Chastel Rouge) и Кастель Блан (фр. Chastel Blanc) . Во второй половине XII века (Nur ad-Din)

В 1157 (фр. Raymond du Puy) (фр. Boheme) .

В 1163 г. 1167 г. В 1170 г.

Мальтийские рыцари, или госпитальеры, приняли на себя нелегкое бремя защиты Святой земли и помощи тысячам пилигримов. Но мусульмане не без оснований считали эту землю своей, а потому 12 и 13 века в том регионе оказались обильно политы кровью обеих сторон. Становилось понятно, что крепость крестоносцев слишком слаба, чтобы выдерживать натиск нападающих, и в 1140-х годах госпитальеры начали масштабную стройку, увеличив крепость в несколько раз. По завершении колоссального самоотверженного труда, длившегося десятилетия, крепость стала самым большим оплотом крестоносцев в Святой земле. Ее назвали Крак де Шевалье (Керак по-арабски – «крепость», Шевалье по-французски – «рыцарь»).

В 1142 г. Раймон II, граф Триполи (фр. Raymond II) передал крепость Ордену Госпитальеров имени Святого Иоанна Иерусалимского. Благодаря этому приобретению Госпитальеры (еще их называли иоанниты) смогли расширить свое влияние вплоть до Озера Хомс на востоке.

Иоанниты перестроили замок, сделав его самой крупной крепостью Святой Земли, добавив внешнюю стену толщиной 30 м. и семь сторожевых башен с толщиной стены 8–10 м. Одну из таких башен занимал Великий Магистр Госпитальеров.

Работы по укреплению замка дали толчок для строительства таких замков как Кастель Руж (фр. Chastel Rouge) и Кастель Блан (фр. Chastel Blanc) . Во второй половине XII века , после падения Сельджуков, вслед за победой Зенги над крестоносцами (потерей Эдессы), неудачной осады Дамаска во время Второго Крестового похода и прихода к власти Нуреддина (Nur ad-Din) мусульмане объединили свои силы и увеличили давление на крестоносцев - а следовательно и на Крак де Шевалье.

В 1157 сильное землетрясение серьезно повредило замок, и Раймон дю Пюи(фр. Raymond du Puy) , Великий Магистр Госпитальеров, решает отстроить замок заново и обращается за финансовой помощью к королю Богемии (фр. Boheme) .

В 1163 г. Нуреддин атакует замок, однако его армию разбита наголову еще у подножия крепости неожиданной атакой франкской кавалерии. После победы Госпитальеры становятся самостоятельной независимой силой на границе Триполи. Повторное неудачное нападение Нуреддина на крепость пришлось на 1167 г. В 1170 г. очередное землетрясение сотрясает Крак де Шевалье и крепость вновь приходится перестраивать.

Даже Саладину не удалось взять Крак де Шевалье. Во время осады в 1188 г. у стен крепости арабам удалось пленить кастеляна, хранителя ключей от дверей замка. Воины Саладина подвели его к стенам крепости и потребовали, чтобы он приказал гарнизону открыть ворота. Кастелян сначала отдал по-арабски приказ сдать крепость, но потом, уже по-французски, приказал сражаться до последнего человека. Кстати, аналогичный случай произошел и при осаде замка Бофор неподалеку.

После смерти Саладина в 1193 г. мусульманский союз распался, что дало защитникам замка небольшую передышку. Наступил «золотой век» крепости. В то время Крак де Шевалье мог вмещать 50–60 Госпитальеров и до 2000 простых солдат с запасами провианта на 5 лет автономной жизни. Он занимал площадь около 2,5 га и был защищен двумя концентрическими стенами, независимыми друг от друга.

Скромный Замок курдов разросся до настоящего укрепленного комплекса, окруженного стеной толщиной от впечатляющих трех до чудовищных тридцати метров сплошной каменной кладки. Бойницы в этой стене выглядели как длинные коридоры. Возвели несколько дозорных башен, одну из которых занимал Великий Магистр ордена Рыцарей Мальты. Замок Крак де Шевалье включал в себя внутренние дворы, резервуар с запасом воды, многочисленные хранилища, скрытые внутри скалы, в том числе грандиозный 120-метровый зал для складирования награбленного богатства. Госпитальеры сделали все, чтобы замок мог выдерживать длительные осады и обосновались в нем на века. В результате он прославился как самая неприступная крепость в мире.

Много раз мусульмане приходили под его стены, чтоб изгнать чужеземцев. Много лет они пытались взять замок Крак де Шевалье приступом. При этом погибли тысячи человек. Безрезультатно: замок невозможно было успешно штурмовать, его нельзя было разрушить. Воистину, это была твердыня, неподвластная никаким усилиям. Благодаря замку в 1188 году госпитальеры отбили атаку самого Саладина, мусульманского воителя, освободителя Иерусалима, полководца, которого считали непобедимым. Но даже легендарный Саладин ничего не мог поделать с Крак де Шевалье, уйдя от его стен ни с чем.

Мусульманские войска нанесли крестоносцам длинный ряд тяжелых поражений в регионе. На протяжении 13 века христиане снова и снова пытались пробиться к Иерусалиму, но на сей раз мусульманские защитники стояли твердо. Крестовые походы закончились бесславно, принеся огромное количество страданий целым народам. Но замок Крак де Шевалье со своим гарнизоном из двух тысяч солдат по-прежнему стоял, и госпитальеры удерживали его все так же надежно, полностью доминируя на окрестной территории. 130 лет его не могли взять приступом! Все замки христиан в регионе пали, и только эта твердыня оставалась неприступной. Мусульмане приходили в отчаяние, теряя надежду на то, что им хоть когда-то удастся изгнать христиан из этих земель.

Мальтийские рыцари удерживали крепость крестоносцев до тех пор, пока общая обстановка не стала решительно способствовать изгнанию христиан из Святой земли. Сильный правитель, султан Бейбарс, объединивший в середине 13 века Египет и Сирию, наводнил своими войсками округу, отрезал снабжение, и мусульманские поселения перестали платить дань Крак де Шевалье. Это было начало конца. Но рыцари собирались биться до последнего человека, они отказывались сложить оружие. На помощь Бейбарсу пришли Мамлюк и Ибн Шаддад, и замок, окруженный полчищами врагов, принял последний бой в 1271 году.


Осадные машины и подкопы сделали свое дело – осаждающие путем чудовищных потерь смогли пробиться за пределы внешних стен. Гарнизон бился упорно: рыцари отступили в башни, и наотрез отказывались сдаваться. Взятие внутреннего двора означало новые жертвы, и Бейбарс приказал прекратить бой. Он пошел на хитрость: оставшимся в живых защитникам замка, укрывшимся в башнях, послали подложное письмо Магистра мальтийцев из Триполи, в котором он якобы давал разрешение сдать крепость. Лишь тогда, спустя 10 дней, остатки рыцарского воинства покинули свои убежища, и сдались на милость победителей. Так пал неприступный замок Крак де Шевалье.

Бейбарс проявил великодушие – он не казнил сдавшихся, а… отпустил их! Они отправились во Францию, подвергаясь по пути бесчисленным опасностям, но некоторым все же удалось добраться до родины невредимыми. Мусульмане сделали замок своей крепостью, восстановили разрушенные башни, достроили новые. Сегодня замок представляет из себя смесь христианских и мусульманских построек.

Крепость крестоносцев считается главнейшим образцом средневековой архитектуры, она включена в Список Всемирного Наследия Юнеско. Добраться до нее нелегко, но туристы продолжают посещать это удивительное место, овеянное дыханием веков.

Во время правления Мамлюков была укреплена южная стена и были добавлены несколько строений, в том числе турецкая баня и акведук. Нашествие монголов во главе с Тамерланом (1400 - 1401) и вторжение Оттоманской империи в 1516 г. обошли крепость стороной. В дальнейшем замок служил резиденцией губернатора, а в 1920 г. крепость перешла под контроль французского мандата

Крак де Шевалье является частью объекта Всемирного Культурного Наследию ЮНЕСКО «Крак де Шевалье и Крепость Саладина» (англ. Crac des Chevaliers and Qal’at Salah El-Din).

Архитектура замка

  1. Линии обороны. Система укреплений состояла из двух концентрических кругов толстых стен. Оборона внешних стен велась с территории нижнего двора, а защитники внутренних укреплений отбивались от врага из башен и из верхнего двора. Замок окружал ров с водой, а запасы питьевой воды на случай осады хранились в специальных емкостях в нижнем дворе. В 1271 году войсками египетского султана Бейбарса удалось прорвать внешнее укрепление и проникнуть в нижний двор, однако пройти дальше они не смогли. Осада длилась многие месяцы, прежде чем защитники крепости сдались.
  2. Опорные башни. массивные стены укреплены опорными башнями, которые служили надежным убежищем для дозорных.
  3. Внешняя стена. Скошенное утолщение у основания стены защищало ее от подкопа или подрыва.
  4. Бойницы. Узкие щели бойниц, почти неуязвимые для снарядов, обычно расширялись внутрь, образуя в стене нишу. Лучники наблюдали оттуда за врагом и, прицелившись, стреляли.
  5. Внутренняя коммуникация. Для связи между укреплениями, расположенными друг от друга на значительном расстоянии, крестоносцы использовали голубиную почту, которую заимствовали у арабов.
  6. Акведук. Вода поступала в замок по акведуку. На случай осады в замке имелись запасы воды, хранившиеся в закрытых емкостях в подземельях.
  7. Квадратная башня. Во время осады 1271 года квадратная башня сильно пострадала и была отстроена заново через 14 лет. Впрочем, круглые башни считались более надежными – с них удобнее вести круговую оборону.
  8. Сводчатые галереи. Вдоль стен трапезной тянется сводчатая галерея – в ней можно укрыться от палящего солнца. Во внутреннем дворе, расположены самые красивые и удобные помещения замка – покои рыцарей. Внутренний двор служит убежищем для жителей замка в случае нападения наемников, охранивших внешнюю стену крепости.
  9. Хозяйственные постройки. На башне была установлена ветряная мельница – запасы муки помогали выдерживать длительные осады. В подземельях верхнего двора располагались вместительные кладовые.
  10. Верхний ярус. Оборона верхнего яруса укреплений велась с высоких башен и из внутреннего двора, где размещались дормитории (спальни), трапезная, склады, капелла, а также покои рыцарей.
  11. Дополнительная страховка. Стены верхнего яруса укреплены мощным утолщением в виде ската, ширина которого в основании достигала 24,3 метра и почти равнялась высоте стены. Эта массивная конструкция, пристроенная в XIII веке, помимо своего оборонительного назначения, выполняла роль гигантского контрфорса, выдержав даже землетрясения.
  12. Хитрости обороны. Он восточной надвратной башни к донжону вели пандусы, заменяющие лестничные пролеты. Петляющий тесный проход мешал стрельбе из стенобитных орудий. Даже резкая смена света и тени сбивала с толку.

Крак де Шевалье, Калаат аль-Хосн, или просто Замок Рыцарей. Среди почти трех десятков замков, принадлежавших крестоносцам на Святой земле, он всегда занимал особое место. Эта величественная крепость и поныне считается вершиной искусства замкового строительства. Его история неразрывно связана с историей монашеско-рыцарского ордена Госпитальеров, хотя своим появлением на свет он обязан вовсе не им.

Вплоть до XI века на одном из горных отрогов Сирии, носящих название Джебель Ансари, стояла небольшая крепость, известная как «крепость на откосе». Место ее расположения имело большое стратегическое значение: находясь на высоте 750 м над уровнем моря, можно было контролировать дорогу на Триполи — один из богатейших и важнейших портов того времени. Это прекрасно осознавал и эмир сирийского города Хомс, разместивший в 1031 году в стенах крепости гарнизон воинов-курдов, обязанных следить за столь важной дорогой. С течением времени местные жители стали называть крепость Хосн аль-Акрад, или Замок курдов. С приходом на Святую Землю крестоносцев это сооружение уже не могло в полной мере выполнять свои функции, и в итоге замок перешел во владение к триполитанскому графу Раймонду I.

В здешних кладовых имелись зерно, оливковое масло, вино и корм для лошадей. Помимо этого, у рыцарей были многочисленные стада коров, овец и коз. А еще на его территории, кроме родниковой воды, поступавшей в замок из природного источника, благодаря системе труб и акведука недалеко от местной кухни был вырыт колодец.

После землетрясения 1170 года, частично разрушившего замок, значительно изменилась и манера строительства — на смену строгому романскому стилю пришла гораздо более утонченная готика.

В конце XII — начале XIII веков в Краке были заново перестроены разрушенные землетрясением часовня и некоторые башни. Вокруг замка были построены дополнительные стены, а также возведена мощная внешняя. Между наклонным, западным, контрфорсом крепости и внешними стенами был устроен беркиль — глубокий водоем, служивший не только хранилищем воды, но и дополнительным заграждением от врагов.

Одна из ранних построек замка — возведенная в романском стиле часовня — была расписана по византийскому канону, хотя фрески имели латинские подписи. Ее стены украшали знамена и военные трофеи, а также оружие погибших рыцарей и даже сбруи их лошадей. После взятия замка мусульманами в часовне была устроена мечеть. Ниша в стене (михраб) направлена на Мекку. С возвышения (минбар) читались проповеди.

Впервые Замок курдов крестоносцы захватили в 1099 году, в тот момент, когда торопились взять Иерусалим, но, завладев им, оставили его без присмотра. А потому он без труда отошел к прежнему владельцу. Хотя столь важное стратегическое место не могло не привлечь внимание прагматичных рыцарей и в 1109 году крепость снова была взята крестоносцами. Завладевший ею Танкред Антиохийский подарил ее Триполитанскому графству. Более 30 лет в крепости не производилось никаких работ, поскольку на ремонт и усовершенствование оборонительных сооружений требовались немалые средства, взять которые было неоткуда. Но выход в конечном итоге был найден. В 1142 году Раймонд I передал крепость госпитальерам. Это обстоятельство устраивало обе стороны: Орден получал во владение целый замок с прилегающей к нему землей, а графство — дополнительную, и очень надежную, защиту в лице иоаннитов. Водрузив на крепости стяг с белым 8-конечным крестом — одним из символов Ордена, монахи-рыцари принялись за работу по обустройству вновь приобретенного имущества. Для максимально комфортного размещения и проживания рыцарей в крепости были укреплены имеющиеся стены, заново построены казармы, часовня, кухня с мельницей, трапезная и даже многоместная уборная. Мусульмане неоднократно пытались отвоевать у рыцарей «крепость на холме», но всякий раз безуспешно. За 130 лет владения замком госпитальеры отбили множество атак.

В 1170 году Ближний Восток сильно пострадал от разрушительного землетрясения. Разрушениям подверглись и рыцарские владения, однако нет худа без добра. Урон, нанесенный замкам рыцарских орденов, подвигнул их на строительство еще более усовершенствованных укреплений.

К началу XIII века крепость Крак превратилась в столь крупное и мощное сооружение, что в нем в течение 5 лет могли пережить осаду 2 тысячи человек. О защищенности замка говорит также и тот факт, что в то время, когда на Святой Земле уже практически не осталось крестоносцев, крепость пала последней.

Мамлюкский султан Бейбарс, отвоевавший у чужаков-европейцев все их укрепления, как и Саладин, отдавал себе отчет в том, что взятие Крака штурмом или измором — дело почти невозможное: мощные стены, благодаря которым его мог оборонять сравнительно небольшой гарнизон, а также громадные запасы продовольствия гарантировали ему беспримерный «запас прочности». И тем не менее султан решился на штурм восточной части укреплений и, неся немалые потери, сумел-таки прорваться в пространство между внешними и внутренними стенами. Однако завладеть этой цитаделью целиком оказалось делом весьма непростым. 29 марта 1271 года после удачного подкопа воины султана оказались в сердце «гнезда госпитальеров». Немногочисленный гарнизон укрылся от нападавших в самом укрепленном месте — южном редуте, где находились запасы провизии. Для того чтобы выманить защитников из своего укрытия, необходима была военная хитрость. Для этого изготовили письмо, посланное якобы Великим Магистром Ордена — Гуго де Ревелем и содержащее приказ о сдаче крепости. 8 апреля оно было доставлено в гарнизон, и защитникам ничего не оставалось, как покорно повиноваться воле «второго отца». Сейчас потомки воинов армии султана придерживаются другой версии. По их словам, арабы, переодевшись христианскими священниками, прибыли к стенам замка с мольбами о защите их от преследования воинов-мусульман. А когда доверчивые госпитальеры открыли ворота «собратьям по вере», те выхватили из-под ряс сабли. Крак был взят. Всем уцелевшим рыцарям была дарована жизнь. После нашествия монголов крепость пришла в упадок, а в период османского господства вообще была заброшена. Там, как и в других забытых за ненадобностью крепостях, расположилось небольшое поселение.

В 1927 году, во время действия на территории Сирии французского мандата, в замке начались восстановительные работы, и сегодня Замок рыцарей предстает перед посетителями практически в своем прежнем великолепии.

Орден Госпитальеров

Эмблема Ордена — белый восьмиконечный крест Амальфи символизирует чистоту намерений носящего его человека.

Время основания Иерусалимского ордена св. Иоанна принято связывать с Первым крестовым походом. Однако почва для его возникновения была подготовлена практически сразу после того, как в Римской империи состоялось официальное признание христианства. После Никейского собора 325 года и судьба, и внешний облик древней еврейской столицы претерпели существенные изменения. Старый Иерусалим был разорен и разрушен почти за 300 лет до прибытия в него (носившего тогда название Элиа Капитолина) императора Константина и его матери Елены. Целью приезда царственных особ были поиски Животворящего Креста, то есть древа, на котором распяли Иисуса.

Крест после многих трудов был счастливо обретен, а топография Иерусалима, впрочем, как и всей Палестины, значительно преобразилась — на карте города появилось множество мест, упомянутых в Евангелие и связанных с земной жизнью Спасителя. Так, в 335 году на месте Его крестных мук был построен Храм Гроба Господня, а на Оливковой горе возведена церковь Вознесения. В 532 году императором Юстинианом была воздвигнута базилика, посвященная Деве Марии, и при ней — две больницы для бедных (одна — для мужчин, другая — для женщин). Создание подобных лечебных приютов заложило основу христианской традиции по оказанию бескорыстной помощи всем нуждающимся. В Европе подобные больницы носили название hospitia и строились на средства благотворителей.

Таким образом, Палестина быстро превратилась в то место, с которым для любого верующего согласно христианской системе ценностей была связана надежда на очищение от грехов и спасение души. Однако для паломников дорога в Святую Землю, где каждый из них мог обрести приют и помощь церкви, была полна опасностей. Изнуренные голодом и болезнями, пилигримы с великим трудом добирались до Палестины. Но если кто-то из них не хотел покидать эту благословенную землю, он оставался, предварительно приняв монашеские обеты, дабы творить дела милосердия при монастырских больницах. Такое положение мало изменилось даже тогда, когда Иерусалим в 638 году захватили арабы.

В X веке Святая Земля стала основным центром христианского паломничества, а в 1048 году Константино ди Пантелеоне — благочестивый купец из итальянской республики Амальфи — испросил разрешения у египетского султана основать в Иерусалиме приют для больных христиан при церкви Марии Латинской. Этот приют получил название Иерусалимского Госпиталя Святого Иоанна, а его символической эмблемой, в память об основателях, стал белый 8-конечный крест Амальфи. С тех пор братство монахов-бенедиктинцев, избравшее поначалу своим святым патроном Иоанна, патриарха Александрийского (умер в 620 году), стало называться обществом иоаннитов, а его члены получили название госпитальеров (от лат. hospitalis — «гостеприимный»).

Иоанниты носили черные одежды бенедиктинцев с белым крестом, а во время походов надевали красную накидку с таким же крестом. Каждый из этих цветов имел свое символическое толкование: черный, траурный, означал отречение от земного, белый — чистоту, а красный — Христову кровь.

Иоанн Александрийский был широко известен своими благотворительными делами. Несколько позже Орден сменил покровителя — им, также совершенно не случайно, был избран Иоанн Креститель. Он, будучи сыном священника Захарии, многие годы провел отшельником в пустыне, питаясь лишь кузнечиками. Жизнь пророка являла для монашествующей братии идеальный пример смирения.

Почти 50 лет жизнь госпитальеров текла размеренно — между молитвами и уходом за страждущими, — пока осада Иерусалима крестоносцами, случившаяся в 1099 году, не нарушила покой мирной монашеской жизни. Согласно преданию христиане, как и другие жители осажденного города, вынуждены были принимать участие в защите Иерусалима, оказывая поддержку 40-тысячной армии египетского калифа. Правда, хитроумные иоанниты вместо тяжелых камней предпочитали бросать на головы изголодавшимся рыцарям свежий хлеб. Когда же их ректор Жерар был схвачен мусульманскими властями и обвинен в измене, то на глазах у судей этот хлеб чудесным образом превратился в камень, а Жерар счастливо избежал неминуемой гибели. 15 июля 1099 года измученный осадой Иерусалим наконец пал под яростным натиском крестоносцев.

Герцог Готфрид Бульонский щедро вознаградил усилия иноков, а многие рыцари вступили в братство, приняв монашеские обеты послушания, благочестия и нестяжания, поклялись защищать паломников во время путешествий. Официальное создание Ордена было подтверждено сначала хартией Болдуина — правителя Иерусалимского королевства в 1104 году, а затем, спуcтя 9 лет, — буллой Папы Пасхалия II. Хотя первый ректор госпитальеров за свое благочестие был причислен к лику святых, расцвет деятельности Ордена связывают все же с именем Раймонда Прованского (1120—1160 годы), сменившего Жерара на посту Великого магистра. Раймонд, принадлежавший к тем рыцарям, которые принимали участие в осаде Иерусалима, установил совершенно новые правила. Отныне Орден должен был постоянно содержать при госпитале трех хирургов и пятерых врачей, число же больничных коек в лучшие времена достигало 2 000. Кроме того, иоанниты начали получать щедрые денежные пожертвования и приобретать на них земельные угодья. Только на Святой Земле им принадлежало около 140 поместий, а в Европе к XIII веку насчитывалось более 19 000 владений.

Поскольку братство госпитальеров изначально не предусматривало военной деятельности и его члены далеко не сразу начали принимать участие в сражениях, то первые его уставы даже не упоминали в своих правилах рыцарские обязанности — они касались лишь правил жизни монашеской. Сначала рыцарей нанимали на деньги благотворителей для охраны паломников, дабы иноки не оскверняли себя людской кровью. Позже при приеме в Орден было введено разделение на тех, кто вступал в него лишь временно, и тех, кто принимал все необходимые монашеские обеты. В статуте Ордена военные братья не упоминались вплоть до 1200 года, когда их обязанности впервые были описаны в статуте Альфонсо Португальского, девятого по счету Великого магистра. Тогда же, вероятно, начало складываться деление членов Ордена на три категории: на братьев-военных (получавших благословение на ношение и использование оружия), братьев, занимавшихся лечением больных и раненых, и братьев-капелланов, в обязанность которых входило выполнение религиозных обрядов, таких как литургия, исповедь и причастие.

Рыцари по своему социальному статусу приравнивались к монахам и подчинялись только Папе Римскому, имели собственные церкви, кладбища и земли, принадлежащие им. Они также освобождались от налогов, и даже епископы не могли отлучить их от Церкви.

После падения в 1291 году последнего оплота крестоносцев на Востоке рыцари Ордена ненадолго перебрались на Кипр, а спустя 20 лет — на Родос, где Орден просуществовал вплоть до нападения турок, случившегося в 1523-м. Через 42 года он обосновался на Мальте. Больницы же, основанные рыцарями, долгое время оставались центрами врачебного искусства.

В 1798 году Мальту захватили войска Наполеона, это обстоятельство положило начало рассеянию членов Ордена по миру и привело к возникновению множества орденов иоаннитов. На короткое время, в правление Павла I, рыцари нашли приют в России, но после смерти императора были вынуждены перебраться в Рим. Сегодня Орден называется Суверенным Военным орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Его Великим магистром и правящим князем в настоящее время является фра Эндрю Берти.