Запасной дворец. Запасный дворец Запасной дворец

Узнаёте дом?
А он есть


Фото 1902 г. из архива ЦИГИ

Давайте посмотри, как он выглядит сейчас. И, конечно, узнаем!




Ф. Алексеев, 1800-1801. Запасный дворец у Красных Ворот.

В XVII веке на этом месте располагался Государев Житный или Запасный двор, где хранились запасы зерна и продовольствия. В XVIII веке территория перешла в ведение Главной Дворцовой канцелярии, для которой в 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс из четырех длинных двухэтажных корпусов, расположенных в форме квадрата. В центре северного корпуса появилась церковь во имя св. Севастьяна - по дню рождения правившей тогда императрицы Елизаветы. Через 10 лет церковь была переосвящена во имя св. Ианнуария - на день его памяти пришлось восшествие на престол Екатерины II. Некоторые исследователи отмечали, что для подвалов этого дворца лёд доставлялся из самого Санкт-Петербурга.

Запасный дворец - одно из немногих казенных зданий Москвы, не пострадавшее в 1812 году. Возможно, именно хорошая сохранность послужила причиной того, что в Запасном дворце нашли пристанище раненые в Бородинском бою, причём с обеих воюющих сторон. А после оставления города французами дворцовый комплекс на время стал приютом для тех вернувшихся москвичей, кто потерял в пожаре свои дома и имущество.


Фото 1880-х гг. Вон он справа, двухэтажный.
А слева - дом генерал-майора Ф. Н. Толя. «Октября 2-го в доме господина покойного генерал-майора и кавалера Федора Николаевича Толя у живущего капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил . Молитствовал протоиерей Николай Петров, с дьячком Яковом Фёдоровым. Крещён того же октября 11 дня».


Фото кон. 1890-х гг. В.Н. Домогацкого.


Фото кон. 1890-х гг.


Фото 1902 г. из архива ЦИГИ

В ХХ веке Запасный дворец несколько раз перестраивался и менял своих хозяев. Сначала в нём расположился Институт для благородных девиц имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II. Для нужд заведения архитекторы Н. В. Никитин и А. Ф. Мейснер в 1900 годы надстроили третий этаж и переделали убранство фасадов.

И стал он выглядеть так:


Фото кон. 1900 - нач. 1910-х гг.


Фото кон. 1900 - нач. 1910-х гг. Вид с Новой Басманной.
В 1906 году в институте была освящена церковь Св. Екатерины.
«Освящение нового института.
Вчера состоялось освящение домовой церкви нового дворянского института имени Императора Александра III в память Императрицы Екатерины II. Новый институт помещается в зданиях бывшего Запасного дворца, что у Красных ворот. Запасной дворец, где до сих пор помещались провиантские склады, переделан почти заново, с соблюдением всех требований учебно-воспитательной и строительной техники».
«Русское слово», 07 ноября (25 октября) 1906 года (с) .


Фото 1915 г. Шерер, Набгольц

После революции и упразднения Дворянского института здание занял Народный комиссариат путей сообщения, радикально изменивший внешний вид всего комплекса в 1930 - 1933 годах.


Фото нач. 1920-х гг. Здание Народного комиссариата путей сообщения.
На церковном куполе вместо креста флаг.


Фото нач. 1930-х гг. из архива ЦИГИ. Перестройка здания НКПС.

Архитектор И. А. Фомин придал Запасному дворцу конструктивистский облик: надстроил здание ещё двумя этажами, фасады сделал ровными и гладкими, изменил формы оконных проёмов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц возвёл девятиэтажную башню с часами, в результате чего элементы старой архитектуры полностью исчезли. Комплекс получил в народе прозвища «Дом с трубой» и «Дом-паровоз» - последнее прозрачно намекало на занимавшее дом ведомство. Внутри здания частично сохранились старые интерьеры, своды на первом этаже, архитектура Мейснера сохранилась на восточном фасаде.

В начале 1600-х годов царь Борис Годунов, стремясь утвердиться на троне и завоевать признание народа, затеял в Кремле большое каменное строительство, чтобы в голодные годы «людям питатися». В 1601-1603 годах на месте стоявших на взрубе деревянных хором сыновей Ивана Грозного были сооружены обширные трехэтажные каменные палаты, получившие позднее название Запасного дворца. Нижний ярус, заглубленный в землю, выполнял функцию подпорной стены. В плане новое здание имело вид четырехугольника с внутренним двором, граничившим с Передним парадным двором царской резиденции. Связь между ними осуществлялась через арку, расположенную под Сретенским собором. Оба двора были окружены арочными галереями, характерными для ренессансных построек. Южная продольная сторона дворца простиралась на 52 сажени вдоль склона холма. Запасной дворец являлся в то время самым большим сооружением в России.

Наружные фасады дворца, хорошо читаемые на гравюре начала ХVIII века, также несут черты Ренессанса: ярко выраженные междуэтажные карнизы, оконные проемы, оформленные наличниками с треугольными сандриками. Редко расположенные небольшие окошки нижнего яруса, более частый ритм окон второго этажа и богатая пластика верхнего третьего этажа подчеркивают монументальность и величественность сооружения.

Каменные этажи нового дворца, имеющие хозяйственное назначение, вероятно были надстроены деревянными жилыми хоромами царя Бориса. Существование их подтверждается сведениями об уничтожении этих хором Дмитрием Самозванцем, воцарившимся в Кремле после свержения власти Годуновых. Вместо них Лжедмитрий в 1605 году возвел для себя и будущей царицы Марины Мнишек новый деревянный дворец, отличавшийся по свидетельству очевидца, роскошью и великолепием внутренней отделки, выполненной в европейском стиле. Хоромы были надстроены над западным и южным крылом Запасного дворца. Судя по сохранившемуся изображению, они состояли из отдельных одно и двухэтажных клетей, перекрытых двускатными кровлями и высокими шатрами.

После смерти Самозванца избранный боярами царь Василий Шуйский, не пожелав жить в оскверненных лжецарем покоях, разобрал их и на том же месте соорудил для себя и царицы новые брусяные хоромы.

Царь Михаил вместо деревянных покоев в 1623 году устроил на крыше Запасного дворца Верхний Набережный сад, в котором росли фруктовые и декоративные деревья, располагались пруды и фонтаны, снабжавшиеся водой из водопровода, устроенного в 1633 году Кристофором Галовеем.

Императрица Елизавета Петровна, стремясь восстановить идею преемственности, как основы прочности государственной власти, старалась, по мере возможности, сохранять древние памятники и в 1753 году завершила начатые еще при Анне Иоанновне работы по восстановлению обветшавшего Набережного сада, как «вещи государственной». При этом было проведено укрепление стен и сводов Запасного дворца, над которым располагался сад, и заменено гидроизоляционное покрытие кровли.

При Екатерине II, планировавшей в начале 1770-х годов строительство нового Кремлевского дворца, Запасной дворец, наряду с другими древними постройками, был разобран по подклет, который в руинированном виде длительное время сохранялся в качестве подпорной стены у подножья холма.

История дворца

Дворец Бракосочетания №3 находится в бывшем здании Запасного дворца. История этого места началась с питейного заведения, которое открылось в период образования Царского Села, вместо него со временем установили караульную заставу, которую в 1816 году перенесли в сторону Павловска, а землю Александр I подарил своему соратнику Виктору Павловичу Кочубею.


В 1817 году началось возведение дворца и продолжалось в течение 8 лет. Проектировал дворец сначала П. В. Неелов, потом А. А. Менелас, а строилось в итоге по чертежам В. П. Стасова. Император лично участвовал в проектировании здания, многие чертежи сохранили отметки его руки. Здание выполнено в строгом стиле позднего классицизма, типичном для загородных дворцов России, являющее собой аналог итальянских вилл эпохи Возрождения. Вокруг дворца был разбит пейзажный парк.


В. П. Кочубей использовал этот дворец как загородную резиденцию. После его кончины в 1834 году его вдова продала дачу Департаменту уделов для третьего сына императора Николая Ивановича. Дворец стали называть Николаевским, и около него появились служебные флигели.

  • С 1859 года дворец официально начал называться Царскосельским Запасным дворцом.
  • После дворец использовался менее именитыми лицами, в нем проводились выставки цветов Царскосельский оранжереи.


  • В 1875 году владельцем дворца стал сын императора Александра II, великий князь Владимир Александрович. При нем архитектором А. Ф. Видовым была произведена реставрация после случившегося в 1867 году пожара. Тогда же были построены существующие и поныне служебные и хозяйственные корпуса: экипажный сарай, флигели для смотрителя, Кавалерийский дом.
  • В 1910 году дворец был переименован во Владимирский.
  • С 1909 по 1917 год он принадлежал великой княгине Марии Павловне, вдове владельца.


Судьба дворца в начале 20 века

В годы Первой мировой войны во дворце собирались представители императорской фамилии, недовольные политикой Николая II, а часть дворца занимал офицерский госпиталь. После Октябрьской революции 1917 года в здании дворца расположился Исполком объединенного совета, а с 1926 года здесь был Дом партийного просвещения.


В годы Второй мировой войны здание сгорело, и его пришлось практически заново возводить. В 1958 году реставрация завершилась, и во дворце расположился пушкинский Дом пионеров, который просуществовал здесь до 1976 года. После него здесь какое-то время располагалась краеведческая экспозиция, которая потом переехала в новое здание.


В 1990-х годах Запасной дворец стал частью музея-заповедника «Царское Село». В нем работал филиал Академии театрального искусства - театр «Интерстудио». Кавалерийский дом и бывшие хозяйственные постройки в 1996 году отданы под размещение Первого кадетского корпуса пограничных войск.

Дворец бракосочетания №3 в здании бывшего Запасного дворца

Торжественное открытие Дворца Бракосочетания №3 состоялось 24 июня 2010 года (в день 300-летия города Пушкин). Сочетаться узами брака здесь мечтают многие влюбленные пары. При реставрации дворца и восстановлении территории перед ним была учтена парковка для автомобилей и лимузинов молодоженов. Попасть на парковку за дворцом бракосочетаний можно через Советский переулок. Полезная информация для водителей: прилегающий к дворцу Софийский бульвар односторонняя улица от Садовой улице к Советскому переулку. Набережная улица так же односторонняя по направлению от Советского переулка к Садовой улице.


Редакция сайта Пушкин.ру

Запасной дворец - памятник архитектуры первой половины XIX в. в городе Пушкин (Царское Село).

Строился в период с 1817 по 1824 гг. по проекту архитектора Адама Адамовича Менеласа. Позже в проектировании участвовал и Василий Петрович Стасов. Архитектурный стиль - классицизм. Изначально дворец принадлежал (передан в дар лично императором Александром I) знатной чете Кочубей, государственному деятелю, графу Виктору Павловичу Кочубей и его супруге, статс-даме Марии Васильевне.

После смерти графа в 1835 г. здание дворца было выкуплено Департаментом уделов. После чего дворец стал резиденцией Великого Князя Николая Николаевича (3-го сына императора Николая I), и именовался Николаевским. После женитьбы Великий князь продал дворец обратно государственному управлению Двора. И в 1859 г. дворец получил современной название - Царскосельский Запасной.

В 1875 г. дворец был передан Великому князю Владимиру Александровичу (3-му сыну императора Александра II), после чего дворец именовался Владимирским.

В период революции 1917 г. дворец занимали революционные структуры. Здание очень серьезно пострадало в период Великой Отечественной войны, и было фактически заново отстроено в 1950-е гг. После чего в нем был открыт городской Дом пионеров. Далее в разные периоды советской эпохи здесь находились: краеведческий музей, филиал театральной академии, кадетский корпус ФСБ. В настоящее время в нем размещается дворец бракосочетания №3.

12. Запасной дворец. Дворец бракосочетания №3

После окончания войны с Наполеоном, Александр I от внешней политики обратился к внутренним делам великой страны и остро нуждался в опытных и прогрессивных управленцах. Одним из близких императору соратников был граф В.П. Кочубей, связанный с ним былой юношеской дружбой, основанной на общем увлечении республиканскими идеями. Но время менялось и наступило неизбежное охлаждение: Кочубей был разочарован нерешительностью, половинчатостью, двуличием императора в ряде вопросов, неоднократно просился в отставку и наконец, получил ее.

В 1816 г. у Кочубея умирает девятилетний сын, и всё семейство покидает Россию, опасаясь за здоровье оставшихся детей. Граф, который был «богат и славен», а, следовательно, независим, по возвращении собирался удалиться от дел и император знал о его намерении, но очень не хотел терять важного чиновника. По-видимому, именно желая вернуть графа на службу, Александр I делает Кочубею в это время поистине царский подарок – строит дворец в Царском Селе, недалеко от собственной резиденции.
Автором исходной архитектурной идеи выступил сам Александр I, набросав архитектурный эскиз и отдав его на обработку архитектору П.В. Неелову. Очевидно карандашный набросок, приведенный в порядок Нееловым, и явился исходным документом для дальнейшей разработки проекта, который был, как это часто случалась, поручен сразу нескольким архитекторам. В дальнейшем, участие в процессе проектирования принимал А. Менелас, но основное окончательное решение принадлежало архитектору В.П. Стасову.

Для строительства дворца император пожаловал участок между Павловской дорогой и старым Московским трактом, где ещё в первой половине XVIII в. на берегу ручья Вангазя у дороги, ведущей в Графскую Славянку, стояла старая корчма, а после основания Павловска в 1777 г., построили заставу с караульней.
Существующее ныне главное возвели в 1817-1818 гг., а ещё когда дворец строился, последовало Высочайшее повеление о расширении пожалованного Кочубею участка более чем вдвое. Вернувшись летом 1818 г., Кочубеи сразу поселились в Царском Селе. Их встретил радушный прием императорской семьи, дворец Кочубеев стал средоточием светской, культурной, деловой жизни.
Сам Кочубей почти сразу вернулся на службу и к концу жизни (1834 г.) занимал должность министра внутренних дел. Таким образом дипломатический ход императора вполне удался, хотя отношение Кочубея к своей деятельности изменилось - «Он не питал более никаких иллюзий, переписка графа с Александром носила теперь совершенно официальный характер...».

После смерти первого владельца, в 1835 г. дворец выкупается Николаем I у вдовы в пользу наследника, великого князя Николая Николаевича. К совершеннолетию великого князя дворец значительно перестраивается. Именно в это время по сторонам главного входа дворца появляются мраморные скульптуры львов.
По окончании строительных работ, в 1859 г. дачу выкупило в казну Министерство Императорского двора, и он официально стал называться Царскосельским Запасным дворцом, служа своеобразной VIP-гостиницей для важных персон.
В 1875 году Запасной дворец перешел во владение Великого Князя Владимира Александровича, сына императора Александра II и принадлежал его семье вплоть до 1917 года. С 1910 года за ним закрепилось название Владимирского дворца.

После Февральской революции, покинутый владельцами дворец подвергся разорению. Его попеременно занимали различные комитеты, Советы рабочих и солдатских депутатов, руководящие органы рабоче-крестьянской власти…. В службах дворца располагались агрономические и сельскохозяйственные курсы…

В годы ВОВ дворец очень сильно пострадал, отделка интерьеров была полностью уничтожена. Восстановительные работы провели в 1955-1958 гг., фасадам вернулся первоначальный исторический облик, а здание отдали действительно Дворцу пионеров. Позднее в Запасном дворце была расположена театральная студия ГМЗ «Царское Село», бывшие хозяйственные постройки усадьбы занимал кадетский корпус ФСБ России.

К 300-летию Царского Села во дворце был открыт очень востребованный у жителей района