Чем интересен остров Итуруп? Как до него добраться? Проблемы курильских островов В спорном статусе.

Вот и подошло к концу наше двухнедельное путешествие на Курильские острова. Мы побывали на острове Итуруп и проездом увидели острова Кунашир и Шикотан.

Сказать, что это путешествие оставило о себе море впечатлений - ничего не сказать. Эмоций от увиденного, узнанного столько, что их число не поддается подсчету. Карта памяти хранит сотни фотографий, а сознание хочет кричать от радости: "Мы это сделали!".

Почему Курилы? На эти острова я хотела попасть очень давно. Сюда меня манила увиденная по фотографиям и видео репортажам красота природы, а также возможность много гулять пешком, наслаждаясь чистым воздухом. Да и подрывало какая-то внутренняя несостыковка, что я побывала во многих местах России, а то, что находится рядом и куда ежегодно рвутся сотни туристов, не видела в живую никогда. К тому же мой муж служил в армии именно на Итурупе, а после несколько лет работал в геолого-исследовательской экспедиции на знаменитом вулкане Баранского. Поэтому рассказы о том, насколько красиво и неповторимо на этом острове, в нашей семье мы слышали довольно часто.

Года три мы собирались поехать, но останавливало рождение второго ребенка, а потом желание вывести маленьких детей к яркому солнцу, которого который год не хватало в Южно-Сахалинске, а на Курилах погода такая же неустойчивая, как и у нас. Но в этом году мы твердо решили, что если вновь отложим путешествие, то не сделаем этого никогда. И поехали. Вчетвером, с двумя детьми. О наших планах знали немногие, но не потому, что мы суеверные, а потому, что те, кому мы рассказали о планах на это лето, начали крутить пальцем у виска и все как один причитали: "С детьми? Сумасшедшие! Вас сожрут медведи! Вы замерзнете и заболеете! Вам там быстро надоест! Да что там смотреть!". В ответ на все эти восклицания сегодня я хочу ответить, что мы живы и здоровы, отлично отдохнули и даже загорели, а смотреть на Курилах есть чего и этот список бесконечен, так как главная их достопримечательность - природа, а она каждый день разная.

Хоть Курилы и острова Сахалинской области, немалую часть путешествия к ним занимает дорога. Если, конечно же, вы выбираете в качестве средства передвижения не самолет, а теплоход. Мы выбрали второе. Об особенностях этой части путешествия я сегодня и хочу рассказать.

Почему теплоход? Во-первых, потому, что цена на билеты на паром гораздо дешевле, чем на самолет. Так на июнь цена билета на самолет Южно-Сахалинск - Курильск составила 7300 рублей на человек для жителей Сахалинской области и 15000 для жителей других областей России и иностранцев. Билеты покупаются для всех, в том числе для детей от 2-х лет (как на стандартных российских авиарейсах). Цена билетов на теплоход "Игорь Фархутдинов" Корсаков-Курильск-Южно-Курильск-Малокурильск-Корсаков на июнь-июль 2017 года:

  • 4х местные каюты без удобств (душ, туалет в общем коридоре) - 3727 рублей с человека.
  • 2х-4х местные каюты с удобствами - 5587 рублей с человека.
  • 2х местный люкс (душ, туалет, диван, телевизор в каюте) - 9307 рублей.

К тому же дети до пяти лет проезжают бесплатно без предоставления отдельного места, с пяти до семи лет детям покупается билет по цене половины взрослого. Внимание! Те, кто собирается путешествовать с маленьким ребенком до пяти лет именно таким способом, возьмите с собой распечатку правил с сайта или от туроператора о том, что ребенок должен ехать бесплатно. На обратном пути с нас начали требовать деньги за ребенка, именно владение этой информацией и помогло расставить все на свои места, и дочь проехала бесплатно (сайт и городской адрес укажу ниже).

Дополнительно оплачиваются сборы: Корсаков - 550 рублей, Кунашир - 150 рублей, Итуруп - 150 рублей.

Постельное белье также платное - 180 рублей за комплект.

Также на теплоходе нет ограничений по весу багажа. Платить за багаж не нужно. Поэтому туристы с огромными рюкзаками, как правило, выбирают путь морем.

Где купить билеты? Самый удобный способ воспользоваться сайтом Федеральной системы автобусных касс rfbus.ru, где для покупки достаточно ввести дату отправления и свои паспортные данные, выбрать каюту и оплатить билет картой. Второй способ - покупка у менеджера. Офис продаж находится по адресу: Коммунистический проспект 21, 3 этаж, здание ресторана "Опера".

Особенность покупки. Билеты можно купить только за месяц до отправления или позже, при наличии свободных мест. То есть, если вы, например, собираетесь отправиться 18 июля, то билет можно купить с 18 июня. Раньше нельзя. Такая же система и с обратным билетом. Для сахалинцев обратные билеты приобретаются только на Сахалине или на сайте, на Курилах в кассе порта их купить не получится.

Пограничная зона. Курилы - пограничная зона. Поэтому для всех, не имеющих курильской прописки, а также не отправляющихся туда на службу по призыву и работу по вызову предприятия, необходимо получить разрешение на въезд. Без него Вам разрешат подойти даже к трапу. Без разрешение можно просто прокатиться по морю на теплоходе без выхода на сушу. Разрешение нужно получать в Холмске в пограничной службе, так как порт приписки судна - город Холмск. Обязательно распечатайте электронные билеты, на них ставятся обязательные штампы. Разрешение на въезд может получить один человек за других с наличием их паспортов. Но для детей разрешение должен получать только кто-либо из родителей или законный представитель. Бабушке, дедушке, тете, дяде и прочим родственникам и друзьям его не дадут.

Отправление . Теплоход отправляется с порта Корсаков, посадка начинается с 10 утра. По правилам пассажирам нужно прибыть в порт заранее. Но вот тут важную роль играет фраза "с 10 утра". Никто не может заверить, что по причинам плохой погоды и иным обстоятельствам вы не сядете на судно гораздо позже. Нам рассказали бывалые туристы, что жили в Корсакове в ожидании посадки по пять дней. Но такое, как правило, бывает осенью и в самом начале зимы, когда часты штормы.

Нам повезло: мы прождали в порту всего час, и пошли на регистрацию в 11 утра. До теплохода пассажиров теперь довозит автобус, он бесплатен.

Время в пути. Время в пути от Корсакова до порта поселка Китовый (остров Итуруп) - 19 часов, ночевать приходится в каюте. При хорошей погоде прибываете утром следующего дня.

Питание. Рекомендую взять еду с собой, потому что на этом теплоходе в цену билета не входит питание (в отличие от паромов, курсирующих от Холмска до Ванино). На борту, конечно, есть ресторан, но цены там адовые, да и выбор еды скуден: предлагаются только комплексные завтраки-обеды-ужины от компании "Санес" из Холмска. Повара на судне нет. Так тарелка манной каши с чаем (завтрак) стоила - 260 рублей, макароны с сосиской и суп с морской капусты и компот из сухофруктов (ужин) - 460 рублей. Есть и бар. Там цены еще выше. Самая дешевая кукса стоила 100 рублей. Благо кипяток в неограниченном количестве и бесплатен.

Выходить на открытые палубы можно, что мы вообщем-то и делали большую часть времени, пока не начало темнеть.

На фото порт Корсаков.

Выйдя в открытое море искали медуз и смотрели на волны.

Ну, а вечером читали, болтали, дети рисовали.

В этом путешествии нам очень повезло с попутчиками. По пути на Итуруп с нами в каюте жил Иван - очень интересный мужчина, мама которого русская, а папа - китаец, часть своего детства он провел в Пекине. А, когда вырос, решил, что выбрать одну профессию - для слабаков. Каждые два-три года он меняет сферу деятельности и место жительства. Он два года трудился свободным художником в Крыму, он приручал диких мустангов в российских степях, работал помощником по хозяйству в далеких деревнях и даже жил с монахами на Тибете. В этот раз он ехал работать в Курильск, желая воочию увидеть эту природу. Общаться с ним было очень интересно.

Наш теплоход прибыл в порт поселка Китовый на Итуруп утром следующего дня. Просто потрясающе, когда разбуженный бортпроводником, ты смотришь в иллюминатор и видишь остров в утреннем тумане.

Вот и вулкан Чирип виднеется.

Счастливые сошли на берег. Погода в этот день была получше сахалинской в эти дни. Градус близился к тридцати, а мы как с зимовки прибыли.

А Вас где-нибудь встречали с хлебом и солью?

Жили мы здесь же в поселке, что находится примерно в двух километрах от административного центра - города Курильска.

Энтузиазм, подкрепленный жаждой впечатлений, заставил сбросить рюкзаки, переодеться и отправиться на поиски приключений...

На Итурупе обычными считаются яркое солнце одновременно с потоками ливня и грозой, грохочущей в километре рядом… «Итуруп, Итуруп с рыбой чай, с рыбой суп» - так пели в свое время студенты, приезжавшие сюда работать на практику.

Несмотря на то что это самый большой остров в Курильской гряде, добраться до него довольно сложно. Сначала самолетом до Южно-Сахалинска, а потом или на теплоходе день-два, или, если благоволят погода и обстановка с билетами, еще раз по воздуху местными авиалиниями. Это одна из причин отсутствия на острове туристов с фотоаппаратами и случайных отпускников, ищущих легких приключений. Обычно сюда едут либо профессионалы по контрактам, либо местные жители, возвращающиеся с материка. Ну или осмелившиеся на такой поход настоящие мужчины.

ОСТРОВ-ПАРАДОКС
Он удивительный, сказочный, завораживающий и в то же время суровый и недоступный. Словно маленькая планета, на которой есть все. Огромные дышащие вулканы и небольшие сопки. Черно-белые пески с примесью титаномагнетита и непролазные болота. Бушующий Тихий океан и более спокойное Охотское море. А еще - холодные горные реки, теплые зеркальные озера, суровые скалы и радужные водопады. Кстати, самый большой водопад в России находится тоже здесь, на северной оконечности острова, и называется Илья Муромец. Здесь есть медведи и бесхвостые курильские коты - бобтейлы, дремучие заросли бамбука и - внимание! - целых 150 метров свежеуложенного асфальта в городе Курильске. Очень интересное ощущение испытываешь, когда ступаешь на него после месяца ходьбы по бездорожью - ноги сразу начинают гудеть с непривычки…

На Итурупе обычными считаются яркое солнце одновременно с потоками ливня и грозой, грохочущей в километре рядом…


РЫБНЫЙ РАЙ

Сегодня на Итурупе вылавливают примерно четверть от всего улова лососевых в Сахалинской области. Настоящий «рыбный Клондайк», национальное сокровище. И жизнь подавляющего большинства островитян напрямую связана с рыбой. Численность лососей поддерживается как естественным размножением, так и за счет искусственного воспроизводства, для которого на основных реках Итурупа построены рыборазводные заводы (ЛРЗ), ежегодно выпускающие миллионы мальков кеты и горбуши. Вот и целью нашей командировки-путешествия, помимо созерцания местных красот, было посещение одного из таких хозяйств - ЛРЗ «Скальный», расположенного в бухте Добрыня. Интерес чисто профессиональный: где, когда, чего, сколько. И знакомство с местной ихтиофауной, конечно. В частности, очень хотелось поймать гольца с красивым названием мальма.

ПО ОТЛИВУ
Усевшись поудобнее в Toyota Land Cruiser Prado года выпуска средней лохматости, в сопровождении местного охотника и старожила Бориса мы выехали из поселка Рейдово и помчались вдоль Белых Скал. Маршрут проходил по единственной дороге, точнее - по песчаному черно-белому отливу, вдоль охотоморского побережья в направлении северной части острова. С одной стороны - выщербленные ветром причудливые белые исполины из пемзы, покрытые сочной ярко-зеленой травой, а с другой - совсем недобродушное море, все время пытающееся дотянуться до машины. Место красивое, но не очень приветливое. Здесь уже было несколько случаев затаскивания приливной волной огромных полноприводных «Уралов» в зыбучий песок…

На Итурупе живет и работает почти семь тысяч россиян. День рыбака - один из самых главных праздников на острове

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ
На острове Итуруп много прекраснейших мест, которые доступны и интересны для посещения: вулкан Баранского, естественные горячие источники, различные озера, выходы лавы на Янкито, Белые Скалы и Черный Камень около поселка Рейдово, артефакты Второй мировой войны японского происхождения. Однако, как бы ни хотелось поскорее это увидеть своими глазами, без подготовки отправляться туда не стоит, тем более самостоятельно. Путешествие на остров лучше организовать через туристические фирмы или знакомых. Гостиница есть только в городе Курильске. Цены в магазинах там в два раза выше по сравнению с московскими. Арендовать машину без предварительных согласований и помощи местных жителей практически невозможно.

ДВА МИРА
После благополучного прохождения опасного берегового участка добрались до Ветрового перешейка. Уже из названия ясно, чем он славится, однако уникален он тем, что представляет собой узкую полоску земли - всего семь километров, отделяющих Охотское море от Тихого океана. Когда оказываешься здесь, создается впечатление, что попадаешь в пространственно-временной портал. Будто это мостик между абсолютно разными стихиями. Вроде едешь по плотному песку, светит солнце, плещется море, кричат чайки. Потом вдруг пересекаешь слегка заболоченную поляну с сочным разнотравьем и безумным количеством насекомых. А покинув ее, совершенно внезапно переносишься в другой мир, мир Тихого океана. Причем он совсем не спокойный, а суровый, неприступный, даже жестокий и не прощающий ошибок. Постоянные морось, туман, сильнейший ветер, плохая видимость и огромные волны заставляют задуматься о безудержной силе природы и ничтожности человеческого бытия. В отличие от волн Охотского моря, Тихий океан сразу тянет все за собой и не оставляет никаких следов на берегу, утаскивая свою жертву в царство Нептуна.

Озеро Лебединое.
Собирать биологический материал для исследований в таком месте - настоящее удовольствие!

СЛЕДЫ ПРОШЛОГО
В первой половине прошлого века на Ветровом перешейке находился японский аэродром. Из-за постоянных туманов, которые до сих пор вяло текут со стороны Тихого океана по низине, обрамленной высокими сопками, его не было видно с воздуха. Это была одна из нескольких стратегических точек, откуда японские камикадзе взлетали на Перл-Харбор. Сопровождающая их авианосная эскадра базировалась неподалеку, в заливе Касатка. Вообще на Итурупе осталось много мест, напоминающих о былой войне. В том же заливе Касатка есть мыс Тоннельный, береговые склоны которого изрыты подземными ходами. По слухам, они ведут в секретную японскую военную лабораторию, где создавалось бактериологическое оружие.

ЧЕТВЕРО СМЕЛЫХ

Известен на весь мир залив Касатка и тем, что отсюда в 1960 году во время тайфуна от пирса оторвало и унесло в открытый океан военную баржу-танковоз. С четырьмя моряками на борту, которых в дальнейшем назвали четверкой отважных, - Асхатом Зигиншиным, Анатолием Крючковским, Филиппом Поплавским и Иваном Федотовым. Они 49 дней дрейфовали в открытом море безо всякой еды и боролись за свою жизнь, заглушая голод зубной пастой, мылом, кожаными ремнями и кирзовыми сапогами. Их обнаружил за тысячу миль от Итурупа американский авианосец «Кирсардж», спас и доставил в Сан-Франциско. В СССР четверку встретили как героев, наградили орденами Красной Звезды, о них был снят художественный фильм и написаны песни.

Золотая рыбка (она же терпуг зайцеголовый).
«Скромнее, дамочка, надо быть в выборе желаний…»

ОПАСНАЯ КРАСОТА
Вырвавшись вновь на побережье Охотского моря в местечке Парусное, мы были очарованы водопадом, низвергающимся с завораживающим грохотом. А затем промытая дождями дорога начала забирать в сопки. Поднявшись на более-менее ровное плато, мы оказались на еще одном заброшенном японском аэродроме, бодро проскочив который, уткнулись в кедрятник (кедровый стланик) - ощущения незабываемые!

Сделали остановку на озере Сопочном, удивительном своей глубиной до 50 метров и отдельно стоящими в бухте скалами Четыре Брата. Озеро находится между сопок и отделено от моря только узкой перемычкой суши. С точки зрения ихтиолога оно в первую очередь интересно неркой - ценной красной рыбой, отличающейся непревзойденным вкусом. Из 25 озер на Итурупе она водится лишь в трех, но два других - Славное, стиснутое вулканами, и Красивое, расположенное в кальдере потухшего вулкана, - практически недоступны для человека.

Полет горбуши.
Возвращаясь в родные реки из океана, лососи, преодолев множество трудностей, оставляют потомство и погибают…

Сказать, что дальше пошла дорога - значит, преувеличить на несколько порядков! Огромные провалы, броды, глина и острые скользкие камни, за которые невозможно зацепиться лебедкой. В итоге пробили левое переднее колесо на очень крутом спуске. Все разнервничались, так как сотовой связи там нет, машины практически не ездят, а медведей вокруг - как в зоопарке. Даже не рискнули тратить время на установку запаски, быстренько накачали колесо и рванули дальше…

КРУГОВОРОТ ИКРЫ В ПРИРОДЕ

Миновав очередной скальный утес, мы увидели небольшую бухту с маленькой речушкой, легко проходимой вброд. Это и оказалась Добрыня, к которой мы стремились. Итурупчане очень любят свой остров и спокойно могут сказать приезжему: «Понаехали тут…», но при этом остаются гостеприимными, открытыми, как говорится, «душа нараспашку». Узнав же, что приехала научная группа ихтиологов, нам сразу выделили вагончик для ночлега, мангал, дрова и, конечно, поделились нужной нам информацией по разведению лосося. Процесс выпуска молоди довольно-таки длительный и трудоемкий. Во время массового нерестового хода, продолжающегося с конца лета до середины осени, рыбаки вылавливают рыбу неводами. На ЛРЗ рыбоводы отбирают из улова производителей оплодотворенную икру. Ее инкубируют до момента вылупления личинок, которых затем подращивают всю зиму, подкармливая специальными составами. В конце весны, как только мальки достигают определенного веса, их выпускают в естественную среду обитания - реку возле завода. Скатившись в море, мальки проводят несколько лет далеко в океане. Вернуться на родину им отведено только для того, чтобы оставить потомство и погибнуть.

БУРАЯ КОМПАНИЯ
Ночь в бухте была абсолютно безоблачной и романтичной. Правда, романтика заключалась не только в созерцании природы, ярких звезд и огромной желтой луны, но и в присутствии косолапых «друзей» неподалеку от нашего ночлега. Утром мы это поняли, когда бодро побежали умываться к ручью и практически впритык наткнулись на одного из них. Благо рядом был пес, вовремя почуявший и спугнувший медведя.

ФАСТФУД ПО-КУРИЛЬСКИ
Обратный путь на большую землю был не менее увлекательным. Наш проводник показал, чем и как можно разжиться возле моря. Легким движением руки он бросил камень в воду и оглушил им горбушу. Через несколько минут собрались чайки и вытащили рыбину на берег. И он попросту отнял свою добычу у чаек. Затем завернул ее в листья лопуха, запек на углях и накормил московских гостей вкуснейшим деликатесом.

На пути к вулкану Баранского.
Подъем к нему труден, но все невзгоды забываются, когда перед глазами открывается такая красота!


ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

Вы даже не представляете, какие виды нас окружали. Глядя на это буйство природы, которое невозможно охватить человеческим разумом, испытываешь абсолютную, какую-то необузданную и даже звериную свободу. Не могу объяснить, почему я, человек, посетивший разные уголки нашей безграничной Родины, безответно влюбилась в этот край. Вот такое получилось путешествие на остров Итуруп. Туда и обратно по следам бескрайней свободы…

Джига под водопадом.
Долгожданная прохлада в жаркий день. Однако вода настолько холодная, что ноги сводит уже через несколько секунд

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ
Попасть на Итуруп можно только с Сахалина. Есть два способа. Первый - воспользоваться авиарейсом из Южно-Сахалинска. Но при этом следует учитывать, что воздушное сообщение не регулярное и полностью зависит от погоды на острове. Да и дистанционно приобрести билет на самолет нельзя - только в аэропорту вылета.

Второй - отправиться морем на теплоходе «Игорь Фархутдинов», курсирующем из порта Корсаков до Итурупа дважды в неделю. Но он берет на борт 150 человек, и у местных жителей преимущество на посадку. И важный момент: для пребывания на Итурупе требуется пропуск на посещение погранзоны. Получить его можно у пограничников в Южно-Сахалинске, оформление занимает один день.


С 2000-х годов Россия "вернулась" на Курилы, начала их системно развивать. Сначала точечно, но в сравнении с полным параличом и разрухой 90-х это "небо и земля", — год от года возрастает темп. Была принята комплексная Федеральная целевая программа развития островов до 2015 года, предусматривающая системное строительство крупной инфраструктуры. Курилы вообще впервые в их истории лично посетил руководитель государства, тогда президент России Дмитрий Медведев, федеральные министры. В текущем 2013 году в Курилы будет вложено рекордное финансирование — почти 7 млрд руб. Из них в рамках федеральной целевой программы "Курилы" более 5,2 млрд руб., из которых 3,9 млрд руб. это средства федерального бюджета. Средства областного бюджета в рамках ФЦП и непрограммной части составят более 2,3 млрд руб., еще почти 450 млн рублей придется на внебюджетные источники. Кроме того, правительство Сахалинской области подписало соглашения с четырьмя госзаказчиками на открытие федерального финансирования в рекордно короткие сроки. Документы подписаны с Росавтодором, Минэнерго, Минрегионразвития, Росрыболовством. "Развитие Дальнего Востока является одним из приоритетов, безусловно, и Сахалин входит в число важный регионов. Поскольку финансирование не проводилось уже давно, то объем его теперь очень велик".

Но на Курильских островах уже много сделано. О сегодняшнем виде русских Курил мы приводим замечательный фото-репортаж пользователя tumanova , опубликованный в мае 2011 на ресурсе "Сделано у нас". С этого времени наверняка Курилы еще более позитивно изменились, ибо к ним, как и всему Востоку России как стратегическому региону приковано особое внимание первых лиц государства.

Мы от редакции "РН" будем рады и репортажам или наблюдениям, размышлениям Вас, наших читателей, возможно жителей Курил или кто бывал сейчас на Курилах. Пишите, делитесь.

ПОДРОБНО О НОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ

Курильские острова включают 30 больших и множество мелких островов. Население проживает постоянно только на Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. Население Курильских островов — 18 735 человек.

Объем действующей до 2015 года ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы" составляет 21 млрд рублей. Основная часть этой суммы выделяется из федерального бюджета. Также Сахалинская область планирует привлечь для развития Курил средства частных инвесторов. Частные инвестиции в экономику островов составляют сейчас миллиард рублей в год, а к 2015-му — возрастут до 6 миллиардов.

ОСТРОВ КУНАШИР

Остров Кунашир — самый южный остров Большой гряды Курильских островов. Население — около 8000 человек. Южно-курильск — административный центр Южно-Курильского округа.

Социальное жилье:

В августе 2012 г. в Южно-Курильске состоялась церемония вручения ордеров и ключей от новых квартир. 10-квартирный дом построен на средства областного и местного бюджетов по одной из областных программ:

Дом культуры (медико-просветительская экспедиция "Рубежи России", август 2010 г.):

Новый детский сад:

Порт Южно-Курильска:

Новый глубоководный причал:

Ввод в эксплуатацию современных глубоководных причальных комплексов на Кунашире и Итурупе выведет на качественно новый уровень транспортную инфраструктуру на Курилах и повысит качество жизни на островах.

Теплоход "Игорь Фархутдинов" впервые пришвартовался у нового причала (февраль 2011 г.):

На средства федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов и бюджета Сахалинской области идет строительство морского вокзала на территории построенного причального комплекса в Южно-Курильской бухте.

В этом здании кроме пассажиров будут располагаться различные службы — пограничный контрольно-пропускной пункт, таможенный пост, портнадзор, администрация и диспетчерская морского порта. Окончание строительства планируется в 2012 году:

Аэропорт "Менделеево". Аэродром был построен японцами, когда остров Кунашир ещё находился под управлением Японии и с тех пор практически не перестраивался. В 2006 г. был закрыт из-за полного износа инфраструктуры и разрушения взлётно-посадочной полосы. В ходе реконструкции, в рамках ФЦП социально-экономического развития Курильских островов, были введены в эксплуатацию новый пассажирский терминал, рулевые дорожки, новый перрон, взлетно-посадочная полоса (ВПП), система посадки и светосигнальное оборудование:

На острове действует Менделеевская ГеоТЭС (геотермальная электростанция), которая обеспечивает остров теплом и электричеством. Энергия вулкана как источник тепла и света для человека — принцип работы этой станции. Ввод в эксплуатацию в 2007 г. II очереди станции обеспечил на 100 % потребность в тепле Южно-Курильска. Запланированная модернизация Менделеевской ГеоТЭС позволит увеличить ее мощность с 3,6 МВт до 7,4 МВт:

На о. Кунашир работают два рыбоперерабатывающих производства — ООО ПКФ "Южно-Курильский рыбокомбинат" и ООО "Дельта".

Южно-Курильский рыбокомбинат модернизировал свои производственные перерабатывающие линии. Вся рыба и морепродукты, выловленные своим собственным траловым флотом, доставляются на берег без потери качества. Комплексная смена из 25 человек успешно справляется с большими объёмами поступающего сырья:

В 2011 году на о. Кунашир были положены первые километры асфальта:

ОСТРОВ ИТУРУП

Остров Итуруп — остров южной группы Большой гряды Курильских островов, самый крупный остров архипелага. Население — 6387 человек. Курильск — административный центр острова.

В п. Курильск в последние годы построен современный микрорайон "Северный". В его черте планируется возвести большой дворец культуры и спорта, под крышей которого разместятся спорткомплекс, бассейн, дом культуры и другие учреждения:

В 2006 году на острове был запущен современный рыбоперерабатывающий комплекс "Рейдово":

Шесть камер воздушной заморозки обеспечивают выпуск 74 тонн готовой мороженой рыбопродукции в сутки:

На о. Итуруп так же расположен рыбоперерабатывающий цех "Ясный",оснащенный единственным в своем роде морозильным тоннелем для воздушной заморозки рыбы,позволяющим непрерывно замораживать 210 тонн готовой рыбопродукции в сутки. Имеется икорный цех, где изготавливают 3 тонны икры в сутки. Кроме этого, посольный цех производительностью 25 тонн в сутки и холодильник мощностью 2300 тонн единовременного хранения:

Работает еще несколько рыбопромышленных предприятий, самые крупные из которых — "Скит", "Буг", "Континент".

На острове уже построены здания Курильской средней школы на 250 учащихся, а также современная центральная районная больница на 50 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену.

Новая больница:

Спортивный комплекс:

Работы по благоустройству:

В феврале 2012 г. сданы в эксплуатацию два 8-квартирных дома:

Новый аэропорт "Итуруп" располагается на солнечной стороне острова, что позволит беспрепятственно добираться до острова даже в непогоду. Увеличенная взлетно-посадочная полоса длиной 2,2 км будет принимать все типы самолетов, эксплуатирующиеся в регионе:

Рядом с Курильском расположен геотермальный источник с радоновыми водами:

Несколько лет назад источники представляли собой два бетонных чана для засолки рыбы, в которых и принимали ванны отдыхающие, не забывая при этом усеивать окрестности битым бутылочным стеклом. Благоустроила геотермальные источники компания "Гидросторой":

ОСТРОВ ШИКОТАН

Остров Шикотан — самый крупный остров Малой гряды Курильских островов. Малокурильское — административный центр острова. Население — около 2100 человек.

На средства федеральной программы уже возведен и эксплуатируется глубоководный пирс в Малокурильской бухте на Шикотане, а в соседней бухте Крабозаводской на том же Шикотане близится к завершению строительство причала на условиях софинансирования - собственных средств ЗАО "Гидрострой" и областного бюджета.

Рыбоперерабатывающий комплекс "Крабозаводск" оснащен самым современным оборудованием.

Мощность цеха позволяет ежесуточно принимать и обрабатывать до 300 тонн рыбы-сырца:

Новый детский сад на 70 мест (2010 г.):

Новая школа (2006 г.):

На всех островах — Итурупе, Кунашире и Шикотане идёт строительство систем топливообеспечения:

ОСТРОВ ПАРАМУШИР

Остров Парамушир — один из островов Северной группы Большой гряды Курильских островов. Население — около 2500 человек. Северо-Курильск — административный центр и единственный населённый пункт острова:

Рыбный порт и рыбокомбинат — основные производства Северо-Курильска:

Новые дома (до этого жильё в Северо-Курильске не строилось 20 лет):

Дизельная электростанция, обеспечивающая электричеством Северо-Курильск, теперь размещается в новом здании:

Фермерское хозяйство, которое поставляет на местный рынок свежие овощи. Здесь работает свыше 30-ти человек:

День рыбака — один из главных праздников на Курильских островах:

Перевозка грузов и пассажиров на острова осуществляется теплоходами "Игорь Фархутдинов" и "Марина Цветаева":

P.S. Конечно на Курильских островах далеко не всё так радужно и позитивно,как выглядит на этих фотографиях. Я собрала здесь только новые или отремонтированные объекты. Кроме крупных,по меркам Курильских островов населённых пунктов, есть и совсем небольшие поселения, где, тем не менее тоже живут люди. Но так как программа развития островов принята до 2015 года и положительная тенденция очевидна,то есть все основания верить,что во всех населённых пунктах всех 4 обитаемых Курильских островах будут достойные условия жизни.

P.S. : Курилы и Япония. Сложная тема. Известный путешественник и блоггер Илья Буяновский , побывавший на Курилах, пишет в своем замечательном посте о самом южной точке островов архипелаге Хабомаи: "Отвечаю заранее: местные жители категорически против передачи островов Японии. И незачем такие офигевшие глаза делать: от нас до Японии много тысяч километров, от них — несколько десятков. Им-то уж точно лучше знать, где бы они предпочли жить".

Объект разместится на острове Матуа в центральной части архипелага. Резоны, по которым специалисты Минобороны РФ остановились именно здесь, скорее политические, чем географические или экономические. Остров Матуа не входит в число тех, на которые претендует Япония.

Самой же базе придается большое военно-стратегическое значение. Существующая взлетно-посадочная полоса обрастет инфраструктурой и будет использоваться как аэродром подскока для бомбардировщиков Ту-22М3, способных нести КРБД Х-101. Отсюда они смогут совершать полеты в удаленные от нашего побережья районы Тихого океана, чтобы при необходимости нанести удары по территории Соединенных Штатов. Это серьезно повысит потенциал стратегического неядерного сдерживания США и НАТО.

База будет играть важную роль для развертывания российских атомных ракетоносцев, поскольку дислоцированная здесь авиация сможет следить за американскими подлодками в регионе. Таким образом появится дополнительная защита базы подводного флота в Вилючинске. А противолодочные вертолеты возьмут под контроль проход в Охотское море и сведут к минимуму возможность проникновения в него субмарин НАТО.

Бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов согласен, что ВМБ на Курилах нужна. Гряда закрывает акваторию Японского моря, корабли с базы на материке должны проходить через проливы между нашими островами и Хоккайдо. «Расположенная здесь база означает прямой выход в Тихий океан. Если говорить о военном значении, то одно дело, когда есть только база, корабли с которой имеют возможность выхода в океан через узкое горлышко проливов. Получается, что эти силы заперты. Другое дело - с выходом в океан напрямую, в этом случае коэффициент обороноспособности значительно повышается».

С политической точки зрения одной из предполагаемых причин создания базы могла стать перспектива компромисса по Курильским островам. Не исключено, что потребуется часть военных сил, сконцентрированных сейчас в южной части архипелага, переместить на Матуа. Возможно, как компромисс между Россией и Японией «северные территории» получат статус демилитаризованной зоны.

К сожалению, мощная инфраструктура, созданная на Матуа японцами в прошлом столетии, в том числе подземный комплекс, большой аэродром, сеть автомобильных дорог и железнодорожная ветка, пришла в негодность и восстановлению не подлежит. До 2001 года на острове располагалась погранзастава, однако в последующий период он оставался необитаемым.

Матуа - не самое комфортное место для жизни. Здесь дуют сильные ветры, на побережье нет больших удобных бухт. Наконец, вся северная часть островка - вулкан, который последний раз извергался совсем недавно, в 2009-м. Матуа находится на большом удалении от баз снабжения, и связь с ним, особенно в зимние месяцы, затруднена из-за того, что Охотское море в этом месте замерзает. Строительство здесь крупной ВМБ - чрезвычайно затратное дело.

В настоящее время на Курилах дислоцирована 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия - единственное в своем роде соединение в Российской армии - с частями усиления на Итурупе и Кунашире. Недавно на островах разместили береговые ракетные комплексы «Бал» (Кунашир) и «Бастион» (Итуруп), ЗРК «Бук». Однако для обеспечения противодесантной обороны всего Курильского архипелага этих сил недостаточно. Нужны военно-морская и воздушная составляющие. А это сложный комплекс по обеспечению ведения боевых действий, а также работы систем дальнего радиолокационного обнаружения и всех видов средств наведения на цели.

Можно предположить, что в составе базы будут задействованы ПЛАРБ «Борей-А» - две-три единицы, один-два дивизиона ДЭПЛ «Лада». Прогнозируемая потребность в надводных кораблях: эсминцы «Сарыч», корветы проекта 20380, один-два дивизиона катеров береговой охраны типа «Нептун»-«Леопард». Островное положение базы потребует наличия разнообразных судов обеспечения: ледоколов, буксиров, плавмастерских. В качестве надводных патрульных средств в прибрежных акваториях Курильской гряды найдут широкое применение беспилотные катера. Особая роль отводится необитаемым подводным аппаратам - все они управляются с берега и представляют собой субмарины без экипажей, которые способны находиться в плавании неограниченное время. Их сложно заметить, при этом они собирают всю информацию об обстановке, могут нести на борту боевые заряды, в том числе и в ядерном снаряжении.

В противодесантной операции возрастает значение средств дистанционного обнаружения и слежения за морскими силами противника на маршрутах его выдвижения. Для выполнения этих задач, а также для выведения боевой авиации в район залпа и выявления крупных целей базе будут приданы один-два воздушных радиолокационных комплекса А-50У с РЛС «Шмель».

В состав ВМБ на Матуа, возможно, войдет полк Ту-22М3, а в береговую авиагруппу - дальние противолодочные Ту-142, а также Ил-20, Ил-38 и Ил-38Н, истребители-перехватчики МиГ-31, транспортные самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26, вертолеты Ми-8, Ми-24, Ка-31.

Задачи противовоздушной и противоракетной обороны островов должны решаться такими средствами поражения, как «Бал» и «Бастион», С-300 и С-400, которые уже имеются на данном операционном направлении. Эти комплексы в сочетании с возможностями базы по сути превращают Курилы в неприступную военно-морскую крепость.

Наконец, ВМБ будет отвечать основной задаче флота - прикрытие проливных зон островной и полуостровной части общевойсковых операционных направлений, таких как Камчатское и Сахалинско-Курильское, защита военно-морской инфраструктуры ТОФ, стратегических объектов на тихоокеанском побережье и гражданского судоходства в северо-западной части акватории.

Комплексное обеспечение безопасности российских островов и выходов к Охотскому морю, по оценкам специалистов, обусловлено постоянным ростом числа внешних угроз, руку к созданию которых частенько прикладывают заклятые друзья Японии - Соединенные Штаты.

Позиция наших скандальных соседей со временем может и поменяться, но передовое вооружение, как и полноценная база ВМФ, размещенные на Курилах, совершенно точно не будут лишними при любом политическом раскладе.

В отечественной историографии по проблеме принадлежности Южно-Курильских островов большое внимание уделялось освоению данных земель русскими первопроходцами, о том, какой вклад был внесен в это японцами, почти ничего не говорилось. Между тем тема представляется крайне важной для скорейшего разрешения территориального вопроса. В Токийской декларации 1993 года главы двух стран договорились о том, что проблема должна быть разрешена на основе принципов законности и справедливости, что подразумевает ее внимательное изучение не только со стороны международного права, но и с точки зрения истории.

Воспользовавшись ослаблением русских позиций в южной части Курил, японские рыбопромышленники сначала в 1799 году появляются на Кунашире, на следующий год уже на Итурупе, где уничтожают русские кресты и незаконно ставят столб с обозначением, указывающим на принадлежность островов Японии. Японские рыбаки часто стали прибывать к берегам Южного Сахалина, вели промысел, обирали айнов, что являлось причиной частых стычек между ними. В 1805 году русскими моряками с фрегата "Юнона" и тендера "Авось" на берегу залива Анива был поставлен столб с российским флагом, а японская стоянка на Итурупе была разорена. Русские радушно были встречены айнами.

В 1854 году с целью установления с Японией торговых и дипломатических отношений правительство Николая I направляет вице-адмирала Е. Путятина. В его миссию также входило разграничение русских и японских владений. Россия требовала признания своих прав на остров Сахалин и Курилы, издавна принадлежавшие ей. Зная прекрасно, в каком тяжелом положении оказалась Россия, ведя одновременно войну с тремя державами в Крыму [ Крымская война ], Япония выдвинула необоснованные претензии на южную часть Сахалина. В начале 1855 года в г. Симода Путятин подписал первый Русско-японский договор о мире и дружбе, в соответстствии с которым Сахалин объявлялся неразделенным между Россией и Японией, граница устанавливалась между островами Итуруп и Уруп, а для русских судов были открыты порты Симода, Хакодате и Нагасаки.

Симодский трактат 1855 года в статье 2 определяет: «Впредь границу между Японским государством и Россией установить между островом Итуруп и островом Уруп. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, весь остров Уруп и Курильские острова к северу от него принадлежат России. Что касается острова Карафуто (Сахалин), то границей между Японией и Россией он не разделен по-прежнему».

В наше время японская сторона утверждает, что этот трактат комплексно учитывал деятельность Японии и России в районе Сахалина и Курильских островов вплоть до времени его заключения и был заключен в результате переговоров между Японией и Россией в мирной обстановке. Полномочный представитель российской стороны на переговорах адмирал Путятин при подписании трактата заявил: «В целях предотвращения будущих споров, в результате тщательного изучения, было подтверждено, что остров Итуруп является японской территорией». Документы, недавно опубликованные в России, показывают, что Николай I считал остров Уруп южным пределом российской территории.

Японская сторона считает ошибочным утверждение, что Япония-де навязала этот трактат России, находившейся в трудном положении во время Крымской войны. Оно совершенно противоречит фактам. В то время Россия являлась одной из великих европейских держав, тогда как Япония же была малой и слабой страной, которую США, Англия и Россия принуждали отказаться от 300-летней политики самоизоляции страны.

Япония считает ошибочным также утверждение, что на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, подтвержденные этим трактатом в качестве японского владения, Россия якобы имеет «исторические права» в силу их открытия и экспедиций. Как сказано выше, как Николай I, так и адмирал Е.В. Путятин (1803 - 1883) на основе тогдашней объективной обстановки заключили трактат, осознавая, что южный предел России -- остров Уруп, а Итуруп и южнее его -- территория Японии. Начиная с 1855 года на протяжении более 90 лет ни царская Россия, ни Советский Союз никогда не настаивали на этих так называемых «исторических правах».

Для Японии не было никакой необходимости открывать эти острова, находящиеся на кратчайшем расстоянии от нее и видимые с Хоккайдо невооруженным глазом. На карте эры Сёхо, изданной в Японии в 1644 году, записаны названия островов Кунашир и Итуруп. Япония раньше всех управляла этими островами.

Собственно, свои претензии на так называемые "Северные территории", Япония обосновывает именно содержанием Симодского трактата 1855 года и тем, что до 1946 года острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи всегда были территориями Японии и ни разу не стали территориями России.

Правительство Александра II главным направлением своей политики сделало Ближний Восток и Среднюю Азию и, опасаясь оставлять неопределенными свои отношения с Японией на случай нового обострения отношений с Англией, пошло на подписание так называемого Петербургского трактата 1875 года, согласно которому все Курильские острова в обмен на признание Сахалина русской территорией переходили к Японии. Александр II, который до этого в 1867 году продал Аляску за символическую и по тем временам сумму - 11 миллионов рублей, и на этот раз совершил крупную ошибку, недооценив стратегическое значение Курил, которые в дальнейшем были использованы Японией для агрессии против России. Царь наивно полагал, что Япония станет миролюбивым и спокойным соседом России и, когда японцы, обосновывая свои претензии, ссылаются на договор 1875 года, то почему-то забывают (как "забыл" сегодня Г.Кунадзе) о его первой статье: "... и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Российской и Японской империей". Потом был 1904 год, когда Япония вероломно напала на Россию... При заключении мирного договора в Портсмуте в 1905 году японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин. Русская сторона заявила тогда, что это противоречит договору 1875 года. Что же ответили на это японцы?

«Война перечеркивает все договоры, вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки. Только благодаря искусным дипломатическим маневрам России удалось сохранить северную часть Сахалина за собой, а Южный Сахалин отошел к Японии».

На Ялтинской конференции глав держав, стран-участниц антигитлеровской коалиции, состоявшейся в феврале 1945 года, было решено после окончания второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова передать Советскому Союзу, и это явилось условием вступления СССР в войну с Японией - через три месяца после окончания войны в Европе.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско 49 государств подписали мирный договор с Японией. Проект договора был подготовлен в период "холодной войны" без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации. Советская сторона предложила провести демилитаризацию и обеспечить демократизацию страны. Представители США и Великобритании заявили нашей делегации, что они приехали сюда не для того, чтобы обсуждать, а подписать договор и поэтому ни одной строчки менять не станут. СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. И что интересно, статья 2 этого договора гласит, что Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.

В настоящее время японская сторона утверждает, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильские острова» в Сан-Францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «(Они) не включают и не имелось никакого намерения включать (в состав Курил) гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом».

1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать мирный договор. Японская сторона склоняется к принятию советского предложения, но в сентябре 1956 года Соединенные Штаты направляют Японии ноту, в которой говорится, что, если Япония откажется от своих претензий на Кунашир и Итуруп и удовлетворится только двумя островами, то в этом случае США не отдадут острова Рюкю, где главным островом является Окинава. Американское вмешательство сыграло свою роль и... японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о безопасности (1960 г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана и Хабомаи. Отдавать острова под американские базы наша страна, понятно, не могла, как и связывать себя какими-то обязательствами перед Японией в вопросе о Курилах.

История отношений России и Японии в ХХ веке складывалась непросто. Достаточно напомнить, что на протяжении немногим более 40 лет (1904--1945 гг.) Япония и Россия 4 раза воевали. В 1904--1905 годах в Маньчжурии, в 1918--1922 -- в Сибири и Приморском крае, в 1939 году на реке Халхин-Гол и озере Хасан и, наконец, в 1945 году во Второй мировой войне. В настоящее время “территориальная проблема” продолжает настойчиво эксплуатироваться японскими политиками с не меньшей, но даже большей интенсивностью, чем раньше. Правда, сейчас она, незаметно для широкого круга читателей, получила рыболовную, морскую направленность. Такой вектор ей придала встреча на высшем уровне между лидерами двух стран Б. Ельциным и Р. Хасимото.

Она состоялась 1 и 2 ноября 1997 года в Красноярске. Тогда, как известно, Ельцин и Хасимото договорились придать импульс переговорам относительно предоставления права промысла японским рыбакам в территориальном море России в районе островов Южных Курил.

Причем японская сторона настаивает на ведении промысла именно у тех островов, на которые она заявила претензии:-- Хабомай, Шикотан, Кунашир и Итуруп. К тому же японцы по существу требуют от российских властей обеспечить им так называемый “безопасный промысел”. Под этим термином скрывается стремление вести промысел в наших водах без признания наших правил рыболовства. И надо отдать должное японцам --они этого добьются, если подписанное в 1998 году Соглашение между Россией и Японией о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов войдет в силу. С тем чтобы последнее произошло, необходимо дополнительно рассмотреть ряд технических вопросов по промыслу и получить одобрение Соглашения Федеральным собранием, так как оно касается территориального моря России. Добиться этого тем, кто лоббировал данное Соглашение, будет непросто, хотя сам текст Соглашения включает всего 7 статей и одно приложение, уместившееся всего на 5 страницах машинописного текста.

Нарушение территориальных вод России в районе Южных Курил японскими рыболовными судами началось в разгар холодной войны. Пик этих нарушений приходится на 70--80-е и начало 90-х годов, когда в год приходилось до 8--10 тысяч случаев. В советское время пограничникам запрещалось открывать огонь на поражение по японским судам-нарушителям. Пограничники задерживали такие суда. Капитанов судили по нашим законам, и они отбывали тюремное наказание у нас. По существу эти японские рыболовные капитаны были своеобразными камикадзе. Попадались нашим пограничникам, как правило, японские суда-тихоходы. Основная же часть нарушителей, имея быстроходные суда, безнаказанно уходили. Истинные японские рыбаки-профессионалы называют этих спецрыбаков на быстроходных судах “якудзы”. Судя по их экипировке и наличию дорогостоящих судовых двигателей главная цель якудзы состояла не в добыче рыбы и морепродуктов, а в нарушении наших территориальных вод, с тем чтобы поддерживать напряженность в этом районе, заявляя постоянно о территориальных притязаниях Японии к России. Положение с японскими нарушителями резко изменилось с 1994--1995 годов, когда новая Россия решилась на отстаивание своих национальных интересов в районе Южных Курил с использованием для остановки быстроходных судов-нарушителей оружия. Не обошлось, к сожалению, и без ранения японцев. Пыл нарушителей начал остывать, а сами нарушения наших территориальных вод сократились с 10 тысяч до 12--15 случаев в год.

С тем чтобы сохранить напряженность по территориальной проблеме, японские стратеги выдвинули претензии к российской стороне относительно обеспечения для японских рыбаков так называемого безопасного промысла в водах, прилегающих к тем территориям, на которые Япония заявила претензии, то есть у Южных Курил. В то время последователи козыревской соглашательской дипломатии, вместо того чтобы отвергнуть столь абсурдные притязания и начать переговоры об экономическом сотрудничестве в области рыболовства между двумя странами, как это предлагали представители рыбной отрасли, повели переговоры по японскому сценарию. Для того чтобы сломить отрицательное отношение к таким переговорам со стороны наших рыбаков, была проведена, полагаю, не без помощи японских спецслужб, массированная дискредитация рыбной отрасли среди нашей общественности с широким использованием прессы. Чего стоят вымыслы о рыболовной мафии и ряд тенденциозных выступлений по этому вопросу как в радикальной, так и в левой прессе? Все эти мыльные пузыри, к сожалению, дали свои негативные результаты.

Впервые хоккайдским рыбакам было разрешено вести промысел морской капусты у острова Сигнальный в начале 60-х годов. По этому вопросу тогда было быстро и без проволочек заключено межведомственное (обращаю внимание читателей не межправительственное) Соглашение, по которому “Японские рыбаки, занимающиеся промыслом морской капусты... должны соблюдать законы, постановления и правила Союза Советских Социалистических Республик, действующих в этом районе, включая правила, регулирующие промысел морской капусты”. Это ключевое положение, действовавшее больше 30-ти лет, исчезло в тексте нового Соглашения. Совершенно ничем не объяснимая сдача наших позиций. Выходит, кому-то стало выгодным ослабить позицию России относительно ее суверенитета в своем территориальном море у южных Курил. Позволю высказать предположение, что именно ради только этого и были затеяны столь многотуровые переговоры (13 туров в течение 3 лет) по разработке нового Соглашения, в котором не нашлось места не только для защиты национальных рыболовных интересов России, но и ее суверенитета в территориальном море.

Кроме того, исходя из положений статей Соглашения, российская сторона впервые пошла на беспрецедентный шаг, в результате которого японские рыбаки будут по существу явочным порядком вести промысел в российских территориальных водах у четырех островов южных Курил. У тех самых островов -- Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, -- на которые заявлены притязания Японии. При этом Япония не только не предоставляет российским рыболовным судам аналогичные права на промысел в японских территориальных водах, допустим, у острова Хоккайдо, но и не взяла на себя никаких обязательств по соблюдению ее гражданами и судами законов и правил рыболовства, действующих в наших водах. Более того, в самом тексте Соглашения нет никаких упоминаний о мерах контроля за японским промыслом со стороны российских органов рыбоохраны и погранслужбы. К тому же сам район промысла, находящийся в нашем территориальном море, получил по Соглашению безымянное наименование -- “Морской район”. Видимо, авторы этого новшества считают, что он находится далеко, далеко за пределами территории нашей страны. Получается, что Россия по этому Соглашению отказывается от своего суверенитета в своем же территориальном море в районе Южных Курил (действительно очередной, правда, теперь уже без единого выстрела с японской стороны, территориальный Пёрл-Харбор для начинающего политика Бориса Немцова, который оставил свой автограф на столь неоднозначном документе). Вероятно, разработчики этого Соглашения, понимая его уязвимость для критики, решили приурочить его подписание в самое мертвое для политической элиты и обозревателей время -- в субботу, а сам его текст все никак не доходит до широкой российской общественности.

Интересно и то, что почти одновременно с подписанием Соглашения было объявлено о том, что Япония выделяет России несвязанный кредит в 1,5 млрд долларов “на развитие реформ”. Не это ли плата за ущербное для России Соглашение? К тому же предполагается часть этих средств направить на строительство жилья для военнослужащих.

В ходе переговоров по разработке Соглашения японская сторона имела несомненное преимущество перед российской стороной в главном вопросе -- в ясности ее позиции. Японцы открыто заявляли и отстаивали всеми доступными для них средствами свои территориальные притязания на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Можно не соглашаться с таким подходом, но именно открытость и ясность принципиального подхода Японии по этому вопросу делает ей честь, и всегда он оставался неизменным. Япония не рыболовные проблемы решала в ходе переговоров по Соглашению, а добивалась и добилась усиления своей позиции по территориальным притязаниям.

Труднее понять позицию России по этому принципиальному вопросу. Мы как будто признаем наличие территориальной проблемы и в то же время никак не можем определиться, что же мы собираемся отстаивать. Все это создает своеобразный вакуум в нашей позиции, который заполняется импровизацией различного рода чиновниками от разных ведомств, участвующих в переговорах с Японией. Отсюда и шаткость наших позиций, неясность основной цели -- то ли рыболовные проблемы решать, то ли временным политикам угождать?

Что же касается сотрудничества между двумя странами в области рыболовства, то оно действительно необходимо как нашим, так и японским рыбакам. Такое сотрудничество в условиях рыночных отношений имеет комплексный характер, так как здесь переплетаются соперничество за ресурсы с необходимостью их сохранения и одновременно с конкуренцией за рынки сбыта. Поэтому рыболовные отношения между Россией и Японией должны основываться на равноправной и взаимовыгодной основе без всякой увязки с так называемой территориальной проблемой.

Безусловно, позиция Токио в отношении России претерпела некоторые изменения. Она отказалась от принципа “неразделимости политики и экономики”, то есть жесткой увязки территориальной проблемы с сотрудничеством в области экономики, включая и рыболовство. Сейчас правительство Японии пытается проводить гибкую политику, которая означает мягкое продвижение одновременно экономического сотрудничества и решение территориальной проблемы. На словах вроде изменение, а на практике вновь нажим и давление. Как и раньше, только в рыболовстве действуют такие ограничения для российских рыболовных судов, как заходы в порты, импортные квоты на ряд объектов лова, закрытие районов лова, что не позволяет выбирать даже выделенную нашим судам в 200-мильной зоне Японии квоту; трудности имеются в создании на территории Японии смешанных предприятий и т.д. Правда, и у нас в России пока достаточно сложно вести дела японским предпринимателям. Все это сдерживает рыболовное сотрудничество, а главное -- не создает устойчивого доверия между деловыми людьми. В целом, по моему мнению, должен поменяться у японцев образ России, как потенциального противника, так же как и у нас русский образ Японии, как постоянного агрессора в прошлом на образ стран-соседей, которые могут взаимовыгодно сотрудничать. В качестве же ключевого звена такого развития сотрудничества следовало бы избрать рыбное хозяйство, рыболовство двух стран, включая и в районе Курильских островов. Конечно, как показал опыт прошлого, сделать это не просто, тем более за короткий срок. Но этот шанс надо попытаться реализовать, а не выдумывать несуществующих проблем безопасного промысла. Много здесь зависит от японской стороны, от ее отмены всех ограничений на такое сотрудничество, включая и снятие с этого направления политических требований по территориальной проблеме. Сумела ведь Япония встать на такой путь с Китаем и даже заключила мирный договор, хотя проблемы по принадлежности островов Сэнкаку (Дяоюдай) не решены. Близкая аналогия с Курилами.

9 ноября 2006 года Сахалинская областная Дума приняла постановление "О продолжающейся картографической агрессии Японии в отношении Российской Федерации". В нем сообщается, что вопреки двусторонним и многосторонним соглашениям, в условиях "холодной войны" Япония с 1969 года приступила к составлению и распространению политических карт, на которых искажается изображение территории России: Курильские острова к югу от о.Уруп стали обозначаться как территория Японии, национальное картографическое управление систематически включает площадь островов Малой Курильской гряды, а также Кунашира и Итурупа в общую площадь Японии. За ревизией политических карт последовала ревизия физической географии - названные острова на японских картах исчезли из состава Курильского архипелага

Единственный ключ к взаимопониманию двух стран -- это создание климата доверия, доверия и еще раз доверия, а также широкого взаимовыгодного сотрудничества в самых разных областях политики, экономики и культуры. Свести накопленное столетием недоверие к нулевой отметке и начать двигаться к доверию с плюсом -- залог успеха мирного соседства и спокойствия в приграничных морских районах России и Японии. Сумеют ли реализовать эту возможность нынешние политики? Покажет время.